Блог Анатолия Рогозина. 14 век италия


Италия - XIV век | История, путешествия и не только

Год События 1301 Войско Карла Валуа, во Флоренции помогло Корсо Донати, главе «чёрных» гвельфов, осуществить государственный переворот. 1302 Договор в Кальтабеллотте. Закончилась война Арагона и Неаполя против Сицилии. Федериго II признан Карлом II в качестве пожизненного короля Тринакрии (древнее название Сицилии). 1303 Советник короля Франции Филиппа Красивого Гильом Ногаре арестовал папу Бонифация VIII, но его отбили земляки. Умер Бонифаций VIII. Папа Римский – Бенедикт XI (1240-1304). Начало войны Венеции с Падуей за освоение соляных копий. 1304 Умер (отравлен?) Бенедикт XI. Окончание войны Венеции с Падуей, победа Венеции. 1305 Папа Римский – Климент V (1264-1314), избран при содействии французского короля Филиппа IV, которому он за это обязался уступить на пять лет церковные доходы в пределах Франции и обещал полную покорность, первый папа, короновавшийся тройной короной — тиарой. Климент V короновался в Лионе и остался во Франции. В Падуе освящена капелла Скровеньи с росписями Джотто. 1306 - 1307 Войска епископа города Верчелли разбили восставших крестьян. Дольчино взят в плен и сожжён. 1308 Альбрехт I убит своим племянником Иоганном Швабским. Король Германии - Генрих VII (1279-1313). 1309 Климент V перенес папскую резиденцию в Авиньон, положив начало «авиньонскому пленению пап». Умер Карл II. Король Неаполя - Роберт Мудрый (1277-1343). 1310 Заговор Бьямонте Тьеполо в Венеции, разгромлен. Основан Совет Десяти – орган власти в Венеции. 1311 Умер Пьетро Градениго. Дож Венеции - Марино Цорци (1231-1312). 1312 Император Священной Римской империи - Генрих VII (1279-1313). Умер Марино Цорци. Дож Венеции - Джованни Соранцо (1240-1328). 1313 Сицилийская армия высадилась в Калабрии и захватила Реджо. Умер (отравлен?) Генрих VII. Король Германии – нет. 1314 Умер Климент V. Папа Римский – нет. Король Германии – Людвиг IV Баварский (1282-1347). Антикороль Германии – Фридрих III Красивый (1289-1330). 1315 Во Флоренции городские власти заочно приговаривают Данте Алигьери к смертной казни из-за того, что поэт отказался вернуться назад из изгнания. 1316 Папа Римский – Иоанн XXII (1249-1334). 1317 Мир Сицилии с Неаполем. 1318 Король Неаполя Роберт Мудрый подчинил Геную. 1319 Король Неаполя Роберт Мудрый подчинил Брешию. 1320 - 1321 - 1322 - 1323 Папа Римский Иоанн XXII объявил, что всякая ссылка на Библию с целью идеализировать нищету и бедность являются ересью. Умер Амадей V Великий. Граф Савойи - Эдуард I Либерал (1284-1329). 1324 Крестовый поход против Феррары, Милана и Гиббелинов в Анконской марке и герцогстве Сполето. Высадка арагонцев в Сардинии. Бой у Лукосистерны между войсками Арагона и Сардинии. Капитуляция Кальяри. Пиза передаёт права на Сардинию Арагону. 1325 - 1326 Между Людвигом IV и Фридрихом III в Ульме заключён договор, Фридрих III признавался королём Германии, а Людвиг IV должен был короноваться императором Священной Римской империи в Италии. Фридрих оставил пост правителя Германии и вернулся в свои родовые владения. 1327 Людвиг IV совершил военный поход в Италию. Франческо Петрарка впервые увидел свою Лауру. 1328 Император Священной Римской империи - Людвиг IV Баварский (1282-1347). Антипапа Римский (в Риме) - Николай V (?-1330-1333). Умер Джованни Соранцо. Дож Венеции - Франческо Дандоло (?-1339). 1329 Умер Эдуард I Либерал. Графиня Савойи – Жанна (1310-1329-1344). Отказалась от своих прав Жанна. Граф Савойи - Аймон I Тихий (1291-1343). 1330 Признал свою вину и отрёкся антипапа Николай V. 1331 К Флоренции присоединена Пистойя. 1332 - 1333 - 1334 Умер Иоанн XXII. Папа Римский – Бенедикт XII (1285-1342). 1335 - 1336 - 1337 Умер Федериго II. Король Сицилии - Педро II (1305-1342). 1338 Окончено строительство собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Тосканский город Пеша присоединён к Флорентийской республике. 1339 Брешия перешла под власть Висконти. Введение института выборных дожей в Генуе на венецианский манер. Умер Франческо Дандоло. Дож Венеции – Бартоломео Градениго (1259-1342). 1340 - 1341 - 1342 Умер Бенедикт XII. Папа Римский – Климент VI (1291-1352). Умер Педро II. Король Сицилии - Людовик Дитя (1337-1355). Умер Бартоломео Градениго. Дож Венеции – Андреа Дандоло (1305-1354). 1343 Восстание чесальщиков шерсти во Флоренции. Умер Аймон I Тихий. Граф Савойи - Амадей VI Зелёный (1334-1383). Умер Роберт Мудрый. Королева Неаполя - Джованна I (1328-1382). 1344 В Милане установлены первые башенные часы. Началась война Венеции с Венгрией. 1345 Убит Андрей Венгерский, муж королевы Неаполя Джованны I. 1346 Венецианские войска осадили Зару и нанесли поражение венграм. 1347 Умер Людвиг IV Баварский. Король Германии – нет. Восстание жителей Рима и провозглашение республики. 1348 Венгерский король Лайош I, вторгся в Неаполь с целью отомстить за смерть брата. Джованна и её второй муж Людовик Тарентский бежали в Прованс. Эпидемия чумы заставила Лайоша отступить в Венгрию. 1349 Император Священной Римской империи и король Германии – Карл IV (1316-1378). Победа генуэзцев над Византией. Венгерский король Лайош I, захватил Неаполь. Расследование убийства Андрея Венгерского под папским контролем. Джованна признана участницей убийства, но оправдана, так как она действовала по наущению дьявола. Лайош согласился с вердиктом, признал Джованну королевой Неаполя и отвёл войска. Папа Климент выкупил у Джованны за ничтожную сумму Авиньон. 