Культура Италии. Культура италии кратко


Культура Италии - это... Что такое Культура Италии?

Культура Италии — культура коренных народов Италии и её государств-предшественников, ведшие старинным обычаям и культурному быту.

История культуры Италии

Эпоха Италии

В сложившейся эпохе Возрождения Италии, принято выделять периоды истории итальянской культуры, и они имеют своеобразные наименования:

При этом хронологические рамки столетия, конечно, не вполне совпадают с определёнными периодами культурного развития. К примеру, Проторенессанс датируется концом XIII век, Ранний Ренессанс кончается в 90-х годах XV век, а Высокий Ренессанс изживает себя уже к 30-м годам XVI век. Он продолжается до конца XVI век лишь в Венеции; к этому периоду чаще применяют термин «поздний Ренессанс».

Эпоха дученто, то есть XIII век, явилась началом ренессансной культуры Италии — Проторенессансом. Проторенессанс кровно связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями (в средневековой Италии византийские влияния были очень сильны наряду с готикой). Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютными новаторами: нелегко проследить в их творчестве чёткую границу, отделяющую «старое» от «нового». Симптомы Проторенессанса в изобразительном искусстве не всегда означали ломку готических традиций. Иногда эти традиции просто проникаются более жизнерадостным и светским началом при сохранении старой иконографии, старой трактовки форм. До подлинного ренессансного «открытия личности» тут ещё не доходит.

Была и другая, исторически более ранняя линия в Проторенессансе, решительнее противостоящая готике. Её начинали скульпторы — Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио. Никколо Пизано работал ещё в сер. XIII века, когда европейская готика была в полном расцвете. Вдохновляясь римской пластикой, Пизано преодолевает бесплотность готических фигур и «успокаивает» их повышенную экспрессию. Отрицательная реакция Никколо Пизано на тревожную эмоциональность средневекового искусства предвещала интеллектуальный рационализм Возрождения, который восторжествовал через 2 столетия и принёс с собой новую эмоциональность — более собранную, мужественную и интеллектуально обогащённую по сравнению с готическим вихрем смятенных чувств.

Все же эти произведения только односторонне подготовляют и формируют эстетическое мироощущение Ренессанса. Это пока ещё «мертвая вода». Источником живой воды было искусство Джотто. Он единственный, кого в изобразительном искусстве Проторенессанса можно поставить рядом с Данте, его современником. Новое ощущение человеческого достоинства выразилось во фресках Джотто едва ли не с такой же силой, как в «Божественной комедии».

Составные элементы проторенессансного мировоззрения многообразны: его питала и францисканская ересь, и противоположная ей атеистическая, «эпикурейская», и римская античность, и французская готика, и провансальская поэзия. И, как общий итог, зрела идея возрождения — не просто возрождения античной культуры, а возрождения и просветления человека. Она составляет стержень поэмы Данте, она одухотворяет и творчество Джотто.

Слава Джотто была велика ещё при жизни, а в следующем столетии его единодушно признали величайшим преобразователем искусства. Он не знал ни анатомии, ни научной перспективы; по его произведениям видно, что пейзаж и обстановка интересовали его мало, и изображения зверей, там где они у Джотто встречаются, оставляют желать лучшего в смысле их природного правдоподобия. Любопытства ко всяческим красочным подробностям мира было больше у готических художников, чем у Джотто, а позже, соединившись с научной любознательностью, оно с новой силой вспыхнуло у художников кватроченто. Джотто же, стоящий между теми и другими, был занят только человеком, человеческими переживаниями и задачей их монументального воплощения в формах достаточно условных.

И все же была большая доля истины в молве, признавшей Джотто верным учеником природы. Не только потому, что он ввёл в живопись чувство трёхмерного пространства и стал писать фигуры объёмными, моделируя светотенью. В этом у Джотто были предшественники, например, живописец Каваллини. Главное — само понимание человека у Джотто было согласно с природой, с человеческой природой. Душевные переживания героев Джотто не выше и не ниже человеческой меры, и для этого действительно нужно было быть глубоким наблюдателем окружающей жизни.

Кватроченто — этап Раннего Возрождения в Италии — триумфальный период в истории искусства. Поражает щедрость, переизбыточность художественного творчества, хлынувшего как из рога изобилия. Можно подумать, что никогда столько не строили, не ваяли, не расписывали, как в Италии XV века. Впрочем, это впечатление обманчиво: в позднейшие эпохи художественных произведений появлялось не меньше, все дело в том, что «средний уровень» их в эпоху Возрождения был исключительно высоким. Он был высок и в средние века, но там искусство было плодом коллективного гения, а Возрождение рассталось со средневековой массовидностью и безымянностью. Архитектура, скульптура и живопись перешли из рук многоликого ремесленника в руки художника-профессионала, художника-артиста, утверждающего свою индивидуальность в искусстве. Конечно, и в то время были художники более крупные, и менее крупные, были гении и были просто таланты, были пролагатели путей и были их последователи, но категория «посредственности» к художникам Возрождения неприменима. Эта эпоха знала честолюбцев, стяжателей, но не знала поставщиков художественных суррогатов. Искусство играло в её жизни слишком важную роль: оно шло впереди науки, философии и поэзии, выполняя функцию универсального познания.

