Миланский собор Дуомо (собор Милана) -фото, билеты, стиль. Италия домский собор


Миланский собор — изящество и величие готической архитектуры

Крупнейший собор в готическом стиле в центре Милана

Миланский собор — яркий образец архитектуры эпохи «пламенеющей готики» и самый крупный готический храм в мире. Всей своей колоссальной и торжественной формой он словно воздает хвалу божественному величию. Это один из самых узнаваемых храмов в мире.

Собор находится в самом сердце исторического Милана. По замыслу градостроителей в радиально-кольцевой структуре города миланский кафедральный собор, или Дуомо, как его здесь называют, является местом пересечения всех городских дорог.

История

Самый известный миланский собор, строившийся на протяжении нескольких веков

Готика, столь характерный для средневековой Европы архитектурный стиль, не сразу пришла в Италию. Миланский собор, строительство которого началось в XIV веке, оказался первым зданием в готическом стиле, построенным по эту сторону Альп.

Для возведения храма в Ломбардию специально были приглашены архитекторы из Франции и Германии. Однако изначальный проект собора принадлежит итальянцу, архитектору Орсениго. Совместная работа двух разных строительных школ и создала уникальную и запоминающуюся форму миланского собора.

На месте миланского кафедрального собора в дохристианские времена располагалось сперва кельтское святилище, а затем храм, посвященный Минерве, богине мудрости и полезных открытий.

Строительство храма продолжалось около четырех столетий. Оно прерывалось то из-за недостатка средств, то из-за споров по поводу внешнего вида собора. Постройка была завершена лишь в 1813 году, а работы по украшению храма продолжались вплоть до 60-х годов XX столетия, когда были установлены новые двери.

Бронзовая статуя на вершине шпиля, возвышающегося над городом

Важнейшей вехой в истории строительства миланского собора стал 1769 год. Тогда собор увенчал шпиль 106-метровой высоты с 4-метровой бронзовой статуей Мадонны. Правительство в этом же году издало декрет, по которому ни одно здание в Милане не должно возвышаться над статуей Святой Девы. Это правило действует в городе до сих пор.

В Милане существует исключение из этого правила, это небоскреб «Пирелли». Однако на вершине высотки установлена точная копия статуи Мадонны.

Неоготический «каменный лес» собора, состоящий из 135 шпилей и придающий уникальность внешнему виду собора, был построен по указу Наполеона. Император, итальянец по происхождению, выбрал Дуомо в качестве места для своей коронации.

Здание украшает больше сотни шпилей, украшенных различными скульптурами

Архитектурные особенности

В эпоху пламенеющей готики каждый элемент в строительстве был наполнен особым религиозным смыслом. Так, например, если смотреть сверху, то по форме собор представляет собой католический крест.

Каждая часть здания богато украшена различными деталями орнамента и барельефами

Величественность сооружения обусловлена его назначением — представлять собой символ божественного миропорядка.

Фасад здания украшен огромным количеством скульптур. Общее чисто статуй на Дуомо — 3400. Здесь изображены мученики и святые, мифические существа и известные исторические лица. Среди фигур, украшающих собор, можно встретить Наполеона Бонапарта, он помещен наверху одного из неоготических шпилей, построенных по его указу. Также здесь имеется статуя русского князя Владимира Мономаха, принесшего христианство на Русь.

Скульптурная композиция на фасаде здания

Внешний облик собора, воздушный и неземной, связан с выбором облицовочного материала. Для отделки был взят бело-розовый мрамор из Кандольи. Материал по-разному выглядит в зависимости от времени суток. Кого-то он больше впечатляет на рассвете, а кто-то предпочитает его вид в закатном солнце. Гейне, знаменитый поэт, считал, невозможно вообразить чего-то более мистичного и зачаровывающего, чем миланский собор в лунном свете.

В городе распространен речевой оборот «a ufo», что означает «на халяву» или «бесплатно». Выражение берет начало со времен возведения Дуомо. Дело в том, что мрамор для отделки храма был предоставлен церкви герцогом Висконти совершенно безвозмездно. Телеги с мрамором подписывались буквами A.U.F, которые представляли собой аббревиатуру, означающую в переводе на русский язык «для строительства». Благодаря этой надписи ввозимый груз не облагался налогом.

