Эволюция прав женщин в езидском обществе. Езиды италии


Из Армении насильственно выдворяются курды-езиды и ассирийцы

Последние документальные факты доказывают причастность армян к геноциду не только против мусульман, но и курдов, евреев, ассирийцев и других народов. С первого взгляда армяне, выдающие себя за друзей курдов, в действительности в прошлом веке неоднократно подвергали этот народ к изгнанию и уничтожению. Известный курдский писатель, член Союза писателей Азербайджана Ахмеде Апо в своем интервью Этноглобусу разоблачает сущность армянского фашизма в отношении к курдам.

- Исторически в Азербайджане курды проживали в Лачинском, Кельбаджарском, Губадлинском, Зенгиланском районах и в Нахчыванской Автономной Республике. Согласно статистике в 1929 году в Азербайджане проживали 50 тысяч курдов, в Армении 250 000 .

После прихода к власти большевиков в 1923-1929 гг в Азербайджане были сформированы несколько уездов, в том числе уезд Красный Курдистан. Заявления некоторых исследователей якобы о создании в Азербайджане в те годы автономии Красный Курдистан не соответствует действительности. Об этом не упоминается также в архивных документах. В те годы в регионе на курдском языке издавалась газета Курдистан, в Шушинском Педагогическом техникуме действовал факультет курдского языка, в селах населенных курдами преподавался родной язык.

Позже все уезды были упразднены, также был ликвидирован факультет курдского языка в педагогическом техникуме в Шуше. До развала Советского Союза кроме несколько учебников и художественных книг , изданных в тридцатые годы в Азербайджане не было других публикаций на курдском языке. Шестидесятые годы прошлого века в Институте Востоковедения Академии Наук Азербайджана действовала курдская научная группа, где работали Рахим Гази, Али Галавеж, Зумруд Шафиева, Гусейн Курдоглы, Шамиль Аскеров и др.

Процессы шли не без присутствия армянской политики и коварства. Армяне,используя свои связи в Кремле, развивали сеть курдских исследований в Армении, имелось эфирное время на курдском языке, в Союзе писателей Армении действовало курдское отделение . Первая моя книга тоже была издана в Ереване. При Институте Востоковедения Академии Наук Армении действовал отдел Курдоведения, где работали такие известные ученые как Наджие Джинди,Амине Авдал, Шакрое Мгои и др. Они изучали этнографию, литературу курдского народа. В 1932 году издавалась газета Рия Tаза (Новый путь). Армяне ,изучая курдскую литературу зачастую присваивали ее достижения. Целью же такого внимания к курдам было ни что иное , как желание найти друзей среди курдов и использовать их как инструмент в своей политики.

- Имеют ли место факты азербайджанизации курдов, как это утверждают некоторые?

- В 1937 году при помощи Москвы армяне позаботились о выселении курдов из Армении, в том числе из приграничных районов Нахчывана с Арменией. Следует заметить, что выселялись только курды мусульмане. Исторически в Азербайджане не проживали курды езиды. В Азербайджане никогда не было насильственной азербайджанизации . Курды спасаясь от депортации меняли свою национальность и регистрировались азербайджанцами. Я сам был репрессирован.В сороковые годы курды из Армении были выселены в Казахстан, Киргизию, Туркменистан и Узбекистан. Армянские политики, используя начало II мировой войны как повод, под покровительством Анастаса Микояна очистили эти земли. В дальнейшем Ереван планировал присоединение Нахчывана к Армении. В тот же период в опустошенные курдские селения были переселены армяне из Сирии, Турции и Ирана. Только в 1947 году репрессированным было разрешено вернуться обратно. 5 тысяч курдских семей , в том числе и наша решили вернуться в Армению. Когда наши эшелоны добрались до Азербайджана, армяне ,вновь опираясь на свои связи в Кремле препятствовали нашему возвращению в свои родные дома. Курдским семьям пришлось разместиться в азербайджанских районах. Позднее в 1947, 1953, 1967 и, наконец, в 1988 гг. в результате политики этнических чисток из Армении вместе с азербайджанцами были насильственно выдворены 20 000 курдов мусульман (позже нашу судьбу разделили также курды езиды). Большинство из них нашли убежище в Азербайджане, а потом часть из них в связи с бытовыми проблемами уехали к своим родственникам в разные страны. Курды покинувшие свои дома в результате оккупации армянскими агрессорами Лачыни, Губадлы ,Келбеджер и Зенгиланского районов оказались беженцами. Азербайджанские и курдские народы тесно связаны друг другом с глубокими корнями. Кроме всего нас еще объединила трагедия оккупации наших земель. Курды привязаны к азербайджанскому государству и верны ему. Кто-то может это назвать ассимиляцией, а я это оцениваю как духовной близостью народов. Ассимиляция является историческим процессом. В нашей стране каждая нация может считать себя талышом , лезгином, курдом и т.п., но он является гражданином Азербайджана. Например, некоторые, чьи предки являются курдами , не считает себя курдом. Никто его не вынуждает отказываться от своих корней, просто он ассимилирован. Этой процесс происходит в любом конце света и среди всех народов.

С 1990 года этнические группы Азербайджана получили в возможность развивать свой язык, традиции и обычаи. Были созданы культурные центры этнических групп ,начали издаваться газеты. Курдский культурный центр Ронаи один из них. С 1993года начало свое издание газета Денге курд (Голос курда). В 1992 году был издан закон Об этнических меньшинствах, который расширил возможности для деятельности этнических групп.

