§ 22. Итальянские государства в XI–XV веках. 15 век италия


Эпоха Возрождения. Развитие Италии в 15-16 вв. Видеоурок. Всеобщая история 6 Класс

Предыстория

В Средние века (и на протяжении многих последующих веков) Италия была раздроблена – она состояла из множества отдельных государств, которые воевали между собой. В Италии раньше, чем в других регионах Европы, стали развиваться города (IX–X вв.). В XII в. некоторые из них приобретает статус коммуны и становятся городами-государствами с республиканской формой правления: Флоренция, Генуя, Венеция, Болонья, Милан и др.

Экономическое процветание итальянских городов во многом было связано с их выгодным расположение в центре Средиземноморья, что делало возможным транзитную торговлю. Города конкурировали между собой, что препятствовало их объединению в единое государство.

Часть Италии вплоть до 1648 года входила в состав Священной Римской империи, хотя с XIV в. германские императоры имели в Италии только номинальную власть.

Раздробленность Италии делала ее уязвимой для внешнего завоевания.

События

XII–XV вв. – войны гвельфов и гибеллинов. Борьба двух политических группировок – сторонников папы римского (гвельфы) и сторонников императора Священной Римской империи (гибеллины). Борьба стала затухать в XV в. в связи ослаблением в Италии политического влияния империи и папства.

XV в. – республиканский строй во многих итальянских городах-государствах сменился синьорией (тиранией) – властью крупнейших богатых семей (скрытая форма монархии). Тирания утвердилась во Флоренции, Милане, Болонье и др. городах.

1434 г. – во Флоренции к власти пришла семья Медичи. Семья Медичи активно поддерживала ученых, поэтов и художников, таких как Сандро Боттичелли, Микеланджело Буонарроти и т.п. Это способствовало расцвету итальянской культуры.

1494–1559 гг. – итальянские войны. Борьба Испании и Франции за обладание Италией. Этот конфликт стал частью борьбы Франции и Испании (империи Габсбургов) за гегемонию в Европе. По мирному договору 1559 года большая часть итальянских земель переходит под контроль габсбургской Испании. За Францией осталось только маркграфство Салуццо. Политическая раздробленность Италии сохранилась.

Участники

Семья Медичи – основатели одной из крупнейших в Европе торгово-банковских компаний. Правили (с перерывами) Флоренцией с 1434 по 1737 гг.

Лоренцо Медичи Великолепный – поэт и правитель Флоренции. Один из самых известных представителей семьи Медичи.

Заключение

XIV–XVI вв. – эпоха расцвета итальянской культуры, которая вошла в историю как эпоха итальянского Возрождения (см. урок «Живопись и наука эпохи Возрождения», а также «Философия эпохи Возрождения»).

В XVI–XVII вв. Италия оставалась политически раздробленной страной, состоящей из множества отдельных государств. Владычество Испании, которое установилось по окончании итальянских войн, усугубило уже существовавший в стране политический и экономический кризис. В дальнейшем Италия входит в период затяжного упадка, навсегда теряя первенство в экономике и культуре Европы.

На данном уроке речь пойдет об эпохе Возрождения и развитии Италии в XV–XVI вв.

Особенность развития Италии в Средние века заключалась в том, что в Италии, в отличие от других европейских стран, гораздо раньше начался бурный рост городов. Причины здесь две:

- во-первых, на территории Апеннинского полуострова сохранялась старая римская городская традиция.

- во-вторых, во время крестовых походов итальянским городам удалось поживиться за счет крестоносцев.

Уже в X веке итальянские торговцы и ремесленники понимали, что находиться под властью феодалов очень невыгодно. Они начинают борьбу за свою свободу. Они выигрывают эту борьбу. Таким образом, с XI века ведущие города Северной и Средней Италии, такие как Пиза, Болонья, Милан и Флоренция (рис. 1), получают статус коммуны (это поселение, сумевшее отстоять свою независимость от какого-либо феодала). Такое поселение имеет свое внутренние управление, оно может заполучить во владение прилегающие территории. Иногда итальянские города-коммуны могли захватить весьма значительные участки. Постепенно коммуны приобретают статус городов-республик. Теперь такие города начинают наступать на местных феодалов. Дворян заставляли приезжать в город, при этом не давая им никаких прав. Крестьян освобождали, и, таким образом, крестьяне попадали в новую зависимость, теперь уже от городов.

Рис. 1. Возвышающиеся города – Пиза, Милан, Болонья и Флоренция – на карте Италии (Источник)

В то же время Италия становится ареной и для значительно более крупных политических столкновений. Вскоре здесь начинается борьба между папами и императорами (рис. 2). В историю эта борьба вошла под названием борьба за инвеституру (это борьба между папами и императорами за право назначать, вводить в сан епископов). Инвеститура – это символический предмет, утверждающий введение в сан. Итальянское общество будет вынуждено разделиться на две враждебные группировки – гвельфы и гибеллины. Гвельфы – это сторонники римского папы, в основном горожане, ремесленники и купцы. Гибеллины – это сторонники императора, в основном выходцы из дворянских семей (рис. 3).

Рис. 2. Папа римский и император, борьба за инвеституру (Источник)

Рис. 3. Гвельфы и гибеллины (схема) (Источник)

Борьба между ними охватила всю территорию полуострова. Они сражались внутри отдельно взятых городов, иногда борьба шла между целыми городами, например борьба между Миланом и Флоренцией. Гвельфы и гибеллины поддерживали своих кандидатов на папский и, соответственно, императорский престол. Иногда случались разногласия и в самих группировках. Например, иногда на папский трон претендовало сразу два или три кандидата. Таким образом, Италия стала ареной непрекращающихся битв.

Особенно процветали в этот период города Северной Италии. Они смогли сосредоточить в своих руках фактически всю торговлю с востоком. Также в этих городах находились самые лучшие банки тогдашнего мира. Их филиалы и конторы располагались во всех крупнейших странах Европы.

Постепенно, к XV веку, крупнейшие богатые семьи смогли захватить власть в городах. Они передавали ее по наследству, тем самым образовывая целые династии. Такая власть получила название тирания (это власть крупнейших и богатых семей в городах Северной и Средней Италии, такая власть захватывалась главой семьи, а потом передавалась по наследству, и так образовывались династии). Таким образом, люди, ставшие правителями, назывались тиранами. Тирания утвердилась в таких городах, как Милан, Флоренция, Болонья.

Особенно известной была флорентийская семья Медичи. Это богатые купцы, сделавшие свой капитал на аптекарском бизнесе. На гербе дома Медичи были изображены пилюли (рис. 4). Медичи старались заручиться поддержкой широких народных масс. Они раздавали деньги беднякам, уменьшали налоги с малоимущих слоев населения, заказывали городу крупные стройки. Таким образом, они давали возможность заработка многим людям. Своего пика династия достигла при Лоренцо Медичи Великолепном (рис. 5) (1449–1492). Он вел активную внешнюю политику, расширял территории своего государства. Своего сына, Льва X (рис. 6), Лоренцо устроил кардиналом, преемником к папе Римскому Юлию II (рис. 7). При Лоренцо Великолепном в городе процветало искусство, он приглашал ко двору музыкантов, поэтов, художников. При дворе Медичи работали такие выдающиеся люди, как Сандро Боттичелли (рис. 8), Пико делла Мирандола (рис. 8), Микеланджело Буонарроти (рис. 10). Поддержка богатых итальянских фамилий обеспечила невероятный всплеск развития итальянской культуры. Этот всплеск развития культуры получил название эпоха Возрождения, или, говоря по-французски, – Ренессанс.