Ливники, через которые стекает вода во время дождя, выполнены в виде скульптур

Отдельного внимания достойны дождевые ливники, самые старые из которых относятся к самому началу строительства собора. Ливники — традиционные готические элементы в архитектуре соборов, они изображают разнообразных чудищ, с пастей которых стекает вода во время дождя.

Внутреннее убранство

Внутреннее убранство собора, расположенного в историческом центре города

В интерьере собора сочетаются тенденции средневековья и Возрождения. Огромное пространство храма, стрельчатые арки и высокие своды создают атмосферу готического средневековья, в то время как украшения храма выполнены в традиции Ренессанса.

Окна собора богато украшены витражами, изображающими сцены из Священного Писания. Эти витражи создавались и дополнялись на протяжении всего долгого времени строительства собора. Самые древние из них датируются XV-м веком. В соборе находится самый большой храмовый витраж, он расположен в апсиде и построен братьями Бертини в XIX-м веке.

Мраморный пол собора, покрытый тремя видами мрамора, украшен изящным рисунком. Черный, красный и белый камень был специально привезен для строительства из трех разных уголков Италии.

Достопримечательности

Отделка собора внутри сделана с помощью разных фресок, витражей и скульптур

Собор хранит большое количество произведений искусства мирового значения, а также важных христианских реликвий. Перечислим некоторые из них, на которые следует обратить особое внимание:

  • Высоко, под самым куполом хранится крупная священная реликвия — гвоздь, которым по легенде был распят Христос. Один раз в год старший епископ Милана поднимается за священным предметом и демонстрирует его посетителям храма.

Существует легенда, что подъемник, который поднимает священника к реликвии, спроектирован самим Леонардо да Винчи.

Главный зал собора, в котором часто проводятся выставки картин

  • Каждый год в ноябре-декабре в храме располагается обширная выставка картин, посвященных жизни Святого Карло Барромео, почитаемого миланского архиепископа. 54 полотна, созданных специально для Дуомо, описывают жизнь и деяния святого.
  • Среди статуй выделяется установленная в 1562 году скульптура Святого Варфоломея, примечательная тщательностью проработки деталей. Тело святого, принявшего мученическую смерть, изображено лишенным кожи, он держит ее на своих плечах.
  • На южной стороне храма находятся своеобразные солнечные часы, созданные в 1786 году. В своде проделано специальное отверстие, и свет, проходя через него, отражается на латунной полоске с изображениями знаков зодиака. Таким образом, можно зафиксировать момент полудня и текущий месяц.

Как оказалось, приспособление показывало не только время полудня. Благодаря тому, что часы регулярно ошибались, удалось вовремя обнаружить проседание фундамента, угрожающее целостности всего сооружения.

Мавзолей внутри здания, где собрана коллекция статуй

  • Великолепие скульптурного искусства Возрождения воплощено в мавзолее Джан-Джакомо Медичи, созданном в 1563 году. Мавзолей украшают изящные скульптуры. Долгое время считалось, что автор шедевра сам Микеланджело Буонарроти. Однако исследования, проведенные в XX веке, не подтвердили этого. Мавзолей стал последним захоронением, оставленным внутри храма. После его возведения во избежание возможных эпидемий хоронить умерших в соборе стало запрещено.

Со смотровой площадки собора на крыше открывается прекрасный вид на город. На вершине Дуомо можно сделать красивые фото, полюбоваться кружевом шпилей и находящимися наверху статуями.

Местоположение на карте, время работы и стоимость

Адрес: Piazza del Duomo. Milano, Италия.Официальный сайт: www.duomomilano.it

Часы работы: с 7:00 до 19:00, вход в храм до 18:45. В субботу и воскресение собор открыт для посещения с 8:30 до 18:00.

Вход — бесплатный. При этом обязательным условием посещения является соблюдение подобающего поведения в церкви и нормальный стиль одежды.

График подъема на террасы:

  • Понедельник — среда: с 9:00 до 19:00.
  • Четверг — воскресенье: с 9:00 до 21:00.

Посещение террас платное, цена — 12 евро. Подъем наверх по лестнице — 7 евро.

На сайте собора можно найти действующую стоимость билетов и возможные изменения в графике работы.

Как добраться?