1350 Завершено строительство Пизанской башни. 1351 - 1352 Умер Климент VI. Папа Римский – Иннокентий VI (1282-1362). 1353 - 1354 Умер Андреа Дандоло. Дож Венеции – Марино Фальеро (1285-1355). 1355 В Вероне построен мост Скалигеров. Умер (чума) Людовик. Король Сицилии - Федериго III (1341-1377). Дож Венеции Марино Фальеро пытался организовать переворот с целью узурпации власти, обвинён в государственной измене и казнён. Дож Венеции – Джованни Градениго (1273-1356). 1356 Умер Джованни Градениго. Дож Венеции – Джованни Дольфин (?-1361). 1357 - 1358 Закончилась война Венеции с Венгрией. 1359 - 1360 Началась война между Сицилией и Неаполем. 1361 Умер Джованни Дольфин. Дож Венеции – Лоренцо Челси (1310-1365). 1362 Умер Иннокентий VI. Папа Римский – Урбан V (1310-1370). 1363 На острове Крит началось «Восстание святого Тита» против власти Венеции. 1364 Победа венецианских войск над повстанцами Крита. 1365 Умер Лоренцо Челси. Дож Венеции – Марко Корнаро (1286-1368). 1366 Граф Савойи Амадей VI Зелёный с небольшой армией отбил у османов полуостров Галлиполи. 1367 Папа Урбан V переезжает в Рим. Граф Савойи Амадей VI Зелёный вынудил болгарского царя Иоанна-Александра освободить пленного византийского императора Иоанна V Палеолога. Генуя отобрала у Венеции острова Хиос, Лесбос и город Фокею. 1368 Окончательно подавлено «Восстание святого Тита» на Крите. Умер Марко Корнаро. Дож Венеции – Андреа Контарини (1304-1382). 1369 Император Византии отправился в Рим, признал все католические догматы и молил папу о поддержке. Никто из западных королей, несмотря на призывы папы, не помог. 1370 Возвращение папы Урбана V в Авиньон. Умер Урбан V. Папа Римский – Григорий XI (1331-1378). 1371 Восстание чесальщиков шерсти в Перудже. Восстание шерстяников в Сиене. Образовано правительство «тощего народа» во главе с Франческо д’Аньоло. Отряды богатых горожан разбили восставших и устроили резню в Сиене. 1372 - 1373 Закончилась война между Сицилией и Неаполем. 1374 - 1375 Антипапское восстание в Перудже. Началась Война восьми святых - между папским государством и коалицией итальянских государств во главе с Флоренцией. 1376 Папа Григорий XI окончательно покинул Авиньон. Граф Роберт Женевский, устраивает резню при Чезене, заслужив прозвища «мясник» и «чезенский палач». Альберико да Барбиано основал первый итальянский отряд наёмных солдат под названием «Итальянская компания святого Георгия». 1377 Прибытие Григория XI в Рим. Умер Федериго III. Королева Сицилии – Мария (1363-1401). 1378 Умер Карл IV. Король Германии – Венцель (1361-1400-1419). Закончилась Война восьми святых. Умер Григорий XI. Великий западный раскол. Папа Римский (в Риме) – Урбан VI (1318-1389) настаивал, чтобы курия и кардиналы прекратили получать подарки, пенсии и взятки, восстановил против себя почти всех кардиналов. Антипапа Римский (в Авиньоне) - Климент VII (1342-1394). Восстание чомпи во Флоренции. Началась Война Кьоджи между Венецией и Генуей. 1379 Генуэзский флот в водах Пола победил венецианцев. Сражение при Марино, победа армии Урбана VI над Климентом VII. Французский гарнизон изгнан из замка Святого Ангела (Рим). Королеву Сицилии Марию похитил Гульельмо Раймондо Монкада, чтобы не дать ей выйти замуж за Джангалеаццо Висконти. 1380 Крупная победа венецианского флота над генуэзским. 1381 Мирный договор между Генуэзской и Венецианской республиками, положивший конец Войне Кьоджи. Начало упадка Генуи. 1382 Крестьянское восстание тукинов в Савойе. Задушена Джованна I. Король Неаполя - Карл III Малый (1345-1386). Умер Андреа Контарини. Дож Венеции – Микеле Морозини (1308-1382-1382). Умер Микеле Морозини. Дож Венеции – Антонио Веньер (1330-1400). 1383 Венецианцы взяли и разрушили город Двиград. Карл III Малый, король Неаполя, захватил в плен папу Урбана VI. Умер Амадей VI Зелёный. Граф Савойи - Амадей VII Рыжий (1360-1391). 1384 Папа Урбан VI освобождён из плена. 1385 Заговор шести куриальных сановников и кардиналов, намеревались свергнуть Урбана VI с папского трона. По приказу папы арестованы, преданы пытке и убиты пять кардиналов-итальянцев, Неаполитанские король и королева отлучены от церкви как сообщники. Король Неаполя Карл III становится королём Венгрии. 1386 Убит Карл III Малый. Король Неаполя - Владислав I (1376-1414). 1387 Начало войны Венгрии с Неаполем и Боснией. 1388 Антипапа Климент VII захватил Неаполь. 1389 Умер Урбан VI. Папа Римский (в Риме) – Бонифаций IX (1356-1404). 1390 Людовик, граф Анжу, во главе наемной армии занял Неаполь и ряд прибрежных провинций, Владислав бежал в Гаэту. 1391 Умер Амадей VII Рыжий. Граф Савойи - Амадей VIII Миролюбивый (1383-1434-1451). 1392 Мария и её муж Мартин прибыли на Сицилию с войсками и успешно подавили баронскую оппозицию. 1393 - 1394 Умер Климент VII. Антипапа Римский (в Авиньоне) - Бенедикт XIII (1328-1423). 1395 - 1396 - 1397 - 1398 Французская церковь изменила мнение и перестала признавать Бенедикта в качестве законного папы. Семнадцать из двадцати трёх кардиналов покинули Авиньон. 1399 - 1400 Свергнут Венцель. Король Германии – Рупрехт (1352-1410). Граф Анжу Людовик изгнан из Неаполя, Владислав вернулся в свою столицу. Умер Антонио Веньер. Дож Венеции – Микеле Стено (1331-1413).

