Пьемонте (бронепалубный крейсер). Бронепалубный крейсер италия


Бронепалубный крейсер — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Бронепалубный крейсер — распространённый в конце XIX — начале XX века тип крейсера, защита механизмов и орудийных погребов которого состояла из броневой палубы, плоской либо выпуклой (карапасной). Впервые появились в 1878 году, строились или приобретались большинством морских держав до начала Первой мировой войны, составляли на рубеже веков наиболее многочисленную часть их крейсерских сил. В иностранной литературе широко распространён англоязычный термин «защищённый крейсер» (англ. Protected cruiser).

Зарождение и развитие класса бронепалубных крейсеров

Парусно-паровые фрегаты и корветы 1860-х — 1870-х годов строились, как правило, без броневой защиты. В погоне за скоростью и дальностью, при ограниченном водоизмещении, имея машины с невысокой агрегатной мощностью, конструкторы предпочитали полагаться лишь на размещение жизненно важных центров корабля — погребов боеприпаса, котлов и машин — ниже ватерлинии и защиту их бортовыми угольными ямами. Типичными представителями данного класса были американские фрегаты типа «Вампаноа» и британские типа «Айрис»[1].

Однако опыт Гражданской войны в США показывал, что на коммуникации могут выйти десятки вспомогательных крейсеров, не уступающие военным кораблям в скорости и вооружении и при этом достаточно крупных для обеспечения приемлемой живучести при обстреле из среднекалиберной артиллерии. Требовалось придать крейсерам решающее преимущество в бою с рейдерами, перестроенными из коммерческих пароходов. При этом крейсеров требовалось много, так что вопрос стоимости стоял очень остро.

Ещё одним поводом для создания нового типа военных судов стали как минимум спорные итоги применения безбронных крейсеров в бою, в частности — сражения британских «Шаха» и «Аметиста» против перуанского монитора «Уаскар» 29 мая 1877 года. Имея подавляющее превосходство в огневой мощи, британцы не смогли вывести бронированного противника из строя. При этом тактика ведения огня с больших дистанций себя не оправдала, крейсерам пришлось идти на сближение, и лишь крайне слабая выучка перуанских комендоров позволила крейсерам избежать попаданий[2]. Стало ясно, что при встрече с более подготовленным противником, безбронные корабли попадут в тяжёлое положение[3].

Поскольку бортовой броневой пояс могли нести лишь крупные и дорогие корабли, были предложено паллиативное решение — ограничить защиту броневой палубой. Первым в мире бронепалубным крейсером стал британский корвет «Комюс», заложенный в 1876 году[4]. На нём, ниже ватерлинии, была установлена плоская броневая палуба, прикрывавшая машины и котлы от попаданий снарядов и падения обломков, расположенных выше конструкций. В нос и корму «Комюс» оставался незащищённым[3], кроме того — ничто не мешало распространению воды в отсеках выше броневой палубы, что могло вызвать значительные затопления в бою и даже потерю остойчивости. Следующими этапными кораблями стали корветы типа «Линдер», заложенные в 1880 году. На них были установлены более современные машины, возвышавшиеся над ватерлинией, что вынудило и броневую палубу расположить выше уровня ватерлинии, а для предотвращения затопления расположенных ниже неё отсеков — добавить уходящие ниже ватерлинии скосы по краям, которые стали типичной чертой последующих бронепалубных крейсеров[3].

Все эти корабли были типичными «защитниками торговли», предназначенными для охраны коммуникаций и охоты за вражескими рейдерами — тип, характерный в первую очередь для флота Великобритании. Впоследствии появилась идея включения подобных кораблей в броненосную эскадру в качестве быстроходных разведчиков, которым наличие определённой защиты от огня противника давало шанс уйти в случае столкновения с главными силами неприятельского флота.

Иная идея получила развитие в крейсере «Эсмеральда», заложенном в 1882 году британской фирмой «Армстронг» для чилийского флота и ставшем дальнейшим развитием линии канонерских лодок конструкции Джорджа Рендела[5]. Этот корабль был задуман как бюджетная, но вполне полноценная боевая единицы флота, несущая мощную артиллерию при посредственной, но обеспечивающей минимальную боевую живучесть защите — что в теории позволяло бороться как минимум со второклассными броненосцами. На этом корабле броневая палуба продолжалась на всю длину корпуса, возвышаясь над ватерлинией в средней части, и имела скосы к бортам, заканчивавшиеся ниже ватерлинии. При тогдашних боевых дистанциях снаряды попадали бы в скосы под острым углом, что обеспечивало солидную защиту жизненно важных частей, в теории эквивалентную толстой бортовой броне. Ещё более повышали живучесть коффердамы вдоль бортов, наполненные пробкой, и располагавшиеся рядом с бортом угольные ямы, хорошо гасящие энергию снаряда перед его встречей с броневой палубой. «Эсмеральда» установила тип так называемого «элсвикского» крейсера и послужила образцом для целого ряда последующих бронепалубных крейсеров[6].

В то же самое время некоторые флоты, в частности — русский и французский, проявили интерес к бронепалубным крейсерам в качестве рейдеров, «истребителей торговли», преимущественно направленных против британского судоходства, бывшего в те годы фактическим монополистом на рынке морских перевозок (с долей более 70 % на середину 1880-х). Однако ни русские, ни французы не проявили последовательной приверженности этому типу кораблей: чувствуя, что бронепалубные «истребители торговли» будут очень уязвимы против таких же «защитников торговли», предпочтение нередко отдавалось броненосным крейсерам как имеющим более высокую боевую устойчивость. При этом развитие броненосных рейдеров и в России, и во Франции к началу XX века зашло в тупик.

Дальнейшее развитие класса проходило по пути постепенного усовершенствования отдельных элементов кораблей. Железо, сменившее дерево в качестве строительного материала, было само заменено на сталь. Все крейсера получили разделение на водонепроницаемые отсеки, с течением времени всё больше совершенствовавшееся. Обязательным стало наличие двойного дна. Очень долго моряки не желали отказываться от архаичного парусного рангоута[7].

Несмотря на то, что расчёты ясно показывали, что парусная тяга на броненосных кораблях полностью противоречила экономии, необходимость сбережения угля посредством использования парусов представляла собой всё ещё настолько сильный стереотип для морских специалистов, что разрушить его пока не было никакой возможности.

— Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч.III. Тараны и орудия-монстры.[8]

Принимались меры к повышению защищённости артиллерии и улучшению условий ведения огня. Пушки всё чаще размещались за броневыми щитами, в бронированных башнях и казематах, по бортам устраивались орудийные спонсоны[9]. Переход к более мощным и эффективным вертикальным паровым машинам сделал броневую палубу со скосами стандартной чертой всех бронепалубных крейсеров. Пока на вооружении состояли снаряды начинённые лишь дымным порохом, такой уровень защиты считался достаточным по критерию стоимость/эффективность, так что к концу XIX века бронепалубные крейсера составляли большую часть крейсерских сил морских держав.

Бронепалубные крейсера Великобритании

В британском флоте с 1888 года бронепалубные крейсера подразделялись на три класса, в зависимости от водоизмещения и, отчасти, вооружения. Крейсера 1-го класса имели водоизмещение свыше 7000 т и вооружались орудиями калибром до 234-мм. Крейсера 2-го класса имели водоизмещение от 3000 до 7000 тонн и артиллерию калибра 152-мм. Водоизмещение крейсеров 3-го класса колебалось от 1500 до 3000 тонн, а артиллерия обычно имела калибр 102—120 мм[10].

С приходом на пост Главного строителя флота Уильяма Уайта Королевский флот отказался от строительства сравнительно тихоходных и несбалансированных броненосных крейсеров[11]. Вместо этого Британское Адмиралтейство стремилось иметь как можно большее количество бронепалубных крейсеров, предназначенных, в основном, для борьбы на морских коммуникациях, имевших жизненно важное значение для Британской империи[12].