Доехать до собора проще всего на метро. К станции Дуомо идут первая и третья линии.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

fly2italy.ru

Соборы Тосканы - на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных

Сиенский Собор

Сиенский Собор (фото)

Рекомендовать место

4

1

Сиенский Собор был построен в 1263 году на месте, где ранее располагался римский каструм. Следует заметить, что само строительство началось почти на полвека ранее - в 1215 году. Ныне Собор является главной церковью Сиенской республики, а также одним из самых колоритных памятников времен итальянской готики.

Западный фасад, оформлением которого занимался талантливый итальянский скульптор и архитектор Джованни Пизано, можно назвать настоящим архитектурным произведением. Строение являет собой завораживающе красивую композицию из барельефов и скульптур самых разных размеров по мотивам исторических и библейских сюжетов. Огромные мозаики украшают верхнюю часть фасада.

Восточный фасад уходит вглубь ниже фундамента, что обусловлено особенностями рельефа. Сюда можно спуститься по белой мраморной лестнице. Барельефы и узоры Восточного фасада также сделаны из разноцветного мрамора.

Не меньшей художественной ценностью обладает и сам интерьер Собора: красочный мозаичный пол, эффектно декорированная кафедра и статуя Иоанна Крестителя работы самого Донателло. Собор является действующим и по сей день, а потому принимает туристов до 17.00, а само посещение стоит 3 евро.

Piazza del Duomo, 53100 Siena, Италия

Домский собор Сансеполькро

Домский собор Сансеполькро (фото)

Рекомендовать место

1

Древний собор, посвященный Иоанну Богослову, стоит на месте древних развалин. Дошедший до нас вид принял в 14 веке. В архитектуре преобладает романский стиль с элементами готики.

Внутри храма есть несколько примечательных изображений, выполненных средневековым живописцами Бартоломео делла Гатта и Санти ди Тито, а также знаменитое «Вознесение Христа» Перуджино. Стоит внимания и деревянное распятие 10 века, часто называемое «Спасом нерукотворным».

V. Matteotti I - 52037, Sansepolcro, Тоскана, Италия

Кафедральный собор Лукки

Кафедральный собор Лукки в Лукке (фото)

Рекомендовать место

Главный храм тосканского города Лукка – кафедральный собор, посвященный святому Мартину Турскому. Собор расположен в центре города на площади святого Мартина. Сегодняшний образ собора сформировался в основном в тринадцатом веке после постройки фасада и портика.

Фасад собора святого Мартина представляет собой яркий образец так называемого лукко-пизанского романского стиля в архитектуре – тонкие колонны причудливой формы, полосы мрамора, образующие три яруса аркад, богатая резьба и инкрустация по камню. Рельефы тринадцатого века под портиками представляют собой превосходный пример такой резьбы и изображают сцены из жизни святого Мартина.

Одной из самых почитаемых святынь Лукки является хранящийся в правом нефе собора Святой Лик – резное деревянное распятие. По легенде его вырезал из ливанского кедра Никодим, который был членом Синедриона и тайным учеником Христа. Говорят, что Никодиму никак не удавалось добиться сходства с Иисусом, но когда он уже отчаялся, лик чудесным образом проступил из дерева.

Несомненным скульптурным шедевром является находящееся в соборе мраморное надгробие Иларии дель Карретто. Кажется, что прекрасная молодая женщина просто заснула, у ее ног символом супружеской верности лежит собачка, а крышку надгробия поддерживает череда амуров. Надгробие выполнил знаменитый скульптор Якопа делла Кверче.

В оформлении интерьера собора использованы также картины таких знаменитых итальянских мастеров как Тинторетто и Фра Бартоломео.

Италия, область Тоскана, провинция Лукка, г. Лукка

Пизанский собор

Пизанский собор (фото)

Рекомендовать место

Строительство Пизанского собора началось в 1063 году, и главной концепцией строительства было

органичное совмещение элементов самых разных архитектурных стилей, в число которых входили даже исламские. Такая эклектика должна была подчеркнуть размах пизанской торговли, в ту пору переживавшей свой ощутимый подъем.

За дело взялся архитектор Бускето ди Джованни Джудиче, который стремился превзойти своих конкурентов из Венеции, строивших Собор Святого Марка.

Годом завершения строительства считается 1118-й, когда Собор освятил папа Римский Геласий II.

Внешний вид собора с течением времени претерпевал ряд изменений, связанных с необходимостью реставраций строения. Интерьер Пизанского собора поражает воображение не только объемом, но и красотой декораций. В отделке преобладают черный и белый мрамор, а потолок украшен фресками эпохи средневековья. Несмотря на то, что большинство туристов попадает сюда благодаря знаменитой Пизанской башне, вскоре их внимание переключается на неповторимые красоты собора.

