Культура Италии. Италия культура кратко


культура, почему у Италии такое название и другие особенности страны!

Если у каждой страны есть своя особенность, будь то оздоровительные курорты или очаровательная архитектура, то у Италии их количество просто не перечислить!

Италия

Это родина величайших художников, скульпторов и писателей, улицы, по которым ходили Вивальди и Данте, пронизаны ее величественной историей, здесь живут гениальные модельеры, производят одни из самых дорогих автомобилей, итальянская кухня популярна во всем мире, а природа представляет все, что необходимо для отличного отдыха – от заснеженных Альп до залитых солнцем пляжей.

Столица Рим
Официальный язык Итальянский
Численность населения 61 млн.
Часовой пояс UTC+2
Валюта Евро
Достопримечательности Капитолийский холм, Колизей, Пантеон, Площадь Святого Петра, Гранд-канал в Венеции, Дворец дожей, Мост Риальто, Палаццо-Веккьо

Происхождение Италии и ее названия

Первые люди появились на территории современной Италии еще 40 тысяч лет назад. Потомками современного народа Италии стало племя латинян, которые в 754 году до н.э. основали Рим и с тех пор вели междоусобные войны за территорию. С тех пор Римская империя переживала расцветы и забвения, воевала с Францией, Испанией, Австрией, а в начале XX века первым в мире фашистским государством. И наконец в 1947году оно стало современной республикой Италия.

Италия

Касательно названия страны, то его происхождение точно не известно. Наиболее вероятно, что слово Италия произошло от греческого italos – телёнок. Так сначала назывался народ на юге страны, символом которых был телёнок. Со временем название распространилось на весь полуостров.

Географическое расположение Италии

Страна занимает весь Апеннинский полуостров, небольшую часть континента, а также прибрежные острова, самыми большими из которых является Сицилия и Сардиния. Общая площадь Италии составляет 301 230 км². Страна имеет сухопутную границу со Словенией, Австрией, Швейцарией и Францией на севере. Со всех остальных сторон полуостров омывается водами Тирренского, Ионического, Адриатического и Средиземного морей.

Самый большой город в Италии – Рим, чуть поменьше – Милан и Неаполь. А вот определить самый красивый город очень непросто, ведь в каждом из них есть что-то свое – неповторимое и удивительное. Например, Рим славится бесчисленным количеством музеев, церквей, театров и развалин, а Венеция – город на воде – завораживает многочисленными мостами и дворцами эпохи Ренессанса.

Климат Италии

Климат страны переходный – от умеренно континентального до субтропического. Такое разнообразие климата Италии объясняется территориальной протяженностью по долготе.

Италия

На севере Италии климат умеренный. Температура летом примерно +22°С +24°С, зимой - около 0°С. Климат основной части страны – средиземноморский. Лето здесь жаркое и сухое, а средняя температура +26°С, зима – теплая и мягкая с температурой воздуха +10°С.

На юге Апенниского полуострова с марта по октябрь дуют сухие жаркие ветры из Сахары под названием "сирокко". В этот период температура повышается до +35°С.

Население

Население Италии составляет почти 60 миллионов человек. Примерно 92% всего населения это итальянцы. Однако каждый коренной итальянец относится к определенной этнической диаспоре. Площадь размещения этнических общин обозначена границами древних провинций страны. Всего на территории Италии существует около 20 таких диаспор, например калабрийцы или базиликанты, тосканцы или сицилийцы. Каждый итальянец отлично знает свои корни и редко упускает возможность похвастаться своим происхождением. Также на территории проживают представители Австрии, Швейцарии, Словении, Польши, а также выходцы из Азии и Южной Америки.

Государственно-политическое устройство страны

Италия – унитарная республика парламентского типа. Основной закон страны – Конституция, принята в 1947году. Законодательную власть представляет Двухпалатный парламент Италии, состоящий из Палаты депутатов и Сената. Исполнительная власть – Правительство, состоящее из 13 министерств. Глава государства – президент, которым с 3 февраля 2015 является Серджо Маттарелла. Италия — децентрализованное государство. В ее состав входит 20 областей, 5 из которых имеют особый статус.

Валюта

Основной денежной единицей Италии, как и других стран ЕС является евро. До этого в стране использовалась итальянская лира, происхождение которой обязано королю Карлу Великому.

Италия

Первая чеканка лиры началась в 1892 году, а в 2002году с приходом евро лира вышла из денежного обращения страны.

Традиции и религия

Более 97% итальянцев исповедуют католицизм. Неудивительно, ведь центр католического мира – Ватикан – находится в Италии. Главным храмом католической веры является собор Святого Петра в Риме.

Поскольку вера для итальянцев очень важна, то и главным праздником принято считать Рождество. К нему здесь начинают готовиться минимум за месяц. В церквях и магазинах, а иногда и в собственных домах устраивают презепио – инсталяцию Ерусалима с его холмами и хижинами, а в центре композиции фигурки святого семейства и младенец Иисус. Празднуют его 25 декабря, в этот день вся семья садится за праздничный ужин, а на следующий день состоится торжественный праздничный обед. Традиционным блюдом обеих трапез считается нога ягненка.

Италия

Другими, не менее важными праздниками для итальянцев, являются Пасха, День освобождения от фашизма, День Труда, День провозглашения Республики, Феррагосто. Кроме того во многих провинциях существуют свои традиции и праздники, среди которых Венецианский карнавал и Международный фестиваль супа в Болонье.

Национальная итальянская кухня

Ни для кого не секрет, что родиной пиццы является Неаполь. Наверное только здесь можно попробовать настоящую приготовленную по всем правилам итальянскую пиццу Ежегодно здесь придумывают сотни новых рецептов, но самой популярной остается «Маргарита», «Кватро формаджио» и «Каприччиоза».

Италия

Еще одним коронным блюдом итальянцев считается паста. Пастой здесь называют макаронные изделия, разновидностей которых здесь просто немыслимое количество. Паста заправляется соусом, которых в Италии существует больше тысячи.

Незаменимым продуктом на итальянской кухне является сыр. Его используют для приготовления соусов и салатов, основных блюд, выпечки, а иногда даже в приготовлении десертов. В Италии каждый регион обязательно изготавливает свой уникальный сорт сыра.

zapput.com

Культура Италии - это... Что такое Культура Италии?

Культура Италии — культура коренных народов Италии и её государств-предшественников, ведшие старинным обычаям и культурному быту.

История культуры Италии

Эпоха Италии

В сложившейся эпохе Возрождения Италии, принято выделять периоды истории итальянской культуры, и они имеют своеобразные наименования:

При этом хронологические рамки столетия, конечно, не вполне совпадают с определёнными периодами культурного развития. К примеру, Проторенессанс датируется концом XIII век, Ранний Ренессанс кончается в 90-х годах XV век, а Высокий Ренессанс изживает себя уже к 30-м годам XVI век. Он продолжается до конца XVI век лишь в Венеции; к этому периоду чаще применяют термин «поздний Ренессанс».

Эпоха дученто, то есть XIII век, явилась началом ренессансной культуры Италии — Проторенессансом. Проторенессанс кровно связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями (в средневековой Италии византийские влияния были очень сильны наряду с готикой). Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютными новаторами: нелегко проследить в их творчестве чёткую границу, отделяющую «старое» от «нового». Симптомы Проторенессанса в изобразительном искусстве не всегда означали ломку готических традиций. Иногда эти традиции просто проникаются более жизнерадостным и светским началом при сохранении старой иконографии, старой трактовки форм. До подлинного ренессансного «открытия личности» тут ещё не доходит.

Была и другая, исторически более ранняя линия в Проторенессансе, решительнее противостоящая готике. Её начинали скульпторы — Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио. Никколо Пизано работал ещё в сер. XIII века, когда европейская готика была в полном расцвете. Вдохновляясь римской пластикой, Пизано преодолевает бесплотность готических фигур и «успокаивает» их повышенную экспрессию. Отрицательная реакция Никколо Пизано на тревожную эмоциональность средневекового искусства предвещала интеллектуальный рационализм Возрождения, который восторжествовал через 2 столетия и принёс с собой новую эмоциональность — более собранную, мужественную и интеллектуально обогащённую по сравнению с готическим вихрем смятенных чувств.

Все же эти произведения только односторонне подготовляют и формируют эстетическое мироощущение Ренессанса. Это пока ещё «мертвая вода». Источником живой воды было искусство Джотто. Он единственный, кого в изобразительном искусстве Проторенессанса можно поставить рядом с Данте, его современником. Новое ощущение человеческого достоинства выразилось во фресках Джотто едва ли не с такой же силой, как в «Божественной комедии».

