История и значение клейма на фарфоровых изделиях. Фарфор италия клеймо


Неаполитанский фарфор Каподимонте - обзор Италии

Автор: vasily_sergeev

 

 

Неаполитанский фарфор марки Каподимонте очень легко узнать по клейму - синей короне и букве "N" в белой глазури, но к сожалению данный бренд (как бы сказали сейчас) почти изжил себя и на рынке фарфора довольно много либо подделок, либо же просто откровенно безвкусных вещей. 

 

 

Неаполитанский фарфор Каподимонте 

 

Антикварные аукционы просто наводнены статуэтками и характерными цветами с логотипом "N", однако только специалист может точно сказать, "родной" ли это фарфор или же все же имитация. Начинался же выпуск фарфора и керамики в Неаполе в 1738 -1759 годах и имеет долгую и весьма запутанную историю.

 

 

 

Неаполитанский фарфор Каподимонте

Кавалер и дама. Типичная статуэтка Каподимонте позднего периода

 

 

 

"Отцом" фарфора Каподимонте (Capodimonte) считается Шарль де Бурбон (1716-1788) сын Филиппа V и его второй жены, итальянки, Елизаветы Фарнезе. Шарль стал королем Неаполя и Сицилии 3 августа. 1734,получив новое имя Карл VII (1738-1759). В 1738 году он женился на Марии Амалии дочери короля Саксонии, а Саксония, как мы помним, славилась своим великолепным фарфором. 

 

Все эти родственные связи видимо и вызвали желание у Неаполитанского короля иметь и у себя фарфоровую мануфактуру. Но секрет (формула) фарфоровой массы надо было еще разгадывать самостоятельно, конкуренты не спешили делиться им с каждым, кто захочет создать свое производство. И потому начались поиски: по всей Италии искали песок и глину, годные для производства качественного фарфора.

 

 

Джузеппе Бонито Шарль де Бурбон (Карл VII) во время правления Неаполем

Джузеппе Бонито Шарль де Бурбон (Карл VII) во время правления Неаполем 1746

 

 

После долгих исследований наконец-то были обнаружены залежи каолинов, аналогичные тем, которые используются в Китае. Мгновенно началось строительство завода и налажен выпуск оригинальных изделий из Каподимонте. Это были фарфоровые миниатюры, тончайшие фарфоровые цветы, сцены с фигурками, шкатулки и предметы быта.

 

 

выпуск оригинальных изделий из Каподимонте

 

 

 

Чайный сервиз1752 Неаполь (The Metropolitan Museum of Art)

Чайный сервиз1752 Неаполь (The Metropolitan Museum of Art)

 

 

Арлекин и Панталоне1750 Неаполь

Арлекин и Панталоне1750 Неаполь (The Metropolitan Museum of Art)

 

 

 

выпуск оригинальных изделий из Каподимонте

 

 

 

 

 

 

 

фирменный знак неаполитанской мануфактуры 

Фирменный знак неаполитанской мануфактуры 

 

 

 

 

 

 

 

Наполеоновская серия статуэток Каподимонте

Наполеоновская серия статуэток Каподимонте

 

 

Когда Жозеф Бонапарт, установив наполеоновское правление, венчал себя королем Неаполя, для фабрики начался печальный период, приведший к ее стремительному упадку. В 1819 году завод был распродан, производство фарфора приостановлено. Хотя изделия с клеймами Каподимонте нет и нет... выпускались кем-то (?).

 

 

 

 

 

 

Неаполитанский фарфор Каподимонте

 

 

 

Неаполитанский фарфор Каподимонте

 

 

 

Неаполитанский фарфор Каподимонте

 

 

 

Неаполитанский фарфор Каподимонте

 

 

 

Неаполитанский фарфор Каподимонте

 

 

В 1925 году под Миланом был основан фарфоровый завод, в котором лучшие скульпторы того времени, вдохновленные старинными образцами и творческим увлечением старых мастеров, решили возобновить традицию фарфора "Каподимонте", положив начало его современной истории. Но, увы, это уже совсем не тот шикарный и тончайший фарфор старого королевского Каподемонте...

 

Относительно современные образцы фарфора и керамики под маркой Каподимонте

 

 

образцы фарфора и керамики под маркой Каподимонте - Подробнее: #Италия

 

 

 

образцы фарфора и керамики под маркой Каподимонте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Еще по теме:

 

Фарфоровые статуэтки знаменитой фабрики фарфора Каподимонте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неаполитанский фарфор Каподимонте

 

 

 

Неаполитанский фарфор Каподимонте

 

 

Неаполитанский фарфор Каподимонте

 

Неаполитанский фарфор Каподимонте

 

Неаполитанский фарфор Каподимонте

 

Неаполитанский фарфор Каподимонте

 

 

napoli1.com

Неаполитанский фарфор Каподимонте: vasily_sergeev

Неаполитанский фарфор марки Каподимонте очень легко узнать по клейму - синей короне и букве "N" в белой глазури, но к сожалению данный бренд (как бы сказали сейчас) почти изжил себя и на рынке фарфора довольно много либо подделок, либо же просто откровенно безвкусных вещей. Антикварные аукционы просто наводнены статуэтками и характерными цветами с логотипом "N", однако только специалист может точно сказать, "родной" ли это фарфор или же все же имитация. Начинался же выпуск фарфора и керамики в Неаполе в 1738 -1759 годах и имеет долгую и весьма запутанную историю.