Первенцами бронепалубных крейсеров 1-го класса стали два корабля типа «Блейк» (англ. Blake), вступивших в строй в 1892 — 1894 годах[13]. Несмотря на то, что Уайт не смог достигнуть запланированных показателей по скорости и дальности плавания, в целом крейсера получились весьма передовыми. Предназначенные для охоты на вражеские рейдеры в открытом океане, эти крейсера несли солидное вооружение из 234-мм и 152-мм орудий, впервые в своём классе размещённых в башнях и казематах, а броневая палуба имела весьма толстые скосы. Водоизмещение перевалило за 9000 тонн. Проект оценивался в целом высоко, но стоимость выглядела чрезмерной[14].

В результате, Королевский флот начал получать заметно уменьшенный вариант «Блейков», известный как тип «Эдгар» (англ. Edgar). Сокращение водоизмещения на 1800 тонн благотворно сказалось на стоимости, и флот заказал 9 единиц проекта[14]. Скорость крейсеров несколько упала по сравнению с предшественниками, зато энергетическая установка оказалась более надёжной. Броневая защита была также снижена, но вооружение «Эдгаров» было не менее сильным, чем у типа «Блейк». Все они вошли в состав флота в 1893 — 1896 годах[13]. Следующий тип бронепалубного крейсера 1-го ранга в Королевском флоте появился вследствие испуга, вызванного постройкой в России крейсера «Рюрик»[14]. Желая превзойти русский рейдер, адмиралы Британии настояли на строительстве двух огромных крейсеров типа «Пауэрфул» (англ. Powerful) — крупнейших военных кораблей своего времени. Водоизмещение перевалило за 14 000 тонн, а для обеспечения высокой скорости и мореходности корпус пришлось сделать очень длинным и высоким. Вместе с тем, вооружение и бронирование крейсеров не представляло собой ничего выдающегося и сами британские моряки признавали строительство «Пауэрфулов» ошибкой, считая, что если бы удалось более детально ознакомится с весьма неудачной конструкцией «Рюрика», то «Пауэрфул» и «Террибл» никогда не были бы построены. Прозванные «белыми слонами» они пополнили флот в 1897 — 1898 годах[15].

Последние бронепалубные крейсера 1-го класса британский флот получил в 1899 — 1903 годах[16]. Являясь уменьшенным вариантом «Пауэрфула», 8 единиц типа «Диадем» (англ. Diadem) имели меньшее на 3000 тонн водоизмещение, более слабую защиту и менее высокую скорость, а их вооружение состояло лишь из орудий среднего калибра. В итоге, Британское Адмиралтейство пришло к выводу, что эти крейсера слишком слабы, чтобы справляться с броненосными рейдерами России и Франции и на базе проекта «Диадем» перешли к строительству броненосных крейсеров типа «Кресси» (англ. Cressy)[17].

Большие британские крейсера, как броненосные, так и бронепалубные, нередко подвергались критике за более слабое, в сравнении с сопоставимыми по размерам иностранными крейсерами, вооружение. Однако Королевский флот придавал очень большое значение мореходности, дальности плавания и обитаемости своих крейсеров и по этим показателям они заметно превосходили зарубежные аналоги[10].

Характеристики «Блейк»[18] «Эдгар»[19] «Пауэрфул»[20] «Диадем»[21]
Сравнительные ТТХ британских бронепалубных крейсеров I класса
Водоизмещение, т 9 150 — 9 296 7 467 — 7 820 14 200 — 14 447 11 177
Артиллерия 2 — 234-мм, 10 — 152-мм, 16 — 18 — 47-мм 2 — 234-мм, 10 — 152-мм, 12 — 57-мм, 5 — 47-мм 2 — 234-мм, 12 — 152-мм, 16 — 18 — 76-мм, 12 — 47-мм 16 — 152-мм, 14 — 76-мм, 3 — 47-мм
Торпедные аппараты 4х1 — 457-мм 4х1 — 457-мм 4х1 — 457-мм 3х1 — 457-мм
Бронирование, мм Палуба — 76 — 152, щиты орудий ГК — 114, казематы — 152, рубка — 305 Палуба — 76 — 127, щиты орудий ГК — 76, казематы — 152, рубка — 305 Палуба — 51 — 152, башни орудий ГК — 152, казематы — 152, рубка — 305 Палуба — 63 — 102, щиты орудий ГК — 51, казематы — 114, рубка — 305
Энергетическая установка, л.с. 13 000 12 550 25 772 16 500 — 17 262
Максимальная скорость, узлов 20 20 20,6 — 22,2 20,25

Родоначальниками британских бронепалубных крейсеров 2-го класса стали корабли типа «Линдер» (англ. Leander), четвёрка которых пополнила флот в 1885 — 1887 годах[22]. Они представляли собой развитие типа «Айрис» (англ. Iris), но с установкой броневой палубы. Поскольку силовая установка этих кораблей выступала выше ватерлинии, выше пришлось разместить и броневую палубу, а у бортов сделать скосы вниз. Крейсера получились хорошо вооружёнными, быстроходными и с солидной дальностью плавания. Однако броневая палуба защищала лишь машины и котлы.

На следующей четвёрке крейсеров типа «Ривер» (англ. River), вошедших в строй в 1887 — 1889 годах[22], броневая палуба шла по всей длине корпуса, постепенно понижаясь к носу и корме. Так был установлен классический тип карапасной броневой палубы. Также впервые на крейсерах появилась бронированная боевая рубка. В сущности все дальнейшие проекты британских бронепалубных крейсеров стали развитием заложенной в «Риверы» компоновки.

Крейсера в целом устраивали командование флота, но их требовалось очень много и дальнейшее развитие крейсеров 2-го класса пошло по пути снижения стоимости отдельной единицы при значительном увеличении кораблей в серии. 5 крейсеров типа «Медея» (англ. Medea) были уменьшенной версией «Риверов» и закончены постройкой в 1889 -1890 годах[23]. Крейсера получились хуже вооружёнными, слишком тесными и недостаточно мореходными, но и более дешёвыми.

Ободренное успехом, Адмиралтейство заказало серию из 21 крейсера типа «Аполло» (англ. Apollo). Размеры несколько увеличились, а вся артиллерия состояла теперь из скорострельных орудий, хотя её размещение ухудшилось. Чрезмерную тесноту предшественников удалось отчасти преодолеть, но мореходность по-прежнему оценивалась как недостаточная. Вся серия была достроена в 1891 — 1894 годах[23].

Стремление улучшить мореходность привело к появлению типа «Астрея» (англ. Astraea), размноженного в количестве 8 единиц и введенных в строй в 1894 — 1896 годах[24]. Водоизмещение выросло почти на 1000 тонн, вооружение усилилось незначительно, а скорость даже упала, но зато новые крейсера гораздо увереннее держались в штормовую погоду[25].

Хотя вновь построенные крейсера обладали многими достоинствами, на фоне новейших зарубежных одноклассников они смотрелись слишком слабо вооружёнными. Поэтому в серии из 9 кораблей типа «Эклипс» (англ. Eclipse) этот недостаток попытались исправить. Попытка оказалась не особенно удачной. Вооружение усилилось незначительно, скорость была недостаточной для погони за новыми крейсерами России и Франции, а водоизмещение вновь заметно выросло. Вся серия вошла в строй в 1896 — 1898 годах[26].

Несколько особняком стояли крейсера типа «Эррогант» (англ. Arrogant), четыре единицы которых предназначались для взаимодействия с броненосцами. На них предусмотрели очень солидно бронированную боевую рубку, а корпус корабля специально укрепили для нанесения, в случае необходимости, таранного удара. В остальном, эти крейсера, достроенные в 1898 -1900 годах не слишком отличались от «эклипсов»[26].

Последними бронепалубными крейсерами 2-го класса в Королевском флоте стали 5 единиц типов «Хайфлайер» (англ. Highflyer) и «Челленджер» (англ. Challenger), весьма схожих между собой[27]. Их вооружение вновь усилилось и, в принципе, они считались вполне сбалансированными кораблями, но скорость признавалась недостаточной. На этих боевых единицах, введённых в состав флота в 1899 — 1905 годах, история британских второклассных бронепалубников завершилась[28].