- Сталкиваются ли курды в Азербайджане с притеснением на национальной почве?

- Могут рассказывать всякие небылицы. Но если я никогда не скрывал свою национальную принадлежность и гордился этим, то никогда не сталкивался ни с какими притеснениями. Если культурные центры этнических групп , в том числе Ронаи неактивны в свой деятельности ,то в этом никто не виноват.

Я нахожусь в гуще этих процессов и имею связь с другими культурными центрами. Например, если талыши ,аварцы ,лезгины и др. желают развивать свою культуру ,или издавать книгу на своем языке никто им это не запрещает. Но выступление против государства не может быть одобрено ни одним государством.

- Армянские политики вновь начали активно «заботиться» об этнических группах ,проживающих в Азербайджане. Наряду с этим вновь усиливаются попытки манипуляций этническими группами наших зарубежных доброжелателей.

- Эта моя боль. Глазами политически недальновидных курдов ,армяне являются их друзьями ,которые заботятся о них. Но в действительности под этой «заботой» скрывается большая армянская политика. Если это действительно правда, то почему армяне оккупировали азербайджанские территории ,где компактно проживали курды, были убиты курдские дети, женщины и старики. Земли компактного проживания курдов на Ближнем Востоке, включены в карту Великой Армении. Курды должны знать что их врагами являются те , кто использует курдскую карту.

В Армении фактически не проживают этнические меньшинства. В свое время в селе Двин проживали ассирийцы. Они тоже были насильственно выселены из Армении. Теперь в Армении против курдов применяется иная политика- курды езиды предоставляются как отдельная нация. О том, что езидизм является религией науке известно давно . Курды езиды говорят на курдском языке,нас с ними связывают традиции, обычаи . Нас разделяет только религия . Армяне выдавая езидов как иной народ ,пытаются разделить курдов на два враждующих крыла. Для укрепления своей политики, в 2006 году в Ереване был издан учебник езидского языка. Эта большая трагедия курдского народа.

Все права этнических менщинств, прожевающих в Азербайджане соблюдаются. Тот ,кто живет по современным требованиям , он может служить своему народу во благо государственности. Человек , который правильно расценивает процессы разворачивающиеся в мире , осознает политику глобализации и его требования, будет далек от сепаратизма. Даже многочисленные народы постепенно исчезают, идет процесс сближения народов. Самое большое счастье этнических меньшинств Азербайджана это права, предоставленные им азербайджанским государством.

- Некоторые представители отдельных этнических меньшинств ,свои сепаратистские притязания оправдывают якобы с нарушением их прав по национальному признаку.

-Как человек тесно связанный с этнической тематикой, после развала СССР посетил все страны бывшего Советского Союза, кроме Армении.

И уверенностью могу сказать, что самое лучшее положение этнических групп в Азербайджане. Разве азербайджанские тюрки не имеют проблем. Талыш, курд или лезгин ,не поступивший в ВУЗ, или по объективным причинам уволенный с работы считает что нарушаются его права только потому, что он принадлежит этническому меньшинству. Разве все представители тюркского этноса получают образование или обеспечены работой.

-Можно ли считать удовлетворительным эфирное время на радио, представленное этническим меньшинствам на государственном телерадиовещательном компании AZTV?

- Безусловно, 15 минутного эфирного времени 2 раза в неделю очень мало. Я об этом неоднократно говорил в беседах с представителями Совета Европы и Президентского Аппарата Азербайджана. Нам хотелось бы иметь хотя бы двадцатиминутное эфирное время 3 раза в неделю , и передачи на языках этнических меньшинств на Общественном Телевидении. Но как специалист могу сказать, что сложно находиться в эфире ежедневно с часовой передачей. Подобные требования, озвучиваемые некоторыми персонами бессмысленны. Как теперь быть? Оценить ли это как трагедию, политизировать ли вышеназванные мной желания и выйти на улицы с протестами? Или может если на курдском языке нет телепередач, то как некоторые представители этнических меньшинств участвовать на конференции проводимой Ереваном. С каких это пор Армения стала попечителем этнических групп Азербайджана. Ведь их не связывают никакие этнографические, демографические, антропологические узы. Принимая опекунство Армении и некоторых «дружественных» наших соседей нужно задумываться над этим. Как говорится, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Должен возникать вопрос о том, почему Армения ,где почти не проживают этнические группы вдруг выступает в роли попечителя этнических меньшинств Азербайджана.

- После оккупации исторических азербайджанских территорий, на этих землях была попытка создания Курдистанской автономии.

- Процессы протекали следующим образом. В 1993 году некий Векил Мустафаев курд по национальности работал в органах МВД Али-Байрамлинского района. Семья Мустафаева в 1937 году была депортирована из Армении. Он вырос и учился в Ошской области Киргизии, занимал высокие посты в министерстве внутренних дел Киргизии . Далее в семидесятых годах прошлого века избегая ответственности за правонарушения, он приехал в Азербайджан ,поселился в Нахчывани и работал в правоохранительных органах, потом получил назначение в Али Байрамлы.

В 1993 годы он вдруг появился в Армении и вместе с несколькими курдами езидами выступили по армянскому телевидению, и было объявлено

о восстановлении бывшего Курдистанского уезда. Из Азербайджана в этой группе был только В.Мустафаев. Судьба новоявленной автономии длилась всего несколько дней. Ныне Мустафаев проживает в Италии и занимается бизнесом.

