Об Италии. Архитектура современная италии


О современной итальянской архитектуре | Теория архитектуры

 

* Статья написана в результате поездки В. А. Веснина на XIII Международный архитектурный конгресс, который проходил в Риме 22—27 сентября 1935 г. На конгрессе присутствовало 600 участников из 35 стран. В составе советской делегации были:  К. С. Алабян (руководитель делегации), А. В.  Щусев, В. А. Веснин,  С. Е. Чернышев, Н. Я. Колли, М.  В. Крюков, Д. В. Аркин. Статья взята из кн.: «Архитектурные записки. Рим — Помпеи — Флоренция — Венеция — Виченца — Париж. Из материалов советской делегации на XIII Международном архитектурном конгрессе», М., 1937, стр. 141—154.

 

Италия — страна туризма, сокровищница великого искусства прошлого, куда стекались со всего мира художники, архитекторы, искусствоведы, чтобы увидеть произведения человеческого гения, в таком изобилии собранные на территории этой страны.

 

Каждый город, будь он самый небольшой, носит оттенок индивидуальности, одному ему присущие черты, отражает на себе характерные особенности определенной школы, сложившейся на протяжении веков, сохраняющей все традиции итальянского искусства, и в то же время отличается чисто местным колоритом. [...]

 

Прошло лишь два десятилетия с начала мировой войны, со времени вступления Италии в число крупных империалистических держав, но печать капитализма и фашистской власти начинает явно обозначаться на общем облике страны. Теперь при посещении Италии нельзя не заметить ростков «современности»— ростков подчас грубых, дерзких, вносящих дисгармонию, резкий диссонанс в покой застывших образов прошлого.

 

Если в небольших городках, живущих замкнутой жизнью, это явление еще мало чувствуется, то большие города с развивающейся промышленностью, являющиеся политическими и административными центрами страны, очень ярко демонстрируют изменение своего внешнего облика. Эти города перестраиваются внутри и, расширяясь, захватывают новые территории, застраивая их новыми постройками. Почти все крупные городские центры ведут планировочные работы, создают так называемые в Италии «регулятивные планы».

 

Капиталистическая система ставит творческую инициативу архитектора в жесткие рамки. Небольшой пример из практики планировки нового Рима будет очень показателен. В северо-восточном районе города запроектирована новая площадь. Планировщик неплохо решил вливание магистралей лучевых улиц, учел перспективные возможности, продумал техническую сторону графика. Не позабыта и декоративная сторона, сквер и монумент, — словом, архитектор-планировщик добросовестно выполнил свою миссию.

 

Но ... на этом его «миссия» заканчивается. Все участки на площади приобретаются частными фирмами и застраиваются ими самостоятельно. Каждый владелец участка приглашает архитектора или, вернее, строительную фирму, и для владельца участка архитектор является только неприятной необходимостью.

 

В результате площадь оказывается застроенной домами, носящими отпечаток всех стилей и вкусов, начиная модерном и кончая «неоклассицизмом». Рекламные соображения заставляют владельцев стремиться обратить внимание публики именно на свой дом. Каждый старается «перекричать» соседа. Получается такой хаос, такое нагромождение форм, что трудно смотреть, хочется поскорее уйти. Архитектор-планировщик, работающий в интересах общества, создающий красивую площадь, ансамбль, побежден системой, поддерживающей частные интересы в ущерб общим.

 

Архитектор — в тупике. Он чувствует эту «систему», получает наглядный урок «политграмоты». Итальянская архитектурная молодежь делает выводы: «У вас в СССР — настоящее поле деятельности для архитектора, для подлинного развития архитектуры. У вас нет частной собственности на землю, нет капитализма».

 

В Италии строят не только частные лица, но также муниципалитеты и государство.