Кавалер и дама. Типичная статуэтка Каподимонте позднего периода

"Отцом" фарфора Каподимонте (Capodimonte) считается Шарль де Бурбон (1716-1788) сын Филиппа V и его второй жены, итальянки, Елизаветы Фарнезе. Шарль стал королем Неаполя и Сицилии 3 августа. 1734,получив новое имя Карл VII (1738-1759). В 1738 году он женился на Марии Амалии дочери короля Саксонии, а Саксония, как мы помним, славилась своим великолепным фарфором. Все эти родственные связи видимо и вызвали желание у Неаполитанского короля иметь и у себя фарфоровую мануфактуру. Но секрет (формула) фарфоровой массы надо было еще разгадывать самостоятельно, конкуренты не спешили делиться им с каждым, кто захочет создать свое производство. И потому начались поиски: по всей Италии искали песок и глину, годные для производства качественного фарфора.

Джузеппе Бонито Шарль де Бурбон (Карл VII) во время правления Неаполем 1746

После долгих исследований наконец-то были обнаружены залежи каолинов, аналогичные тем, которые используются в Китае. Мгновенно началось строительство завода и налажен выпуск оригинальных изделий из Каподимонте. Это были фарфоровые миниатюры, тончайшие фарфоровые цветы, сцены с фигурками, шкатулки и предметы быта.

Чайный сервиз1752 Неаполь (The Metropolitan Museum of Art)

Арлекин и Панталоне1750 Неаполь (The Metropolitan Museum of Art)

Турецкий паша 1745 Неаполь(The Metropolitan Museum of Art)

В 1759 году умер Филипп V и Шарль занял испанский трон, став королем Карлом III в Испании (1759-1788). До его отъезда из Неаполя он приказал произвести снос Королевского фарфорового завода и перевезти все формы моделей и художников вместе с ним в Испанию на фарфоровый завод Буэн Ретиро недалеко от Мадрида. Пройдут годы и в 1781 году снова заработает завод в Каподимонте. Тогда-то впервые и появится фирменный знак мануфактуры: изображение короны и латинской буквы "N", в честь названия города.

Клейма фарфора Каподимонте

Наполеоновская серия статуэток Каподимонте

Когда Жозеф Бонапарт, установив наполеоновское правление, венчал себя королем Неаполя, для фабрики начался печальный период, приведший к ее стремительному упадку. В 1819 году завод был распродан, производство фарфора приостановлено. Хотя изделия с клеймами Каподимонте нет и нет... выпускались кем-то (?).

В 1925 году под Миланом был основан фарфоровый завод, в котором лучшие скульпторы того времени, вдохновленные старинными образцами и творческим увлечением старых мастеров, решили возобновить традицию фарфора "Каподимонте", положив начало его современной истории. Но, увы, это уже совсем не тот шикарный и тончайший фарфор старого королевского Каподемонте...

Относительно современные образцы фарфора и керамики под маркой Каподимонте

Утащено отсюда, спасибо Leonsija

vasily-sergeev.livejournal.com

Клейма немецкого антикварного фарфора: клейма, выпускаемая продукция

Государственные символы в клеймах Германии Другая символикаЛимитированные серии

Государственные символы в клеймах Германии

С начала XVIII века в Германии стали появляться первые фарфоровые предприятия, которые затем активно развивались и удовлетворяли растущий спрос на фарфоровую продукцию. В результате этого выделилось несколько фабрик, фарфор которых со временем стал известен не только по всей стране, но и далеко за ее пределами. Это Мейсен, Хёхстская и Королевская мануфактуры, Франкенталь, Нимфенбург и некоторые другие успешные предприятия. На каждом из них использовали свои клейма, отражавшие историю мануфактуры и характерные для нее черты.

Статуэтка Болонка. Германия, Мейсен, сер. 19 в. Фарфор, роспись.

Статуэтка Болонка. Германия, Мейсен, сер. 19 в. Фарфор, роспись.

700 000 a

Чайная пара. Германия, Королевская фарфоровая мануфактура, 1837-1844-е гг. Фарфор.

Чайная пара. Германия, Королевская фарфоровая мануфактура, 1837-1844-е гг. Фарфор.

75 000 a

Ваза с лепными цветами в технике Schneeballen бульденеж

Ваза с лепными цветами в технике Schneeballen бульденеж

Появившаяся во второй половине восемнадцатого века в Берлине Королевская фарфоровая мануфактура выбрала в качестве основных элементов клейм царскую символику. Точнее, таково было распоряжение короля Фридриха Великого, который владел данным предприятием. Неудивительно, что клейма мануфактуры содержат в основном царскую символику: изображение орла, скипетра, державы и некоторых других элементов. Впрочем, изображение герба города или федеральной земли использовали многие немецкие мануфактуры.

kleima-22.JPG

У известнейшей на весь мир мануфактуры Meissen главным клеймом, которое узнает любой ценитель фарфора, является изображение скрещенных мечей. Meissen стала первой в Европе мануфактурой по производству фарфора, и это начинание оказалось более чем успешным. Впервые скрещенные мечи в клеймах фабрики появились в 1722 году и вторили эмблеме Саксонии. До сих пор изображение синих скрещенных мечей является престижным логотипом в кругу ценителей роскошных вещей. С самого начала его наносили вручную подглазурно с помощью кобальтовой краски. Интересно, что такая краска на начальном этапе была своеобразной защитой от подделок, так как ее использовали только на мейсенской фабрике. Саксонское правительство даже приняло ряд указов, которые запрещали другим заводам копировать клеймо мануфактуры Meissen.

kleima-23.jpg

Но в начале 18-го века, когда предприятие Meissen только начало свое существование, на фарфор наносили знаки, напоминающие обычную сетку, цифры, буквы и иероглифы. Лишь в более поздний период появилась необходимость в клейме, которое со временем стало узнаваемым во всем мире. В разные годы в клейма мануфактуры также вписывали имена художников по фарфору.

