Государственное и политическое устройство. Италия политический режим


Политический режим италии | Правовая помощь

Тема: Политические режимы и их типы. 1.Политический режим, понятие, сущность.2.Основные типы ПР и их содержание. Политическая власть и механизмы ее использования в классовом обществе ведут к установлению разнообразных ПР. Режим — это система методов осуществления государственной власти, отражающий отношение органов власти к правовым основам их деятельности.В основном ПР включает структуру власти и управление, механизмы и способы их реализации.В истории человеческих организаций существовали 2 типа ПР : а) осно-ванные на личной власти: монархические, авторитарные, тоталитарные; б) или на коллективной власти — демократия, республика.Сегодня короли царствуют, но не управляют, т.е. власть находится у парламента, т.е короли осуществляют власть номинально,Преобладают сегодня либеральные, демократические, республиканские режимы.

Политический режим и политические партии в послевоенной италии

Плюс, есть надежда на то, что к концу 2017 года алжирцы, наконец, законтрактуют 12 многофункциональных истребителей-бомбардировщиков Су-34. То есть у них, вдобавок к Су-30МКИ (А), может появиться авиационная платформа, предназначенная в том числе для нанесения высокоточных ударов.

Важноimportant

Также в составе ВМС Алжира две подводные лодки проекта 636 М, которые имеют на вооружении ракеты «Калибр». В общем, Алжир в 2017 году имеет все шансы войти в тройку или даже двойку импортеров российского вооружения как по контрактам, так и по возможным поставкам.

Алжирские вооруженные силы в техническом плане давно уже обогнали ВС ЮАР и Марокко. По оценкам западных экспертов, по уровню расходов на закупки и модернизацию вооружений и военной техники отставали только от Египта, замечает эксперт РСМД и Института Ближнего Востока Сергей Балмасов.

Неверный запрос ошибка 400

Монополии выступили передовиками пр-ва и модернизации. Однако использовались и рычаги государственного вмешательства в экономику. – роль в проектировании/финансировании играл созданный еще фашистами институт

ИРИ, после обнаружения в Италии нефти была образована ЭНИ (Национальное управление жидкого топлива). Миграция в город сельского населения. Крестьянское хоз-во развивается не очень, слабая поддержка гос-ва, кто-то разорился, кто-то продал участок и уехал в город.

Вниманиеattention

Однако есть и проблемы, несмотря на экономическое чудо. Расслоение между Севером и Югом, проблемы крестьянских хоз-в.

Политические партии в поисках новой стратегии.Крупная компании проводят политику патернализма – «отеческой заботы» о рабочих: мы вам достойную зарплату, премии, страховые выплаты, дешевое жилье, а вы не бастуете. «Экономическое чудо». Рост благосостояния страны.

Политический (государственный) режим: понятие и виды.

Категории: АстрономияБиологияГеографияДругие языкиИнтернетИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТранспортФизикаФилософияФинансыХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника Транспортировка раненого в укрытие: Тактика действий в секторе обстрела, когда раненый не подает признаков жизни… Архитектурное бюро: Доминантами формообразования служат здесь в равной мере как контекст… Экологические группы птиц Астраханской области: Птицы приспособлены к различным условиям обитания, на чем и основана их экологическая классификация…

Основные типы политических режимов

Инфоinfo

В этой борьбе с сеньорами города опирались на поддержку королей, в свою очередь становясь их опорой в борьбе с сеньориальным феодализмом. В XIII в. началось массовое освобождение французских крестьян от личной зависимости путем выкупа феодальных повинностей.

В деревне формировалось новое сословие земледельцев, видевших в сеньорах главных своих противников. Одной из важнейших попыток изменить феодально-сеньориальный режим была военная реформа.

Людовик IX запретил вообще (1258) вести любые частные войны, сюда же были причислены дуэли и турниры. Запрет пришлось приостановить в 1272 г., его вводили снова, но в действие он не вошел ранее XIV в.

Было введено правило, что вассальные обязанности и верность не действуют в случае выступления своего сеньора против короля. В городах начато формирование своей милиции (ополчения), находившейся под началом королевских военных.

«искандер» нацелили на марокканские войска и французский спецназ

Войскам СС, введенным в зону действующей армии, была отведена главная роль в «расово-идеологической войне на уничтожение» СССР. Особое место с системе репрессивного аппарата занимала гестапо (государственная тайная полиция), сотрудники которой назначались лишь после тщательной проверки на верность фюреру и национал – социализму.

В 1935 году гестапо была объединена с уголовной полицией (КРИПО) в полицию безопасности (ЗИПО). Полиция безопасности вместе с полицией порядка (ОРПО), включающей охранную полицию и жандармерию, а также совместно с СД находились в ведении рейхсфюрера СС Гиммлера.

Как и в Италии, мы видим здесь не одну полицию, а несколько. Гестапо подчиняется правительству, штурмовики и эсэсовцы — партии.

Одна полиция следила за другой, и ни одна не доверяла другой. Значительным изменениям подверглась и судебная система Германии.

Тема: терроризм. истоки. последствия

Является высшей формой авторитаризма.Характеризуется:- Централизованное руководство в сфере экономики, вся жизнь под управлением партии.- Частная собственность запрещена, все принадлежит государству, люди работают как наемные рабочие.- Полная монополизация цен, отчуждение граждан от политической жизни.- Руководящая роль одной партии в политике и осуществление ее в политике.- Государственная идеология в духовной сфере, и принудительное навязы-вание ее всем членам общества.- Сосредоточение в руках государства СМИ, коммуникаций, связи. Существует цензура, которая все контролирует.- Сращивание партийной системы с государственным аппаратом, концентрация всех средств вооруженной борьбы.- Обожествление личности, создание образа великого вождя (Сталин, Фюрер, Муссолини).- Необыкновенно суровые репрессии, слежки.

Тоталитарный режим — это порождение ХХ века.

Тема: форма государства испании

В программе национал-социалистской партии говорилось, что в первую очередь «необходимо завоевать для Великой Германии достойное жизненное пространство». Идеологическим обоснованием этих целей служила расовая теория, по которой немецкая нация объявлялась «единственно достойной … полноценного существования.