blog.allcastle.info

Итальянское искусство 14 века

В отличие от Франции, развитие искусства в ИталииXIVстолетия во многом взаимосвязано с новыми ренессансными тенденциями. Не случайно именно Италия является родиной Возрождения, и этапы истории искусства Италии долгое время служили главной точкой отсчета в периодизации этого этапа развития европейской культуры в целом. Исследователи выделяют: вводный период -Проторенессанс(ок.1260-1320),треченто(14 век),кватроченто (15 век) ичинквеченто(16 век).

В Италии конца XIII-XIVвека творили Данте35, Петрарка36, Боккаччо37и Джотто38. Не менее интересные процессы происходили в области музыкального искусства. Именно в этот период как самостоятельное и самобытное явление складывается профессиональная композиторская школа. Одна из главных ее отличительных черт – формирование и расцвет светских жанров музыкального творчества. В сохранившихся манускриптах этого времени необычайно мало духовных композиций – встречаются лишь единичные части месс. Отсутствуют мотеты и практика композиции наcantuspriusfactus. Зато светских вокальных композиций в общей сложности насчитывается более пятисот! Среди них –мадригалы, каччи и баллаты. В первой половинеXIVвека развивается двухголосная техника, с середины столетия появляется трехголосие. По своей тематике светские музыкальные жанры весьма разнообразны: это и любовная лирика (мадригалы), жанровые охотничьи песни (каччи), шуточные, мифологические, басенные и даже злободневно-полемические.

К первому поколению итальянских композиторов относятся Иоханнес да Флоренция, Якопо да Болонья, Пьеро да Казелла, Гирарделлои др. Крупнейшая фигура итальянской школы второй половиныXIVвека -Франческо Ландини.

О

Мадригал

дним из самых значительных жанров этого периода являетсямадригал - небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, 2-3-голосное с инструментальным сопровождением. Истоки мадригала восходят к итальянской народной поэзии: само слово производно от итальянскогоmandrealе,mandra– старинная пастушеская песня. Однако вXIVвеке мадригал, в отличие от сонетов, выделялся свободой строения в отношении количества строк и рифмовки. Он ярко представлял “dolcestilonuovo” – новый нежный стиль, развивающийся в итальянской поэзии. Поэтическая форма, используемая Франко Сакетти, Франческо Петраркой, Джованни Боккаччо в мадригалах, представляет две разновидности:

ritornello

ritornello

Отличительной чертой являлся повтор строк в завершении стихотворения – раздел назывался ritornello.

В музыке для каждой новой строфы использовался новый музыкальный материал: поэтической форме терцет соответствовала форма A–B–Ritornello,strambotto–A–B–C-Ritornello. Важной стилевой особенностью мадригалов было чередование разделов с силлабическим стилем распевания текста и больших эпизодов с мелизматическими распевами. Ведущую роль играл верхний голос – мелодически выразительный. В ритмическом отношении мадригалы отличались свободой и непринужденностью.

Б

Баллата и качча

аллата по своему происхождению представляет собой песенно-танцевальный жанр. По композиции она близка французской виреле: А – В – В – А – А. Вновь, как и во французских песенных жанрах, форма основана на определенной последовательности двух музыкально-тематических разделов А и В, что типично для бытовых песенных форм.

Особое место занимает качча – в переводе с итальянского языка слово означаетохота. По своей форме она является двухголосным каноном39с нижним контрапунктирующим40голосом (его обычно исполняли на инструменте). Данная особенность объясняется образным содержанием каччи. Это жанровая сценка, изображающая погоню охотника за зверем.

В рукописном собрании музыкальных сочинений итальянских композиторов XIVвека хранится 23 произведения Якопо да Болоньо, 19 Иоганнеса да Флоренция, 9 Пьеро да Казелла, 5 Гирарделло, 5 Донато, 2 Бартолино де Падуя и 86 композиций Ландини! Это свидетельствует о необычайной популярности произведений Франческо Ландини. Не случайно биографические сведения сохранились только о нем. Его редкостный талант и разносторонние знания поражали общество флорентийских гуманистов.

studfiles.net

Италия XII—XIII вв. это что такое Италия XII—XIII вв.: определение — История.НЭС

Италия XII—XIII вв.

Италия, как и Германия, в течение XII—XIII вв. по-прежнему оставалась политически раздробленной. Расцвет итальянских городов не привел к образованию единого внутреннего рынка и складыванию на этой основе централизованного государства. Объединению Италии сильно препятствовала политика германских императоров и папства.

Раздробленность Италии в XII—XIII вв.

Северная и Средняя Италия (Ломбардия и Тоскана) были подчинены Германской империи. Фактическую же власть в этих областях имели крупные феодальные сеньоры и города. Папское государство к началу ХIII в. сильно расширилось и включило в свои состав герцогство Сполето (к востоку от Римской области), а также и Романью (по северо-западному побережью Адриатического моря). Таким образом, северная граница папского государства вплотную приблизилась к венецианским владениям. Вся Южная Италия к середине XII в. объединилась под властью норманских королей и вошла в состав так называемого Королевства обеих Сицилии. Это королевство включало остров Сицилия, Апулию и Калабрию, а также обширные герцогства Салерно и Беневент и доходило до южных границ Папской области. Как и в предыдущий период (IX—XI вв.), историческое развитие Северной и Южной Италии в XII—XIII вв. шло во многом различными путями.