- Какую цель при этом преследовало армянское правительство ?

- В то время оккупация армянами близлежащих с Нагорным Карабахом районов со стороны мирового сообщества оценивалось негативно. Нужно было создать мнение , что это курды восстанавливают бывший Курдистанский уезд, а армяне никакого отношения к оккупации Губадлинского, Зенгиланского и Лачинского районов не имеют.

PS: Как гражданин, чья судьба связана с судьбой своего народа ,хочу заметить, что ни одно сильное государство, и ни один политик не должен манипулировать судьбами народов. Рано или поздно они получат свое наказание.

cihanekurdistan.livejournal.com

11 фактов о езидах, которые вы не знали.

Nic102642

Из числа представителей народа езидов широкой публике в России известны разве что дедушка Хасан, один из первых эффективных собственников в этой стране, или певица Зара Мгоян. Последняя правда согласно их понятиям перестала быть езидкой, приняв Православие и выйдя замуж за неезида, сына питерской экс-губернаторши Матвиенко. Ну ещё трое из числа самых богатых владельцев недвижимости в Москве угнетающие истинно-русских людей братья Муцоевы (Амиран и Алихан) и Амирхан Мори.

Касательно езидов и их религии существует большое заблуждение. Якобы они сатанисты, поклоняются сатане в образе павлина и т.д. На самом деле Малаки Тауса в езидской религии можно отождествить скорее с Михаилом Архангелом в христианстве (очень приблизительно, ибо Михаил в христианском вероучении совершенное творение Бога, а Малаки Таус "Царь Павлин" у езидов - одна из эманаций (проявлений) Бога). А отождествление Малаки Тауса с падшим ангелом - Сатаной у христиан или Иблисом у мусульман - чёрный пиар езидов со стороны представителей авраамических религий.

Ну это так вступление. Теперь об их вероучении, с явным привкусом гностицизма. Сам только сегодня узнал подробности, пройдя вот эту викторину.

Итак.

1. Езиды поклоняются Единому Богу (Худе), который есть творец всего сущего. Езиды говорят, что Бог есть свет и любовь, а в лучах солнца они видят свет божий.

2. Согласно езидским священным текстам Бог (Худе) и ангелы (малак) приходили на землю, воплощенные в обличье святых. Так, Шейх Ади (Шихади) является земным воплощением Бога.

3. По вероучению езидов, Бог явил себя ангелам в образе Тауси Малака и стал их главой. Его символ – павлин, что обозначает многообразие и красочность Вселенной. Езиды считают, что этот мир подобен саду, где каждая религия и каждый народ, подобно цветам, имеют свою красоту.

4. Езидский храм Лалыш расположен в одноименной долине на севере Ирака, в 11 километрах к северу от центра Шейхана – поселка Айн Сифни и в 53 километрах к юго-востоку от Дохука. Хотя в последнее время езиды называют Лалышем все езидские храмы, но это неправильно. Лалыш уникален и не имеет аналогов среди езидских храмов. По сути, данный храм является центром езидской религии.

5. Согласно езидской космогонии, Шаид бен Джар является праотцом части человечества, которая родилась у Адама не от Евы. Существует предание, что Адам после разногласий с Евой поместил свое семя в кувшин, где появился эмбрион мужского пола и к нему возводят езиды свою родословную.

6. Езиды считают, что бехишт — место, где находятся праведники. Ад же описывается как место наказания грешников, где они будут мучиться, подвергаться пыткам в огне, их будут окружать мыши и прочие гады.

7. Согласно езидской космогонии, тело Адама было вылеплено из четырех стихий: земля, вода, огонь, воздух.

8. Хирка – святое одеяние из шерсти, которое носят езидские монахи. Самый почитаемый религиозный атрибут для езидов.

9. Господь Эзид, Малак Тавус и Шихади – суть одна, И не ищите вы иной сути. Они исполняют желания мужей. (Из гимна о Шихади …)

10. В соответствии с езидскими представлениями, мир был сплошным океаном, и ангелы во главе с Тауси Малаком спустились на то место, где находится родник. Они опустили в воду закваску и создали твердь, в знак чего на этом месте появился источник, являющийся святым. Этой водой езиды освящают своих детей.

11. Главная езидская святыня в Шангале. Храм назван в честь езидского лидера и святого Шарфадина. Он возглавил езидов в трудное для них время, спасая их от очередного геноцида. В августе 2014 г. террористы так называемого «Исламского государства» пытались уничтожить храм, но встретили отчаянное сопротивление езидов. На протяжении многих столетий храм Шарфадин был примером стойкости езидского духа.

serg-slavorum.livejournal.com

Эволюция прав женщин в езидском обществе

Быть женщиной, наверное, поистине нелёгкая доля. Если проследить эволюцию роли женщины в обществе, то можно изучить всю историю развития народа. Женщинам всегда отводилась иная роль, чем мужчинам. Издревле считалось, что в семье мужчина является главой. Я думаю, и в наше время этот постулат не должен утратить своё значение. Мужчина — глава семьи, потому что он сильнее во всех отношениях, потому что защитник и кормилец семьи. Этот ряд можно долго продолжать. Но если женщина не является главной, это не значит, что она не имеет никаких прав. Мудрая женщина — помощница и подруга супруга, который ценит её за мудрость. Семейные отношения — это сложный механизм, тем он сложнее, чем легкомысленнее к нему относятся два человека. Женщина не только хранительница домашнего очага, но и член общества. О судьбе и эволюции прав езидской женщины в обществе мне и хочется поговорить.