Рис. 4. Герб семьи Медичи (Источник)

Рис. 5. Лоренцо Медичи Великолепный (Источник)

Рис. 6. Папа Римский Лев X, сын Лоренцо Медичи (Источник)

Рис. 7. Папа Римский Юлий II (Источник)

Рис. 8. Художник Сандро Боттичелли (Источник)

Рис. 9. Пико делла Мирандола (Источник)

Рис. 10. Художник Микеланджело Буонарроти (Источник)

 

Список литературы

1. Баренбойм П., Шиян С. Микеланджело. Загадки Капеллы Медичи. – М.: Слово, 2006.

2. История искусства: Ренессанс. – М.: АСТ, 2003. 

3. Пол Стратерн. Медичи. Крестные отцы Ренессанса. – М.: Астрель, 2010.

4. Учебник по Всеобщей истории для 6 класса, Алексашкина Л.Н. – М.: Мнемозина, 2012.

5. Агибалова Е.В. Донской Г.М. Всеобщая история, 6 класс. – М.: Просвещение, 2012.

6. Яйленко Е.В. Итальянское Возрождение. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Интернет портал «СтудопедиЯ» (Источник)

2. Интернет портал «Italian-hotel.ru  » (Источник)

3. Интернет портал «Historia.ru» (Источник)

4. Интернет портал «Krugosvet.ru» (Источник)

Домашнее задание

1. Почему в XV–XVI вв. в Италии происходит возвышение городов? Какие вы можете назвать самые процветающие города в то время?

2. Кого называли гвельфами и гибеллинами? Почему между ними происходит борьба?

3. Что такое тирания и как она проявила в Италии?

4. Что вы знаете о Лоренцо Медичи? Какой вклад он внес в развитие итальянской культуры?