Характеристики «Линдер»[29] «Ривер»[30] «Медея»[31] «Аполло»[32] «Астрея»[33] «Эклипс»[34] «Эррогант»[35] «Хайфлайер»[36] «Челленджер»[37]
Сравнительные ТТХ британских бронепалубных крейсеров II класса
Водоизмещение, т 4 369 4 050 — 4 115 2 800 — 2 950 3 454 4 360 — 4 430 5 690 5 842 — 5 850 5 690 5 974
Артиллерия 10 — 152-мм 2 — 203-мм, 10 — х152-мм, 3 — 57-мм, 3 — 47-мм 6 — 152-мм, 9 — 57-мм, 1 — 47-мм 2 — 152-мм, 6 — 120-мм, 8 — 57-мм, 1- 47-мм 2 — 152-мм, 8 — 120-мм, 10 — 57-мм, 1 — 47-мм 5 — 152-мм, 6 — 120-мм, 8 — 76-мм, 6 — 47-мм 4 — 152-мм, 6 — 120-мм, 8 — 76-мм, 3 — 47-мм 11 — 152-мм, 9 — 76-мм, 6 — 47-мм 11 — 152-мм, 9 — 76-мм, 6 — 47-мм
Торпедные аппараты 3х1 — 356-мм 4х1 — 356-мм 4х1 — 356-мм 4х1 — 457-мм 4х1 — 457-мм 3х1 — 457-мм 3х1 — 457-мм 2х1 — 457-мм 2х1 — 457-мм
Бронирование, мм Палуба — 37, щиты орудий ГК — 37 Палуба — 51 — 76, щиты орудий ГК — 51, рубка — 229 Палуба — 25 — 51, щиты орудий ГК — 114, рубка — 76 Палуба — 37 — 51, щиты орудий ГК — 114, рубка — 76 Палуба — 51, щиты орудий ГК — 114, рубка — 76 Палуба — 37 — 76, щиты орудий ГК — 76, рубка — 152 Палуба — 37 — 76, щиты орудий ГК — 114, рубка — 229 Палуба — 37 — 76, щиты орудий ГК — 76, рубка — 152 Палуба — 37 — 76, щиты орудий ГК — 76, рубка — 152
Энергетическая установка, л.с. 5 500 4 500 9 000 7 000 7 500 8 000 10 263 10 264 12 500
Максимальная скорость, узлов 16,5 — 17 17 19,5 — 20 18,5 18 18,5 18 — 19 20 — 20,5 21

Бронепалубные крейсера 3-го класса стали дальнейшим развитием минных крейсеров типа «Скаут» (англ. Scout) и «Арчер» (англ. Archer)[38]. Небольшие и весьма заурядные по своим характеристикам корабли предназначались, главным образом, для службы на заморских станциях Британской империи[39]. Начало им положили 4 крейсера типа «Барракута» (англ. Barracouta), принятые флотом в 1890 году[40].

На их основе британские конструкторы попытались создать быстроходную версию для службы при эскадре — тип «Бархэм» (англ. Barham), построенный к 1891 году[41] и включавший 2 единицы, но эксперимент оказался крайне неудачным из-за ненадёжности машин.

Продолжая линию «дешёвых» колониальных крейсеров, британцы сначала построили в 1891 — 1892 годах серию из 9 кораблей типа «Пёрл» (англ. Pearl), в основном, для австралийского флота[41], а затем ввели в строй 11 крейсеров типа «Пелорус» (англ. Pelorus). Их скорость несколько выросла, но вооружение оказалось совсем слабым. Фактически, эти крейсера годились лишь для показа флага и устрашения туземцев. В строй они вошли в 1898 — 1901 годах[42].

Последними третьеклассниками британского флота стали крейсера типа «Джем» (англ. Gem), полученные в 1904 — 1905 годах[43]. На одном из них, «Аметисте», установили турбины, для проверки их работоспособности на сравнительно крупном корабле[44]. В дальнейшем, в «постуайтовскую» эру, Королевский флот предпочёл развивать особый подкласс крейсеров-скаутов[44].

Характеристики «Барракута»[45] «Бархэм»[45] «Пёрл»[46] «Пелорус»[47] «Джем»[48]
Сравнительные ТТХ британских бронепалубных крейсеров III класса
Водоизмещение, т 1 580 1 830 2 575 — 2 616 2 135 3 048
Артиллерия 6 — 120-мм, 4 — 57-мм 6 — 120-мм, 4 — 57-мм 8 — 120-мм, 8 — 57-мм 8 — 102-мм, 8- 47-мм 12 — 102-мм, 8 — 47-мм
Торпедные аппараты 2х1 — 356-мм 2х1 — 356-мм 4х1 — 356-мм 4х1 — 457-мм 2х1 — 457-мм
Бронирование, мм Палуба — 25 — 51, щиты орудий ГК — 51 Палуба — 25 — 51, щиты орудий ГК — 51 Палуба — 25 — 51, щиты орудий ГК — 51, рубка — 76 Палуба — 37 — 51, щиты орудий ГК — 6, рубка — 76 Палуба — 20 — 51, щиты орудий ГК — 25, рубка — 76
Энергетическая установка, л.с. 1 750 3 600 4 000 5 000 10 200 («Аметист» — 12 000)
Максимальная скорость, узлов 15 16,5 17 18,5 21,75 («Аметист» — 22,5)

Бронепалубные крейсера Франции

В 1870 — 1880-х годах XIX века французский флот развивался в крайне сложной обстановке. С одной стороны, влиятельные политические круги, основываясь на опыте франко-прусской войны 1870 года, полагали, что флот для страны малополезен и необходимо резко сократить расходы на него. С другой, в самих военно-морских кругах, шла борьба между приверженцами традиционного подхода к развитию флота и так называемой «Молодой школой», требовавшей сделать ставку на миноносцы и малые безбронные крейсера[49]. В результате, к концу 1870-х годов французские крейсерские силы состояли лишь из явно устаревших, деревянных или композитных кораблей, не имевших серьёзной боевой ценности. Между тем, в качестве главного потенциального противника Франции на море по прежнему рассматривалась Великобритания и французский флот крайне нуждался в мощных и быстроходных крейсерах, способных прервать британские коммуникации. По французской классификации к крейсерам 1-го класса относились корабли водоизмещением более 5500 тонн, ко 2-му классу — водоизмещением 3700 — 4700 тонн, к третьему — 1800 — 3500 тонн[50].

Первым настоящим бронепалубным крейсером Франции стал «Сфакс» (фр. Sfax), построенный по проекту Эмиля Бертена к 1887 году[51]. На этом корабле средних размеров были применены решения, ставшими характерными почти для всех последующих французских крейсеров — огромный таран, завал борта внутрь, а также защита, состоявшая из низко расположенной броневой палубы и коффердамов, наполненных целлюлозой. Несмотря на полное парусное вооружение «Сфакс» показал себя скоростной боевой единицей, имел солидное вооружение и стал основой для последующих проектов[52].

Ободренное успехом Морское министерство заказало ещё 2 разнотипных крейсера, вошедших в строй в 1890 году[51]. Водоизмещение «Тажа» (фр. Tage) превысило 7000 тонн, «Амираль Сесиль» (фр. Amiral Cecille) был несколько меньше, но оба отличались сильным вооружением и высокой для своего времени скоростью хода. Французские военно-морские круги полагали их идеальным средством истребления британской торговли, но стоимость этих кораблей оказалась чересчур высока.