У каждого человека, в частности у женщины, есть множество социальных ролей: член семьи, определенного общества, гражданка, студентка или человек определённой профессии. В каждой жизненной сфере у женщины свои права и обязанности. Какую роль она занимает в семье, я писала выше. У езидов всегда так было принято — женщина за спиной мужчины, обычная патриархальная семья. Но из истории известно, что на Востоке езидская женщина не носила чадру, пользовалась свободами. Это говорит о том, что изначально езиды давали женщинам право самовыражения. Более того, из истории известны имена езидских женщин, которые возведены в ранг святых: Хатуна Фахра, Cити Зин, Сити Гуль, Сити Нафис, Сити Блхан, Сити Эс. Особо почитается Хатуна Фахра. Она сыграла огромную роль в становлении езидской общины и считается покровительницей беременных, детей и женщин.

Одной из самых влиятельных езидских женщин прошлого столетия была принцесса Мира Майян Хатун (1873-1957). Майян родилась в семье принца Мира Абди Бега. Она была супругой Мира Али Бега, матерью Мира Саид Бега. После смерти сына растила своего внука, нынешнего Мира всех езидов Тахсин Бега. Имея блестящий дипломатический дар, Майян- Хатун дважды удалось обыграть своих оппонентов и посадить на престол своего сына Саид Бега, а затем внука. Так как ее сын и внук вступали на престол в возрасте 12 лет, она становилась регентшей. Таким образом, Майян-Хатун была фактическим правителем езидов до самой смерти и пользовалась большим уважением среди всех езидов.

Всем известно, что езиды Армении, Грузии, Ирака, Турции и Сирии отличаются менталитетом, а поведение и воспитание езидок из разных стран, следовательно, тоже различаются. На постсоветском пространстве появились первые езидские женщины-ученые и артистки.

Первой езидской студенткой и первой женщиной-ученой среди езидов считается Алоева Люся Мамедовна (1928-2011). Она родилась в Тбилиси в семье рабочих. В 1967 году защитила диссертацию и стала доктором биологических наук. Люся Мамедовна всю жизнь посвятила науке. В 2003 году в Грузии была награждена Орденом Чести. Является автором 32 научных работ.

Первой в мире езидкой-этнографом стала Пашаева Ламара Борисовна, доктор исторических наук. Она родилась в 1940 году в Тбилиси. Ламара Борисовна получила много наград. Она была не только видным ученым, но и активным общественным деятелем.

Среди ученых также достойна внимания Юсупова Зара Алиевна. Она родилась в 1934 году в Тбилиси. Основным направлением ее научной деятельности являлось исследование курдского языка.

Нази Ширай — единственная известная артистка цирка среди езидов. Она родилась в 1926 году в Тбилиси. Будучи маленькой девочкой, она осталась круглой сиротой, и ее удочерили супруги Ширай. Нази Ширай является заслуженной артисткой Армянской ССР, в 2000 году была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени.

Талоева Зинаида Адоевна родилась в 1946 году в Тбилиси. Она известная певица, первый диктор курдской редакции Грузинского радио, одна из основателей Курдского театра в Грузии.

Самая известная художница — Джафарова Басе Паяловна. Она родилась в 1943 году в Тбилиси. Ее картины хранятся в частных коллекциях во многих странах мира. В настоящее время в Грузии заявила о себе еще одна езидская художница — Ламара Миранги, чей талант не оставляет никого равнодушным.

Как видите, известных езидских женщин на постсоветском пространстве не так много. Первые образованные женщины среди езидов появились в двадцатом веке и большая часть из них родились в Тбилиси. И не случайно первыми образованными езидками стали жительницы Грузии. Как известно, езиды Грузии в отличие от езидов Армении менее консервативны и критичны к выбору женщины получить образование. Еще важно учитывать степень урбанизации езидского населения в Грузии и Армении. Если в Армении езиды в основном проживали в селах, то в Грузии — в самой столице. Естественно, место жительства и среда сыграли свою роль в формировании менталитета.

Примечательно, что среди езидских женщин, родившихся в Армении, много поэтесс. Все писательницы, творчество которых является популярным среди езидов, родились или живут в этой стране. Среди поэтесс старшего поколения особо можно выделить творчество Хайлазы Рашид и Хнары Таждин. Они пишут на родном языке. Также в Армении родилась популярная в Европе и России юная певица Диана Калашова.

Cейчас уже много езидок, как из Грузии, так из Армении, получают высшее образование. Езидок из России нельзя выделить в отдельную категорию, так как все они родом из Армении или Грузии, а различие в поведении и воспитании прослеживается и на российском жизненном пространстве. К самому факту получения женщинами образования в целом езидское общество стало относиться лояльно. В повседневной жизни приходится сталкиваться с различными обстоятельствами, когда грамотность и знания могут оказать хорошую услугу. Совершенно несправедлива позиция тех езидов, которые считают, что езидские парни должны получать образование, а девушки нет. Если так бы происходило, то в обществе возникла бы глубокая социальная расслоенность и проблема. Хотя, возможно, эта проблема, является причиной того, что некоторые езиды и езидки вступают в брак с представителями других народов, что запрещено в езидизме.

