§ 6. Партийная система в западных демократиях (Италия). Италии партийная система


3. Политические партии и партийная система Италии

 Право на объединение в политические организации – одна из конституционных основ итальянского общества. Согласно ст. 49 Конституции «все граждане имеют право свободно объединяться в партии, чтобы демократическим путем содействовать определению национальной политики».

Статья XII Переходных и заключительных положений запрещает восстановление в какой бы то ни было форме фашистских партий. Текущее законодательство Италии регламентирует в основном финансовую сторону деятельности партий. Закон об участии государства в финансировании политических партий 1974 г. предусматривает финансовую поддержку только партийных фракций в нижней палате парламента, пропорционально их численности в палате. Предельно допустимые суммы взносов частных организаций в пользу партий закон не устанавливает. Для современной Италии характерным является множественность политических партий. Активно действующих около 50. Ни одна из политических партий Италии не в состоянии победить на выборах и сформировать однопартийное правительство, поэтому для политической жизни этой страны характерна блоковая система. На парламентских выборах 2001 года большинство мандатов получил правоцентристский блок «Дом свободы», основу которого составляет возглавляемое С. Берлускони движение «Вперед Италия». Его союзниками по блоку выступают партии консервативной ориентации Христианско-демократический центр и Национальный альянс.

Оппозиция объединена в блоке левоцентристских партий «Олива», который составляют Итальянская народная партия, партия «Левых демократов», движение зеленых, партия «Итальянское обновление» и «Партия коммунистических преобразований». Блок «Олива» находился у власти в 1996-2001г.г.

4. Выборы, референдум, избирательное право, избирательная система Италии

 Конституция и закон от 8 марта 1975 г. устанавливают, что активным избирательным правом обладают все граждане Италии, независимо от пола, достигшие 18 лет. Голосование всеобщее и прямое. Право голоса может быть ограничено только на основании закона в случаях недееспособности, вынесения уголовного приговора. В судебном порядке лишаются избирательных прав на срок до 5 лет банкроты. Возрастной ценз пассивного избирательного права составляет 25 лет для кандидатов в депутаты нижней палаты парламента, 40 лет – для сенаторов и 50 лет – для Президента Республики.

В Италии широкое распространение получил установленный Конституцией институт референдума. В частности, на референдум выносилось более 30 законов, которые по итогам референдума были отменены. В референдуме имеют право участвовать граждане, внесенные в списки избирателей по выборам депутатов нижней палаты Парламента. Предложение, вынесенное на референдум, считается одобренным, если в голосовании приняло участие большинство избирателей и за него проголосовало большинство принявших участие в референдуме.

5. Законодательная власть

 В системе высших органов государственной власти Конституция Италии на первое место ставит Парламент. Высший представительный и законодательный орган Италии – бикамеральный Парламент – состоит из Палаты депутатов и Сената. Палата депутатов состоит из 630 парламентариев, Сенат – из 315. С 1993 года выборы в Парламент проводятся по смешанной избирательной системе с доминированием мажоритарной, где 75% мест в каждой палате распределяются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, а 25% мест по пропорциональной.

Сенаторы избираются от автономных областей пропорционально численности населения в них, например, Ломбардия представлена в верхней палате 47 сенаторами, а малонаселенная Валле д’Аоста – 1 сенатором. Президент Республики может назначить 5 сенаторов пожизненно за выдающиеся достижения в социальной, научной, художественной, литературной областях. Каждый бывший президент является пожизненным сенатором.

Обе палаты Парламента избираются на пять лет. При выборах 25% членов Палаты депутатов по партийным спискам установлен 4% заградительный пункт. При выборах сенаторов заградительный барьер законом не установлен.

Работа палаты депутатов и Сената ведется раздельно. На совместных заседаниях палаты собираются только в следующих, установленных Конституцией случаях:

·избрание Президента Республики;

·принятие Президентом присяги;

·рассмотрение обвинений Президента в государственной измене и посягательстве на Конституцию;

·предание суду председателя Совета Министров и членов Правительства, за преступления, совершенные при исполнении своих обязанностей;

·избрание 1/3 части членов Конституционного суда и 1/3 части членов Высшего совета магистратуры.

Конституция Италии подробно не устанавливает полномочия Парламента, то есть компетенция Парламента является абсолютно неопределенной. На практике это означает, что итальянский Парламент обладает неограниченной компетенцией. Он может принимать законы по любому вопросу, не отнесенному к компетенции других органов государственной власти, автономий и местного самоуправления.

Особенностью итальянского Парламента является «сильная» верхняя палата. Обе палаты Парламента утверждают Правительство, контролируют его деятельность, избирают иных должностных лиц, имеют примерно равные полномочия.

Конституция Италии посвящает отдельный раздел вопросам законотворческой деятельности Парламента. Законопроект может быть внесен в любую палату.

Правом законодательной инициативы обладают парламентарии, Правительство, областные и муниципальные советы, национальный совет экономики и труда. Законодательную инициативу может осуществлять народ путем внесения от имени не менее чем 50 тыс. избирателей законопроекта.

Особенность законотворческого процесса в итальянском Парламенте состоит в том, что Конституция предусматривает две процедуры принятия законов. Согласно ч. II ст. 72 обычная процедура рассмотрения и непосредственного утверждения палатой всегда применяется для законопроектов по вопросам конституционным и избирательным, для законопроектов делегирующих законодательную власть, разрешающих ратификацию международных договоров, утверждающих бюджет и законы об исполнении бюджета.