По давно сложившейся исторической традиции зачинателями искусства Раннего Возрождения считаются три художника. Это флорентиец Мазаччо, художник мужественного, энергичного стиля. В своих произведениях он достиг небывалой до него, почти скульптурной осязаемости мощных фигур и, подхватив угасавшую традицию Джотто, довёл до конца завоевание живописью трёхмерного пространства. Это скульптор Донателло, сказавший новое слово почти во всех жанрах и разновидностях пластики. Он создал тип самостоятельно стоящей круглой статуи, не связанной с архитектурой, и он же создал целую школу мастеров рельефа, покрывающего фризы ренессансных зданий. Ему удалось полностью преодолеть не только схематизм традиционного церковного искусства, но и угловатую нервозность готической итальянской скульптуры. Это, наконец, архитектор и скульптор Брунеллески. Он создал архитектуру вполне светскую по духу, изящно простую, гармонических пропорций, где как бы совсем исчезает ощущение тяжести камня, борьбы сил, сопротивления материала.

Время проторенессанса

На фоне сильных византийских и готических традиций в итальянской культуре стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом (то есть подготовившим наступление Ренессанса; от греч. «протос» -"первый").

Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме.

В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265—1321) создал итальянский литературный язык. Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии, и Джованни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе.

В изобразительном искусстве безличное цеховое ремесло уступает место индивидуальному творчеству. В архитектуре, скульптуре и живописи выдвигаются крупные мастера, ставшие гордостью эпохи, — Никколо Пизано и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Пьетро Каваллини, Джотто ди Бондоне, творчество которых во многом определило дальнейшее развитие итальянского искусства, заложив основы для обновления.

Никколо Пизано

Никколо Пизано — основатель школы скульптуры. Основателем школы итальянской скульптуры считается Никколо Пизано (около 1220 — между 1278 и 1284). Он родился на юге, в Апулии, но, работая в Пизе, так сроднился с городом, что получил прозвище Пизано, с которым вошёл в историю итальянского искусства.

В его работах прослеживается явное влияние античности. Он, несомненно, изучал скульптурное оформление позднеримских и раннехристианских саркофагов. Шестигранная мраморная кафедра (1260 г.), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла не её дальнейшее формирование. Кафедра из белого, розово-красного и темно-зелёного мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение, легко обозримое со всех сторон.

По средневековой традиции, на парапетах (стенках кафедры) представлены рельефы на сюжеты из жизни Христа, между ними располагаются фигуры пророков и аллегорических добродетелей. Колонны опираются на спины лежащих львов. Никколо Пизано использовал здесь традиционные сюжеты и мотивы, однако, кафедра принадлежит уже новой эпохе.

Никколо стал основателем школы скульптуры, просуществовавшей до середины XIV века и распространившей своё внимание по всей Италии.

Конечно, многое в скульптуре пизанской школы ещё тяготеет к прошлому. В ней сохраняются старые аллегории и символы. В рельефах отсутствует пространство, фигуры тесно заполняют поверхность фона. И все же реформы Никколо значимы. Использование классической традиции, акцентировка объёма, материальности и весомости фигуры, предметов, стремление внести в изображение религиозной сцены элементы реального земного события создали основу для широкого обновления искусства. В 1260—1270 годах мастерская Никколо Пизано выполняла многочисленные заказы в городах средней Италии.

Творчество Леонардо да Винчи

Величайший художник Италии Леонардо да Винчи (1452—1519) родился в Анкиано, около селения Винчи; отец его был нотариусом, перебравшимся в 1469 г. во Флоренцию. Первым учителем Леонардо был Андреа Вероккио. Фигура ангела в картине учителя «Крещение» уже отчётливо демонстрирует разницу в восприятии мира художником прошлой эпохи и новой поры: никакой фронтальной плоскостности Вероккио, тончайшая светотеневая моделировка объёма и необычайная одухотворенность образа. Ко времени ухода из мастерской Вероккио исследователи относят «Мадонну с цветком» («Мадонна Бенуа», как она называлась раньше, по имени владельцев). В этот период Леонардо несомненно некоторое время находился под влиянием Боттичелли. Его «Благовещение» по детализации ещё обнаруживает тесные связи с кватроченто, но спокойная, совершенная красота фигур Марии и архангела, цветовой строй картины, композиционная упорядоченность говорят о мировоззрении художника новой поры, характерном для Высокого Ренессанса.

Покинув Милан, Леонардо некоторое время работал во Флоренции. Там творчество Леонардо словно озарила яркая вспышка: он написал портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо ди Джокондо (около 1503 г.). Портрет, известный как «Джоконда», стал одним из самых прославленных произведений ми­ровой живописи

Небольшой, окутанный воздушной дымкой портрет молодой женщины, сидящей на фоне голубовато-зелёного странного скалистого пейзажа, полон такой живой и нежной трепетности, что, по словам Вазари, в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. Казалось бы, картина проста для понимания. Между тем в обширной литературе, посвящённой «Джоконде», сталкиваются самые противоположные толкования созданного Леонардо образа.

В истории мирового искусства есть произведения, наделённые странной, таинственной и магической силой. Объяснить это трудно, описать невозможно. В их ряду одно из первых мест занимает изображение молодой флорентийки Моны Лизы. Она, по-видимому, была незаурядной, волевой личностью, умной и цельной натурой. Леонардо вложил в её удивительный, устремлённый на зрителя взгляд, в знаменитую, словно скользящую загадоч­ную улыбку, в отмеченное зыбкой изменчивостью выражение лица заряд такой интеллектуальной и духовной силы, который поднял её образ на недосягаемую высоту.

В последние годы жизни Леонардо да Винчи мало работал как художник. Получив приглашение от французского короля Франциска I, он уехал в 1517 г. во Францию и стал придворным живописцем. Вскоре Леонардо умер. На автопортрете-рисунке (1510—1515 гг.) седобородый патриарх с глубоким скорбным взглядом выглядел гораздо старше своего возраста.