Езидская женщина всегда в тяжелые периоды истории была рядом с мужчинами на защите своего народа и родины. За последние два года в связи с геноцидом езидского народа в Ираке многие езидки ведут активную деятельность по спасению женщин из плена, по защите прав своего народа на международном уровне, а некоторые езидки взяли в руки оружие и воюют с террористами. Езидка Бериван Арин создала отряд «Силы женщин Эздихана» для защиты езидского региона Шангал.

Благодаря Виан Дахиль, депутату иракского парламента, а ныне министру по правам женщин, в первые дни геноцида было обращено внимание на трагедию езидов. Виан Дахиль присуждена премия имени Анны Политковской за правозащитную деятельность.

Среди активисток можно отметить деятельность Нарин Шаммо, лауреата премии Клары Цеткин. Нарин, будучи по образованию журналисткой, решила спасать из плена ДАИШ езидских женщин. Ей удалось спасти более 700 заложниц.

Еще одной активисткой, символом борьбы против «темных сил» стала Надия Мурад, которая сама подверглась насилию в плену террористов. Министерство по делам миграции Ирака выдвинуло езидку Надию Мурад на Нобелевскую премию мира за её важную роль в донесении до мировой общественности бедственного положения иракских женщин в целом, и езидок, особенно в районах, оккупированных террористической организацией ДАИШ.

О порядочности, смелости и верности традициям езидских женщин гласит история: Османский паша Рашид задумал уничтожить езидов в окрестностях Диарбакира и Сиирта, дабы взять в жены езидскую красавицу Ширин Анкоси, что противоречило езидским традициям и религии. От отчаяния девушка бросилась со скалы в реку. Свидетелями таких подвигов езидских женщин мы стали и в наше время. В 2014 году в горах Шангала в Ираке езидки бросались с гор в пропасть, чтобы не угодить в руки террористов ДАИШ.

Эволюция прав езидских женщин, можно сказать, состоит лишь в том, что женщины стали получать образование, стали просвещенными. И этот процесс имеет массовый характер, а так езидки всегда имели больше свободы и прав, чем их соседки.

Екатерина Амеян

www.gumilev-center.ru

Кто такой езид? Национальность езиды: корни, вера

Езид – национальность, исторической родиной которой считается Месопотамия. Это прямые потомки древних вавилонян. Само вероисповедание носит название «езидизм» и является своеобразным отголоском государственной религии Древнего Вавилона, которая уходит своими корнями в давно ушедшие тысячелетия. По другой версии возникновение этой веры связывают со смешением доисламских верований и суфийского учения с христианскими гностическими взглядами.

Кто такие езиды

Национальность езиды в основном распространена на территориях Ирака, Турции, Сирии, но люди этого вероисповедания также живут в России, Грузии, Армении, некоторых странах Европы.

Последние данные о численности свидетельствуют о наличии 0,3-0,5 млн езидов. Существует общепринятое мнение, что они являются обособленной группой курдов. Но каждый езид национальность своего народа считает уникальной, категорически отрицая родство с курдами. Сейчас на международном уровне их признали представителями отдельной этноконфессиональной группы. Значительную роль в этом сыграли усилия востоковедов Армении, для которых это открытие послужило одним из важных факторов сохранения национальной безопасности. Причиной тому служит отведение от Армении серьезной угрозы иметь репутацию страны с «курдским фактором».

Но все же многие исследователи настаивают на связи по национальности «курд - езид». Например, Н. Я. Марр считает, что езидизм – это курдская религия, которую исповедовала большая часть курдов до принятия ими ислама.

езиды национальность фото

Национальность «езид»: корни

Происхождение названия этого народа также является спорным вопросом. Согласно первой версии, слово «езид» имеет персидские корни и в переводе означает «бог». Вторая версия гласит, что название народа происходит от имен гениев добра и света, одних из самых главных героев зороастрийского учения. Приверженцы третьей версии утверждают, что оно произошло от имени халифа Йязида, который был сыном халифа Моавии. Но, как известно, созвучие не всегда означает родство понятий, поэтому последняя версия имеет много противников. Есть и другие причины, по которым сами езиды не хотят верить в связь своей национальности с именем кровожадного убийцы халифа Йязида.

Ясно одно: данная национальность является одной из самых древних. Этот народ делает все возможное для сохранения своей самобытности, языка, обрядов, традиций и праздников. Езиды – национальность (фото расположено ниже) очень сплоченная и жизнелюбивая.

езид национальность

Лалеш – главная святыня езидов

Большинство святынь располагается на территории Северного Ирака. Самой крупной является Лалеша Нурани. В народе ее называют пресветлым или священным Лалешем. В обязанность каждого езида входит совершение паломничества в это место хотя бы один раз в жизни. Если проводить параллели, то можно сказать, что значимость Лалеша соизмерима со значимостью Иерусалима у христиан, Мекки у мусульман или горы Фудзияма у синтоистов. Лалеш – это место нахождения гробницы Шейха Ади ибн-Музаффара, который считается основателем и реформатором этой религии.

национальность езиды

Праздник «Аида Эзида»

На середину декабря приходится главный праздник этого народа. Называется он «Аида Эзида». Считается днем примирения. Отмечается во вторую пятницу декабря. Последние три дня перед праздником - это время строжайшего поста. Пока не зайдет солнце запрещено принимать пищу, что бы то ни было пить, курить. Вечер четверга духовники и миряне проводят у священнослужителей, распевая религиозные гимны и танцуя. Пятница – это день посещения собратьев по национальности, которые недавно потеряли кого-нибудь из близких. Через неделю после «Аида Эзида» наступает другой важный праздник - «Аида Шамс», считающийся днем Солнца. Церемониальная подготовка к нему практически такая же.