На нее возлагается почетная и ответственная миссия управления неполноценными народами. Немцы дадут миру … новый порядок … арийской расы» (A.

Гитлер, Майн кампф). С этими целями Гитлер вместе с полномочиями рейхсканцлера принял на себя полномочия главнокомандующего Германской империи, создал свой личный штаб Верховного командования вооруженными силами. Непосредственно к завоеванию «жизненного пространства» Германия приступила в марте 1938 г., под предлогом «единства немецкой нации» аннексировав Австрию, а в сентябре того же года – Силезию.

zppress.ru

Вопрос 47. Форма правления и государственный режим в Италии. Формирование и взаимодействие высших государственных органов.

Италия - это классическая парламентарная республика. Прави­тельство несет политическую ответственность перед обеими палата­ми парламента, причем в условиях отсутствия в нем устойчивого пар­тийного большинства, обусловленного многопартийностью, такая ответственность имеет вполне реальный, действенный характер. На­глядным проявлением этого служат частые отставки правительства, представляющие собой яркое доказательство существования в стране государственного режима парламентаризма.

Разумеется, это показатель демократизма государства. Но оборот­ной его стороной является нестабильность управления страной, кото­рая всегда таит опасность тому же демократизму. Именно с целью прекратить бесконечную смену правительств в начале 90-х годов в стране была реформирована избирательная система применительно к выборам в парламент (вместо существовавшей ранее чисто пропорци­ональной системы установлена смешанная мажоритарно-пропорцио­нальная система).

Парламент. Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции, Парламент состоит из Палаты депутатов и Сената.

Двухпалатная структура итальянского Парламента характеризуется, таким образом, сильной верхней палатой, которая практически равноправна с нижней. Даже в случаях, когда палаты принимают решения совместно, тот факт, что Сенат численно вдвое меньше, чем Палата депутатов, существенного значения не имеет, ибо депутаты и сенаторы при голосовании считаются со своей принадлежностью не к палате, а к политической партии. Расхождения между палатами обычно не носят политического характера. Палаты избираются практически одинаково, и вследствие этого политический состав палат практически идентичен.

Компетенция Парламента очерчена в Конституции очень скупо, что говорит в пользу ее неограниченного характера в сфере общегосударственного ведения. Парламент принимает законы в данной сфере, а также принимает государственный бюджет и контролирует его исполнение, осуществляет политический контроль за деятельностью Правительства, участвует в формировании некоторых государственных органов и выполняет некоторые иные функции.

Законодательная функция Парламента урегулирована многими статьями Конституции. В законодательной сфере, с юридической точки зрения, несомненно преобладание Парламента над Правительством.

В соответствии с законом, правом быть избранным в палату депутатов пользуются все итальянцы, которым ко дню выборов исполнилось 25 лет. Однако это право не распространяется на депутатов и советников областных органов власти, на председателей провинциальных джунт (правительств), мэров коммун с населением свыше 20 тысяч человек. Не могут быть избраны в палату депутатов начальники и заместители начальников полиции, генеральные инспекторы и чиновники общественной безопасности, префекты и вице-префекты, судьи, высшие офицеры вооруженных сил в тех округах, где они служат.

Совет министров (Правительство). В Конституции подраздел "Совет министров" раздела "Правительство" состоит всего из пяти статей (ст. 92 - 96).

Правительство на центральном уровне осуществляет любые исполнительные полномочия, которые не отнесены Конституцией к компетенции других органов.

По ст. 76 и 77 Конституции, Правительству может быть делегировано осуществление законодательной функции, если при этом будут определены принципы и руководящие критерии делегирования, ограничено его время и установлены предметы. Без делегирования со стороны палат Парламента Правительство не может издавать декреты, имеющие силу обычного закона.

Формирование правительства: Президент назначает Председателя Совета министров и по его предложению - министров. Председатель и министры образуют Совет министров, т. е. Правительство. До вступления в должность они приводятся Президентом к присяге. Затем Правительство должно получить доверие обеих палат Парламента.

studfiles.net

государственный строй италии

Италия стала республикой в июне 1946 и управляется по конституции, которая вступила в действие 1 января 1948. Система правления – парламентская с большим числом политических партий, ни одна из которых не имеет большинства голосов избирателей.

Конституция. С 1946 Италия является республикой. Конституция Итальянской республики принята Учредительным собранием в 1948. Конституция 1948 уделяет больше внимание экономическим и социальным вопросам и отражает непростое сочетание либеральной, марксистской и католической традиций.

В конституцию могут вноситься поправки либо законодательным органом власти, либо путем референдума. Законодательный процесс требует, чтобы законопроект о поправке принимался на двух последовательных заседаниях парламента с интервалом по крайней мере в три месяца и был одобрен абсолютным большинством на втором заседании. Если предложение получает две трети голосов, поправка принимается сразу, а если количество голосов не достигает двух третей, то в течение трех месяцев может быть проведен референдум (для этого необходима поддержка со стороны депутатов, избирателей или местных органов власти).

Законодательная власть. Парламент Италии состоит из сената и палаты депутатов. Хотя обе палаты юридически равноправны, палата депутатов обладает большей политической властью, а ее членами являются ведущие политические деятели страны. Сенат состоит из 315 сенаторов, избранных в результате всеобщего голосования по территориальным округам на пятилетний срок; пяти наиболее известных граждан, пожизненно назначаемых президентом Италии; и всех бывших президентов, пожелавших сохранить свое место в сенате. Палата депутатов состоит из 630 членов, избираемых на пятилетний срок. Президент может распустить палату до истечения пятилетнего срока. В палату депутатов избираются граждане не моложе 18 лет, а в сенат – не моложе 25 лет. До 1993 выборы в обе палаты проходили на основе пропорционального представительства, и политические партии получали места в парламенте в соответствии с долей полученных ими голосов. В результате референдума, состоявшегося в апреле 1993, процедура избрания членов обеих палат была изменена так, что на последующих выборах 75% мест в каждой палате получают депутаты, избранные в одномандатных округах по мажоритарной системе, и 25% – по пропорциональной системе.

