Дворец дожей в Венеции. Италия дворец дожей


Дворец дожей в Венеции

Топ достопримечательностей Венеции: дворец Дожей

Разве можно приехать в Венецию, и не посетить одну из ее главных достопримечательностей – несравненный палаццо Дукале, часто именуемый дворец Дожей. Италия свято хранит культовый государственный объект, и не жалеет средств на проведение его реконструкций. Монументальная архитектура, захватывающая история и сказочные интерьеры ожидают каждого гостя этой прославленной венецианской достопримечательности. Самую полную и интересную информацию о дворце Дожей в Венеции вы найдете в нашей статье.

Историческая справка

Дворец дожей

В прошлом Венецианская республика считалась процветающим государством. В ее владениях находились Ионические острова, Кипр и Крит, Истрия, Далмация, Иллирия (территория практически всей Югославии). Турки государству не угрожали, у арабов не было развитого флота. Венеция вела активную торговлю с восточными странами до самой Индии. Все Средиземное море принадлежало могущественной республике.

Правители Венецианского государства назывались дожи. Как и все правящие лица, республиканские монархи заседали в специальном здании — дворце, где проходили различные приемы, заседания и советы.

На заметку: граждане, претендовавшие на должность дожа, должны были иметь высокий статус в обществе, и происходить из знатной венецианской семьи.

Изначально на месте дворца находилась крепость, возведенная в 810 году. Оборонительное сооружение имело стены и башни, с 4 сторон его окружала вода. В 976 году крепость была сожжена недовольным народом и некоторыми представителями местной знати, которые восстали против правящего дожа П. Кандиади IV. На месте сгоревшей резиденции была возведена еще одна крепость, однако и ее постигла участь предшественницы – здание сгорело в 1106 году.

В XII веке в Венеции появился новый роскошный дворец. В то время необходимость в возведении крепостных стен и фортов отпала. Теперь защитой для дворца стало море, а вместо фортов республика располагала надежным боеспособным флотом. В связи с этим строители засыпали старый ров, и возвели первый дворец Дожей в Венеции.

То здание, которое мы можем видеть сегодня, было возведено в 1309-1424 годах. Самым первым создателем дворца правителей стал Филиппо Календарио, который работал вместе с архитекторами Энрико и Пьетро Базейо. Через 90 лет (в 1400-1404 годах) был построен фасад, выходящий на сторону лагуны, а в 1424 году закончен следующий фасад, «смотревший» на площадь св. Марка. Окончанием работ по возведению объекта занимались ломбардские, венецианские и флорентийские архитекторы. Весомая доля готической составляющей палаццо Дукале была выполнена венецианскими архитекторами — знаменитым семейством Бон, которые слыли первоклассными мастерами по обработке мрамора.

В 1577 году дворец Дожей сильно пострадал из-за разрушающего действия пламени. Во время восстановительных работ было принято решение воссоздать культовый объект в первоначальном виде (несмотря на то, что в XVI веке происходил расцвет ренессансной архитектуры). Доминирующим стилем постройки остался готический.

На заметку: пожар 1577 года не только повредил само здание дворца, но и уничтожил ценные шедевры венецианского художника Джорджоне.

Главная резиденция венецианских дожей – дворец на площади св. Марка, выполнял свои государственные функции вплоть до 1797 года. В конце XVIII века республику захватили французы. Наполеон и его войска оккупировали город, а уезжая, захватили с собой несколько ценных произведений искусства.

Сегодня палаццо Дукале выполняет функции основной городской достопримечательности и музейного заведения, где можно увидеть различные художественные экспонаты, элементы оружия, глобусы, карты и пр.

Архитектура дворца Дожей

Венецианская резиденция Дожей – это 3-этажный дворец, имеющий форму буквы «П», оснащенный 2 фасадами и построенный из розового, белого и серого мрамора. Названную достопримечательность сложно отнести к какому-то определенному архитектурному стилю, однако доминантом признан именно поздний готический стиль.

Первый этаж объекта представляет собой галерею, на которой расположены заостренные кверху арки, опирающиеся на колонны. Аркадная галерея выполняет немаловажную функцию, спасая посетителей дворца от нещадного венецианского солнца. Второй этаж – протяженный ряд более узких и высоких колонн. В его верхней части расположился ряд лож, декорированный замысловатым орнаментом с изображением тысячелистника. Последний, третий этаж – это стена, покрытая белым мрамором. Гладкая поверхность усеяна большими оконными проемами и маленькими окошками.

На заметку: верхняя массивная часть достопримечательности стоит на небольших ажурных арках. Зрителю, впервые увидевшему это зрелище, покажется, что дворец находится в перевернутом состоянии: сверху – фундамент, снизу – крыша.

Оба фасада дворца Дожей были отделаны мрамором в XV веке. В этот период венецианцы отказались от готических напевов, и решили «переоборудовать» резиденцию своих правителей в стиль гармоничного Ренессанса. На южном фасаде имеется трибуна дожа, представляющая собой красивый балкон, над которым стоит памятник Правосудия, являющегося детищем Алессандро Витториа. С этого балкона жители Венеции узнали о том, что город объединен с остальным Итальянским королевством.