Праздник «Хыдыр Наби»

«Хыдыр Наби» - это праздник, который почитают все езиды. Национальность, вера, образ мыслей – все это, по мнению данного народа, должно быть главным выбором каждого человека. А Хыдыр Наби - это имя ангела-покровителя, помогающего исполнению праведных желаний в случае верного выбора. Наби является покровителем влюбленных, воссоединяет половинки одного целого. В праздник каждый молодой парень и каждая девушка должны поесть соленых лепешек, чтобы увидеть во сне свою судьбу. Для специалистов очевидно некоторое сходство с праздником святого Саргиса, который существует у армян.

езид что за нация

Новый год

Как и многие древние народы, езиды ведут летоисчисление не с зимы, а с весны, а точнее, с апреля. Новый год совпадает с национальным праздником, отмечаемым в первую среду месяца. История его возникновения связана с именем Малак-Тавуса – слуги Бога, который непосредственно выполняет волю Верховного Всевышнего. Малак-Тавуса переводится как Царь-Павлин. Под этим именем у езидов почитается Эзраил, как высший среди семи ангелов, созданных Всевышним. Он считается падшим ангелом. Его отождествляют с Люцифером в христианстве и Шайтаном в мусульманстве. Именно данное верование стало причиной того, что у многих соседних народов об езидах сложилось впечатление как о «чертопоклонниках». Кто знает... Национальность (езиды, во всяком случае, точно себя не относят к этой категории) сложно назвать таковой, ведь в самом вероисповедании много дружественных и добрых традиций. Сами они уверены, что в конце времен произойдет примирение Бога с павшим ангелом. Из-за этого в религии езидов строго запрещено проклинать Сатану. Кстати, часто представители других религий рьяно критикуют данную веру за это. Канун праздника для женщин - это время печь большой ритуальный пирог (гату). Форма его округлая, готовится из сдобного теста. Интересно, что внутрь гаты езиды запекают бусы. Руководит всем процессом самая старшая женщина в семье. По наступлению праздника главный мужчина семейства раздает гату всем родным. Кто получит кусок с бусами, тот весь год будет удачлив. Также с апрелем у этого народа связывается еще одно поверье: апрель – это как бы «невеста» всех других месяцев, поэтому у езидов существует строгое табу на проведение в апреле свадеб; также нельзя заниматься строительством дома, возделыванием земли, менять место жительства.

по национальности курд езид

Езиды и армяне

Езид – национальность, насчитывающая в Армении десятки тысяч представителей. Отношение этих народов друг к другу формировалось с древних времен. Они всегда были дружественными народами. Их связывают похожие судьбы, ведь и те и другие в борьбе за свою веру подвергались гонениям и лишениям, что вынудило их уйти со своей исторической родины, спасаясь от преследователей. Многие езиды впоследствии обосновались на территории Восточной Армении.

езиды национальность вераАрмения - единственное государство, где есть образовательные учреждения, изучающие езидский язык. Их примерно 23. В стране несколько издательств выпускают учебники и художественную литературу на езидском языке. Действует фонд, способствующий развитию езидской науки и искусства.

Езидские поселения очень сильно пострадали во время разрушительного землетрясения, которое произошло в Армении в 1988 году. По рекомендации тогдашнего премьер-министра СССР Николая Рыжкова, посещавшего зону бедствия, многие из них (примерно 5,5 тысяч человек) перебрались в Краснодарский край.

Хоть это и горестно отмечать, но мы, по словам классика, «ленивы и нелюбопытны». И даже на сегодняшний день далеко не полностью осведомлены о живущем с нами бок о бок таком древнем народе, как езиды. Многие сведения неточны и размыты. Но одно известно точно. Езид – национальность, представители которой сумели пройти все испытания, сохранив при этом свой исторический облик и самобытность. А это дорогого стоит.

Традиции езидов

Для езидов характерно кастово-теократическое устройство общества. Это означает, что они могут вступать в брак только с представителем одной и той же касты. Браки с людьми другого вероисповедания запрещены вовсе.

Священнослужители из поколения в поколение выбирают одну и ту же дорогу жизни. Причем представители других каст не могут стать священнослужителями.

По мнению езидов, они - избранный народ, и это является наследственным фактором, то есть передается от старших поколений к младшим.

Об истории формирования и развития их веры практически нет письменных доказательств. Их священное писание тоже почти никогда полностью не отражалось на бумаге. Они очень берегли свою веру и считали, что сохранить письменно оформленные священные тексты от рук иноверцев очень сложно. А они могут раскрыть таинства их традиций и обрядов. Исторические факты о народе, каноны вероисповедания, тексты молитв, религиозные обряды - все это передавали из уст в уста многие века.

Священные тексты

Немногочисленные писания все же существуют. Само религиозное учение излагается на страницах двух священных книг – Джилва и Масхафе Раш. Первая – это «Книга Откровения», вторая - «Чёрная книга». Их содержание вряд ли под силу понять представителю другой религии, ведь книги написаны на южнокурдском диалекте.

По причине все той же боязни иноверцев езиды вместили в свою письменность столько тайных премудростей, что ни один чужестранец не мог разобрать их тексты.