Города Северной и Средней Италии

Города нигде не играли в средние века такой громадной политической роли, как в Италии, и нигде размах их торговых сношений не был так велик, как именно в этой стране. К тому же не только возникновение, но и расцвет итальянских городов относился к более раннему времени, чем в других западноевропейских странах.

Однако различные итальянские города сильно отличались друг от друга и по своей экономике, и по своей социальной структуре. Одни из этих городов (Венеция, Генуя, Пиза) в течение всего средневековья играли главным образом роль крупнейших торговых центров и занимались преимущественно внешней торговлей. Вместе с тем в них развивались и многие отрасли ремесленного производства. Другие города (Милан, большая часть ломбардских городов и ряд городов Средней Италии) являлись прежде всего центрами средневекового ремесла, хотя принимали участие и в торговле. Наконец, существовали такие города (их ярким примером может служить Флоренция), которые, будучи развитыми торгово-ремесленными центрами, выдвинулись одновременно и как центры ростовщического капитала.

Различным был и политический строй итальянских городов. В Венеции господство находилось вначале в руках крупных землевладельцев, разбогатевших на заморской торговле. Впоследствии эти землевладельцы слились с тесно связанными с ними оптовыми торговцами в один слой городского патрициата. Городская знать Венеции избирала дожа, стоявшего во главе города и обладавшего пожизненной властью. Начиная с XI в. венецианский патрициат все более ограничивал власть дожа, назначение которого стало зависеть от небольшого количества патрицианских семей. В течение XII в. представители городского патрициата образовали законодательный орган — так называемый Большой совет, члены которого с конца XIII в. стали уже несменяемыми, и их должность — наследственной. Из среды Большого совета был выделен исполнительный орган — Малый совет, или Совет сорока. Таким образом, политический строй Венеции к концу XIII в. был олигархическим, т. е. Венецией правила кучка богатых и знатных купеческих родов.

Генуя была наряду с Венецией одним из самых крупных торговых городов в Северной Италии. В XIII в. генуэзские купцы проникли даже в Крым, где ими были основаны торговые фактории — Кафа (позднейшая Феодосия), Солдайя (Судак) и Балаклава. Генуэзские фактории в Крыму стали важными опорными пунктами Генуи в торговле с Польшей, Русью, Ираном, Центральной Азией, Индией и Китаем. Генуэзцы создали комитет для управления крымскими колониями и ежегодно назначали особое должностное лицо из Генуи (консула) для управления Кафой и другими колониями. В каждом крымском городе, попавшем под власть Генуи, образовались как бы две городские общины: одна — зависимая, состоявшая из местного населения, другая — привилегированная, состоявшая из генуэзцев. Это привело к жестокой эксплуатации генуэзцами местных ремесленников и к упадку местной торговли.

Так же как и Венецией, Генуей управляли богатые и знатные землевладельцы, участвовавшие в оптовой заморской торговле. Ниже их стояли остальные купцы, а еще ниже — «старшие цехи» суконщиков и производителей шелковых тканей (к ним примыкали золотых дел мастера). Ремесленники других профессий были организованы в так называемые «младшие цехи», которые не играли в жизни городов никакой политической роли. Непрерывное торговое соперничество между итальянскими городами приводило к постоянным столкновениям и войнам между Венецией, Генуей и Пизой.

Изменения в положении феодально зависимого крестьянства в Северной и Средней Италии в XII—XIII вв.

Рост ремесла и товарности феодального хозяйства в деревне привел уже в X—XI вв. к имущественному расслоению феодально зависимого крестьянства Северной и Средней Италии, а одновременно и к увеличению покупательной способности его зажиточной части. К рынку была вынуждена обращаться основная масса крестьян. Тем самым была создана возможность возникновения рыночных связей в Ломбардии и Тоскане. На продажу шли как продукты ремесленного производства итальянских городов, так и привозные товары.

Рост городов и торговли Северной и Средней Италии в XII—XIII вв. приводил к дальнейшему расширению внутреннего рынка. Однако оно происходило путем увеличения числа потребителей городских товаров в отдельных районах сбыта, связанных с определенными городами, а не путем образования единого внутреннего рынка, общего для всей Северной и Средней Италии. В то же время рост ремесленного производства в городах Средней и Северной Италии увеличивал потребность в рабочих руках, занятых в городском ремесле, а следовательно, в притоке населения из деревни в город. Но это могло стать возможным лишь путем разрыва феодальных пут личной зависимости крестьян от феодалов. Между тем, хотя в XII — первой половине XIII в. среди крестьянства Северной и Средней Италии имелось большое число лично свободных держателей — либелляриев, значительная часть крестьян продолжала еще оставаться несвободной (сервы, маснадерии).

В этот период денежная рента являлась уже господствующей, но сохранялись и всевозможные натуральные оброки. Что касается барщины, то она почти исчезла, оставшись лишь в форме транспортной повинности. В деревне развивались ссудные и ростовщические операции, усиливавшие имущественную дифференциацию крестьянства. Некоторые обедневшие крестьяне были вынуждены закладывать свои земельные держания зажиточным односельчанам или феодалам. Зажиточные же крестьяне, наживаясь на ростовщических операциях, имели возможность не только освободиться от личной зависимости, внеся выкупную сумму сеньору, но и приобрести в собственность свой прежний надел (а иногда и участки малоимущих соседей) или же заключить на выгодных условиях новый арендный договор с землевладельцем. Переселяясь в город, зажиточные крестьяне подчас пополняли ряды состоятельных горожан (бюргеров).