 

В рабочих районах Рима фашистские муниципалитеты из соображений демагогического характера построили некоторое количество дешевых жилищ. Не буду останавливаться на экспериментах прошлых лет, возьму последние «достижения» — законченный в этом году комплекс. С внешней стороны сооружение производит благоприятное впечатление. Широкий двор, сад, пальмы, цветы, фонтаны, дорожки, усыпанные гравием, окантованы камнем, местами вазы, скульптуры. Выходящие в сад фасады имеют лоджии, балконы, уютно декорированы зеленью. Широкие светлые окна, недурные пропорции фасадов, выполнение работ очень хорошее, цветная штукатурка светлого приятного тона. Полуоткрытые лестницы, хорошо вентилируемые, по-южному открыты, но защищены от ветра и солнца.

 

Квартиры маленькие, но светлые и удобно распланированные. И все же наряду со всеми этими показными качествами видно, что в постройке отсутствует забота о человеке. В квартирах нет ванн, нет вентиляции, нет отопления. Мягкий климат Италии всем известен, но тем не менее в Риме бывают морозы до 10°; зима коротка, но дождливый период довольно продолжителен, и без искусственного подогревания, подсушки помещения, обойтись нельзя. Как же здесь решается этот вопрос?  Очень просто: вместо печей применяются  переносные  жаровни, горшки с тлеющими углями. Не надо думать, что в Италии вообще обходятся без отопления. Буржуазные квартиры, как новые, так и старые, снабжены отоплением.  Архитектору-итальянцу,  дающему нам объяснения, становится не по себе. Он краснеет за свою государственную систему. Он знает, что сырые квартиры в Италии — это рассадники туберкулеза, источники простудных заболеваний, ревматизма,  это бич  для здоровья трудящихся, что забота о гигиене жилища лежит на ответственности архитектора; он попадает в фальшивое положение, вступает в конфликт с совестью; в результате побеждает «система».

 

Еще маленькая подробность, от которой итальянскому архитектору еще больше становится не по себе. Сколько стоит дешевая квартира? Ответ — 100—150 лир [в месяц]. А каков средний заработок рабочего? Ответ — около 500 лир.

 

Выходит, значит, что около трети заработка рабочего уходит на оплату «дешевой» квартиры.

 

Государство в Италии строит некоторые крупные сооружения. Фашистский режим хочет запечатлеть в них «новую эру» — Эти сооружения должны создать стиль, выражающий «эпоху фашизма». Трудно определить, что это за стиль. Идейный руководитель новой итальянской архитектуры — «друг Муссолини», архитектор Пьячентини — еще сам хорошенько не разобрался, чего он хочет и куда ведет: то это «неоклассицизм», то «неоромантизм».

 

Но общие тенденции этих «измов» и некоторые характерные черты в новой архитектуре Италии уже можно наметить. В ней, несомненно, присутствует «нео» — раз новая эра, то без «нео» нельзя. Несомненно, присутствует и «латинизм» как продолжение «великих идей Римской империи», несомненно, имеет место также и «рационализм» как завоевание века. Не отдавая предпочтения ни одному «изму», Пьячентини и его сподвижники ловко ими оперируют в зависимости от обстоятельств, назначения и значения сооружения.

 

На мой взгляд, они достигли многого, больше даже, чем хотели,— они отражают в своих работах сущность фашизма, часто невольно разоблачая истинный его смысл.

 

Театральность, поза, ложный пафос, декламация, характерные для всей практики фашизма, нашли полное выражение в этой архитектуре. Достаточно посмотреть университетский городок в Риме, чтобы все эти свойства ожили. Торжественно-театральная лестница перед зданием Ректората с поставленной перед ним статуей Минервы, полной бутафорской архаизации и в позе и в жесте. Самое расположение многочисленных торжественных надписей на стенах сделано так, что надписи эти невольно читаешь скандируя, в ритме декламации.

 

Желание фашистского режима создать впечатление силы выражается в архитектуре ложным монументализмом, гипертрофией форм, подчеркиванием тяжести, грузности, а все это роднит эту мощь с понятием бронированного кулака. Форум Муссолини полон этих ассоциаций, несмотря на весьма неплохой общий замысел спортивного учреждения.