Для законопроектов по другим вопросам палаты вправе установить более быструю процедуру, при которой значительно возрастает роль парламентских комиссий, поскольку палаты передают именно им законодательные полномочия. Однако закон может быть возвращен из комиссии для принятия в палату, если этого потребует Правительство, десятая часть членов палаты или пятая часть членов самой комиссии.

В законодательном процессе обе палаты Парламента полностью равноправны. Закон считается принятым, если он принят обеими палатами в идентичной редакции. Если законопроект отклонен, он может быть внесен в Парламент снова только по истечении шести месяцев.

После принятия закона обеими палатами он передается Президенту Республики, который промульгирует закон в течение месяца. В пределах этого срока Президент может отвергнуть закон и потребовать повторного рассмотрения. Вето Президента считается преодоленным, если за закон прежней редакции проголосуют абсолютным большинством обе палаты Парламента. Конституция предусматривает возможность делегирования Парламентом своих законодательных полномочий Правительству.

Делегирующий закон должен содержать цель и предмет делегирования, основные принципы делегируемых актов и время, в течение которого Правительство может законодательствовать от имени Парламента. Не могут быть делегированы полномочия по принятию законов, связанных с изменениями в Конституции, проведении выборов, утверждением бюджета, ратификации международных договоров.

Конституция предоставляет право Правительству принимать акты, имеющие силу закона в случае особой необходимости и срочности. Такие акты должны быть представлены Парламенту для утверждения в тот же день, а если Парламент на каникулах, он должен быть созван в течение пяти дней по инициативе Президента Республики, председателей палат, или одной трети ее членов.

Указанные акты правительства теряют свою силу с момента их издания, если они не получили одобрения Парламента в течение 60 дней после их опубликования.

Согласно ст.64 Конституции решение каждой палаты и Парламента в целом действительны лишь при наличии большинства их членов и если решения приняты большинством присутствующих членов, кроме случая, когда Конституция предписывает квалифицированное большинство.

Парламент осуществляет контроль над деятельностью Правительства. Формами контроля являются устные и письменные вопросы парламентариев членам Правительства, ответы на которые обязательны, интерпелляции, контрольная деятельность Счетной палаты, работа специально создаваемых расследовательских комиссий.

Результатом может стать парламентская ответственность Правительства, которая осуществляется в форме резолюции недоверия. Такая резолюция может быть принята любой палатой большинством голосов по инициативе одной десятой ее членов. Правовым последствием принятия резолюции недоверия становится отставка Правительства.

В соответствии со ст.88 Конституции Президент Республики может, заслушав председателей палат Парламента, распустить обе палаты или одну из них.

studfiles.net

§ 6. Партийная система в западных демократиях (Италия)

По подсчетам итальянской газеты La stampa, в итальянском парламент представлено 155 политических сил. С начала последних выборов (2007 г.) было зарегистрировано еженедельное рождение новоиспеченных партий и движений по одному в неделю. Кому же и зачем нужны все эти партии и движения? Некоторые не нужны никому, а служат лишь для чистого бахвальства. Представьте, с каким апломбом можно ≪срезать≫ собеседника, небрежно бросив в ответ на вопрос о том, в какой партии вы состоите: ≪В своей собственной!≫ Есть партии которые кроятся под лидера — как негоже быть полководцу без армии, так же неприглядно быть партийному боссу без партии.

Если раньше считалось, что излюбленный спорт итальянцев — это уход от налогов, то новое поветрие сделало уклонение от уплаты налогов чем-то старомодным и анахроничным. Теперь в ходу новый тренд —партийное строительство, и все кому не лень взяли на вооружение это хобби.

Партийная система в Италии структурируется по идеологическому признаку на левых, правых и центристов. На левым фланге и центре много партий ностальгического толка - поле для деятельности здесь обширное, и места у кормушки всем хватит: и христианским демократам, и коммунистам, и социалистам. Наряду с видными воплотителями коммунистической идеи, такими, как ≪Коммунистическое возрождение≫ или ≪Итальянские коммунисты≫, имеются в изобилии и микроскопические образования вроде ≪Комитетов борьбы за сопротивление — за-коммунизм≫ или ≪Учредительное движение коммунстической партии трудящихся≫. Всего же коммунистических партии движений в итальянском парламенте представлено 10. Это совсем немного по сравнению с 28 центристскими партиями и движениями христиан-социал-демократического толка, среди которых наравне с ≪Союзом христианских демократов≫ или ≪Союзом демократов за Европу≫ имеются также ≪Социальное христианское движение≫, « Новая христианская демократия≫, ≪Партия народных католиков — да здравствует народ≫ и даже ≪Италия посредине≫.

Правый фланг достойно представлен либералами во главе с партией Сильвио Берлускони ≪Вперед, Италия!≫, консерваторами в лице партии ≪Национальный альянс≫, возглавляемой Джанфранко Фини, союзником Берлускони, и крайне правыми или правыми экстремистами, вроде партий ≪Трехцветное пламя≫, ≪Новая сила≫ и ≪Социальный национальный фронт≫. Куда уж правее! — подумает про себя читатель. И ошибется!

