Архитектура италии


Итальянская архитектура

Италия — государство на юге Европы, расположившееся на Апеннинском полуострове. Граничит с Францией, Швейцарией, Австрией и Словенией, а также с двумя карликовыми государствами-анклавами — Ватиканом и Сан-Марино.

Фото: Итальянская архитектура

Итальянская архитектура возникла на развалинах Древнего Рима, которой была присуща не только монументальность и грандиозность, но и изящество. В Италии сохранилось множество памятников древнеримской архитектуры: Колизей, Пантеон и другие  храмы посвященные древним Богам.

Фото: Колизей

Фото: древние развалины Колизея

Колизей — амфитеатр, одна из самых больших арен мира. Строительство велось на протяжении 8 лет. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.

Фото: Пантеон— античный храм всех богов в Риме,  возведенный в 27 году до н.э

Фото: храм Весты

Храм Весты  — развалины античного храма, посвящённого Весте, римской богине домашнего очага. Располагается в Риме неподалёку от храма Цезаря на римском форуме, в южной части Священной дороги.

Ведущую роль в архитектуре средневековой Италии (VII—X вв.) играла церковная архитектура. Наиболее распространенным типом здания  этой эпохи  являлась базилика с плоским перекрытием.  Это римские церкви Санта-Мария ин Космедин, Санта-Мария ин Домника и многие другие.

Фото: церковь Санта-Мария ин Космедин

Фото: церковь Санта Мария ин Домника- храм VII- XVI веков

В архитектуре этого времени тяжеловесный романский стиль постепенно сменяется новым, более динамичным и гибким готическим стилем, который, однако, приобрел в Италии своеобразные черты. Итальянская готика отличается уравновешенностью горизонтальных и вертикальных членений здания. Стрельчатые арки почти всегда приближаются по форме к полукруглым, архитектурный образ проникнут большим спокойствием.

В готическом стиле возводились соборы в Сиене (XIII век), в Орвието и во Флоренции. В Северной Италии строились великолепные церкви, нередко отличавшиеся особенно большими размерами: Сан-Франческо (1246—1260) и Сан-Петронио (начата в 1338) в Болонье, Сант-Антонио (1232—1307) в Падуе, собор в Милане (начат в 1386). Готические элементы проникают и в гражданское строительство — Палаццо Веккьо (1298) и лоджия деи Ланци во Флоренции, Палаццо Публико (1245) в Кремоне, Дворец дожей (1309— 1438) в Венеции, многочисленные дворцы в Сиене, Орвието и Флоренции.

Фото: готический собор в Сиене — один из шедевров тосканской архитектуры

Фото: собор Дуомо  в Милане

Фото: собор Сан-Петронио  в Болонье

Фото: собор Сант-Антонио (1232—1307) в Падуе

В XV веке итальянская архитектура окончательно выходит из-под опеки церкви, проникается светским духом. Опираясь на античное и проторенессансное наследие, великий итальянский архитектор, скульптор и ученый Филиппо Брунел-лески (1377—1446) заложил основы всей архитектуры эпохи Возрождения. В противовес предшествующей эпохе ведущим типом здания становится Палаццо — дворец и городской особняк. Эта светская архитектура оказала определяющее влияние на церковное зодчество. Композиция фасадов с их спокойными, простыми, прямыми линиями строилась на основе тщательно продуманной рационалистической системы пропорций. Лоджии и галереи придавали особую легкость внутреннему двору здания, овеянного счастливым, радостным настроением. Среди работ мастера назовем купол собора Санта-Мария дель Фьоре (1420—1436), воспитательный дом, т. н. Оспедале дельи Ин-ноченти (1421—1444) и капеллу Пацци во дворе монастыря Санта-Кроче, Палаццо Питти, преобразившие облик Флоренции.

Фото: купол собора Санта-Мария дель Фьоре

Фото: главный собор Флоренции

Фото: капелла Пацци во дворе монастыря Санта-Кроче, Флоренция

Фото: палаццо Питти (Pitti) — художественный музей во Флоренции

В эти же годы в Риме работал известный итальянский архитектор Доменико Фонтана (1543—1607). Градостроительные работы архитектора в Риме способствовали становлению барочной концепции города как системы парадных ансамблей. Фонтана построил Латеранский дворец в Риме (1586—1590) и Палаццо Реале в Неаполе (1600—1602). Работы архитектора Карло Модерна (1556—1629), творившего в те времена отличаются пышностью декора и развитой пространственной композицией. Это церковь Санта-Сузанна (1596—1603), центральный неф и фасад собора Святого Петра (1607—1614) в Риме.

Фото: палаццо Реале в Неаполе

Фото: Латеранский дворец в Риме

Фото: церковь Санта-Сузанна в Риме

Фото: собор Святого Петра в Риме

Еще одним крупнейшим представителем барокко является выдающийся итальянский архитектор XVII века Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680). Его архитектурные произведения поражают пространственным размахом, пышностью декора, динамикой форм, перспективными и световыми эффектами (ансамбль площади Св. Петра в Риме, 1657—1663). Бернини органично сочетал архитектуру и скульптуру, использовал различные материалы, раскраску, позолоту, световые эффекты (интерьеры собора Св. Петра с кафедрой Св. Петра, 1657—1666).

Фото: интерьер собора Святого Петра в Риме

В архитектуре первой половины XIX века господствует классицизм, яркими представителями которого являются архитекторы Карло Амати (1776—1852) и Пьетро Бьян-ки (1787—1849). Многие итальянские города (Милан, Турин, Рим, Флоренция) начали реконструироваться в классицистическом духе.

После объединения страны (1870) начался бурный рост промышленного производства, что, в свою очередь, привело к дальнейшему развитию градостроительства. В архитектуре этого периода используется смешение форм различных художественных стилей. Эклектичный стиль к началу XX века постепенно модифицировался в стиль модерн, который в Италии получил название «либерти». Представителями этого направления в итальянской архитектуре являются архитекторы Эрнесто Базиле (1857—1932), Раймондо д’Арон-ко (1857—1932) и Джузеппе Соммаруга (1867—1917), их произведения  характеризуются причудливостью композиции и вычурностью декора.

Фото: Grand Hotel Villa Igiea

Grand Hotel Villa Igiea входит в десятку самых красивых отелей в мире и считается одним из привлекательнейших мест в Сицилии. Его построил в конце XIX века архитектор Эрнесто Базиле по заказу семьи Флорио.

В годы правления Муссолини (1922— 1943) в архитектуре Италии сложился неоклассицизм, ярким представителем которого стал известный архитектор Марчелло Пьячентини (1881 —1960). В своем творчестве он схематизировал внешние формы классической архитектуры, упрощал традиционный архитектурный декор. Примеры тому Университетский городок в Риме и застройка Пьяцца делла Виттория в Брешии.

Фото: застройка Пьяцца делла Виттория в Брешии, архитектор Марчелло Пьячентини

Италия – воистину сказочная страна. Многие итальянские города, и в первую очередь Рим, Венеция и Флоренция, благодаря находящимся в них всемирно известным шедеврам искусства, уже давно воспринимаются как “музеи под открытым небом”.

Рим – город, с классическими колоннадами и волнующими взгляд памятниками древних зодчих. Помимо Колизея и Пантеона в Риме большое количество архитектурных шедевров. Например: несколько Триумфальных арок в честь римских императоров и полководцев; Римский Форум и Императорский Форум; бани Каракалла (217 год); катакомбы, в которых укрывались от преследований первые христиане; форт Кастель-Сант-Анжело, возведенный первоначально как мавзолей императора Адриана и в средние века перестроенный под укрепление; базилика св. Иоанна Латеранского (IV век, перестроена в XVII-XVIII веках); базилика св. Павла (IV век); базилика св. Петра-в-цепях (V век), внутри которой находится мраморная скульптура Моисея работы Микеланджело; Пьяцца Навона с тремя фонтанами: один работы Джанлоренцо Бернини, в фонтан же Треви в стиле барокко туристы обычно бросают монетки; церковь Тринита-дей-Монти (XV век); большое количество различных музеев и галерей — Капитолийский музей, Национальный музей Вилла Джулия (коллекция предметов этрусского и римского искусства), галерея Боргезе (живопись и скульптура), Национальный римский музей (древнегреческая и древнеримская скульптура), несколько средневековых дворцов, в которых также расположены музеи и галереи.

Фото: Римский Форум

Фото: Императорский Форум

Фото: бани Каракалла

Фото: одна из Триумфальных арок в Риме

Фото: Национальный музей вилла Джулия в Риме

Фото: Площадь Венеции

Центральной в Риме является  Площадь Венеции (Piazza Venezia), которая является самой значительной транспортной развязкой и служит в городе своеобразным ориентиром и туристическим центром.