Piazza del Miracoli, 56010 Pisa, Италия

Кафедральный собор (Duomo di Prato)

Кафедральный собор (Duomo di Prato) (фото)

Рекомендовать место

Кафедральный собор в Прато посвящён святому Стефану. Собор находится в центре города, на Соборной площади (piazza del Duomo).

Собор – одно из древнейших религиозных сооружений в Прато. Ещё в 10 веке в исторических документах упоминается приходская церковь святого Стефана. Некоторые специалисты предполагают, что эта приходская церковь существовала уже в 5 веке. С 10 по 15 век церковь неоднократно перестраивалась и менялась. В основном, структура нынешнего здания восходит к 12 веку. Тогда же была возведена и колокольная башня собора (верхняя часть колокольни затем была надстроена в 1356-57 годах). В 14 веке церковь была расширена, т.к. возрос поток паломников к местной реликвии – поясу Богородицы (по преданию, эта реликвия находится в храме с 1141 года). Тогда же, в 14 веке, был пристроен трансепт. Исследователи допускают, что архитектурный проект мог быть выполнен Джованни Пизано. Дома перед собором были снесены, перед храмом образовалась большая площадь, которую в праздничные дни заполнял народ.

Колокольня кафедрального собора (Campanile del Duomo)

Колокольня кафедрального собора (Campanile del Duomo) (фото)

Рекомендовать место

Слева от главного фасада кафедрального собора Пистойи, на Соборной площади, возвышается колокольная башня.

Считается, что колокольня была возведена на месте лангобардской сторожевой башни. Однако по характеру кладки исследователи датируют нижнюю (самую древнюю) часть башни, которая доходит до второй бифоры, серединой 12 века. Выше, до зубцов, башня выполнена в пизанско-лукканском романском стиле. В конце 13 века в Пистойе случилось землетрясение. Стало понятно, что не имеет смысла увеличивать высоту колокольной башни. В конце 16 века башня была увенчана шатровой крышей (по некоторым данным, крыша была сделана раньше, но несколько раз разрушалась и переделывалась). В 1999 году колокольня была отреставрирована.Колокольная башня собора Пистойи считается одной из красивейших колоколен во всей Италии.

Кафедральный собор (Cattedrale di San Donato Duomo)

Кафедральный собор (Cattedrale di San Donato Duomo) (фото)

Рекомендовать место

Кафедральный собор святого Доната находится на месте раннехристианской церкви на вершине холма, на котором расположен Ареццо, и возвышается над всей аретинской долиной.

Строительство собора, начатое в 1278 году, растянулось на долгое время, и было завершено лишь в 1511 году.

Существующий ныне неоготический фасад с тремя глубокими профилированными порталами со стрельчатыми архивольтами на витых колонках, заменивший незаконченный фасад 16 века, был возведен в 1901 - 1914 годах по проекту Данте Вивиани. Богатый скульптурный декор был выполнен мастерами Джузеппе Кассиоли, Энрико Кватрини и самим Вивиани.

Кафедральный собор (Cattedrale di San Zeno)

Кафедральный собор (Cattedrale di San Zeno) (фото)

Рекомендовать место

1

Кафедральный собор святого Зенона находится в центре Пистойи на Соборной площади.

Первое письменное упоминание о соборе святого Зенона зафиксировано в 923 году. В 1108 году здание серьёзно пострадало от пожара и, вероятно, было восстановлено в первых десятилетиях 12 века. В 1145 году была освящена капелла святого Иакова. В 1202 году собор снова пострадал от огня. В 1274-75 годах были выполнены своды над боковыми нефами (изначально крыша над ними была сделана в виде деревянной фермы). В 1298 году некоторые разрушения были спровоцированы землетрясением. В 1336 году на фасаде была установлена статуя святого Зенона работы Якопо ди Маццео. В 1379-1449 годах главный фасад собора был переделан - были добавлены три яруса аркад и портик. В 1504 - 1505 годах Андреа делла Роббиа была выполнена отделка архивольта и люнета главного портала.

Примечательно внутренне убранство собора. Сохранилось большое количество христианских реликвий, фресок, барельефов и росписи, выполненных известными итальянскими мастерами. К сожалению, некоторые из этих произведений были утеряны в результате существенной перестройки, проводимой в 1598-1614 годах.