kleima-24.png

Элементы герба включили в свои клейма и представители мануфактуры во Франкентале, которая появилась почти на полвека позже предприятия в Мейсене. За основу здесь был взят герб Баварии. Из царской символики в клеймах этого предприятия присутствовала корона в честь правящего в то время в Баварии курфюста. Одновременно с этим использовали клейма-монограммы, состоящие из инициалов владельцев мануфактуры. Также баварский герб использовала мануфактура Нимфенбург, получившая статус королевской еще в 1806 году.

kleima-25.jpg

В мануфактуре Людвигсбург в клейме фигурировал герб Вюртемберга, так как само предприятие принадлежало герцогу Вюртембергскому. Одновременно с этим использовалось изображение короны.

В Хёхстской фарфоровой мануфактуре базовым элементом клейма выступало изображение колеса, которое также присутствовало в гербе архиепископа Майнцского. По легенде, появление колеса в гербе Майнца было связано с тем, что архиепископ Виллигс однажды ночью изобразил на своем доме колесо, символизирующее то, что он был сыном бедного каретника. Майнцу понравился этот символ, и он решил внести его в свой герб.

kleima-26.JPG

Использование государственной символики не было случайным, так как многие немецкие фарфоровые предприятия того времени просто не могли существовать без покровительства правителя. Например, мануфактура Франкенталь, изначально принадлежащая Р. Ганнонгу, в 1761 году (через 7 лет после своего создания) оказалась под покровительством Карла Баварского, а завод, созданный В. Вегели в Берлине, в конечном итоге перешел к Фридриху Великому.

Если владелец фабрики менялся, то это приводило и к смене клейм. В Нимфенбурге это выразилось в том, что клеймо с изображением баварского щита изображали по-разному: до и после смерти короля Людвига I направление клеток на щите было различным.

Статуэтка Болонка. Германия, Мейсен, сер. 19 в. Фарфор, роспись.

Статуэтка Болонка. Германия, Мейсен, сер. 19 в. Фарфор, роспись.

700 000 a

Чайная пара. Германия, Королевская фарфоровая мануфактура, 1837-1844-е гг. Фарфор.

Чайная пара. Германия, Королевская фарфоровая мануфактура, 1837-1844-е гг. Фарфор.

75 000 a

Ваза с лепными цветами в технике Schneeballen бульденеж

Ваза с лепными цветами в технике Schneeballen бульденеж

Другая символика немецких предприятий

Чаще всего владельцы фарфоровых предприятий Германии прибегали к монограммам, то есть сплетали воедино инициалы своего имени и фамилии. Такие монограммы были очень разнообразны по своему типу и способу расстановки букв. Так, фарфоровая фирма Карла Энса придумала изображать фамилию Ens внутри мельницы, которая разбивала фамилию на три зоны, а также использовала знак из трех символов, где вторая буква «А» была перевернутой. Во Франкентале использовали записанную одну за другой буквы С и T, обозначающие одного из владельцев Карла Теодора (Carl Theodor), на фабрике Villeroy&Boch это было неизменное соединение V&B, а в Людвигсбурге сплетенные вместе буквы FR обозначали Fridericus Rex (наследника владельца мануфактуры).

Изображение мельницы в клейме фарфора Карла Энса

Изображение мельницы в клейме фарфора Карла Энса.

На изделиях, предназначенных для королевского двора, монограммы расписывали очень основательно, делая буквы объемными, украшая их узорами, изящными завитками и часто тонко расписанной короной. Особенного мастерства в этом вопросе добилась Королевская фарфоровая мануфактура в Берлине.

Клеймо Королевской мануфактуры периода Вильгельма II. 1860 — 1917 гг.

Клеймо Королевской мануфактуры периода Вильгельма II. 1860 — 1917 гг.

Кроме собственно владельцев в старинных клеймах Германии могли указывать и фамилию или инициалы художника. Например, в Людвигсбурге в клеймах ставили монограмму из инициалов главного художника предприятия Г.Ф. Риделя, полностью вписывали фамилию Ф. Кишнера, обозначали буквой L художника Ж.-Ж. Луи, а также упоминали других мастеров. В Мейсене свои работы подписывали И.Г. Хёрольд, К.Ф. Кюнель, И. Кендлер, И.К. Маукш, Г.Э. Кайль и другие художники.

Подпись И.Кендлера на мейсенском фарфоре

Подпись И.Кендлера на мейсенском фарфоре.

Как и в других странах, в Германии в клеймах нередко указывали место производства: конкретный город, федеральную землю или страну. Сами способы указания места были различными: на одних фабриках полностью прописывали город (например, в Villeroy&Boch это Dresden или Mettlach), обозначали город с помощью начальной буквы, использовали слова made in и иные способы.

kleima-29.JPG

Существовали и другие знаки, назначение которых до сих пор остается загадкой. Так, на Нимфенбургском предприятии в качестве клейма используется таинственная гексаграмма с указанием различных букв. Существует версия, что этот символ является некоей алхимической формулой состава фарфоровой массы. Такое предположение основано на том, что клеймо датируется серединой 18-го века, то есть временем, когда состав фарфоровой массы превратился в своеобразный философский камень для алхимиков. Его страстно жаждали открыть, из-за чего появилось множество лжеарканистов — людей, которые выдавали себя за хранителей тайны фарфоровой массы. В Нимфенбурге в это время заводом управлял Гертль фон Гартенштейн, считавший себя таким хранителем тайного знания.

