Виды унитарных государств. Федеративное государство италия


Федеративные государства мира (таблица) | География. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Тема:

Списки стран

Таблица. Федеративные государства мира в 2008 году

Страна

Количество субъектов Федерации

Столица

СНГ

Россия

83

Москва

Европа

Австрия

9

Вена

Бельгия

3

Брюссель

Босния и Герцеговина

2

Сараево

Германия

16

Берлин

Испания 1

17

Мадрид

Швейцария 2

23

Берн

Азия

Индия

32

Дели

Малайзия

15

Куала-Лумпур

Мьянма

14

Нейньидо

Непал3

14

Катманду

Объединённые Арабские Эмираты

7

Абу-Даби

Пакистан

7

Исламабад

Африка

Коморские Острова

4

Морони

Нигерия

31

Абуджа

Эфиопия

9

Аддис-Абеба

Южно-Африканская Республика

9

Претория

Америка

Аргентина

24

Буэнос-Айрес

Бразилия

27

Бразилиа

Венесуэла

21

Каракас

Канада

13

Оттава

Мексика

32

Мехико

Сент-Китс и Невис

2

Бастер

США

51 Материал с сайта http://worldofschool.ru

Вашингтон

Австралия и Океания

Австралийский Союз

8

Канберра

Микронезия

4

Паликир

Папуа — Новая Гвинея 2

20

Порт-Морсби

1 де-юре Испания и Папуа — Новая Гвинея являются унитарными государст­вами, а де-факто — федеративными

2 де-юре Швейцария является конфедерацией, а де-факто — федерацией

3 в декабре 2007 года Непал был провозглашён федеративной республикой.

На этой странице материал по темам:
  • Полуостровные страны мира список

  • Все полуостровные страны европы

  • Сообщение о федеративные государства мира

  • Все федеративные государства мира список

  • Местоположение и список полуостровных государств

Вопросы по этому материалу:
  • Назовите федеративные государства мира.

worldofschool.ru

Федеративное государство

Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Для федерации характерно наличие территориальных образований — субъектов федерации, которые не обладают государственным суверенитетом, но имеет достаточно широкие полномочия в проведении внутренней политики. Наиболее известными государствами, имеющими федеративную форму правления являются: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки и Федеративная Республика Германия.

Составные части федерации — это своеобразные подобные государству образования, которые называются субъектами федерации, а территория федерации состоит из территорий её субъектов.

Содержание

  • 1 Основные признаки федеративного государства
  • 2 Виды федераций
  • 3 «Мягкая федерация»
  • 4 Современные федеративные государства
  • 5 Федеративные государства, существовавшие в прошлом
    • 5.1 Европа
    • 5.2 Азия
    • 5.3 Африка
    • 5.4 Америка
  • 6 Вымышленные федерации
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Смотреть. также

Основные признаки федеративного государства

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений, не выйдя из состава федерации (сецессии). Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно — многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти являются федерациями.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, эмиратов и т. д.
  • В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях (США, Российская Федерация, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
  • Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

  • Симметричные
  • Aсимметричные.

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют:

  • территориальные
  • национальные
  • смешанные (комбинированные)

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например, Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например, бывшие федерации Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например, Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

  • договорные
  • конституционные

Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации образуются путем заключения договора между независимыми государствами, существовавшими самостоятельно, но осознавшими необходимость государственного объединения для совместного регулирования общих интересов.

 степень централизации:

  • централизованные (Аргентина, Германия, Россия)
  • децентрализованные (Швейцария)

«Мягкая федерация»

«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковым станет в будущем Союз России и Белоруссии (ныне имеющий черты конфедерации). Субъекты мягкой федерации могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине). Ранее мягкой федерацией по итогам всесоюзного референдума должен был стать обновлённый Союз ССР Союз Суверенных Государств, но после августовского путча проект был свёрнут.