Нельзя себе представить, что Леонардо да Винчи мог жить и творить в другую эпоху. И, тем не менее, его личность выходила за пределы своего времени, поднималась над ним. Творчество Леонардо да Винчи неисчерпаемо. О масштабе и уникальности его дарования позволяют судить рисунки мастера, занимающие в истории мирового искусства одно из почётных мест. С рисунками Леонардо да Винчи, зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не только рукописи, посвящённые точным наукам, но и работы по теории искусства. В знаменитом «Трактате о живописи» (1498 г.) и других его записях большое внимание уделено изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Много места отдано проблемам светотени, объёмной моделировке, линейной и воздушной перспективе.

Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры, оказали на неё огромное влияние.

Великий Рафаэль

С творчеством Рафаэля (1483—1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело — мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Несомненно, однако, что неустанное стремление к светлому совершенному началу пронизывает всё творчество Рафаэля, составляет его внутренний смысл.

Рафаэль первоначально учился в Урбино у своего отца, затем у местного живописца Тимотео Вите. В 1500 г. он переехал в столицу Умбрии Перуджу, чтобы продолжить образование в мастерской известного живописца, главы умбрийской школы Пьетро Перуджино. Молодой мастер быстро превзошёл своего учителя.

Рафаэля называли Мастером Мадонн. Настроение душевной чистоты, ещё несколько наивное в одной из его первых небольших картин — «Мадонна Конестабиле» (1502—1503 гг.), — приобрело возвышенный характер раннего периода Рафаэля — «Обручение Марии» (1504 г.). Происходящая на фоне чудесной архитектуры сцена обручения Марии и Иосифа представляет собой образ высокой красоты. Эта небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения. Главные действующие лица, группы девушек и юношей покоряют своим естественным изяществом. Выразительны, певучи, метки и пластичны их движения, позы и жесты: например, сближающиеся руки Марии и Иосифа, надевающего ей на палец кольцо. В картине нет ничего лишнего, второстепенного. Золотистые, красные и тёмно-зелёные тона, созвучные с мягкой голубизной неба, создают праздничное настроение.

В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию. Здесь его творчество обрело зрелость и спокойное величие. В цикле Мадонн он варьировал изображение молодой матери с Младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа. Особенно хороша «мадонна в зелени» (1505 г.). В картине использована пирамидальная композиция Леонардо, а колориту присуща тонкая гармония красок.

Успехи Рафаэля были настолько значительны, что в 1508 году его пригласили к папскому двору в Рим. Художник получил заказ на роспись парадных апартаментов Папы, так называемых станц (комнат) в Ватиканском дворце. Росписи ватиканских станц (1509—1517 годах) принесли Рафаэлю славу, выдвинули его в ведущие мастера не только Рима, но и Италии.

Как и прежде, Рафаэль вновь обратился к излюбленному образу Мадонны с Младенцем. Мастер готовился к созданию своего великого шедевра — «Сикстинской Мадонны» (1515—1519 гг.) для церкви Святого Сикста в Пьяченце. В истории искусства «Сикстинская Мадонна» — образ совершенной красоты.

Рафаэль был замечательным мастером рисунка. Здесь ярко проявилось его безупречное, легкое, свободное чувство линии. Значительный вклад он внес и в архитектуру. Само имя Рафаэля — Божественного Санцио — в дальнейшем стало олицетворением идеального, наделенного божественным даром художника.

С великими почестями он был погребен в римском Пантеоне, где его прах покоится и поныне.

Творчество Микеланджело

Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры.

Детство Микеланджело прошло в маленьком тосканском городке Капрезе близ Флоренции. Юность и годы учения он провел во Флоренции. В художественной школе при дворе герцога Лоренцо Медичи ему открылась красота античного искусства, он общался с великими представителями гуманистической культуры. Флоренции принадлежат почти все скульптурные работы Микеланджело. Однако в равной мере и Рим может быть назван городом Микеланджело.

В 1496 г. он приехал в Рим, где к нему вскоре пришла слава. Самое известное произведение первого римского периода — «Пьета» («Оплакивание Христа») (1498—1501 гг.) в капелле собора Святого Петра. На коленях слишком юной для такого взрослого сына Марии распростёрто безжизненной тело Христа. Горе матери светло и возвышенно, лишь в жесте левой руки словно выплескивается наружу душевное страдание. Белый мрамор отполирован до блеска. В игре света и тени его поверхность кажется драгоценной.

Вернувшись во Флоренцию в 1501 г., Микеланджело взялся исполнить колоссальную мраморную статую Давида (1501—1504 гг.). Статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Она олицетворяет безграничную мощь человека. Давид только готовится нанести противнику удар камнем, пущенным из пращи, но уже ощущается, что это будущий победитель, полный сознания своей физической и духовной силы. Лицо героя выражает несокрушимую волю.

Микеланджело считал себя только скульптором, что, однако, не помешало ему, истинному сыну Возрождения, быть и великим живописцем, и архитектором. Самое грандиозное произведение монументальной живописи Высокого Возрождения — роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, выполненная Микеланджело в 1508—1512 гг.

В последние десятилетия жизни мастер занимался только архитектурой и поэзией. Творчество великого Микеланджело составило целую эпоху и далеко опередило своё время, оно сыграло грандиозную роль в мировом искусстве, а также оказало влияние на формирование принципов барокко.