interneturok.ru

Италия - XV век | История, путешествия и не только

Год События 1401 Умерла Мария. Король Сицилии - Мартин I (1374-1409). 1402 - 1403 В Венеции создан первый в мире карантинный пункт для изоляции заболевших бубонной чумой. 1404 Умер Бонифаций IX. Папа Римский (в Риме) – Иннокентий VII (1336-1406). 1405 - 1406 Умер Иннокентий VII. Папа Римский (в Риме) – Григорий XII (1335-1415-1417). Пиза присоединена к Флоренции. 1407 - 1408 - 1409 Собор в Пизе. Избран ещё один антипапа - Александр V (1339-1410). Венеция купила у Венгрии Далмацию за 100 000 дукатов. Битва у Санлури, сицилийцы разгромили сардинцев и генуэзцев, Сардиния потеряла независимость. Умер Мартин I. Король Сицилии - Мартин II, король Арагона, Валенсии, Сардинии и Корсики (1356-1410). 1410 Умер Рупрехт. Король Германии – Сигизмунд, король Венгрии (1368-1437). Умер Александр V. Антипапа Римский (в Пизе) - Иоанн XXIII (Бальтазар Косса) (1370-1415-1419). Умер Мартин. Король Сицилии – нет. 1411 - 1412 Иоанн XXIII начал продажу индульгенций. Король Сицилии – Фернандо I, король Арагона (1380-1416). 1413 Умер Микеле Стено. Дож Венеции – Томазо Мочениго (1343-1423). 1414 Начался Констанцский собор. Умер (отравлен?) Владислав. Королева Неаполя - Джованна II (1373-1435). 1415 Ян Гус сожжён на костре в Констанце. Собор в Констанце восстановил единство католической церкви. Отрёкся Александр V. Свергнут Иоанн XXIII. Предан анафеме Бенедикт XIII. Папа Римский – нет. 1416 Иероним Пражский сожжён в Констанце. Разгром венецианцами османского флота у Галлиполи. Граф Савойи Амадей VIII Миролюбивый получил герцогский титул в награду за содействие императору Сигизмунду в борьбе с гуситами. Умер Фернандо I. Король Арагона и Сицилии – Альфонсо V Великодушный (1394-1458). 1417 Папа Римский – Мартин V (1368-1431). 1418 Закончился собор в Констанце. Амадей VIII присоединил Пьемонт к Савойе. 1419 - 1420 - 1421 Флоренция купила у Генуи Ливорно и часть тосканского побережья. 1422 - 1423 Венеция купила Фессалонику у Византии. Умер Бенедикт XIII. Антипапа Римский - Климент VIII (1370-1429-1446). Умер Томазо Мочениго. Дож Венеции – Франческо Фоскари (1373-1457-1457). 1424 - 1425 Ещё один антипапа Римский - Бенедикт XIV-1 (?-1429). 1426 - 1427 - 1428 - 1429 Умер Бенедикт XIV-1. Отрёкся Климент VIII. 1430 Антипапа Римский - Бенедикт XIV-2 (?-1437). 1431 Умер Мартин V. Папа Римский – Евгений IV (1383-1447). Начало работы Базельского собора. Последняя война между Венецианской и Генуэзской республиками, победа Генуи. 1432 Битва при Сан-Романо,Флоренция победила Сиену. Начало переговоров между уполномоченными Базельского собора и гуситами. 1433 Император Священной Римской империи - Сигизмунд (1368-1437). 1434 Козимо Медичи (1389-1464) возвращается из изгнания и становится фактическим правителем Флоренции. Милан захватил Лугано. Род Колонна поднял восстание, папа Римский Евгений IV бежал из Рима во Флоренцию. Открыт университет в Катании. Основан Орден Святого Маврикия. Генуэзцы взяли и разграбили Чембало. Амадей VIII отказался от престола и принял монашество. Герцог Савойи - Людовик I (1413-1465). 1435 Умерла Джованна II. Король Неаполя - король Арагона и Сицилии Альфонсо V Великодушный (1394-1458). 1436 - 1437 Умер Сигизмунд. Король Германии – нет. Заключена Флорентийская уния (объединение католической и православной церквей). 1438 Король Германии – Альбрехт II (1397-1439). Впервые в истории престолы Австрии, Чехии, Венгрии и Германии объединены под властью Габсбурга. 1439 Умер (дизентерия) Альбрехт II. Король Германии – нет. Антипапа Римский - Феликс V – бывший герцог Савойи Амадей VIII (1383-1449-1451). 1440 Король Германии – Фридрих III (1415-1493). 1441 Многие флорентийские фамилии исключены из числа граждан, способных занимать государственные должности. Усиление власти Медичи во Флоренции. 1442 - 1443 Иерусалимский собор православной церкви. Проклята Флорентийская уния. 1444 - 1445 - 1446 Заключен Венский конкордат, урегулировавший отношения германских монархов и папы римского. 1447 Умер Евгений IV. Папа Римский – Николай V (1397-1455). 1448 - 1449 Отрёкся Феликс V, последний антипапа. 1450 Празднование в Риме «юбилейного года». Основана Ватиканская апостольская библиотека. Пизанелло построил помповый насос. Альдус Мануччи Старший из Веллетри на средства дожа создал в Венеции печатный двор. 1451 Епископ Венеции получает титул патриарха. 1452 Император Священной Римской империи - Фридрих III (1415-1493). 1453 - 1454 - 1455 Умер Николай V. Папа Римский – Каликст III (1378-1458). 1456 - 1457 Под давлением Большого Совета отрёкся Франческо Фоскари. Дож Венеции – Паскуале Малипьеро (1392-1462). 1458 Умер Каликст III. Папа Римский – Пий II (1405-1464). Умер Альфонсо V Великодушный. Король Арагона и Сицилии – король Наварры Хуан II (1397-1479). Король Неаполя - Фернандо I (1423-1494). Дож Паскуале Малипьеро подписал закон, ограничивающий полномочия Совета десяти. 1459 Основан Орден Святой Марии Вифлеемской. 1460 Сражение при Сарно, Иоанн Анжуйский победил Фернандо Неаполитанского. 1461 Последний полководец Византийской империи Константин Граций Палеолог переходит на службу Венецианской республики вместе со своими войсками. 1462 Сражение при Трое, Фернандо Неаполитанский победил Иоанна Анжуйского. Умер Паскуале Малипьеро. Дож Венеции – Кристофо Моро (1390-1471). 1463 - 1464 Умер Пий II. Папа Римский – Павел II (1417-1471). Создана первая в Италии типография. Умер Козимо Медичи. Правитель Флоренции - Пьеро ди Козимо де Медичи (1416-1469). 1465 Умер Людовик I. Герцог Савойи - Амадей IX Счастливый (1435-1472). 1466 Король Чехии Йиржи Подебрад, предан анафеме папой Павлом II и низложен. 1467 - 1468 - 1469 Умер Пьеро Медичи. Правитель Флоренции - Лоренцо ди Пьеро де Медичи Великолепный (1449-1492). 1470 Основан Генуэзский университет. 1471 Умер Павел II. Папа Римский – Сикст IV (1414-1484). Лорды Феррары из рода Эсте становятся герцогами Феррары. Умер Кристофо Моро. Дож Венеции – Николо Троно (1399-1473). 1472 Умер Амадей IX Счастливый. Герцог Савойи - Филиберт I (1465-1482). 1473 Начало строительства Сикстинской капеллы. Умер Николо Троно. Дож Венеции – Николо Марчелло (1399-1474). 1474 Турецкая армия осадила венецианский город Шкодер, под давлением эскадры Пьетро Мочениго османы сняли блокаду. Умер Николо Марчелло. Дож Венеции – Пьетро Мочениго (1406-1476). 1475 - 1476 Умер (малярия) Пьетро Мочениго. Дож Венеции – Андреа Вендрамин (1393-1478). 1477 - 1478 Умер Андреа Вендрамин. Дож Венеции – Джованни Мочениго (1408-1485). 1479 Умер Хуан II. Король Кастилии, Арагона и Сицилии - Фердинанд II Католик (1452-1516). 1480 Султан Мехмед II высадился в Южной Италии и разорил Отранто. 1481 - 1482 Сикст IV опубликовал нормы, определяющие границы деятельности инквизиции в Испании, подчиняя её управлению великого инквизитора, первым из которых стал доминиканец Торквемада. Умер Филиберт I. Герцог Савойи - Карл I Воин (1468-1490). 1483 Первое издание поэмы «Влюблённый Роланд». Леонардо да Винчи сделал эскиз первого в мире парашюта. 1484 Умер Сикст IV. Папа Римский – Иннокентий VIII (1432-1492). 1485 Отравлен Джованни Мочениго. Дож Венеции – Марко Барбариго (1413-1486). 1486 Сын императора Фридриха III Максимилиан I (1459-1519) избран королём Германии. Убит во время карнавала Марко Барбариго. Дож Венеции – Агостино Барбариго (1420-1501). 1487 Умерла Шарлотта де Лузиньян, её титулы наследовал герцог Савойи Карл I Воин – титулярный король Кипра, Иерусалима и Армении. 1488 - 1489 Катерина Корнаро отреклась от престола королевы Кипра в пользу Венеции. Остров Кипр передан Венецианской республике. 1490 Умер Карл I Воин. Герцог Савойи, титулярный король Кипра, Иерусалима и Армении - Карл II (1489-1496). 1491 - 1492 Умер Иннокентий VIII. Папа Римский – Александр VI (1431-1503). Умер Лоренцо Великолепный. Правитель Флоренции - Пьеро ди Лоренцо де Медичи Глупый (1472-1494-1503). 1493 Умер Фридрих III. 1494 Умер Фернандо I. Король Неаполя - Альфонсо II (1448-1495-1495). Карл VIII Французский вторгся в Италию и утвердился в Риме. Восстание во Флоренции, изгнан Пьеро Глупый. Правитель Флоренции - Джироламо Савонарола (1452-1498). Лука Пачоли опубликовал трактат, в котором впервые систематически описал так называемую двойную бухгалтерию, тогда она называлась «ведение книг по венецианскому образцу» (Scerittura alla veneziana). 1495 Отрёкся Альфонсо II. Король Неаполя - Фернандо II (1469-1496). Король Франции Карл VIII дошёл до Неаполя. Он короновался, принял титул короля Неаполитанского, Иерусалимского и императора Востока. Карл VIII разбил армию союзников при Фернуово, но вынужден был покинуть Италию. 1496 Погиб (несчастный случай) Карл II. Герцог Савойи, титулярный король Кипра, Иерусалима и Армении - Филипп II Безземельный (1438- 1497). Умер (дизентерия) Фернандо II. Король Неаполя – Федериго (1452-1501-1504). 1497 Костёр тщеславия - сожжение светских книг во Флоренции. Папа отлучил Савонаролу, но тот отказался подчиняться. Умер Филипп II Безземельный. Герцог Савойи - Филиберт II Красивый (1480-1504). 1498 Савонарола схвачен приверженцами папы и Медичи, осуждён как еретик и казнён. Правитель Флоренции – нет. 1499 Поход короля Франции Людовика XII на Неаполь. Король Франции овладел Миланским герцогством. 1500 Войска герцога Сфорца захватили Милан. Король Франции разбил герцога Сфорца в битве при Наваре. Раздел Неаполитанского королевства между Людовиком XII Французским и Фердинандом Арагонским.

blog.allcastle.info

Особенности развития Италии в XV-XVI вв

История Италии XV — первой половины XVI в.— по-прежнему история отдельных государств, раздробленности и многообразия политических форм.

Во второй половине XV в. решающую роль играли пять относительно крупных в масштабах Италии государств: Неаполитанское королевство, Миланское герцогство, Папское государство, Флорентийская и Венецианская республики. Более мелкими государствами были республики Генуя, Сиена и Лукка, герцогства Савойское, Мантуанское, Феррарское и др. Существовали еще и мелкие имперские лены. В пределах Папского государства находился целый ряд крохотных синьорий. Пестроту картины дополняла постоянная или временная зависимость той или иной области Италии от иностранных государств.

Первые десятилетия XV в. ознаменовались существенными изменениями и в политическом строе городов Северной и Средней Италии. Во многих из них республиканская форма правления заменяется монархической, выступающей иногда в скрытой форме. Такой политический строй получает в Италии название синьории, или тирании. К XV в. тирания прочно устанавливается во Флоренции, Милане, Болонье, Ферраре, Урбино и в других городах и областях Италии, хотя в некоторых из них ее задатки наблюдаются значительно раньше.