Попытки ввести полностью мажоритарную систему до сих пор не увенчались успехом. В референдумах по этому вопросу в 1999 и 2000 приняли участие приняли участие менее 50% избирателей, что недостаточно для того, чтобы их результаты были признаны действительными.

Парламент функционирует через постоянные комитеты, создаваемые в каждой палате. Комитеты организованы в зависимости от влиятельности политической партии в каждой палате, они могут принимать определенные категории законопроектов, не представляя их на рассмотрение на открытом заседании любой палаты. Парламент решает, можно ли доверять правительству или его следует сменить. В случае вынесения вотума доверия правительство, возглавляемое данным премьер-министром, остается у власти. Парламент принимает законы, избирает президента, контролирует исполнительную власть и выделяет средства на выполнение бюджета.

Исполнительная власть состоит из президента, совета министров и государственных учреждений.

Президент Итальянской республики официально возглавляет государство и избирается сроком на 7 лет на заседании парламента с участием представителей административных областей. Президент назначает премьер-министра, назначение должно получить одобрение парламента, а также пожизненных сенаторов и некоторых членов Конституционного суда. Считается, что президенты, подобно королям, должны быть выше политических пристрастий, но фактически они иногда вмешиваются в политические дела и играют решающую роль в конфликтах между партиями, в формировании коалиционных правительств, принятии и реализации политических решений.

Пост президента Италии с 29 мая 1999 занимает Карло Адзелио Чампи. Родившийся в 1920, он учился в иезуитской школе, затем изучал языки, юриспруденцию и экономику в Пизе и Лейпциге. В период Второй мировой войны участвовал в антифашистском движении Сопротивления, входил в Партию действия. В последующем – беспартийный. С 1946 работал в Банке Италии, в 1979 назначен его постоянным руководителем. Чампи считается модернизатором валютно-финансовой системы Италии. В 1979 он способствовал вступлению страны в Европейскую валютно-финансовую систему, в 1981 добился отделения Эмиссионного банка от Казначейства, а в 1992 получил полномочия определять процент банковской учетной ставки. В 1993–1994 Чампи занимал пост премьер-министра, в 1996 – 1999 министра финансов.

Совет министров. Исполнительная власть осуществляется правительством, т.е. советом министров, или кабинетом, возглавляемым премьер-министром. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом и должно иметь доверие в обеих палатах. Оно формирует законодательную политику, а его члены присутствуют на заседаниях любой из палат, участвуют в обсуждениях и подотчетны парламенту. Премьер-министр отвечает за административную координацию и формирование общего политического курса, а также осуществляет политическое руководство.

Премьер-министр Италии с 2001 Сильвио Берлускони. Родившийся в 1936 сын банковского служащего, изучал право, затем занялся строительным предпринимательством, в частности возведением городов-спутников Милана в 1970-х. Был близким другом лидера Итальянской социалистической партии Беттино Кракси. В 1979 переключился на область средств массовой информации, стал владельцем влиятельного частного телевизионного «Пятого канала». В 1980-х Берлускони создал настоящую «империю СМИ» и контролировал холдинг «Фининвест», под его контролем находились издательства, газеты, супермаркеты, строительные фирмы, объекты недвижимости, предприятия сферы услуг. Популярности Берлускони способствовало то, что он стал президентом знаменитого футбольного клуба Милан. В декабре 1993 создал собственное политическое движение «Вперед, Италия», получившее название по крику футбольных болельщиков. Возглавил правую коалицию, одержавшую победу на парламентских выборах 1994, с мая по декабрь 1994 возглавлял правительство страны, но вынужден был уйти в отставку после многочисленных финансовых скандалов, обвинений в коррупции, незаконном предпринимательстве и из-за разногласий с партнерами по правящей коалиции. В 1996–2001 лидер оппозиции. Вновь занял пост главы правительства после победы возглавляемой им коалиции на парламентских выборах 2001.

Государственный аппарат Италии организован на конкурсной основе: назначения на должность и продвижения по службе в принципе проводятся на основе профессиональной пригодности и беспристрастной и объективной оценки выполняемой работы.

Решения в аппарате правительства принимаются лидерами политической элиты. Даже второстепенные вопросы направляются для решения в Рим.

Местное управление. Италия разделена на 20 областей, которые состоят из 95 провинций (с учетом района Валле д'Аоста как одной провинции) и свыше 8 тыс. коммун. В Конституции 1948 записано обещание предоставить областям некоторую автономию. Пяти из них в 1967 был придан особый статус и бóльшая автономия ввиду их этнических и культурных особенностей. К таким областям, управляемым региональными советами, относятся Валле д'Аоста, Трентино-Альто-Адидже и Фриули-Венеция-Джулия – на Севере, а также Сицилия и Сардиния. В 1968 еще 15 областям была предоставлена автономия, и там в 1970 были избраны первые региональные советы. Среди этих областей – Пьемонт, Ломбардия, Венеция, Лигурия, Эмилия-Романья, Тоскана, Умбрия, Марке, Лацио, Абруцци, Кампания, Молизе, Базиликата, Апулия и Калабрия.

Администрация коммуны, самое важное звено местного управления, собирает статистические данные, обеспечивает контроль за уличным движением, водоснабжением, канализацией и общественным транспортом, разрабатывает проекты планировки и функционального зонирования территории, распоряжается общественными зданиями и содержит персонал начальных школ.

Органы управления провинций обладают меньшей властью. Они обеспечивают главным образом социальное обслуживание населения и содержат здания соответствующих учреждений, провинциальные (второстепенные) дороги и средние школы.

Местное управление контролируется национальным правительством и зависит от займов и субсидий, предоставляемых правительством страны.

Советы. Однопалатные законодательные органы, или советы, избираются взрослым электоратом в каждой коммуне, провинции и области согласно принципу пропорционального представительства. Исключение составляют небольшие коммуны: если список кандидатов получает большинство голосов, этим лицам предоставляется 4/5 всех мест.

Комиссии. Советы выбирают из числа своих членов исполнительный орган – комиссию во главе с мэром, главой провинции или области. Эта комиссия должна иметь доверие большинства членов совета. Поскольку редко случается, чтобы одна партия имела большинство голосов, органы управления формируются на коалиционной основе.