В дальнейшем, французский флот получил лишь несколько больших бронепалубных крейсеров, соответствовавших британскому 1-му классу, причём все они были построены в единичных экземплярах. В 1899 году в строй вошёл крейсер «Д’Антркасто» (фр. D'Entrecasteaux)[53], предназначенный для исполнения роли стационера в колониальных владениях Франции. В том же году флот пополнил крейсер «Гишен» (фр. Guichen)[53], слабо вооружённый, но весьма быстроходный. В 1902 году был готов крейсер «Шаторено» (фр. Chateaurenault)[54] — оригинальный корабль, вооружённый так же, как «Гишен», но имевший силуэт типичного коммерческого лайнера своего времени[55]. Последним бронепалубным крейсером 1-го класса стал «Жюрен де ла Гравьер» (фр. Jurien De La Graviere), достроенный к 1903 году[54]. На этом увлечение французов большими бронепалубными крейсерами закончилось.

Характеристики «Таж»[56] «Амираль Сесиль»[56] «Д’Антркасто»[57] «Гишен»[58] «Шаторено»[59] «Жюрен де ла Гравьер»[59]
Сравнительные ТТХ французских бронепалубных крейсеров I класса
Водоизмещение, т 7589 5933 8142 8409 8025 5692
Артиллерия 8 — 164-мм, 10 — 138-мм, 5 — 47-мм, 14 — 37-мм 8 — 164-мм, 10 — 138-мм, 6 — 47-мм, 14 — 37-мм 2 — 240-мм, 12 — 138-мм, 12 — 47-мм, 6 — 37-мм 2 — 164-мм, 6 — 138-мм, 10- 47-мм, 5 — 37-мм 2 — 164-мм, 6 — 138-мм, 10- 47-мм, 5 — 37-мм 8 — 164-мм, 10 — 47-мм, 6 — 37-мм
Торпедные аппараты 7х1 — 355-мм 4х1 — 355-мм 4х1 — 450-мм 2х1 — 450-мм  ? 2х1 — 450-мм
Бронирование, мм Палуба — 50 — 55, рубка — 75 — 89 Палуба — 55 — 100, рубка — 89 Палуба — 75 — 100, казематы — 55, башни — 250, рубка — 250 Палуба — 55 — 100, казематы — 40 — 60, щиты орудий ГК — 55, рубка — 160 Палуба — 55 — 100, казематы — 40 — 60, щиты орудий ГК — 55, рубка — 160 Палуба — 35 — 65, щиты орудий ГК — 70, рубка — 100
Энергетическая установка, л.с. 12 500 10 200 14 500 25 000 24 964 17 400
Максимальная скорость, узлов 19,2 19,4 19,2 23,5 24 22,9

Гораздо более охотно выделялись деньги на строительство относительно небольших крейсеров 2-го класса. Предполагалось, что эти сравнительно небольшие и относительно дешёвые крейсера гораздо более соответствуют доктрине «Молодой школы», нежели их крупные собратья I класса.

Начало им положила серия кораблей типа «Альжер» (фр. Alger), состоявшая из 3 единиц и введённая в состав флота в 1891 — 1893 годах[60]. Затем в 1895 — 1896 году были поставлены 3 крейсера типа «Фриан» (фр. Friant)[61], несколько меньшего водоизмещения, но впервые вооружённые скорострельной артиллерией. Следующая пара принадлежала к типу «Декарт» (фр. Descartes)и отличалась усиленным бронированием. Они были готовы в 1896 — 1897 годах[61].

Затем флот получил 3 крейсера типа «Д’Ассас» (фр. D'Assas), незначительно отличавшихся от «декартов». Они вошли в строй в 1898 году[61]. Последними бронепалубными крейсерами 2-го класса Франции были 2 корабля типа «Катине» (фр. Catinat), пополнившие флот в 1898 — 1899 годах[53].

Следует отметить, что серийность французских крейсеров были весьма относительной и в реальности почти все корабли одного типа отличались друг от друга. Особенности французского военного кораблестроения позволяли производителям вносить обширные изменения в проект, а само военно-морское руководство проявляло очень большую склонность к экспериментам.

Характеристики «Сфакс»[62] «Альжер»[63] «Фриан»[64] «Декарт»[65] «Д’Ассас»[57] «Катине»[65]
Сравнительные ТТХ французских бронепалубных крейсеров II класса
Водоизмещение, т 4634 4044 — 4406 3809 — 3982 3960 3890 — 4015 4001 — 4048
Артиллерия 6 — 164-мм, 10 — 138-мм, 2 — 47-мм, 10 — 37-мм 4 — 164-мм, 6 — 138-мм, 2 — 65-мм, 8/12 — 47-мм, 10/12 — 37-мм 6 — 164-мм, 4 — 100-мм, 4 — 47-мм, 11 — 37-мм 4 — 164-мм, 10 — 100-мм, 8- 47-мм, 4 — 37-мм 6 — 164-мм, 4 — 100-мм, 10- 47-мм, 5/9 — 37-мм 4 — 164-мм, 10 — 100-мм, 10 — 47-мм, 4 — 37-мм
Торпедные аппараты 5х1 — 355-мм 5х1 — 355-мм 2х1 — 355-мм 2х1 — 450-мм 2х1 — 450-мм 2х1 — 355-мм
Бронирование, мм Палуба — 60, рубка — 25 Палуба — 50 — 100, щиты ГК — 50, рубка — 50 — 75 Палуба — 30 — 80, щиты ГК — 50, рубка — 75 Палуба — 45 — 60, щиты орудий ГК — 50, рубка — 70 Палуба — 80 — 100, щиты орудий ГК — 50, рубка — 100 Палуба — 25 — 60, щиты орудий ГК — 50, рубка — 70
Энергетическая установка, л.с. 6500 8000 9500 8500 10 000 9500
Максимальная скорость, узлов 16,7 19 — 19,5 18,7 19,5 20 19,5 — 20

Первыми бронепалубными крейсера 3-го ранга во французском флоте стали «Даву» (фр. Davout) и «Сюше» (фр. Suchet), вошедшие в строй в 1891[66] и 1894 годах[25]. Корабли были в целом одного типа, но «Сюше» заметно длиннее.

Приход на пост Морского министра Гиацинта Оба — лидере «Молодой школы», ратовавшего за небольшие корабли, привёл к активизации строительства сравнительно небольших крейсеров. Сначала флот получил в 1889 — 1894 годах 3 крейсера типа «Форбин» (фр. Forbin)[25], а также, в 1890 -1891 годах ещё 3 крейсера типа «Трюде» (фр. Troude)[60]. Корабли оказались совсем небольшими и слабо вооружёнными и по сомнительной французской традиции, все они немного отличались друг от друга по деталям конструкции.

В дальнейшем, состав флота пополнили ещё 3 единицы типа «Линуа» (фр. Linois)[60], в 1895 — 1898 годах и 2 единицы типа «Д’Эстре» (фр. D'Estrees), в 1899 — 1900 годах[54]. Несколько более крупные, чем предшественники, они были всё также слабо вооружены и сравнительно тихоходны. По сути, все французские крейсера 3-го ранга годились лишь для роли стационеров и колониальных канонерок.

Построив к концу XIX века значительное количество бронепалубных крейсеров, французское военно-морское руководство убедилось, что их оказалось значительно меньше, чем аналогичных кораблей у главного потенциального противника — Великобритании, а боевая мощь оставляет желать лучшего, в сравнении с британскими аналогами. В результате, французский флот полностью отказался от строительства бронепалубных крейсеров и сосредоточился на развитии класса броненосных крейсеров.