Составные элементы проторенессансного мировоззрения многообразны: его питала и францисканская ересь, и противоположная ей атеистическая, «эпикурейская», и римская античность, и французская готика, и провансальская поэзия. И, как общий итог, зрела идея возрождения — не просто возрождения античной культуры, а возрождения и просветления человека. Она составляет стержень поэмы Данте, она одухотворяет и творчество Джотто.

Слава Джотто была велика ещё при жизни, а в следующем столетии его единодушно признали величайшим преобразователем искусства. Он не знал ни анатомии, ни научной перспективы; по его произведениям видно, что пейзаж и обстановка интересовали его мало, и изображения зверей, там где они у Джотто встречаются, оставляют желать лучшего в смысле их природного правдоподобия. Любопытства ко всяческим красочным подробностям мира было больше у готических художников, чем у Джотто, а позже, соединившись с научной любознательностью, оно с новой силой вспыхнуло у художников кватроченто. Джотто же, стоящий между теми и другими, был занят только человеком, человеческими переживаниями и задачей их монументального воплощения в формах достаточно условных.

И все же была большая доля истины в молве, признавшей Джотто верным учеником природы. Не только потому, что он ввёл в живопись чувство трёхмерного пространства и стал писать фигуры объёмными, моделируя светотенью. В этом у Джотто были предшественники, например, живописец Каваллини. Главное — само понимание человека у Джотто было согласно с природой, с человеческой природой. Душевные переживания героев Джотто не выше и не ниже человеческой меры, и для этого действительно нужно было быть глубоким наблюдателем окружающей жизни.

Кватроченто — этап Раннего Возрождения в Италии — триумфальный период в истории искусства. Поражает щедрость, переизбыточность художественного творчества, хлынувшего как из рога изобилия. Можно подумать, что никогда столько не строили, не ваяли, не расписывали, как в Италии XV века. Впрочем, это впечатление обманчиво: в позднейшие эпохи художественных произведений появлялось не меньше, все дело в том, что «средний уровень» их в эпоху Возрождения был исключительно высоким. Он был высок и в средние века, но там искусство было плодом коллективного гения, а Возрождение рассталось со средневековой массовидностью и безымянностью. Архитектура, скульптура и живопись перешли из рук многоликого ремесленника в руки художника-профессионала, художника-артиста, утверждающего свою индивидуальность в искусстве. Конечно, и в то время были художники более крупные, и менее крупные, были гении и были просто таланты, были пролагатели путей и были их последователи, но категория «посредственности» к художникам Возрождения неприменима. Эта эпоха знала честолюбцев, стяжателей, но не знала поставщиков художественных суррогатов. Искусство играло в её жизни слишком важную роль: оно шло впереди науки, философии и поэзии, выполняя функцию универсального познания.

По давно сложившейся исторической традиции зачинателями искусства Раннего Возрождения считаются три художника. Это флорентиец Мазаччо, художник мужественного, энергичного стиля. В своих произведениях он достиг небывалой до него, почти скульптурной осязаемости мощных фигур и, подхватив угасавшую традицию Джотто, довёл до конца завоевание живописью трёхмерного пространства. Это скульптор Донателло, сказавший новое слово почти во всех жанрах и разновидностях пластики. Он создал тип самостоятельно стоящей круглой статуи, не связанной с архитектурой, и он же создал целую школу мастеров рельефа, покрывающего фризы ренессансных зданий. Ему удалось полностью преодолеть не только схематизм традиционного церковного искусства, но и угловатую нервозность готической итальянской скульптуры. Это, наконец, архитектор и скульптор Брунеллески. Он создал архитектуру вполне светскую по духу, изящно простую, гармонических пропорций, где как бы совсем исчезает ощущение тяжести камня, борьбы сил, сопротивления материала.

Время проторенессанса

На фоне сильных византийских и готических традиций в итальянской культуре стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом (то есть подготовившим наступление Ренессанса; от греч. «протос» -"первый").

Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме.

В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265—1321) создал итальянский литературный язык. Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии, и Джованни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе.

В изобразительном искусстве безличное цеховое ремесло уступает место индивидуальному творчеству. В архитектуре, скульптуре и живописи выдвигаются крупные мастера, ставшие гордостью эпохи, — Никколо Пизано и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Пьетро Каваллини, Джотто ди Бондоне, творчество которых во многом определило дальнейшее развитие итальянского искусства, заложив основы для обновления.

Никколо Пизано

Никколо Пизано — основатель школы скульптуры. Основателем школы итальянской скульптуры считается Никколо Пизано (около 1220 — между 1278 и 1284). Он родился на юге, в Апулии, но, работая в Пизе, так сроднился с городом, что получил прозвище Пизано, с которым вошёл в историю итальянского искусства.

В его работах прослеживается явное влияние античности. Он, несомненно, изучал скульптурное оформление позднеримских и раннехристианских саркофагов. Шестигранная мраморная кафедра (1260 г.), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла не её дальнейшее формирование. Кафедра из белого, розово-красного и темно-зелёного мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение, легко обозримое со всех сторон.

По средневековой традиции, на парапетах (стенках кафедры) представлены рельефы на сюжеты из жизни Христа, между ними располагаются фигуры пророков и аллегорических добродетелей. Колонны опираются на спины лежащих львов. Никколо Пизано использовал здесь традиционные сюжеты и мотивы, однако, кафедра принадлежит уже новой эпохе.

Никколо стал основателем школы скульптуры, просуществовавшей до середины XIV века и распространившей своё внимание по всей Италии.

Конечно, многое в скульптуре пизанской школы ещё тяготеет к прошлому. В ней сохраняются старые аллегории и символы. В рельефах отсутствует пространство, фигуры тесно заполняют поверхность фона. И все же реформы Никколо значимы. Использование классической традиции, акцентировка объёма, материальности и весомости фигуры, предметов, стремление внести в изображение религиозной сцены элементы реального земного события создали основу для широкого обновления искусства. В 1260—1270 годах мастерская Никколо Пизано выполняла многочисленные заказы в городах средней Италии.

Творчество Леонардо да Винчи

Величайший художник Италии Леонардо да Винчи (1452—1519) родился в Анкиано, около селения Винчи; отец его был нотариусом, перебравшимся в 1469 г. во Флоренцию. Первым учителем Леонардо был Андреа Вероккио. Фигура ангела в картине учителя «Крещение» уже отчётливо демонстрирует разницу в восприятии мира художником прошлой эпохи и новой поры: никакой фронтальной плоскостности Вероккио, тончайшая светотеневая моделировка объёма и необычайная одухотворенность образа. Ко времени ухода из мастерской Вероккио исследователи относят «Мадонну с цветком» («Мадонна Бенуа», как она называлась раньше, по имени владельцев). В этот период Леонардо несомненно некоторое время находился под влиянием Боттичелли. Его «Благовещение» по детализации ещё обнаруживает тесные связи с кватроченто, но спокойная, совершенная красота фигур Марии и архангела, цветовой строй картины, композиционная упорядоченность говорят о мировоззрении художника новой поры, характерном для Высокого Ренессанса.

Покинув Милан, Леонардо некоторое время работал во Флоренции. Там творчество Леонардо словно озарила яркая вспышка: он написал портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо ди Джокондо (около 1503 г.). Портрет, известный как «Джоконда», стал одним из самых прославленных произведений ми­ровой живописи

Небольшой, окутанный воздушной дымкой портрет молодой женщины, сидящей на фоне голубовато-зелёного странного скалистого пейзажа, полон такой живой и нежной трепетности, что, по словам Вазари, в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. Казалось бы, картина проста для понимания. Между тем в обширной литературе, посвящённой «Джоконде», сталкиваются самые противоположные толкования созданного Леонардо образа.

В истории мирового искусства есть произведения, наделённые странной, таинственной и магической силой. Объяснить это трудно, описать невозможно. В их ряду одно из первых мест занимает изображение молодой флорентийки Моны Лизы. Она, по-видимому, была незаурядной, волевой личностью, умной и цельной натурой. Леонардо вложил в её удивительный, устремлённый на зрителя взгляд, в знаменитую, словно скользящую загадоч­ную улыбку, в отмеченное зыбкой изменчивостью выражение лица заряд такой интеллектуальной и духовной силы, который поднял её образ на недосягаемую высоту.

В последние годы жизни Леонардо да Винчи мало работал как художник. Получив приглашение от французского короля Франциска I, он уехал в 1517 г. во Францию и стал придворным живописцем. Вскоре Леонардо умер. На автопортрете-рисунке (1510—1515 гг.) седобородый патриарх с глубоким скорбным взглядом выглядел гораздо старше своего возраста.

