Государственно-территориальное устройство. Италия государство федеративное


Федеративное государство — WiKi

Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.

Для федерации нужно наличие государственно-территориальных образований — субъектов федерации, — не обладающих государственным суверенитетом, но имеющих достаточно широкие полномочия во внутренней политике. Наиболее известные государства-федерации: Российская Федерация, Соединённые Штаты Америки, Канада, Бразилия, Германия, Индия, Австралия, Мексика, Объединённые Арабские Эмираты, Бельгия, Австрия.

Субъект федерации — политическое образование, имеющее ряд признаков государства, но не имеющее государственного суверенитета.

Основные признаки федеративного государства

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти: федеральные и субъектов федерации. Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации издают собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов ряда федераций нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений, не выйдя из состава федерации (сецессия). Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли (как например Земли в Германии или федеральные земли в Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно — многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти или фактически являются федерациями. Например, Швейцария [также Швейцарский Союз], до сих пор провозглашаемый как конфедерация, де-факто есть федерация, в котором кантоны давно превратились в классические субъекты федерации. Евросоюз, напротив, являет собой пример классической конфедерации.

Можно выделить наиболее общие черты, характерные для большинства федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, провинций, кантонов, республик, эмиратов и т. д.
  • В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние верховные законодательные, исполнительные и судебные органы.
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях (США, Российская Федерация, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
  • Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Верхняя палата — орган представительства субъектов федерации.

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют:

  • территориальные
  • национальные
  • смешанные (комбинированные)

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например, США, Германия), в национальных — по национальному признаку (например, бывшие федерации Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например, Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

  • договорные
  • конституционные

Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации образуются путём заключения договора между независимыми государствами, существовавшими самостоятельно, но осознавшими необходимость государственного объединения для совместного регулирования общих интересов.

По степени централизации:

«Мягкая федерация»

«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковым станет в будущем Союз России и Беларуси (ныне имеющий черты конфедерации). Ранее мягкой федерацией по итогам всесоюзного референдума должен был стать обновлённый Союз ССР Союз Суверенных Государств, но после августовского путча проект потерпел крах. Чертами мягкой федерации формально[1] обладал Советский Союз, который, однако, не определялся конституционно как федерация, его субъекты согласно союзной и республиканским конституциям обладали, помимо права сецессии, декларированным государственным суверенитетом (ограниченным по ряду вопросов, отданных в общесоюзное ведение) и возможностью самостоятельного международного представительства, что нехарактерно для федераций.

В настоящее время единственной мягкой федерацией является Эфиопия. Европейский союз обладает чертами мягкой федерации, однако не считается государством в смысле международного права.

Современные федеративные государства

  Современные федеративные государства на карте мира

Федеративные государства, существовавшие в прошлом

Вымышленные федерации

См. также

Примечания

  1. ↑ Выход Литовской Республики из состава СССР в 1990 году не был признан Съездом народных депутатов СССР, против восстановленного независимого государства применялись меры экономического и военного воздействия; независимость стран Балтии была признана только 6 сентября 1991 года новообразованным Государственным Советом СССР.
  2. ↑ Формально не попадает под определение федерации: республики согласно своим и союзной конституциям обладали декларированным суверенитетом и субъектностью международного права (вплоть до членства УССР и БССР в ООН)

Литература

ru-wiki.org

Унитарное и федеративное государство

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 32Следующая ⇒

Унита́рное госуда́рство — форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.

Основные признаки унитарного государства

Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;

Единые для всей страны высшие органы власти;

Единая система законодательства;

Единое гражданство;

Единая денежная единица;

Единый государственный язык;

Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Виды унитарных государств

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;

объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

Иногда выделяют:

государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),

государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))

государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью[1].

Основные признаки федеративного государства

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно — многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти являются федерациями.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, эмиратов и т. д.

В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации — федеральных единиц[2].

Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях (США, Российская Федерация, ФРГ, Бразилия, Индия, Италия, Испания, Япония и др.).

Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.

Имитация федерализма

Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.

Другой вариант имитации федерализма состоит в самопровозглашении унитарного государства федерацией практически без предоставления субъектам прав. Примером такой имитации мог служить СССР.