Фото: фонтан же Треви в стиле барокко

Милан – это город искусств. Продолжая традиции творившего в Милане классика оперной музыки Джузеппе Верди, город гордится Ла Скалой – крупнейшей оперной сценой мира.

Фото: Оперный театр Ла Скала в Милане

Фото: Миланская базилика Санта Мария делла Грацие XV века

Миланская базилика Санта Мария делла Грацие XV века примечательна своим куполом работы Донато Браманте (1492 г.). А перед церковью находится знаменитая трапезная с прославленной фреской Леонардо да Винчи “Тайная вечеря”. Флоренция  заворожит Вас великолепием своих дворцов и церквей, тишиной узких средневековых улочек и неспешным течением реки Арно.

Фото: город Флоренция

Фото: Золотой мост во Флоренции

В отличие от таких городов-музеев под открытым небом как Рим и Флоренция, Венеция – музей на воде. Венеция – или “невеста моря” по образному выражению Гете — раскинулась на 118 островах, удивительным образом связанных между собой сетью каналов и фондамента (fondamenta) —своеобразными венецианскими «набережными».

Фото: венецианская набережная

Фото: город Венеция

Фото: Дворец дождей в Венеции

Фото: улочки Венеции

Подчас даже само существование средь водной глади столь великолепного творения рук великих зодчих кажется нереальным, и чувство это не покидает многих посетивших Венецию на протяжении всего пребывания в ее волшебном мире вырастающих из воды палаццо, узких улочек – калли (calli), золотоносых цвета вороньего крыла гондол и веселых гондольеров с их вечно живой баркароллой.

Неаполь расположен в очень живописном месте на берегу Неаполитанского залива. Говорят, что теплый климат и соседство моря предопределили неторопливый характер неаполитанцев, размеренный стиль их жизни.

Фото: панорама Неаполя

Неаполь богат архитектурными памятниками, однако главная достопримечательность региона, в котором расположен Неаполь, находится вне города. Это – расположенный сравнительно недалеко вулкан Везувий. Археологический музей Неаполя славится богатой коллекцией экспонатов, свидетельствующих о жизни древнеримских городов Помпеи и Геркуланум, пострадавших от извержения Везувия.

Всемирно известны расположенные в Неаполитанском заливе острова Капри и Искья. На Капри долго жил Максим Горький, которого навещали Федор Шаляпин и Луначарский. Острова известны своим мягким и целебным климатом.

Пиза – город Падающей башни и одного из известнейших в Италии университетов – расположен у слияния двух рек — Арно и Серкьо.

Фото: Пизанский собор

Пизанский собор является главным собором Пизы и является  примерои так называемого романо-пизанского стиля.

Собор, сооружение которого было начато на рубеже тысячелетий в 1063 году, украшен четырьмя рядами элегантных аркад. Внутри собора можно полюбоваться произведениями великого Джованни Пизано, в том числе кафедрой его работы.

Фото: Пизанская башня

Падающая башня (Torre Pendente), сооруженная в 1173 г., по праву является символом города. Хотя ее отклонение от вертикали составляет уже около 5 метров, архитекторы и ученые не теряют надежд остановить этот пока необратимый процесс.

Впрочем, не только Падающая башня, но и остальные три сооружения на Площади чудес (Campo dei Miracoli) – покрытой зеленой лужайкой центральной площади Пизы – изумляют своей красотой и необычностью.

Фото: Баптистерий Campo Santo Vecchio

Баптистерий Campo Santo Vecchio — еще одна достопримечательность Площади чудес.

Относящееся к 1277 году сооружение известно прежде всего своими  изумительными мозаиками и фресками, не все из которых уцелели после II мировой войны. Особняком стоят такие шедевры как «Ветхий Завет» Беноццо Гоццоли и «Триумф Смерти» XIV в. неизвестного мастера, которые, как говорят, вдохновили композитора Ференца Листа на создание произведения «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром. Сохранились лишь фрагменты фресок цикла «Триумф смерти».

Посетив яркую солнечную Италию, у вас останутся незабываемые впечатления о ее легендарных городах. Трудно сосчитать все памятники, храмы и арены Италии, но можно понять их величие и осознать всю их красоту.

ГЛАВНАЯ

artdeco2011.ru

архитектура Италии

Главная › Архитектура › Современная архитектура Италии: здания, которые обязательно нужно увидеть

Когда кто-то говорит об итальянской архитектуре, на память приходят такие места как Пантеон, Собор Святого Марка, мост Понте-Веккьо во Флоренции и Миланский собор. Но архитектура Италии — это не только древние сооружения, в этой волшебной стране есть много новых креативных проектов. С начала 21 века в Риме, Милане, Флоренции и других городах многие знаменитые архитекторы приложили руку к строительству важнейших зданий.

Рим: когда средиземноморская столица становится зеленой и современной

Рим, столица Италии, когда-то была мировой столицей. Город полон исторических памятников и старых сооружений. Но местные власти постоянно занимаются обновлением города, нанимая самых известных архитекторов современности, среди которых британско-иранская Заха Хадид, американец Ричард Мейер, голландец Рем Кулхас и итальянец Ренцо Пиано.

В 1999 году был проведен конкурс, в котором определили создателя будущего Центра современного искусства в Риме (Museo Nazionale delle Arti del XXI Secolo: MAXXI) – первого национального музея современного искусства в Италии. Им стала Заха Хадид.

Центр современного искусства в Риме был построен на большом участке городской земли в северной части города. Здесь есть пространства для постоянных, временных и коммерческих галерей, архитектурный центр, конференц-центр и библиотека.

Как и многие работы Хадид, центр выполнен в футуристических, текучих и динамичных формах. Идея проекта состоит в «орошении» больших городских пространств линейными выразительными формами, «вшивая» плотную текстуру во внутренние и наружные зоны.

Еще одним важным новым культурным сооружением в Риме является уникальный музей Алтарь Мира (Ara Pacis), который был построен в 2006 году. У этого здания есть особый статус – это первый крупный образец современной архитектуры в Риме.

Читайте также: Архитектура-2016: 16 проектов, которые вы должны увидеть в этом году

Выполненный из теплого, грубого травертина (белый итальянский известняк) и литого белого бетона, музей предлагает посетителям окунуться в мир исторических реликвий периода 13-9 веков до нашей эры.

Ватикан нанял знаменитого Ричарда Мейера для строительства христианской церкви Dives in Misericordia (Бог, щедрый в милосердии) в Риме, которое было приурочено к двухтысячному юбилею Христианства. Эта впечатляющая белая бетонная конструкция, которая выделяется тремя парящими «парусами», была построена в 2003 году. Здесь использован особый бетон с примесью оксида титана – компонента, который используется как белый пигмент, способный поглощать окружающий смог. Так что, здание не только современное, но и экологичное.

Звезда среди звезд, архитектор из Голландии Рем Кулхас известен своими причудливыми и одновременно интеллектуальными работами. В 2004 году он был нанят для проекта Città dei Giovani – амбициозной переделки здания бывшего оптового рынка Mercati Generli в Риме.

Ренцо Пиано, вероятно, самый известный из ныне живущих итальянских архитекторов. В 1994 году он выиграл конкурс на строительство нового многофункционального музыкального комплекса Parco della Musica (Парк музыки). Комплекс состоит из трех независимых «музыкальных шкатулок» — трех залов разной вместительности (3 800, 1 200 и 700 мест), а также открытый амфитеатр на 3000 зрителей. Все боксы имеют странную форму, часто сравниваемую с жуками, покрытыми свинцовыми панелями.

Читайте также: Город в степи: 9 архитектурных чудес Астаны

Милан: к новой урбан-зоне

Милан всегда был экономическим центром Италии и сердцем Европейской дизайн-индустрии. У этого города есть опыт инновационной архитектуры, например, Башня Веласка (1958 г) или высокое здание Pirelli (1960 г), а после окончания Второй мировой войны Милан стал центром архитектурного движения под названием итальянский рационализм. В 2000 году северная столица Италии вошла в фазу перемен: переквалификация целых площадей города, а также амбициозные архитектурные проекты, призванные подчеркнуть экономическую жизнеспособность города.