Нельзя себе представить, что Леонардо да Винчи мог жить и творить в другую эпоху. И, тем не менее, его личность выходила за пределы своего времени, поднималась над ним. Творчество Леонардо да Винчи неисчерпаемо. О масштабе и уникальности его дарования позволяют судить рисунки мастера, занимающие в истории мирового искусства одно из почётных мест. С рисунками Леонардо да Винчи, зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не только рукописи, посвящённые точным наукам, но и работы по теории искусства. В знаменитом «Трактате о живописи» (1498 г.) и других его записях большое внимание уделено изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Много места отдано проблемам светотени, объёмной моделировке, линейной и воздушной перспективе.

Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры, оказали на неё огромное влияние.

Великий Рафаэль

С творчеством Рафаэля (1483—1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело — мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Несомненно, однако, что неустанное стремление к светлому совершенному началу пронизывает всё творчество Рафаэля, составляет его внутренний смысл.

Рафаэль первоначально учился в Урбино у своего отца, затем у местного живописца Тимотео Вите. В 1500 г. он переехал в столицу Умбрии Перуджу, чтобы продолжить образование в мастерской известного живописца, главы умбрийской школы Пьетро Перуджино. Молодой мастер быстро превзошёл своего учителя.

Рафаэля называли Мастером Мадонн. Настроение душевной чистоты, ещё несколько наивное в одной из его первых небольших картин — «Мадонна Конестабиле» (1502—1503 гг.), — приобрело возвышенный характер раннего периода Рафаэля — «Обручение Марии» (1504 г.). Происходящая на фоне чудесной архитектуры сцена обручения Марии и Иосифа представляет собой образ высокой красоты. Эта небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения. Главные действующие лица, группы девушек и юношей покоряют своим естественным изяществом. Выразительны, певучи, метки и пластичны их движения, позы и жесты: например, сближающиеся руки Марии и Иосифа, надевающего ей на палец кольцо. В картине нет ничего лишнего, второстепенного. Золотистые, красные и тёмно-зелёные тона, созвучные с мягкой голубизной неба, создают праздничное настроение.

В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию. Здесь его творчество обрело зрелость и спокойное величие. В цикле Мадонн он варьировал изображение молодой матери с Младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа. Особенно хороша «мадонна в зелени» (1505 г.). В картине использована пирамидальная композиция Леонардо, а колориту присуща тонкая гармония красок.

Успехи Рафаэля были настолько значительны, что в 1508 году его пригласили к папскому двору в Рим. Художник получил заказ на роспись парадных апартаментов Папы, так называемых станц (комнат) в Ватиканском дворце. Росписи ватиканских станц (1509—1517 годах) принесли Рафаэлю славу, выдвинули его в ведущие мастера не только Рима, но и Италии.

Как и прежде, Рафаэль вновь обратился к излюбленному образу Мадонны с Младенцем. Мастер готовился к созданию своего великого шедевра — «Сикстинской Мадонны» (1515—1519 гг.) для церкви Святого Сикста в Пьяченце. В истории искусства «Сикстинская Мадонна» — образ совершенной красоты.

Рафаэль был замечательным мастером рисунка. Здесь ярко проявилось его безупречное, легкое, свободное чувство линии. Значительный вклад он внес и в архитектуру. Само имя Рафаэля — Божественного Санцио — в дальнейшем стало олицетворением идеального, наделенного божественным даром художника.

С великими почестями он был погребен в римском Пантеоне, где его прах покоится и поныне.

Творчество Микеланджело

Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры.

Детство Микеланджело прошло в маленьком тосканском городке Капрезе близ Флоренции. Юность и годы учения он провел во Флоренции. В художественной школе при дворе герцога Лоренцо Медичи ему открылась красота античного искусства, он общался с великими представителями гуманистической культуры. Флоренции принадлежат почти все скульптурные работы Микеланджело. Однако в равной мере и Рим может быть назван городом Микеланджело.

В 1496 г. он приехал в Рим, где к нему вскоре пришла слава. Самое известное произведение первого римского периода — «Пьета» («Оплакивание Христа») (1498—1501 гг.) в капелле собора Святого Петра. На коленях слишком юной для такого взрослого сына Марии распростёрто безжизненной тело Христа. Горе матери светло и возвышенно, лишь в жесте левой руки словно выплескивается наружу душевное страдание. Белый мрамор отполирован до блеска. В игре света и тени его поверхность кажется драгоценной.

Вернувшись во Флоренцию в 1501 г., Микеланджело взялся исполнить колоссальную мраморную статую Давида (1501—1504 гг.). Статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Она олицетворяет безграничную мощь человека. Давид только готовится нанести противнику удар камнем, пущенным из пращи, но уже ощущается, что это будущий победитель, полный сознания своей физической и духовной силы. Лицо героя выражает несокрушимую волю.

Микеланджело считал себя только скульптором, что, однако, не помешало ему, истинному сыну Возрождения, быть и великим живописцем, и архитектором. Самое грандиозное произведение монументальной живописи Высокого Возрождения — роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, выполненная Микеланджело в 1508—1512 гг.

В последние десятилетия жизни мастер занимался только архитектурой и поэзией. Творчество великого Микеланджело составило целую эпоху и далеко опередило своё время, оно сыграло грандиозную роль в мировом искусстве, а также оказало влияние на формирование принципов барокко.

Маньеризм

Маньеризм — это особое течение в европейском искусстве XVI в. Оно происходит от итальянского слова maniera — «манера», «прием», «художественный почерк». Впервые этот термин появился в европейском искусствоведении в 20-х гг. XX в., а исследование маньеризма породило обширную научную литературу со спорными оценками и точками зрения.

Маньеризм в своём наиболее общем выражении обозначает антиклассическое течение, сложившееся в Италии около 1520 г. и развивавшегося вплоть до 1590 г. Искусство маньеризма отходит от ренессансных идеалов гармонического восприятия человека, который оказывается во власти сверхъестественных сил. Мир предстает неустойчивым, шатким, в состоянии распада. Образы полны тревоги, беспокойства, напряженности, художник удаляется от натуры, стремится её превзойти, следуя в своём творчестве субъективной «внутренней идее», основой которой является не реальный мир, а творческое воображение; средством же исполнения служит «прекрасная манера» как сумма определённых приемов. Среди них — произвольная вытянутость фигур, сложный змеевидный ритм, нереальность фантастического пространства и света, подчас холодные пронзительные краски.

Первый этап итальянского маньеризма охватывает 20-40-е гг. XVI в. и представляет собой сравнительно узкое течение, наиболее ярко воплощенное в живописи. Самым крупным и одаренным мастером сложной творческой судьбы был Якопо Понтормо (1494 −1556). В его известной картине «Снятие со креста» композиция неустойчива, фигуры вычурно изломаны, светлые краски резки.

Первое поколение маньеристов завершает Франческо Маццола, прозванный Пармиджанино (1503—1540), изощренный мастер и блестящий рисовальщик. Он любил поразить зрителя: например, написал автопортрет в выпуклом зеркале. Намеренная нарочитость отличает его известную «Мадонну с длинной шеей» (1438—1540 гг.). Второй этап маньеризма (1540 −1590 гг.) превращается в Италии в широкое течение, охватывающее живопись, скульптуру и архитектуру. Маньеризм становится придворно-аристократическим искусством, которое первоначально развивается в герцогствах Пармы, Мантуи, Феррары, Модены, а затем утверждается во Флоренции и Риме.

Самый крупный мастер — художник двора Медичи Аньоло Бронзино (1503 −1572), особенно известный своими парадными портретами. В них отозвалась эпоха кровавых злодеяний и нравственного падения, охватившего высшие круги итальянского общества. Знатные заказчики Бронзино как бы отделены от зрителя невидимым расстоянием; застылость их поз, бесстрастие лиц, богатство одежд, жесты прекрасных праздных рук — словно внешняя оболочка, скрывающая внутреннюю ущербную жизнь.

Созданный маньеризмом тип придворного портрета оказал влияние на портретное искусство XVI—XVII столетий в других странах, где он обычно развивался на живой, здоровой, подчас более прозаичной местной основе.

Итальянский поэт Петрарка

Итальянский мыслитель и поэт Франческо Петрарка родился 20 июля 1304 года в городе Ареццо, где некоторое время жил его отец, по профессии нотариус, в своё время изгнанный из Флоренции. В 1312 году, когда Франческо было восемь лет, его семья переехала в Авиньон, где тогда находился папский двор. В Авиньоне Петрарка провел все своё детство. Будучи девятилетним мальчиком, Петрарка заинтересовался изречениями Цицерона, музыкой его слова, с которым его познакомил учитель, Конвеневоле да Прато. Позже он говорил об этом: «Такая ладность и звучность слов сама собой захватывала меня, так что все другое, что я читал или слышал, казалось мне грубым и далеко не таким стройным». Несомненно, сочинения Цицерона запомнились ему на всю жизнь.