Я же хочу остановиться на развитии Флорентийской республики и Миланского герцогства, так как с ними непосредственно связано имя Леонардо да Винчи.

Наиболее характерна история тирании во Флоренции. В 1434 г. после длительной борьбы нескольких соперничавших богатейших семей Флоренции фактическим правителем этого города-государства стал банкир Козимо Медичи (правил до 1468 г.). При нем еще сохранялась видимость республиканских форм правления, но все нити политического и налогового аппарата сосредоточились в его руках. Важнейшие должности в государственных учреждениях занимали верные ему люди. Козимо Медичи и его преемники Пьеро и Лоренцо, будучи ставленниками банкиров и владельцев мануфактур, демагогически выдавали себя за покровителей бедных: разоряя своих соперников налогами, они за их счет иногда снижали податное бремя более широких слоев населения. Известную популярность Медичи приобрели и тем, что вели в городе большое строительство, дававшее заработок простому народу.

Наибольшего могущества тирания Медичи достигла при Лоренцо Великолепном (1469 — 1492), прозванном так современниками за тонкий ум, поэтический талант и внешний блеск его правления. Лоренцо, глава богатейшего банкирского дома Флоренции, имел конторы во всех крупнейших городах Италии и Европы и, будучи кредитором многих монархов, влиял на политику ряда стран. Великолепие двора Лоренцо, его покровительство искусствам сочетались с умной, но утонченно-жестокой политикой. Старые демократические порядки были, по сути дела, уничтожены. Хотя формально Флоренция оставалась республикой, вес дела решались не в республиканских учреждениях, а в Совете, который полностью подчинялся Лоренцо. По его приказанию были безжалостно подавлены восстания в подчиненных Флоренции городах: в Вольтерре в 1472 г., где народные массы под руководством бедняка Микеле Мео захватили власть, и в Прато в 1470 г.

После неудачного покушения на жизнь Лоренцо в 1478 г. власть его еще более укрепилась. Был принят закон, согласно которому каждое покушение на жизнь и благополучие Лоренцо рассматривалось как «оскорбление величества» и каралось жесточайшим образом. Тем самым Лоренцо фактически был признан монархом.

За внешним могуществом правления Медичи, роскошью двора и щедрым меценатством скрывались глубокие внутренние противоречия, подтачивавшие экономику государства. Многие внешнеполитические успехи Флоренции были достигнуты в этот период небывалым напряжением всех сил и средств государства, которыми Лоренцо распоряжался как собственными.

Политика Медичи, несмотря на их демагогические заигрывания с народом, вела к массовому недовольству. Выразителем его стал настоятель доминиканского монастыря св. Марка во Флоренции, пламенный оратор Джироламо Савонарола. Его программа была направлена на политическое и религиозное обновление Италии: он выступал против светской власти церкви, критиковал папство, предвосхищая отчасти будущие требования европейской Реформации, осуждал богатство и ростовщичество.

Проповеди Савонаролы, хотя сам он был противником народного восстания, способствовали выступлению народных масс. В 1494 г., во время вторжения французских войск в Италию, когда они подошли к Флоренции, сын Лоренцо — Пьеро Медичи в результате восстания был изгнан из города, и там установилась республика во главе с Савонаролой. Савонарола, выражавший интересы мелкособственнических, торгово-ремесленных слоев Флоренции, провел ряд реформ, которые носили двойственный характер.

Отмена принудительных займов, запрещение ростовщичества, организация ломбарда, введение прогрессивного налога на недвижимое имущество (децима), наносившего удар патрицианскому землевладению, выглядели как мероприятия, проводимые в интересах народа; в то же время во главе республики был поставлен Великий совет, состоящий из наиболее зажиточных граждан. Этот компромисс не мог удовлетворить богачей и не улучшил положение народа. Кроме того, фанатический аскетизм Савонаролы, который под лозунгом борьбы с «суетой» призывал жечь картины, музыкальные инструменты, книги, запрещал всякие развлечения, стал вызывать недовольство флорентийцев, привыкших ценить искусство и веселые зрелища. Авторитет Савонаролы в простом народе стал падать. Этим воспользовалась папская курия и поддерживавшая ее партия во Флоренции. В 1498 г. Савонарола был схвачен, осужден и сожжен как еретик.

Характеристика эпохи Возрождения

Итальянское Возрождение — одно из самых ярких явлений в истории европейской культуры. Споры о его характере, исторических корнях, этапах трехвекового развития не утихают и поныне. В советской исторической науке Возрождение рассматривается как передовая культура, характерная для эпохи перехода от феодальных отношений к капиталистическим, когда на смену средневековой церковно-схоластической системе мышления шло утверждение светско-рационалистических принципов мировоззрения.

Вся эпоха Возрождения подразделялась на несколько периодов: Проторенессанс в Италии длился примерно полтора столетия, Ранний Ренессанс – около столетия, Высокий Ренессанс – всего лет пятьдесят и последний период, Поздний Ренессанс, - до 80-х годов XVI века.

В данной работе хотелось бы рассмотреть лишь период Высокого Ренессанса.

Искусство Высокого Возрождения развивалось в первые три десятилетия XVI века. Этот период называют "Золотым веком" итальянского искусства. Хронологически он был кратким, и только в Венеции он продлился дольше, вплоть до середины столетия.

Высочайший подъём культуры происходил в сложнейший исторический период жизни Италии, в условиях резкого экономического и политического ослабления итальянских государств, вызванного открытием Америки и новых торговых путей в Индию и, как следствие, потерей роли важнейших торговых центров. Среди других причин - разобщённость и постоянная междоусобная вражда итальянских государств, которые делали их лёгкой добычей крепнущих централизованных северо-западных государств.

Вторжение в 1494 году французских войск, опустошительные войны первых десятилетий XVI века, разгром Рима ослабили Италию. Происходит перемещение внутри страны капиталов из торговли и промышленности в земледелие, постепенное превращение буржуазии в сословие земельных собственников, заинтересованных в сохранении феодальных порядков. Всё это способствовало распространению феодальной реакции. Однако именно в этот период, когда над страной нависла угроза её полного порабощения иноземцами, росло национальное самосознание.

В этих сложных условиях первых десятилетий XVI века сформировались принципы культуры и искусство нового стиля.

Особенности искусства Высокого Возрождения

Отличительной особенностью культуры Высокого Возрождения было необычайное расширение общественного кругозора ее создателей, масштабность их представлений о мире и космосе. Меняется взгляд на человека и его отношение к миру. Сам тип художника, его мировоззрение, положение в обществе решительно отличаются от того, которое занимали мастера 15 века, еще во многом связанные с сословием ремесленников. Художники Высокого Возрождения — не только люди огромной культуры, но творческие личности, свободные от рамок цехового устоя, заставляющие считаться со своими замыслами представителей правящих классов.

В центре этого искусства, обобщённого по художественному языку, - образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовно, образ человека-героя, сумевшего подняться над уровнем повседневности. Во имя этого обобщённого образа, во имя стремления к гармоническому синтезу прекрасных сторон жизни искусство Высокого Возрождения отрешается от частностей, незначительных подробностей. В основе такого искусства лежит всепоглощающая вера в безграничные возможности человека по самоусовершенствованию, самоутверждению, вера в разумное устройство мира, в торжество прогресса. На первый план выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига.