Проект Fiera di Milano – показательная часть этого периода. Он был построен в 2005 году очень известным римским архитектором Массимилиано Фуксасом. Гигантский комплекс, который принимает крупные выставки, состоит из 8 павильонов, соединенных центральным переходом. В общей сложности, комплекс включает 80 конференц-залов, 20 ресторанов и 25 кафе-баров. Переход длиной 1.3 км покрыт конструкцией из стали и стекла в форме огромной океанской волны. Покрытие выполнено из более чем ста тысяч уникальных отрезков. Длина – 1.3 км, ширина – 32 м, высота – 23 м в самой высокой точке. Это место можно назвать самых амбициозным урбанистическим проектом в Европе.

Конкурс на строительство выиграло сообщество Citylife: им предстояло вдохнуть жизнь в старое здание рынка. В команду вошли Заха Хадид, японская архитектор Арата Исозаки, американец Дэниель Либескинд и итальянец Пьер Паоло Маггиора.

Проект, завершившийся в 2014 году, включает большой парк, три Танцующих башни (Signature Towers), четыре площадки под жилое строительство, обучающие и социальные площадки, а также музей.

Флоренция, Падуя, Венеция: маленькие города, большие проекты

Английский архитектор сэр Норман Фостер участвовал в проекте во Флоренции, в рамках которого построил новую железнодорожную станцию как часть создания высокоскоростного ж/д сообщения. Станция Florence TAV Station соединена со старой станцией Santa Maria Novella через трамвайную линию. Фостер, который ранее ничего не строил в Италии, является создателем многих шедевров, среди которых – башня в Гонконге, Шанхайский банк, лондонский аэропорт Станстед и новый купол на здании Рейхстага в Берлине. Что касается станции, ее дизайн включает огромную стеклянную крышу – современная адаптация традиционной галереи 19-го века. Строительство сооружения площадью 45 тыс кв.м. стоит почти 240 млн евро. Окончание запланировано на 2017 г.

Читайте также: Архитектура Азербайджана: 7 ярчайших зданий Баку

Меньший по размеру, но очень большой значимости мемориал Memoria e Luce посвящен жертвам 9/11 и находится в северном городе Падуя. Его автором является Дэниель Либескинд. Мемориал выполнен в виде стального луча, бьющего из обломков Всемирного торгового центра. Форма открытой книги символизирует память о жертвах нью-йоркской трагедии. Открытое в 2005 году, это 17-метровое сооружение сегодня является новой достопримечательностью маленькой Падуи.

Венеция, без сомнений, самый консервативный из всех маленьких городов Италии. Здесь практически невозможно получить разрешение на строительство. Испанскому архитектору Сантьяго Калатрава повезло: он разработал и построил новый мост над Гранд-каналом, который связал две важных станции. Мост Конституции представляет собой длинную изогнутую дугу из стекла и стали. Строительство моста завершилось в 2008 году.

idesign.today

Архитектура Италии XVI века - это... Что такое Архитектура Италии XVI века?

Архитектура Италии XVI века — период расцвета ренессансной архитектуры.

Самые лучшие произведения возводились в Риме — папской столице, где завершаются идейные поиски и складывается единый общенациональный стиль. Его характерные черты — обобщенный монументальный образ, величественность, гармония, благородная сдержанность и, разумеется — применение античного ордера, но уже более зрело и свободно.

История

Браманте

Сан Сатиро

Донато Браманте (1444—1514) занял главное место среди архитекторов папского Рима. Он родился близ Урбино, первую часть жизни прожил в Милане, учился живописи у Мантеньи, Пьеро делла Франческа, фра Карневале. Как архитектор он развивался под влиянием Лаураны и Леона Баттисты Альберти. В Милане ему пришлось столкнуться с консерватизмом, господством средневековых форм, которые он умело сочетал с новой палитрой итальянского зодчества.

Его первая работа — перестройка начатой еще в IX в. церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро в Милане (с 1479 г.). Места для алтарной апсиды из-за застройки улицы не было, и он изобразил на задней стене иллюзорное пространство рельефом и живописью. Фасад не осуществлен, но сохранившийся проект предвосхищает многие дальнейшие решения. Он перестроил маленькую надгробную часовню Сан Сатиро IX в. у северного конца трансепта, превратив ее из крестообразной постройки в круглую.

Санта Мария делле Грацие

В Милане в то же время находился Леонардо да Винчи, градостроительные и архитектурные идеи которого несомненно оказали влияние на развитие Браманте. Вопрос стоял о создании симметричного центральнокупольного здания, в фасадах которого бы отражалось целостное внутреннее помещение. Церковь Санта Мария делле Грацие, крупнейшая постройка Браманте в Милане (1492—1497), имеющая широкий купол с низким барабаном — свидетельство переработки мотив Брунеллески и освоения опыта купольного зодчества. Собор в Павии строился фактически по проекту Браманте (руководил работами в 1488—1492 гг.). Он возвел его до основания купола, организовав большой объем.

Темпьетто

В 1499 году переехал в Рим и участвовал в окончании Палаццо Канчеллерия. В создании двора его роль была определяющей, о чем свидетельствует легкость стиля многоярусности. Первая известная документально постройка Браманте в Риме — храм Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио (1502 г.). Это идеальное сооружение дорического ордера. Задуманный двор с колоннадой остался неосуществленным. Темпьетто воспринимался современниками как программное произведение новой архитектурной школы.

Юлий II, став папой, сделал Браманте главным архитектором Рима. В 1505 году он начал ряд строительных работ в Ватикане (двор Сан Дамазо закончен после его смерти Рафаэлем). Возводит летнюю резиденцию Бельведер c Большой Экседерой, хотя грандиозный замысел осуществлен лишь частично, а затем искажен постройкой здания Ватиканской библиотеки, которая отсекла верхнюю террасу. Построил палаццо Каприни (Дом Рафаэля), оказавший большое влияние на развитие дворцовой архитектуры: это не суровый флорентийский дворец, а импозантное здание нового типа с огромными окнами-балконами.

Последние годы жизни занимался проектированием и строительством собора св. Петра в Риме. Проект центральнокупольного здания была актуальным. Было начато строительство купольного здания с равноконечным крестом в плане. Его планировалось окружить квадратным перестильным двором. Он не был осуществлен, но заложенные идеи центральнокупольного здания варьировались в работах многих мастеров в различных городах Италии (церковь Санта Мария делла Консолационе в Тоди, начатая Кола да Капрарола в 1508 г.; церковь Сан Бьяджо в Монтепульчано, построенная (с 1518 г.) Антонио да Сангалло Старшим).

Рафаэль

Капелла Киджи

Рафаэль Санти — крупнейший зодчий следующего поколения. Он приехал в Рим в 1508 году. Его первая постройка — церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (начата в 1509 г.). В плане представляет греческий крест, с легким сферическим куполом. К церкви Санта Мария дель Пополо он пристроил капеллу Киджи, квадратную в плане с маленькими парусами с уплощенным куполом.

Палаццо Пандольфини

Работал он и над проектированием и строительством собора св. Петра, руководство которым перешло к нему после смерти Браманте в 1514 году. В палаццо Видони-Кафарелли развивал композиционные идеи, намеченные Браманте в палаццо Каприни. В палаццо дель Аквила он разработал новый тип фасада: внизу — просторная ордерная аркада, вверху — целостная плоскость стены, украшенная декором и расчлененная редкими богато обрамленными окнами бельэтажа. Еще один новый тип фасада создан Рафаэлем в палаццо Пандольфини во Флоренции (построен по его проекту посмертно Франческо да Сангалло): сдержанный фасад с богато обрамленными окнами, великолепным карнизом, рустованными углами.

Вилла Мадама

Вилла Мадама свободно применяет опыт античного зодчества (в особенности императорских вилл и терм). Это проект нового типа, для кратких визитов хозяев ради наслаждения природой. Осуществленный фрагмент (часть центрального круглого двора и одно крыло виллы) свидетельствует об размахе сооружения. Интерьеры широкими арками открывались на антифиладу висячих садов.

Вторая треть

С начала 1530-х гг. процесс развития зодчества утратил целостность и единую направленность творческих устремлений, которые были свойственны в первой трети века. Этому способствовали трагические события истории Италии в конце 20-х гг. 16 века. Немногие представители старшего поколения зодчих (например, Перуцци и Антонио да Сангалло Младший), которые работали в Риме вместе с Браманте и Рафаэлем и возвратились в столицу после разграбления, пытались найти компромисс между классическими принципами и новыми требованиями.