В 1952-66 годах были проведены реставрационные работы. Были смещены 5 крестообразных сводов главного нефа, за которыми стала видна цветная деревянная крыша, отнсящаяся к 1388 году. Была снята штукатурка с фресок, но, к сожалению, некоторые фрески были повреждены. Были заделаны окна 17 века и вновь открыты средневековые монофоры и бифоры. В ходе реставрации было сделано всё, чтобы вернуть собору его старинный облик. В 1999 году были отреставрированы фасад и колокольня собора.

www.openarium.ru

Миланский собор Дуомо (собор Милана)

Миланский собор Дуомо (собор Милана), посвященный Рождеству Пресвятой Девы, — это удивительное сооружение в готическом стиле из белого мрамора, которое строилось в историческом центре Милана с конца XIV века.

В доказательство грандиозности и исключительности сооружения приведу два факта:1.В готическом стиле Миланский собор Дуомо второй по величине в Европе после собора в Севилье.2.Также Миланский собор Дуомо второй по величине среди всех храмов Италии. На первом месте только Ватиканский собор Святого Петра в Риме.

Миланский собор Дуомо

Ещё есть и поразительный факт в строительстве Миланского собора Дуомо. Он заключается в том, что возведение Миланского собора Дуомо закончилось лишь в начале 19 века. Тогда были завершены работы по декорированию фасадной части.

Миланский собор Дуомо

Содержание статьи:

Соборная площадь Милана.

Знакомство с собором начнём на Соборной площади. Пьяцца дель Дуомо или Соборная Площадь, не трудно догадаться, получила своё название по находящемуся здесь кафедральному собору Милана. В центре Соборной площади установлена конная статуя Витторио Эмануэле II – первого короля Италии, коронованного в 1861 г.

Соборная площадь Милана

На площади около собора проводятся важные мероприятия, фестивали, народные праздники.

Соборная площадь Милана

Кафедральный Собор Милана.

Интересно, что большое количество деталей фасада Миланского собора Дуомо дорабатывали по 1965 г. включительно.

Кафедральный Собор Милана

Миланский собор Дуомо может похвастаться ещё несколькими рекордами: он единственное в Европе готическое сооружение из белого мрамора, а также в Дуомо установлено 3400 скульптур.

Кафедральный Собор Милана

Как ни странно, в пространство Миланского собора Дуомо вписаны и работы современных авторов, например, вот такая скульптура.

Кафедральный Собор Милана

Площадь Миланского собора Дуомо огромна. Больше по количеству человек, которые одновременно могут присутствовать на службе, только два собора – в Севилье и в Ватикане.

Кафедральный Собор Милана

Собор в Милане строили на месте, которое было выбрано для поклонения богам еще при древних кельтах, впоследствии здесь был древнеримский храм, потом с 7 века – Церковь Санта-Мария-Маджоре. Так что место «намоленное».

Кафедральный Собор Милана

Идея строительства в готическом стиле принадлежала первому миланскому герцогу из семейства Висконти – Джан Галеаццо.

Кафедральный Собор Милана

На территории Италии это был первый собор в стиле пламенеющей готики. Поэтому для консультации приглашали французских и немецких архитекторов.

Кафедральный Собор Милана

Руководство проектом строительства Дуомо в Милане поручили все-таки итальянцу Симоне де Орсениго, потом его сменил Джунифорте Солари, которому помогали такие великие мастера, как Браманте и Леонардо да Винчи.

Кафедральный Собор Милана

Миланский собор, фото.

В готическом соборе купол выдержан в духе Ренессанса. Под куполом в воздухе – полотна, воспроизводящие библейские сюжеты.

Миланский собор Дуомо

Собор открылся для верующих в 1572 г.

Миланский собор Дуомо

Миланский собор Дуомо

Длина Дуомо – более 150 метров, ширина – около 100 м. Максимальное число прихожан, которые могут одновременно присутствовать на богослужении, – 40 тысяч человек.

Миланский собор Дуомо

В Миланском соборе находится гробница Джан-Джакомо Медичи и другие реликвии.

Миланский собор Дуомо

Миланский собор, стиль.