В 1326 году Петрарка принимает духовный сан. Его учителями, мыслям которых он неотступно следовал в религиозном деле, были только древние авторы и основатели ранней церкви (больше всего Иероним и Августин). Тогда же, в 1326 году Петрарка поступает на юридический факультет в Болонье, где посещал занятия вместе со своим младшим братом, Герардо Петраркой.

Пожалуй, один день — 6 апреля 1327 года стал переломным в жизни Франческо Петрарки. Тогда он встретил женщину, которую он полюбил на всю жизнь. В историю она вошла под именем Лауры. Кто она была — до сих пор достоверно не известно. Вдохновленный своим чувством, Петрарка написал свои первые сонеты, которые не только вошли в золотой фонд «поэтической науки любви», но и стали великолепным образцом для последователей и подражателей Петрарки и остаются ими по сей день. Известно, что Франческо Петрарка был не только гениальным мыслителем и философом, но и поэтом; он считается родоначальником итальянской национальной поэзии.

В 1330 году Петрарка заканчивает учёбу и поступает на службу к кардиналу Джованни Колонне, что дало ему, сыну изгнанника, и определённое общественное положение, и возможность играть заметную роль в жизни современного ему мира.

В начале 1337 года Петрарка впервые посетил Рим. Позже он писал об этом так: «Рим показался мне ещё более великим, чем я предполагал, особенно великими мне показались его развалины». Можно подумать, что мыслитель говорил так шутя, но это совсем не так. Скорее, Петрарка говорил о великом прошлом тогдашней Римской империи. Затем философ поселился в городке Воклюзе, близ Авиньона, где фактически начался расцвет его творчества. Поэтические творения Петрарки приносили свои плоды, и уже 1 сентября 1340 года он получил сразу два предложения венчаться лаврами первого поэта: первое поступило от Парижского университета, второе — из Рима. Петрарка, поразмыслив, отдал предпочтение Риму. В апреле 1341 года Петрарка был увенчан лаврами на Капитолии.

Петрарка был свидетелем страшной чумы, которая в XIV веке унесла жизни более чем трети населения Европы. Только в итальянских городах Сиене и Пизе умерло больше половины жителей. Однако самого Петрарку чума обошла стороной.

В 1351 году флорентийская коммуна направила к Петрарке Джованни Боккаччо (известного мыслителя, впоследствии ставшего близким другом Петрарки) с официальным посланием, приглашавшим поэта вернуться во Флоренцию, откуда были изгнаны его родители, и возглавить созданную специально для него университетскую кафедру. Петрарка сделал вид, что польщен и готов принять это предложение, однако, покинув в 1353 году Воклюз и вернувшись в Италию, он поселился не во Флоренции, а в Милане.

Летом 1356 года Петрарка был с посольством к чешскому королю Карлу IV от государя Милана Галеаццо Висконти.

Весной 1362 года Франческо Петрарка, «уставший от мира, от людей, от дел, уставший до крайности от самого себя», отправился из Милана в Прагу, следуя троекратному приглашению Карла IV, но по дороге был задержан хозяйничавшими в Ломбардии отрядами наемников и повернул в Венецию, где и поселился.

В Венеции Петрарка был почётным гостем. В решении Большого совета Венеции от 4 сентября 1362 года, когда Республика приняла его план устроения публичной библиотеки, говорилось, что «на человеческой памяти не было в христианском мире философа или поэта, которого можно было сравнить с ним». В своём завещании Петрарка дарил все свои книги Венецианской республике с условием, что они станут основой публичной библиотеки, устроенной по его плану.

По словам самого Петрарки, его жизнь складывалась нелегко. О своей судьбе он говорил так: «Почти вся моя жизнь прошла в скитаниях. Я сравниваю свои блуждания с Одиссеевыми; будь блеск его имени и подвигов одинаковым, его странствия не оказались бы ни дольше, ни длиннее моих… мне легче пересчитать морской песок и небесные звезды, чем все препятствия, какие ставила завидующая моим трудам фортуна».

Петрарка как-то обмолвился: «Я хочу, чтобы смерть застала меня или молящимся, или пишущим». Так оно и случилось. Франческо Петрарка умер в Аркве в ночь на 19 июля 1374 года, не дожив до своего семидесятилетия лишь одного дня.

Все сочинения Петрарки были пропитаны необыкновенным романтизмом и гуманизмом, любовью к окружающему миру. Среди его самых известных сочинений: комедия «Филология», «Канцоньере», то есть книга стихов и песен, героическая поэма «Африка», «Лекарства от превратностей судьбы», сборники сонетов «На жизнь Лауры» и «На смерть Лауры», «Книга достопамятных вещей» и неоконченная поэма «Триумфы».

Франческо Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих европейских поколений. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание — пусть не всегда чёткое, но такое, которое стало как бы верховодящим в разуме и вдохновении для них.

Миланский театр Ла Скала

Всемирно известный театр «Ла Скала», расположенный в Милане, по праву считается мировым центром оперной культуры.

Здание театра построено в 1776—1778 годах на месте церкви «Санта Мария делла Скала», откуда театр и получил своё название «Ла Скала» — оперный театр в Милане. Любопытно, что при раскопке площадки для строительства театра была найдена большая мраморная глыба, на которой был изображен Пилад — знаменитый мим Древнего Рима. Это было воспринято как добрый знак. Здание театра, построенное архитектором Дж. Пьермарини, было одним из красивейших зданий в мире. Оно выдержано в строгом неоклассическом стиле и отличается безукоризненной акустикой.

Художественная отделка зрительного зала сочеталась с удобным расположением мест в нём и соответствовало всем строжайшим требованиям оптики. Здание театра равнялось 100 метрам в длину и 38 — в ширину. В середине фасада возвышался портал для въезда карет с дамами и их кавалерами. Зал имел форму подковы. В нём было пять ярусов лож и галерея. Лож было всего 194 (ещё и королевская ложа). В каждой ложе помещалось от 8 до 10 человек. Все ложи были связаны между собой коридором. За ним следовал второй ряд лож, в котором располагались столы для карточной игры и торговли напитками. Сцена театра была довольно невелика.

В партере первоначально не было кресел — их заменяли складные и передвижные стулья. Освещение было довольно скудным. В ложах зажигали свечи, а те, кто сидел в партере, не рисковали снимать своих шляп и прочих головных уборов, так как на них капал расплавленный воск. Отопления в театре не было. Но зал театра был чудесным — выполнен в белых, серебряных и золотых тонах. В этом чудесном зале происходило все — от балов до азартных игр и корриды. Здание театра стоило Милану около 1 миллиона тогдашних лир. Расходы распределили между собой 90 аристократов города. Здание театра не раз реставрировалось.

Во время Второй мировой войны оно было разрушено и восстановлено в первоначальном виде инженером Л. Секки. Театр «Ла Скала» вновь открыли в 1946 году. «Скала» (как называют театр итальянцы) открылась в августе 1778 года двумя операми, в том числе и специально написанной к этому случаю оперой А. Сальери «Признанная Европа». За ними последовали два балета. Миланцы быстро полюбили свой театр. И простой люд, и аристократы толпились у дверей театра, желая в него попасть. Но, конечно же, далеко не все стремились в театр, чтобы слушать оперу. Значительная часть публики проводила время в коридорах, выпивая и закусывая.

До конца XVIII века на сцене театра ставились также драматические спектакли. В них выступали популярные в то время труппы театра марионеток и драматические, но оперные сезоны, имевшие названия «карнавальные», «осенние», «весенние», «летние», сразу стали регулярными. В период «карнавального сезона» ставились оперы-сериа и балеты, в остальное время главным образом оперы-буффа. В конце XVIII — начале XIX столетий в репертуаре театра появились оперы итальянских композиторов П. Анфосси, П. Гульельми, Д. Чимарозы, Л. Керудини, Дж. Паизиелло, С. Майра. В 1812 году на сцене театра состоялась премьера оперы Дж. Россини «Пробный камень». Она положила начало так называемому россиниевскому периоду. Театр «Ла Скала» первым поставил его оперы «Аурельяно в Пальмире» (1813), «Турок в Италии» (1814), «Сорока-воровка» (1817) и др. Одновременно театр ставил широко известные оперы Россини. На его сцене впервые были поставлены оперы Дж. Мейербера «Маргарита Анжуйская» (1820), «Изгнанник из Гренады» (1822), а также наиболее значительные произведения Саверио Меркаданте.