Освобождение крестьян, которое в широких масштабах происходило во второй половине XIII в. в Средней Италии, выражалось в личном освобождении крестьян за выкуп, без земли. Оно было выгодно прежде всего зажиточным крестьянам. Для значительной же части крестьян уплата выкупа за освобождение означала их разорение и превращение в батраков, в городских наемных работников, или же в испольщиков — краткосрочных арендаторов на условиях уплаты половины или какой-либо части урожая собственнику земли. Города активно вмешивались в этот процесс. С одной стороны, купцы, а иногда и богатые ремесленные мастера скупали в пределах своей городской округи земли соседних феодалов по частям, в результате чего дробились феодальные поместья. На этих землях купцы оставляли прежних зависимых держателей, продолжая эксплуатировать их феодальными методами. Более того, представители городской верхушки даже усиливали эксплуатацию этих держателей, ибо деревня служила для них источником сырья и продовольствия. С другой стороны, города нуждались в рабочих руках и поэтому они охотно освобождали крестьян, прибывших из чужих городских округов, от крепостной зависимости. Так, например, Лукка, Пиза и Флоренция в начале XIII в. издали ряд постановлений о полной свободе и неприкосновенности крестьян, бежавших в города из пределов чужих городских территорий. Городские власти не только укрывали беглых крестьян (даже сервов), но иногда и уплачивали за них выкупную сумму, заключая договоры об этом с феодальными сеньорами.

С конца XI в. группы лично свободного крестьянства начали создавать так называемые сельские коммуны, имевшие самоуправление и своих выборных должностных лиц. Эти сельские коммуны возникли в тот период, когда города в своей борьбе против сеньоров поддерживали стремление крестьян к независимости от феодалов. Но после победы над собственными сеньорами города стали подчинять себе сельские коммуны и отменять их самоуправление. Они захватывали общинные угодья сельских коммун, а богатые горожане скупали крестьянские наделы. Крупные города Северной и Средней Италии стремились подчинить себе и некоторые слои феодального класса — главным образом мелких рыцарей, которые грабили купеческиe караваны. Так, например, Флоренция заставила многих тосканских рыцарей переселиться в пределы города.

Возникновение городов-государств в Северной и Средней Италии

Если в X—XI вв. города владели лишь территорией самого городского поселения и предместьями, то в XII в. положение стало резко меняться. С одной стороны, горожане скупали земельные владения феодалов, живших вне города. С другой стороны, сами феодалы, и светские и духовные, часто становились должниками городских ростовщиков и теряли свои земли. Все это приводило к тому, что некоторые города приобрели политическое господство над целыми территориями, эти города принято называть городами-государствами.

Таким крупнейшим городским коммунам Италии, как Флоренция и Милан, в XIII в. принадлежала не только городская зона с предместьем и землями «заповедной мили», т. е. землями в радиусе одной мили от города, но и подчиненная данному городу сельская территория, не имевшая в своем составе сколько-нибудь значительных городов (она называлась контадо). Кроме того, этим крупнейшим городским коммунам принадлежала территория, включавшая в себя другие города, которые либо были завоеваны Флоренцией или Миланом, либо оказались вынужденными подчиниться им в силу договоров (эта территория называлась дистретто).

Все эти более мелкие города в свою очередь имели зависевшую от них сельскую округу и до их подчинения крупному городскому центру сами являлись самостоятельными коммунами. Некоторые крупные городские центры, например Флоренция, допускали известную долю хозяйственной самостоятельности и самоуправления мелких городов внутри дистретто при обязательном сохранении привилегированного положения бюргерства главного городского центра. Венеция, Генуя, Пиза и другие города, игравшие роль крупных торговых центров, являлись также городами государствами, но их усиление было в значительной мере связано с внешней торговлей.

Борьба внутри итальянских городов

По мере развития городов в них все более обострялись социальные противоречия. Так, конец XII и начало XIII в. во Флоренции были ознаменованы выступлением на политическую арену широкой массы ремесленников и купцов, которые первоначально составляли как бы самостоятельную общину внутри города во главе с особым должностным лицом — ежегодно избираемым «капитаном народа». На этом этапе ремесленники и средние слои купечества боролись совместно против городской знати, но результатами этой борьбы воспользовались именно купцы. «Капитан» получил возможность контролировать действия коммунальных властей, а многие представители купечества приобрели право занимать коммунальные должности. Попытки знати по-прежнему вмешиваться в управление городом привели к восстанию бюргерства и к изданию в 1293 г. «Установлений справедливости» (или иначе «Уставов правосудия»). В силу этих «Установлений» представителям знати вообще запрещалось участие в политической жизни Флоренции.

К концу XIII в. во Флоренции уже резко обозначились различные слои горожан с прямо противоположными интересами. Купцам, менялам и ростовщикам, объединенным в семь «старших цехов» (так называемый «жирный народ»), противостояли ремесленные мастера различных профессий, объединенные в 14 «младших цехов». Вне цехов стояли внецеховые ремесленники и поденные рабочие (например, чесальщики и красильщики шерсти). Члены младших цехов, их подмастерья и городское плебейство составляли большинство населения Флоренции (так называемый «тощий народ»). Между тем стоявшая во главе города «синьория» являлась органом господства старших цехов. Борьба между «жирным» и «тощим народом» была неизбежна. Несколько по-другому обстояло дело в крупнейшем центре ремесленного производства Ломбардии — Милане, где ремесленники и мелкие торговцы начали выступать против городского патрициата и купечества еще в X—XI вв. В самом конце XII в. (1198 г.) миланские ремесленники и мелкие торговцы уже составили особую политическую организацию во главе с так называемым подеста и заняли в Милане определенное место наряду с высшим и низшим дворянством и купечеством. В начале XIII в. (1201г.) они добились права иметь собственное должностное лицо — консула. Однако при всех отличиях общественного строя разных итальянских городов в каждом из них шла борьба сначала между купечеством и городским патрициатом, а потом между ремесленниками и высшими слоями городского населения.