Как я уже писал выше, собор построен в готическом стиле. Готический стиль в средневековом искусстве господствовал в Европе с XII по XVI века. Предшествовал ему романский стиль, а на смену пришла эпоха Возрождения.

Миланский собор Дуомо

В Миланском соборе сохранились витражные окна 15 века, их можно увидеть вдоль стены справа.

Миланский собор Дуомо

Внутри Миланского собора есть удивительные святыни – например, гвоздь, которым был распят Иисус. Этот гвоздь находится над алтарем храма.

Миланский собор Дуомо

Пол Собора выложен уникальной мраморной мозаикой.

Миланский собор Дуомо

Миланский собор Дуомо

В Миланском соборе хранятся старинные святыни – например, ванна из порфира, изготовленная в 4 веке и использовавшаяся как купель для крещения.

Миланский собор Дуомо

Миланский собор Дуомо

Внутри собора сохранились хоры из дерева, украшенные тонкой резьбой.

Миланский собор Дуомо

Собор Дуомо в Милане.

Снаружи Миланский собор украшен башенками, скульптурными композициями, колоннами, перекрытиями, которые можно сравнить с кружевом из камня. Фасад оформлялся в начале 19 века по проекту, утвержденному самим Наполеоном Бонапартом.

Собор Дуомо в Милане

В конце XVIII века над собором Милана построили стометровый шпиль, увенчанный скульптурой Святой Девы. Высота покрытой золотом бронзовой скульптуры Богоматери – 4 метра.

Собор Дуомо в Милане

Внешнее убранство собора отличается большим количеством скульптурных групп и статуй. Говорят, что многие из них – портреты миланцев разных веков.

Собор Дуомо в Милане

Устремленный ввысь Миланский собор передает полет человеческой веры, мечты, таланта.

Собор Дуомо в Милане

Миланский собор можно осматривать с площади, а можно воспользоваться лифтом и подняться на галерею, расположенную на крыше собора, и оттуда полюбоваться на город!

Собор Дуомо в Милане

Миланский собор, билеты.

Миланский собор можно посетить ежедневно, с 9 часов утра до 9 часов вечера. Актуальную информацию о часах работы и стоимости билетов можно уточнить на сайте миланского собора Дуомо.

Собор Дуомо в Милане

Сейчас Миланский собор Дуомо входит в список ЮНЕСКО и является одним из величайших произведений человечества.

Другие статьи из цикла:

Путешествие по северной Италии.

traveligo.ru

Миланский собор Дуомо, восьмое чудо света

Миланский собор или, как его называют сами итальянцы, Дуомо (Duomo di Milano) – наиболее знаковая достопримечательность Милана и одна из наиболее удивительных архитектурных достопримечательностей Италии. Гигантский собор, возвышающийся в центре старого Милана, относится к одним из самых парадоксальных сооружений Средневековья. Его менее всего можно назвать готическим. Но, несмотря на это, Миланский собор – выдающийся и, пожалуй, лучший образец итальянской готики. Среди выдающихся готических соборов Европы, таких, как Аахенский собор в Германии, Бургосский собор в Испании, Шартрский, Амьенский, Руанский, Реймсский и Буржский соборы во Франции, Дуомо занимает почетное место.

миланский собор

Миланский собор часто называют «восьмым чудом света», и для этого имеются все основания. Собор – самое большое в мире сооружение из мрамора. Его длина составляет 158 м, ширина – 58 м, высота центрального нефа – 46,8 м. Общая площадь храма составляет 11,3 тысячи кв. м. С его высоты в хорошую погоду можно видеть вершины Альпийских гор.

пейзажи с крыши дуомо

Миланский собор, история возведения

стены миланского собора

Наряду с Кёльнским собором и собором Святого Вита в Праге Миланский собор – один из самых знаменитых «долгостроев» Европы. Первый камень в его основание был заложен, вероятно, в 1386 году (эта дата считается наиболее достоверной, так как точная дата неизвестна), а последний – только в 1906 году. Впрочем, весь задуманный ансамбль реализовать все равно не удалось.

фасад миланского собора

До начала строительства в Милане, этом достаточно большом средневековом городе, было только две небольших базилики, поэтому Антонио да-Салуццо (миланский архиепископ) инициировал возведение величественного собора. Возглавил строительство Симон де-Орсениго.