Современная Российская Федерация институционально хоть и является федерацией, но многие аспекты федеративности «временно остановлены», — в частности налогообложение функционирует почти как в унитарном государстве (большая часть налоговых отчислений поступает в федеральный бюджет, тогда как субъектам федерации достается лишь малая их часть).

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

Симметричные

Aсимметричные

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют:

территориальные

национальные

смешанные (комбинированные)

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

договорные

конституционные

Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).

степень централизации:

централизованные (Аргентина, Индия, Россия, Япония)

децентрализованные (Швейцария, США)

«Мягкая федерация»

«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем Союз России и Белоруссии (ныне имеющий черты конфедерации). Субъекты мягкой федерации могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Советский Союз, кроме того, в 1918—1925 гг. мягкой федерацией была и Российская Федерация (РСФСР)[4]. Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада[источник не указан 983 дня] и Сент-Китс и Невис. До августовского путча предполагалось, что обновлённый СССР (Союз Суверенных Государств) также будет «мягкой федерацией».

Читайте также:

lektsia.com

Москва | Республика Италия: от унитарного государства к федеративному - БезФормата.Ru

Преподаватель кафедры правого обеспечения управленческой деятельности Генри Сардарян считает, что «будущее итальянского государства однозначно  — оно будет единым. Однако единство Италии может быть обеспечено различными путями».

В  современном мире активно протекают процессы по  поиску новых интеграционных государственно-правовых форм, объединяющих народы. Яркими примерами являются Европейский Союз, НАТО, зарождается Евразийский Союз и т.д.

В  то  же время далеко неоднозначна перспектива развития более традиционных государственно-правовых форм, таких, как унитарные и  федеративные государства. Сегодня между ними фактически стирается грань, и  можно говорить о  сложных унитарных государствах как о  некоей промежуточной форме на  пути к  все большей автономизации регионов и  возможной федерализации государств.

Данный процесс охватил значительную часть Европы. Ярким примером является Великобритания, где в  последнее время идут разговоры о  возможным проведением референдума о  независимости Шотландии. Этот пример является наиболее наглядным, так как он  демонстрирует, что социально-экономический уровень развития и  уровень жизни не  всегда являются определяющим фактором, когда речь идет о  сосуществовании различных этносов в  рамках одного государства. Данная проблема может решиться, вероятнее всего, вступлением Шотландии в  ЕС, что позволит невелировать последствия возможной независимости. Однако существует грань политической культуры и  неприемлимости подобного разъединения.

Схожие процессы можно наблюдать в  Испании, отчасти во  Франции. Но  особое внимание я  бы хотел уделить Италии.

В  отличие от  Испании и  Великобритании, где речь фактически идет о  различных этносах, объединенных в  рамках одного государства, в  случае с  Италией можно говорить о  более или менее однородном этносе со  значительными региональными особенностями.

Важность Италии для Российской Федерации определяется рядом факторов, в  первую очередь, экономических, которые не  могут остаться незатронутыми в  случае серьезных перемен в  государственном устройстве наших партнеров.

Традиционно принято считать, что некий цивилизационный и  социальный конфликт в  Италии существует между Севером и  Югом. Это сложно отрицать, в  особенности учитывая постоянно растущую популярность политических сил, в  той или иной мере призывающих обособить Север Италии.

В  то  же время проблема значительно глубже. Можно с  уверенностью говорить о  серьезных различиях между не  то  что регионами, а  даже городами в  рамках одного региона. Причин тому много, начиная с  искусственного определения границ ряда регионов и  заканчивая особенностями политической системы Италии. Констатировать можно одно  — проблема существует и  требует решительных шагов со  стороны итальянского правительства.

Само происхождение данной проблематики имеет очень глубокие корни.

Достаточно учесть, что вплоть до  объединения Италии в  1861 году на  разных территориях государства действовали разные правовые и  административные системы. Жизнь части территорий, в  частности ряд Северных регионов, уже была пронизана Наполеоновским кодексом и  французской системой управления. Папское государство находилось под прямым управлением Папы Римского, в  то  время как Королевство Двух Сицилий подчинялось династии Бурбонов. После объединения Италии на  территорию всего государства просто была распространена Пьемонтская правовая система, а  чиновники-назначенцы из  Турина приступили к  исполнению обязанностей на  территории всей Италии.