Есть политические силы правее крайне правых. Это обыкновенные фашисты. В итальянском парламенте совершенно официально представлены одна фашистская партия и одно фашистское движение — это ≪Движение фашизм и свобода≫ и ≪Республиканская фашистская партия≫. Позвольте! — воскликнет читатель,—да ведь это же подсудное дело, апология фашизма! Так, да не так. В итальянской Конституции что записано? Уголовно наказуемым деянием является ≪попытка воссоздания распущенной фашистской партии≫, т. е. ≪Национал-фашистской партии≫ Муссолини. А здесь совсем другое дело. Нынешние партии вовсе не национал-фашистские, распущены никогда не были, созданы совсем недавно и, следовательно, под действие УК не подпадают.

Ясно, что правее правых быть можно. Эту простую истину на лету

подхватили ≪зеленые≫, организовав помимо общенациональной ≪Федерации зеленых≫ движения ≪Зеленый фронт≫, ≪Зеленые федералы≫ и...≪Зеленее зеленых≫. Эх, молодо—зелено! А зачем же, спрашивается, еще зеленее? А это чтоб политические противники позеленели от злости.

Парламент — что Ноев ковчег: всякой твари по паре! Кроме чисто политических образований имеются также поколенческие — четыре партии пенсионеров и три молодежные. Совсем как в России прошлого века — были ≪Вехи≫, а им на смену пришли ≪Смены вех≫, или по-простецки ≪сменовеховцы≫. Есть образования экзотические, вроде ≪Лиги стопроцентного самца≫ или ≪Евро —нет!≫. При взгляде на это название самого так и подмывает создать свою собственную партию: ≪Рублю — да!≫.

Среди территориальных и региональных образований пальму первенства прочно удерживают сицилийцы, взявшие вопреки суворовскому наставлению не уменьем, а числом — местных сицилийских партий и движений в итальянском парламенте представлено девять, и

они выгодно выделяются на фоне прочей мелкой региональной шушеры, вроде ≪Новой итальянской партии эмигрантов≫ или ≪Альпийской звезды≫.

Итальянские партии растут как грибы после обильного золотоносного дождя компенсаций расходов на проведение предвыборной кампании, положив себе в карманы в прошлом году 200 млн евро.| Все очень просто — избираешься по одному избирательному списку, а попав в парламент, создаешь свое собственное движение или партию с группой перебежчиков из других избирательных списков. Чем больше партий, тем больше компенсаций.

studfiles.net

Партийная система и основные политические партии Италии - Конституционное право зарубежных стран

16.3. Партийная система и основные политические партии Италии

После Второй мировой войны па Апеннинах утвердилась характерная для стран Запада многопартийная политическая система. Ее становление связано с преодолением фашистского и авторитарного прошлого и с прямой помощью англо-американских союзников в деле утверждения институтов плюралистической демократии и многопартийности.

Право на объединение в политические организации рассматривается как одна из существенных основ итальянского общества. Согласно Конституции (ст. 49) "все граждане имеют право свободно объединяться в партии, чтобы демократическим путем содействовать определению национальной политики".

Для современного периода Италии характерным является множественность политических партий (активно действует около 50), отсутствие мощной правой или правоцентристской организации, действующей в общенациональном масштабе, государственное финансирование партий, участвующих в выборах, запрет на пропаганду фашизма и деятельность фашистских организаций.

С 1996 г. почти пять лет у власти (впервые за 50 лет) стояла левоцентристская политическая коалиция "Оливковое дерево" (или просто "Олива"), Ее основу составила возникшая в феврале 1991 г. на базе реформистского крыла Итальянской коммунистической партии новая организация - Демократическая партия левых сил, преобразованная впоследствии в Партию левых демократов (ПЛД). Она отвергла марксизм-ленинизм и проповедует социал-демократические ценности. Это влиятельная, самая многочисленная по членской массе партия. Ее лидеры и активисты доминировали в коалиционном правительстве в 1996- 2001 гг. В течение двух лет (2006-2008 гг.) после победы на парламентских выборах Партия левых демократов стояла у власти, образовав новую левоцентристскую коалицию. Однако она вновь потерпела поражение на внеочередных выборах в апреле 2008 г. Ныне Демократическая партия (бывшая ПЛД) - ведущая оппозиционная сила.

Союзниками ПЛД являются центристское движение "Итальянское обновление", возникшее на базе левого крыла христианских демократов, экологисты - "зеленые" и новая партия социал-демократической направленности "Союз демократов за Европу". По ряду конкретных вопросов левые демократы блокируются с леворадикальной Партией коммунистического преобразования, сохранившей влияние среди части работников наемного труда.

Начиная с 2008 г. по настоящее время происходит сложный процесс строительства новой крупной политической организации - Демократической партии. Ее основа - Партия левых демократов и союзников по предвыборной коалиции "Радуга", однако реформирование левых и левоцентристских сил еще не закончено.

Социалистическая партия, некогда весьма влиятельная, ныне существенно ослаблена и не преодолела кризисные явления.

В первой половине 1990-х гг. после длительного периода стагнации распалась крупная, ранее хорошо организованная и многочисленная Христианско-демократическая партия. Это была буржуазная по составу и пропагандируемой идеологии политическая организация, имевшая тесные связи с крупным капиталом, международными финансовыми и банковскими структурами, католической церковью. Несколько десятилетий она доминировала в общественно-политической жизни страны и внесла большой вклад в послевоенное развитие. В 1994 г. на ее базе возникла Итальянская народная партия.