По всему периметру стена объекта декорирована белыми зубцами, выполненными из мрамора. Дворец Дожей оснащен двумя основными входами:

  1. Бумажные ворота (или Порта дела Карта). Они считаются парадным входом во дворец. Создателями этого архитектурного шедевра являются Бартоломео и Джованни Бон. Бумажные ворота имеют форму арки с декоративными стрелами, верхняя часть которой декорирована готическими архитектурными элементами. На портале входа расположен дож Франческо Фоскари, перед ним находится крылатый лев, выше – статуя Правосудия.
  2. Пшеничные ворота (или Порта дела Фрументо). Этот вход расположен со стороны набережной. Именно с Пшеничных ворот начинается большая часть экскурсионных путешествий по дворцу.

Внутренние помещения объекта

Попасть внутрь дворца можно по двум лестницам: Гигантов и Золотой. Лестница Гигантов приведет посетителей из внутреннего двора к крытой галерее на втором этаже. Она изготовлена из каррарского мрамора. В 1554 году на лестнице появились две большие скульптуры Нептуна и Марса, которые дали название всему объекту. Именно на лестнице Гигантов проходили основные мероприятия Венецианской Республики, в том числе венчание дожа.

Золотая лестница была спроектирована мастером Сансовинно специально для дожа Андреа Гритти. Окончанием строительства занимался Скарпаньино. Лестница украшена позолоченной лепниной. Пройтись по ней могли только знатные особы.

Во дворце Дожей имеется большое количество интересных залов. О них мы расскажем более подробно.

  1. Зал Большого Совета. В это огромное помещение можно попасть по Золотой лестнице. Комната Совета — самая большая не только палаццо Дукале и Венеции, но и всей Италии. Его высота равна 15 м, длина – 54 м, ширина – 25 м. Огромный зал занимает все южное крыло здания. Его окна выходят на живописный пейзаж городской лагуны. До пожара 1577 года его стена и потолки были украшены творениями Веронезе, Тициана, Тинторетто и других известных мастеров. Реконструкцией сгоревшего помещения занимался Антонио де Понти. Троны правителя республики и членов Малого Совета расположены у восточной стены зала. Над местами знатных особ красуется большая картина «Рай», созданная Якопо и Доменико Тинторетто (1590 год). Потолок Зала Совета украшен большой овальной картиной «Триумф Венеции», написанной Паоло Веронезе. Также на потолке расположено большое количество живописных картин, обрамленных тяжелыми узорами. Сегодня в Зале Совета можно увидеть портреты правящих венецианских дожей: всех, кроме Марино Фальеро. Его изображение представлено черным свитком, на котором написано: «Изображение Марино Фальеро, лишившегося жизни за измену».
  2. Зал Совета Десяти. Во время Венецианской республики это помещение служило местом для заседания трибунала, в функции которого входило рассмотрение политических дел, совершенных против государства. Во главе трибунала заседал правитель республики (дож), также к нему относились 10 членов Большого Совета и 6 дополнительных советников. В центральной части зала находится картина «Зевс поражает молнией пороки». Сегодня мы можем видеть лишь копию этого шедевра, а оригинал был изъят французами в 1797 году. С тех пор картина расположена в Париже, во всемирно известном Лувре. Над залом Совета Десяти располагались тюремные помещения, именуемые Пьомбы. В них можно попасть по специальной «секретной» лестнице. В свое время здесь находились в заключении Дж. Бруно и Джакомо Казанова. Камеры были оснащены свинцовым потолком, за что их прозвали «Свинцами» и «свинцовой кровлей». Стены коридоров и сегодня сохранили низкие и тесные отверстия, в которые с трудом может протиснуться подросток. Решетки и затворы были вывезены из дворца, однако о мрачном прошлом помещений напоминают остатки деревянных обшивок, которые были предназначены для впитывания влаги.
  3. Зал выборов. По-другому это помещение называют Зал судьбы, т.к. именно здесь проходило баллотирование знати, их осуждение и вынесение приговоров. Потолок Зала выборов декорирован позолотой и резьбой. Также на нем можно увидеть аллегоричные картины Падованино, которые обрамлены рамками в форме овалов, неправильных геометрических фигур — треугольников и квадратов.
  4. Зал Сената. В нем заседали члены Сената – второго по значимости венецианского государственного ордена. Сенаторы имели право носить одеяния пурпурного цвета. Так же, как и зал Большого Собрания, после пожара комнату Сената восстанавливал Антонио де Понти. Рисунок на потолке является творением Кристофора Сорте. Панно, расположенные в потолке Сорте, были написаны несколькими художниками, в числе которых был Тинторетто.
  5. Зал коллегии. Это помещение предназначалось для собраний Коллегии, в которую входили дож, старшины, Совет Десяти, 6 советников и Верховный Канцлер. Появление зала Коллегии датировано 1574 годом. Его обустройством занимался все тот же Антонио де Понти. Потолок помещения украшен позолотой и резьбой. Его создателем является Франческо Белло. На потолке размещено несколько аллегоричных картин Веронезе, самой примечательной из них является «Венеция на троне», расположенная над трибуной.
  6. Зал Скарлатти. Помещения предназначалось для сановников, которые ожидали правителя для проведения официальных государственных мероприятий. Отделка зала отличается впечатляющей роскошью. Большая часть оформления помещения является заслугой Пьетро Ломбардо. Потолок зала выполнен из дерева и был создан в начале XVI века. Также здесь находится геральдический знак дожа Агостино Барбариго, расположенный на изящном мраморном камне.
  7. Зал компаса. В прошлом названное помещение было передней зала Совета Десяти и «комнатой инквизиции», т.к. в нем осужденные ожидали вынесенный должностным лицом приговор. Также в зале компаса располагалась «львиная пасть» — место для сбора доносов и других народных сообщений. Потолок помещения имеет 3 больших овала и 12 четырехугольников, предназначенных для заполнения углов. На одном из овалов изображена картина «Триумф Венеции» работы Паоло Веронезе. Раньше на потолке размещалась картина «Св. Марк в окружении святых», но ее в 1797 году увезли французы и выставили в Лувре.
  8. Зал карт. Впечатляющее помещение, названное так в честь географических карт, которыми украшены все стены. Оформлением зала карт занимались Джованни Батиста Рамусио (XVI век), Джустино Меннескарди и Франческо Грисселини (XVIII век). Посередине комнаты расположено 2 глобуса большого размера, которые были созданы в XVII веке.
  9. Новая тюрьма (Карчери). Создателем этого помещения является Антонио де Понти. В новые казематы можно пройти из залов Управления уголовных дел и Управления Законов. Совершив прогулку по коридору, посетитель выйдет к знаменитому мосту Вздохов, под которым протекает Дворцовый канал. Мост имеет 2 коридора: нижний ведет на этаж портика здания, а верхний – к новым тюремным камерам. В одном из помещений Карчери добровольно переночевал сам Байрон. Он надеялся ощутить те эмоции, которые испытывают узники дворца Дожей.