Характеристики «Даву»[67] «Сюше»[68] «Форбин»[69] «Трюде»[70] «Линуа»[71] «Д’Эстре»[72]
Сравнительные ТТХ французских бронепалубных крейсеров III класса
Водоизмещение, т 3080 3362 1911 — 2012 1954 — 1994 2285 — 2318 2428
Артиллерия 6 — 164-мм, 4 — 65-мм, 4 — 47-мм, 2 — 37-мм 6 — 164-мм, 4 — 100-мм, 8 — 47-мм, 8 — 37-мм 4 — 138-мм, 3 — 47-мм, 4 — 37-мм 4 — 138-мм, 4 — 47-мм, 4 — 37-мм 4 — 138-мм, 2 — 100-мм, 8/10- 47-мм, 2 — 37-мм 2 — 138-мм, 4 — 100-мм, 8 — 47-мм, 2 — 37-мм
Торпедные аппараты 6х1 — 355-мм 7х1 — 355-мм 4х1 — 355-мм 4х1 — 355-мм 2х1 — 355-мм -
Бронирование, мм Палуба — 50 — 100, рубка — 70 Палуба — 50 — 80, рубка — 70 Палуба — 40 Палуба — 40, рубка — 25 Палуба — 40, щиты орудий ГК — 50 — 75, рубка — 125 Палуба — 20 — 45, рубка — 100
Энергетическая установка, л.  с. 9000 9500 5800 5800 6800 8500
Максимальная скорость, узлов 20,7 20,4 19,5 — 20,5 20,5 — 20,9 20,5 20 — 20,5

Бронепалубные крейсера России

К постройке своих первых бронепалубных крейсеров Российский императорский флот приступил в 1880-х годах XIX века. По кораблестроительной программе 1882 года предполагалась постройка 4 фрегатов и 9 корветов. Взгляды авторов программы были весьма неопределёнными и привели к тому, что для действий в океане строились как броненосные, так и бронепалубные крейсера[73]. В частности, российский флот получил в 1886 — 1887 годах корветы «Витязь» и «Рында», имевших плоскую броневую палубу, прикрывавшую только машинно-котельные отделения и полное парусное вооружение барка[74]. Переклассифицированные в 1892 году в крейсера 1-го ранга, они стали первыми бронепалубными крейсерами отечественного ВМФ.

Несмотря на применённые новшества, эти корветы были малопригодны для ведения крейсерской войны, планы которой задумывало Российское морское ведомство. В поисках новых решений сочли необходимым обратиться к зарубежному опыту. В 1880-х годах большое впечатление в военно-морских кругах великих держав произвели французские крейсера «Сфакс», «Таж» и «Амираль Сесиль», спроектированные Эмилем Бертеном[75]. Французская компания «Ателье и Шантье» (фр. Ateliers et Chantiers de la Loire) предложила российскому флоту проект, разработанный на базе «Адмирала Сесиля», обещая сочетание солидной боевой мощи с высокой скоростью и большой дальностью плавания. После корректировки проекта, вызванной замечаниями Морского технического комитета (МТК)[76], контракт был подписан и в 1888 году «Адмирал Корнилов» вошёл в строй отечественного флота. Сравнительно крупный корабль защищался броневой палубой, имел мощное вооружение и полное парусное оснащение барка, но достигнуть контрактной скорости в 18 узлов не смог[77].

Следующий бронепалубный крейсер российского флота первоначально разрабатывался как яхта для генерал-адмирала, с использованием в военное время в качестве минного заградителя. Затем задание было преобразовано в яхту-крейсер, контракт, на строительство которой, получила французская фирма «Форж и Шантье» (фр. Forges et Chantiers)[78]. Поскольку проектировщики уделили главное внимание комфортному размещению на борту высоких особ, боевые качества «Светланы» оказались весьма посредственными[79]. В строй корабль вошёл в 1898 году[80].

Готовясь к действиям на британских коммуникациях, российское морское руководство стремилось иметь возможно больше крейсеров, но строительство броненосных единиц типа «Рюрика» и его последователей обходилось слишком дорого. В связи с этим в 1895 году конструкторам Балтийского завода было предложено разработать океанский бронепалубный рейдер, с оглядкой на британский проект «Астрея»[81]. В итоге, российский флот получил в 1902 — 1903 годах три крейсера — «Диана», «Паллада» и «Аврора». Не имевшие достаточного опыта проектировщики допустили немало ошибок, в результате чего эти крейсера оценивались к началу русско-японской войны как самые бесполезные из новейших кораблей флота. Их вооружение оказалось слабым для солидного водоизмещения, дальность ограниченной, а скорость хода совершенно недостаточной[82]. В ходе подготовки к войне с Японией российское морское руководство пришло к выводу о необходимости иметь в составе флота бронепалубные крейсера двух типов: дальние разведчики, водоизмещением около 6000 тонн и ближние разведчики, водоизмещением 2000 −2500 тонн[83]. Соответствующие конкурсы были объявлены в 1898 году, причём в связи с загруженностью российских заводов широко привлекались зарубежные компании[84].

Итогом этих усилий стало появление в составе флота 6 бронепалубных крейсеров 1-го ранга. Все они несли по 12 152-мм орудий главного калибра и должны были иметь скорость 23 уз

wiki-org.ru

Пьемонте (бронепалубный крейсер) — Википедия

«Пьемонте»Incrociatore protetto PiemonteStateLibQld 1 199899 Piemonte (ship).jpgСлужба:Класс и тип суднаОрганизацияИзготовительСпущен на водуВведён в эксплуатациюСтатусОсновные характеристикиВодоизмещениеДлинаШиринаОсадкаБронированиеДвигателиМощность
ИталияFlag of Italy (1861-1946) crowned.svg Италия
Бронепалубный крейсер
Королевские ВМС Италии
Armstrong Whitworth
23 августа 1888 г.
8 августа 1889 г.
Продан на слом в 1921 г.
2824 тонны
97,83 м
11,62 м
4,86 м
Палуба — 75 мм, щиты орудий — 114 мм, боевая рубка — 75 мм
2 паровые машины тройного расширения, 4 паровых котла
7100

ru.bywiki.com

Пьемонте (бронепалубный крейсер) - это... Что такое Пьемонте (бронепалубный крейсер)?

«Пьемонте» Incrociatore protetto Piemonte StateLibQld 1 199899 Piemonte (ship).jpgСлужба: Класс и тип судна Организация Изготовитель Спущен на воду Введен в эксплуатацию Статус Основные характеристики Водоизмещение Длина Ширина Осадка Бронирование Двигатели Мощность Движитель Скорость хода Дальность плавания Экипаж Вооружение Артиллерия Минно-торпедное вооружение
Flag of Italy (1861-1946) crowned.svg Италия
Бронепалубный крейсер
Королевские ВМС Италии
Armstrong Whitworth
23 августа 1888 г.
8 августа 1889 г.
Продан на слом в 1921 г.
2824 тонны
97,83 м
11,62 м
4,86 м
Палуба — 75 мм,щиты орудий — 114 мм,боевая рубка — 75 мм
2 паровые машины тройного расширения, 4 паровых котла
7100 л. с. (5,2 МВт)
2
20,44 узла (37,85 км/ч)
3500 морских миль на 10 узлах
298—310 человек
6 × 1 — 152-мм/40,6 × 1 — 120-мм/40,10 — 57-мм,6 — 37-мм,4 пулемёта
2 × 1 — 355-мм торпедных аппарата[1]

Бронепалубный крейсер «Пьемонте» (итал. Piemonte) — крейсер итальянского флота конца XIX века. Принадлежал к так называемым «элсвикским» крейсерам, строившимися на экспорт британской компанией «Армстронг». Построен в единственном экземпляре. В итальянском флоте классифицировался как «таранно-торпедный корабль» (итал. Ariete-torpediniere). Первый в мире крейсер, вооружённый скорострельной артиллерией.

Проектирование и постройка

«Пьемонте» был спроектирован главным конструктором известной британской фирмы «Армстронг» Филипом Уоттсом. В основе проекта был положен крейсер «Догали», сконструированный Уильямом Уайтом и строившийся «Армстронгом» для флота Греции, но перекупленном Италией. Командованию итальянского флота, стремившемуся возродить свои ВМС, будучи весьма ограниченными, как в финансовом, так и в технологическом отношении, этот крейсер показался весьма привлекательным по критерию стоимость/боевая мощь. Перед Уоттсом была поставлена задача создания быстроходного и сильно вооружённого крейсера при минимально возможном водоизмещении.