Кризис сильнее всего выразился в Тоскане, в творчестве таких архитекторов, как Вазари и Амманати — сблизив их с маньеризмом. Микеланджело внес в архитектуру новый элемент напряженной пластической выразительности, скрытой динамики и драматического столкновения внутренних сил. В городах Северной Италии (Венеции, Вероне, Виченце, Генуе) начали развиваться прогрессивные архитектурные тенденции. Такие мастера, как Санмикеле, Сансовино, Палладио и Алесси нашли новые решения в области градостроительства и архитектуры.

Вилла Фарнезина Палаццо Массими

Бальдассаре Перуцци, создавший виллу Фарнезина (1509—1511) особенно характерен. Его палаццо Массими (начат в 1535 г.) отличается композицией с великолепным внутренним двориком, а также новыми приемами расположения зданий в застройке: дворец вписывается в улицу, повторяя ее изгиб линией фасада. Контраст руста верхних этажей и глубокого портика внизу дает фасаду новый характер. Вместо обычного постепенного облегчения масс здания от основания кверху здесь наоборот, тяжесть вверху, что придает зданию новый ритм.

Антонио да Сангалло Младший возводил по большей части укрепления (в Анконе, Парме и других городах; крепость в Чивита-Веккья, 1515). В Риме он построил банк Сан Спирито (1523—1524). Его срезанный угол с мотивом римской триумфальной арки — первый пример углового фасада. Важнейшее произведение — палаццо Фарнезе: гладкие стены с рустованными углами и портиком расчленены только горизонтальными поясами. Парадный въезд открывает перспективу на внутренний двор. Микеланджело, заканчивавший строительство дворца после смерти Сангалло, внес существенные изменения.

Собор святого Петра

Основная статья: Собор Святого Петра

Над ним трудились все известные зодчие того времени. После смерти Браманте Рафаэль возвращается к традиционной форме плана церковных сооружений в виде латинского креста. Он задумывает купольную постройку с тремя одинаковыми абсидами, четвертая сторона которой развита в сильно вытянутую трехнефную базилику.

Затем Перуцци снова вернулся к центрической композиции сооружения. После перерыва из-за войны в 1534 строительство возобновил Антонио да Сангалло Младший. Из-за усиления католической реакции опять вернулись к традиционной вытянутой форме плана, которая и была положена в основу большой модели Сангалло. Он возвел южную и восточную ветви креста.

В 1546 г. после смерти Сангалло руководство перешло к Микеланджело, который вернулся к центрическому плану, в чем проявилось торжество гуманистических идеалов. Общий характер однако был изменен: Микеланджело усилил массивность устоев и стен, достиг большей слитности всей композиции, объединил внутреннее пространство. Он возвел центральный барабан, окруженный колоннадой, и начал строительство купола, который, был завершен только в 1588—1590 гг. Джакомо делла Порта и получил вытянутые очертания. Из 4 малых куполов лишь 2 были потом возведены Виньолой. Больше всего собор похож на задумку Микеланджело со стороны алтарной апсиды. Западная часть собора в эпоху барокко была дополнена по проекту Карло Мадерна (с 1607 г.), композиция храма приобрела удлиненную форму.

Микеланджело

Микеланджело Буонарроти стал архитектором, уже прославившись как скульптор и художник. Обычной архитектурной школы он не проходил, и в своем строительном творчестве продолжал думать как скульптор.

Новая Сакристия

Его первый заказ от Медичи — проект фасада для церкви Сан Лоренцо во Флоренции (ок. 1515 г.). Фасад неосуществлен (сохранились 2 модели), а начатая в 1520 г. новая сакристия (погребальная капелла Медичи), была закончена гораздо скромнее задуманного много лет спустя. Интерьер напоминает старую сакристию Брунеллески — ордер пилястр из темного камня; но ритм здесь тяжелее, а контраст резче. Этот драматизм — прорывающийся почерк мастера.

Piazza del Campidoglio

Интерьеры библиотеки Лауренциана также выполнены им. Чтобы улучшить тесный вестибюль перед главным залом, он применил необычный прием: лишил членящие стену спаренные полуколонны конструктивного смысла, заглубив их. Лестница, построенная по присланной им модели, предвосхищает барокко.

В 1534 году он переехал в Рим, где реконструировал площадь Капитолия (с 1536 г.), создав один из самых выдающихся градостроительных ансамблей эпохи Возрождения.

Северная Италия

Школа Генуи

Венеция

Палладио

dic.academic.ru

Памятники архитектуры в Италии

Италия » Достопримечательности Италии »

Если Вас интересуют памятники архитектуры в Италии, то здесь Вы найдете самые популярные и интересные. Вы можете выбрать наиболее понравившиеся Вам памятники архитектуры и перейти к их подробному описанию. Все памятники архитектуры Италии собраны на карте, чтобы Вы легко могли сориентироваться. Для каждого объекта представлена подробная информация на русском языке, фотографии, адреса и часы работы. Если Вы располагаете более полной информацией, напишите собственный отзыв о посещении этого места, и наши пользователи будут Вам очень благодарны.

- Выберите город - Анкона (1) Бергамо (1) Болонья (5) Больцано (1) Брешиа (2) Венеция (34) Верона (3) Виченца (2) Генуя (3) Искья (3) Кальяри (7) Капри (1) Катания (10) Ливорно (2) Мессина (2) Милан (6) Модена (1) Неаполь (26) Новара (2) Падуя (3) Палермо (9) Парма (1) Перуджа (1) Пиза (5) Равенна (1) Рим (53) Римини (2) Салерно (4) Сардиния (3) Сассари (4) Сиракузы (4) Сицилия (7) Турин (4) Феррара (1) Флоренция (17)

Сортировка: а-я рейтинг

Найти памятники архитектуры рядом со мной Руины Помпеи «Помпеи является древним римским городом. Располагался недалеко от Неаполя, а ныне он погребен под слоем вулканического пепла. Город подвергся извержению Везувия. Произошло это 24 августа 79 года. На д...» Акрополь «Акрополь – сердце политической и общественной жизни города Селинунт – находится на наклонном плато с видом на заиленные берега реки Коттоне. В южно-восточной части приютились пять храмов (...» Катакомбы Сан Дженнаро «Большинство людей, которые приезжают в Неаполь, только догадывается (а, может быть, и нет) о том, что у них под ногами присутствует своего рода подземелье. Город преимущественно расположен как раз над...» Рыбный рынок, Катания «Огромные рынки Катании являются своего рода захватывающими уличными театрами, лучший из которых – рыбный рынок, берущий свое начало на улицах позади площади Пьяцца дель Дуомо. Работает он каждый...» Римский форум «Римский Форум является первым из форумов Рима, который был возведен в VI веке до н.э. Данный форум создавался с целью того, чтобы стать средоточием жизни «вечного города». Архитектурный...» Конная статуя Бартоломео Коллеони «Однажды, знаменитый военачальник (кондотьер) Бартоломео Карлеоне, получивший множество заслуг в сражениях и битвах за республику Венеция, а также передавший большое состояние городу, занимаясь составл...» Национальный театр «Олимпико» «Национальный театр «Олимпико» находится в северной части Италии, в городе Виченце. Построен в XVI веке по плану архитектора Андреа Палладио. Здание театра выдержано в классическом стиле. Т...» Фонтан Аретуза «Фонтан Аретуза расположен на площади Храма Апполона и Артемиды в городе Сиракузы, которая выходит к морю. В этом маленьком источнике, мало похожем на фонтан, обитают белые чайки и растет стро...» Кладбище Фонтанелле «Кладбище Фонтанелле находится в пещере района Матердеи, что составляет около километра от музея Каподимонте и от Национального Археологического Музея. С кладбищем связано множество легенд, родившихся...» Палатин «Центральным из семи главнейших холмов Рима является Палатин. Его высота 40 метров. Это одно из тех мест Рима, которые были заселены еще в древности. Как гласит предание, здесь берет начало древний ...» Ди Остия Антика «Руины Остии занимают обширную площадь. Вам потребуется запастись временем, чтобы изучить их. В выходные бывает большой наплыв посетителей. Но среди недели, как правило, туристов мало. Главная улица го...» Рынок Балларо «Охватвая нескольких городских кварталов к юго-востоку от Палаццо деи Норманни, рынок Балларо является самым оживленным уличным рынком Палермо. Самая активность здесь наступает в начале вечера. Словно ...» Канатная дорога Мальчезине-Монте Бальдо «Канатная дорога Мальчезине-Монте Бальдо или по-итальянски фунивия представляет собой вращающиеся закрытые кабины, которые поднимают посетителей на высоту 1760 метров над уровнем моря. Отсюда открывают...» Пьяцца дель Дуомо, Флоренция «Площадь Дуомо или же Соборная площадь расположена в историческом центре Флоренции и является одним из самых посещаемых мест во всем мире. Сюда приезжают туристы, желающие насладиться знакомством с...» Пьяцца-дель-Плебишито «Пьяцца-дель-Плебишито — огромная площадь, находящаяся в сердце города Неаполь. В античные времена здесь находился замок Луцилия и греческие городские стены. Украшением площади являются церковь с...» Руины Геркуланума «В 1709 году во время рытья колодца были случайно обнаружены руины Геркуланума. Первые официальные раскопки проводили Бурбоны. Их начало - 1738 год. Руины Геркуланума находились под достаточно твердым ...» Рыбный рынок в Поццуоли «Если судьба вас забросила в Неаполь, то вы просто не имеете права отказаться от посещения рыбного рынка в Поццуоли. Причём на него нужно приходить утром, да пораньше – именно в это время местные...» Площадь Данте «Площадь Данте, названная в честь всемирно известного итальянского поэта Данте Алигьери, находится в городе Неаполь. От Пьяццы-дель-Плебисчито к площади можно дойти по неапольской улице Толедо, переход...» Музей Алтарь Мира «Здание музея «Алтарь Мира» стало первой современной постройкой в историческом центре Рима после Второй мировой войны. Однако многим римлянам пришелся не по душе этот минималистский павильо...» Спакканаполи «Следуйте по пути древней Декуманос (в Римской империи улица, ориентированная с востока на запад) до Сан-Бьяджо дей Либре (переходит в Виа Бенедетто Кроче с запада и Виа Викариа Веккья с востока), кото...» Термы Диоклетиана «Руины древнеримских бань, названные Термами Диоклетиана, расположены недалеко от современной римской площади Республики. Строительство терм было начато в 298 году, а спустя семь лет их освятили в чес...»