kleima-30.JPG

Лимитированные серии

Некоторые фарфоровые фабрики, включая те, что продолжают работу сегодня, выпускали изделия ограниченными сериями. В частности, среди фарфоровой продукции Meissen существуют изделия лимитированных серий. Это фарфор высочайшего качества, для которого характерна очень высокая степень детализации. Его помечали с помощью специального клейма с изображением скрещенных мечей и золотых букв под ними LM. Эта аббревиатура обозначает Limited Masterpieces или дословно шедевры ограниченной серии. Так как каждая такая коллекция выпускалась маленьким тиражом от 25 до 100 штук, то на каждом предмете лимитированной серии проставляли его порядковый номер в данной серии. Особой популярностью в кругу коллекционеров пользуются немецкие фарфоровые статуэтки, выполненные изящно и очень натуралистично.

kleima-31.jpg

lermontovgallery.ru

липовый Meissen. – Ярмарка Мастеров

Эта статья вызовет большое негодование продавцов. И понятно почему: 90% вещей, продаваемые на Ярмарке Мастеров под видом знаменитого фарфора Meissen на самом деле являются подделками.

И сегодня покажу и расскажу как их определить.

meissen

Для начала кратко про Meissen. Не буду вдаваться в историю мануфактуры, а определяю главное: по сути есть фарфор, а  есть Meissen. Это лучшее (и самое дорогое), что  есть в немецком фарфоре в частности и в европейском в принципе. Конечно, есть и другие прекрасные мануфактуры, как в Германии, так и во Франции и Англии, но Meissen стоит обособленно  и выше. Фарфор этой мануфактуры не просто дорогой, а очень дорогой и  качественный. Причем и в этой очень дорогой посуде (по сравнению с другими фарфоровыми  мануфактурами) есть и  совершено сумасшедшие цены. Однажды мне довелось увидеть супницу Meissen, стоимость которой была…чуть больше 40 000 евро (да-да, я не ошибся с нулями ). Но это конечно самый шик, изделия подешевле начинают свою ценовую позицию от нескольких десятков евро  минимум.   Причина:  Meissen –это непревзойденное качество и конечно бренд. Фарфор весь создается вручную и росписывается так же вручную, а секреты красок хранятся в тайне и используется технологии смешивания, как и сотни лет назад. В общем, это и правда лучшее, что есть в фарфоре.

Немцы даже марки выпускали на годовщину фабрики...

подделка

И скажу сразу,  клейма Meissen (настоящие и поддельные) я встречаю практически на каждой блошке, но я с ними  не работаю. Слишком много подделок и подставить покупателя, продав ему подделку (даже отличного качества) не могу себе позволить. Только если абсолютно буду уверен в подлинности, то куплю… но абсолютную уверенность в полевых условиях блошки обрести трудно. Тем более, что количество подделок зашкаливает и бьет рекорды. А все потому что  мейсеновский фарфор подделывают чаще всего. Это вообще целые отрасли!

И хотя зачастую подделку можно распознать,  так как они настолько грубы  и распознаются в деталях (подробно об этом ниже), все равно есть отличные подделки, которые практически не возможно распознать.

Самое важное, что нужно знать о клейме Meissen – это почти всегда сабли (или мечи, называют их и так, и  так). Если же вы видите на клейме слово «Meissen», то, скорее всего это, подделка. И во на этой такой простой  и узнаваемой детали ловятся почти все покупатели.  Увы, это правда.

как определить подделку

Все немцы знают, что фирма Meissen не пишет свое имя на изделиях. Только в очень небольшие период  на клейме писалось «Meissen», а именно с  1972 года. Так что если Вам предлагают солидный винтаж или антиквариат со словом «Meissen» -- это либо подделка, либо в самом лучшем случае  это вещь оригинал, но выпущенная после 1972 года, то есть никак ни антиквариат. Но вероятнее всего же первый вариант. Просто  не верю, что продавец, который пишет год, не знает, что продает подделку. Ведь откуда-то он взял этот год – из какого такого справочника интересно бы знать.  Ведь найти клейма, настоящие клейма, самой известной мануфактуры труда не составляет, они есть даже в Википедии. Вот они, знакомьтесь, оригинальные клейма Meissen:

фарфор

То есть первое и главное: Meissen – это  мечи, а  не слово на клейме (за редким исключением). Причем слово это пишется определенным шрифтом и наклоном букв и размером. Все остальное – липа.

А теперь познакомимся с самой известной аферой, когда  посредственный фарфор выдается за Meissen.  Мне повезло: на последней блошке в развалах я как раз нашел такую подделочку… вот она… и вот ее клеймо. Видно плохо, но это овал, в котором написано «Meissen».

клейма

Запомните хорошенько это клеймо. Потому что это действительно самая большая афера, которая связна с Мейсеном из мне известных.  Видите ли,  секрет в том, что это настоящее клеймо, но…не Meissen, а совсем другой фабрики. Когда три сотни лет назад  возникла мануфактура Meissen создатели сильно дали маху, что не использовали какое-то другое название, а взяли за имя –город, в  котором был первый завод. Да-да, Мейсен (или Майсен) – это город в Германии,  недалеко от Дрездена. И вот идут десятилетия и в городе Мейсен предприимчивые товарищи создают новую мануфактуру, имя дают ей по фамилии владельца, а вот клеймо… тут хитрый делец решает сделать своим клеймом слово «Meissen» и имеет полное право, так как мануфактура находиться в городе Мейсен, а значит  законом не запрещено так клеймить посуду. Только никакого отношение эта фирма не имеет с настоящим Мэтру немецкого фарфора Meissen. Так же тут уместно вспомнить, что такое неприятное соседство испытывает и французский  фарфор Лимож (Limoges) –там тоже на этой же территории открылось много маленьким мануфактур, которые штампуют свою продукцию не самого лучшего качества с меткой «Limoges»  и далеко не все знают, что настоящий Limoges имеет определенный цвет и вид клейма.