Запреты и предписания

Вероучение езидов очень много запрещает своим последователям. Только следование всем предписаниям и запретам в течение всей жизни позволяет оставаться истинным приверженцем религии.

езид национальность мусульманеСамыми многочисленными являются пищевые запреты. Во внешнем виде также есть много табу. Нельзя, например, носить одежду синего цвета.

Также известны запреты, связанные со стихиями: огнём, водой и землёй. Скорее всего, корни этих предписаний лежат в зороастрийском учении, запрещающем осквернять вышеупомянутые стихии.

Открытие нового места паломничества в Армении

Недавно в Армении произошло очень важное для езидов событие, на которое собралось большое количество паломников из разных стран. Вблизи села Акналич в Армавирском марзе они открывали новое место паломничества. Именно это событие послужило причиной того, что 29 сентября (день открытия) согласно распоряжению Национального совета езидов всего мира, теперь празднуется эти народом как День паломничества езидов. Храм получил название, созвучное с главным святилилищем езидов, которое расположено в Северном Ираке, Лалеш.

Целью делегации было также посещение мемориала жертв геноцида армян на Цицернакаберде, где в 1915-1918 гг. было истреблено более 1,5 миллиона армян, среди которых было достаточно много представителей национальности «езид».

Что за нация без святилища на родной земле. Новый храм - первый культовый объект езидов за пределами Курдистана. Он может вмещать 30 человек, по форме напоминает езидские конусообразные святилища. Материалом для постройки послужил кирпич, а сверху здание облицовано мрамором. Рядом находится трапезная, вмещающая 2 тысячи человек.

Одним из знаковых событий последнего времени в обществе езидов явилось проведение 30 июня 2008 года в Ереване конференции езидов мира, которую посетили верующие со всего света. Именно там прозвучал призыв для 2 миллионов езидов со всего мира к объединению, чтобы сохранить и передать потомкам историю, религии, традиций, искусства. «Все езиды мира, присоединяйтесь — хола, хола, хола, хола Султан Езиде сора!» Так звучит кредо и главная цель езидов.

Этот этнос выжил не только благодаря тому, что большая часть представителей занимала труднодоступные территории в горной местности. На протяжении столетий езиды держали оборону и защищались от многочисленных завоевателей, что позволило сохранить религию предков и по сей день.

Подводя итог, следует сказать, что езидизм – это вера, езид – национальность. мусульмане - не национальность, а приверженность религии (исламу), поэтому отождествление этих понятий не является корректным.

fb.ru

Кто такие езиды? | Мир вокруг нас

 — Когда наш народ узнал мир, уже существовало 72 народа, — говорит езидский духовный деятель, главный редактор газеты «Ездихана» Гасан Тамоян. — Этим и объясняется число, фигурирующее в нашей молитве.

Историческая родина езидов — Месопотамия. Они считаются прямыми потомками древних вавилонян. А их вероисповедание — езидизм — представляет собою отголосок древневавилонской государственной религии, уходящей своими корнями в глубь тысячелетий. По другой оценке, езидизм возник в результате смешения суфийского учения с доисламскими верованиями, а также с христианскими гностическими учениями. Сегодня езиды проживают, в основном, в Ираке, Турции, Сирии, также живут в России, Грузии, Армении, ряде стран Европы. Их общая численность оценивается примерно в 0,3−0,5 млн. чел.

По общепринятому определению, езиды представляют собой отдельную группу курдов. Однако сами они, как правило, дистанцируются от курдов — в большинстве своем мусульман, — отрицая общность с ними. Единства по этому вопросу нет до сих пор. «Ныне на международном уровне езиды признаются отдельной этноконфессиональной группой, — отмечает кандидат исторических наук Виктория Аракелова. — Это достигнуто благодаря усилиям армянских востоковедов, а вовсе не благодаря политикам и борцам за права национальных меньшинств. Между прочим, такое признание стало важным фактором обеспечения национальной безопасности, поскольку отвело от Армении серьезную угрозу стать страной с «курдским фактором».

Само происхождение самоназвания этого народа — «езид» или «эзид» — до сих пор не выяснено до конца. По одной из версий, это слово происходит от персидского «иезд», что означает «бог» (научный мир склоняется именно к этому варианту). По другой — от имени гениев добра и света в зороастрийском учении. Есть также версия о происхождении слова «езид» от имени халифа Йязида, сына халифа Моавии. Построенная на созвучии, эта версия многими отвергается. Однако самим езидам она стоила немало крови: халиф Йязид был убийцей почитаемого шиитами Хусейна, сына праведного халифа Али ибн-Абу Табиба, так что в глазах шиитов езиды несут ответственность за это.

Однако, несмотря ни на что, мало кто берется оспаривать тот факт, что езиды — действительно один из древнейших народов мира. Сохранивший свою национальную самобытность, язык, обряды, традиции, праздники. Главные святыни езидов находятся в Северном Ираке; крупнейшая из них — Лалеша Нурани («пресветлый» или «священный» Лалеш). Каждый езид хотя бы раз в жизни обязан совершить паломничество туда. То есть Лалеш для езидов — то же, что Иерусалим для христиан, Мекка для мусульман или гора Фудзияма для синтоистов. В Лалеше находится гробница основателя и реформатора езидской религии Шейха Ади ибн-Музаффара, который жил и творил в XI—XII вв. нашей эры.