Маньеризм

Маньеризм — это особое течение в европейском искусстве XVI в. Оно происходит от итальянского слова maniera — «манера», «прием», «художественный почерк». Впервые этот термин появился в европейском искусствоведении в 20-х гг. XX в., а исследование маньеризма породило обширную научную литературу со спорными оценками и точками зрения.

Маньеризм в своём наиболее общем выражении обозначает антиклассическое течение, сложившееся в Италии около 1520 г. и развивавшегося вплоть до 1590 г. Искусство маньеризма отходит от ренессансных идеалов гармонического восприятия человека, который оказывается во власти сверхъестественных сил. Мир предстает неустойчивым, шатким, в состоянии распада. Образы полны тревоги, беспокойства, напряженности, художник удаляется от натуры, стремится её превзойти, следуя в своём творчестве субъективной «внутренней идее», основой которой является не реальный мир, а творческое воображение; средством же исполнения служит «прекрасная манера» как сумма определённых приемов. Среди них — произвольная вытянутость фигур, сложный змеевидный ритм, нереальность фантастического пространства и света, подчас холодные пронзительные краски.

Первый этап итальянского маньеризма охватывает 20-40-е гг. XVI в. и представляет собой сравнительно узкое течение, наиболее ярко воплощенное в живописи. Самым крупным и одаренным мастером сложной творческой судьбы был Якопо Понтормо (1494 −1556). В его известной картине «Снятие со креста» композиция неустойчива, фигуры вычурно изломаны, светлые краски резки.

Первое поколение маньеристов завершает Франческо Маццола, прозванный Пармиджанино (1503—1540), изощренный мастер и блестящий рисовальщик. Он любил поразить зрителя: например, написал автопортрет в выпуклом зеркале. Намеренная нарочитость отличает его известную «Мадонну с длинной шеей» (1438—1540 гг.). Второй этап маньеризма (1540 −1590 гг.) превращается в Италии в широкое течение, охватывающее живопись, скульптуру и архитектуру. Маньеризм становится придворно-аристократическим искусством, которое первоначально развивается в герцогствах Пармы, Мантуи, Феррары, Модены, а затем утверждается во Флоренции и Риме.

Самый крупный мастер — художник двора Медичи Аньоло Бронзино (1503 −1572), особенно известный своими парадными портретами. В них отозвалась эпоха кровавых злодеяний и нравственного падения, охватившего высшие круги итальянского общества. Знатные заказчики Бронзино как бы отделены от зрителя невидимым расстоянием; застылость их поз, бесстрастие лиц, богатство одежд, жесты прекрасных праздных рук — словно внешняя оболочка, скрывающая внутреннюю ущербную жизнь.

Созданный маньеризмом тип придворного портрета оказал влияние на портретное искусство XVI—XVII столетий в других странах, где он обычно развивался на живой, здоровой, подчас более прозаичной местной основе.

Итальянский поэт Петрарка

Итальянский мыслитель и поэт Франческо Петрарка родился 20 июля 1304 года в городе Ареццо, где некоторое время жил его отец, по профессии нотариус, в своё время изгнанный из Флоренции. В 1312 году, когда Франческо было восемь лет, его семья переехала в Авиньон, где тогда находился папский двор. В Авиньоне Петрарка провел все своё детство. Будучи девятилетним мальчиком, Петрарка заинтересовался изречениями Цицерона, музыкой его слова, с которым его познакомил учитель, Конвеневоле да Прато. Позже он говорил об этом: «Такая ладность и звучность слов сама собой захватывала меня, так что все другое, что я читал или слышал, казалось мне грубым и далеко не таким стройным». Несомненно, сочинения Цицерона запомнились ему на всю жизнь.

В 1326 году Петрарка принимает духовный сан. Его учителями, мыслям которых он неотступно следовал в религиозном деле, были только древние авторы и основатели ранней церкви (больше всего Иероним и Августин). Тогда же, в 1326 году Петрарка поступает на юридический факультет в Болонье, где посещал занятия вместе со своим младшим братом, Герардо Петраркой.

Пожалуй, один день — 6 апреля 1327 года стал переломным в жизни Франческо Петрарки. Тогда он встретил женщину, которую он полюбил на всю жизнь. В историю она вошла под именем Лауры. Кто она была — до сих пор достоверно не известно. Вдохновленный своим чувством, Петрарка написал свои первые сонеты, которые не только вошли в золотой фонд «поэтической науки любви», но и стали великолепным образцом для последователей и подражателей Петрарки и остаются ими по сей день. Известно, что Франческо Петрарка был не только гениальным мыслителем и философом, но и поэтом; он считается родоначальником итальянской национальной поэзии.

В 1330 году Петрарка заканчивает учёбу и поступает на службу к кардиналу Джованни Колонне, что дало ему, сыну изгнанника, и определённое общественное положение, и возможность играть заметную роль в жизни современного ему мира.

В начале 1337 года Петрарка впервые посетил Рим. Позже он писал об этом так: «Рим показался мне ещё более великим, чем я предполагал, особенно великими мне показались его развалины». Можно подумать, что мыслитель говорил так шутя, но это совсем не так. Скорее, Петрарка говорил о великом прошлом тогдашней Римской империи. Затем философ поселился в городке Воклюзе, близ Авиньона, где фактически начался расцвет его творчества. Поэтические творения Петрарки приносили свои плоды, и уже 1 сентября 1340 года он получил сразу два предложения венчаться лаврами первого поэта: первое поступило от Парижского университета, второе — из Рима. Петрарка, поразмыслив, отдал предпочтение Риму. В апреле 1341 года Петрарка был увенчан лаврами на Капитолии.