Мэр. С 1993 итальянцы получили возможность открыто избирать мэров. Введение этих выборов нарушило систему прямого партийного контроля местных органов управления и позволило мэрам ряда крупных городов, в частности Неаполя, Рима и Венеции, играть важную роль в политике страны. Мэры крупных и небольших городов создали ряд организаций, выражающих их интересы. Так называемая «партия мэров» стала важным фактором в агитации за проведение дальнейшей реформы политической системы и за расширение полномочий местных органов управления (что не обязательно касается их финансовой ответственности).

Префект – государственный чиновник, который отвечает за соблюдение закона и порядка в каждой провинции. Провинциальные и коммунальные бюджеты и местные административные решения зависят от одобрения префекта, который может по какой-либо причине временно отстранить от работы или уволить должностных лиц из местных органов управления и даже распустить совет (в этом случае префект назначает специального уполномоченного, который правит до избрания нового совета).

Однако деятельность префекта имеет ограничения. Министр внутренних дел осуществляет строгий контроль за деятельностью префектов, а местные органы управления могут использовать свое политическое влияние, чтобы ее контролировать. В свою очередь префект часто действует в интересах правящей партии, которая его выдвинула.

 

immotoscana.ru

8. 2. Политическая система Италии.

Конституционные основы. Первая конституция на итальянской территории была принята в 1848 г. во время правления короля Пьемонта Карла Альберта. «Альбертинский статут», названный так в честь монарха, впоследствии стал основным законом объединенной Италии почти на 100 лет. Данная конституция была, по сути, «дарована сверху», но в то же время вводила двухпалатный парламент как элемент народного представительства. В рамках конституционной монархии действовал кабинет министров, назначаемый королем. Со временем королевская власть в стране отошла на второй план, и министры стали подотчетны парламенту.

С приходом к власти фашистов в 1922 г. конституция формально сохранила свою силу, однако фактически имела лишь символическое значение. С принятием 24 декабря 1925 г. Закона №2263 в стране был установлен однопартийный режим, а глава партии — вождь (дуче) — одновременно являлся главой всей исполнительной власти в стране. Институт монархии при фашизме сохранился, что облегчило ликвидацию фашистского режима в 1943 г.

2 июня 1946 г. на общенациональном референдуме итальянцы большинством в 54,3% голосов высказались за учреждение республики вместо монархии. 18 июня Италия была официально провозглашена республикой. Также 2 июня граждане избрали Учредительное собрание, которое разработало новую конституцию и приняло ее на торжественном заседании 22 декабря 1947 г. 453 голосами против 83. Конституция вступила силу 1 января 1948 г. после промульгации Временным главой государства И. Бономи.

Данный Основной Закон Италии действует вплоть до наших дней и провозглашает Италию «демократической республикой, основанной на труде», объявляет носителем суверенитета народ и предполагает наличие в политическом поле страны президента, двухпалатного парламента, подотчетного парламенту кабинета министров, а также независимой судебной власти.

Конституция 1948 г. не претерпела значительных изменений до наших дней и считается одной из самых демократических в мире. Наряду с основными демократическими принципами, в ней провозглашены антивоенные, антифашистские положения, характерные для послевоенной Европы. Прогрессивность конституции также проявилась в учреждении демократического порядка формирования палат парламента, во включении в государственную систему института народной инициативы и референдума, в создании Национального совета экономики и труда.

Италия - парламентская республика. Главой государства в соответствии со ст. 87 Конституции является президент, хотя реальные полномочия сосредоточены в руках председателя совета министров. Основной Закон Италии не содержит отдельного упоминания о принципе разделения властей, однако проводит четкое различие между тремя основными государственными функциями: законодательная функция принадлежит парламенту и областным советам в пределах их компетенции; исполнительная власть является прерогативой президента Республики, министров и органов исполнительной власти областей, провинций и коммун; судебная власть входит в компетенцию различных судебных органов, включая Конституционный суд.

Процедура внесения поправок в конституцию 1948 г. искусственно усложнена для того, чтобы застраховать страну от перехода к диктатуре. Пересмотр возможен исключительно в рамках особой процедуры и при наличии в обеих палатах парламента конституционного большинства. Наряду с президентом республики, гарантом верховенства конституционных норм является Конституционный суд. Согласно ст. 139, республиканская форма правления пересмотру не подлежит.

Отличительной особенностью итальянской конституции является отсутствие преамбулы: философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосредственно в тексте.

В Конституции 1948 г. закреплен принцип разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную. В стране существует двухпалатный парламент и независимая судебная система, а исполнительная ветвь имеет двойственную структуру и включает совет министров (правительство) во главе с его председателем (премьер-министром), а также президента.

Хотя Италия, по сути, является парламентской республикой, ст. 87 конституции страны провозглашает главой государства президента, избираемого парламентом и делегатами областных советов. Состав правительства целиком зависит от соотношения политических сил в обеих палатах парламента. Формально правительство назначается президентом республики после консультаций с лидерами партийных фракций в палатах и их председателями. Правительство руководит страной в соответствии с волей парламентского большинства. Правом роспуска парламента обладает президент (за исключением шести последних месяцев своего мандата). Политическая практика выработала три основания для роспуска легислатуры: невозможность создания стабильного большинства; сложившееся у субъектов роспуска убеждение в том, что палаты не отражают действительную расстановку сил в стране, то есть фактически утратили представительный характер; непреодолимые противоречия в позициях палаты депутатов и сената.

Правительство подотчетно законодательной власти: в течение десяти дней после формирования оно обязано обратиться к палатам парламента с вопросом о доверии (ст. 94). Парламент может вынести недоверие правительству по инициативе минимум десятой части членов одной из палат. Импичмент президенту выносится лишь абсолютным большинством голосов на совместном заседании обеих палат парламента (ст. 90). Поводом для импичмента могут служить государственная измена или посягательство на конституцию.

Правом пересмотра законов обладают президент и Конституционный суд.