Современные федеративные государства

Современные федеративные государства на карте мира

Европа

  1. Российская Федерация
  2. Австрийская Республика
  3. Федеративная Республика Германия
  4. Швейцарская Конфедерация
  5. Босния и Герцеговина
  6. Королевство Бельгия

Азия

  1. Российская Федерация
  2. Исламская Республика Пакистан
  3. Малайзия
  4. Объединённые Арабские Эмираты
  5. Республика Индия
  6. Республика Ирак
  7. Федеративная Демократическая Республика Непал
  8. Республика Союз Мьянма

Африка

  1. Судан
  2. Союз Коморы
  3. Федеративная Демократическая Республика Эфиопия
  4. Федеративная Республика Нигерия
  5. Южный Судан
  6. Сомали

Америка

  1. Аргентинская Республика
  2. Боливарианская Республика Венесуэла
  3. Канада
  4. Мексиканские Соединённые Штаты
  5. Соединённые Штаты Америки
  6. Федеративная Республика Бразилия
  7. Федерация Сент-Китс и Невис

Австралия и Океания

  1. Австралийский Союз
  2. Федеративные Штаты Микронезии

Федеративные государства, существовавшие в прошлом

Европа

  1. Федеративная Республика Испания (1873—1874)
  2. Союз Советских Социалистических Республик (1922—1991)
  3. Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1945—1992), Союзная Республика Югославия (1992—2003), Государственный Союз Сербии и Черногории (2003—2006)
  4. Чехословацкая Социалистическая Республика (1968—1990), позднее — Чешско-Словацкая Федеративная Республика (1990—1992) и Чешская и Словацкая Федеративная Республика (1992)
  5. Германская империя

Азия

  1. Федеративные Малайские Штаты (1896—1946)
  2. Малайский Союз (1946—1948)
  3. Малайская Федерация (1948—1963)
  4. Соединённые Штаты Индонезии (1949—1950)
  5. Федерация Южной Аравии (1962—1967)
  6. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская Федерация, ЗСФСР) (1922—1936)

Африка

  1. Французская Западная Африка (1904—1958)
  2. Французская Экваториальная Африка (1910—1960)
  3. Соединённое Королевство Ливия (1951—1963)
  4. Федерация Родезии и Ньясаленда (1953—1963)
  5. Объединённая Арабская Республика (ОАР, 1958—1971)
  6. Малийская Федерация (1959—1960)
  7. Федеративная Республика Камерун (1961—1972)
  8. Уганда (1962—1967)
  9. Демократическая Республика Конго (1960—1971)
  10. Объединённая Республика Танзания

Америка

  1. Империя Инков (1197—1572)
  2. Соединённые Провинции Центральной Америки (1823—1838)
  3. Конфедеративные Штаты Америки (1861—1865)
  4. Новая Гранада (1855—1886)
  5. Вест-Индская Федерация (1958—1962)

Вымышленные федерации

Вымышленные федерации довольно часто встречаются в вымышленных фантастических вселенных. Яркие примеры вымышленных федераций:

  1. Объединённая федерация планет (Звёздный путь)
  2. Земной Альянс и Минбарская федерация (Вавилон 5)
  3. Земной Альянс (серия игр Galactic Civilisations)
  4. Старая Республика и Новая Республика (Звёздные войны)
  5. Британская Федерация (Вспомнить все)

См. также

  • Национально-территориальная автономия
  • Федерализм

Примечания

Смотреть. также

  • Унитарное государство
  • Конфедерация
  Теория государства и права Теория государства Теория права Межотраслевые институты Правовые семьи

Происхождение государства • Государство • Государственная власть (Законодательная • Исполнительная • Судебная) • Форма государства • Форма правления • Государственное устройство • Политический режим • Функции государства • Механизм государства • Типология государств • Политическая система

Регуляторы общественных отношений • Право • Сущность права • Правопонимание • Функции права • Принципы права • Источники права • Правовое регулирование • Система права • Норма права • Правотворчество • Юридическая техника • Нормативно-правовой акт • Систематизация нормативных актов • Юридические документы • Правоотношение • Юридические факты • Презумпции • Фикции • Реализация права • Юридическая коллизия • Толкование права • Правовое поведение • Правонарушение • Юридическая ответственность • Законность • Правопорядок • Правосознание • Правовая культура • Правовой нигилизм • Правовой идеализм • Правовая система

Права человека • Правовое государство • Разделение властей • Гражданское общество

Романо-германская • Англосаксонская • Традиционная • Семьи религиозного права (Мусульманское • Церковное • Каноническое • Еврейское • Индуистское) • Скандинавская • Социалистическая • Философская