Противоречия внутри итальянских городов осложнялись борьбой империи и папства, приведшей к образованию двух «партий» в Италии — сторонников германских императоров, или гибеллинов (итальянизированное наименование немецкого бурга Вайблинген, родового владения Штауфенов), и сторонников папства, или гвельфов (от измененной немецкой фамилии Вельфы, принадлежавшей к враждебному Штауфенам герцогскому роду в Германии). Социальный состав этих «партий» неоднократно менялся, но в основном гибеллинам сочувствовала городская знать, вышедшая из дворянских родов, а гвельфам — высший слой горожан, богатые купцы и ростовщики. Борьба этих двух «партий» была, кроме того, отражением экономической конкуренции городов как на внешних рынках, так и в самой Италии.

Антипапское восстание в Риме

В силу особенностей развития Рима как столицы папского государства ремесленное производство в нем было рассчитано главным образом на удовлетворение потребностей папской курии, духовенства и знати, а не на сбыт продуктов за пределами Рима. В городе очень сильно было развито ростовщичество и банковское дело, связанное с постоянным притоком в папскую курию денежных взносов из разных стран. Купцы и ремесленники в Риме страдали как от запрета цехов и гильдий, так и от чрезмерных пошлин и податей. К тому же они не имели никаких политических прав. В результате в 1143 г. во время правления папы Иннокентия II в Риме вспыхнуло восстание, в котором вначале участвовали разные слои городского населения, недовольные господством папства и знати, — купцы, ремесленники, низшее духовенство и частично даже мелкие рыцари. Восставшими был учрежден сенат как главный орган управления городом. Сенат состоял, по-видимому, в основном из представителей горожан, хотя в него могли входить и отдельные представители рыцарства. Участники антипапского восстания добивались установления в Риме коммуны.

В 1147 г. во главе восстания стал Арнольд Брешианский, идеолог бюргерства и вождь римских народных масс, проведший свою юность в городе Брешии (Ломбардия) в то время, когда там происходило движение патарснов. Впоследствии Арнольд Брешианский неоднократно присуждался папами к изгнанию из Италии и жил то во Франции, то в Швейцарии (Цюрихе), то в Чехии. В Париже Арнольд был учеником философа Абеляра, от которого он воспринял рационализм и его основные идеи сопротивления авторитету церкви. Арнольд Брешианский требовал обязательной секуляризации всех церковных земель и раздачи их народу, а также полностью отвергал иерархический строй церкви и само папство как учреждение. Вместе с тем политическая программа Арнольда предусматривала создание (наряду с сенатом) народного собрания, восстановление должности народных трибунов и избрание императора — римлянина (вместо императора — главы Германской империи). Тем самым борьба Арнольда за установление городской коммуны в Риме была направлена не только против папы, но и против германского императора.

Однако противоречия между интересами бюргерства, с одной стороны, и плебейства — с другой, привели к расколу в среде восставших. Воспользовавшись этим, папа Адриан IV в 1155 г. как раз накануне пасхальной недели наложил на Рим интердикт, который весьма ощутимо ударил по интересам купечества, наживавшегося на паломниках. Купечество быстро предало Арнольда и согласилось на его изгнание из Рима. Арнольд бежал, но был схвачен лицами, находившимися на службе у германского императора Фридриха I Барбароссы. В 1155 г. Арнольда повесили, труп его был сожжен, а пепел брошен в Тибр. Так жестоко расправились с народным вождем две реакционнейшие силы средневековья — папство и империя.

Положение феодально зависимого крестьянства в Южной Италии и Сицилии

Развитие Южной Италии шло по иному пути, нежели развитие Северной и Средней Италии. В число феодально зависимых крестьян там в XII в. входили прежде всего серны, или крепостные держатели, происходившие из посаженных на землю рабов. Они не имели права перехода, но обладали некоторыми правами распоряжения движимостью. Кроме сервов, феодально зависимыми являлись полусвободные крестьяне, иногда называвшиеся вилланами и имевшие ограниченное право перехода на известных условиях, а также разного рода «пришлые люди», происходившие отчасти из свободных общинников и полусвободных крестьян, а отчасти и из беглых сервов. Представители всех этих групп крестьянства были обязаны выполнять барщину и нести натуральные и денежные оброки.

Но в Сицилийском королевстве, помимо феодально зависимых крестьян, имелись и лично свободные крестьяне-аллодисты, жившие общинами и ведшие упорную борьбу против закрепощения. В течение XII—XIII вв. лично свободные крестьяне не раз поднимали восстания как против феодалов (в 1123, 1168, 1199 гг.), так и против королевской власти (в 1178 и 1239 гг.) и требовали, чтобы их не облагали новыми оброками и поборами. Однако все эти восстания потерпели поражение. XII и XIII века, которые в Северной и Средней Италии были временем частичного освобождения крестьян, для Южной Италии являлись периодом, подготовившим дальнейшее их закрепощение.

Замедленность социально-экономического развития Южной Италии по сравнению с Северной и Средней Италией объяснялась более слабым распространением на юге товарно-денежных отношений и тем, что там почти отсутствовали местные районы сбыта вокруг городов, игравших в значительной степени роль торговых центров и транзитных пунктов лишь для внешней торговли. Большую роль в экономике страны со времен норманского завоевания стал играть королевский домен. Крестьянство подвергалось здесь наиболее тяжелой эксплуатации. Норманским королям конца XII в. неоднократно приходилось подавлять восстания сервов из числа сарацин (арабов), поселенных на домениальных землях. Количество восставших доходило до нескольких тысяч человек.

Сицилийское королевство; его взаимоотношения с папством и Германской империей

В конце XII в. норманское Королевство обеих Сицилий перешло в руки германской императорской династии Шлауфенов. Это произошло при сыне Фридриха I Барбароссы — Генрихе VI (1190— 1197), который женился на наследнице сицилийского престола Констанции. Однако первая же попытка Генриха VI осушествить свое господство в Южной Италии путем назначения должностных лиц, пересмотра всех прежних привилегий местных сеньоров и у становления новых податей вызвала восстание южноитальянских феодалов. Хотя и с большим трудом, но Генриху VI все же удалось подавить восстание. Сразу же после этого в Сицилийском королевстве начались длительные феодальные усобицы.