Клеймо может быть  либо нарисовано синим, либо выдавленно в тесте, либо вот и так и так, чтобы наверняка

Вернемся в Германию, где в тени завода Meissen процветала фабрика одного не совсем корректного дельца, который клеймит свою посуду овалом с названием города.  Что интересно – немцы в курсе, поэтому немцы такое не покупают обычно.  Все знают, что клеймо Мейсена – это шпаги. А вот людям не сведущим толкнуть такую продукцию  не совсем порядочные продавцы могут легко. Судите сами... пока я снимал вот этот кувшинчик, мужичок рядом нашел пачку тарелок в коробке  с таким же липовым клеймом.  И что удивительно – как оказалось наш мужичок, мы с ним по-русски говорили. Я  спрашиваю,  мол ты в курсе-то, что это подделка? Он хмыкнул и сказал: «я то в курсе, но мои дураки нет, прокатит».  Не знаю, продаст ли он их или подарит родне,  и кого он считает дураками, но вот такая реальная история.

Те самые тарелки....

Посуда с вот таким клеймо вообще-то не дорогая, качество обычное. Чаще всего в качестве рисунка используется знаменитый луковый узор (скорее всего, потому что мейсеновский луковый узор был очень популярен в свое время, считался шиком, но он-то был ручной работы, а не штамповка как этот). Тем не менее, я видел и другую продукцию этого «типо мейсена», например вот встретил на той же блошке, как видите такого  «meissen»  много.

То есть  подведя итог можно сказать, что клеймо-то настоящее если смотреть с точки зрения клейма, но не Meissen это. И рядом по качеству не стоял. Но увы! Иименно эту продукцию чаще всего выдают за настоящий Мейссен, причем намеренно ставят цену выше, объясняя покупателям мол а что же вы хотели? Это же знаменитый  Мейсен. Пока у меня был чудовищный акцент, мне тоже пытались продавать такое, но я знал что есть что.  И когда ты резонно и резко замечаешь, что не надо сказок, то цена на такую продукцию падает в 10 раз…  Продавцы  же конечно в курсе, что продают подделку. Но понимают, что дешевая цена за мейсеновский фарфор насторожит покупателя, поэтому ее завышают мол видите стоит дорого, на клеймен написанно «мейсен» -что еще нужно?

А теперь еще одна история. Тоже о подделках Meissen, но других, не таких масштабных.

Авторское право в Европе не пустой звук. И так было еще 100 лет назад.  Поэтому если какая-нибудь мануфактура начинает подделывать что-то, то она очень и очень рискует. Штраф будет огромен, предприятие закроют, а владельца скорее всего посадят. Но подделку ведь еще нужно доказать. Поэтому  если какая мануфактура (обычно маленькая частная) и решается копировать продукцию Meissen, то делает она это так, чтобы нельзя было связать концы с концами. То есть копии предметов и клейма будут все-таки сильно отличаться, чтобы в случае разбирательства сказать: «Ну что Вы! Разве похожи наши две скрещенные палки на знаменитее скрещенные мечи Meissen?»  И таки да, если это будут палки – то тут отделаются малым штрафом. Вроде как палки –это совсем другое клеймо, а вот если будут мечи – тут все серьезнее. Поэтому подделку  (причем не только мейсеновского фарфора) можно распознать именно по деталям.  Полностью повторить оригинальное клеймо – это опасно и сильно наказуемо. Поэтому клейма и меняют, чтобы в случае чего, можно было откреститься мол похоже, но не такое же. А если покупатель не видит разницу, то, как говориться,  его проблемы.

Так что подделки маленьких мануфактур  распознать проще вот именно по этим несоответствиям. Вот подборочка клейм из моей коллекции, которые выдаются за Мейсеновские:

И еще два  важных момента, который мало кто знает про оригинальные клейма фарфора Meissen.

Во-первых,  с 1948 года фирма Meissen, чтобы было легче определить год изделия, в тесте ставит определенный знак. Его называют «годовой знак», он каждый год разный. То есть помимо синих мечей (они всегда синие!) должен быть еще один из этих знаков, по которому и точный определяют год изделия. Вот так они выглядят:

Во-вторых,  если вдруг что-то из фарфоровых вещей Meissen выходит  не надлежащего качества (проверка очень строгая!), то такое изделия продают по дешевке маленьким частных художникам  с обязательным условием, указывать на клейме, что это не первый сорт и не совсем оригинал. Для этого на оригинальном клейме Meissen ставят черточки как бы зачеркивая его или ставя под/над саблями черту.  Положение черточек не случайно – что-то означало дефект росписи, что-то дефект самого изделия и т.д.

Надеюсь моя статья поможет Вам лучше  разбираться в подделках. Спасибо за внимание.

Будьте бдительны и хороших покупок!

www.livemaster.ru

Клейма старинного фарфора фабрики Севр 18-19 веков

Перейти в Каталог ФАРФОРА >>>>

Вернуться в каталог клейм французского фарфора>>>

Клейма Севрской мануфактуры

Севрская мануфактура отличается от других фабрик не только изысканными изделиями, но и большим количеством клейм в каталоге:  Клейма старинного сервского фарфораКлейма старинного сервского фарфораКлейма старинного сервского фарфора

Клейма старинного сервского фарфора      1753-1776 гг. Клеймо голубого цвета. Королевский период. Иногда данное клеймо изображается с короной. Буква в центре обозначает год (А–1753, B–1754, C–1755, D–1756, E–1757, F–1758, G–1759, H–1760, I–1761, J–1762, K–1763, L–1764, M–1765, N–1766, O–1767, P–1768, Q–1769, R–1770, S–1771, T–1772, U–1773, V–1774, W–1775, X–1776, Y–-1777, Z–1778). Мягкий фарфор.  