На заметку: старые тюрьмы палаццо Дукале назывались Пьомби (о них мы уже рассказали), и Поцци (в переводе с итальянского – колодцы), которые находились на уровне воды канала Дворца. В них были заключены самые опасные преступники.

Режим работы палаццо Дукале

В венецианский дворец Дожей можно попасть в течение всего года, за исключением 25 декабря и 1 января. Время работы объекта зависит от сезона:

  • с апреля по октябрь (включительно) дворец открыт с 8:30 до 19:00. Туристов пускают внутрь до 18:00.
  • с ноября по март достопримечательность работает с 8:30 до 17:30. Попасть во внутренние помещения можно до 16:30.

Обратите внимание: с 10 утра до 14:00 во дворце начинается «час пик», когда большая часть посетителей стремится познакомиться с культовой венецианской достопримечательностью. Бывалые туристы планируют экскурсию по палаццо в утренние часы и во второй половине дня.

Стоимость входа во дворец Дожей

Сколько стоит посещение знаменитого палаццо Дукале в Венеции? Затраты на осмотр величественной постройки зависят от нескольких факторов. Отметим, что общепринятым ценником на билет для одного взрослого является 17 евро, но администрация дворца предлагает гостям немало выгодных предложений.

  • Для студенческих и школьных групп стоимость билетов будет равна 5,5 евро, если они планируют осмотр объекта в период с 1 сентября по 15 марта. Состав группы и время посещения необходимо согласовать с администрацией.
  • Дети 6-14 лет, люди старше 65 лет, студенты 15-25 лет, а также граждане, сопровождающие студенческие и детские экскурсионные группы имеют право приобрести билет за 10 евро.
  • Дети до 5 лет, инвалид и 1 сопровождающий могут посетить знаменитый дворец бесплатно. При оформлении группового заказа на экскурсию от 15 человек 1 из туристов может пройти внутрь бесплатно, но при условии внесения оговоренной суммы предоплаты заранее.

Специальные предложения

  1. Каждому туристу предлагается экскурсионная программа с осмотром секретных мест дворца Дожей. За такое удовольствие придется отдать 20 евро (имея льготу, посетитель может рассчитывать на билет за 14 евро). Такая экскурсия проводится для групп от 2 до 15 человек.
  2. Любителям острых ощущений администрация дворца идет навстречу, и предлагает воспользоваться услугой «осмотр после закрытия». Фиксированной стоимости такого мероприятия нет, все детали экскурсии обговариваются заранее (а именно за 5 дней), при этом администрация учитывает пожелания посетителей и их количество.

На заметку: вы можете приобрести комплексный билет, в который входит посещение всех 4 музеев на площади св. Марка. Однако имейте в виду, что с таким билетом вы не сможете осмотреть секретные посещения палаццо Дукале.