Крупной политической силой является появившееся недавно эклектическое правое по духу и целям движение "Вперед, Италия". Оно не имело четкой политической программы и устойчивой социальной базы. Его опора - различные состоятельные круги, крупная финансовая и промышленная буржуазия. Эта организация победила на парламентских выборах 2001 г. и в течение пяти лет была правящей партией; в 2001-2006 гг. она стала основой право-центристского избирательного блока "Дом свободы". Однако избирательный блок "Вперед, Италия" неудачно выступил на парламентских выборах 2006 г. и был в оппозиции. В 2007 г. возник новый правоцентристкий избирательный блок "Народ за свободу", в состав которого вошли организация "Вперед, Италия", регионалистская Лига Севера и Национальный альянс. После парламентских выборов в апреле 2008 г. (на которых победили правые) они вновь вернулись к власти. Лидером правых центристов является удачливый политик и крупный предприниматель, неоднократно с 1994 по 2011 гг. с перерывами занимавший должность главы правительства, - Сильвио Берлускони. Избирательный блок "Народ за свободу" имеет большинство в палатах итальянского парламента и образовал коалиционное правительство.

С 2008 г. происходит реформирование правых и право-центристских сил. На базе предвыборного блока в 2009 г. создана одноименная крупная партия "Народ за свободу". Ее основа - организация "Вперед, Италия", Национальный альянс и Лига Севера. Руководителем новой партии (согласно достигнутым договоренностям) стал С. Берлускони. Поставлена задача превратить "Народ за свободу" в солидную, респектабельную политическую организацию, которая не достигнута и даже обострилась в конце 2011 г. после отставки С. Берлускони с должности главы правительства. Ситуация стала кризисной летом 2010 г., когда соратник руководителя правительства в тот период, председатель палаты депутатов парламента Джанфранко Фини увел под знамена вновь созданной группы "Будущее и свобода" 34 депутата и 11 сенаторов. По всей видимости, в ближайшее время возникнет новая одноименная правоконсервативная политическая партия ("Будущее и свобода"), которая примет активное участие в парламентских выборах.

Существует большое число мелкобуржуазных партий, действующих на общенациональном уровне или в конкретном регионе, - Республиканская, Социал-демократическая, Либеральная, Южно-тирольская народная, Сардинская, Лига Севера. Особняком стоит праворадикальный Национальный альянс, широко использующий демагогические и националистические лозунги. Определенным влиянием пользуется Транснациональная радикальная партия, не имеющая четкой политической ориентации и допускающая двойное партийное членство.

geum.ru

3. Политические партии и партийная система Италии

 

Право на объединение в политические организации – одна из конституционных основ итальянского общества. Согласно ст. 49 Конституции «все граждане имеют право свободно объединяться в партии, чтобы демократическим путем содействовать определению национальной политики».

Статья XII Переходных и заключительных положений запрещает восстановление в какой бы то ни было форме фашистских партий. Текущее законодательство Италии регламентирует в основном финансовую сторону деятельности партий. Закон об участии государства в финансировании политических партий 1974 г. предусматривает финансовую поддержку только партийных фракций в нижней палате парламента, пропорционально их численности в палате. Предельно допустимые суммы взносов частных организаций в пользу партий закон не устанавливает. Для современной Италии характерным является множественность политических партий. Активно действующих около 50. Ни одна из политических партий Италии не в состоянии победить на выборах и сформировать однопартийное правительство, поэтому для политической жизни этой страны характерна блоковая система. На парламентских выборах 2001 года большинство мандатов получил правоцентристский блок «Дом свободы», основу которого составляет возглавляемое С. Берлускони движение «Вперед Италия». Его союзниками по блоку выступают партии консервативной ориентации Христианско-демократический центр и Национальный альянс.

Оппозиция объединена в блоке левоцентристских партий «Олива», который составляют Итальянская народная партия, партия «Левых демократов», движение зеленых, партия «Итальянское обновление» и «Партия коммунистических преобразований». Блок «Олива» находился у власти в 1996-2001г.г.

 

 

4. Выборы, референдум, избирательное право, избирательная система Италии

 

Конституция и закон от 8 марта 1975 г. устанавливают, что активным избирательным правом обладают все граждане Италии, независимо от пола, достигшие 18 лет (при выборах в Сенат – 25 лет). Голосование всеобщее и прямое. Право голоса может быть ограничено только на основании закона в случаях недееспособности, вынесения уголовного приговора. В судебном порядке лишаются избирательных прав на срок до 5 лет банкроты. Возрастной ценз пассивного избирательного права составляет 25 лет для кандидатов в депутаты нижней палаты парламента, 40 лет – для сенаторов и 50 лет – для Президента Республики.

В Италии широкое распространение получил установленный Конституцией институт референдума. В частности, на референдум выносилось более 30 законов, которые по итогам референдума были отменены. Конституция предусматривает несколько видов референдума:

·конституционный референдум;

·референдум по территориальным вопросам, проводящийся в заинтересованных территориальных единицах при решении проблем изменения границ между ними;

·отменительный референдум, именуемый институтом народного вето и проводящийся по вопросу о прекращении действия существующего закона.

Такой референдум может быть проведен по инициативе не менее 500 тыс. избирателей или 5 областных советов. Но могут быть вынесены на референдум акты о налогах, бюджете, амнистии, помиловании, о ратификации международных договоров.