шпили дуомо

Вместо красного кирпича, который использовали первоначально, строить стали из белого мрамора. Рабочим предоставили свободный доступ к мраморному карьеру Кандолья, чтобы они самостоятельно добывали этот материал. Затраты на строительство были немалыми, поэтому к началу XV века финансирование взяло на себя государство, а не церковь.

обзор дуомо

На протяжении пятисот пятидесяти лет собор строили и украшали 180 архитекторов, скульпторов и художников, среди которых были крупнейшие мастера Италии, включая знаменитого зодчего Антонио Аверлино, прозванного «Филарете» – «любимец славы». К строительству собора «приложили руку» все жители Милана. Рассказывают, что специально избранные девушки в белых одеяниях, в сопровождении флейтистов и трубачей, обходили Милан и окрестные селения собирать пожертвования на строительство храма.

внутри миланского собора

Большие средства пожертвовало знатное миланское семейство Висконти. Городские ремесленники – булочники, сапожники, красильщики – выходили работать на строительство собора по своеобразному «графику», в строго определенные дни. Даже коллегия миланских фармацевтов и врачей не гнушалась строить великий храм.

окрестности дуомо

Миланский собор в основном был возведен уже ко второй половине XV века. На протяжении XVI столетия сооружался купол, который начал возводить архитектор Джованни Антонио Амадео, умерший в 1522 году. До этого он пятьдесят лет руководил строительством Миланского собора. Также в середине XVI века в соборе установили орган, статую Св. Варфоломея и старинный пятиметровый подсвечник. Еще недостроенный собор в 1577 году был освящен архиепископом Карпом Борромео. 

алтарь св. Иоанна

В 1560-х годах архитектор и скульптор Пеллегрино Тибальди деи Пеллегрини разработал проект западного фасада с пятью порталами. Этот фасад был закончен только в 1801–1813 годах по проектам Карло Амати и Джузеппе Цанойя.

статуи миланского собора

На протяжении всего XIX века фасады собора интенсивно заполнялись статуями, рельефами, декоративными деталями. Еще недостроенный, храм в конце XIX века уже подвергся ремонту. В начале ХХ века была завершена работа над главными вратами собора, и на этом строительство закончилось. Правда, храм значительно пострадал от воздушных налетов во время Второй мировой войны, и после 1945 года его реставрировали. Ныне он снова возвышается над Миланом во всей своей могучей красе.

пейзаж дуомо

Миланский собор Дуомо, архитектурные особенности

лес башен дуомо

В плане Миланский собор повторяет готические постройки Германии. Но немецкий план сочетается в нем с ломбардским (североитальянским) фасадом, который поражает обилием мраморных украшений.

мраморные изваяния дуомо

Несмотря на готический облик и громадные размеры, Миланский собор отличается от других готических соборов некоторой приземленностью, которую не могут скрыть множество украшающих его башен, башенок и шпилей.

на крыше миланского собора

По замыслу первого строителя Миланского собора, зодчего Марко ди Кампионе, собор должен был быть пятинефным и иметь в плане форму латинского креста. Эта схема в дальнейшем была сохранена, однако за долгие годы строительства в облике собора нашли свое отражение все архитектурные стили и направления, бытовавшие в разные времена в Северной Италии.

шпили миланского собора

Так, привычно мрачная готика при строительстве Миланского собора обрела светлые очертания и удивительную легкость. Этому способствовали местные архитектурные веяния. Готическая структура фасада дополнена стилем Римского Возрождения. Нижние этажи соответствуют стилю XVI века, а верхние ярусы выполнены в традициях XVII столетия.

скульптурные композиции

С разных точек зрения Миланский собор выглядит по-разному. Этому во многом способствует чрезвычайная насыщенность фасадов пышным декоративным убранством в сочетании с громадными размерами храма. Миланский собор производит огромное впечатление своей несравненной декоративной резьбой по мрамору, многочисленными ажурными деталями, цветными витражами в проемах стрельчатых окон.

витражи миланского собора

В главном фасаде просматриваются очертания башен (контрфорсов), которые делят его на 5 порталов. Центральные врата из бронзы имеют более выдающиеся размеры. По всему фасаду расположено множество скульптур. Если пересчитать все изваяния внутри и снаружи, их будет почти 3400. Здесь можно увидеть величественные статуи атлантов, пророков и апостолов.

статуи атлантов

Боковые фасады имеют множество полочек, на которых установлены статуи, изображающие сцены из Священного Писания. Статуи датируются различными периодами, некоторые из них выполнены еще при начале строительства и установлены возле апсиды, другие появились уже в XIX веке.