  Этнополитика Научные дисциплины и теории Идеологии Международное и российское право Разновидности этнических конфликтов Формы преодоления и сглаживания конфликтов Формы этнической политики Основные понятия Федеральные структуры Общественные организации и движения
Этнополитология • Этноконфликтология • Этнопсихология • Этнолингвистика • Международное право
Мультикультурализм • Интеграция • Ассимиляция • Аккультурация • Сегрегация • Мухаджирство • Ирредентизм • Сепаратизм
Декларация прав народов России • Федеральный закон о национально-культурной автономии • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации • Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств • Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств • Конвенция ООН о статусе беженцев • Декларация о правах коренных народов
Этнополитический конфликт • Этноконфессиональный конфликт • Этнотерриториальный конфликт • Этнодиаспорный конфликт • Ассиметричный конфликт
Урегулирование конфликта • Разрешение конфлита • Прекращение конфликта • Управление конфликтом • Трансформация конфликта
Инкорпорация (политическая) • Этноцид • Лингвоцид • Геноцид • Поощрение эмиграции • Федерализация • Политическая автономия • Национально-культурная автономия • Сецессия• Депортация • Толерантность• Национально-территориальная автономия
Коренные народы • Этническое меньшинство • Государствообразующий народ • Разделённые народы • Нация • Титульная нация • Билингва • Этнофанатизм • Этническая индиффирентность • Этноцентризм • Этноэкономика • Этническая преступность • Трайбализм • Этническая мобилизация
Министерство по делам национальностей • Общественная палата России • Федеральная миграционная служба
Ассамблея народов Кавказа • Движение против нелегальной иммиграции • Союз трудовых мигрантов Таджикистана • Ассамблея народов России
  Политика и государство Научные дисциплины и теории Общие принципы и понятия Государства по политическойсиле и влиянию Виды политики Форма государственного устройства Социально-политическиеинституты и ветви власти Государственный аппарати органы власти Политический режим Форма государственного правленияи политическая система Политическая философия,идеология и доктрина Избирательная система Политологи иполитические мыслители Учебники и известныетруды о политике См. также
Политология • Сравнительная политология • Теория государства и права • Теория общественного выбора
Гражданское общество • Права человека • Правовое государство • Разделение властей • Революция • Типы государства • Суверенитет
Великая держава • Империя • Колония • Марионеточное государство • Сателлит • Сверхдержава
Внешняя политика • Внутренняя политика • Военная политика • Геополитика
Конфедерация • Унитарное государство • Федеративное государство
Банковская система • Верховная власть • Законодательная власть • Избирательная система • Исполнительная власть • СМИ • Судебная власть
Глава государства • Парламент • Правительство
Анархия • Авторитаризм • Демократия • Деспотизм • Тоталитаризм
Военная диктатура • Диктатура • Квазимонархия • Монархия • Парламентская республика • Плутократия • Республика • Самодержавие • Теократия • Тимократия
Анархизм • Коммунизм • Колониализм • Консерватизм • Космополитизм • Либерализм • Либертарианство • Марксизм • Милитаризм • Монархизм • Нацизм • Национализм • Неоколониализм • Пацифизм • Социализм • Фашизм
Мажоритарная • Пропорциональная • Смешанная
Платон • Аристотель • Цицерон • Макиавелли • Гоббс • Локк • Монтескьё • Руссо • Бакунин • Маркс • Энгельс • Вебер • Ленин • Муссолини • Гитлер • Эвола • Дюверже
«Государство» • «Политика» • «О граде Божьем» • «Государь» • «Левиафан» • «Философия права» • «Открытое общество и его враги»
Основные понятия политики
Категория • Портал • Проект

Федеративное государство Информация о

Федеративное государствоФедеративное государство

Федеративное государство Информация Видео

Федеративное государство Просмотр темы.

Федеративное государство что, Федеративное государство кто, Федеративное государство объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Виды унитарных государств — Мегаобучалка

Простое унитарное государство — в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).

Сложное унитарное государство — имеет в составе одно или несколько автономных образований, которые различаются на:

1. Территориальная автономия — определённая часть унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившаяся в силу исторических, географических или иных особенностей, которой передано право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай).

2.Экстерриториальная автономия — право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлено этническим меньшинствам (например, в Словении таким правом пользуются итальянское и венгерское меньшинства, в Македонии — албанское).

Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:

Централизованное унитарное государство — строгая субординация органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия).