Конструкция

Служба

Оценка проекта

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — М: АСТ, 2006. — С. 262. — ISBN 5-17-030194-4

Литература

  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — М: АСТ, 2006. — ISBN 5-17-030194-4
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905. — London: Conway Maritime Press, 1979. — ISBN 0-85177-133-5

dic.academic.ru

Бронепалубный крейсер - Gpedia, Your Encyclopedia

Бронепалубный крейсер — распространённый в конце XIX — начале XX века тип крейсера, защита механизмов и орудийных погребов которого состояла из броневой палубы, плоской либо выпуклой (карапасной). Впервые появились в 1878 году, строились или приобретались большинством морских держав до начала Первой мировой войны, составляли на рубеже веков наиболее многочисленную часть их крейсерских сил. В иностранной литературе широко распространён англоязычный термин «защищённый крейсер» (англ. Protected cruiser).

Зарождение и развитие класса бронепалубных крейсеров

Схема бронирования бронепалубного крейсера с карапасной броневой палубой (красная линия). Над скосами броневой палубы расположены угольные ямы. Разрез по мидель-шпангоуту типичного бронепалубного крейсера. Хорошо видны сама карапасная броневая палуба и угольные ямы, служащие единственной защитой борта в районе ватерлинии.

Парусно-паровые фрегаты и корветы 1860-х — 1870-х годов строились, как правило, без броневой защиты. В погоне за скоростью и дальностью, при ограниченном водоизмещении, имея машины с невысокой агрегатной мощностью, конструкторы предпочитали полагаться лишь на размещение жизненно важных центров корабля — погребов боеприпаса, котлов и машин — ниже ватерлинии и защиту их бортовыми угольными ямами. Типичными представителями данного класса были американские фрегаты типа «Вампаноа» и британские типа «Айрис»[1].

Однако опыт Гражданской войны в США показывал, что на коммуникации могут выйти десятки вспомогательных крейсеров, не уступающие военным кораблям в скорости и вооружении и при этом достаточно крупных для обеспечения приемлемой живучести при обстреле из среднекалиберной артиллерии. Требовалось придать крейсерам решающее преимущество в бою с рейдерами, перестроенными из коммерческих пароходов. При этом крейсеров требовалось много, так что вопрос стоимости стоял очень остро.

Ещё одним поводом для создания нового типа военных судов стали как минимум спорные итоги применения безбронных крейсеров в бою, в частности — сражения британских «Шаха» и «Аметиста» против перуанского монитора «Уаскар» 29 мая 1877 года. Имея подавляющее превосходство в огневой мощи, британцы не смогли вывести бронированного противника из строя. При этом тактика ведения огня с больших дистанций себя не оправдала, крейсерам пришлось идти на сближение, и лишь крайне слабая выучка перуанских комендоров позволила крейсерам избежать попаданий[2]. Стало ясно, что при встрече с более подготовленным противником, безбронные корабли попадут в тяжёлое положение[3].

Поскольку бортовой броневой пояс могли нести лишь крупные и дорогие корабли, были предложено паллиативное решение — ограничить защиту броневой палубой. Первым в мире бронепалубным крейсером стал британский корвет «Комюс», заложенный в 1876 году[4]. На нём, ниже ватерлинии, была установлена плоская броневая палуба, прикрывавшая машины и котлы от попаданий снарядов и падения обломков, расположенных выше конструкций. В нос и корму «Комюс» оставался незащищённым[3], кроме того — ничто не мешало распространению воды в отсеках выше броневой палубы, что могло вызвать значительные затопления в бою и даже потерю остойчивости.

«Комюс» — первый бронепалубный крейсер в мире.

Следующими этапными кораблями стали корветы типа «Линдер», заложенные в 1880 году. На них были установлены более современные машины, возвышавшиеся над ватерлинией, что вынудило и броневую палубу расположить выше уровня ватерлинии, а для предотвращения затопления расположенных ниже неё отсеков — добавить уходящие ниже ватерлинии скосы по краям, которые стали типичной чертой последующих бронепалубных крейсеров[3].

Все эти корабли были типичными «защитниками торговли», предназначенными для охраны коммуникаций и охоты за вражескими рейдерами — тип, характерный в первую очередь для флота Великобритании. Впоследствии появилась идея включения подобных кораблей в броненосную эскадру в качестве быстроходных разведчиков, которым наличие определённой защиты от огня противника давало шанс уйти в случае столкновения с главными силами неприятельского флота.

Иная идея получила развитие в крейсере «Эсмеральда», заложенном в 1882 году британской фирмой «Армстронг» для чилийского флота и ставшем дальнейшим развитием линии канонерских лодок конструкции Джорджа Рендела[5]. Этот корабль был задуман как бюджетная, но вполне полноценная боевая единицы флота, несущая мощную артиллерию при посредственной, но обеспечивающей минимальную боевую живучесть защите — что в теории позволяло бороться как минимум со второклассными броненосцами. На этом корабле броневая палуба продолжалась на всю длину корпуса, возвышаясь над ватерлинией в средней части, и имела скосы к бортам, заканчивавшиеся ниже ватерлинии. При тогдашних боевых дистанциях снаряды попадали бы в скосы под острым углом, что обеспечивало солидную защиту жизненно важных частей, в теории эквивалентную толстой бортовой броне. Ещё более повышали живучесть коффердамы вдоль бортов, наполненные пробкой, и располагавшиеся рядом с бортом угольные ямы, хорошо гасящие энергию снаряда перед его встречей с броневой палубой. «Эсмеральда» установила тип так называемого «элсвикского» крейсера и послужила образцом для целого ряда последующих бронепалубных крейсеров[6].

В то же самое время некоторые флоты, в частности — русский и французский, проявили интерес к бронепалубным крейсерам в качестве рейдеров, «истребителей торговли», преимущественно направленных против британского судоходства, бывшего в те годы фактическим монополистом на рынке морских перевозок (с долей более 70 % на середину 1880-х). Однако ни русские, ни французы не проявили последовательной приверженности этому типу кораблей: чувствуя, что бронепалубные «истребители торговли» будут очень уязвимы против таких же «защитников торговли», предпочтение нередко отдавалось броненосным крейсерам как имеющим более высокую боевую устойчивость. При этом развитие броненосных рейдеров и в России, и во Франции к началу XX века зашло в тупик.

Дальнейшее развитие класса проходило по пути постепенного усовершенствования отдельных элементов кораблей. Железо, сменившее дерево в качестве строительного материала, было само заменено на сталь. Все крейсера получили разделение на водонепроницаемые отсеки, с течением времени всё больше совершенствовавшееся. Обязательным стало наличие двойного дна. Очень долго моряки не желали отказываться от архаичного парусного рангоута[7].

Несмотря на то, что расчёты ясно показывали, что парусная тяга на броненосных кораблях полностью противоречила экономии, необходимость сбережения угля посредством использования парусов представляла собой всё ещё настолько сильный стереотип для морских специалистов, что разрушить его пока не было никакой возможности.

— Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч.III. Тараны и орудия-монстры.[8]

Принимались меры к повышению защищённости артиллерии и улучшению условий ведения огня. Пушки всё чаще размещались за броневыми щитами, в бронированных башнях и казематах, по бортам устраивались орудийные спонсоны[9]. Переход к более мощным и эффективным вертикальным паровым машинам сделал броневую палубу со скосами стандартной чертой всех бронепалубных крейсеров. Пока на вооружении состояли снаряды начинённые лишь дымным порохом, такой уровень защиты считался достаточным по критерию стоимость/эффективность, так что к концу XIX века бронепалубные крейсера составляли большую часть крейсерских сил морских держав.

Бронепалубные крейсера Великобритании

Бронепалубный крейсер 1-го класса «Пауэрфул».

В британском флоте с 1888 года бронепалубные крейсера подразделялись на три класса, в зависимости от водоизмещения и, отчасти, вооружения. Крейсера 1-го класса имели водоизмещение свыше 7000 т и вооружались орудиями калибром до 234-мм. Крейсера 2-го класса имели водоизмещение от 3000 до 7000 тонн и артиллерию калибра 152-мм. Водоизмещение крейсеров 3-го класса колебалось от 1500 до 3000 тонн, а артиллерия обычно имела калибр 102—120 мм[10].