Показать еще

it.rukivnogi.com

Развитие искусства в Италии | Архитектура и Проектирование | Справочник

История готической архитектуры кончается в XV в. Это история наиболее поразительной логической последовательности в области искусства. От возникновения до последнего момента своего существования готика преследовала одну цель — облегчить массы. Она начала с того, что и в инертном теле сводов выделила рабочий каркас. Когда же завершилось развитие готической архитектуры, здание представляло собой настоящий каркас с заполнением. Пределы легкости были достигнуты, все выводы исчерпаны; надо было или остановиться на этом или ввести какой-нибудь новый принцип. Сложность достигла пределов возможного, — обновить искусство мог только возврат к простым формам.

Примечание: Шуази дает одностороннее объяснение смены архитектурных стилей. На самом деле основной причиной возникновения и быстрого расцвета зодчества Возрождения послужили развитие буржуазии в эпоху первоначального накопления и новая идеология флорентийской буржуазии конца XIV и начала XV в., сменившая собой идеологию городских ремесленников-купцов предыдущего периода и идеологию феодалов.

Ренессанс начинает именно с этого возврата к простым формам. А так как новые типы архитектуры не рождаются сразу, ренессанс заимствует основные архитектурные элементы у античности: античные ордера становятся обязательной темой новой архитектуры.

Примечание: В современном искусствознании этот вопрос решается иначе. Главное отличие архитектуры раннего ренессанса от зодчества Древнего Рима заключается в том, что архитектура ренессанса оперирует главным образом внутренними пространствами, прекрасно расчлененными и оформленными, в то время как древнеримская архитектура пластична и оформляет главным образом массивные части зданий, которые, даже в таких больших помещениях, как Пантеон в Риме, господствуют над внутренним пространством. Пространственность архитектуры ренессанса строится на достижениях готической архитектуры. Одной из лучших новейших работ по архитектуре ренессанса является книга Н . Wi11iсh и P. Zucker, Die Baukunst der Renaissance in Italien, I и II (из серии «Handbuch der Kunstwissenschaft», под ред. F. Burger и A. Brinckmann), где сопоставлены основные выводы новых исследований и приведена литература. Очень ясное и принципиальное изложение истории архитектуры ренессанса дает P. FrankI, Die Architektur der Renaissance (из серии «Aus Natur und Geisteswelt»). Cp. чисто фактический и внешний обзор — М.Фарбман, Архитектура итальянского ренессанса, Петербург 1914. Очень ценный историко-культурный материал содержит работа К. Frey, Gotik und Renaissance, 1930. Ср. I. Huizinga, Das Problem der Renaissance в его сборнике «Wege der Kulturgeschichte», 1931.

Франция, которая все еще была проникнута идеями готического искусства, сначала увидела в ордерах только декоративные мотивы более правильного стиля, и их она пытается наилучшим образом применить к постройкам еще готическим. Традиции готической конструкции затрудняют во Франции применение классических пропорций. Но в Италии, где готика так и не привилась, не знали этих препятствий: ренессанс в Италии завершился в своем развитии ранее середины XV в., во Франции он едва начинается в XVI в.

ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА В ИТАЛИИ

СОСТОЯНИЕ ИСКУССТВА НАКАНУНЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Готическое искусство существовало в Италии только в качестве искусства, занесенного извне; за ним сохранилось название германской архитектуры, и это название говорит, во всяком случае, об его чужеземном происхождении.  

Заимствуя у готики ее приемы и применяя их в строительстве из кирпича, итальянцы пользуются ими все же с чрезвычайной осторожностью. Аркбутан, являвшийся существенным элементом архитектуры по ту сторону Альп, едва известен итальянцам: в конструкции сводов они довольствуются античными приемами или же прибегают к затяжкам.

В деталях у них встречаются мотивы, чуждые духу готики: стрельчатые арки, выложенные кладкой напуском по наружной поверхности, или же (рис. 373, А) стрельчатые арки, линии швов кладки которых пересекаются в одном центре. Если Италия лишена богатства готической архитектуры, зато она не знает и заблуждений готики: ее декоративные элементы сохраняют простоту, связанную с воспоминаниями об античности. Кампо Санто в Пизе, собор во Флоренции (рис. 373, В) служат образцами строгости итальянского стиля в то время, когда французская архитектура вступает на путь увлечения «пламенеющим» стилем. Некоторые памятники, как баптистерий во Флоренции (рис. 374), заставляют еще в глубине средневековья предчувствовать веяния лучшей поры ренессанса.

Примечание: Флорентийская крещальня XII в. является одним из главных памятников проторенессанса. См. о ней К. Swоbоda. Das Florentiner Baptisterinm, 1918, и его же статью в «Kunstwissenschaftliche Forschungen», II, 1933.

Рис. 373 
Рис. 374

Существенное отличие итальянской готики от французской заключается в том, что, в то время как во Франции форма служит лишь выражением конструкции, в Италии декоративные элементы являются украшением, накладываемым на остов здания уже после его постройки. В Италии, как и у античных римлян, конструкция и декоративные элементы строго различаются, настолько, что мы иногда видим, как после окончания постройки большого здания только еще объявляется конкурс на проект капители или карниза. В старых дворцах Болоньи или Сиены (рис. 373, А) стены построены из кирпича, а орнаменты сделаны из терракоты и почти всегда установлены после окончания постройки.

Иногда фасад, возведенный вчерне, покрывается второй, декоративной, стеной, в которую вводятся мраморные инкрустации, более или менее повторяющие византийскую облицовку церкви св. Виталия или св. Марка. Так декорированы верхние поверхности стен в Милане, Болонье, Флоренции, Орвието, Сиене.

Эта независимость орнаментации от остова здания делала итальянскую готику изменчивой в самой ее сущности. Декорация, нисколько не связанная с конструкцией, чрезвычайно легко поддается требованиям вкуса и извращениям моды. Эту чисто поверхностную орнаментацию итальянцы в средние века обрабатывали в готическом стиле.

Когда же в XIV в., благодаря Поджо и Петрарке, античность снова завоевывает себе признание, архитектуре не приходится прибегать к коренной перестройке: она так же легко делается римской, как прежде была готической, — изменяется только ее оболочка. В Италии ренессанс сводится только к изменениям в системе декорирования, во Франции же он встретит препятствие в самой системе традиционного строительства.

ОЧАГИ РЕНЕССАНСА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

Возрождение архитектуры происходило в ту же эпоху, что и возрождение литературы; оно было вызвано тем же идейным течением, которое заставляло ученых и поэтов раскапывать памятники языческой литературы, но проявилось лишь сто лет спустя после возрождения литературы.