Петрарка был свидетелем страшной чумы, которая в XIV веке унесла жизни более чем трети населения Европы. Только в итальянских городах Сиене и Пизе умерло больше половины жителей. Однако самого Петрарку чума обошла стороной.

В 1351 году флорентийская коммуна направила к Петрарке Джованни Боккаччо (известного мыслителя, впоследствии ставшего близким другом Петрарки) с официальным посланием, приглашавшим поэта вернуться во Флоренцию, откуда были изгнаны его родители, и возглавить созданную специально для него университетскую кафедру. Петрарка сделал вид, что польщен и готов принять это предложение, однако, покинув в 1353 году Воклюз и вернувшись в Италию, он поселился не во Флоренции, а в Милане.

Летом 1356 года Петрарка был с посольством к чешскому королю Карлу IV от государя Милана Галеаццо Висконти.

Весной 1362 года Франческо Петрарка, «уставший от мира, от людей, от дел, уставший до крайности от самого себя», отправился из Милана в Прагу, следуя троекратному приглашению Карла IV, но по дороге был задержан хозяйничавшими в Ломбардии отрядами наемников и повернул в Венецию, где и поселился.

В Венеции Петрарка был почётным гостем. В решении Большого совета Венеции от 4 сентября 1362 года, когда Республика приняла его план устроения публичной библиотеки, говорилось, что «на человеческой памяти не было в христианском мире философа или поэта, которого можно было сравнить с ним». В своём завещании Петрарка дарил все свои книги Венецианской республике с условием, что они станут основой публичной библиотеки, устроенной по его плану.

По словам самого Петрарки, его жизнь складывалась нелегко. О своей судьбе он говорил так: «Почти вся моя жизнь прошла в скитаниях. Я сравниваю свои блуждания с Одиссеевыми; будь блеск его имени и подвигов одинаковым, его странствия не оказались бы ни дольше, ни длиннее моих… мне легче пересчитать морской песок и небесные звезды, чем все препятствия, какие ставила завидующая моим трудам фортуна».

Петрарка как-то обмолвился: «Я хочу, чтобы смерть застала меня или молящимся, или пишущим». Так оно и случилось. Франческо Петрарка умер в Аркве в ночь на 19 июля 1374 года, не дожив до своего семидесятилетия лишь одного дня.

Все сочинения Петрарки были пропитаны необыкновенным романтизмом и гуманизмом, любовью к окружающему миру. Среди его самых известных сочинений: комедия «Филология», «Канцоньере», то есть книга стихов и песен, героическая поэма «Африка», «Лекарства от превратностей судьбы», сборники сонетов «На жизнь Лауры» и «На смерть Лауры», «Книга достопамятных вещей» и неоконченная поэма «Триумфы».

Франческо Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих европейских поколений. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание — пусть не всегда чёткое, но такое, которое стало как бы верховодящим в разуме и вдохновении для них.

Миланский театр Ла Скала

Всемирно известный театр «Ла Скала», расположенный в Милане, по праву считается мировым центром оперной культуры.

Здание театра построено в 1776—1778 годах на месте церкви «Санта Мария делла Скала», откуда театр и получил своё название «Ла Скала» — оперный театр в Милане. Любопытно, что при раскопке площадки для строительства театра была найдена большая мраморная глыба, на которой был изображен Пилад — знаменитый мим Древнего Рима. Это было воспринято как добрый знак. Здание театра, построенное архитектором Дж. Пьермарини, было одним из красивейших зданий в мире. Оно выдержано в строгом неоклассическом стиле и отличается безукоризненной акустикой.

Художественная отделка зрительного зала сочеталась с удобным расположением мест в нём и соответствовало всем строжайшим требованиям оптики. Здание театра равнялось 100 метрам в длину и 38 — в ширину. В середине фасада возвышался портал для въезда карет с дамами и их кавалерами. Зал имел форму подковы. В нём было пять ярусов лож и галерея. Лож было всего 194 (ещё и королевская ложа). В каждой ложе помещалось от 8 до 10 человек. Все ложи были связаны между собой коридором. За ним следовал второй ряд лож, в котором располагались столы для карточной игры и торговли напитками. Сцена театра была довольно невелика.

В партере первоначально не было кресел — их заменяли складные и передвижные стулья. Освещение было довольно скудным. В ложах зажигали свечи, а те, кто сидел в партере, не рисковали снимать своих шляп и прочих головных уборов, так как на них капал расплавленный воск. Отопления в театре не было. Но зал театра был чудесным — выполнен в белых, серебряных и золотых тонах. В этом чудесном зале происходило все — от балов до азартных игр и корриды. Здание театра стоило Милану около 1 миллиона тогдашних лир. Расходы распределили между собой 90 аристократов города. Здание театра не раз реставрировалось.

Во время Второй мировой войны оно было разрушено и восстановлено в первоначальном виде инженером Л. Секки. Театр «Ла Скала» вновь открыли в 1946 году. «Скала» (как называют театр итальянцы) открылась в августе 1778 года двумя операми, в том числе и специально написанной к этому случаю оперой А. Сальери «Признанная Европа». За ними последовали два балета. Миланцы быстро полюбили свой театр. И простой люд, и аристократы толпились у дверей театра, желая в него попасть. Но, конечно же, далеко не все стремились в театр, чтобы слушать оперу. Значительная часть публики проводила время в коридорах, выпивая и закусывая.