В референдуме имеют право участвовать граждане, внесенные в списки избирателей по выборам депутатов нижней палаты Парламента. Предложение, вынесенное на референдум, считается одобренным, если в голосовании приняло участие большинство избирателей и за него проголосовало большинство принявших участие в референдуме.

 

studfiles.net

Партийная система и основные политические партии Италии — КиберПедия

После Второй мировой войны на Апеннинах утверди­лась характерная для стран Запада многопартийная политическая система. Ее становление связано с преодолением фашистского и авторитарного прошлого и с прямой помо­щью англо-американских союзников в деле утверждения институтов плюралистической демократии и многопартий­ности.

Право на объединение в политические организации рас­сматривается как одна из существенных основ итальянско­го общества. Согласно Конституции (ст. 49) «все граждане имеют право свободно объединяться в партии, чтобы демо­кратическим путем содействовать определению националь­ной политики».

Для современного периода Италии характерным являет­ся множественность политических партий (активно дейст­вует около 50), отсутствие мощной правой или правоцен­тристской организации, действующей в общенациональном масштабе, государственное финансирование партий, участ­вующих в выборах, запрет на пропаганду фашизма и дея­тельность фашистских организаций.

С 1996 г. почти пять лет у власти (впервые за 50 лет) стояла левоцентристская политическая коалиция «Олив­ковое дерево» (или просто «Олива»). Ее основу составила возникшая в феврале 1991 г. на базе реформистского кры­ла Итальянской коммунистической партии новая органи­зация — Демократическая партия левых сил, преобразован­ная впоследствии в Партию левых демократов (ПЛД). Она отвергла марксизм-ленинизм и проповедует социал-демо­кратические ценности. Это влиятельная, самая многочис­ленная по членской массе партия. Ее лидеры и активисты доминировали в коалиционном правительстве в 1996— 2001 гг. В течение двух лет (2006—2008 гг.) после победы на парламентских выборах Партия левых демократов стоя­ла у власти, образовав новую левоцентристскую коалицию. Однако она вновь потерпела поражение на внеочередных выборах в апреле 2008 г. Ныне ПЛД — ведущая оппозици­онная сила.

Союзниками ПЛД являются центристское движение «Итальянское обновление», возникшее на базе левого кры­ла христианских демократов, экологисты — «зеленые» и но­вая партия социал-демократической направленности «Союз демократов за Европу». По ряду конкретных вопросов ле­вые демократы блокируются с леворадикальной Партией коммунистического преобразования, сохранившей влияние среди части работников наемного труда.

Начиная с 2008 г. по настоящее время происходит слож­ный процесс строительства новой крупной политической организации — Демократической партии. Ее основа — Пар­тия левых демократов и союзников по предвыборной коа­лиции «Радуга», однако реформирование левых и левоцен­тристских сил еще не закончено.

Социалистическая партия, некогда весьма влиятельная, ныне существенно ослаблена и не преодолела кризисные явления.

В первой половине 1990-х гг. после длительного периода стагнации распалась крупная, ранее хорошо организован­ная и многочисленная Христианско-демократическая пар­тия. Это была буржуазная по составу и пропагандируемой идеологии политическая организация, имевшая тесные связи с крупным капиталом, международными финансовы­ми и банковскими структурами, католической церковью. Несколько десятилетий она доминировала в общественно-политической жизни страны и внесла большой вклад в по­слевоенное развитие. В 1994 г. на ее базе возникла Италь­янская народная партия.

Крупной политической силой является появившееся не­давно эклектическое правое по духу и целям движение «Впе­ред, Италия». Оно не имеет четкой политической програм­мы и устойчивой социальной базы, перед ним поставлена задача создать на его базе солидную и влиятельную буржуаз­ную партию, однако указанная цель пока не достигнута. Эта организация победила на парламентских выборах 2001 г. и в течение пяти лет была правящей партией; в 2001—2006 гг. она стала основой правоцентристского избирательного бло­ка «Дом свободы». Однако данный избирательный блок и «Вперед, Италия» неудачно выступили на парламентских выборах 2006 г. и были в оппозиции. В 2007 г. возник новый правоцентристкий избирательный блок «Народ за свободу», в состав которого вошли организация «Вперед, Италия», ре-гионалистская Лига Севера и Национальный альянс. После парламентских выборов в апреле 2008 г. (на которых побе­дили правые) они вновь вернулись к власти. Лидером пра­вых центристов является удачливый политик и крупный предприниматель, недавно вновь (в третий раз) занявший должность главы правительства, — Сильвио Берлускони. Избирательный блок «Народ за свободу» имеет устойчивое большинство в палатах итальянского парламента и образо­вал коалиционное правительство.

С 2008 г. происходит реформирование правых и право­центристских сил. На базе предвыборного блока создается одноименная крупная партия «Народ за свободу». Ее осно­ва — организация «Вперед, Италия», Национальный аль­янс и Лига Севера. Руководителем новой партии (согласно достигнутым договоренностям) стал С. Берлускони. Одна­ко при этом, как и на левоцентристском фланге, процесс партийного строительства не закончен.