Статуарная скульптура была первым видом искусства, вступившим на новый путь. Движение в живописи началось позднее. В архитектуре оно совершалось еще более медленно. Архитектурные украшения колокольни во Флоренции принадлежат живописцу Джотто; но в них, кроме некоторой общей строгости линий, нет ничего, что напоминало бы античные формы. Прямое и сознательное подражание классическим образцами начинается только в XV в.

Прежде чем перейти к анализу строительных приемов, мы считаем полезным охарактеризовать основные этапы ренессанса; благодаря прекрасным трудам Буркхардта, Геймюллера и Мюнтца, их хронология теперь установлена.

Общие формы в эпоху от Орканья до Браманте, эпоха Брупеллеско. — Первым шагом была замена стрельчатой арки полуциркульной. Эта замена впервые наблюдается в деталях очаровательного флорентийского портика, известного под названием Бигалло. Одним из немногих памятников XIV в., в которых стрельчатая арка была совершенно изгнана, является лоджия деи Ланчи (рис. 375, L), построенная во Флоренции около 1380 г. архитектором-живописцем Орканья. Стрельчатая арка держится до середины XVI в., особенно в венецианской архитектуре; во дворе дворца Дожей мы видим одно из последних ее применений. В лоджии Ланчи полуциркульная арка покоится, как и в соборе Флоренции, на пучках колонок чисто готического характера.

Рис. 375

Только в первой половине XV в., при Козимо I, флорентиец Брунеллеско заменяет готический устой римской колонной. Пример Р на рис. 375 заимствован из капеллы Пацци (около 1430 г.); архитектура уже совершенно порвала со средневековыми формами, ордера воспроизводятся с их характерными признаками и с глубоким пониманием сущности их пропорций; идея модульных пропорций завоевывает признание вместе с восстановлением античных ордеров. В этом двойном нововведении заключается весь ренессанс.

Примечание: В связи с новейшими исследованиями Жолтовского, Хэмбиджа, Месселя и др. в области архитектурных пропорций, вопрос о модульной системе, учение о которой основывается главным образом на Витрувии, подвергся в последнее время коренному пересмотру. См. Н. Врунов, Альбом архитектурных пропорций, М. 1935.

Архитектура вновь проникается духом классической красоты в его наиболее совершенном и чистом виде. Все содействует окончательному раскрытию прошлого, которое искусство стремится возродить к жизни.

Середина XV в. — это то время, когда книгопечатание распространяет идеи Возрождения, а гравюра широко популяризует его шедевры. Взятие Константинополя заставляет хлынуть в Западную Европу все традиции византийского мира; был момент, во время флорентийского церковного собора, когда можно было думать, что два мира сольются, чтобы объединить свои усилия для достижения общего прогресса. Середина XV в. представляется нам эпохой, предопределенной для взлета мысли. Все искусства достигают расцвета: скульптура в эпоху Гибертн и Донателло доходит до законченного совершенства в передаче жизненных форм, живопись в творчестве Мазаччо освобождается от своих последних оков.

Первым очагом архитектуры ренессанса явилась Тоскана, первый ее период олицетворен в Брунеллеско. В античность едва только начали всматриваться, когда этот великий человек уже завершил дело обновления; к его смерти (1446) ренессанс уже утвердился в Тоскане; в то время, когда во Франции еще строились такие здания, как дворец Жака Кэра или готические церкви, как Сент-Уан в Руане, во Флоренции воздвигались палаццо Питти, церковь Сан-Спирито и купол Санта Мариа деи Фьоре.

В Тоскане дело возрождения продолжают Микелоццо, Росселино, Джулиано да Сангалло. Из Тосканы движение распространяется на всю Италию с чисто революционной стремительностью: сам Брунеллеско переносит  свои  новые  идеи  в   Милан,  в  Феррару;   около 1446 г. Римини их воспринимает от Леон-Баттисты Альберти, универсальнейшего гения, чрезвычайно начитанного, математика, изобретателя, писавшего об искусстве, организовавшего поэтические состязания и оставившего нам Пантеон Малатеста (рис. 376, М).

Рис. 376

В Павии так же быстро прорастают семена, заброшенные флорентийскими мастерами, но местный архитектор Омодео вносит изменения и создает более свободный и менее правильный стиль своего Картезианского монастыря (Чертоза). В этом монастыре (рис. 376, N), орнаментированном около 1490 г., нет ни гармоничности пропорций, ни чистоты деталей, присущих фасадам Альберти, но он поражает и подкупает нас своей пышностью. Роскошь деталей доходит до избытка: глазу не на чем отдохнуть, профили изобилуют, колонны превращаются в канделябры. Мы здесь далеки от скромной красоты первого периода, но это искусство живо и доступно для всех.

Поэтому влияние павийской школы было огромно. Оно не только распространилось на всю Миланскую область и дошло до Южной Италии, но проникло даже в Германию, Францию и Испанию: дворец в Севилье и французские замки царствования Франциска I происходят в гораздо большей степени от Картезианского монастыря, чем от суровой архитектуры Брунеллеско и Альберти. Но останемся пока в пределах Италии.

Рим присоединяется к движению ренессанса, только окончательно покончив с западным расколом, при Николае V (около 1450 г.); и в Риме первыми провозвестниками нового искусства являются тосканцы.

Леон-Баттиста Альберти и Росселино представляют собою первое поколение архитекторов, их продолжателями будут при папах Пие II и Павле II — Майано, Пьетрасанта (дворец Венеция — рис. 377, V, церкви Сан-Пьетро ин Винколи, Санта Мариа делль Анима, Сант-Аугустино).

Рис. 377

В Болонье скульптурный орнамент, покрывающий фасады домов, теряет свой готический характер уже с середины XV в. Неаполитанская архитектура также подпадает под влияние павийской и тосканской школ. Арка Альфонса V — произведение миланца; Порта Капуана (Капуанские ворота) — произведение флорентийца.

В свою очередь, и Венеция освобождается от византийских и готических традиций, державшихся там благодаря постоянным сношениям с другими странами. Здесь носительницей новых идей была семья Ломбарде, создавшая новый стиль, менее строгий, чем тосканский, и менее фантастический, чем стиль Чертозы, но оригинальный, блестящий и вполне гармонировавший с местоположением города и с нравами жителей. Палаццо Калерджи — архитектурный шедевр этой колористической школы; палаццо Манцони — произведение, в котором лучше всего чувствуются ее свободные и живописные тенденции.

Отныне вся Италия охвачена ренессансом. Период отдельных местных попыток уже пройден. Ренессанс становится единым; искусство достигает полной зрелости, и эта зрелость — не что иное, как общий возврат к стилю, созданному Брунеллеско. Произведения последующего периода отличаются одно от другого только более или менее четким выражением изящества или величия.

Второй период ренессанса. Браманте. — Конец XV в. был эпохой полного расцвета для всех видов искусства. В области скульптуры — это первые выступления Микельанджело; в области живописи — это господство умбрийской школы, главой которой был Перуджино.

В области архитектуры Браманте занимает то же место, какое в первый период ренессанса принадлежало Брунеллеско. Браманте, являвшийся недолгое время лишь продолжателем в Миланской области традиции, шедшей из Павии от Чертозы, быстро освобождается от этих влияний и создает свой собственный стиль, не уступающий по чистоте линий ни раннему ренессансу, ни античности. Он распределяет эффекты с таким совершенным чувством меры, какое является отличительным признаком великих эпох.

Школа Брунеллеско и Альберти не знала иного правила для расчленения фасада, кроме однообразного распределения пилястров. В 1495 г. Браманте вводит в палаццо Канчелла-риа чередование пролетов неодинаковой ширины, что придает архитектуре известное ритмическое разнообразие.

Примечание: Одной из главных фактических ошибок Шуази является приписывание дворца Канчеллариа в Риме Браманте, что основывается на ошибке Вазари, который упоминает этот дворец на первом месте среди построек, возведенных Браманте в Риме. Источники доказывают, что постройка Канчеллариа началась в I486 г., а в 1489 г. большая часть фасада   была   уже   окончена.   Правда,   правая   часть   фасада   относится к 1495 г., и эта дата ошибочно отнесена Шуази ко всему зданию. Между тем, Браманте приехал в Рим лишь около 1500 г. Весь стиль дворца указывает на архитектуру Альберти, на многочисленные постройки второй половины XV в., выполненные в Риме школой Альберти. Дворец Канчеллариа представляет собой дальнейшее логическое развитие идей палаццо Ручеллаи во Флоренции, построенного в 1446— 1455 гг. Альберти, который с 1432 г. до самой своей смерти находился на службе у папы. Однако Канчеллариа все же заложена только через 14 лет после смерти Альберти. По-видимому, для Канчеллариа широко использованы чертежи альбертиевского проекта Ватиканского дворца.