До конца XVIII века на сцене театра ставились также драматические спектакли. В них выступали популярные в то время труппы театра марионеток и драматические, но оперные сезоны, имевшие названия «карнавальные», «осенние», «весенние», «летние», сразу стали регулярными. В период «карнавального сезона» ставились оперы-сериа и балеты, в остальное время главным образом оперы-буффа. В конце XVIII — начале XIX столетий в репертуаре театра появились оперы итальянских композиторов П. Анфосси, П. Гульельми, Д. Чимарозы, Л. Керудини, Дж. Паизиелло, С. Майра. В 1812 году на сцене театра состоялась премьера оперы Дж. Россини «Пробный камень». Она положила начало так называемому россиниевскому периоду. Театр «Ла Скала» первым поставил его оперы «Аурельяно в Пальмире» (1813), «Турок в Италии» (1814), «Сорока-воровка» (1817) и др. Одновременно театр ставил широко известные оперы Россини. На его сцене впервые были поставлены оперы Дж. Мейербера «Маргарита Анжуйская» (1820), «Изгнанник из Гренады» (1822), а также наиболее значительные произведения Саверио Меркаданте.

Начиная с 30-х годов XIX века история «Ла Скала» связана с творчеством крупнейших композиторов Италии — Г. Доницетти, В. Беллини, Дж. Верди, Дж. Пуччини, произведения которых здесь были поставлены впервые: «Пират» (1827) и «Норма» (1831) Беллини, «Лукреция Борджиа» (1833), «Оберто» (1839), «Навуходоносор» (1842), «Отелло» (1887) и «Фальстаф» (1893) Верди, «Мадам Баттерфляй» (1904) и «Турандот» Пуччини. Верди, например, не слишком поначалу жаловал этот театр. В одном из своих писем он говорил графине Маффеи: «Сколько раз я слышал, как в Милане говорят: „Скала“ лучший театр на свете. В Неаполе: „Сан-Карло“ лучший театр на свете. В прошлом и в Венеции говорили, что „Фениче“ лучший театр на свете… А уж в Париже опера самая лучшая в двух, а то и в трёх мирах…» Великий композитор предпочел бы такой театр, «который не так хорош». Тем не менее в 1839 году Верди успешно дебютировал в «Скала». Но он был недоволен тем, как поставили его «Жанну д’Арк», считал постановку «позором», разорвал с театром контракт, хлопнул дверью и ушёл. Но все же этот театр — заветная цель музыкантов всего мира. Всегда. Во все времена. Место певца или дирижёра в «Ла Скала» — это всемогущая визитная карточка. С ней он будет всегда и везде принят. В этот театр также целенаправленно стремится и публика. Богатые туристы из Европы, Америки и Японии всегда требуют от турагентств возможности провести вечер в этом знаменитом театре.

Кинематограф

В итальянском кинематографе много режиссёров с мировым именем — Роберто Росселлини, Лукино Висконти, Микеланджело Антониони, Федерико Феллини, Пьер Паоло Пазолини, Франко Дзеффирелли, Серджо Леоне, Бернардо Бертолуччи, Джузеппе Торнаторе.

Мультипликация

В последние годы во всём мире[источник не указан 449 дней] завоёвывают популярность работы итальянских аниматоров — таких, например, как Петер Чои («Супер-герои» и др.), Маурицио Форестьери («Гладиаторы», «Магия футбола» и др.) и Орландо Корради (мультфильмы «Легенда о Зорро», «Багдадский вор» и др., мультсериалы «Чёрный пират», «Вирус атакует»).

См. также

Литература

1. Лев Любимов «Искусство Западной Европы», М., 1982 2. Большая Советская Энциклопедия 3. Мультимедийная энциклопедия «Leonardo da Vinci», © E.M.M.E. Interactive, 1996 4. Мультимедийная энциклопедия «Le Louvre. Palace & Paintings», © Montparnasse Multimedia, 1996 5. Мультимедийная энциклопедия «ART. История Искусств», © фирма “Омикрон”, 1996

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Культура Италии - Италия

Самым «итальянским» городом, более других отражающим характер и особенности итальянской культуры, принято считать Флоренцию. Она воспринимается как символ эпохи Возрождения, ее площади и дворцы украшают бессмертные творения Микеланджело, Джотто, Челлини. Во всемирно известных картинных галереях хранятся полотна лучших итальянских художников. С Флоренцией неразрывно связаны имена Данте и Боккаччо, в этом городе жили Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, здесь сформировался литературный итальянский язык, распространившийся впоследствии на всю Италию.

 

 

Много свидетельств прошедших веков можно найти в столице Италии. Окрестности вечного города хранят память о более древней, чем Древний Рим, цивилизации. В музеях можно увидеть археологические находки доримского периода, среди которых наиболее известные: Аполлон из Вей — шедевр этрусской скульптуры; Саркофаг новобрачных — скульптурная композиция с присутствием ионического влияния; Циста Фикорони — цилиндрический бронзовый сосуд для хранения туалетных принадлежностей, украшенный изящными статуэтками и гравировкой.