Начиная с 30-х годов XIX века история «Ла Скала» связана с творчеством крупнейших композиторов Италии — Г. Доницетти, В. Беллини, Дж. Верди, Дж. Пуччини, произведения которых здесь были поставлены впервые: «Пират» (1827) и «Норма» (1831) Беллини, «Лукреция Борджиа» (1833), «Оберто» (1839), «Навуходоносор» (1842), «Отелло» (1887) и «Фальстаф» (1893) Верди, «Мадам Баттерфляй» (1904) и «Турандот» Пуччини. Верди, например, не слишком поначалу жаловал этот театр. В одном из своих писем он говорил графине Маффеи: «Сколько раз я слышал, как в Милане говорят: „Скала“ лучший театр на свете. В Неаполе: „Сан-Карло“ лучший театр на свете. В прошлом и в Венеции говорили, что „Фениче“ лучший театр на свете… А уж в Париже опера самая лучшая в двух, а то и в трёх мирах…» Великий композитор предпочел бы такой театр, «который не так хорош». Тем не менее в 1839 году Верди успешно дебютировал в «Скала». Но он был недоволен тем, как поставили его «Жанну д’Арк», считал постановку «позором», разорвал с театром контракт, хлопнул дверью и ушёл. Но все же этот театр — заветная цель музыкантов всего мира. Всегда. Во все времена. Место певца или дирижёра в «Ла Скала» — это всемогущая визитная карточка. С ней он будет всегда и везде принят. В этот театр также целенаправленно стремится и публика. Богатые туристы из Европы, Америки и Японии всегда требуют от турагентств возможности провести вечер в этом знаменитом театре.

Кинематограф

В итальянском кинематографе много режиссёров с мировым именем — Роберто Росселлини, Лукино Висконти, Микеланджело Антониони, Федерико Феллини, Пьер Паоло Пазолини, Франко Дзеффирелли, Серджо Леоне, Бернардо Бертолуччи, Джузеппе Торнаторе.

Мультипликация

В последние годы во всём мире[источник не указан 449 дней] завоёвывают популярность работы итальянских аниматоров — таких, например, как Петер Чои («Супер-герои» и др.), Маурицио Форестьери («Гладиаторы», «Магия футбола» и др.) и Орландо Корради (мультфильмы «Легенда о Зорро», «Багдадский вор» и др., мультсериалы «Чёрный пират», «Вирус атакует»).

См. также

Литература

1. Лев Любимов «Искусство Западной Европы», М., 1982 2. Большая Советская Энциклопедия 3. Мультимедийная энциклопедия «Leonardo da Vinci», © E.M.M.E. Interactive, 1996 4. Мультимедийная энциклопедия «Le Louvre. Palace & Paintings», © Montparnasse Multimedia, 1996 5. Мультимедийная энциклопедия «ART. История Искусств», © фирма “Омикрон”, 1996

Примечания

Ссылки

dikc.academic.ru

Культура и традиции италии

Содержание

 

Культура и традиции

Рождественские традиции

Новогодние традиции

Обслуживание

Встреча гостей

Обслуживание

Виды обслуживания

Гостеприимство

Официант

Обслуживание в Италии

Сервис по-итальянски: семейный подход

Особенности итальянского гостеприимства

Чаевые.

Сиеста

Обычаи в баре

Суеверия

Кухня

Культура питания в Италии.

Итальянская кухня

Основные блюда итальянской кухни:

Ньокки

Минестроне

Лазанья

Равиолли.

Панцанелла

Панна кота

Фокачча

Тирамису

Карпаччо

Ризотто

Полента

Брускетта

Бискотти

Сыр

Рагу

Салат

Десерт

Кофе

"Кофейный этикет" в Италии

Итальянские вина

Виноделие в Италии

Классификация вин Италии

Как прочитать этикетку итальянских вин

Кьянти

 

Культура и традиции

 

Итальянцы - большие любители мяса. Основными мясными блюдами являются всевозможные виды аббакьо (мясо ягненка), а также знаменитая сальтимбокка (буквально переводится "прыгай в рот" - телячий эскалоп, обернутый в ветчину и поджаренный в вином соусе) и капретто (мясо козленка).

Хлеб, как и вообще все мучное, пользуется также в этой стране большой популярностью. Чаще всего это или пшеничный, или же на севере хлеб из кукурузной муки. Из этой же муки во многих областях страны приготавливают поленту - густо сваренную кашу, которую подают на стол, нарезав ломтями.

Италия - страна непостоянных донжуанов, где эмоции и безрассудство просто витают в воздухе вперемешку с неповторимыми кулинарными ароматами итальянских харчевен, ресторанчиков, с запахами, которые разносятся прямо из окон домов, вызывая голодные спазмы то ли в душе, то ли в желудке, впрочем, Италия - одна, но неизменная страсть.

Для сладкоежек лучшим местом во всей Италии является Турин, в барах которого можно, как и сто лет назад, выпить бичерин - горячий напиток на основе кофе, шоколада и молока. А во время аперитива - классический "Вермут" или легендарный "Пунт э Мес". Повсюду в Италии выпивают в день по десять — пятнадцать чашек кофе эспрессо или капуччино,а в  кафе просиживают часами.

 

 

По всей Италии на Рождество к праздничному столу подают гуся, мучные и сладкие блюда, часто с добавлением миндаля, изюма и меда. В Риме было принято подавать халву из жареного миндаля в сахаре и в меде и кондитерское изделие из изюма и орехов. Традиционные сицилийские рождественские сладости - мустаццоли, кондитерские изделия из теста, замешенного на сусле и пышные блины из жидкого теста.

Не случайно в блюдах, которые подают на ужин в сочельник и на Рождество, обязательны мед и миндаль. По верованиям итальянцев, миндаль, как и другие виды орехов, будет содействовать улучшению плодородия почвы, увеличению поголовья стада и благополучию семьи. По-видимому, как и в сочельник, на рождественский ужин принято подавать определенное количество блюд. Так, в Тоскане рождественский ужин носит название "ужин из девяти блюд".

 

Новогодние традиции

 

В Италии считают, что Новый год нужно встретить, освободившись от всего старого, плохого, печального, накопившегося в минувший год. Поэтому большинство итальянцев придерживается обычая в полночь 31 декабря выбрасывать из окон старые вещи, будь то посуда или мебель. Тот же смысл имеет обычай надевать утром первого дня нового года новую одежду.

По народным поверьям, в новогоднюю ночь могут происходить разные чудеса. Некоторые из них связаны с водой. В Италии рассказывают легенду о чуде: вода в одной из местных речушек в полночь под Новый год на мгновение останавливается и становится золотой.

Традиция обязывает итальянцев есть виноград, засохший в гроздьях, золотые виноградины которого напоминают золотые монеты. По народному поверью, кто больше их съест, тот больше и заработает. Кроме того, виноград - символ здоровья, долголетия, благополучия. Кондитерские изделия принято делать с добавлением в тесто меда и орешков всех видов, суп из чечевицы, крутые яйца, так как орехи, чечевица и яйца тоже напоминают монеты.

 

Встреча гостей

Итак, гость входит в двери вашего ресторана. Согласно международным стандартам, его должны поприветствовать в течение 30 секунд. Если человек заходит в ресторан, и его никто не встречает, есть опасность, что он может сесть за уже зарезервированный столик. Понятно, что согнать его с облюбованного места - большая проблема, особенно в ресторане высокого класса.

Поэтому при появлении посетителя на пороге заведения перво-наперво нужно выяснить, заказан ли у него столик. Кстати, здесь можно использовать маленькую хитрость: даже если в этот день у вас заранее не было заказано ни одного места, все равно задайте гостю вопрос о резервации. В его глазах это повысит престиж данного заведения.

Умению встретить и посадить гостя должен быть обучен весь персонал заведения. Посетителя нужно усадить за столик в течение не более чем 1 минуты. Стол к тому моменту уже должен быть убран и накрыт. Досервировка при посетителе создает чувство дискомфорта, и у человека может пропасть “чувство гостя”. Признаком высокого сервиса в ресторане является то, что при посадке клиента лишние приборы со стола убираются.

Работник должен отодвинуть для посетителя ресторана стул. У человека это создает чувство заботы о нем. Если гость мужского пола отодвигает стул для своей дамы, то официант должен отодвинуть стул для мужчины.

Далее официант должен перейти к обслуживанию гостя. Для начала он должен предложить посетителю аперитив. Лучше всего использовать такую формулировку вопроса: “Что вы хотите выпить до ужина?” Перечисляя напитки, которые ресторан может предложить, надо начинать от дорогих к более дешевым. Это повышает выручку заведения, так как, по статистике, не далее как на третьей позиции гость останавливает официанта.

Меню посетителю ресторана должно быть принесено в течение 5 минут после того, как он сел. Продолжаться чтение меню должно также не более 5 минут. Если в течение этого времени клиент не может определиться с заказом, ему нужно оказать помощь. Раньше предлагать свое содействие не следует, так как человеку всегда приятно сделать выбор самому.

При принятии заказа у клиента официант должен показать хорошее знание меню - рассказать, если нужно, о составе каждого блюда, его величине и способе приготовления. Важно это сегодня также потому, что сейчас много аллергиков, и какой-либо входящий в состав кушанья ингредиент может вызвать у гостя обострение заболевания.