 

Чем крупнее сооружение, тем яснее и четче выражаются в нем эти черты фашистской архитектуры.

 

Разумеется, нельзя огульно всю архитектуру современной Италии отнести к этой категории показных парадных сооружений фашизма. Есть также неплохие скромные вещи, не претендующие на такую роль. [...]

 

 

 

theory.totalarch.com

Архитектура современной Италии (Italian modern civil architecture)

Будучи на крестинах одного патешного пупса пока все усердно трудились готовкой и подготовкой я... скрывался...

Примечательной особенностью той местности, где проходило мероприятие было то, что оно усиленно застраивалось (как впрочем и все в Италии). Видимо тут решили бороться с кризисом старым добрым способом - инвестиции в строительство. НУ чтож, а нам оно и лучше - новые торговые центры под окном (та же IKEA), мастерские, общепит и т.д. Ну и конечно же жилые дома...

Другой особенностью гражданского строительства в Италии (сравнивая с РБ) является детальная проработка плана всей инфроструктуры местности, с учетом географических и сопутствующих особенностей. Поэтому застройка идет не "чисто жилые" или "чисто предприятия", а все в комплексе - подьездные магистрали, общепит, площади под предприятия сервиса, торговые площади и структура отдыха и развлечений, как то парки, водоемы и т.д

Т.е на выходе мы имеем полноценный район из которого легко выехать, легко выехать, нет проблем с поиском супермаркета или аптеки.

Причем делается все это (строительство и доводка под ключ) в мгновение ока - за пару месяцев возводиться полностью "рабочий" район. 

Дальше будут фото нутрянки пары домов. Забавно и приятно то, что все это открыто, строй материалы лежат тут же (причем все) - заходи, смотри. Пойти и "натырить себе чегонить" почему-то ни у кого желания не возникает...

Как и все остальное - дома строятся либо под конкретного хозяина (по контракту), либо "поумолчанию". Разница лишь в том, что нутрянку дома можно "заказать" на свое усмотрение. Имеется ввиду внутренний дизайн и, как следствие - разводку проводов, труб и т.д еще на начальном этапе строительства. Поэтому не приходиться курочить ново отстроенную и отштукатуренную стену для протяжки провода для локальной сети или телевидения в другую комнату, например.

В домах "по умолчанию" все делается так же по изначальному продуманному дизайну, но с так сказать дефолтовыми "эргономичными "предустановками".

Внешний же дизайн полностью разрабатывается в соответствии с общим планом и изменениям не подлежит. Т.е внешний вид, форма и цвет полностью в компетенции муниципалитета и ни в коем случае не может меняться самим владельцем. Это насколько мне известно касается всего в Италии. Здесь нельзя "просто построить дом" или что угодно другое. На любое вмешательство (внешнее) необходимо получение разрешение, которое должно пройти согласование на соответствие общей концепции местности. 

Таким образом тюнингу подлежит исключительно внутренняя составляющая, но не внешняя.

Италии повезло несомненно в плане климата. Поэтому и дома (проводка, трубы и т.д) особо не нуждаются в ацком утеплении и потому относительно дешевы и быстры в производстве и возведении.

Забавно то, что неважно в каком году строиться дом - основные отличительные черты итальянской архитектуры - налицо:

В прорубе отчетливо виды пенопластовые панели утеплителя вперемешку с "кирпичами". Почему-то напомнило сказку про трех пАрАсят и их соломенные домики..

Это уже второй этаж - на полу утеплитель.

Внутренняя крыша. Такой она и останется. Т.е это уже "готовый вариант". Конечно визуально уберутся остатки пены и покроется слоем лака, но принцип останется тот же- центральная балка по середине и перпендикулярные от нее.

Выключатели на уровне пояса.

Розетки - на уровне 20-30 см от пола, как и положено поидее, а не "выключатели на уровне головы" ( и дети ползут за табуреткой для включения света) и "розетки на уровне пояса" для... для того, чтобы у*бищно бородавкой торчать посреди стены, или быть печально закрытой столом, шкафом и т.д. Все то что мы наблюдали в эргономичном строительстве времен совка. Или наблюдаем до сих пор?...