Создателями этого глубоко гуманистического искусства были люди не только огромной культуры, широкого кругозора, но и творческие личности, свободные от рамок средневекового цехового устоя. Эпоха породила творческие индивидуальности, в которых наблюдается синтез науки и искусства. Титанами называли впоследствии великих творцов Высокого Возрождения. В своём творчестве они достигли таких высот, каких ни до, ни после них не удалось достичь ни одной эпохе. Каждый из них - целый мир, законченный, совершенный, впитавший с себя все знания, все достижения предыдущих веков и вознёсших их на вершину искусства.

Еще до своего обнаружения и четкого выявления некоторые черты стиля Высокого Возрождения как бы подспудно содержатся в искусстве Раннего Ренессанса. Подчас отдельные тенденции, предвосхищая искусство Высокого Возрождения, пробиваются наружу, сказываясь то в стремлении того или иного живописца и скульптора XV в. к повышенной степени художественного обобщения, к освобождению от власти подробностей, то в утверждении собирательного образа вместо эмпирического следования натуре, наконец, в приверженности к образам монументального характера. В этом смысле такие мастера, как Мазаччо, Кастаньо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, — это как бы последовательные вехи искусства Раннего Возрождения на пути к новому стилю.

И все же само искусство Высокого Возрождения возникает не в процессе плавной эволюции, а в результате резкого качественного скачка, отделяющего его от предшествующего этапа. Переходные формы между искусством этих двух периодов выражены в творчестве лишь очень немногих мастеров. За единичными исключениями, художники Раннего Возрождения как бы уже родились таковыми, точно так же как те из живописцев XV в., которые продолжали работать в первые десятилетия XVI в. (в их числе Боттичелли, Мантенья, Лука Синьорелли, Пьеро ди Козимо, Перуджино), по-прежнему оставались в своем искусстве художниками Раннего Ренессанса.

По существу, в качестве основателя искусства Высокого Ренессанса выступил один мастер, Леонардо да Винчи, и глубоко симптоматично, что он, как никто другой, оказался во всеоружии высших достижений материальной и духовной культуры своего времени во всех ее областях. Вклад Леонардо в искусство Высокого Возрождения можно сопоставить с ролью Джотто и Мазаччо, зачинателей предшествующих этапов ренессансного искусства, с тем отличием, что соответственно условиям новой эпохи и большему размаху дарования Леонардо значение его искусства стало несравненно более широким.

Лейбористская партия, БлэрПолитика Тони БлэраХудожник да Винчи биографияЛеонардо как ученыйРоль Брежнева в жизни страныОбразование государственности у древних славянОрганизация власти в древнерусском государстве



biofile.ru

§ 22. Итальянские государства в XI–XV веках

§ 22. Итальянские государства в XI–XV веках

* Перед прочтением текста параграфа познакомьтесь с заданием 1 § 22

I

Так же как и в Германии, на Апеннинском полуострове в Средние века не сложилось единого государства. На территории Италии существовало несколько областей, сильно отличавшихся друг от друга по уровню своего развития. Юг Италии и остров Сицилия объединялись под властью сицилийских королей, держава которых была одним из самых могущественных государств Средневековья. В центре Италии располагались владения главы католической церкви – Папская область.

Жители итальянского города

Наиболее развитым в хозяйственном отношении был север Италии. Борьба расположенных там городов с сеньорами закончилась победой торговых и ремесленных центров, которые подчинили себе округу. Так в Северной Италии появились особые города-государства – Генуя, Венеция, Флоренция.

Замок итальянского феодала

II

Одним из крупнейших торговых городов-государств Италии была Венеция, основанная в начале V века на побережье Адриатического моря. Город располагался на многочисленных островках, связанных между собой каналами, по которым, словно по улицам, венецианцы передвигались на лодках-гондолах.

Венеция являлась огромным по средневековым меркам городом, насчитывавшим около ста тысяч жителей. Одним из главных занятий венецианцев было ремесло, в котором горожане добились больших успехов. Изделия венецианских мастеров – шёлковые ткани, стекло, оружие, янтарные бусы и зеркала славились во всей Европе.

Однако основу могущества Венеции составляла торговля. Венецианские купцы торговали с Испанией, Португалией, Францией, Англией, Нидерландами, их корабли заходили в гавани Египта, Сирии, Византии. Повсюду они основывали торговые поселения. Могущество Венеции особенно усилилось после Крестовых походов. Огромный морской флот города-государства контролировал восточную часть Средиземного моря и был полным хозяином в Адриатическом море, за что Венеция получила название «царица Адриатики». Владения венецианцев постоянно росли. Они включали в себя земли в Северной Италии, Греции, острова Эгейского моря. Венецианцы называли свою процветающую державу Серениссима – «светлейшая».

Венецианский флот. Средневековый рисунок

Венецианское государство являлось республикой – страной с выборной высшей властью. Но правом участвовать в выборах обладали только состоятельные граждане – богатые купцы и банкиры. Их представители заседали в верховном органе республики – Большом совете. Он принимал законы, формировал правительство и выбирал дожа. В конце XIII века в Большой совет стали избирать только тех знатных венецианцев, фамилии которых записали в специальную «Золотую книгу». Так в Венеции на долгие годы установилась олигархия.

В Венеции, в отличие от других итальянских городов, были редки заговоры и мятежи. Правящие семейства, владевшие огромными богатствами, подкупали бедняков щедрыми подарками и празднествами. С теми же, кто осмеливался бунтовать, знать жестоко расправлялась.

Итальянские государства в XIV–XV веках

Назовите государства, располагавшиеся в XIV–XV веках на Апеннинском полуострове. Какие из них входили в состав Священной Римской империи?

Главным торговым соперником Венеции был город-государство Генуя. Сумев получить от Византии исключительное право плавания по Чёрному морю, генуэзские купцы добрались до Крымского полуострова. На его побережье они выстроили свои торговые порты – Кафу, Судак, Балаклаву.

III

В Северной Италии, на берегу реки Арно, располагалась Флорентийская республика. Город Флоренция (в переводе с итальянского – цветущая) возник ещё в Античности, но крупнейшим хозяйственным центром стал только в Средние века. В отличие от Венеции и Генуи, главным занятием флорентийцев было ремесло. Мастера Флоренции занимались обработкой мехов, ювелирным делом, но наибольшего успеха они добились в изготовлении шерстяных тканей. В XIV веке здесь существовало около двухсот крупных суконных мастерских, материал для которых привозился из Южной Италии, Испании, Англии. Флоренция была также известна в Европе как центр ростовщических и банковских операций. Клиентами флорентийских банков были сами римские папы, которые порой даже поручали финансистам Флоренции сбор церковных доходов по всей Европе.

Синьория (городской совет) Флоренции

История Флорентийской республики наполнена борьбой за власть между группировками знати. В XIV–XV веках господствующее положение здесь занимали состоятельные торговцы и ремесленники. Городской совет, управлявший Флоренцией, состоял из представителей цехов: семи «старших», включавших наиболее богатых и влиятельных граждан, и четырнадцати «младших». Каждый «старший» цех выдвигал в совет одного своего представителя, все «младшие» цехи – двух. Флорентийская беднота вообще не имела права голоса.