В ресторанах класса люкс принято, чтобы на протяжении обеда или ужина минимум один раз менеджер ресторана подошел к гостю и поинтересовался, все ли тому нравится. Такая политика позволит руководству заведения избежать жалоб и претензий со стороны своих клиентов.

Управленцы ресторанного предприятия должны добиться, чтобы их официанты помнили, что они занимаются продажами. Именно поэтому сотрудник должен уметь предложить гостю закуску, гарнир, если закончилась одна бутылка вина - другую, при отказе - минеральную воду или другие напитки. В конечном счете, это дополнительные деньги для ресторана - его бюджет.

 

 

Банкет – это наиболее торжественная и распространенная форма проведения мероприятия. В соответствии с этикетом гости рассаживаются за празднично сервированными столами, их обслуживают профессиональные официанты. Все холодные закуски выставляются на банкетные столы, а горячие закуски, основные блюда и десерты, сменяя друг друга, предлагаются гостям официантами.

Фуршет – основным преимуществом фуршета является то, что даже в небольшом помещении можно обеспечить обслуживание значительного количества гостей, сохраняя для них возможность свободно перемещаться по залу.

Фуршетные линии с блюдами, напитками, посудой и столовыми приборами расставляют обычно вдоль стен или наоборот в центре зала, чтобы у гостей был свободный доступ к ним. Гости подходят к фуршетной линии и сами выбирают понравившиеся блюда. Меню фуршета может включать холодные и горячие мини-закуски, специальные блюда, десерты и фрукты.

Шведский стол - неотъемлемая часть современного делового этикета. Столы, за которыми рассаживаются гости, не сервируются. Еда и напитки, а также посуда и столовые приборы располагаются на отдельных общих столах. Гости сами выбирают себе блюда. Меню «шведского стола» рассчитано на различные вкусы, и включает холодные и горячие закуски, салаты, соусы, разнообразные десерты, в том числе фрукты и кондитерские изделия.Все блюда находятся на одной линии, и гости сами выбирают понравившиеся блюда.

Кофе-брейк или кофе-пауза предполагает наличие бара с безалкогольными напитками, чайного (кофейного) стола, линии для расстановки закусок, коктейльных столов. Меню кофе-брейка может включать холодные мини-закуски, выпечку, сэндвичи и бутерброды, десерты и фрукты.

Коктейль. Во многих странах коктейль – один из самых распространенных видов приемов. Чаще всего коктейль организуют на выставках, по окончании работ на семинарах и конференциях. Коктейль может сопровождать встречу гостей перед началом банкета или фуршета.

Во время коктейля гости свободно перемещаются по залу. Закуски обычно сервируются на больших блюдах. Официанты предлагают закуски отдельно каждому приглашенному. В качестве столовых приборов гости используют палочки-шпажки.

Барбекю, название этой формы организации мероприятия произошло обозначения способа приготовления мяса на природе. Для приготовления мяса используются разные приправы и способы мариновки, но одно неизменно – готовить мясо надо на огне. Такая форма организации мероприятия популярна в теплое время года.

Детский праздник. Название «детский праздник» говорит само за себя. Главная задача этого мероприятия – доставить удовольствие и радость детям. При проведении детского праздника организуется  отдельно стол для взрослых и отдельно стол для детей. На детском празднике маленьких гостей будет занимать ведущий и аниматоры, в то время как взрослые будут отдыхать в спокойной обстановке за отдельным «взрослым» столом. Меню детского праздника составлено с учетом особенностей детского питания и включает в себя более разнообразный выбор десертов и мини закусок.

Гостеприимство – это искусство встречать гостей, это доброжелательная атмосфера, радушие персонала, вежливость, внимательность и желание помочь.

Предвосхищать желания Гостя и максимально соответствовать его ожиданиям - вот основная задача обслуживания!

По общему мнению экспертов, работа официанта – это искусство. Умение подать себя, обслужить гостя, создать ощущение комфорта – все эти навыки не только нарабатываются, но и изначально должны присутствовать в какой-то мере в характере человека.

Идеал официанта, по мнению западных экспертов, можно охарактеризовать одним словом – тень. Это человек, который появляется в нужный момент, и, не произнося лишних слов, делает свою работу с вымеренной точностью. При этом его присутствие не создает дискомфорта у посетителей. Идеальному официанту запрещается прикасаться к клиенту, стоять у него за спиной без необходимости, много разговаривать или быть излишне услужливым. Его работа должна осуществляться ненавязчиво.

 

 

Сервис в Италии профессионально – приветливый, но без угодливости, не терпящий никаких проявлений нажима или недоброжелательности. Улыбайтесь и благодарите, тогда все будет прекрасно, а вот высокомерия вам не простят ни за какие деньги – уйдете недовольным. Входя в помещение (магазин, ресторан и пр.), поздоровайтесь: “Буон джорно” - днем или “Буона сэра” - вечером. Эти же слова – при прощании. Поблагодарить – “Грацие” - тоже не лишне, все любят вежливость и улыбки. Если продавец, официант или бармен обслуживает кого – то, бесполезно привлекать его внимание: только распрощавшись с предыдущим клиентом, он займется вами, также не отвлекаясь на других.

 

 

Наладить личный контакт и дружелюбное общение с посетителями ресторанов, кафе и гостями отелей обычно стараются итальянцы. Внешний вид, похоже, в этом случае не имеет значения. Выбор лица, вызывающего симпатию, происходит на внутреннем, интуитивном уровне. Особое внимание к вашей персоне итальянцы проявляют с помощью улыбки и готовности к общению, например, расспрашивая о том, как идут ваши дела. Неизбежно чувствуешь себя своим, хочется вновь посетить кафе, где принимают с такой радостью. Не просто узнают, но и открыто это демонстрируют, могут крикнуть при входе: «Привет!» или подойти и похлопать по плечу. Если все описанное не смущает, то можно быть уверенным: вы вполне можете стать членом большой семьи, а не просто клиентом ресторана или магазина.

Нельзя не упомянуть и об одной любопытной разновидности итальянского сервиса — о манере обращения с клиентами в итальянских ателье. За нескончаемыми разговорами можно и не заметить, как снимут мерки с головы до пят. Всегда молчаливые клиенты, заказывающие костюмы или сорочки, начинают вдруг весело болтать, причем не столько о женщинах и спорте, сколько о собственных проблемах. Самые лучшие психоаналитики-любители в Италии — это именно портные, а секрет их передается из поколения в поколение.

 

Особенности итальянского гостеприимства

 

Чаевые за мелкую услугу - тоже традиция. Чаевые: в Италии принято давать чаевые официантам, носильщикам, таксистам, горничным и т.д. Если Вы остались довольны сервисом, то принято оставлять 5-10% от суммы счета. В Италии принято давать чаевые официантам, носильщикам, таксистам, горничным и т. д. Носильщику отеля платят 2000 лир за одно место.

Святое правило - сиеста (обед, переходящий в послеполуденный отдых) с 13:00 до 16:00. В это время (самое жаркое), когда все магазины, лавки, банки закрываются, не принято даже назначать встречи и звонить друг другу. В сиесту, как говорят в Риме, "гуляют только собаки и французы".

Если в баре Вы взяли, к примеру, кофе у стойки и там же его выпили, Вы заплатите стоимость кофе. Если Вы хоть на минутку присядете с Вашим кофе за столик бара, Вы должны будете заплатить ещё и ресторанный сбор, что почти удвоит стоимость Вашего кофе.

Соль и перец ставят на стол в солонках, причем, если Вы вдруг попадете на обед в итальянский дом, то знайте итальянцы очень суеверны и НИКОГДА не передают солонку из рук в руки, ее нужно поставить на стол, только потом сосед берет солонку в руки.

Отправляясь за границу или принимая у себя иностранных гостей полезно иметь представление о культуре и быте чужого народа. Понять особенности поведения, вкусы и пристрастия представителей различных стран помогает знание национальной кухни. Как известно, трапеза - необходимый элемент ритуала гостеприимства. Накормить гостя - это обязанность хозяина, так он оказывает честь гостю и в то же время утверждает свою честь демонстрацией щедрости. Не случайно слово "потчевать" родственно с "честь" и обозначает, собственно, "оказывать честь, угощая едой и питьем".

 

 

Итальянцы регулярно едят три раза в день

Итальянский завтрак, обычно довольно ранний, нельзя назвать плотным. Это кофе с молоком, бутерброд с маслом, иногда еще кусочек сыра или колбасы. Однако зачастую завтрак сводится просто к чашечке крепкого черного кофе в ближайшем баре. Вообще же Италия занимает четвертое место в мире по потреблению кофе, а ее капуччино приобрел мировую известность и признание.