Существует большое число мелкобуржуазных партий, действующих на общенациональном уровне или в конкрет­ном регионе, — Республиканская, Социал-демократическая, Либеральная, Южно-тирольская народная, Сардинская, Лига Севера. Особняком стоит праворадикальный Нацио­нальный альянс, широко использующий демагогические и националистические лозунги. Определенным влиянием пользуется Транснациональная радикальная партия, не имеющая четкой политической ориентации и допускающая двойное партийное членство.

 

cyberpedia.su

Политическая система Италии

Сибирская Академия Государственной Службы

Кафедра политологии

Р Е Ф Е Р А Т

На тему: Политическая система и государственное устройство Италии

Выполнил: студент

гр. ФПС 001 Гришин А.А.

Научный руководитель:

проф. Демидов В.В.

Новосибирск 2000

Содержание:

Форма правления и государственное устройство Италии

Политические партии и партийная система.

Центральные органы государственной власти.

Парламент.

Президент, права и полномочия.

Правительство Италии.

Конституционный суд.

Судебная система.

6. Административное деление

Форма правления и государственное устройство Италии

Италия - Парламентская республика с президентской формой правления.

Столица Италии – Рим.

Население - Около 58 млн.человек, из них 94% итальянцы.

Географическое положение - Государство на юге Европы. Общая площадь 301 тыс.кв.км. На севере граничит со Швейцарией и Австрией, на востоке со Словенией, на северо-западе с Францией. Италии так же принадлежат острова Эльба, Сицилия и Сардиния. Омывается 5 морями - Адриатическим, Ионическим, Средиземным, Тирренским и Лигуриийским.

Государственное устройство Италии определяется конституцией, принятой 22 декабря 1947 г. Конституция почти без поправок действует до настоящего времени и считается одной из самых демократических в мире. Наряду с основными демократическими принципами в ней нашли отражения и антивоенные, антифашистские настроения того времени, таким образом конституция Италии закрепила обширный круг прав и свобод, провозгласила народный суверенитет, объявила антифашизм в качестве официальной политики государства. Прогрессивность конституции также проявилась в учреждении демократического порядка формирования палат парламента, во включении в государственную систему института народной инициативы и референдума, в создании Национального совета экономики и труда.

Формой правления в Италии была выбрана унитарная форма государственного устройства с широкой территориальной автономией для составляющих государство областей. Данная форма весьма близка к классической модели (Французская четвертая республика).

Политические партии и партийная система.

Многопартийность – одна из важнейших черт существующей партийной системы Италии в значительной мере данному положению вещей способствовала существовавшая до недавнего времени пропорциональная избирательная система при формировании представительных учреждений. На партийной арене кроме собственно партий, которых насчитывается только основных - ____, выступают и другие участники политического процесса, такие как: рабочие профсоюзы, предпринимательские организации, сельскохозяйственные и др. союзы. Традиционно сильные позиции имеет католическая церковь со штаб квартирой в Ватикане, расположенном в столице страны.

Основными политическими партиями Италии являются:

Христианско демократическая партия (ХДП), основана в 1943 г. – партия клерикального типа, выражающая главным образом интересы различных слоев буржуазии, пользуется поддержкой церкви и включает в себя левые, правые и центристские группировки – 1,4 млн членов;

Форса Италия (Вперед, Италия), буржуазная партия, основанная в 1993г., - отстаивает принципы рыночной экономики, пытается объединить политические силы правого центра;

Итальянская социалистическая партия (ИСП), основана в 1892 г., - левоцентристская партия, являющаяся членом Социалистического интернационала – свыше 500 тыс. членов;

Итальянская социал-демократическая партия (ИСДП) – 1969 г., член Социалистического интернационала, правый центр - 180 тыс. членов;

Итальянская республиканская партия (ИРП) – 1897 г., партия буржуазного типа – 110-120 тыс. членов;

Итальянская либеральная партия – 1848 г., - правая буржуазная партия – 60-153 тыс. членов;

Национальный альянс 1946 г., - неофашистская партия – 400 тыс. членов;

Федерация «зеленых» - 1987 г., - объединение организаций, выступающих за охрану окружающей среды;

Демократическая партия левых сил (ДПЛС) – 1991 г., образовалась после преобразования Итальянской коммунистической партии, поддерживает традиционные идеалы социал-демократии;

www.wikidocs.ru

Партийная система и политические партии Италии — курсовая работа

 

Содержание:

 

  1. Форма правления и государственное устройство Италии
  2. Политические партии и партийная система.
  3. Центральные органы государственной власти.
    1. Парламент.
    2. Президент, права и полномочия.
    3. Правительство Италии.
  4. Конституционный суд.
  5. Судебная система.

6. Административное деление

 

 

  1. Форма правления и государственное устройство Италии

Италия - Парламентская  республика с президентской формой правления.

Столица Италии – Рим.

Население - Около 58 млн.человек, из них 94% итальянцы.

Географическое положение - Государство на юге Европы. Общая площадь 301 тыс.кв.км. На севере граничит со Швейцарией и Австрией, на востоке со Словенией, на северо-западе с Францией. Италии так же принадлежат острова Эльба, Сицилия и Сардиния. Омывается 5 морями - Адриатическим, Ионическим, Средиземным, Тирренским и Лигуриийским.