Недовольные таким положением дел, бедняки – наёмные рабочие, небогатые ремесленники (их называли «чомпи») – подняли в 1378 году восстание. Они требовали предоставить им право участвовать в управлении. «Чомпи» захватили власть в городе, но ополчение всех остальных цехов сумело подавить восстание. Вожди бунтовщиков были казнены.

Медальон с портретом Лоренцо Великолепного

Постепенно власть во Флоренции сосредоточилась в руках банкиров из семьи Медичи, которые стали передавать её по наследству. Одним из самых известных флорентийских правителей был Лоренцо Великолепный (1469–1492), получивший своё прозвище за пышные карнавалы и праздники, которые он устраивал. Лоренцо был ценителем искусства. Он собирал античные статуи, поддерживал писателей, поэтов и художников.

IV

Значительную часть Центральной Италии занимала Папская область – владения главы католической церкви. В отличие от городов-государств Северной Италии, здесь были слабо развиты ремёсла и торговля. Население занималось в основном земледелием, обслуживанием духовенства и многочисленных паломников, прибывавших в Рим. Столица Папской области – Рим представлял собой «гнездо» феодалов. Кроме резиденции папы, в городе возвышалось около двухсот феодальных замков.

Вспомните, как образовалась Папская область.

В Риме не раз поднимались восстания против папского владычества. В 1143 году горожане и мелкие рыцари во главе с проповедником Арнольдом из Брешии провозгласили создание Римской республики. Папа бежал из Рима. Однако у главы католической церкви нашёлся могущественный союзник – император Фридрих Барбаросса. Германский правитель вторгся в Италию и жестоко подавил восстание.

Римский папа коронует императора. Средневековый рисунок

С начала XIV века власть римского папы стала ослабевать. Он был уже не в силах повелевать королями и императорами. Более того, с 1308 года папы сами оказались во власти французского короля. Началось семидесятилетнее авиньонское пленение пап. Рим и округа оказались в полной власти местных феодалов. «Вечный город» пришёл в упадок. Жители Рима, уставшие от бесконечных усобиц и бесчинств феодалов, в 1347 году взяли власть в свои руки. Их вождь Кола ди Риенцо был провозглашён «трибуном свободы, мира и справедливости». Верховная власть была передана народу, феодалы изгнаны из города, а их замки разрушены. Однако стремление нового трибуна к единоличной власти сделало его врагами и папу, и феодалов, и народ. Римская республика пала.

Какие события привели к авиньонскому пленению пап?

Вид Рима. Рисунок XV века

Возвращение пап из Авиньона не привело к укреплению их власти в Италии и Европе. На папский престол были избраны сразу два папы – один в Риме, другой – в Авиньоне. Через некоторое время на папском престоле оказалось даже три папы. Так начался «великий раскол» католической церкви. Рим был заброшен, в саду папского дворца поселились волки. Только в 20-е годы XV века раскол был преодолён, и Рим начал оживать. Главе католической церкви удалось восстановить свою власть над всей Папской областью.

V

Юг Италии, крупнейшим городом которого был Неаполь, и остров Сицилия были объединены в Сицилийское королевство – государство с сильной центральной властью. Страной управляла нормандская династия, которая в конце XII века породнилась с немецкими королями.

Римский папа, возвращающийся из авиньонского пленения. Средневековый рисунок

Своего наивысшего могущества Сицилийское королевство достигло при Фридрихе II, который был одновременно и императором Священной Римской империи. По воспоминаниям современников, двор Фридриха II в Палермо роскошью напоминал дворец восточных правителей. Само передвижение короля по стране было обставлено очень торжественно: Фридрих восседал на слоне, за которым вели вереницу верблюдов, леопардов, львов и пантер. Император окружил себя арабскими, византийскими и еврейскими учёными, да и сам был одним из образованнейших людей своего времени: знал арабский и греческий языки, писал по-латыни научные трактаты, слагал по-итальянски стихи.

Вспомните, кто такой Фридрих II. Чем он знаменит?

Стремясь укрепить свою власть, Фридрих II разделил Сицилийское королевство на округа, во главе которых поставил чиновников, ввёл единые налоги, создал наёмную армию и флот. В XIII веке Сицилийское государство стало одной из сильнейших европейских стран. Расположенное на пересечении торговых путей между Востоком и Западом, Сицилийское королевство было государством, где уживались люди разных религий, рас и обычаев. Хозяйство страны процветало благодаря торговле и земледелию. Мягкий климат позволял собирать виноград, выращивать оливки, цитрусовые и даже сахарный тростник.

Монета с изображением Фридриха II

Но период расцвета королевства был недолгим. Потомки Фридриха II погибли в борьбе с папами, и в стране установилась власть французских феодалов. Господство иноземных завоевателей, обложивших население непосильными налогами, привело к восстанию на острове Сицилия. 31 марта 1282 года по условному сигналу – звону колоколов к вечерне – сицилийцы поднялись против захватчиков и истребили их. Однако французов на Сицилии и на юге Италии сменили другие иноземцы – арагонцы, обосновавшиеся здесь на несколько столетий.

Подведём итоги

В X–XV веках в Италии не сложилось единого государства. На территории Апеннинского полуострова существовало несколько государств, отличавшихся друг от друга системой управления и уровнем хозяйственного развития.

Дож– избираемый глава республики в Венеции и Генуе.

Олигархия – власть узкой группы знатных людей.

1378 год. Восстание «чомпи» во Флоренции. «Генуэзец – значит купец».

Средневековая поговорка

Вопросы

1. На какие части делилась средневековая Италия? Дайте характеристику каждой из них.

2. Что общего и различного было в хозяйственном развитии и системе управления Венеции и Генуи? Почему Генуя являлась соперником Венеции?

3. В чём причина восстания «чомпи» во Флоренции?

4. Каковы были причины успехов хозяйственного развития Флоренции?

5. В чём причина упадка Папской области? Чем её хозяйство отличалось от хозяйства Флоренции, Венеции, Генуи?

6. С чьим именем связан период наивысшего могущества Сицилийского королевства? В чём оно проявлялось? Какова была дальнейшая судьба этого королевства?

Задания

1. Озаглавьте пункты и составьте развёрнутый план параграфа (правила составления плана см.: задание 1 к § 5).

2*. Почему на Апеннинском полуострове так и не возникло единого государства?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Италия в XI-XV вв

XI - XV столетиях Италия в отличие от Англии и Франции, идущих по пути централизации, оставалась страной многочисленных политических образований. Можно выделить три больших региона, которые отличались спецификой экономического, политического и культурного развития: Северная Италия и Тоскана, Папская область, Южная Италия и Сицилия.

Папская область

Светское государство пап представляло собой одно из заурядных феодальных, княжеств. Поскольку его государь был одновременно главой католической церкви, а столица - Рим - ее организационным и идеологическим центром, на историю этого государства оказывала значительное влияние европейская политика папства, определявшаяся в тот период стремлением пап к верховенству над светскими государями Европы. В XI—XII вв., когда в результате успехов папства в борьбе с империей значительно усилилось его влияние в Европе, папам удалось существенно расширить подвластную им территорию в Италии за счет части Тосканы, Сполето, Беневенто; в конце XII в. они подчинили себе один из крупнейших итальянских городов — Перуджу. В экономическом отношении Папская область отставала от Северной Италии и Тосканы. Города здесь развивались медленнее; в деревне сохранялись наиболее тяжелые формы личной зависимости. Немало способствовала отсталости внутренняя политика папства, отказавшегося предоставлять права самоуправления Риму и другим городам Папской области и сохранявшего старые формы феодальной эксплуатации в деревне. Даже столица Папской области — Рим — была крупным гнездом феодалов; кроме папской резиденции здесь насчитывалось около двухсот феодальных замков. Рим в экономическом отношении отставал от таких развитых центров, как Милан или Флоренция. Значительные доходы населению Рима приносило обслуживание папского двора и многочисленных паломников.