Децентрализованное унитарное государство — органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Великобритания, Швеция, Япония).

Регионалистское государство (Это из Википедии! так что сказать. что иногда выделяют..))) — сильно децентрализованное унитарное государство, в котором все административно-территориальные единицы являются автономными образованиями и наделены довольно широкими полномочиями. Они имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём прослеживается некоторое их сходство с субъектами федерации. Такая форма в настоящее время встречается только в четырёх странах: Италия, Испания, Шри-Ланка, ЮАР.

Регионалистское государство имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому его можно рассматривать как специфическую переходную форму от унитаризма к федерализму, происходящего в рамках одного государства. Все территориальные части в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом создавать свои администрации, избирать региональные парламенты (местные законодательные собрания и ассамблеи), издавать законодательные акты по отдельным вопросам. В ЮАР, например, все 9 провинций наделены правом принимать свои собственные конституции. Центральная власть государства обычно назначает своего представителя в регионе — губернатора или комиссара. Однако их полномочия в различных странах неодинаковы: в Италии и ЮАР они не значительны и имеют скорее номинальный характер; в Шри-Ланка, напротив, очень широки и могут включать даже наложение права вето на некоторые принимаемые регионом законы. В Испании контроль за регионами в большей степени осуществляется конституционным судом.

II. Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов. В настоящее время в мире существует 27 (?) федеративных государств.

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений не выйдя из состава федерации (сецессии). Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно — многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти являются федерациями.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

1) Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, эмиратов и т. д.

2) В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

3) В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

4) В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации — федеральных единиц.

5) Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях (США, Российская Федерация, ФРГ, Бразилия, Индия, Италия, Испания, Япония и др.).

6) Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.

 

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

Симметричные / Aсимметричные

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют:

территориальные / национальные / смешанные (комбинированные)

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

договорные / конституционные

Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).

степень централизации:

централизованные (Аргентина, Индия, Россия, Япония) / децентрализованные (Швейцария, США)

*** «Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем Союз России и Белоруссии (ныне имеющий черты конфедерации). Субъекты мягкой федерации могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Советский Союз, кроме того, в 1918—1925 гг. мягкой федерацией была и Российская Федерация (РСФСР).

В основу нынешнего федеративного устройства России положены национально-территориальный и территориальный принципы. Они присутствуют и в устройстве таких федераций, как Канада, Индия. При этом федеративное устройство может способствовать решению национального вопроса и обеспечивает децентрализацию власти, разграничивая полномочия центра и регионов.

Субъектами федерации являются государства или государственные образования. Число их может быть различно, отличаются они и наименованием. Так, в составе США пятьдесят штатов, ФРГ – шестнадцать земель, Швейцарии – двадцать три кантона. В составе Российской Федерации 83 субъекта Федерации.

Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира. Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Каждый субъект Федерации в Совете Федерации имеет подва представителя.

Территории федераций состоят из территорий входящих в них и государственных образований. «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», – говорится в статье 4 Конституции России. Право выхода из состава федераций за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает единство и целостность государства.

 

III. Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Создание конфедераций возможно и в будущем. Их характерные признаки следующие: создание конфедерации, как правило, закрепляется договором; суверенитет сохраняется за каждым субъектом конфедерации и не распространяется на все объединение в целом; конфедерация образует лишь те органы, которые необходимы для выполнения ее целей и задач; субъекты конфедерации имеют право выхода и нуллификации, т.е. отмены действия актов органов конфедерации на своей территории; конфедерации не имеют общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства.

 

IV. У́ния (от позднелат. unio «единение», иногда называют «монархическая уния») — это союз (общность) государств, возглавляемый одним монархом.

Международное значение унии невелико, порой оно просто ничтожно, более заметно уния воздействует на государственный строй, по крайне мере на форму правления. Политическое значение унии зачастую тоже незаметно, но оно все же ощущается хотя бы в вопросах войны. По юридическим соображениям состояние войны между членами унии немыслимо. Его трудно представить по той причине, что акт об объявлении войны должен быть санкционирован главой государства. Другими словами если член унии вознамерился воевать с другим, королю пришлось бы подписывать акт об объявлении войны одного своего государства другому своему же государству, т.е самому себе…

Унию нельзя причислить к разряду конфедерации:

Конфедерация возникает с участием как республик, так и монархий. Уния возникает только с участием монархических государств.