"Серверная"... Мне вообще это мою комноту напоминает, только вместо труб - провода..

Раньше цвета домов выбирались в соответствии с национальной принадлежностью хозяина. Сегодня цвет - соответствие дизайну квартала. Поэтому просто так "перекрасить" дом в другой цвет у вас не получится.

Ангелы смотрят с небес. В Италию пришла осень...

Еще одна веселая особенность - огромные ветряки. Конечно их не так много, как в скандинавских странах или той же Германии, но тоже вобщем-то не мало. Кстати меньшие копии этого продаются и каждый может поставить себе в огород эту хреновину. Экономическая составляющая подобного хода, как и в случае с гибридными авто оставляет желать лучшего.. но нынче это ведь модно.. верно? А в Италии любят моду...

Сразу после спорта, феррари и дукати.

Конечно можно "выклянчить" не гладкий отштукатуренный дизайн дома, а скажем, плиточный. Но цвет и форму- он все равно будет иметь ту же. Поэтому из далека все равно все дома выглядят одинаково. А сверху - так и подавно. Поэтому летя на самолете над Италией (как и над Грецией) ошибиться не реально.

В Италии вначале строят дороги, а потом дома.

Тротуары в Италии строят в последнюю очередь, потому что по ним никто кроме бегающих трусцой по утрам и вечерам и выгуливающих пёсиков никто в здравом уме не ходит, а потому тротуары делаются в последнюю очередь. Как и велодорожки. Кстати велодорожка - неотъемлемый атрибут любого нового квартала, тут за это, как и за права животных усердно борются зеленые

Практически все дома на фото - готовые к сдаче, но еще не жилые. Дороги, конечно, делают первыми, но верхний слой асфальта ложиться уже после окончания всех работ. Логично.

Обожаю и ничего не могу с собой поделать, когда вижу проходящий сквозь тучи солнечный свет...

К кустикам подводиться "питание" перед тем, как заложить готовым травяным ковром участок. Все как и показывают в какой-то-там передаче для ацки богатых по совкоящику. Вся эта хрень входит в стоимость дома и потому за нее не надо отдельно платить - в соответствии с "общим планом" власти сделают все, чтобы ваш участок "соответствовал" высоким дизайнерским требованиям. Так что подобная фигня - не удел заверченных и успешных, а "привычно" и даже где-то вынужденно...

Дальше будут пару фото "старых" домов, просто чтобы показать, что даже будучи построенными лет 30-40 назад, они в принципе ничем не отличаются от "общего плана".

Фики, гранаты и бананы... Что это за фигня я не вкурсе: Еще не поспели, но уже скоро)) Черепица и внешние жалюзи - неотъемлемый атрибут любого дома. Гранаты Эта хрень, кстати, здоровая, хотя по фото не скажешь. Счит перед новым районом - аля "мы рады вас приветствовать в нашем "новом, под старину райончике, Добро Пожаловать!" - фотка с гуглмапс)) И снова домики "под ключ" Так выглядит тропинка к дому "до": А так - "после" (соседние участки):

По ценам стоит сказать, что эта местность довольно дорогостоящая и потому эти виллы по 250-300 кв метров стоят соответственно от 200 до 300 тыс евро. Схожие дома в менее ключевом месте стоят 150-200. Вообще цены в Италии зависят от места, а не от объекта.

darkoman.net

Итальянская архитектура - Об Италии

Итальянская архитектура развивалось течение трех тысячелетий, испытывая влияние различных культур. Этрусские и римские здания позаимствовали свои монументальные формы у Древней Греции, в последующие столетия нормандский, арабский и византийский стили оживили романскую и готическую архитектуру Италии. Античные идеалы легли в основу ренессансных построек, а позднее вдохновляли архитекторов барокко.