Интересные факты

  1. На светлом фасаде дворца (который выходит на Пьяцетту) во втором ярусе можно увидеть две бардовых мраморных колонны. Красноватый оттенок был придан не случайно: именно здесь заключенным оглашались смертные приговоры.
  2. Практически в каждой части здания можно увидеть скульптуры крылатых львов с книгами. Они считаются символами покровителя Венеции св. Марка. Морды зверей, а также искаженные аллегорические лица, выполняли не только декоративную функцию. В отверстия архитектурных форм отправлялись доносы, которые рассматривал Совет Десяти. «Официальными документами» признавались те бумаги, которые имели подпись составителя, а также несколько подписей свидетелей.
  3. Золотая лестница, ведущая в парадные помещения дворца, была построена в 1538-1559 годах. До 1797 года этим путем могли воспользоваться только члены Большого Совета, имена которых были записаны в Золотой книге, хранящейся под лестницей.
  4. Почему парадный вход в палаццо имеет название «Бумажные ворота», доподлинно неизвестно до сих пор. Однако в обществе бытует несколько мнений. Например, что на эти ворота постоянно вешали объявления, что они расположены рядом с архивным зданием, а также благодаря писарям, которые помогали венецианцам составлять документы, прошения и жалобы.
  5. Зал выборов – особенное место дворца, в котором решалась судьба отдельных граждан, а также всей республики. В нем часто выносили приговоры, однако никому не разрешалось заходить в помещение вооруженным.
  6. В палаццо Дукале имелось несколько секретных помещений. К ним относились 3 тюрьмы (Поцци, Пьомбо и Карчери), зал Совета Трех, зал исполнения приговоров, зал пыток и пр.
  7. Соединяющий объект дворца и Новых тюрем – мост Вздохов, получил свое название не случайно. В стенах крытого моста имеются небольшие оконца, из которых осужденные могли в последний раз увидеть город и вздохнуть, сетуя на свою незавидную участь.

Посещение дворца Дожей является обязательным мероприятием для всех приехавших в Венецию туристов. Прогуливаясь по величественному зданию, вы узнаете об истории Венецианской республики, его государственном аппарате, а также насладитесь эстетической составляющей этого места.

italynow.ru

Музей Дожей, Дворец Дожей фото обзор знаменитого музей Венции, Италия

Это самый известный музей в Венеции, и не только потому что он находится в центре Венеции на площади Святого Марка, но и потому что само здание безумно красиво, оно словно парит над водой, а внутри собраны произведения искусства великих Итальянских мастеров. Музей Дожей (или правильнее сказать Дворец Дожей) так называется поскольку это здание было резиденцией дожей или правителей венецианской республики. Прежде чем вы отправитесь посетить музей советую вам подготовиться. Но обо всем по порядку.

1.

Билет стоил 17 евро, и дает право посетить сам Дворец Дожей (Doge’s Palace), а так же Национальный Археологический музей (Museo Archeologico Nazionale), городской музей Коррера (Museo Correr) и национальную библиотеку Святого Марка (Monumental Rooms of the Biblioteca Nazionale Marciana). Скажу сразу в другие музеи я не попал, хватило за глаза музей Дожей. Далее советую всем поступить так же как и я, и скачать аудио гид с сайта самостоятельных путешественников клуба «Едем сами» (edemsami.com) там же есть карта с размеченными точками где надо прослушивать аудио ролики об экспонатах Дворца Дожей. Уверен с аудио гидом будет куда интересней наслаждаться красотами музей, чем ходить болванчиками по музею, как делают большинство туристов. Чтобы сориентировать вас по продолжительности экскурсии скажу, что продолжительность гида 82 минуты, но смело можно выделять минимум два часа.

2.

3.

4.

Зайдя внутрь вы окажетесь в просторном дворе, где расположены пара колодцев, а также лестница Гигантов.

5.

Знаменитое окошко, называемое львиной глоткой, для доносов, пользовалось большой популярностью у граждан Серениссимы.

6.

7.

Далее следуем к золотой лестнице украшенной двумя статуями, слева Геркулес, убивающий Лернейскую гидру, а справа Атлант, поддерживающий небесный свод.

8.null

9.null

10.

11.null

Но свое название лестница получила из-за богатой отделки позолоченной лепниной. Просто посмотрите на этот потолок.

12.

Поднявшись на третий этаж открывается красивый вид на Собор Святого Марка.

13.null

Залов в музее Дожей огромное количество, про все не расскажешь. Это например зал географических карт, как несложно догадаться.

14.

Картин со львом держащим книгу очень много, что не удивительно. Ведь Святой Марк считается покровителем Венеции, и именно он изображен на эмблеме города в виде льва (символ Марка Евангелиста) и держит он книгу со словами «PAX TIBI MARCE EVANGELISTA MEUS» (Мир тебе, Марк, мой Евангелист).

15.

Не забывайте смотреть и на потолок, порой он просто чудесен.

16.

А об этой фреске хочется сказать отдельно. Если вы ее найдете, то оцените все прелести осмотра музей с аудио гидом, потому что ее просто так не найдешь. Кажется что это неприметная дверь в зале философов, с лестницей ведущей на верхний этаж, но если подняться на несколько ступеней и обернуться то на противоположной стене, над дверным проходом, вы увидите фреску Тициана.

17.

А на этой картине кто-то видит Ильича.

18.

19.

Невозможно описать или передать всю красоту убранства музея, это надо видеть.

20.null

21.null

22.null

Огромные залы усыпанные картинами и позолоченной лепниной.