Конфедерацию учреждают договором между государствами, а уния возникает не на основании договора, а в силу принадлежности одному монарху права на престол в двух и более государствах. Договор не является обязательным условием существования унии, хотя и он может быть заключён её участниками.

Действительная политическая общность стран — обязательное условие существования конфедерации. Уния, напротив, вполне может существовать и без тесных межгосударственных связей, союзнических обязательств.

Участники унии сохраняют свою государственность, а суверенитет возглавляющего их монарха удваивается, утраивается и т. д. Другими словами, одно лицо становится обладателем суверенных прав одновременно в нескольких государствах.

Унии бывают Личные и Реальные.

1. Личная уния устанавливается между государствами, в которых условия и порядок престолонаследования различны. Например, в одном государстве женщины отстранены от участия в наследовании трона, а в другом они вправе претендовать на престол. Такие унии возникают случайно, в результате того, что одно и то же лицо становится наследником одновременно двух монархов в разных государствах. Столь же случайно они и распадаются, хотя эта случайность запрограммирована устройством личной унии. Рано или поздно какой-либо из потомков общего монарха в одной из стран займет престол, тогда как по закону другого государства его царствование не состоится

2. Реальная уния. В реальных униях законодательство государств устанавливает единый порядок престолонаследования. Наследник трона в одной стране одновременно является наследником во всех государствах, составляющих унию. Распад реальной унии или выход из нее отдельной страны происходит лишь в результате изменения формы правления в одном из государств, ликвидации в нем монархии

В настоящее время единственным примером реальной унии являются отношения между некоторыми государствами из числа членов Британского Содружества. В его состав входит 49 государств. Основная их часть находится в довольно тесных политико-экономических отношениях с центром Содружества — Великобританией. И только четырнадцать из них (Австралия, Гренада, Канада, Новая Зеландия, Сент-Винсент и Гренадины, Ямайка и другие) объединены еще и в унию под общей короной. Отношения унии дополняются и усложняются другими союзническими связями, скрепляющими Содружество. Надо добавить, что королевская власть установлена не только над федеративными государствами, такими, как Австралия или Канада, но и над субъектами федерации (штатом, провинцией), составляющими территориальное пространство этих стран.

 

IV. + еще некоторые формы. Про них стоит упомянуть, но все перечисленные в программе уже были рассмотрены выше.

Содружество — организационное объединение суверенных государств для долговременного и взаимовыгодного сотрудничества, характеризующееся наличием общих признаков и определённой степени однородности в политической, экономической, правовой, культурной и языковой сферах. Содружество в будущем может перерасти либо в конфедерацию, либо в федерацию. В целом содружество схоже с конфедерацией, но имеет существенное отличие от неё, прежде всего, в том, что политическая, экономическая, социальная и иная интеграция характеризуется устойчивостью, существование объединения не ставится в зависимость от достижения какой-либо цели, в то время как конфедерация — это всегда временный союз государств, цель объединения которых конкретно определена. В качестве примера обычно приводится СНГ, Британское Содружество. Также сюда некоторые относят Европейский союз, представляющий собой устойчивое объединение государств, цель интеграции которых имеет длящийся характер, кроме того в рамках объединения созданы свои органы власти и формируется система законодательства, закрепляется приоритет общеевропейского законодательства над национальным. Существует мнение, что Европейский союз в будущем может преобразоваться в федеративное государство.

Протекторат — основанное на соглашении неравноправное объединение государств, в котором более слабое государство передаёт в пользу более сильного право осуществления части принадлежащих ему суверенных прав (как правило внешнюю политику и обеспечение безопасности) на условиях сохранения собственной государственности и получения взамен политической, военной, финансовой и иной поддержки.

Ассоциированное государство — вид протектората, представляющий собой переходную форму внешней зависимости подчинённой территории, которая находится между статусами колонии и самостоятельного государства. Подобные отношения существуют, к примеру, у Пуэрто-Рико с США, Монако с Францией, Ватикана с Италией.

Доминион — самоуправляющаяся колониальная территория в составе монархии, имеющая большую степень самостоятельности, которая в последующем получила независимость, но при этом продолжает признавать в качестве главы государства прежнего монарха. Подобный статус имели бывшие самоуправляющиеся территории Британской Империи: Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд; в настоящий момент — члены Британского Содружества.