Даже функциональные элементы имеют прекрасное художественное оформление. Чтобы отводить дождевую воду, используются специальные ливники в форме горгулий и химер. В непогоду струи вырываются из клыкастой пасти.

горгульи миланского собора

Над собором возвышается 135 больших и малых шпилей, на каждом из которых установлена статуя святого. Самый старый шпиль украшает изваяние Св. Георгия (1404 г.). Главную башню венчает скульптура Золотой Мадонны. Её высота составляет 4 м. Она отделана медью и позолотой. После установки этой скульптуры высота Кафедрального Собора достигла 108,5 м.

золотая мадонна

Эта статуя, изготовленная в 1770-х годах скульптором Ж. Перего, считается покровительницей Милана и символом города. Ее изображение можно встретить в Милане практически повсеместно. Святая Мадонна является покровительницей города, поэтому Дуомо построен именно в её честь.

скульптура мадонны

Миланский собор, интерьер

интерьер дуомо

По католическим традициям основание собора напоминает крест. В периметре насчитывается 5 продольных и 3 поперечных нефа. Купол ограничен четырьмя центральными пилонами и имеет восьмиугольную форму. Во внутреннем убранстве также прослеживается комбинация различных стилей. И все же, основные элементы имеют готические очертания.

потолки дуомо

Центральный нефа по ширине вдвое превышает размеры соседних, арочные своды дополняют оконные проемы. По бокам находятся более вытянутые витражные окна. В нишах, по двум сторонам центрального прохода, находятся саркофаги, алтари и надгробия. Внутри также установлено множество статуй.

хрустальный саркофаг

Обязательно стоит полюбоваться солнечными часами, которые находятся в южной части собора. Луч проходит через отверстие в южном нефе и попадает на импровизированный циферблат с изображением зодиакальных символов.

алтарь миланского собора

У бокового нефа расположена древнеримская ванна, которая использовалась как купель баптистерия (места, где проводилось таинство крещения).

саркофаг епископа

Поперечные нефы замыкаются капеллами и напоминают крылья. В этом месте находится несколько огромных алтарей, оформленных различными произведениями искусства и статуями. Особого внимания заслуживает изваяние Св. Варфоломея. На ней изображен человек без кожи, которая просто накинута на плечи. Все черты выполнены мастерски и соответствуют анатомической структуре человеческого тела.

статуя Варфоломея

По степени натуралистичности эта скульптура чем-то напоминает другую известную скульптурную композицию, расположенную в соборе Сент-Этьенн во французском городе Бар-ле-Дюк и изображающую Рене де Шалона, принца Оранского, в виде мертвеца, держащего в руке свое сердце. Принц был смертельно ранен во время осады города Сен-Дизье в 1544 году. Перед своей смертью Рене де Шалон попросил изваять его образ, причем изобразить его так, как он будет выглядеть спустя несколько лет после кончины. Скульптор Лижье Рише исполнил последнюю волю принца и создал монумент, с удивительной точностью демонстрирующий анатомию полуразложившегося трупа. 

принц оранский

Множество окон Миланского собора украшены красочными витражами с изображением библейских сцен. Первые витражи изготавливали из специальной пасты еще в XV в. В XIX столетии уже использовалась роспись по стеклу витражными красками. Новая технология увеличила палитру, но уменьшила проникновение света, поэтому в прошлом столетии художники вернулись к древней традиции.

витражи дуомо

Среди множества реликвий Дуомо стоит выделить гвоздь из распятия Христа. В праздник Воздвижения Креста Господня (14 сентября) архиепископ Милана лично поднимается под самый купол и вынимает его, чтобы показать прихожанам. Также в Дуомо хранится череп Святой Феклы.

реликвия дуомо

К Миланскому собору, наверное, более всего подходит определение «великий». Впрочем, он велик не только размерами и обликом, но и всей своей многовековой историей, и своей ролью в жизни Милана в разные эпохи, и своим неслыханным по щедрости убранством, напоминающим целый музей мраморной скульптуры. Не зря же даже в Италии, чрезвычайно богатой памятниками культуры и искусства мирового значения, Миланский собор называют «восьмым чудом света».

голуби у дуомо

Италия, карта расположения Миланского собора

 

tourpedia.ru


Смотрите также