Государственное устройство Италии определяется конституцией, принятой 22 декабря 1947 г. Конституция почти без поправок действует до настоящего времени  и считается одной из самых  демократических в мире. Наряду с основными демократическими принципами в ней нашли отражения и антивоенные, антифашистские настроения того времени, таким образом  конституция Италии закрепила обширный круг прав и свобод, провозгласила народный суверенитет, объявила антифашизм в качестве официальной политики государства. Прогрессивность конституции также проявилась в учреждении демократического порядка формирования палат парламента, во включении  в государственную систему института народной инициативы и референдума, в создании Национального совета экономики и труда.

Формой правления в Италии была выбрана унитарная форма государственного устройства с широкой территориальной  автономией для составляющих государство  областей. Данная форма весьма близка к классической модели (Французская  четвертая республика).

 

  1. Политические партии и партийная система.

Многопартийность – одна из важнейших  черт существующей партийной системы  Италии в значительной мере данному  положению вещей способствовала существовавшая до недавнего времени  пропорциональная избирательная система при формировании представительных учреждений. На партийной арене кроме собственно партий, которых насчитывается только основных - ____, выступают и другие участники политического процесса, такие как: рабочие профсоюзы, предпринимательские организации, сельскохозяйственные и др. союзы. Традиционно сильные позиции имеет католическая церковь со штаб квартирой в Ватикане, расположенном в столице страны.

Основными политическими партиями Италии являются:

  • Христианско демократическая партия (ХДП), основана в 1943 г. – партия клерикального типа, выражающая главным образом интересы различных слоев буржуазии, пользуется поддержкой церкви и включает в себя левые, правые и центристские группировки – 1,4 млн членов;
  • Форса Италия (Вперед, Италия), буржуазная партия, основанная в 1993г., - отстаивает принципы рыночной экономики, пытается объединить политические силы правого центра;
  • Итальянская социалистическая партия (ИСП), основана в 1892 г., - левоцентристская партия, являющаяся членом Социалистического интернационала – свыше 500 тыс. членов;
  • Итальянская социал-демократическая партия (ИСДП) – 1969 г., член Социалистического интернационала, правый центр - 180 тыс. членов;
  • Итальянская республиканская партия (ИРП) – 1897 г., партия буржуазного типа – 110-120 тыс. членов;
  • Итальянская либеральная партия – 1848 г., - правая буржуазная партия – 60-153 тыс. членов;
  • Национальный альянс 1946 г., - неофашистская партия – 400 тыс. членов;
  • Федерация «зеленых» - 1987 г., - объединение организаций, выступающих за охрану окружающей среды;
  • Демократическая партия левых сил (ДПЛС) – 1991 г., образовалась после преобразования Итальянской коммунистической партии, поддерживает традиционные идеалы социал-демократии;
  • Партия коммунистического преобразования (ПКП) – 1991 г., образовалась после преобразования Итальянской коммунистической партии, остается крайне левого толка, объединяет в т.ч. ортодоксальных коммунистов.

 

Отличительной чертой профсоюзного движения Италии является то, что наиболее влиятельные  и крупные национальные объединения профсоюзов связаны с ведущими политическими партиями:

Всеобщая итальянская конфедерация труда – итальянские коммунисты (ДПЛС, ПКП) – 4,5 млн членов;

Итальянская конфедерация рабочих  профсоюзов – ХДП – 3 млн. членов;

Итальянский союз труда – ИСДП, ИРП – 1,5 млн. членов.

 

 

  1. Центральные органы государственной власти

Система центральных органов государственной  власти  Италии строится на основе принципа разделения властей: законодательная  власть вверена двухпалатному парламенту, исполнительная - имеет двойственную структуры и включает Президента и правительство – Совет министров. Составной частью системы органов является Конституционный суд, обеспечивающий функционирование государственной системы в соответствии с нормами основного закона.

 

  1. Парламент.

 

Высший орган законодательный власти — парламент, состоящий из двух палат: Палаты депутатов и Сената республики, избирается на 5 лет.

Палата депутатов насчитывает 630 человек. Депутатом может быть избран любой гражданин республики, достигший возраста 25 лет.

Сенат республики насчитывает 322 сенатора. По конституции Италии сенатором может быть избран (назначен) гражданин, достигший возраста 40 лет.

Согласно итальянским законам  право избирать в Палату депутатов  имеют все граждане, достигшие  возраста 18 лет, а в Сенат — 25 лет.

В настоящий момент  в Испании (с 1993 г.) при избрании обеих палат  парламента действует мажоритарная избирательная система.

Палаты наделены большими полномочиями: утверждают государственный бюджет. решают вопросы о займах и предоставлении кредитов, ратифицируют международные договоры и т.д.

Согласно конституции, проводятся совместные заседания обеих палат  для принятия присяги президента, лишения парламентской неприкосновенности одного из членов парламента или решения  об объявлении войны, предании Президента, председателя Совета министров и министров суду.

Руководящие органы палат – бюро. Каждый из этих органов включает председателя палаты, четырех вице-председателей, трех квесторов и 8 секретарей, причем в этих органах должны быть представлены все партийные фракции. Бюро избирается на 5 лет. Для образования партийных фракций в Палате депутатов требуется желание не менее 20 ее членов, допускается создание фракций и из меньшего числа при соблюдением партией ряда требований на выборах. В Сенате партийные фракции должны состоять из 10 сенаторов. Допускаются смешанные фракции из членов различных партий.

В палатах образуются постоянные комиссии: в Сенате – 12 или 13 на 2 года, в Палате депутатов – 14 на 5 лет. Профиль комиссий повторяет компетенцию соответствующих министерств.