Перед обедом итальянцы, обычно, пьют аперитив - легкое белое виноградное вино. Обед обычно начинается с закуски, которая представляет собой несколько видов копченостей, пикантных, чаще маринованных, овощей и рыбы, маринованной или в масле. Затем следует паста, к которой обязательно подается соответствующий соус и тертый сыр специальных сортов, коровий или овечий. Второе блюдо - это, как правило, мясо с гарниром (чаще всего из картофеля и зеленых овощей). Очень популярны также блюда из рыбы, моллюсков и других морепродуктов. А заканчивается обед сыром десертных сортов, фруктами, кондитерскими изделиями и черным кофе, иногда с добавлением сливок или молока, коньяка и т.д

Супы - овощную минестру, мясной бродо или другой - итальянцы едят на ужин. Часто это основное или даже единственное блюдо (если не считать сыров, овощей и фруктов).

Настоящий ужин по-итальянски состоит обычно из 5 блюд. Сначала «легкая» закуска - кусочки ветчины разных сортов, поджаренные в чесночном соусе, ломтики хлеба с овощным или мясным паштетом или что-то подобное. Потом еще основная закуска, antipasto, - разнообразные сырые, вареные, тушеные, жареные овощи, салаты, зелень. После этого первое блюдо - паста, спагетти, равиоли, тортеллини и т. д. Наконец, основное блюдо - ну, здесь уже все зависит от фантазии и желания. Потом, конечно, десерт, которому можно посвятить отдельную статью. И еще кофе. Крепкий, с густой пенкой, хорошо подслащенный кофе-эспрессо или капуччино - национальная гордость итальянцев, пьют они его много: утром, до и после обеда, в середине дня, до и после ужина.

 

 

Итальянская кухня признана одной из лучших в мире, но в отличие от французской более специфической. Люди не знакомые с итальянской кухней определяют ее 4 словами: макароны, чеснок, оливковое масло и помидоры. Конечно, эти продукты занимают большое место в кулинарии итальянцев, но ими не ограничивается. Итальянская кухня - это тысячи изделий из теста, причем каждое имеет своеобразный вкус. Национальным блюдом итальянской кухни являются макароны (спагетти). В целом итальянская кухня очень острая. Для приготовления блюд в итальянской кулинарии в большом количестве используются чеснок, лук, красный стручковый перец, сельдерей, томат-пюре, сыры и другие пряности и приправы. Из других овощей в итальянской кухне распространены помидоры, капуста, стручковый перец, морковь, спаржа, салаты, всевозможная зелень, картофель. В итальянской кухне овощи не варят, а тушат в собственном соку или жире. Широко используют в итальянской кухне рис. Он подается к мясу, устрицам, каракатицам, лягушкам, артишокам, грибам. Для приготовления жареного мяса и соусов в итальянской кулинарии используется кукурузная мука - полента. А в Венеции и в Пьемонте - изделия из нее употребляют вместо хлеба. Важное место в итальянской кулинарии занимает оливковое масло. На нем не только жарят, но и готовят почти все приправы. В итальянской кухне основным компонентом большинства соусов являются помидоры, анчоусы и сушеные грибы. В итальянской кулинарии широко используется телятина, реже употребляется говядина и почти совсем не используется баранина. Итальянская кухня жареному мясу предпочитает тушеное. В итальянской кулинарии широко используются субпродукты - сердце, печень, мозги и даже легкие. В итальянской кухне широко используются копченые и колбасные изделия: салями, окорока, сосиски, болонские колбасы, ветчины. В итальянской кухне много всевозможных мучных изделий - пирожные "панеттоне", миланские булочки с виноградом и фруктами, торт с миндалем, миндальные пирожные, "панфорт". Итальянцы готовят вкусное мороженое. Итальянская кухня использует разнообразные продукты питания: овощи, рыбу, продукты моря(моллюски, крабы, омары, лангусты, креветки), говядину, нежирную свинину, птицу, фрукты, ягоды, сыр, бобовые, рис. Для приготовления различных блюд итальянской кулинарии потребляется много пряностей, специй, приправ: маслины, каперсы, цикорий, мускатный орех и другие. Завтрак у итальянцев, как правило, легкий: хлеб, сыр, кофе. Зато обед очень плотный. В него входят следующие блюда итальянской кухни: закуска, первое блюдо (минестра), второе блюдо и десерт(сыр, фрукты и сухое виноградное вино).В итальянской кухне минестру чаще всего составляют супы-пюре, прозрачные супы, супы с макаронами, а также блюда, приготовленные из макаронных изделий, разнообразных по форме и качеству. В итальянской кухне блюда из макарон наиболее распространены. Все блюда из них в итальянской кулинарии называются "паста". "Пасту" заправляют томатным соусом, маслом, сыром, готовят с мясом Из макаронных изделий. в итальянской кулинарии очень распространены спагетти - вид длинной вермишели(обычно в виде мотков).Часто в итальянской кулинарии используют канелони - короткие макароны. Сначала канелони отваривают до полуготовности, заполняют фаршем и доводят до готовности в жарочном шкафу. Из других изделий из теста в итальянской кухни популярностью пользуется равиоли - небольшие квадратные пельмени, которые подают в томатном соусе и в тертом сыре. Иногда первые блюда в итальянской кухне состоят целиком из мяса - жареного, вареного или тушеного.

Одно из наиболее популярных мясных блюд итальянской кулинарии - это рагу, представляющее собой большой кусок мяса. сначала поджареного до румяной корочки, а затем тушенного в томатном соусе. Отдельно к мясу принято подавать овощной салат. В итальянской кухне на второе чаще всего готовят овощные блюда: жареные овощи, сельдерей. Очень популярна в итальянской кулинарии цветная капуста, обильно заправленная оливковым маслом, каперсами и маслинами. Ужин в итальянской кухне состоит из какого-нибудь холодного блюда: салата, винегрета, помидоров, сыра. Особое место в итальянской кухне отводится сыру. В итальянской кулинарии используются всевозможные сорта сыра: пармезан, сыр из молока буйволиц(моцарелла), соленый, сухой сыр из овечьего молока (пекорино) и др. Характерным для итальянской национальной кухни является такое блюдо, как ризотто - плов с ветчиной, тертым сыром и луком, с креветками и грибами. Еще одно известное блюдо итальянской национальной кухни - это полента(круто сваренная каша из кукурузной муки),ее подают к столу нарезанной ломтиками. Пользуются известностью и такие блюда итальянской кухни, как телячьи медальоны по-милански, цыпленок с рисом и другие. Из жиров в итальянской кухне используется в основном оливковое масло, но любят и свиное сало. Хлеб упоребляют итальянцы только пшеничный. Холодные закуски в итальянской кухне всегда готовятся и подаются в небольшом количестве. В итальянской кухне в состав ассорти итальянцы вводят кусочки ветчины, маринованые грибы, маслины, анчоусы. сливочное масло. Для заправки салатов. В итальянской клинарии используют только оливковое масло. Для приготовления вторых блюд в итальянской кухне используются разнообразные продукты: мясо (говядина, телятина, свинина),рыба, птица субпродукты, яйца. В итальянской кухне особым спросом пользуется рыба жареная с картофелем и овощами, натуральные мясные блюда из вырезки, курица или индейка жареная, гуляш и азу с макаронами и вермишелью. Итальянская кухня советует подавать на десерт: свежие фрукты и ягоды, финики, компоты, муссы, желе, мороженое, бисквитный торт, сыр. В конце обеда подается черный кофе. В итальянской кухне при подаче обеда рекомендуется придерживаться такой последовательности: острая закуска, бульон, мясное блюдо, сладкое, сыр с персиками, кофе черный.

 

 

 

Ньокки - это небольшие круглые или овальные клецки, которые отваривают или запекают. В разных частях Италии ньокки готовят по разным рецептам. В качестве основного ингредиента часто используют картофель, шпинат, тыкву, риккоту, реже хлеб и кукурузную муку. Помимо клецек обычного размера (около 2 см), готовят и совсем маленькие клецки - ньоккети. Ньокки отваривают, подают с различными соусами или в составе более сложного гарнира, например, вместе с отварными овощами и моццареллой.

 

Минестроне

 

Минестроне (переводится приблизительно как "большой суп" или "супище") - густой овощной суп, в который добавляют сушеную или/и стручковую фасоль, макароны или рис. Из овощей в минестроне принято обязательно использовать стеблевой сельдерей, фасоль, морковь и помидоры. Но в целом, для супа подойдут любые сезонные овощи. В зависимости от региона Италии в минестроне добавляются или убывают те или иные ингредиенты. В овощной минестроне можно добавить ломтики обжаренной ветчины, тогда суп станет еще сытнее. В готовый суп можно добавить соус песто или тертый пармезан с мелко нарезанной зеленью (базиликом). Более легкие супы и бульоны называют минестрина (minestrina)

 

Лазанья

 

ЛазаньяПластины лазаньи можно купить, можно приготовить самостоятельно, но дело не в этом. Главное, что лазанья - это действительно вкусно. Для лазаньи можно приготовить мясной, овощной или грибной фарш. Каждый слой пересыпается итальянским сыром Пармезан, отчего блюдо приобретает особый вкус. Если вы готовите блюдо из готовых пластин, то обратите внимание на инструкцию по приготовлению на упаковке: некоторые пластины предварительно отваривают, а некоторые нет.