Исполнительная власть. Решающая роль в формировании высших органов исполнительной власти Италии принадлежит парламенту. Также в формировании правительства участвует президент, назначающий председателя совета министров по итогам выборов в парламент. Премьер-министр формирует состав правительства и представляет его на утверждение президенту, а затем - парламенту.

Законодательство не определяет численность и общую структуру центральных органов управления. В состав правительства входят председатель совета министров, министры, а также министры без портфеля. Последние не возглавляют министерства, а занимаются вопросами, связанными с определенным направлением правительственной деятельности. Пребывание в правительстве не влечет за собой потерю депутатских полномочий (впрочем, согласно конституции Италии, наличие депутатского мандата также не является обязательным условием при назначении на министерскую должность).

В течение 10 дней после завершения процесса формирования правительство обязано обратиться к парламенту за вотумом доверия, причем одобрение парламента должен получить весь состав правительства, а не только его председатель. За каждой палатой парламента признается право в любой момент выразить недоверие находящемуся у власти правительству. Однако подобная форма парламентского давления на правительство не нашла широкого применения ввиду наличия у правительства права роспуска парламента. Каждая палата парламента имеет право утверждать правительственный бюджет и отчет о расходах.

Министерства, как правило, имеют в своем составе министра, его заместителей, главу кабинета и его заместителя, общий секретариат, генеральную дирекцию по работе с персоналом, бухгалтерию. Далее идут различные подразделения (генеральные дирекции, отделы и др.), занимающиеся конкретными сферами деятельности данного министерства.

Министры коллегиально отвечают за действия правительства и индивидуально - за руководимые ими ведомства. Формой ответственности министра является его отставка с занимаемого поста. Уход конкретного министра обычно не приводит к отставке всего правительства, если только это не разрушает правительственную коалицию. В соответствии с законом от 16 января 1989 г., за преступления, совершенные при выполнении своих обязанностей, министры предстают перед судом общей юрисдикции (ранее обвинения, выдвинутые против министров, рассматривались специальными судами).

Существуют и так называемые вспомогательные правительственные органы -Национальный совет экономики и труда, Государственный совет и Счетная палата. Национальный совет экономики и труда участвует в разработке законодательства по экономическим и социальным вопросам, имеет право законодательной инициативы. Он состоит из председателя, 20 экспертов и 59 представителей производственной сферы. Члены совета назначаются президентом по предложению премьер-министра после принятия соответствующего решения советом министров (за исключением восьми экспертов, право выбора которых принадлежит главе государства).

Государственный совет является консультативным административно-юридическим органом, а также органом охраны законности в управлении. Три его секции занимаются консультативной деятельностью по вопросам, касающимся аппарата управления, три другие осуществляют административную юрисдикцию.

Особое место в системе контроля над соблюдением закона при осуществлении государственного управления отводится Счетной палате. Ее персонал (более 500 сотрудников) частично подбирается по конкурсу, частично назначается правительством. При этом председатель, главный прокурор и советники Счетной палаты не могут быть отправлены в отставку или уволены иначе как на основании декрета президента республики с учетом мнения комиссии в составе председателей обеих палат парламента и их заместителей. К ведению Счетной палаты относится контроль за законностью актов правительства и президента. Акты, признанные соответствующими закону, вступают в действие после их визирования и регистрации в Счетной палате. В случае отказа в регистрации министр, не согласный с решением палаты, может вынести свои акты на рассмотрение правительства. Если оно подтверждает целесообразность принятия подобных актов, то Счетная палата разрешает их применение под политическую ответственность правительства. Однако в течение месяца эти спорные акты должны быть рассмотрены в парламенте, который и принимает окончательное решение. Также Счетная палата осуществляет контроль за расходованием средств и дисциплиной в бюджетной политике правительства.

Президент Италии является по конституции главой государства и олицетворяет национальное единство. Президент - верховный главнокомандующий вооруженными силами, председательствует в создаваемом согласно закону Верховном совете обороны, объявляет по решению палат парламента состояние войны.

Президент Италии призван быть «выше политики» и являться гарантом институциональной стабильности. По сути, он участвует в деятельности всех ветвей власти. В отношениях с парламентом он направляет палатам послания, назначает выборы новых палат и определяет день их первого заседания, разрешает представлять палатам законопроекты по инициативе правительства, промульгирует законы, издает декреты, имеющие силу закона, и положения. В предусмотренных конституцией случаях Президент назначает национальный референдум, а в случаях, предусмотренных законом, - государственных должностных лиц.

В отношениях с судебной властью его полномочия заключаются в председательствовании в Высшем совете магистратуры, а также в амнистии, помиловании и смягчении наказаний (на это ему каждый раз необходимо получать разрешение парламента в форме специального постановления).

Президент Италии исполняет представительские функции, имеет право досрочно распустить одну или обе палаты парламента. Этого права президент лишен только в последние шесть месяцев своих полномочий. У него есть также право отлагательного вето (до одного месяца) на законы, принятые парламентом. Кроме того, президенту принадлежит право амнистии и помилования.

Законодательная власть. В Италии существует двухпалатный парламент, включающий палату депутатов и сенат. Конституция 1947 г. является важнейшим источником итальянского парламентского права. Непосредственно парламенту посвящена глава 1 части 2 («Устройство республики») Основного Закона. Таким образом, в системе разделения властей законодательный орган формально поставлен на первое место. Вместе с тем, положения, так или иначе затрагивающие парламентскую деятельность, содержатся и в остальных частях конституции. Глава «Парламент» состоит из двух разделов: «Палаты» (ст. 55-69) и «Составление законов» (ст. 70-82). В конституции подчеркивается абсолютное равенство палат при осуществлении полномочий как в законодательной области, так и при реализации парламентского контроля над правительством.

Парламент принимает законы, государственный бюджет и контролирует его исполнение, осуществляет политический контроль над деятельностью правительства, участвует в формировании ряда государственных органов, решает вопросы о займах и предоставлении кредитов, ратифицирует международные договоры и выполняет некоторые функции.