Многочисленные архитектурные памятники древнеримской цивилизации, к сожалению, не всегда хорошо сохранились. Но и то, что время позволяет увидеть, производит грандиозное впечатление. Это развалины римского Форума у основания холмов Палатин, Капитолий и Эсквилин, когда-то густо застроенного храмами, базиликами, зданиями торговых сделок и судебных процессов, триумфальными арками, фонтанами, колоннами, опоясанного священной дорогой Вия Сакра. Грандиозный Колизей — символ величия и мощи Рима — неплохо сохранился, хотя в средние века его использовали как общественную каменоломню. С ростом города и государства строились новые императорские форумы, — Цезаря, Траяна, Нервы, Августа, — которые постепенно становились центром общественной жизни Рима. Театр Марцелла, единственный сохранившийся древнеримский театр, вмещал 13 тыс. зрителей. Циркус Максимус (у холмов Авентино и Палантин), созданный для состязания колесниц и квадриг, был рассчитан на 200 тыс. зрителей. Грандиозный праздник, завершившийся имитацией сражения, устроил в нем Юлий Цезарь по случаю одной из важных военных побед. В тот день на поле сражались 1000 пехотинцев, 600 всадников и 40 слонов. «Храм всех богов», Пантеон мало пострадал от грабежей варваров, в нем расположена церковь.В Средние века, когда большинство зданий времен Римской империи пришло в упадок, строились культовые сооружения христианства, зачастую на древних руинах. В эпоху Ренессанса и в период расцвета стиля барокко появилось много богатых и грандиозных церквей. Тогда же была заложена основа архитектурного решения города — акцент на величие и пышность церковных сооружений; самые знаменитые из них: Санта Мария Маджиоре, Сан Джованни Ин Латерано, Сан Паоло Фьори Ле Мура.

Город связан с именами крупных европейских художников: Микеланджело и Рафаэля, Караваджо и Рубенса. Само возникновение римских музеев и их высокий художественный уровень определялся страстью к коллекционированию дворянских семей и меценатством пап, способствующих созданию музеев Ватикана и общественных Капитолийских музеев. Наиболее известны Национальная галерея древнего искусства, Галерея Боргезе, Национальный римский музей и др.

Неоценим вклад Италии в развитие мировой музыкальной культуры. В ХI веке итальянский монах Гвидо д'Ареццо создал нотное письмо и дал название семи нотам гармонии. Родиной оперы Италия стала в конце ХVI века. Здесь жили и творили Антонио Вивальди, Джамбатиста Перголези, Доменико Чимароза, Луиджи Боккерини. Всемирно известны итальянские оперные композиторы XIX века Джоаккино Россини, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти и Джузеппе Верди. Высокого уровня достигло вокальное искусство, наши современники восхищаются талантом Лучиано Паваротти.

 

 

 

Высокая художественная одаренность итальянцев нашла свое отражение в изобразительном искусстве и архитектуре. Провозвестником реализма, впервые воплотившим в картинах законы современной перспективы, был живописец, скульптор и архитектор Джотто ди Бондоне, творивший во Флоренции и Падуе. Титанами Возрождения называют гениальных во многих областях знания и искусства Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Италия также внесла неоценимый вклад в развитие астрономии и знаний о Земле. Продолжавший идеи Коперника, итальянец Джордано Бруно за свои представления был сожжен инквизицией на костре в Риме. Галилео Галилей заложил основы механики.

www.travel-with-sun.ru

Культура и традиции Италии

-

Итальянцам трудно дать однозначную и емкую характеристику – это экспрессивный и противоречивый народ. Культура Италии представляет собой сложную смесь с большого количества этнических традиций.

На протяжении многих тысяч лет территорию Италии заселяли разные народы которые оставили после себя удивительные традиции и культуру, другие прошли незаметно для истории Италии, но все племена и народности внесли свой вклад в формировании культуры и местного этноса и характерных черт итальянских жителей.

Религия Италии

Говоря о религии итальянских жителей, то следует запомнить, что итальянцы очень верующие люди. Почти 99% итальянцев исповедуют католическую веру. Все верующие должны платить папе «8% налог». Центр католицизма – это город-государство Ватикан, в котором находится резиденция Папы Римского, расположенный на холме «Монте-Ватикано».

Италия – это страна, в которой католическая церковь является очень сильной и это совсем не удивительно ведь с 1929 по 1976 год католицизм являлся главной государственной религией Италии. На данный момент церковь в Италии отделена от государства и регулирует все отношения с помощью специальных законов и соглашений. Конституция страны делит религии на несколько категорий: католическая религия, с которой государство Италии заключает Конкордат и некатолическая религия. Конституция страны устанавливает, что все граждане Италии равноправны без различия религий, а все религиозные исповедания равны перед законом, также он содержит отдельные положения о католической церкви и других церквях, в том что католическая церковь и государство суверенны и независимы в каждой их сфере, а отношения между ними регулируются Латеранским договором.

Религия в Италии воспринимается как нечто осязаемое и видимое, так как изображения всех святых, Мадонны и папы фигурируют также как и портреты мировых звезд футбола везде – в частных домах, общественных местах и персональных компьютерах обычных пользователей. Папа является единственным владыкой государства, и ввиду его большого статуса в Италии, его посещение разных городов вызывает намного больший интерес, чем посещение президента и премьер-министра страны. Папа считается единственной властью, которая может полностью заполнять огромные стадионы большим количеством людей и заставлять местные власти красить дома, чтобы различные непристойные надписи на них не смущали папу и других людей.

Официальный язык в стране – итальянский, которые разделяется на три основных группы диалектов – центральный, южный и северный. Но диалектных языках в наше время говорят только пожилые люди, а молодежь в основном разговаривает на официальном языке страны, в которых иногда смешиваются диалектные элементы.

В больших туристических центрах страны можно разговаривать по-английски или по-французски. Немецкий язык понимают люди, проживающие в предгорьях Альп и в северной Адриатике.

Праздники Италии

Все существующие праздники в Италии условно разделяются на две основных группы: гражданские и религиозные. Гражданские праздники разделяются на праздники, которые являются официальными выходными в государстве или нет.