23.

Периодически можно встретить вид на крыши Венеции.

24.

И снова картины и безумно красивые потолки.

25.

Знаменитая потайная дверь (Буссола), замаскированная под деревянный шкаф и ведущая в комнаты трех глав «Совета десяти» и инквизиторов.

26.null

27.null

Дальше будет оружейная палата, с множеством интересных экспонатов.

28.

29.

Из оружейной палаты открывается неплохой вид.

30.null

31.

32.

33.

И снова залы, и снова картины на стенах и на потолке, и замечательный вид во двор.

34.

35.

Кто-то жил в шикарных комнатах, а кто-то гнил в тюрьмах, которые расположены рядом с Дворцом Дожей и соединены мостиком, называемым «Мост вздохов», потому что заключенный могли бросить последний взгляд на Венецию проходя по этому мосту.

36.

И жить потом вот в таких апартаментах.

37.

Но был и дворик, не знаю могли ли они там гулять или нет.

38.

Мост вздохов красиво украшен лепниной, чтобы не портить общего шика и блеска дворца.

39.

Забыл сказать, что в дворец Дожей лучше идти к открытию, чтобы избежать толпы туристов. Страшно представить что творится в Венеции летом, если в сентябре в полдень, пройти в центре не возможно. Выручает речной трамвай вапоретто, но это уже другая история. Всем удачи и пока!

itsocrates.com

история, интересные факты, описание (фото)

В середине XIV ст. венецианцы избрали дожем восьмидесятилетнего Марино Фальеро, который в это время пребывал в столице Италии. Когда новоизбранный правитель приехал во Дворец дожей, его лодка пристала к берегу в месте, где обычно казнили преступников. Ничего хорошего это не сулило.

И действительно, женатый на очень молодой женщине старец оказался довольно ревнив. Поэтому, когда во время праздника он заметил, что молодой Микель Стено поцеловал его супругу, выгнал юношу из дворца. Молодой человек празднество покинул не сразу: он решил немного побродить по палаццо и, оказавшись в «Зале Совета десяти», на кресле старого дожа написал оскорбительные слова.

Когда надпись обнаружили, виновника установить оказалось несложно и молодого человека арестовали практически сразу же. Несмотря на то, что Микелю Стено пришлось два месяца просидеть в тюрьме, после чего ему был запрещён въезд в город на протяжении одного года, оскорблённый дож приговором удовлетворён не был. Чтобы отомстить, он решил устранить всех членов Высшего Совета и взять всю власть в свои руки.

Правда, успехом его идея не увенчалась, так как ведомости о замысле мгновенно дошли до Верховного Совета. А потому в день государственного переворота Марино Фальеро арестовали, а через два дня обезглавили на Лестнице Гигантов.

Палаццо Дукале

Находится Дворец дожей в Венеции, на материковой части восточной Италии, на расстоянии 395 км от столицы Италии, Рима, по адресу: San Marco, 1, 30124 Venezia. На географической карте этот уникальный памятник архитектуры можно обнаружить по следующим координатам: 45° 26′ 0.8″ с. ш., 12° 20′ 25.48″ в. д.

Висячие сады СемирамидыВисячие сады СемирамидыВисячие сады СемирамидыВисячие сады Семирамиды31944.3626

На протяжении долгих веков Дворец дожей (Палаццо Дукале) являлся одним из основных зданий Венеции: здесь находились не только покои дожа, но и заседало правительство Венеции, Верховный Суд,  Сенат, Министерство, был офис канцелярии, тайной полиции, инквизиции, а также находилось морское ведомство, юридические конторы и другие учреждения.

Современный вид Дворец дожей приобрел лишь в  XV ст. В девятом веке на его месте была построена обыкновенная крепость. Через сто лет в результате восстания постройку сожгли и возвели новое фортификационное сооружение, которое также сгорело в 1106 году. А вот здание, построенное после этого пожара, крепостью уже не являлось и простояло, пока не обветшало –  на его месте было решено возвести новую постройку, Дворец дожей.

Новому зданию также не повезло: через сотню лет огонь уничтожил целое крыло дворца, и отстраивать его пришлось заново (работы были доверены Антонио де Понти, под руководством которого творили самые талантливые архитекторы Италии).

Во времена постройки дворца в истории венецианской архитектуры как раз происходил переход от готики к более гармоничным формам эпохи Возрождения, когда зодчие начали отказываться от резких готических и стали отдавать предпочтение округлым архитектурным формам. Несмотря на легкий и светлый вид, фасад Палаццо имеет и мрачный момент: между девятой и десятой колоннами второго этажа (они отличались от других столбов более насыщенным красным оттенком) оглашали смертельные приговоры.

В итоге Дворец дожей получился массивным, по виду лёгким (немаловажную роль в этом сыграли ажурные арки палаццо) и перевёрнутым фундаментом вверх. Получилось это из-за формы фасада: на слабые с виду опоры была установлена огромных размеров сплошная стена, что придало зданию интересные композиционные контрасты.