В палате депутатов заседают 630 человек, в сенате - 315; срок работы обеих палат составляет 5 лет и может быть продлен только в случае войны. 315 сенаторов представляют регионы, также имеется 6 пожизненных сенаторов. Ни одна область Италии не может иметь менее 7 сенаторов, хотя у области Молизе - 2 сенатора, у Балле д'Аоста - 1 (ст. 57 конституции). Президент может назначить 5 пожизненных сенаторов за особые заслуги перед Италией.

Н

Рис. 31. Заседание Парламента Италии.

ыне действующие регламенты палат итальянского парламента былиприняты в 1971 г. Следует отметить, что, несмотря на автономию палат, документы похожи друг на друга, а многие их положения совпадают. Тексты регламентов согласованы для того, чтобы ни одна из палат не находилась в привилегированном положении перед другой, не препятствовала выполнению другой палатой ее функций или затрудняла общепарламентский процесс.

Согласно ст. 70 конституции, законодательная функция осуществляется обеими палатами. На представление законопроекта имеет право прежде всего правительство как орган, наилучшим образом способный оценить необходимость тех или иных законодательных преобразований. Правительственный законопроект вносится в палаты разрешающим декретом президента республики с контрассигнацией председателя совета министров, либо компетентного министра, приобретая, таким образом, официальную поддержку главы государства. Правом законодательной инициативы обладают и члены обеих палат, выступая как в личном качестве, так и совместно с другими парламентариями. Законопроект может быть внесен парламентской группой и комиссией. Законопроект, исходящий от парламентариев, должен сопровождаться документом (докладом), объясняющим его главные задачи и общий характер. Законопроекты по вопросам экономики и труда могут вноситься в палаты Национальным советом экономики и труда.

Кроме того, законодательной инициативой обладает, согласно ст. 71 конституции, итальянский народ. Он осуществляет это право путем внесения законопроекта от имени не менее чем 50 тыс. избирателей. Правом на внесение законопроекта обладают областные советы — представительные органы областей — исключительно по вопросам, касающимся самих областей, если эти вопросы не могут быть урегулированы законом области.

Каждый из субъектов законодательной инициативы вправе отозвать свой законопроект при условии, что он еще не был одобрен одной из палат. Вместе с тем, любой из парламентариев вправе объявить отзываемый законопроект собственным, и в таком случае законодательный процесс будет продолжен. Все законопроекты должны иметь четкую структуру.

Законопроект, прежде чем стать законом, проходит три стадии: рассмотрениев одной палате парламента, затем — в другой и, наконец, промульгацию президентом республики. Законопроект может быть отвергнут только на первых двух стадиях. Президент не может отказаться промульгировать одобренный палатами законопроект, однако до промульгации может потребовать его повторного рассмотрения в палатах. Это отлагательное вето президента преодолевается обычным большинством голосов (ст. 74 конституции). Если во второй палате законопроект будет отвергнут не полностью, а

ч

Рис. 32. Здание Парламента Италии.

астично, или же в него будутвнесены изменения, то он вновь поступит в палату, одобрившую его первоначально. Палата, в которую возвращается законопроект, ограничивается изучением и принятием решения только лишь в отношении тех положений, которые вызвали несогласие другой палаты, либо были ею внесены (изменены).

На протяжении более чем трех десятков лет в Италии широко обсуждается вопрос о возможной институциональной реформе. Предлагаются, в частности, изменения в структуре парламента: одним из популярных проектов является предложение о преобразовании сената в палату областей с законодательной компетенцией по вопросам, касающимся только областей и с функцией парламентского контроля исключительно по областным вопросам. Некоторые противники данного проекта предлагают вовсе отказаться от сената как от лишнего органа, не выражающего никаких специфических интересов, но лишь затягивающего законодательную процедуру и поглощающего значительные государственные средства.

Институциональное превосходство парламента, способствовавшее демократической эволюции страны, искоренению недемократического наследия прошлого, сотрудничеству демократических сил, не смогло само по себе стать гарантией эффективности работы законодательной власти. Впрочем, между основными политическими силами в стране имеется принципиальный консенсус относительно сохранения структуры, установленной конституцией. На данный момент не предполагается отказываться от принципа парламентского верховенства в пользу сильной исполнительной власти. В Италии учитываются уроки прошлого, поэтому концепция усиления исполнительной власти за счет парламента в стране непопулярна.

Судебная власть. Авторитет судебной власти в Италии достаточно высок. Судебная система Италии состоит из следующих подсистем: судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, административных судов и военных трибуналов.

В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи; буквально - советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Далее следует претура - суд претора, где рассматриваются апелляции на решения консилиаторов и разрешаются гражданские дела с относительно небольшой суммой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Претор также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде не более трех лет лишения свободы и штрафа. Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, являются судами первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, а также уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов. Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды. В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд, включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики, разрешает споры о компетенции между судами и т.п.

Статус административной юстиции определяется свободным собранием законов о Государственном совете (закон 1924 г.) и законом об образовании областных административных трибуналов 1974 г. Указание на областные органы административной юстиции содержится в ч. 2 ст. 125 конституции страны.

Высшая инстанция административной юстиции - Государственный совет. Эту функцию выполняют три его отделения с судебными полномочиями. Общее собрание Совета может формулировать правовые принципы деятельности административных трибуналов.

Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершенные лицами, входящими в состав вооруженных сил, а во время войны она расширяется в соответствии с законом.

Особое место занимает Конституционный суд, который состоит из 15 членов, отобранных из числа судей, профессоров права университетов и адвокатов с 20-летним стажем работы. Президент и парламент назначают по пять судей. Кассационный суд избирает трех судей, Государственный совет и Счетная палата -по одному судье. Судьи Конституционного суда назначаются на 9 лет и могут быть избраны повторно. Конституционный суд рассматривает споры о конституционности законов и актов, имеющих силу закона; споры о компетенции между законодательной и исполнительной властями, между государством и областью, между различными областями, обвинения против президента и министров.

Счетная палата осуществляет предварительный контроль законности актов правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства и государственной финансовой отчетности.