Политический строй городов в XIII — XIV вв.

В связи с успехами и торговли, а позднее и с зарождением раннекапиталистических отношений во многих городах-государствах Северной и Италии в XIII— XIV вв. заметно усиливается политического влияние торгово-ремесленного населения — пополанов — и падает роль феодальных элементов — грандов. Наиболее ярким примером этого может служить Флоренция. Усиление позиций пополанов привело здесь уже в 1250 г. установлению так называемой первой народной конституции, закрепившей их господство в городе. Наряду с подеста, которого коммуна приглашала из другого города, появляется новое должностное лицо — «капитан народа», опирающийся на городское ополчение.

С 1282 г. Флоренцией управляло выборное пополанское правительство. Оно называлось «приоратом»(от «приор» — старейшин цеха), а впоследствии — «синьорией»(от «синьор» — господин) В приорат входило 9 человек во главе с «гонфалоньером(знаменосцем) справедливости».Наиболее сильный удар был нанесен грандам в 1293 г., когда во Флоренции были приняты «Установления справедливости». Согласно «Установлениям», гранды полностью отстранялись от участия в политической жизни коммуны и за преступления, совершаемые против пополанов, подвергались смертной казни. Вскоре, однако, грандам было разрешено пользоваться политическими правами при условии вступления в один из цехов.

Олигархический характер носил политический строй морских республик - Венеции и Генуи, ведших крупную посредническую торговлю. Здесь всем заправляли богатейшие купцы, составляющие наследственный патрициат. Во главе Венеции стоял избираемый пожизненно - дож, власть которого была ограничена Большим советом. В состав Большого совета входили представители все знатнейших патрицианских семейств. С конца XIII — начала XIV в. в управлении Венецией еще более усилились олигархические тенденции. Из Большого совета выделился «Совет приглашенных» (сенат), постепенно присвоивший всю полноту исполнительно власти. В 1310 г. был создан Совет десяти, которому был поручен надзор за правительственными органами, вплоть до самого Совет десяти насаждал систему тайных доносов, негласных решений и осуждений.

В Генуе, где в XIII в. также ведущие позиции принадлежал патрициату, с 1339 г. устанавливается пожизненная дол дожа, который опирался в основном на пополанов. Лишенная значительной части политических прав, патрициат все же оказывали влияние на политическую жизнь республики. После Венеция и Генуя постоянно соперничали друг с другом. После Четвертого крестового похода Венеция вытеснила Геную с полуострова и из Сирии, однако восстановление в 1261 г. Византийской империи вернуло Генуе ее права в Константинополе Генуэзское купечество захватило опорные пункты в Восточном средиземноморье и в Причерноморье и создало ряд торговых Факторий в Крыму.

Острую борьбу против городских феодалов вели в XIII — XIV вв. пополаны Милана. В этой борьбе они объединились с союзом мелких и средних дворян (вальвассоров Милана) «моттой» против феодалов и архиепископа, к которым примкнула купеческая патрицианская верхушка. Союз пополанов с дворянством наложил отпечаток на политический строй Милана. Хотя в первой половине XIII в. ремесленная масса Милана, объединенная «Креденцией св. Амвросия», достигла значительных политических успехов, к концу этого столетия власть в городе оказалась в руках наследственных правителей из феодального семейства Делла Торре, опиравшихся на пополанов и мелкое дворянство. Позднее, в XIV в., когда Милан значительно расширил свои владения, подчинив большую территорию в Центральной Ломбардии, установилось единоличное наследственное правление феодального рода Висконти.

Таким образом, в городах Северной и Средней Италии сложились в XIII — XIV вв. три основные формы политического управления: республиканская (по типу Флоренции), патрицианская (Венеция) и синьория, близкая к монархии (Милан).

Южная Италия и Сицилия

К концу XII в. сложилось относительно централизованное государство — Сицилийское королевство. Усилившаяся королевская власть опиралась здесь прежде всего на местных феодалов, рыцарей, которые составляли значительную господствующего класса. В большинстве своем они были связаны вассальными узами непосредственно с королем и были заинтересованы в существовании сильной королевской власти, способной охранять их от произвола баронов — крупных феодалов. Другой опорой централизации была церковь которая в Сицилийском королевстве в большей степени зависела от государства, чем от папства.

Города Южной Италии и Сицилии, слабые в экономическом отношении, не сумели и в этот период добиться политической самостоятельности и оказались в полном подчинении у королевской власти. Централизация, достигнутая в конце XII в., еще более усиливается в XIII в. В период малолетства Фридриха II Сицилийское королевство оказалось фактически под властью папы Иннокентия III, нещадно эксплуатировавшего Южную Италию и стремившегося навсегда утвердить здесь свое господство. Однако после смерти Иннокентия III Фридрих II взял власть в свои руки и попытался превратить Сицилийское королевство в свою главную опору в длительной борьбе с папством за овладение Северной и Средней Италией. После смерти Фридриха II Сицилийское королевство с согласия папы в 1268 г. было захвачено графом Прованса Карлом Анжуйским, братом французского короля Людовика IX. Карл вел широкую завоевательную политику подчинил себе многие города Италии, участвовал в крестовом ходе в Тунис, пытался организовать поход на Константинополь. Италия под названием Неаполитанского королевства осталась под властью Анжуйской династии, а Сицилия отошла к Арагонскому королевству — одному из государств Пиренейского полуострова, что было закреплено договором в 1302 г.

Италия в XV в.

Последние годы XIV в. и особенно первые десятилетия XV в. ознаменовались существенными изменениями в политическом строе городов Северной и Средней Италии. Во многих из них республиканская форма правления заменяется монархической, хотя иногда и в скрытой форме. Такой политический строй получает в Италии название синьории или тирании. Объективными предпосылками изменения политического строя городов-республик были, с одной стороны, расширение региональных экономических связей, с другой - усложнение политической структуры, когда город, завоевав значительную территорию, уже не мог средствами коммунального управления обеспечить ее нормальное функционирование.

Утверждение тирании облегчилось и тем, что в результате поражений этих восстаний были ослаблены средние пополанские слои и городские низы, т.е. часть городского населения, которая в XIII—XIV вв. особенно активно боролась за установление демократических порядков.

В 1434 г после длительной борьбы между несколькими соперничающими семьями Флоренции фактическим правителем этого города-государства стал К Медичи (1434—1468). При нем еще сохранялась видимость республиканских форм правления, но все нити политического аппарата сосредоточились в его руках. Все важнейшие должности в государственных учреждениях также занимали преданные ему люди.

Наибольшего могущества власть Медичи достигла при внуке Козимо Лоренцо Великолепном (1469—1492), который был главой богатейшего банкирского дома Флоренции, имевшего конторы во всех крупнейших городах Италии и Европы, и, будучи кредитором многих государств, влиял на политику ряда стран.