Античность

Триумфальные арки

Такие как римская Арка Константина (313 г. н.э.), были уникальным римским изобретением. Воздвигнутые в честь военных побед, они украшались рельефами, изображающими сцены удачных кампаний.

Триумфальная арка Константина

Триумфальная арка Константина

Византийский стиль

Возведение куполов над квадратными или прямоугольными постройками — новшество византийской эпохи.Монреальский собор на Сицилии (XII в.) сочетает нормандские элементы архитектуры с причудливой арабской и византийской отделкой.

Собор Монреале

Собор Монреале

Романский стиль

Романский стиль, использующий полукруглые арки, ведет начало из раннего Средневековья. Интерьер церквей отличался сравнительной простотой, присущей римским базиликам.

Собор Сан-Марко

(832-1094) в Венеции совмещает античные, романские и готические черты, однако основное влияние было византийское. Далее….

Базилика Сан-Марко

Базилика Сан-Марко

Собор в Орвието

выстроенный в традиционном готическом стиле с богатым и замысловатым декором, особенно примечателен своими прекрасными статуями. Строительство собора растянулось с XIII по начало XVII в.

Кафедральный собор в Орвието

Кафедральный собор в Орвието

Сиенский собор (1136-1382)

Величественный романско-готический собор, строившийся в течение двух столетий.

Сиенский собор. Фасад

Сиенский собор. Фасад

Ренессанс

Купол Брунеллески

Флорентийского собора, завершенный в 1436 г., — шедевр ренессансного зодчестваВнешняя оболочка купола поддерживается 24 ребрами.

Купол Брунеллески

Купол Брунеллески

Санта-Мария Новелла

во Флоренции с ренессансным фасадом (1456-1470) архитектора Альберти и готическим интерьером.

Базилика Санта-Мария-Новелла

Базилика Санта-Мария-Новелла

«Темпьетто» Браманте в Сан-Пьетро ин Монторио

Классические идеалы Рима и Древней Греции вновь вернулись в итальянскую архитектуру периода Ренессанса.Рим (1502 -1510), вдохновленный строгими классическими храмами Древнего Рима.

Двор монастыря.

Двор монастыря.

Барокко

Покровительство папы и Контрреформация поддерживали стиль барокко с его архитектурным великолепием, изобретательностью и преувеличениями.

Барочные фасады

такие как этот, добавленный к Сиракузскому собору между 1728 и 1754 гг., часто заменяли оригинальные фасады старых церквей.

Собор Сиракузы

Собор Сиракузы

Церковь Джезу

в Риме была спроектирована для иезуитов Виньолой в 1568 г. Фасад и отделка церкви послужили образцом для множества барочных церквей.

Церковь Джезу

Церковь Джезу

Андреа Палладио (1508-1580)

Андреа Палладио

Андреа Палладио

строил неоклассические виллы и дворцы. Его стилю подражали в Европе в течение двух веков.

Вилла Фоскари

Вилла Фоскари

Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680)

Автопортрет Джованни Лоренцо Бернини

Автопортрет Джованни Лоренцо Бернини

Площадь Святого Петра, Ватикан

Площадь Святого Петра, Ватикан

спроектировавший площадь Святого Петра в Риме, являлся значительной фигурой в римском барокко.

Индустриальные новшества в стекле и металле использовались в строительстве таких зданий, как Галерея Виктора Эммануила II архитектора Менгони (1865) в Милане

Галерея Виктора Эммануила II

Галерея Виктора Эммануила II

Моле Антонеллиана (1863-1889)

в Турине, увенчанная острым гранитным шпилем, одно время являлась самым высоким зданием в мире.

Башня Моле Антонеллиана

Башня Моле Антонеллиана

XIX Век

Торре Веласка

в строительстве 26-этажной башни в Милане (1950-е) впервые применен железобетон.

Башня Веласка в Милане

Башня Веласка в Милане

Небоскреб Пирелли

в Милане (1959) -образец современной итальянской архитектуры.

Башня Пирелли

Башня Пирелли

sarlogistik.ru


Смотрите также