Все назначения членов магистратуры (судей, прокуроров, следователей и т. д.) на должности, их перемещение, повышение и применение к ним дисциплинарных мер осуществляются только Высшим советом магистратуры, который возглавляет президент. В состав совета входят первый председатель и прокурор Кассационного суда; две трети остальных членов избираются всеми судьями, а треть -парламентом на совместном заседании палат из числа профессоров права университетов и адвокатов, имеющих не менее 15 лет стажа. Члены Совета служат 4 года и не могут быть переизбраны сразу же по истечении срока. Следует подчеркнуть, что Высший совет магистратуры - своеобразный орган судебного самоуправления, получивший максимально широкие права в области управления юстицией, главным образом за счет сужения компетенции исполнительной власти в лице министерства юстиции.

Авторитет судебной системы окреп в последние годы, когда органам по охране правопорядка удалось добиться значительных успехов в борьбе с правым и левым терроризмом, а также с мафией. Именно судебная власть разрешила политический кризис, возникший по итогам парламентских выборов 2006 г.

Партийная система. В начале 1990-х гг. относительно стабильная прежде многопартийная система Италии пережила серьезное потрясение. Из-за финансовых и коррупционных скандалов, разоблачения виднейших государственных деятелей и представителей основных партий страны большинство прежних политических организаций распалось или полностью изменило свой имидж. Утрата доверия к политическим партиям ярко отразилась в законодательной сфере. 18 апреля 1993 г. на общенациональном референдуме были отменены две статьи закона №195 от 2 мая 1974 г. «Об участии государства в финансировании политических партий», связанные с предоставлением ежегодных государственных дотаций парламентским группам. 10 декабря 1993 г. был принят закон №515, который внес изменения в порядок негосударственного финансирования политических партий и установил новые критерии для перераспределения средств на проведение избирательных кампаний.

На сегодняшний день в Италии существует многопартийная система, которая, по сути, является двухполюсной. Множество партий выражают интересы социальных групп путем представительства в парламенте и выдвижения кандидатов на должность президента Республики, который избирается парламентским корпусом и региональными представителями. Но при всем многообразии мнений и взглядов партиям не чуждо объединение между собой и компромиссы при решении задач, поставленных перед парламентом, так как в массе своей это парламентские партии, действующие в соответствии с конституцией и законами Итальянской Республики. Из более чем 20 партий страны перед всеобщими парламентскими выборами 2006 г. сформировались два основных конкурирующих политических блока - правый («Дом свобод») и левоцентристский («Союз», в свою очередь включающий блок «Оливковое дерево»). При этом правые управляли страной в 1994 г. и с 2001 по 2006 гг., а левоцентристы - с 1996 по 2001 гг. и вернулись к власти в мае 2006 г.

Партийная конфигурация в палате депутатов и в сенате имеет определенные различия. В данном разделе будет рассмотрен баланс сил в нижней палате парламента, так как именно он, по сути, оказывает решающее влияние на развитие политической ситуации в стране.

studfiles.net

Италия. Государственное и политическое устройство

Италия! Italy! La Repubblica Italiana!

Государственное устройство Итальянской Республики (Repubblica Italiana) определяется Конституцией, принятой 22 декабря 1947 года. Конституция практически без поправок действует до настоящего времени и считается одной из самых демократических в мире.

Согласно Конституции Италии высшим органом законодательной власти в стране является парламент (Parlamento), состоящий из двух палат — палаты депутатов (Camera dei Deputati) и сената республики (Senato della Repubblica). Палата депутатов насчитывает 630 человек. Депутатом может быть избран любой гражданин республики, достигший возраста 25 лет. Сенат республики насчитывает 323 сенатора (из них несколько человек избраны в сенат пожизненно). Сенатором может стать гражданин, достигший возраста 40 лет. Согласно итальянским законам право избирать в палату депутатов имеют все граждане, достигшие возраста 18 лет, а в сенат — 25 лет.

Парламент избирается сроком на пять лет. В Италии при избрании обеих палат парламента действует пропорциональная избирательная система.

Палаты наделены большими полномочиями: принимают законы, утверждают государственный бюджет, ратифицируют международные договоры и т.д. Руководящие органы палат — бюро. Каждый из этих органов включает председателя палаты, четырех вице-председателей, трех квесторов и 8 секретарей, причем в этих органах должны быть представлены все партийные фракции. Бюро избирается на 5 лет. Для образования партийных фракций в палате депутатов требуется желание не менее 20 ее членов, допускается создание фракций и из меньшего числа при соблюдении партией ряда требований на выборах. В сенате партийные фракции должны состоять из 10 сенаторов. Допускаются смешанные фракции из членов различных партий.

В палатах образуются постоянные комиссии (в каждой по 14), профиль которых повторяет компетенцию соответствующих министерств. Заседания палат носят публичный характер, однако палата может принять решение о проведении закрытого заседания по просьбе правительства, председателя партийной фракции или группы депутатов.

Законодательная инициатива принадлежит парламентариям, правительству, областным советам, Национальному совету экономики и труда, а также группам избирателей в количестве не менее 50 тысяч человек — народная инициатива. В то же время существует жесткая иерархия законодательной инициативы в зависимости от компетенции субъекта законотворчества. То есть законопроект, представленный областным советом, может касаться только данной области, избиратели не могут вносить проекты в сферах, зарезервированных за правительством, и т. д. Особенностью законодательного процесса в парламенте является предоставление палатам права передавать свои законодательные полномочия комиссиям. Парламент также может делегировать правительству свои законодательные полномочия, кроме вопросов, лежащих в конституционной области, в области избирательного права, принятия бюджета, ратификации международных договоров.

Следует также отметить зависимость правительства от парламента, оно несет коллективную ответственность перед любой палатой парламента и должно получить доверие обеих палат. В международной сфере итальянский парламент ратифицирует договоры с другими государствами, объявляет войну. В судебной — назначает 1/3 часть членов Конституционного суда, 1/3 часть Высшего совета магистратуры, решает вопрос об объявлении амнистии.

Глава государства — президент, избираемый сроком на 7 лет парламентом и делегатами областных советов. Президент обладает широкими полномочиями. Он утверждает законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента и назначения новых выборов.