Клейма антикварного фарфора Севр

 

1768-1792 гг. Цветное клеймо. Впервые использован твёрдый фарфор. Мягкий и твёрдый фарфор.

Клейма антикварного фарфора Севр

1803-1804 гг. Национальная мануфактура. Твёрдый фарфор. Клеймо красного цвета сделано с помощью трафарета. Именно с этого года фабрика приостановила производство мягкого фарфора более чем на 50 лет. К сожалению, изделия с данным клеймом не сохранились.

Клейма антикварного фарфора Севр

1805-1806гг. – Королевская мануфактура. Данные о клейме не сохранились.

Клейма антикварного фарфора Севр

1810-1813 гг. Королевская мануфактура. Твёрдый фарфор. Клеймо красного цвета сделано с помощью трафарета. Вдавлено в изделие штампом.

Клейма антикварного фарфора Севр

1814-1824 гг. Louis XVIII. Клеймо голубого цвета нарисовано с помощью кисти.

Клейма антикварного фарфора Севр

1824-1825 гг. Charlies X. К сожалению, данные о данном клеймо не сохранились.

Клейма антикварного фарфора Севр

1829 г. Клеймо изображалось только на плоской посуде.

Клейма антикварного фарфора Севр

1829 г. Клеймо изображалось только на декоративной посуде.

Клейма антикварного фарфора Севр

1830 г. Louis Philippe. From August to December (с августа по декабрь). Клеймо написано кистью.

Клейма антикварного фарфора СеврКлейма антикварного фарфора СеврКлейма антикварного фарфора Севр

1834 г. Louis Philippe. Твёрдый фарфор. Клеймо написано голубым карандашом.

Клейма антикварного фарфора СеврКлейма антикварного фарфора Севр

1833 г. Louis Philippe. Клеймо может быть напечатано или вдавлено в изделие.

 

Клейма антикварного фарфора Севр

1845 – 1848 гг. Louis Phillippe. К сожалению, информация о данном клеймо не охранилась.

Клейма антикварного фарфора Севр

1848 г. Может быть изображено только на белом фарфоре. Напечатана зелёными чернилами.

Клейма антикварного фарфора Севр

1849-1851 гг. Republic to 1851 (Республика 1951 г.). Может быть изображено только на декоративной посуде. Клеймо написано красным карандашом.

Клейма антикварного фарфора Севр

1852 г. Napoleon III, Emperor (Наполеон III, Император). Твёрдый фарфор. Клеймо напечатано на изделии. Новое клеймо создано в честь начала правления Наполеона III.

 

Клейма антикварного фарфора Севр

1854 г. Мануфактура вновь начала изготавливать мягкий фарфор. Клеймо на твёрдом и мягком фарфоре.

Клейма антикварного фарфора Севр

1861 г. Перечёркнутая линия обозначает ещё не украшенную и недоделанную деталь. Напечатана зелёными чернилами.

Так как Севрская фарфоровая мануфактура является одной из самых известных, достаточно часто изделия данной марки подделываются. Внизу представлены изображения клейм, которые похожи на оригинальные, но таковыми не являются.

Клейма антикварного фарфора Севр

вернуться к началу: Старинный фарфор фабрики Севр>>>

Помощь в поиске антиквариата

Отправить

Если Вы не нашли в нашем каталоге старинных вещей необходимый антиквариат, или у Вас возникли вопросы, то мы будем рады помочь в ПОИСКЕ АНТИКВАРИАТА для изысканного экслюзивного ПОДАРКА, для украшения ИНТЕРЬЕРА, для ИНВЕСТИРОВАНИЯ или для Вашей личной КОЛЛЕКЦИИ.

 

Напишите нам сообщение или позвоните нам и мы найдем для Вас антиквариат, обязательно ответим на все вопросы и поможем Вам!!!

График работы: Ежедневно с 11 до 22 часов.

Адрес: Находимся в центре!. м.Курская 10 мин. Москва, Токмаков пер. дом 14

Позвоните нам по тел: +7 (495) 648 44 96 или +7 (926) 005 51 71

Или напишите на почту: [email protected]

 

www.antikzone.ru

Клеймо на фарфоре: что оно означает?

Клеймо на фарфоре — это свидетельство качества и многолетних традиций. Компании таким образом подтверждают качество изделия и заверяют в нем покупателя. Традиции и опыт в производстве керамики наилучшего качества помогают создать фарфор, который украсит любой стол. Коллекция посуды может служить не только украшением, но и являться культурным достоянием. Некоторые изделия всемирно известных фабрик находятся в музеях, а другие экспонаты стали собственностью частных коллекционеров.

Содержание статьи

 

Фарфор из Германии

Немецкий фарфор — один из самых дорогих и востребованных на рынке. 300-летние традиции и неизменное качество — вот основа успеха.

клеймо на фарфоре

Немеций винтажный фарфор — клеймо «kahla»

В начале XVIII века алхимик из Германии получил от графа задание создать искусственным путем золото. Несмотря на все старания, алхимику добыть золото так и не удалось, тогда он попросил разрешение у графа остаться в городе и заняться производством фарфора. Этим алхимиком был Беттгер. Его давно интересовала тайна фарфора, которая была на тот момент доступна только китайским мастерам.