Кондоминиум — основанное на договоре совместное владение или управление определённой территорией (государством) двумя или несколькими государствами (Англо-Египетский Судан до 1956 года, в настоящее время под совместным управлением Франции и Испании находится Андорра).

Империя — сложное колониальное государство, созданное насильственным путём, которое управляется метрополией. Такими были в своё время Римская Империя, Британская Империя, Российская Империя, Османская Империя, Цинская империя.

Фузия — временная переходная форма, представляющая собой слияние в одно государство двух или нескольких государств, населённых одним этносом, которые ранее входили в единое государство (объединение ФРГ и ГДР в 1990 году, воссоединение Южного и Северного Вьетнама в 1976 году, а также Южного и Северного Йемена в 1990 году).

В программе еще есть вопрос Соотношение типа государства и формы государственного устройства. Я ничего не нашел ;) На мой взгляд, в этом тоже есть своя логика. Много сравнивают с формой правления, но не с формой гос. устройства. Это и понятно, ведь форма гос. устройства, по сути, чаще зависит от размера территории, а не от чего-то еще. Разумеется, чтобы была двойная система налогов, двухпалатный парлаемент и т.п. необходим буржуазный тип государства. То есть тут можно в принципе проследить, что, допустим, федерации с двухпалатным парламентом появлялись уже в буржуазном типе государства. в феодальном их, скорее всего не было. Вот что накопал кое-как в интернете: «тип государства также тесно связан и с особенностями государственного устройства страны. Так, например, в форме унитарного государства существовала и существует до настоящего времени Великобритания. Такая система сложилась в Англии к концу XIII в. До октября 1917 г. Россия также была унитарным государством. Кроме того, еще по Конституции 1918 г. Российская советская республика была объявлена федерацией, а таком состоянии она в 1922 г. объединилась с другими республиками в Союз Советских Социалистических Республик. Примером же современного федеративного государства может служить современное Российское государство, в основе государственного устройства которого лежат национально-территориальный и территориальный принципы. К числу федераций также относятся Канада, Индия, США. Конфедерации были известны только в период становления буржуазных государств, некоторые из таких конфедераций распались, а другие — явились переходной формой к более прочным федеративным связям».

megaobuchalka.ru

2. Унитарное государство.

Большинство стран в мире являются унитарными государствами (23/22 федерации из почти двухсот). Среди них Франция, Великобритания, Италия, Испания, Португалия, Греция, Турция, Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Финляндия, Норвегия, все бывшие республики СССР кроме РФ…

Унитарным государством является единое государство, которое состоит из административно-территориальных единиц.

Признаки унитарного государства:

1. Единая конституция и единое законодательство. В федерациях же могут быть конституции субъектов и законы субъектов.

2. Единое гражданство. В федеративных могут быть гражданство в субъектах федерации.

3. Единая система органов государственной власти, которая из центра управляет всей страной.

4. Единая судебная система.

5. Территория унитарного государства делится на административно-территориальные единицы, а в федеративном государстве территория субъектов делится на административно-территориальные единицы.

Здесь нет проблем по разделению полномочий… Как правило, унитарные государства меньше по территории, чем федерации.

Виды унитарных государств, в зависимости от наличия автономии:

1) Простые. Те унитарные государства, в составе которых отсутствуют автономии. Например, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Египет…

2) Сложные. Государства, где есть автономии в составе. Например, Великобритания (Северная Ирландия, Шотландия, Уэльс) Франция (Корсика), Украина (Крым)…

Автономии есть в унитарных государствах, а субъект федерации – это субъект, а не автономия. У нас всё поперемешали…

Италия и Испания – регионалистские государства, там автономии обладают очень широкими полномочиями, которые в некоторых вопросах даже шире, чем в федерациях.

3. Федеративное устройство.

К ним относятся в Европе: Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария. США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Индия, Малайзия, Танзания, Эфиопия, Австралия…

Федеративное государство (федерация) – это сложное союзное государство, состоящее из государственных образований (субъектов федерации), обладающих определённой юридической и политической самостоятельностью в рамках, установленных федеральной конституцией.

Признаки федерации:

1. Территория федеративного государства делится на территории субъектов федерации, иногда выделяется федеральный округ (в США – федеральный округ Колумбия, в Бразилии выделяется… В РФ нет).