В отношениях с парламентом он осуществляет следующие полномочия: направляет палатам послания; назначает выборы новых палат и определяет день их первого заседания; разрешает представлять палатам законопроекты по инициативе правительства; промульгирует законы, издает декреты, имеющие силу закона, и положения; может, заслушав председателей палат, распустить их обе или одну из них, за исключением последних шести месяцев своего мандата.

В предусмотренных Конституцией случаях президент назначает народный референдум, а в случаях, предусмотренных законом, — государственных должностных лиц.

Президент является главнокомандующим Вооруженных сил, председательствует в создаваемом согласно закону Верховном совете обороны, объявляет по решению палат состояние войны.

В отношениях с судебной властью его полномочия заключаются в председательствовании в Высшем совете магистратуры, а также в помиловании и смягчении наказаний.

Президент жалует знаки отличия республики.

Никакой акт президента не действителен без контрасигнатуры предложившего его министра, который и принимает на себя за этот акт ответственность.

Президентом может быть избран гражданин, достигший 50-летнего возраста и пользующийся гражданскими и политическими правами.

Президент избирается парламентом на совместном заседании всех его членов. В выборах участвуют также по три делегата от каждой области, которые избираются областными советами таким образом, чтобы обеспечить и представительство меньшинства. Данная процедура в условиях парламентской многопартийности — результат компромисса политических партий по поводу конкретной кандидатуры.

Президент может неоднократно переизбираться.

Если президент не может осуществлять свои функции, его замещает председатель сената. Если президент умер или ушел в отставку, председатель палаты депутатов назначает выборы нового президента в течение 15 дней.

В настоящее время Президентом Итальянской Республики является Джорджо Наполитано (Giorgio Napolitano), избранный 10 мая 2006 года.

Правительство Италии — наиболее активный орган исполнительной власти, включает председателя Совета министров и министров. Назначение правительства целиком зависит от палат парламента, от соотношения политических сил в них. Правительство назначается Президентом республики после консультаций с лидерами партийных фракций в палатах и их председателями. Оно считается сформированным, если в течение 10 дней после своего образования получит доверие обеих палат. Правительство солидарно ответственно перед обеими палатами. Председатель несет ответственность за общую политику, а министры коллективно ответственны за действия Совета министров и индивидуально за действия своих ведомств. Правительство руководит страной по существу в соответствии с волей парламентского большинства: оно исполняет законы, принимает регламенты, декреты и разного рода постановления по управлению. Полномочия, предоставленные Конституцией Президенту республики, фактически осуществляются правительством. На практике правительство в Италии в гораздо большей мере, чем в других странах, зависит от воли палат парламента. Премьер-министром Италии в настоящее время является Романо Проди (Romano Prodi).

Конституцией Италии учреждено несколько вспомогательных и контрольных органов, оказывающих содействие парламенту и правительству:

    Национальный совет экономики и труда формируется на корпоративной основе из представителей «групп интересов» (профсоюзов, предпринимательских организаций, организаций лиц свободных профессий и др.) и экспертов. Совет является консультативным органом парламента и правительства по экономическим и социальным вопросам и обладает правом законодательной инициативы. Государственный совет — консультативный юридический орган правительства и одновременно высший орган административной юстиции. Счетная палата осуществляет предварительный контроль законности финансовых актов правительства и контроль над исполнением государственного бюджета.

Конституционный суд учрежден Конституцией Италии в 1947 году, однако начал свою работу лишь в 1956 году. Он включает 15 судей, избираемых на 9 лет. Судьи не распределяются по палатам, а действуют как единая коллегия. Судьи назначаются по третям: парламентом на совместном заседании палат, Президентом и высшей магистратурой. Они подбираются из числа членов высших общих и административных судебных органов, даже находящихся в отставке, штатных профессоров права и адвокатов. Все они должны иметь стаж работы не менее 20 лет. Судьи не могут назначаться повторно. Председатель Суда избирается из числа его членов на 3-летний срок. Высшее полномочие Суда — контроль за конституционностью законов и актов, имеющих силу законов. Такой контроль может быть предварительным и последующим. Предварительный осуществляется Судом по требованию правительства в отношении законов областей до того, как они будут промульгированы. Последующий контроль может быть абстрактным или конкретным. Первый может проводиться по требованию областей в отношении законов государства и по основаниям нарушения последним компетенции области. Конкретный последующий контроль заключается в рассмотрении споров о компетенции между парламентом и правительством, главой государства и парламентом, органами судебной власти и правительства. При рассмотрении дел по обвинению Президента Суд дополняется 16 судьями, избираемыми парламентом по тем же правилам, что и ординарные судьи этого органа. Члены парламента в список кандидатов не включаются. Суд имеет полномочия при проведении голосования в порядке народного вето. Он изучает требование об отмене закона или акта, имеющего силу закона, с точки зрения их конституционности, а также рассматривает вопрос, какие из требований допустимы и какие противоречат кругу законов, в отношении которых народное вето не может проводиться.

Итальянская Республика разделена на 20 административно-территориальных единиц — областей: Абруццо, Апулия, Базиликата, Валле-д'Аоста, Венето, Калабрия, Кампания, Лацио, Лигурия, Ломбардия, Марке, Молизе, Пьемонт, Сардиния, Сицилия, Тоскана, Трентино-Альто-Адидже, Умбрия, Фриули-Венеция-Джулия и Эмилия-Романья. Пять областей Италии (Фриули-Венеция-Джулия, Сардиния, Сицилия, Трентино-Альто-Адидже, Валле-д'Аоста) обладают автономным статусом и более широкими полномочиями по сравнению с другими областями. Во многом это обусловлено историческими особенностями их развития и присутствием этнических меньшинств на их территории.

Каждая область подразделена на более мелкие территориальные образования — провинции (provincia). Всего в настоящее время насчитывается 105 провинций. Высший орган власти провинции — совет, избираемый на 5 лет. Исполнительный орган совета — джунта.

Низшая административно-территориальная единица — община (коммуна) имеет общинный (коммунальный) совет — муниципалитет. Управление общиной (коммуной) осуществляется синдиком (мэром). В стране насчитывается более 8100 коммун.

Статья взята с сайта www. italcult.ru

cosa-nostra13.narod.ru


Смотрите также