С приходом на пост Главного строителя флота Уильяма Уайта Королевский флот отказался от строительства сравнительно тихоходных и несбалансированных броненосных крейсеров[11]. Вместо этого Британское Адмиралтейство стремилось иметь как можно большее количество бронепалубных крейсеров, предназначенных, в основном, для борьбы на морских коммуникациях, имевших жизненно важное значение для Британской империи[12].

Первенцами бронепалубных крейсеров 1-го класса стали два корабля типа «Блейк» (англ. Blake), вступивших в строй в 1892 — 1894 годах[13]. Несмотря на то, что Уайт не смог достигнуть запланированных показателей по скорости и дальности плавания, в целом крейсера получились весьма передовыми. Предназначенные для охоты на вражеские рейдеры в открытом океане, эти крейсера несли солидное вооружение из 234-мм и 152-мм орудий, впервые в своём классе размещённых в башнях и казематах, а броневая палуба имела весьма толстые скосы. Водоизмещение перевалило за 9000 тонн. Проект оценивался в целом высоко, но стоимость выглядела чрезмерной[14].

В результате, Королевский флот начал получать заметно уменьшенный вариант «Блейков», известный как тип «Эдгар» (англ. Edgar). Сокращение водоизмещения на 1800 тонн благотворно сказалось на стоимости, и флот заказал 9 единиц проекта[14]. Скорость крейсеров несколько упала по сравнению с предшественниками, зато энергетическая установка оказалась более надёжной. Броневая защита была также снижена, но вооружение «Эдгаров» было не менее сильным, чем у типа «Блейк». Все они вошли в состав флота в 1893 — 1896 годах[13].

Бронепалубный крейсер 2-го класса «Линдер».

Следующий тип бронепалубного крейсера 1-го ранга в Королевском флоте появился вследствие испуга, вызванного постройкой в России крейсера «Рюрик»[14]. Желая превзойти русский рейдер, адмиралы Британии настояли на строительстве двух огромных крейсеров типа «Пауэрфул» (англ. Powerful) — крупнейших военных кораблей своего времени. Водоизмещение перевалило за 14 000 тонн, а для обеспечения высокой скорости и мореходности корпус пришлось сделать очень длинным и высоким. Вместе с тем, вооружение и бронирование крейсеров не представляло собой ничего выдающегося и сами британские моряки признавали строительство «Пауэрфулов» ошибкой, считая, что если бы удалось более детально ознакомится с весьма неудачной конструкцией «Рюрика», то «Пауэрфул» и «Террибл» никогда не были бы построены. Прозванные «белыми слонами» они пополнили флот в 1897—1898 годах[15].

Последние бронепалубные крейсера 1-го класса британский флот получил в 1899—1903 годах[16]. Являясь уменьшенным вариантом «Пауэрфула», 8 единиц типа «Диадем» (англ. Diadem) имели меньшее на 3000 тонн водоизмещение, более слабую защиту и менее высокую скорость, а их вооружение состояло лишь из орудий среднего калибра. В итоге, Британское Адмиралтейство пришло к выводу, что эти крейсера слишком слабы, чтобы справляться с броненосными рейдерами России и Франции и на базе проекта «Диадем» перешли к строительству броненосных крейсеров типа «Кресси» (англ. Cressy)[17].

Большие британские крейсера, как броненосные, так и бронепалубные, нередко подвергались критике за более слабое, в сравнении с сопоставимыми по размерам иностранными крейсерами, вооружение. Однако Королевский флот придавал очень большое значение мореходности, дальности плавания и обитаемости своих крейсеров и по этим показателям они заметно превосходили зарубежные аналоги[10].

Характеристики «Блейк»[18] «Эдгар»[19] «Пауэрфул»[20] «Диадем»[21]
Сравнительные ТТХ британских бронепалубных крейсеров I класса
Водоизмещение, т 9150 — 9296 7467 — 7820 14 200 — 14 447 11 177
Артиллерия 2 — 234-мм, 10 — 152-мм, 16 — 18 — 47-мм 2 — 234-мм, 10 — 152-мм, 12 — 57-мм, 5 — 47-мм 2 — 234-мм, 12 — 152-мм, 16 — 18 — 76-мм, 12 — 47-мм 16 — 152-мм, 14 — 76-мм, 3 — 47-мм
Торпедные аппараты 4×1 — 457-мм 4×1 — 457-мм 4×1 — 457-мм 3×1 — 457-мм
Бронирование, мм Палуба — 76 — 152, щиты орудий ГК — 114, казематы — 152, рубка — 305 Палуба — 76 — 127, щиты орудий ГК — 76, казематы — 152, рубка — 305 Палуба — 51 — 152, башни орудий ГК — 152, казематы — 152, рубка — 305 Палуба — 63 — 102, щиты орудий ГК — 51, казематы — 114, рубка — 305
Энергетическая установка, л. с. 13 000 12 550 25 772 16 500 — 17 262
Максимальная скорость, узлов 20 20 20,6 — 22,2 20,25
Бронепалубный крейсер 2-го класса «Эклипс».

Родоначальниками британских бронепалубных крейсеров 2-го класса стали корабли типа «Линдер» (англ. Leander), четвёрка которых пополнила флот в 1885 — 1887 годах[22]. Они представляли собой развитие типа «Айрис» (англ. Iris), но с установкой броневой палубы. Поскольку силовая установка этих кораблей выступала выше ватерлинии, выше пришлось разместить и броневую палубу, а у бортов сделать скосы вниз. Крейсера получились хорошо вооружёнными, быстроходными и с солидной дальностью плавания. Однако броневая палуба защищала лишь машины и котлы.

На следующей четвёрке крейсеров типа «Ривер» (англ. River), вошедших в строй в 1887 — 1889 годах[22], броневая палуба шла по всей длине корпуса, постепенно понижаясь к носу и корме. Так был установлен классический тип карапасной броневой палубы. Также впервые на крейсерах появилась бронированная боевая рубка. В сущности все дальнейшие проекты британских бронепалубных крейсеров стали развитием заложенной в «Риверы» компоновки.

Крейсера в целом устраивали командование флота, но их требовалось очень много и дальнейшее развитие крейсеров 2-го класса пошло по пути снижения стоимости отдельной единицы при значительном увеличении кораблей в серии. 5 крейсеров типа «Медея» (англ. Medea) были уменьшенной версией «Риверов» и закончены постройкой в 1889—1890 годах[23]. Крейсера получились хуже вооружёнными, слишком тесными и недостаточно мореходными, но и более дешёвыми.

Ободренное успехом, Адмиралтейство заказало серию из 21 крейсера типа «Аполло» (англ. Apollo). Размеры несколько увеличились, а вся артиллерия состояла теперь из скорострельных орудий, хотя её размещение ухудшилось. Чрезмерную тесноту предшественников удалось отчасти преодолеть, но мореходность по-прежнему оценивалась как недостаточная. Вся серия была достроена в 1891 — 1894 годах[23].

Стремление улучшить мореходность привело к появлению типа «Астрея» (англ. Astraea), размноженного в количестве 8 единиц и введенных в строй в 1894 — 1896 годах[24]. Водоизмещение выросло почти на 1000 тонн, вооружение усилилось незначительно, а скорость даже упала, но зато новые крейсера гораздо увереннее держались в штормовую погоду[25].

Хотя вновь построенные крейсера обладали многими достоинствами, на фоне новейших зарубежных одноклассников они смотрелись слишком слабо вооружёнными. Поэтому в серии из 9 кораблей типа «Эклипс» (англ. Eclipse) этот недостаток попытались исправить. Попытка оказалась не особенно удачной. Вооружение усилилось незначительно, скорость была недостаточной для погони за новыми крейсерами России и Франции, а водоизмещение вновь заметно выросло. Вся серия вошла в строй в 1896 — 1898 года

www.gpedia.com

Пьемонте (бронепалубный крейсер) - это... Что такое Пьемонте (бронепалубный крейсер)?