2. Субъекты федерации наделяются определённой учредительной властью, которую реализуют путём принятия своих конституций и учреждения в них системы органов власти. Не все субъекты и не во всех странах не имеют конституции (в США и в Германии имеют права, в Индии только штаты Джамма и Кашмир, штаты в Венесуэле не могут вообще иметь, РФ вообще отличились – устав и конституции в зависимости от вида субъектов).

3. Субъекты федерации в пределах своей компетенции принимают законы и иные нормативно-правовые акты (нормативные акты принимаются и в унитарных, но там не могут законы принимать).

4. Наличие двойного гражданства: федерации и субъектов федерации. Исключения: гражданство есть в США, в Германии, но в тех же Индии и Венесуэле нет. В РФ у нас было гражданство в республиках до принятия закона о гражданстве, но закон о гражданстве РФ предусмотрел только единое гражданство и субъекты не вправе закреплять своё гражданство.

5. Наличие двухпалатного парламента. В унитарных тоже может быть, но в федеративных верхняя палата всегда представляет интересы субъектов федерации. Она формируется либо по принципу одинакового представительства от каждого субъекта федерации (например, в США – по два сенатора от каждого штата), либо формируется в зависимости от количества жителей каждого субъекта федерации (например, в Германии в бундесрате каждая земля представлена определённым количеством в зависимости от численности населения).

6. Разграничиваются предметы ведения между федерацией и субъектами федерации. Осуществляется это в федеральной конституции. Государство федеративное, а органы власти в конституции – федеральные. Подробнее в 4 вопросе.

4. Разграничение полномочий между федерацией и субъектами.

Существуют два основных принципа разграничения компетенции между федерацией и субъектами:

1. «Дуалистический федерализм». Выделяются две сферы компетенции: федерации и субъектов федерации и нет совместной компетенции.

2. «Кооперативный федерализм». Выделяются три сферы компетенции: федерации, субъектов федерации и совместной компетенции (в Германии – «конкурирующая компетенция»).

В рамках дуалистического федерализма существуют два способа разграничения компетенции:

1) В конституции указывается перечень полномочий федерации (то есть исключительные полномочия федерации, они перечисляются), а полномочия субъектов закрепляются по остаточному принципу. Этот остаточный принцип означает, что все полномочия, которые не относятся к полномочиям федерации, относятся к полномочиям субъектов федерации. Грубо говоря: «всё, что осталось от полномочий после федерации». В США так (там закреплены полномочия Конгресса, а в 10 поправке написано, что все остальные полномочия – субъектам).

2) В конституции закрепляются два перечня предметов ведения: первый – предметы ведения федерации, второй – предметы ведения субъектов федерации. В этом случае всегда такая проблема: нельзя же всё поперечислить, а если потом возникнут новые вопросы… Поправка там такая, оговорка при таком разграничении говорится, что все те не перечисленные полномочия, которые не закреплены ни в полномочиях субъектов, ни в полномочиях федерации, относятся к компетенции федерации.

Два способа в рамках кооперативного федерализма:

1) В конституции закрепляется перечень исключительных полномочий федерации, закрепляется второй перечень конкурирующих (или совместных) полномочий, а полномочия субъектов федерации закрепляются по остаточному принципу. Такой способ отражён в Основном Законе ФРГ и в Конституции РФ.

2) В конституции устанавливаются три перечня предметов ведения (это самый большой и громоздкий способ разграничения): федерации, субъектов и совместная компетенция. При этом тоже устанавливается норма, что всё, что не перечислено, находится в ведении федерации. Такое в Конституциях Индии и Малайзии. В Индии вообще самое большое количество полномочий перечислено (98 пунктов в одном, шестьдесят с хвостиком в другом… Это вообще в приложение вынесено).

5. Статус субъектов федерации.

Статус субъекта федерации – это его права, обязанности и ответственность. Как, впрочем, и статус другого любого субъекта.

Права (полномочия), которыми обладают субъекты федерации:

  1. Субъекты федерации могут иметь свои конституции и могут принимать законы в соответствии с разграничением предметов ведения, установленном в федеральной Конституции.