Еще нет ни тени условности, формализма, — стиль в одно и то же время и строг и свободен. Мы попытаемся дать представление о нем на примере двора около церкви Санта Мариа делла Паче в Риме (рис. 377, М), где так четко, оригинально и непринужденно комбинируются пилястры, колонки и аркада.

Когда папа Юлий II поручил Браманте перестроить собор св. Петра, Браманте сумел соединить в своем проекте легкость с ни с чем несравнимой величественностью. Его творение, от которого, к сожалению, остались только незаконченные кладкой стены, а также эскизы, благоговейно собранные Геймюллером, было бы воплощением самого возвышенного и самого жизненного искусства после золотого века Греции.

Эпоха Браманте — это эпоха Юлия II. Юлий II умер в 1513 г., Браманте едва на один год переживает папу, достойным выразителем замыслов которого он был. После Браманте, при папах из дома Медичи — Льве X и Клименте VII, при папе Павле III из дома Фарнезе во главе архитектурного развития стоят Перуцци и два Антонио да Сангалло (Старший и Младший).

Рис. 378

Искусство уже утрачивает обаяние юности, которое оно сохраняло при Браманте, и принимает характер чисто римской величественности. Ордера разрабатываются в стиле, показанном на рис. 378, А (двор палаццо Фарнезе архитектора Антонио да Сангалло Младшего, около 1530 г.). Архитектура претерпевает то же изменение, какое за несколько лет до того было внесено в живопись Рафаэлем: она усваивает более торжественную и более строгую манеру, но, конечно, ценою жертв.  

Академический период и эпоха упадка. — Продолжим наш синхронический обзор искусств: отдельные виды искусства развиваются параллельно, и история одного из них освещает историю другого.

Начиная с середины XVI в., итальянская живопись принимает академический характер; приближается тот период, когда искусство стремится превратиться в метод. Уже можно предвидеть появление Карачи. Те же тенденции проявляются и в архитектуре. Микельанджело, опередивший свой век даже в своих ошибках, стремится избежать монотонности комбинированием прерываемого фриза и ломаных фронтонов, как это можно наблюдать на гробнице Юлия II. Под его непреодолимым воздействием искусство стремится отрешиться от подобающего ему спокойствия.

Якопо Сансовино, Палладио и Виньола противодействуют этим крайностям. Виньола и Палладио могут рассматриваться, как представители классической традиции, Микельанджело — как инициатор вольных новшеств.

Рис. 379

Рис. 378 и 379 характеризуют противоположные тенденции обеих школ. На рис. 378 сопоставлены портик Сангалло (А) и аркада базилики в Винченце (В), декорированная Палладио около 1550 г. На рис. 379 приведены композиция Микельанджело (Порта Пиа в Риме — Р) и фрагмент архитектуры Виньолы (ворота дворца в Капрароле — С). В творениях Виньолы и Палладио можно усмотреть такие вольности, каких не допускал ранний ренессанс, но все же в них еще доминирует строгая правильность.  

Палладио и Виньола нашли себе продолжателя в лице Доменико Фонтана, деятельностью которого заканчивается XVI в. Но в окончательном итоге возобладало то направление, начало которому было положено Микельанджело.

Искусство XVII в. олицетворяют Бернини и Борромини. Бернини в колоннаде на площади св. Петра сумел поставить предел увлечениям; в остальных его произведениях общее впечатление ослаблено изысканностью (лестница в Ватикане, памятники на площади Навона).

Борромини, еще сильнее утрировавший этот беспокойный стиль, расточает причудливые детали в церкви Сант-Аньезе и во внутренней орнаментировке церкви Сан-Джованни ин Латерано.

После Бернини и Борромини упадок усиливается с каждым днем, завершаясь в конце XVII в. такими фантастическими планами, как проекты Гварини, в которых архитектура стремится поражать изобилием украшений и ухищрениями сложной каменной кладки.

Примечание: Шуази понимает под ренессансом архитектуру Италии XV, XVI и XVII вв., т. е. архитектурные стили ренессанса и барокко, который развился из зодчества Возрождения начиная с 20-х годов XVI в. В этом отношении исследование Шуази очень устарело: по своей общей методологической установке и по своим основным воззрениям на развитие европейской архитектуры нового времени Шуази разделяет господствовавшее в свое время мнение, что архитектурный стиль барокко не является полноценным самостоятельным стилем и представляет собой лишь вырождение и упадок ренессанса. Книга Вёльфлина «Ренессанс и барокко» (1888 г.) в корне отвергла этот традиционный взгляд. После Вёльфлина архитектурный стиль барокко многократно подвергался углубленному и разностороннему исследованию, в результате чего было выяснено, что с 20-х годов XVI в. и в XVII в. в Италии было создано в области архитектурно-художественной композиции очень много ценного и нового, причем эти достижения итальянского барокко легли в основу последующего зодчества Европы. Особенно важны исследования Франкля, Бринкмана и Зедльмайра (P. Frankl, Die Entwicklungsphasen der neuren europaischen Baukunst, 1914; A. Brinckmann, Die Baukunst des 17. und 18. Jh. in den romanischen Landem; H. Sedlmayr, Borromini, 1930). После появления книги Шуази накопилась огромная литература, посвященная архитектуре ренессанса и барокко в Италии. Всеми этими исследованиями неоспоримо доказано, что архитектура итальянского барокко создала и разработала совершенно новые принципы в области самых основных архитектурно-художественных проблем: она по-новому разрешила композицию внутреннего пространства и наружных масс здания, трактовку стены, связь здания с бытовыми процессами, для которых оно предназначено, соотношение здания с окружающим его ландшафтом и т. д. и т. д.

Современное искусствознание внесло еще одну очень существенную поправку в общую концепцию Шуази — по вопросу о классификации европейской архитектуры XV— XVIII вв. по периодам. Теперь признается, что в области архитектуры Италия была ведущей страной в Европе с начала XV и до середины XVII в.; начиная же с середины XVII в. и до XIX в. эта ведущая роль перешла к Франции. Архитектура ренессанса и барокко — явления по преимуществу итальянские, только отголоски их достигали Северной Европы, где очень долго держались элементы готики, которая в Италии никогда не пускала глубоких корней. Французская архитектура XVII в. уже не может быть определена, как стиль барокко. В XVII в. во Франции складывается своеобразный французский классицизм, влияние которого еще в XVII в. заметно и в Италии. В XVIII в. французский классицизм XVII в. постепенно переходит в рококо, а потом во французский классицизм XVIII в., и ампир начала XIX в.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

arx.novosibdom.ru

Шедевры архитектуры. Италия.

Мила́нский собо́р (итал. Duomo di Milano)  — кафедральный собор в Милане. Построен в стиле пламенеющей готики  из белого мрамора. Строительство начато в 1386 году, однако завершилось оно лишь в начале XIX века, когда по распоряжению Наполеона закончено оформление фасада. Некоторые детали, однако, доделывались и позже: вплоть до 1965 года.   Agostino Caironi (1820-1907), Interno del Duomo di Milano 1872Всемирно известная четвертая по величине церковь в мире расположена в самом центре Милана и является его символом. Это позднеготическое чудо, которое содержит целый лес шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колонн, сплетенных вместе паутиной парящих опор, провоцирует на эпитеты в превосходной степени: грандиозный, ошеломляющий, великолепный… 

           

Суперга (итал. Basilica di Superga) — католическая базилика, вздымающаяся над Турином на вершине одноимённого холма.

Отсюда в 1706 г. будущий король Виктор Амадей II и его кузен Евгений Савойский наблюдали за осадой города французами и испанцами. В случае успешного исхода битвы они дали обет возвести на этом месте храм.

     Галерея Виктора Эммануила II (итал. Galleria Vittorio Emanuele II) — пассаж в Милане, названный в честь короля Виктора Эммануила II. Галерея соединяет площадь перед Миланским собором с площадью перед театром Ла Скала. Она была построена по проекту архитектора Джузеппе Менгони в 1865—1877 гг.  Галерея в плане имеет форму латинского креста с восьмиугольным центром, украшенным мозаиками, изображающими четыре континента (кроме Австралии), а также аллегорические изображения искусства, земледелия, науки и промышленности. Сверху галерея покрыта куполом из стекла и железа.    Замок Ступиниджи (Palazzina di caccia di Stupinigi) — загородная резиденция монархов Савойского дома в одноимённом предместье города Никелино (10 км юго-западнее Турина). В Средние века собственность младшей ветви Савойского дома, охотничьи угодья в Ступиниджи в XVI веке принадлежали маркизам из рода Паллавичино. Король Виктор-Амадей II поручил Филиппо Юварре выстроить в Ступиниджи охотничий домик для пребывания двора во время выездов короля на охоту. Строительство началось в 1729 году и продолжалось с перерывами на протяжении всего XVIII века. Над отделкой внутренних покоев работали мастера из Венеции. 