Удивителен сам факт образования Италии в  качестве унитарного государства. Практически все действующие лица объединительного процесса выступали за  Италию как минимум федеративную, а  желательно и  вовсе конфедеративную. За  унитарное государство выступали лишь отдельные представители республиканского движения, которые отличились лишь теоретическими трактатами.

Вообще, весь процесс объединения Италии можно назвать удивительным. Вряд  ли где-либо еще можно найти пример, когда ярый республиканец (Гарибальди) самостоятельно захватывает половину страны и  дарит ее  Королю (Виктору-Эммануилу II).

В  последствии в  Италии была выстроена крайне централизованная система управления, при которой префект, наиболее значимая фигура на  региональном уровне, назначался из  центра. От  префекта зависело практически все, начиная от  результатов национальных выборов и  заканчивая социально-экономическим развитием того или иного региона.

За  150 лет Италия прошла через фашизм, образовала республику, которую условно принято делить на  две (до  1990-х и  после), однако проблема государственного устройства сохранилась, обретя еще и  правовые основания.

Италию принято считать унитарным государством, об  этом фактически говорится в  Конституции государства, в  которой, однако, также устанавливается, что «Законодательная власть принадлежит государству и  областям», «области могут заключать соглашения с  иностранными государствами» и т.  д.

Устанавливается также особый статус для 5 регионов, у  которых уровень автономии еще выше. Данные нормы кажутся естесственными, если учитывать искусственный характер рамок унитарного государства, в  которых существует Италия. Фактически, номинально определяя себя в  качестве унитарного государства, Италия на  деле является более федеративной, чем ряд современных федераций.

Реформа избирательной системы, проведенная еще при премьер-министре Берлускони в  2005 году, создала условия для крайне высокого представительства регионального мнения в  парламенте. Выборы в  Сенат организовываются по  мажоритарной системе, и  избирательные округа формируются в  границах регионов (за  исключением 6 округов для итальянской диаспоры). При этом партия, набравшая относительное большинство в  регионе, автоматически получает 55% мандатов данного региона.

При пропорциональных выборах в  Палату Депутатов партии представляют региональные списки. То  есть жители Турина и, скажем, Неаполя, голосуя на  выборах за  одну и  ту  же партию, голосуют за  разные партийные списки, а  затем, при распределении мандатов, обеспечивается равное представительство всех регионов, проголосовавших за  данный список.

В  итоге, благодаря данной системе такие партии, как Лига Севера, пропогандирующие идеи обособленности Севера и  Юга страны, получают возможность не  то  что пройти в  парламент, но  и  стать частью правительственной коалиции, обладая голосами части избирателей в  ряде северных регионов.

Несмотря на  недавнюю отставку лидера Лиги Севера Умберто Босси, популярность его партии, в  особенности после ее  перехода в  оппозицию, будет расти.

Будущее итальянского государства однозначно  — оно будет единым. Однако единство Италии может быть обеспечено различными путями. Это может быть централизация и  закручивание гаек, а  может быть еще большая федерализация и  предоставление более широких полномочий регионам страны. Уровень политической культуры итальянского народа позволяет с  уверенностью утверждать, что развал, которого опасались главные действующие лица периода объединения Италии, ей  не  грозит.

В  современных искусственных рамках унитарного государства развитие конституционного и  текущего законодательства Италии проходит в  направлении федерализации, что приводит к  частичной деформации политической и  правовой системы. Однозначно одно: каким  бы ни  было следующее правительство Республики Италия (технократичным, популистским, харизматичным), ему прийдется иметь дело с  данным вопросом, на  который от  него уже скоро будут ждать ответа.

Источник: Портал МГИМО

Коммерческое использование данной информации запрещено. При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.

Комментарии работают в тестовом режиме и доступны пока только пользователям Facebook.

moskva.bezformata.ru

Государственно-территориальное устройство | Понятия и категории

ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО — это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом. Территория каждого государства делится на составные части, определяющие внутреннюю структуру государства, его территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

Составные части государства, так же как и государство в целом, имеют органы публичной власти, между которыми существует система взаимоотношений, урегулированных нормами конституционного права. В одних случаях географические части государства являются его административно-территориальными единицами, не обладающими какой-либо политической самостоятельностью, в других — это государствоподобные образования, обладающие собственным законодательством.