Эти усобицы усилились в период понтификата (т. е. пребывания на папском престоле) папы Иннокентия III (1198—1216), когда после смерти Генриха VI и Констанции Сицилийское королевство оказалось под непосредственным управлением папы. Выжимая из Сицилийского королевства большие доходы в свою пользу, папство настойчиво стремилось к постоянному обладанию этим богатым государством с его сильным флотом, залежами металлических руд и соли, развитым шелковым производством и обширной внешней торговлей.

Но папству не удалось удержать Сицилийское королевство в своих руках. Вскоре после смерти Иннокентия III оно вновь перешло в руки Штауфенов, причем германский император Фридрих II Гогенштауфен (1220—1250) — сын Генриха VI попытался превратить Сицилийское королевство в опору своей власти, а кроме того, захватить Северную и Среднюю Италию. Все это привело к новой, длительной борьбе императора с папой, в которой в конечном счете Фридрих II потерпел поражение.

В Сицилийском королевстве Фридрих II проводил политику, противоположную той, которую он вел в Германии, где он предоставлял крупнейшим феодалам, т. е. князьям, политическую самостоятельность. В Южной Италии он опирался на мелкое рыцарство и боролся с крупными феодалами (баронами). Он усилил централизацию в области суда, управления пленной системы и подчинил всех феодалов непосредственно королевской власти. Были построены королевские крепости и положено начало организации наемного войска из сарацин. Вместе с тем Фридрих II был врагом городского самоуправления. Он назначал в города своих должностных лиц и стремился получать с городов как можно больше доходов.

Все экономические мероприятия Фридриха II сводились к беззастенчивому выкачиванию денежных средств из Сицилийского королевства. Так, например, изданные им в 1231—1232 гг. в южноитальянском городе Мельфи постановления («Мельфийские конституции») устанавливали определенный порядок посева и сбора зерна на землях королевского домена и утверждали за государством право преимущественного сбыта этого зерна. Кроме того, Фридрих II ввел поземельную подать (сначала на территории королевского домена, а потом повсеместно) и установил целую систему косвенных налогов и монополий (в том числе и крайне тяжелую для широких народных масс соляную монополию). Такая политика Фридриха II в очень короткий период разорила страну не меньше, чем это сделало бы любое иноземное нашествие.

После падения Гогенштауфенов Королевство обеих Сицилии было захвачено в 1268 г. Карлом Анжуйским, братом французского короля Людовика IX. Господство Карла Анжуйского принесло с собой новое усиление налогового гнета и уничтожение остатков городского самоуправления. Поэтому в 1282 г. в Сицилийском королевстве произошло направленное против французских феодалов восстание, сопровождавшееся их уничтожением (так называемая «сицилийская вечерня»). После этого остров Сицилия отошел к Арагонскому королевству, между тем как в южной части Апеннинского полуострова было образовано Неаполитанское королевство. Эти события довершили хозяйственный упадок Южной Италии.

Культура Италии

Экономическая и политическая раздробленность средневековой Италии наложила свой отпечаток на развитие итальянской народности и на ее культуру. В конце XII — начале XIII в. между населением двух важнейших центров Италии: Сицилийского королевства на юге и Тосканы в Средней Италии — имелись еще большие отличия и в языке и в культуре. Культурное развитие различных районов Италии шло по-разному. Наибольшего расцвета итальянская культура в XI—XIII вв. достигла в крупнейших городах (Флоренции, Венеции и др.). Однако в течение долгого времени она оставалась культурой отдельных городов-государств, не превращаясь в общеитальянскую.

В Италии с ее развитой городской жизнью очень рано появились такие идеологические явления, которые были тесно связаны с хозяйственными и политическими потребностями бюргерства и городской патрицианской верхушки. Так, уже в конце XI в. в Италии получила распространение так называемая «рецепция римского права», т. е. возрождение норм римского права, регламентировавшего отношения простых товаропроизводителей между собой, и приспособление этих норм к экономике и политической жизни средневековой Италии. Раннее развитие товарно-денежных отношений, ремесла и ростовщичества в Италии, а также связанный с этим переход земельной собственности из одних рук в другие порождали заинтересованность патрициата и бюргерства в таком юридическом оформлении всевозможных сделок с движимостью и недвижимостью, которое выходило за ограниченные рамки раннефеодального права, покоившегося на господстве натурального хозяйства.

Болонская юридическая школа, возникшая в конце XI в., обратилась к изучению и истолкованию «Свода гражданского права», составленного еще при Юстиниане I. Главой Болонской школы был преподаватель риторики и знаток логики Ирнерий. Однако римское право в античном обществе не только регулировало отношения купли и продажи, но и содержало учение о неограниченной политической власти главы государства. Поэтому возрождением римского права в Италии стремились воспользоваться и папство и империя, пытавшиеся обосновать свои притязания на власть. Связь болонских юристов с папством не прекращалась в течение всего XII в.

С другой стороны, именно болонские юристы дали германскому императору Фридриху I Барбароссе идеологическое обоснование его притязаний по отношению к ломбардским городам. Недаром Фридрих I поставил болонских юристов, заявлявших, что «воля императора — закон», под свое особое покровительство. Став «всеобщей школой», Болонская школа очень быстро превратилась в университет. Это был первый университет в Европе. Болонский университет в XIII в. привлекал тысячи слушателей из разных стран и сделался центром изучения римского права.

В Южной Италии нечто подобное Болонской юридической школе пытался создать в XIII в. Фридрих II Гогенштауфен. Основанный им в 1224 г. университет в Неаполе (впоследствии достигший большого расцвета) должен был, по замыслу императора, воспитывать юридически образованных должностных лиц. Кроме того, в Южной Италии имелись в XIII в. и другие университеты — в Палермо и Салерно. Последний вырос из Салернской медицинской школы, которая славилась уже в XI в.