Как выглядел Палаццо Дукале

Во Дворец дожей можно было попасть через парадные ворота Порта делла Карта (в переводе – «Ворота бумаги»), сделанные в виде арки и декорированные готическими элементами.  По одной из гипотез, название связано с писцами, которые оформляли здесь различные бумаги и документы.По другой версии, своё название ворота получили благодаря хранящемуся в здании архиву.  Над воротами была установлена скульптурная композиция, изображающая одного из венецианских правителей Франческо Фоскари, преклонившего колени перед крылатым львом св. Марка, над ними находилась статуя Фемиды.

Дворец дожей в Венеции

Дворец дожей в Венеции

Сразу за воротами был расположен двор, окружённый со всех сторон мраморными аркадами и украшенный восьмью античными статуями. Внутри двора архитекторы обустроили два сделанных из бронзы колодца, в которых плескалась самая чистая вода в городе.

Балкон

Обустроенный со стороны основного фасада балкон являлся трибуной, на которой правитель Республики появлялся перед венецианцами во время великих торжеств (интересно, что именно с этого балкона в середине XIX т. было объявлено об объединении Венеции с Италией).

Лестницы Палаццо Дукале

Здесь же во дворе находилась мраморная Лестница гигантов, наверху которой короновали дожей (назвали её так из-за установленных на ней двух больших скульптур Марса и Нептуна, символизирующие военную мощь Республики).

дворец дожей

дворец дожей

В парадные помещения палаццо вела «Золотая лестница», получившая своё название благодаря позолоченной лепнине. Подниматься по ней могли лишь очень важные гости, а также венецианцы из знатных семей, чьи имена были написаны в «Золотой книге», хранившейся в специальном помещении здесь же под лестницей. Интересно, что эту книгу венецианцы составили в XIV ст., записав в неё двести семей, имеющих право претендовать на важные должности.

Зал Большого Совета

В Зале Большого Совета патриции обговаривали государственные вопросы. Это помещение имеет длину 56 м, ширину – 25 м, а высоту – 5 м, и является самой крупной в мире комнатой, потолок которой не поддерживается ни одной опорой.

Дворец дожей в Венеции

Дворец дожей в Венеции

Также поражал декор этого помещения: на его стенах висели картины Тициана, Веронезе, Тинторетто, а на потолке – одно из самых больших полотен в мире – «Рай», работа, выполненная в 1590 г. Доменико и Якопо Тинторетто.

Зал выборов

Минуя Зал Большого Совета, патриции оказывались в Зале Судьбы  (другое название – Зал Выборов). В этом помещении публично выбирали или осуждали чиновников, выносили приговоры (интересно, что никто не имел права зайти в помещение с оружием).

Совет десяти

В зал, предназначенный для Совета десяти, можно было попасть из Зала компаса, в котором находилась инквизиция (в этой же комнате осуждённые ожидали вердикт). Совет десяти состоял из дожа, десяти представителей Большого Совета и шести советников, и занимался  преступлениями, направленными против Венецианской Республики.

дворец дожей

дворец дожей

На стенах этого зала находятся портреты почти всех правителей Венеции, кроме одного: там, где должно было находиться изображение Марино Фальеро, можно увидеть пустую раму с надписью: «Место для Марино Фальеро, которого казнили за измену».

Тюрьма

В тюремные камеры, расположенные на самом последнем этаже, узники попадали по потайной лестнице. Эту часть палаццо обычно называли «Свинцовой кровлей» («Свинцами»): летом осуждённые мучились от жары, зимой – от холода. Дверные проёмы камер были до того низкие, что даже десятилетний ребёнок мог попасть внутрь, предварительно согнувшись.

Дворец дожей в Венеции

Дворец дожей в Венеции

Кроме этих камер, темница была также обустроена и в подземелье – здесь находилось девятнадцать подземных камер, прозванных «колодцами», так как нразмещались они ниже уровня моря, сквозь оконные зарешёченные отверстия проникал не только свет, но и во время дождя камеры заливала вода. Осуждённые, если не хотели целые дни проводить, стоя в воде, нередко были вынуждены сидеть на тюфяке.

Скверно обстояло дело и с едой: утром заключенным давали воду и кусок хлеба, при этом хлеб нужно было съесть практически сразу, иначе завтрак грозил стать добычей крыс.

Интересно, что в нижней темнице находился замкнутый тюремный дворик, откуда, естественно, выход был лишь один – назад в камеру.

Когда заключённых стало слишком много и для них стало не хватать места, возле Палаццо Дукале возвели тюрьму Карчери, по которой из дворца можно было попасть по Мосту Вздохов.

пирамиды Гизыпирамиды Гизыпирамиды ГизыПотрясающие 7 чудес света древнего мира31944.835

Побег Казановы

Интересно, что на протяжении многих столетий побег из тюрем дворца Дожа считался невозможным. Так, было до тех пор, пока в его застенках не оказался Джакомо Казанова (его обвинили в общении с духами, ереси, разврате и даже краже кошельков).

Поместили авантюриста в «Свинцах», где он провёл около года, разрабатывая детали побега. Для этого он умудрился даже в полу выдолбить дыру, через которую планировал спуститься в нижний зал. Ему не повезло: когда всё было готово, его перевели в соседнюю камеру. Интересно, что тюремщик, обнаружив дыру, об этом факте начальству не доложил, поскольку Казанова пригрозил обвинить его в соучастии.