«Пьемонте» Incrociatore protetto Piemonte StateLibQld 1 199899 Piemonte (ship).jpgСлужба: Класс и тип судна Организация Изготовитель Спущен на воду Введен в эксплуатацию Статус Основные характеристики Водоизмещение Длина Ширина Осадка Бронирование Двигатели Мощность Движитель Скорость хода Дальность плавания Экипаж Вооружение Артиллерия Минно-торпедное вооружение
Flag of Italy (1861-1946) crowned.svg Италия
Бронепалубный крейсер
Королевские ВМС Италии
Armstrong Whitworth
23 августа 1888 г.
8 августа 1889 г.
Продан на слом в 1921 г.
2824 тонны
97,83 м
11,62 м
4,86 м
Палуба — 75 мм,щиты орудий — 114 мм,боевая рубка — 75 мм
2 паровые машины тройного расширения, 4 паровых котла
7100 л. с. (5,2 МВт)
2
20,44 узла (37,85 км/ч)
3500 морских миль на 10 узлах
298—310 человек
6 × 1 — 152-мм/40,6 × 1 — 120-мм/40,10 — 57-мм,6 — 37-мм,4 пулемёта
2 × 1 — 355-мм торпедных аппарата[1]

Бронепалубный крейсер «Пьемонте» (итал. Piemonte) — крейсер итальянского флота конца XIX века. Принадлежал к так называемым «элсвикским» крейсерам, строившимися на экспорт британской компанией «Армстронг». Построен в единственном экземпляре. В итальянском флоте классифицировался как «таранно-торпедный корабль» (итал. Ariete-torpediniere). Первый в мире крейсер, вооружённый скорострельной артиллерией.

Проектирование и постройка

«Пьемонте» был спроектирован главным конструктором известной британской фирмы «Армстронг» Филипом Уоттсом. В основе проекта был положен крейсер «Догали», сконструированный Уильямом Уайтом и строившийся «Армстронгом» для флота Греции, но перекупленном Италией. Командованию итальянского флота, стремившемуся возродить свои ВМС, будучи весьма ограниченными, как в финансовом, так и в технологическом отношении, этот крейсер показался весьма привлекательным по критерию стоимость/боевая мощь. Перед Уоттсом была поставлена задача создания быстроходного и сильно вооружённого крейсера при минимально возможном водоизмещении.

Конструкция

Служба

Оценка проекта

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — М: АСТ, 2006. — С. 262. — ISBN 5-17-030194-4

Литература

  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — М: АСТ, 2006. — ISBN 5-17-030194-4
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905. — London: Conway Maritime Press, 1979. — ISBN 0-85177-133-5

ushakov.academic.ru

Пьемонте (бронепалубный крейсер) - это... Что такое Пьемонте (бронепалубный крейсер)?

«Пьемонте» Incrociatore protetto Piemonte StateLibQld 1 199899 Piemonte (ship).jpgСлужба: Класс и тип судна Организация Изготовитель Спущен на воду Введен в эксплуатацию Статус Основные характеристики Водоизмещение Длина Ширина Осадка Бронирование Двигатели Мощность Движитель Скорость хода Дальность плавания Экипаж Вооружение Артиллерия Минно-торпедное вооружение
Flag of Italy (1861-1946) crowned.svg Италия
Бронепалубный крейсер
Королевские ВМС Италии
Armstrong Whitworth
23 августа 1888 г.
8 августа 1889 г.
Продан на слом в 1921 г.
2824 тонны
97,83 м
11,62 м
4,86 м
Палуба — 75 мм,щиты орудий — 114 мм,боевая рубка — 75 мм
2 паровые машины тройного расширения, 4 паровых котла
7100 л. с. (5,2 МВт)
2
20,44 узла (37,85 км/ч)
3500 морских миль на 10 узлах
298—310 человек
6 × 1 — 152-мм/40,6 × 1 — 120-мм/40,10 — 57-мм,6 — 37-мм,4 пулемёта
2 × 1 — 355-мм торпедных аппарата[1]

Бронепалубный крейсер «Пьемонте» (итал. Piemonte) — крейсер итальянского флота конца XIX века. Принадлежал к так называемым «элсвикским» крейсерам, строившимися на экспорт британской компанией «Армстронг». Построен в единственном экземпляре. В итальянском флоте классифицировался как «таранно-торпедный корабль» (итал. Ariete-torpediniere). Первый в мире крейсер, вооружённый скорострельной артиллерией.

Проектирование и постройка

«Пьемонте» был спроектирован главным конструктором известной британской фирмы «Армстронг» Филипом Уоттсом. В основе проекта был положен крейсер «Догали», сконструированный Уильямом Уайтом и строившийся «Армстронгом» для флота Греции, но перекупленном Италией. Командованию итальянского флота, стремившемуся возродить свои ВМС, будучи весьма ограниченными, как в финансовом, так и в технологическом отношении, этот крейсер показался весьма привлекательным по критерию стоимость/боевая мощь. Перед Уоттсом была поставлена задача создания быстроходного и сильно вооружённого крейсера при минимально возможном водоизмещении.

Конструкция

Служба

Оценка проекта

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — М: АСТ, 2006. — С. 262. — ISBN 5-17-030194-4

Литература

  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — М: АСТ, 2006. — ISBN 5-17-030194-4
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905. — London: Conway Maritime Press, 1979. — ISBN 0-85177-133-5

biograf.academic.ru

Пьемонте (бронепалубный крейсер) - это... Что такое Пьемонте (бронепалубный крейсер)?

«Пьемонте» Incrociatore protetto Piemonte StateLibQld 1 199899 Piemonte (ship).jpgСлужба: Класс и тип судна Организация Изготовитель Спущен на воду Введен в эксплуатацию Статус Основные характеристики Водоизмещение Длина Ширина Осадка Бронирование Двигатели Мощность Движитель Скорость хода Дальность плавания Экипаж Вооружение Артиллерия Минно-торпедное вооружение
Flag of Italy (1861-1946) crowned.svg Италия
Бронепалубный крейсер
Королевские ВМС Италии
Armstrong Whitworth
23 августа 1888 г.
8 августа 1889 г.
Продан на слом в 1921 г.
2824 тонны
97,83 м
11,62 м
4,86 м
Палуба — 75 мм,щиты орудий — 114 мм,боевая рубка — 75 мм
2 паровые машины тройного расширения, 4 паровых котла
7100 л. с. (5,2 МВт)
2
20,44 узла (37,85 км/ч)
3500 морских миль на 10 узлах
298—310 человек
6 × 1 — 152-мм/40,6 × 1 — 120-мм/40,10 — 57-мм,6 — 37-мм,4 пулемёта
2 × 1 — 355-мм торпедных аппарата[1]

Бронепалубный крейсер «Пьемонте» (итал. Piemonte) — крейсер итальянского флота конца XIX века. Принадлежал к так называемым «элсвикским» крейсерам, строившимися на экспорт британской компанией «Армстронг». Построен в единственном экземпляре. В итальянском флоте классифицировался как «таранно-торпедный корабль» (итал. Ariete-torpediniere). Первый в мире крейсер, вооружённый скорострельной артиллерией.

Проектирование и постройка

«Пьемонте» был спроектирован главным конструктором известной британской фирмы «Армстронг» Филипом Уоттсом. В основе проекта был положен крейсер «Догали», сконструированный Уильямом Уайтом и строившийся «Армстронгом» для флота Греции, но перекупленном Италией. Командованию итальянского флота, стремившемуся возродить свои ВМС, будучи весьма ограниченными, как в финансовом, так и в технологическом отношении, этот крейсер показался весьма привлекательным по критерию стоимость/боевая мощь. Перед Уоттсом была поставлена задача создания быстроходного и сильно вооружённого крейсера при минимально возможном водоизмещении.

Конструкция

Служба

Оценка проекта

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — М: АСТ, 2006. — С. 262. — ISBN 5-17-030194-4

Литература

  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — М: АСТ, 2006. — ISBN 5-17-030194-4
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905. — London: Conway Maritime Press, 1979. — ISBN 0-85177-133-5

veter.academic.ru


Смотрите также