Особенностью сицилийской культуры было то, что в ней скрещивались греческие, арабские и норманские влияния. К тому же сицилийская культура приобрела ярко выраженный аристократический отпечаток. Философы и ученые (медики, астрологи), а также поэты и архитекторы, группировавшиеся при сицилийском дворе Фридриха II Гогенштауфена, обслуживали главным образом этот двор и потребности местных феодалов (баронов). Подражая во многом провансальским трубадурам, поэты Южной Италии, писавшие на итальянском языке, создали свое литературное направление, оказавшее влияние и на североитальянскую поэзию конца XIII — начала XIV в.

Определенных успехов в XIII в. в Италии достигли географические знания. Торговые сношения северных итальянских городов-республик со странами Азии очень расширили географический кругозор европейцев. Венецианец Марко Поло составил подробное описание своих путешествий по Китаю и Северной Индии. Его путешествие, предпринятое с торговыми целями, было совершено в 1275—1292 гг. через Сирию, Иран и Афганистан.

В XII—XIII вв. в Италии достигли значительного развития архитектура, живопись и скульптура. В архитектуре Италии в XII в. большое распространение имел романский стиль. При этом итальянские архитекторы XII в. внесли в романский стиль некоторые изменения, в частности обычай покрывать внешние и внутренние стены церквей мраморными плитами правильной формы, что несколько ослабляло впечатление чрезмерной массивности и грузности стен, свойственных романскому стилю. Этот прием был применен при постройке фасада церкви Сан Миниато аль Монте во Флоренции.

В XIII в. в Италии распространился готический стиль. Его памятниками, восходящими к XIII столетию, являются некоторые флорентийские церкви, а также церковь св. Франциска в Ассизи. Итальянские готические храмы отличаются большими размерами своих внутренних помещений, например храм Сайта Кроче во Флоренции, но относительно небольшой высотой (по сравнению с французскими соборами). Особенный интерес строители этих храмов проявляли к оформлению кафедр, с которых читались проповеди.

Замечательным памятником искусства XIII в. является кафедра крещальни (место, где совершается обряд крещения) в Пизанской церкви, созданная в 1260 г. Николо Пизано, мастером южноитальянского происхождения. Николо Пизано воспроизвел в своем творчестве некоторые черты романского и византийского стиля, но так оригинально претворил эти черты, а также воспринятое им античное наследие, правдиво передавая позы человеческого тела, что заложил этим основы нового искусства. Продолжателем Николо Пизано был его сын Джованни Пизано, который на рубеже XIII—XIV вв. своими рельефами на пизанской кафедре в Пистойе и особенно статуей мадонны в Падуе внес в итальянскую скульптуру черты драматизма и реализма и тем самым наметил переход к искусству раннего Возрождения.

Итальянская живопись XII—XIII вв. носила на себе следы сильного влияния византийской живописи (Луккская, Пизанская и Сиенская школы живописцев). Но уже в творчестве флорентийца Чимабуэ (родился примерно в 1240—1250 гг., умер в 1302 г.) наметилось преодоление иконописной византийской манеры. В своих фресках конца XIII в. и особенно в флорентийской мадонне Чимабуэ, несмотря на своеобразную скованность изображенных им фигур, стремился придать им жизненность и показать их в реальном соотношении с окружающей средой.

Развитие литературы в Средней и Северной Италии шло в XIII в. в том же направлении, что и развитие искусства, с той только разницей, что мастера изобразительных искусств долго еще были связаны с цеховым ремеслом, поскольку их занятие этими искусствами было одной из ремесленных профессий и далеко не сразу отделилось от прикладного искусства, между тем как занятие поэзией не являлось в то время особой профессией. Наибольшего развития итальянская литература достигла в конце XIII в. в Тоскане и ее экономическом и культурном центре — Флоренции. Это быта преимущественно лирическая поэзия (канцоны, баллады, сонеты) на итальянском языке. Недаром тосканское наречие стало впоследствии основой литературного итальянского языка.

В 60-х годах XIII в. возник так называемый «сладостный новый стиль» в поэзии, прославляющий утонченную любовь к женщине. Болонский поэт Гвидо Гвиницелли был родоначальником этого стиля, а его главными представителями во второй половине XIII в. считались флорентийцы Брунетто Латини и Гвидо Кавальканти.

Поэзия «сладостного нового стиля» носила вначале скорее аристократический характер и еще применяла приемы прежней любовной лирики, шедшие от провансальско-сицилпйских образцов поклонения знатной даме. Однако к концу XIII в. в эту лирику стали проникать и более демократические мотивы. В сонетах Чино да Пистойя, выходца из среды патрициата и юриста по профессии, наблюдалось некоторое упрощение «сладостного стиля». Чино да Пистойя обращался уже к реалистическому изображению психологических переживаний.

С другой стороны, постепенно складывалось иное направление, противоположное «сладостному новому стилю», — лирическая поэзия представителей младших цехов, отличавшаяся реалистическим изображением городской жизни и быта разных слоев городского населения. Поэты этого направления (Фольгоре да Джеминьяно, Чекко Анджольери, Гвидо Орланди и др.) нередко вступали в открытую борьбу с представителями «сладостного стиля».

Художественная проза на итальянском языке возникла несколько позднее. Первым ее памятником является собрание новелл, составленное в самом конце XIII или в начале XIV в. под названием «Новеллино». Сюжеты этих повестей были заимствованы как из церковной («жития святых») и светской литературы (средневекового эпоса, французских фаблио и др.), так и из устных народных рассказов. Некоторые из этих сюжетов (взятые из фаблио) были позднее использованы в «Декамероне» Боккаччо. Таким образом, в итальянской литературе конца XIII в. намечались и предвосхищались некоторые черты литературы раннего Возрождения.

Оцените определение:

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 3. (1958 г.)

interpretive.ru


Смотрите также