Второй план побега оказался более удачным. Казанова вместе с соседом пробил дыру на крышу палаццо. После этого они вылезли наверх, затем через одно из окон очутились в комнате дворца и, минуя стражу, покинули Дворец дожей (именно такую историю этот авантюрист описал в своих воспоминаниях).

awesomeworld.ru

Дворец Дожей - Об Италии

Дворец Дожей на площади Святого Марка, Венеция.

Дворец Дожей на площади Святого Марка, Венеция.

Дворец дожей (Palazzo Ducale), заложенный в IX в., был официальной резиденцией всех венецианских правителей (дожей). Современный облик дворца сложился в XIV — начале XV в. Для создания этого воздушного готического шедевра венецианцы поместили основной объем дворца (облицованный розовым веронским мрамором) над резными лоджиями и аркадами (созданными из белого истрийского камня).

Лоджия Дворца Дожей со стороны Пьяцетты

Лоджия Дворца Дожей со стороны Пьяцетты

Чтобы осмотреть весь Дворец Дожей, необходимо пройти ряд богато декорированных палат и залов, занимающих три этажа. Посещение этого архитектурного шедевра советуем закончить мостом Вздохов, соединяющим дворец с тюрьмой. Казанова, заключенный в эту тюрьму, совершил дерзкий побег из дворца через крышу.

Дворец Дожей, вид с Гранд канала.

Дворец Дожей, вид с Гранд канала.

История

Дворец Дожей, рисунок 14 век

Дворец Дожей, рисунок 14 век

Когда Дож Анджело Партечипацио сменил место правительства с острова Маламокко, в район нынешнего Риальто, было принято решение построить дворец Дожей. Первое его здание, построенное в 810 году, было крепостью со стенами и башнями, со всех сторон окруженной водой, но в 976 году часть знати и народ восстали против дожа П. Кандиани IV и сожгли его резиденцию. Вместо неё венецианцы построили новую крепость, но и она сгорела в 1106 году.

Последующие работы по реконструкции проводились по приказу Дожа Себастиано Цьяни (1172-1178). Как великий реформатор, он радикально изменил всю планировку площади Святого Марка. Новый дворец хоть и был построен из крепости, но имея хороший флот и защищенный с одной стороны морем, необходимость строить крепость отпала. Один фасад дворца выходил к Пьяцетте, другой смотрел на площадь Сан-Марко. Сегодня осталось мало следов Византийско-Венецианской архитектуры — это стена на первом этаже из Истрийского камня и мощеный кирпич в виде елочного узора.

Дворец дожей на рисунке Каналетто середины XVIII века.

Дворец дожей на рисунке Каналетто середины XVIII века.

Политические перемены в середине 13-го века привели к необходимости пересмотреть структуру дворца, в связи со значительным ростом числа членов Большого Совета. Строительство нового готического дворца началось приблизительно в 1340 г. и было сосредоточено на стороне здания, стоящего перед лагуной.

Порта делла Карта - "Бумажная дверь"

Порта делла Карта — «Бумажная дверь»

Только в 1424 году, Дожем Франческо Фоскари было принято решение по перестройке крыла с видом на Пьяцетту, в котором находился Дом правосудия, открытой галерейной аркады первого этажа, открытой лоджии на втором этаже, идущей вдоль фасада и внутренний двор бокового крыла, завершив строительство Порта делла Карта (Porta della Carta) в 1442 г.

В 1483 году, сильный пожар вспыхнул на стороне дворца с видом на канал, где находятся апартаменты Дожей. Вновь стала необходима реконструкция и планировку поручили Антонио Риццо, который добавил новый, Ренессансный архитектурный стиль дворцу. Полностью новое строение, с рельефной стеной, проходило вдоль канала, от Понте Делла Каноника (ponte della Canonica) до Понте Делла Палья (Ponte della Paglia), с официальными помещениями для правительства, украшенные работами Витторе Карпаччо, Джорджоне, Альвизе Виварини и Джованни Беллини.

Центральный балкон Дворца дожей (со стороны лагуны)

Центральный балкон Дворца дожей (со стороны лагуны)

Еще один большой пожар 1547 года, уничтожил несколько комнат на втором этаже, к счастью, без особого ущерба для здания. Ремонтные работы также проводились во дворце, когда в 1577 г. третий пожар уничтожил помещение Scrutinio и палаты Большой Совета, вместе с произведениями Джентиле да Фабриано, Пизанелло, Альвизе Виварини, Витторе Карпаччо, Джованни Беллини, Порденоне, и Тициана.

В дальнейших восстановительных работ, в знак уважения, было решено придерживаться первоначального готического стиля, вопреки альтернативе неоклассического проекта, предложенным великим архитектором эпохи Возрождения Андреа Палладио.