  2. Субъекты федерации регулируют порядок формирования своих органов власти. Субъекты федерации самостоятельно формируют свои органы государственной власти. Как правило порядок формирования органов власти в субъекте федерации соответствует порядку формирования таких же органов на федеральном уровне. В США в каждом штате население избирает парламент и население избирает губернатора (за исключением одного штата, где губернатор избирается парламентом). В землях Германии население избирает ландтаги (парламенты), а уже ландтаги формируют правительство (исполнительный орган), то есть формирование органов в субъекте строится по тому же принципу, что и федеральные органы.

  3. Регулируют местное самоуправление на своей территории.

  4. Могут регулировать вопросы, касающиеся гражданского, трудового права, вопросов природопользования. В США субъекты могут принимать законы в сфере уголовного права, уголовного процесса и исполнения наказаний.

  5. Субъекты федерации как правило регулируют вопросы здравоохранения, культуры, образования, разделяя эти вопросы с местным самоуправлением.

  6. Судебная власть. Субъекты федерации как правило имеют свои органы судебной власти. Для США характерна судебная система штатов (довольно обширная). В некоторых штатах осталась процедура избрания судей. Также в субъектах могут существовать свои органы конституционного контроля (в Германии конституционные суды земель, в США эту функцию выполняют все общие суды).

  7. Субъекты федерации могут иметь своё гражданство, а могут и не иметь.

  8. Могут иметь свои государственные символы: герб, гимн и флаг.

  9. Интересы субъектов федерации на федеральном уровне представляет верхняя палата парламента. Формируется на основе представительства – равного или неравного – от каждого субъекта федерации.

  10. Субъекты федерации могут участвовать в каких-то международных отношениях, но всегда с согласия федерации (может быть согласие министерство иностранных дел, могут устанавливаться сферы, где могут сотрудничать, специальным федеральным законом…).

Обязанности субъектов федерации.

Субъекты федерации обязаны исполнять федеральную конституцию и федеральные законы.

Наличие суверенитета.

В науке есть разные точки зрения по вопросу суверенитета субъектов федерации.

Некоторые учёные считают, что субъекты федерации обладают суверенитетом. Здесь трудно согласиться, чтобы они полной мерой обладали суверенитетом (в полной мере лишь государство в целом как участник международных отношений).

Есть точка зрения, что субъекты федерации обладают ограниченным суверенитетом, то есть самостоятельностью в рамках предоставленных им полномочий.

Ещё одна точка зрения: субъекты федерации не обладают суверенитетом. Как раз последняя точка зрения была провозглашена Конституционным Судов РФ.

Сецессия субъектов федерации.

Федеративная конституция не предусматривает права сецессии.

Сецессия – это право одностороннего выхода из состава федерации. Конституции такого права не предоставляют.

Если какой-то субъект федерации пытается выйти из состава, то, как правило, туда просто вводят федеральные войска и субъект остаётся в составе. Мятежи как правило подавляются с помощью вооружённых сил.

Только с добровольным согласием и субъекта, и федерации возможен выход. Такое редко. Югославия когда распадалась были и вооружённые силы.

В случае невыполнения субъектами федерации своих обязанностей к ним применяются меры федерального принуждения, то есть мы переходим к ответственности субъекта федерации.

Они применяются в случае:

  • нарушения федеральной конституции и законов;

  • массовых беспорядков на территории субъектов федерации, с которыми не справляются органы власти субъекта федерации;

  • захвата власти в субъекте федерации какими-либо вооружёнными формированиями не путём выборов;

  • Конституция Бразилии предусматривает основанием для федеральной интервенции неуплата федеральных налогов в федеральный бюджет в течение двух лет.

Формы федерального принуждения:

Федеральная интервенция (Бразилия, Мексика, Аргентина).

Может вводиться чрезвычайное положение.

Прямое президентское правление.

Всё это включает в себя введение федеральных вооружённых сил или полиции на территорию субъекта, отстранение исполнительной власти, наведение порядка, если там беспорядки и формирование временных органов управления в субъекте федерации.

Менее жёсткие: в Германии есть мера «федеральное законодательное замещение» (это процедура изъятия федерации у земли права принимать законы по каким-то вопросам).

Роспуск органов государственной власти субъекта федерации также возможно.

В Конституции РФ также роспуск органов государственной власти предусмотрено. Это в ФЗ «Об общих принципах организации законодательной и исполнительной власти в субъектах федерации».

studfiles.net


Смотрите также