В середине декабря езиды отмечают один из четырех своих главных праздников — «Аида Эзида» (Праздник езидов). Это день примирения. Он по традиции приходится на вторую пятницу декабря. В предшествующие этому дню вторник, среду и четверг соблюдается строжайший пост: до захода солнца нельзя ни есть, ни пить, ни курить. В четверг вечером духовники (шейхи, пиры) и миряне (мриды) собираются у священнослужителя, поют религиозные гимны, танцуют. А в пятницу посещают соотечественников, у которых недавно умер кто-то из близких. жизнь на природе

Неделю спустя после «Аида Эзида» наступает «Аида Шамс», или Праздник Солнца. Происходят примерно такие же празднества и церемонии. В феврале отмечают «Хыдыр Наби». Это имя ангела-покровителя, который помогает исполнению праведных желаний человека. Через него и при его содействии исполняется ниспосланное божественное веление и предначертание судьбы. Наби покровительствует влюбленным и воссоединяет любящие сердца. В день праздника молодежь съедает соленые лепешки, чтобы увидеть во сне своего суженого. Тут, пожалуй, можно усмотреть некоторые параллели с армянским праздником святого Саргиса, также отмечаемым в феврале.

А начинается год у езидов не в январе, как мы привыкли, а в апреле (как у многих древних народов). Приход Нового года совпадает с первым главным езидским праздником, который отмечается в первую среду апреля. Он связан с именем Малак-Тавуса — слуги Бога, действующего непосредственно по воле Верховного Всевышнего. Под именем Малак-Тавуса (Царь-Павлин) почитают Эзраила как высшего среди семи ангелов, созданных Всевышним; имена остальных — Джибраил [Гавриил], Михаил, Дирдаил, Симкаил, Эзазил [Азазель] и Эсрафил [Рафаил]. Царя-Павлина считают падшим ангелом и отождествляют с христианским Люцифером и мусульманским Шайтаном. Поэтому соседние народы начали воспринимать езидов как «чертопоклонников». Однако езиды верят, что в конце времен Бог помирится с павшим ангелом. Поэтому религия езидов строжайше запрещает проклинать Сатану. Кстати, нередко им за это крепко доставалось — притом, что сами они традиционно лояльны ко всем религиям. (Источник: Википедия). В указанный день Малак-Тавус был послан Господом на землю, чтобы передать езидам Его заветы. В канун праздника женщины под руководством старшей в семье пекут большую гату (ритуальный круглый сдобный пирог), в которую запекают бусы. На следующий день глава семьи раздает гату членам семьи и родственникам. Кому достанется кусок с бусами — тому весь год будет сопутствовать удача. Кроме того, с апрелем у езидов связано еще одно поверье: этот месяц считается «невестой» всех остальных месяцев, поэтому в апреле запрещено создавать семью, строить дом, копать землю, сеять или менять место жительства.

В Армении в настоящее время проживает несколько десятков тысяч езидов. Взаимоотношения обоих народов уходят, как говорится, в глубь веков. И эти взаимоотношения всегда были дружественными. В свое время езиды, не отказавшиеся от своей веры, тоже, как и армяне, подверглись многочисленным лишениям, вынуждены были покинуть свою историческую родину, спасаясь от преследований. И многие из них осели в Восточной Армении.

Езиды внесли свой вклад в борьбу армянского народа за независимость — как в 1918-м, когда над Армянской Республикой нависла угроза турецкой агрессии, так и в начале 1990-х, в годы военных действий на армяно-азербайджанской границе. Много езидских поселений сильно пострадали от разрушительного землетрясения в Армении в 1988 году. Посетив зону бедствия, тогдашний советский премьер-министр Николай Рыжков посоветовал обратившимся к нему езидам перебраться на Кубань. Они прислушались к рекомендации, и в последующие три года более 5,5 тысячи езидов перебрались в Краснодарский край. Жилье приобретали преимущественно у крымских татар, которым наконец было дозволено вернуться в Крым.

К сожалению, мы, выражаясь словами классика, ленивы и нелюбопытны. Мы до сих не осведомлены должным образом даже о собственной истории. И уж еще меньше знаем о живущем бок о бок с нами древнем народе, который, несмотря на все испытания, тоже сумел сохранить свой облик и самобытность на протяжении тысячелетий. А это, знаете ли, дорогого стоит.

Примечательный факт: езиды по сей день придерживаются кастово-теократического устройства общества. А именно — вступать друг с другом в брак могут только представители одной и той же касты, а браки с иноверцами и вовсе запрещены. А священнослужителем может стать только тот, кто родился в семье священнослужителя. Езиды считают себя избранным народом, и эта избранность передается по наследству. На протяжении всей своей истории и до сегодняшнего дня они пытаются сохранить неприкосновенными основы своего вероисповедания и религии. Отчасти по этой причине у езидов мало письменных вариантов своего священного писания: они опасались, что письменные документы и священные тексты могут попасть в руки иноверцев, которые могут присвоить их религию, раскрыть таинство их обрядов. История народа, основы вероисповедания, молитвы, религиозные обряды передавались от поколения к поколению в изустной форме.

Тем не менее, Гасан Тамоян не вполне согласен с утверждением, что езидскому народу и сегодня удается сохранять все свои традиции. «Двигаясь по пути цивилизации, езиды постепенно утрачивают их», — констатирует он.

shkolazhizni.ru


Смотрите также