Мост Вздохов и стена Дворца Дожей

Мост Вздохов и стена Дворца Дожей

Однако есть некоторые классические особенности — к примеру, в 16 веке, дворец был связан Мостом Вздохов (Ponte dei Sospiri) с тюрьмой. Также будучи герцогской резиденцией, во дворце размещались политические учреждения Республики Венеции, вплоть до Наполеоновской оккупации города в 1797 году, когда его роль неизбежно изменилась. Венеция подвергалась сначала французскому правлению, затем австрийскому, и только наконец в 1866 году стала частью Италии. За этот период дворец был занят различными административными офисами, библиотекой Марчиана и другими важными общественными учреждениями города.

Мост Вздохов

Мост Вздохов

К концу 19-го века, здание пришло в упадок и итальянское правительство выделило значительные средства для его реставрации. Все государственные учреждения были переведены в другие места, за исключением государственного ведомства по охране исторических памятников, которое по-прежнему размещается на втором этаже с лоджией. В 1923 году, Италия поручила муниципалитету Венеции, открыть дворец в качестве музея. Начиная с 1996 года, дворец Дожей стал частью Венецианской сети музеев, а начиная с 2008 года, перешел под управление Fondazione Musei Civici di Venezia.

Дворец Дожей, детали

Дворец Дожей, детали

Золотая лестница и внутренний дворик

Лестница Гигантов

Лестница Гигантов

С внутреннего двора к дворцу ведут громадная Лестница Гигантов, вырубленная из каррарского мрамора. В 1554 году на верхней площадке лестницы были установлены огромные мраморные статуи Марса и Нептуна — военного и морского покровителей Венеции — работа Якопо Сансовино.

На верхней площадке Лестницы Гигантов XV в. работы Антонио Риццо совершалась церемония коронации дожей шапкой дожа.

Дворец Дожей, внутренний двор

Дворец Дожей, внутренний двор

Золотая лестница (Скала д’Оро), спроектированная Якопо Сансовино, ведет на верхние этажи дворца. Название лестнице дала изысканная позолоченная лепнина на своде, созданная Алессандро Витториа (1554-1558).

Золотая лестница (Скала д'Оро)

Золотая лестница (Скала д’Оро)

От Зала Четырех Дверей к Залу Сената

Второй пролет Золотой лестницы ведет к Залу Четырех Дверей, потолок которого спроектировал Палладио и расписал Тинторетто.

Похищение Европы, Веронезе (1580)

Похищение Европы, Веронезе (1580)

Дальняя стена следующего Зала Антиколлегии украшена мифологическими сценами Тинторетто, а шедевр Похищение Европы, Веронезе (1580), напротив окна — одно из самых драматичных произведений во дворце.

В примыкающем Зале Коллегии, дож и его советники принимали послов и обсуждали государственные дела. Великолепный потолок обрамляют 11 аллегорических полотен Веронезе.

Зал Четырех Дверей

Зал Четырех Дверей

В следующей комнате, Зале Сената, расписанном Тинторетто и его учениками, дож и около 200 сенаторов занимались международными делами.

Зал Сената

Зал Сената

От Зала Совета Десяти к Оружейной палате

Зал Компаса

Зал Компаса

Зал Совета Десяти служил местом заседаний могущественного Совета Десяти, основанного в 1310 г. для обеспечения государственной безопасности. Потолок зала украшают два чудесных произведения Веронезе — Старость и Юность и Юнона, дарующая Венеции герцогскую корону (оба 1553-1554).

В Зале делла Буссола (Зал Компаса) подсудимые ожидали приговора перед лицом Совета Десяти. В «бокка ди леоне» («пасть льва»), одно из нескольких во дворце, опускались тайные доносы.

«Львиная пасть» — почтовый ящик для анонимных доносов во Дворце дожей (Венеция, Италия). Перевод надписи: «Тайные обвинения против любого, кто скрывает милости или услуги, или тайно сговорился, чтобы утаить истинный доход от них».

«Львиная пасть» — почтовый ящик для анонимных доносов во Дворце дожей (Венеция, Италия). Перевод надписи: «Тайные обвинения против любого, кто скрывает милости или услуги, или тайно сговорился, чтобы утаить истинный доход от них».

Оружейная палата (Армерия)

Оружейная палата (Армерия)

Отсюда деревянная дверь ведет в Зал государственных инквизиторов, а затем в камеру пыток и тюрьму. Оружейная палата (Армерия) с одной из лучших коллекций в Европе занимает последующие залы.

Зал Большого Совета

Если подняться на второй этаж по Лестнице Цензоров и пройти мимо Зала Гвариенто и статуй Адама и Евы (1480-е) Антонио Риццо, попадаешь в великолепный Зал Большого Совета. Этот просторный зал использовался для заседаний Большого Совета и проведения государственных банкетов.

Зал Большого Совета

Зал Большого Совета

К середине XVI в. Большой Совет насчитывал более 2000 членов. Любой венецианец знатного происхождения, достигший 25 лет, имел право принимать участие в заседаниях, если не женился на простолюдинке. Восточная стена зала полностью покрыта живописным полотном Тинторетто «Рай» (1587-1590), площадью 7,45×24,65 м, это самое монументальное полотно в мире.

Тинторетто "Рай" (1587-1590)

Тинторетто «Рай» (1587-1590)

sarlogistik.ru


Смотрите также