В XIX веке Ступиниджи использовался монархами для проведения увеселительных мероприятий и свадебных празднеств. В настоящее время дворец занимает музей декоративно-прикладного искусства. На изначальное предназначение здания указывает статуя оленя на крыше.

Замок Раккониджи (Castello Reale di Racconigi) — загородная резиденция пьемонтских монархов в местечке Раккониджи близ Кунео. Первое упоминание о Раккониджи относится к 1000 году. В 13 веке это место было частью владений маркизов Салуццо. В 1620 году герцог Карл Эммануил I Савойский подарил эти владения своему сыну Томмазо Франческо Савойскому (родоначальнику Савойско-кариньянской ветви).В 1832 году замок Раккониджи получил статус королевской виллы.       Средневековые стены Модены (ныне заменённые бульварами) дают городу форму пятиугольника. Знаменитый своим скульптурным декором Моденский романский собор (Dom San Geminiano) (заложен в 1099) — памятник Всемирного наследия, равно как и стоящая поодаль кампанила 1319 г. постройки, ставшая со временем символом города.   Пала́ццо дель Те,(Palazzo del Te) — загородная вилла мантуанского маркиза Федерико II Гонзага в болотистой местности, окружающей Мантую. Построено за 18 месяцев в 1524—1525 годах по проекту Джулио Романо. Затем на протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками. Представляет собой яркий образчик искусства маньеризма.      Базилика Сант Андреа (итал. Basilica di Sant’Andrea) — базилика в честь апостола Андрея Первозванного в городе Мантуя. Храм построен в форме латинского креста. Над средокрестием — одна глава. Алтарная часть образует абсиду. Главный фасад выполнен в виде древнеримской триумфальной арки. В ту пору крупнейшим авторитетом в проектировании храмов нового образца был Леон Баттиста Альберти. Он и получил заказ на проект нового храма для города Мантуя. Проект был создан, и в 1472 году началось строительство. Величественный храм понадобился городу для поддержки паломников, ибо монастырь хранил реликвию — флакон с кровью Христа, по преданию, собранной сотником Лонгином, который присутствовал на Голгофе. Альберти умер, и за реализацию его проекта отвечали другие зодчие...Храм получился величественным, но несколько дисгармоничным — из-за несогласованности его различных частей и из-за изменений, которые внесли разные архитекторы на протяжении строительства, и отступления от первоначального проекта Альберти. Более целостное и художественно выразительное впечатление производит интерьер базилики, который считают шедевром Альберти. В его подворе использованы те же образы древнеримской триумфальной арки, которые служат входами в храмовые часовни. Феррарский собор (официально итал. basilica Cattedrale di San Giorgio Martire)— крупнейший собор Феррары, местонахождение архиепископа Феррары и Комаккьо католической церкви.Собор представляет собой трехнефную базилику, начатую в романском стиле, в котором выдержан главный (западный) фасад, облицованный белым мрамором, с его резными круглыми окнами, многочисленными барельефами и тремя остриями. Центральным элементом фасада является опирающийся на две колонны портик (Protyrus), характерный для итальянской средневековой архитектуры. Его завершает лоджия со статуей Мадонны с ребенком, над которой размещены барельефы, изображающие сцены страшного суда. Главный портал, расположенный внутри портика, покрыт многочисленными барельефами с изображениями фантастических существ. Венчает его тимпан со св. Георгием.     Пизанский собор в честь Успения Пресвятой Девы Марии (итал. Duomo di Santa Maria Assunta) — кафедральный собор Пизы, часть ансамбля площади Пьяцца деи Мираколи. В ансамбль также входят падающая башня и баптистерий. Ансамбль создавался с XI по XIII века, в период наивысшего расцвета Пизы, и представляет собой один из наиболее значительных памятников романской архитектуры Италии.      Das Baptisterium in Pisa (ital. Battistero di Pisa) ist die Taufkirche des Doms in Pisa. Пиза́нская башня (итал. Torre pendente di Pisa) — колокольная башня, часть ансамбля городского собора Санта-Мария Ассунта (Пизанский собор) в городе Пиза. Строительство башни было закончено в 1360 году. Башня получила прозвище «Падающая башня» и всемирную известность благодаря тому, что она сильно наклонена и как бы «падает».

Башня имеет 294 ступеньки. Высота башни составляет 55,86 м от земли на самой низкой стороне и 56,7 м на самой высокой стороне. Диаметр основания — 15,54 м. Толщина наружных стен уменьшается от основания к вершине (у основания — 4,9 м, на высоте галерей — 2,48 м). Её масса оценивается в 14 453 т. Текущий наклон составляет 3° 54.

Башня является колокольней католического собора Campo dei Miracoli (поле чудес) и, без сомнения, является одной из самых замечательных колоколен Европы. Архитектура ансамбля имела большое влияние на монументальное искусство Италии XII—XIV столетий.

 http://www.liveinternet.ru/users/oksana_mueller/post219202984/

art.mirtesen.ru

Архитектура в Италии – Арриво

Колизей

Колизей – самая грандиозная арена в истории. Амфитеатр, ставший символом Рима, был возведен в 1 веке императорской династией Флавиев.

Римский Форум

Римский форум – центр общественной жизни Древнего Рима. Он представлял собой городскую площадь с прилегающими к ней зданиями религиозного, политического и экономического назначения.

Собор Святого Петра

Базилика Святого Петра – сердце католического мира, один из самых величественных храмов в мире. Носит титул «Великой базилики» и является церемониальным центром Римской католической церкви.

Собор Санта Мария дель Фьоре

Кафедральный собор Флоренции. Элегантный купол этого грандиозного архитектурного шедевра стал символом жемчужины Тосканы - города Флоренции.

Большой канал (Гранд-канал)

Главная «улица» сказочной Венеции. Это самый крупный венецианский канал, проходящий через весь город.

Дворец дожей

Административный центр некогда существовавшей и господствующей на всей Адриатике Венецианской республики.

Кафедральный собор (Дуомо)

Единственный в Европе готический собор из белого мрамора является одной из самых больших построек католического мира.

Собор Святого Марка

Религиозный центр Венеции. Является уникальным памятником византийского зодчества и искусства на итальянской земле.

Пантеон

Пантеон – шедевр древнеримской архитектуры. Архитектурное решение храма вызывало восхищение у мастеров разных эпох и поражало своею величественностью.

Площадь Сан-Марко

Центральная площадь Венеции. Здесь находятся главные достопримечательности города: Собор Святого Марко и Дворец дождей.

Площадь Испании и Испанская лестница

Монументальная лестница, соединяющая площадь Испании с вершиной холма Пинчо, на котором возвышается церковь 16 века Тринита деи Монти. На ступенях величественной барочной лестницы любуются открывающимися с высоты видами, назначают встречи римляне и воркуют влюбленные пары.

Мост Понте Веккьо

Одно из украшений сказочной Флоренции. Это самый древний мост в городе, сохранивший свои облик с XIV века.

Фонтан Треви

Фонтан Треви – один из самых грандиозных фонтанов в мире и самый монументальный фонтан Рима. Он заступает на площадь перед Палаццо Поли, поглощая ее почти целиком.

Капелла Медичи

Фамильная усыпальница представителей рода Медичи, возведенная и оформленная Микеланджело в XVI веке.

Кафедральный собор

Грандиозное сооружение, причудливо объединившее в себе несколько совершенно разных архитектурных стилей.

Церковь Сан Джованни ин Латерано

Вопреки общераспространенному представлению, не собор Святого Петра, а Сан Джованни ин Латерано занимает главенствующую позицию в иерархии всех католических церквей мира.

Церковь Санта Мария делле Грацие в Милане

Затаив дыхание, посмотреть на самую известную фреску да Винчи «Тайная вечеря», вы сможете в этой церкви Милана.

Стадион Джузеппе Меацца

Стадион Джузеппе Меацца - символ спортивного Милана. Стадион является домашней ареной двух итальянских футбольных клубов - «Милан» и «Интер».

Ватикан

Центр мировой католической церкви.

Арена ди Верона

Известный античный римский амфитеатр, который является главной достопримечательностью Вероны.

www.arrivo.ru


Смотрите также