Существуют две основные формы государственно-территориального устройства: унитарная и федеративная.

Основное отличие между унитарным и федеративным устройством государства состоит в том, что унитарное государство — это единое и слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью. Федеративное же государство состоит из государствоподобных образований или даже государств, имеющих свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Составные части федерации называются субъектами федерации, и они имеют обычно свои конституции, как, например, штаты в США, земли — в ФРГ, республики в Российской Федерации или основные законы, не называющиеся конституциями, например, уставы областей, краев и автономий в РФ. Такими актами устанавливается система органов государственной власти субъектов федерации, их полномочия и др. Система органов власти административно-территориальных единиц в унитарном государстве и их компетенция устанавливаются конституцией и законами государства.

Субъекты федерации в отличие от составных частей унитарного государства обладают широкой политической самостоятельностью, государственной автономией. Однако было бы ошибкой считать, что во всех унитарных государствах управление страной централизовано, а для федеративных государств характерна децентрализация и четкое разделение предметов ведения между центром и регионами. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны.

Формы государственно-территориального устройства предопределяются различными факторами — историческими традициями, национальным составом населения, геополитическими особенностями и др. В развитии многих государств сильное влияние на территориальное устройство оказали национальные движения в рамках многонациональных государств, автономизация в связи с языковыми, этническими моментами, борьба за независимость и др. В связи с этим одни унитарные государства объединились в федерации (США, Швейцария), а другие — превращались в федеративные. Так, унитарная Бельгия под влиянием этнических и языковых факторов совсем недавно — в 1992 году — трансформировалась в федерацию, что и было закреплено в Конституции этой страны.

Государственно-территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным.

Симметричное устройство государства характеризуется тем, что все его составные части имеют равный статус. Например, земли в Австрии и Германии, воеводства в Польше и области в Беларуси равноправны.

При асимметричном государственно-территориальном устройстве составные части государства имеют различный статус. Так, Италия делится на 20 областей, из которых пять (Сицилия, Сардиния, Трентино — Апьто — Адидже, Фриули — Венеция Джулия, Валь Д'Аоста) наделяются особыми формами и условиями автономии согласно специальным статутам, утвержденным конституционными законами (статуты других областей утверждаются обычными законами). Страна Басков, Каталония, Галисия, Андалусия и другие регионы Испании имеют широкую автономию, т. е. особый правовой статус по сравнению с другими областями страны.

Конституции государств, прежде всего федеративных, обычно содержат перечень его составных частей. В большинстве же конституций в лучшем случае указаны виды территориальных единиц. Следует также иметь в виду, что названия территориальных единиц редко свидетельствуют о правовом их статусе. Например, в Швейцарии кантон — это субъект федерации, в Люксембурге — основная политико-административная единица. В Германии община — это низовая единица в сельской местности, а в Болгарии и Польше — также и в городской. Провинции в Италии и Испании — единицы среднего уровня, в Китае — высшего, а в Пакистане, Аргентине — и вовсе субъекты федерации.

Каждому подлинно федеративному государству свойственно унитарное начало. Это начало не является противоположностью федерализму. Унитаризм и федерализм — это те две основные силы, которые действуют внутри федеративного государства и определяют его действительный облик в зависимости от преобладания одной из них. Однако ни одна из этих составляющих не теряет своего влияния полностью.

Поэтому, если исчезает унитарное начало, то федеративное государство подвергается опасности дезинтеграции, и наоборот, если нежизненным оказывается федерализм, федеративное государство превращается в полностью единое. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны. Например, в таких унитарных странах, как Испания и Италия высшие территориальные единицы обладают такой государственной автономией, которой не имеют субъекты некоторых федеративных государств. Так, в Испании создано 17 региональных сообществ, четыре из них пользуются полной автономией, которая гарантирует права и интересы национальных общностей в Андалусии, Галисии, Каталонии, Стране Басков. Сицилия, Сардиния, Венеция Джулия и другие области Италии в соответствии с Конституцией этой страны имеют особые формы и условия автономии.

См.: Автономия национально-территориальная, Автономия территориальная, Государство унитарное, Государство федеративное.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 68-71.

ponjatija.ru


Смотрите также