 

Равиоли

 

Равиоли - небольшие квадратные пельмени с начинкой, распространенные в некоторых областях Италии. Начинка для равиоли может быть мясной, рыбной, овощной или сырной. Все зависит от региональных особенностей и желания повара. Готовые равиоли подают с разнообразными соусами (чаще всего томатным), обильно приправляя тертым пекорино или пармезаном и зеленью.

 

Панцанелла

Панцанелла (Panzanella) - это итальянский салат из овощей и хлеба. Для салата берётся зачерствевший хлеб или свежий хлеб, но слегка запечённый на гриле. В зависимости от рецепта, для салата хлеб смачивают водой, оливковым маслом или подготовленным заранее соусом, затем смешивают его с овощами, например, со спелыми помидорами. Кусочки хлеба пропитываются образующимся соком салата. В большинстве рецептов, помимо помидоров, в панцанеллу предлагается добавлять другие овощи: огурцы, лук, сельдерей, оливки и зелень. Панцанеллу после приготовления советуют оставлять в холодильнике, чтобы салат настоялся и стал еще вкуснее.

 

 

Панна кота (Panna cotta) - это нежнейший соблазнительный десерт из сливок и желатина, который готовят в Италии, регионе Эмилия-Романья. Дословно название десерта переводится как "вареный крем" или "вареные сливки", но по существу это кремовый пудинг без или с различными добавками. В качестве добавок в панна котту идут кусочки фруктов, ягоды, карамельный или фруктово-ягодный соус. Готовый десерт оставляют в креманках или переворачивают горкой на тарелку, украшая ягодами и соусом. Желатин для панна коты советуют брать листовой, т.к. он считается более чистым, без примесей, что положительно отражается на запахе готового десерта. Панна коту можно готовить заранее, она хорошо сохраняется в холодильнике (примерно 2-3 дня). Специалисты считают, что лучшая панна кота получается из не пастеризованного молока и сливок. Существуют и современные модификации итальянского десерта. Например, в некоторых рецептах панна коту предлагают готовить из йогурта.

 

Фокачча

 

Фокачча - дрожжевой хлеб без каких-либо начинок на поверхности (топингов) или с начинками, который пекут в Италии. Самая простая начинка - оливковое масло или соль, но могут быть и более сложные варианты - пряные травы, сыры, томаты, оливки, лук, фрукты и т.д. Фокачча бывает круглой или прямоугольной, тонкой или толстой, все зависит от предпочтений пекаря. Некоторые авторы считают, что фокачча - предшественница пиццы. По способу приготовления она почти идентична пицце, но только без специфической начинки. В нынешней Италии фокачча считается старейшей универсальной формой пиццы, которая была обычной пищей для крестьян и воинов древности.

 

 

Тирамису - одно из самых знаменитых итальянских блюд. Для приготовления классического тирамису необходимы mascarpone (маскарпоне) - молодой мягкий сыр с добавлением сметаны или сливок и savoiardi - воздушное пористое печенье в форме трубочек. Однако существует множество вариантов с добавлением фруктов, ягод, шоколада и различных алкогольных напитков. Кроме того, есть немало рецептов вкусных тортов с тем же названием, для которых используется крем на основе сыра маскарпоне и бисквитные коржи. Если вы не смогли купить маскарпоне, то для торта или десерта используйте смесь из нежного сливочного сыра или жирного творога с добавлением сливок, масла или молока.

 

 

КарпаччоКарпаччо - это тонкие кусочки сырой говядины, приправленные оливковым маслом с уксусом и/или лимонным соком. Мясо обжигают, потом приправляют и нарезают. Карпаччо подается на листе салата с сыром Пармезан. Блюдо было избретено в Венеции в 1961 году и названо в честь живописца эпохи Реннесанса Витторе Карпаччо, чьи картины изобиловали всевозможными оттенками красного.

 

 

Ризотто - распространенное блюдо из риса в Северной Италии. Первое письменное упоминание о нем встречается только в 19 веке. Для ризотто используется круглый богатый крахмалом рис, который, в зависимости от региона, предварительно обжаривают на оливковом или сливочном масле. После в рис доливают бульон (мясной, овощной) из расчета 1 литр на 1 стакан риса, и тушат при постоянном помешивании. После прибавляют желаемый наполнитель - мясо, морепродукты, грибы, овощи или фрукты. Иногда, для него чтобы придать готовому блюду еще большую кремовость, в почти готовое блюдо добавляют смесь взбитого венчиком сливочного масла с тертым пармезаном или пекорино. В действительности, вариантов ризотто множество, блюдо не имеет точное число компонентов и соотношение продуктов.

 

Полента

 

Полента - блюдо из кукурузной муки североитальянской кухни. Готовую кукурузную кашу - поленту - принято подавать с острым тертым сыром и различными соусами. Для приготовления поленты на Севере Италии использовали специальные медные котелки и медные сковороды. Готовую вареную кашу иногда запекают или обжаривают на сковороде. Помимо кукурузной поленты, известны рецепты поленты из гречневой муки (polenta nera) и из каштановой муки (polenta dolce).

 

Бискотти

 

Бискотти (biscotti) - это рождественские печенья, которые пекут к празднику в Италии. Бискотти в переводе с итальянского означает "приготовленные дважды". Для печенья обычно вначале выпекают длинные поленца, потом нарезают по диагонали ломтиками и выпекают второй раз. В тесто, помимо орехов или цедры, добавляют шоколад, перец и пряности. Хотя бискотти принято готовить на Рождество, итальянцы не отказывают себе в этой сладости круглый год. Жители Тосканы, например, обожают макать бискотти в кофе, в сладкий вермут или десертное вино Vin Santo.

 

Сыр

 

Итальянская кухня - сырСыр, как и макароны, - излюбленное кушанье итальянцев. Сыр усиливает аромат блюд, прекрасно подходит для приготовления соусов, хорошо смешивается с другими компонентами. К тому же сыр содержит много белка, что придает диете из высокоуглеводной пасты сбалансированность. Сыров в Италии много, и каждый служит своей цели. Для пиццы используется моццарелла, горгонцолу добавляют в сливочный соус, из нежной рикотты делают десерты. А вот королем сыров считают пармезан, им посыпают почти все блюда - пасту, омлеты, салаты и тонко нарезанные ломтики маринованного мяса - карпаччо.

 

Рагу

 

Любимое мясное блюдо итальянцев - рагу, представляющее собой большой кусок мяса, сначала поджаренного до румяной корочки, а затем тушенного в томатном соусе. Отдельно к мясу принято подавать овощной салат.

 

Салат

 

Кстати о салате, народная итальянская мудрость гласит: салат должны готовить четыре повара. Первый повар должен быть скупым - он приправляет салат уксусом. Повар - философ должен добавить соль. Повар - мот должен влить масло. А повару - художнику доверяют смешать салат и окончательно приготовить кушанье.

 

Десерт

 

Итальянская кухня - десертыДля сладкоежек всех возрастов и мастей итальянские повара готовят десерт - ни с чем не сравнимый воздушный, приготовленный на основе сыра "маскарпоне" торт "Тирамису", что в переводе означает "подними меня вверх". Многие считают его популярнее пиццы.

Кроме "Тирамису", на десерт едят еще и сыр, который подается в виде небольших ломаных кусочков, а так же разные фрукты и ягоды. Итальянцы предпочитают мучные и кондитерские изделия: пироги с начинкой из каштанов, воздушное печенье, тарталетки и пирожные. А еше они любят после еды пить крепкое и сладкое Vin Santo обмакивая в него особое печенье - "кантуччи".

С особой теплотой итальянцы относятся к мороженному. Считается, что его изобрел в XV веке флорентийский архитектор Бернардо Буонталенти. Сейчас в Италии существуют сотни разновидностей мороженого - от фруктового шербета до чесночного мороженого или мороженого со вкусом сыра пармезан. Последние подаются как "антипасти", закуски перед основной едой. А между блюдами обильной трапезы итальянцы зачастую употребляют щербет - чтобы освежить вкус.

 

 

Десерт обязательно завершается кофе. Когда итальянца спрашивают, какой кофе - лучший, он не задумываясь отвечает: "Кофе варенный в Неаполе!". Именно там лучшая для кофе вода и, что немаловажно, самый лучший воздух.

"Капуччино" (или капюшон монаха) - это у

znakka4estva.ru


Смотрите также