Заседания палат носят публичный характер, однако палата может принять решение о проведении закрытого заседания по просьбе правительства, председателя партийной фракции или группы депутатов.

Законодательная инициатива принадлежит парламентариям, правительству, областным советам, Национальному совету экономики и труда, а также группам избирателей не менее 50 тыс. чел. – народная инициатива. В тоже время существует жесткая иерархия законодательной инициативы в зависимости от компетенции субъекта законотворчества. Т.е. проекты областей могут касаться только областной жизни, избиратели не могут вносить проекты в областях, зарезервированных за правительством и т.д.

Особенностью законодательного процесса в парламенте является предоставление палатам права передавать свои законодательные полномочия комиссиям. Парламент также может делегировать правительству свои законодательные полномочия, кроме вопросов, лежащих в конституционной области, в области избирательного права, принятия бюджета, ратификации международных договоров.

Следует также отметить зависимость  правительства от парламента, оно  несет коллективную ответственность  перед любой палатой парламента и должно при конституировании получить доверие обеих палат.

В международной сфере итальянский парламент ратифицирует договоры с другими государствами, объявляет войну.

В судебной – назначает 1/3 часть членов Конституционного суда, 1/3 часть Высшего совета магистратуры, решает вопрос об объявлении амнистии.

Глава государства — президент, избираемый сроком на 7 лет парламентом и делегатами областных советов. Президент обладает широкими полномочиями. Он утверждает законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента и назначения новых выборов.

 

  1. Президент, права и полномочия.

Компетенция. Президент республики является главой государства и представляет национальное единство.

В отношениях с Парламентом он осуществляет следующие полномочия:

  • Направляет палатам послания;
  • Назначает выборы новых палат и определяет день их первого заседания;
  • Разрешает представлять палатам законопроекты по инициативе Правительства;
  • Промульгирует законы, издает декреты, имеющие силу закона, и положения;
  • Может, заслушав председателей палат, распустить их обе или одну из них, за исключением последних шести месяцев своего мандата;

В предусмотренных Конституцией случаях  назначает народный референдум, а  в случаях, предусмотренных законом  – государственных должностных  лиц.

Президент является главнокомандующим  Вооруженных сил, председательствует в создаваемом согласно закону Верховном совете обороны, объявляет по решению палат состояние войны.

В отношениях с судебной властью  его полномочия заключаются в  председательствовании в Высшем совете магистратуры, а также в  помиловании и смягчении наказаний.

Президент жалует знаки отличия республики.

Никакой акт Президента не действителен без контрасигнатуры предложившего  его министра, который и принимает  на себя за этот акт ответственность.

Избрание. Президентом может быть избран гражданин, достигший 50-летнего возраста и пользующийся гражданскими и политическими правами.

Президент избирается Парламентом  на совместном заседании всех его  членов. В выборах участвуют также  по три делегата от каждой области, которые избираются областными советами таким образом, чтобы обеспечить и представительство меньшинства. Данная процедура в условиях парламентской многопартийности – результат компромисса политических партий по поводу конкретной кандидатуры.

Президент избирается на 7 лет и  может неоднократно переизбираться.

Если Президент не может осуществлять свои функции, его замещает председатель Сената. Если Президент умер или ушел в отставку, председатель Палаты депутатов назначает выборы нового Президента в течении 15 дней.

Ответственность. Благодаря контрасигнатуре  его актов Президент не ответственен за действия, совершенные при выполнении своих функций, за исключением государственной измены или посягательства на Конституцию.

 

  1. Правительство Италии.

 

Правительство Италии – наиболее активный орган исполнительной власти, включает председателя Совета министров и министров.

Назначение правительства целиком  зависит от палат парламента, от соотношения политических сил в  них. Правительство назначается  Президентом республики после консультаций с лидерами партийных фракций  в палатах и их председателями. Оно считается сформированным, если в течение 10 дней после своего образования получит доверие обоих палат.

Правительство солидарно ответственно перед обоими палатами. Председатель несет ответственность за общую  политику, а министры коллективно  ответственны за действия Совета министров и индивидуально – за действия своих ведомств.

Правительство руководит страной  по существу в соответствии с волей  парламентского большинства: оно исполняет  законы, принимает регламенты, декреты  и разного рода постановления по управлению. Полномочия, предоставленные Конституцией Президенту республики, фактически осуществляются правительством. На практике правительство в Италии в гораздо большей мере, чем в других странах, зависит от воли палат парламента.

Конституцией Италии учреждено несколько вспомогательных и контрольных органов, оказывающих содействие парламенту и правительству:

Национальный совет  экономики и труда – формируется на корпоративной основе из представителей «групп интересов» (профсоюзов, предпринимательских организаций, организаций лиц свободных профессий и др.) и экспертов. Совет является консультативным органом парламента и правительства по экономическим и социальным вопросам и обладает правом законодательной инициативы.

Государственный совет – консультативный юридический орган правительства и одновременно высший орган административной юстиции.

Счетная палата – осуществляет предварительный контроль законности финансовых актов правительства и контроль за исполнением государственного бюджета.

 

  1. Конституционный суд.

 

Конституционный суд учрежден Конституцией Италии в 1947 году. Начало работы - 1956 год.

myunivercity.ru


Смотрите также