На разгадку таинства у алхимика и его соратников ушло два года, и вот, наконец, Беттгер решил проблему в одно мгновение. Как-то он стоял перед зеркалом и пудрил парик сухой белой глиной, в этот момент к нему и пришла разгадка. История достаточно банальная, но она имеет продолжение.

Беттгер с соратниками создал мануфактуру. В ней на поверхность фарфора наносилась краска, узоры и обильная лепнина, что изначально скрывало несовершенства. Структура материала была пористой, что свидетельствовало о низком качестве керамики. Но с годами мастерам удалось достичь совершенства, и фарфор превратился в произведение искусства.

Секрет производства был достаточно прост и одновременно сложен. Для производства качественной керамики необходима белая и чистая глина, белый песок, шпат и слюда. А также важна и технология производства, у фарфора она особая:

  1. Изделие формируют на гончарном круге или станке.
  2. Потом его сушат и обжигают.
  3. Покрывают глазурью.
  4. Обжигают повторно.

Двойной обжиг необходим для того, чтобы придать посуде прозрачность. Если поднести фарфор к свету, то солнечные лучи пройдут через него. Во время второго обжига фарфор раскаляют до максимальной температуры. При таких высоких градусах глазурь неизменно должна была бы расплавиться, а изделие прилипнуть к печи. По этой причине глазурью не покрывают дно фарфора, которое соприкасается с поверхностью печи.

Когда алхимик раскрыл секрет производства, его внимание сосредоточилось на дизайне. На поверхность изделий наносились характерные узоры: ягоды, плоды, дивные цветы и птицы.

История мейсенского фарфора очень интересна, свою нотку в развитие стиля и качества привнес и Херольд, к которому впоследствии перешла фабрика. В России XIX века изделия этой фабрики очень ценились. Четыре дня в неделю работники завода производили фарфор для покупателей из России. Но и в Европе у этой керамики было немало поклонников среди высокопоставленных граждан.

Причина популярности заключалась в следующем:

  • фарфор изготавливали вручную;
  • краски смешивали и наносили на глазурь вручную.

Своеобразный стиль и качество сохранились до сих пор, Meissen следит за продукцией и краски для фарфора смешивают и наносят на поверхность изделий вручную. Коллекционеры ценят не только ту посуду, которую относят к антиквариату, но и современную продукцию. Она практически не изменилась, и в этом главная ценность фарфора марки Meissen.

клеймо на форфоре

Клейма фарфора Meissen по годам

Клейма на фарфоре изначально не было, но это упущение скоро было исправлено. Мейсен отличается тем, что на протяжении 300 лет не меняет логотипа, на посуде, как и прежде, красуются два скрещенных меча. Клеймо неизменно покрывают глазурью, что свидетельствует о его подлинности.

Еще одна марка, которая требует внимания, основана Филипом Розенталем, который в конце XIX века основал художественную студию по росписи фарфора. Эта мастерская быстро превратилась в завод и стала приносить владельцу существенные доходы. Из маленькой мануфактуры, в которой работал один художник, Розенталь сумел сделать компанию под названием Rosenthal, в которой трудились около тысячи сотрудников.

Таким образом, выгодная тактика слияния технологий и искусства помогла открыть несколько линий по производству посуды:

  1. Studio Line представляет собой работу лучших мировых дизайнеров.
  2. Classic — это линейка посуды, которая предназначена для отелей и гостиниц высокого уровня.
  3. Thomas — линейка посуды для повседневного использования.

Розенталь предлагает различные решения и помогает выбрать необходимую посуду, которая подходит любому покупателю. Компания не следует моде, а диктует ее.

Виллерой и Бох — еще одна компания из Германии, которая на протяжении долгих лет занимается производством фарфора. Начиная с 1748 года по всему миру открылось более 20 заводов, которые занимаются выпуском элитной керамической посуды, изготовлением фарфора и сантехники. Несмотря на большое представительство, Villeroy & Boch расположил свой офис в Германии.

Фарфоровые куклы и статуэтки — также произведения искусства немецких профессионалов. Они поражают своей красотой и изяществом. Статуэтки нередко украшают музыкальные шкатулки, а также могут выступать в качестве атрибута посуды (емкости для уксуса или солонки).

Клейма фарфора из Германии:

  • Скрещенные между собой мечи — эмблема Мейсон.
  • Розенталь изначально ставил на изделия клеймо в виде буквы «S». После к этому обозначению добавился и герб Саксонии. Но современное обозначение изменилось, и сегодня на посуде можно увидеть корону, венок из лавра и надпись Weimar Porzellan.

Сегодня на территории Германии работает больше 10 крупных заводов, которые занимаются производством посуды из керамики. И они имеют различные клейма фарфора.

Фарфоровый бум за несколько лет захватил всю планету, по этой причине в скором времени из фарфора стали делать не только статуэтки и посуду, но и кукол, которые пользовались невероятной популярностью среди женщин любого возраста. На кукол также ставили клейма.

Что было в СССР?

С приходом к власти большевиков ситуация в стране изменилась. В Российской Империи фарфор был признаком достатка и благополучия, коммунисты, решив бороться с остатками буржуазности, решили уничтожить фарфоровые статуэтки и предметы быта. А также власти приняли решение о создании статуэток, которые наиболее подходят населению страны.