Роскошь дворца Лоренцо, его покровительство искусствам сочетались с умной, но утонченно-жестокой внутренней и внешней политикой. Старые пополанско-демократические порядки были, по сути дела, уничтожены. Хотя формально Флоренция оставалась республикой, все дела решались в Совете семидесяти, который полностью подчинялся Лоренцо. Политика Медичи, несмотря на их демагогические заигрывания с народом, приводила к массовому недовольству. Выразителем его стал настоятель доминиканского монастыря св. Марка во Флоренции, пламенный проповедник, Савонарола. В 1494 г., во время вторжения французских войск в Италию, когда они подошли к Флоренции, Лоренцо - Пьеро Медичи был изгнан из Флоренции в результате восстания и там восстановилась республика во главе с Савонаролой.

Савонарола провел ряд реформ, которые носили двойственный характер: отмена принудительных займов, запрещение ростовщичества, организация ломбарда, введение десятины - прогрессивного налога на недвижимое имущество — выглядели как мероприятия, проводимые в интересах народа; в то же время во главе республики был поставлен Большой совет, состоящий из наиболее зажиточных граждан. Эти компромиссные реформы не могли удовлетворить богачей и не улучшили положение народа. Кроме того, фанатичный аскетизм Савонаролы, который под лозунгом «сожжения суеты» призывал уничтожать картины, музыкальные инструменты, книги, запрещал всякие развлечения, стал вызывать недовольство флорентийцев, привыкших ценить искусство и веселые зрелища. Авторитет Савонаролы в простом народе стал падать. Этим воспользовалась папская курия и ее сторонники во Флоренции. В 1498 г. Савонарола был схвачен, осужден и сожжен как еретик.

В XV в. еще больше укрепляется синьориальный режим в другом крупнейшем промышленном центре Северной Италии - Милане, где он установился в конце XIII в. В начале XV в. в Милане властвовали тираны из дома Висконти, а затем, с 1450 г., власть в городе была захвачена представителями дома Сфорца.

Возникновение и укрепление синьориальных режимов во Флоренции, Милане и других городах-государствах Италии способствовало их внутренней консолидации, но не решало проблемы объединения всей страны. Богатая, но распадавшаяся на отдельные, враждующие между собой политические образования, Италия к концу XV в. оказалась гораздо слабее соседних Франции и Испании, где к этому времени сложились относительно сильные централизованные государства.



biofile.ru

Архитектура Италии 15 века

Архитектура Италии 15 века

В. Быков

Новое направление в архитектуре Италии 15 в. ранее и отчетливее, чем где-либо, проявилось во Флоренции. В своем возникновении оно было связано не столько с прямым возрождением античных принципов композиции и ордерной системы, сколько с синтетической переработкой всего наследия средневековой итальянской архитектуры, в особенности памятников романского зодчества в Тоскане, и в частности построек так называемого инкрустационного стиля во Флоренции и ее окрестностях. Указанные сооружения, где античные традиции были переработаны средневековыми зодчими применительно к местным требованиям, местным строительным материалам и конструкциям, оказались наиболее важным источником формирования нового стиля. Сущность возрождения античности в этом процессе заключалась в большей мере в освоении античной ордерной системы в качестве школы нового архитектурного мышления, нежели в использовании ее как образца для прямого подражания(см. т. II, кн. 1-я, Искусство Тосканы).

Зодчие раннего Возрождения унаследовали от средневековых мастеров многие из приемов строительной техники. Таковы, в частности, кладка стен зданий из кирпича с последующей облицовкой камнем; применение крестовых, цилиндрических и сомкнутых сводов из кирпича; плоских деревянных, балочных и стропильных перекрытий.

Эволюция итальянской архитектуры в 15 в. нередко протекала в сложных и противоречивых формах. Часто давала себя знать незрелость и непоследовательность в применении классической ордерной системы, в смешении античных и средневековых форм. В различных центрах страны складывались отдельные локальные направления, подчас весьма отличные друг от друга. Но общая тенденция развития ренессансной архитектуры проявилась достаточно ярко. В новых социальных условиях произошло коренное обновление средневековых типов зданий — городского жилого дома, монастырского комплекса, культовых сооружений; сложился новый облик общественного центра города, связанного со всей его планировочной структурой.

Быть может, ни в одной другой области художественной культуры Италии поворот к новому пониманию не был в такой степени связан с именем одного гениального мастера, как в архитектуре, где родоначальником нового направления явился Филиппе Брунеллески (1377—1446).

Брунеллески родился и почти всю свою жизнь провел во Флоренции. Свою творческую деятельность он начал как скульптор, выступив в 1401/1402 г. вместе с другими крупнейшими художниками в конкурсе на вторые бронзовые двери флорентийского баптистерия. Поездка в Рим вместе с Донателло, где оба мастера изучали памятники античного искусства, имела решающее значение для Брунеллески в выборе им своего главного призвания.

Наиболее ранним из крупнейших произведений Брунеллески был купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420—1436). Сооружение купола над алтарной частью базилики, начатой архитектором Арнольфо ди Камбио около 1295 г. и законченной в основном к 1367 г. зодчими Джотто. Андреа Пизано, Франческо Таленти, для средневековой строительной техники Италии оказалось непосильной задачей. Она была разрешена только мастером Возрождения, новатором, в лице которого гармонично сочетались архитектор, инженер, художник, ученый-теоретик и изобретатель.

Трудность возведения купола заключалась не только в огромных размерах перекрываемого пролета (диаметр купола у основания составляет около 42 м), но и в необходимости возвести его без лесов на высоком восьмиугольном барабане с относительно небольшой толщиной стен. Поэтому все усилия Брунеллески были направлены на максимальное облегчение веса купола и уменьшение сил распора, действующих на стены барабана. Облегчение веса свода было достигнуто устройством пустотелого купола с двумя оболочками, из которых более толстая нижняя является несущей, а более тонкая верхняя — защитной. Жесткость конструкции обеспечивалась каркасной системой, основу которой составили восемь главных несущих ребер, расположенных по восьми углам восьмигранника и связанных между собой опоясывающими их каменными кольцами. Это крупнейшее нововведение строительной техники Возрождения было дополнено характерным для готики приемом — приданием своду стрельчатого очертания.

Огромное градостроительное и идейно-художественное значение купола для Флоренции было понято уже современниками. Леон Баттиста Аль-берти в посвящении Брунеллески своего трактата о живописи говорит, что это сооружение, «вздымающееся к небесам», «осеняет собой все тосканские народы». Впервые в западноевропейском зодчестве художественный образ купола определен прежде всего его ярко выраженным внешним пластическим объемом, ибо самые грандиозные купола средневековья являлись лишь сводами, которые перекрывали внутреннее пространство и, как правило, не играли столь значительной роли в объемной композиции здания. Флорентийский купол действительно господствовал над всем городом и окружающим его ландшафтом. Сила его «дальнего действия» определяется не только его гигантскими абсолютными размерами, не только упругой мощью и вместе с тем легкостью взлета его форм, но тем сильно укрупненным масштабом, в котором решены части здания, возвышающиеся над городской застройкой,— барабан с его огромными круглыми окнами и крытые красной черепицей грани свода с разделяющими их мощными ребрами. Простота его форм и крупный масштаб контрастно подчеркнуты относительно более мелкой расчлененностью форм венчающего фонаря.

www.wikidocs.ru


Смотрите также