Решив пропагандировать образ рабочего человека, большевики пришли к мысли о том, что созданные фигурки должны отражать ценности эпохи. В большинстве случаев из фарфора изготавливали следующие фигурки:

  1. Спортсменов.
  2. Животных и героев мультфильмов.
  3. Балерин и танцовщиц.
  4. Рабочих, колхозниц, пионеров, пастухов и т. д.

Нередко такие изделия относят к произведениям искусства, они отражают веяния эпохи, помогают наглядно ознакомиться с историей и изучить характерную одежду того времени.

Если клейма фарфора на статуэтке найти не удалось, а такие изделия встречаются часто, то оценка их подлинности, а также периода производства проводится в индивидуальном порядке. Необходимо проведение экспертизы, которая поможет специалисту установить ценность изделия. Если же на поверхности фарфора есть клеймо, установить его стоимость не составит особого труда.

В Советском Союзе в виде клейма могла выступать и фамилия скульптора. А также на поверхность керамики наносился и год изготовления. Для коллекционеров знание марок считается ценным навыком. Причина в том, что любой фарфор может быть подделкой, при этом приобретенное изделие способно иметь поразительное сходство с оригиналом, распознать подделку в таком случае сложно даже эксперту.

Впервые маркировка на фарфоре появилась достаточно давно, К. Х. Гунгер, приглашенный на работу в 1741 году в Россию, заставил поставить клеймо на изготовленную чашку. После мастер закончил свою работу, но в истории остался как первый эксперт, который поставил клеймо на керамику в России.

Клейма фарфора бывают двух видов: одни наносят на глазурь, другие под глазурь. В большинстве случаев маркировка — это крупные буквы, выпуклые, которые сочетаются с датой изготовления изделия. Стоит отметить, что на гжельскую майолику в XVIII веке марки не ставили вовсе.

клеймо на фарфоре

Клеймо «Гжель»

Марки фарфора в СССР:

  1. АРТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА — ставилась на изделия в период с 40-х по 50-е годы XX века.
  2. Х/К — это марка артели «Художественная Керамика» времен 50–60-х годов.
  3. Гжель Т/З — марка 1960 года.
  4. «Уточка» появилась на гжельском фарфоре примерно в 1972 году.
  5. «Гжель» (на белом фоне буквы сплетаются в овал) — марка относится к 1980 годам.

Клеймо свидетельствовало о качестве изделия, его принадлежности к той или иной фабрике. Если на поверхности фарфора нет клейма, это не значит, что его нельзя классифицировать как антикварный. Но определить время изготовления изделия и его стоимость на рынке под силу только эксперту.

Ответ из Франции

Загадка фарфора не давала покоя не только немцам, но и французам. Разгадать тайну и изготовить посуду, которая ничем не отличается от работы мастеров из Азии, — это главная задача короля Франциска Первого. Его усилия привели к тому, что во Франции появился мягкий фарфор.

Имитация работы мастеров из Китая привела к созданию собственного стиля. Посуду начали называть мягким фарфором и украшать характерным орнаментом. Синий рисунок на поверхности изделий стал визитной карточкой французских мастеров. Но продлилось это недолго, поскольку французам не давал покоя секрет мастеров из Японии и Китая.

Желая получить ответ на все вопросы, Франция заплатила баснословные деньги за сервиз из Сиама. Этот фарфор был куплен за серебро, его тщательно исследовали, желая получить керамику наилучшего качества. В то время как мастера всей Франции изучали прибывший из Сиама сервиз, технология изготовления мягкого фарфора уплыла в Англию.

Французы испытывали невероятное желание создать что-то, что напоминало бы работу мастеров из Азии. Поэтому умудрялись копировать рисунок, который китайцы наносили на поверхность посуды из керамики. Технология создания оригинального фарфора стала доступна мастерам Франции только в XVIII веке, а практически 100 лет французы занимались тем, что имитировали изделия из Китая.

Примерно в это же время мастера стали постепенно отходить от имитации и занялись созданием собственного стиля.

Севрская фарфоровая мануфактура изменила представление Франции о фарфоре и изделиях из керамики. Спасибо за это стоит сказать Людовику XV и Мадам де Помпадур, которая покровительствовала мануфактуре. Предприятие успешно дожило и до наших времен, оно на протяжении сотен лет считалось наиболее успешным. Мануфактура была изначально королевской, потом перешла в статус императорской. Изделия работы знаменитых художников можно смело приравнять к произведениям искусства.

В 70-х годах XVIII века производство изделий из твердого фарфора было начато в городе Лимож. Один из господ того времени сообщил аптекарю о том, что его жена использует белый порошок для стирки белья. Этим порошком была белая глина. Случай помог открыть месторождение белой глины и китайского камня, что и предопределило статус города.

Лимож и так считался столицей декоративного искусства, а обнаруженные залежи природных материалов сделали его столицей фарфора во Франции. Клейма фарфора марки Лимож на сегодняшний день могут быть различными, причина в том, что под маркой работают несколько мануфактур, которые также занимаются производством керамики.

Предприятия Лиможа представляют собой несколько заводов и фабрик, которые объединяет только географическое положение. Наиболее крупное и заметное производство — это Бернардо и Хавиленд. В мануфактуру был приглашен молодой специалист, который за семь лет смог превратить компанию в современное технологичное предприятия и сделать производство фарфора семейным.

Несомненно, клеймо на фарфоре или керамике — это в первую очередь знак качества и гарантия того, что покупатель приобретает подлинное произведение искусства, а не подделку, стоимость которой не превышает нескольких долларов. Но подчас разобраться в подлинности изделия бывает сложно; чтобы не попасть в затруднительную ситуацию и купить посуду высокого качества, стоит перед покупкой проконсультироваться с экспертом.

dedpodaril.com


Смотрите также