Религиозные праздники могут приходиться на точную дату или же могут быть подвижными, также как Пасха, которая каждый год меняет дату празднеств.Основные государственные праздники страны:26 декабря – День Св. Стефана25 декабря – Рождество Христово8 декабря – Непорочное Зачатие Девы Марии1 ноября – празднование Всех Святых2 июня – День празднования Республики1 мая – Международный День Трудящих25 апреля - День Освобождения Италии6 января – Крещение1 января – Новый Год

С наступлением праздничных дней в Италии закрывают все государственные учреждения, магазины, банки, а транспорт ходит по специальному воскресному расписанию. Ежегодно празднуются в Италии карнавалы, которые привлекают большое количество туристов и собирают много людей, любителей ярких увеселительных зрелищ.

Во время проведения венецианского карнавала все улицы заполняют жонглеры, фокусники, клоуны, акробаты, мимы, заклинатели змей и шпагоголотатели. В палаццо устраивают маскарадные балы. Основными атрибутами каждого карнавала является черный широкий плащ и белая карнавальная маска в сочетании с треугольной шляпой и шелковой накидкой. Участники карнавала перевоплощаются в коломбин и пьеро, рыцарей, ангелов и демонов, амазонок, турков, мавров и звездочетов.

Каждый год в деревнях Италии отмечают день своих святых: в Милане – Амвросия, в Риме – Петра, в Турине – Иоанна.

В июле и августе месяце многие предприятия и фирмы закрываются на каникулы. На Новый Год и Рождество и тоже могут не работать.

Самые распространенные праздники имеют свои особенности, например, восьмого марта женщины дарят друг другу желтые мимозы, что принято считать гордостью своим высоким званием. Международный День Трудящих празднуется по-разному: одни участвуют в парадах, а другие проходят первое причастие. В День Всех Святых итальянцы посещают могилы своих родственников и оказывают почести умершим предкам. Следует заметить что многие могилы сделаны в несколько ярусов и людей хоронят почти друг на друга.

Традиции и обычаи Италии

Рождественские праздники жители Италии отмечают в домашнем кругу, а празднование Пасхи – со своими друзьями. Но с наступлением пасхального понедельника итальянцы устраивают семейный пикник со всеми своими родственниками. Даже если в этот день идет сильный дождь такой пикник все равно устраивают.

Во многих городах Италии проводят так называемую «sagra», чествование какого либо композитора, спортивное событие, неделю сбора урожая винограда, присуждение премии имени местного политика или поэта. Такое мероприятие может даже принимать национальный размах празднеств, например праздник pa lio» (скачки), которые ежегодно проводятся в городе Сиене, а иногда остаются на местном уровне, когда местное население может заниматься своим любимым занятием – вкусно поесть и выпить в кругу близких родственников и друзей.

Период начала отпусков у многих итальянцев приходится на август месяц, когда большие фирмы и предприятия закрываются, так как работать в такую сильную жару невозможно. Итальянцы большими семьями едут на отдых к морю или в горы. Жизнь людей, которые остаются в городах сильно осложняется, как раз в это время почти все магазины закрыты и иногда невозможно купить, даже самое необходимое.

Следует заметить, что в стране многие местные жители имеют особые привилегии. К примеру, многие люди живут в специальных привилегированных районах, и платят местные налоги в минимальном размере, а некоторые и вовсе от освобождены от их оплаты.

Те люди, которые имеет большую власть, например члены парламента, чиновники, начальники полиции ежемесячно получают самое высокое жалование. А также они имеют большое количество льгот и они даже не беспокоятся о билетах в театр или игры.

Итальянцы очень гостеприимные люди, их общительность проявляется в отношениях друг к другу, а также в том, как они проводят свой отдых и досуг. Их художественная одаренность нашла отражение в архитектуре и изобразительном искусстве.

Святое правило для каждого жителя Италии – это сиеста, то есть обед плавно переходящий в отдых, который длится с 13.00 до 16.00. В это жаркое время все магазины, банки и лавки закрываются, в это время даже не принято кому либо звонить, или назначать встречи.

Культура Италии

Культура Италии – это, прежде всего большое количество художников и их картин. В этой стране сосредоточено большое количество разных культурных ценностей. Известные мировые писатели начиная от Овида, Вергилия, Ливия, Хорака и Цицерона и заканчивая Петраркой и Данте, Васари, Мирондало, Фичино и Бокачо – все они были итальянцами и родились в этой благословенной земле. Современная итальянская литература появилась в 13-том столетии и развилась из латинского наследия, которые были написаны на разных диалектах страны, а также работ Петрарки, Данте и Боккаччо, которые писали на разных диалектах.

Культура страны отражается во всем: большие здания и дома, разной формы и размеров с огромными колоннами и арками выстроили разноцветными рядами вдоль улиц. Очень органично дополняют пейзаж города лестницы и декоративные окна в домах и многочисленные фонтаны, при это все это было выполнено в разных стилях.

Также как и в других странах мира, танцы являются одним из основных элементов культуры Италии. После того как появился итальянский танец тарантелла, он стал самым узнаваемым в фольклоре страны. Название танца переводится как «паук». Во время танца его исполнителя крутятся по часовой стрелке в кругу. Когда темп музыки становится намного быстрее, танцоры также быстро меняют направление и начинают вертеться против часовой стрелки.

Футбол в этой стране не просто любят. Почти для всех жителей Италии – это настоящая страсть. В этой стране почти в каждом крупном городе имеется местная футбольная команда, а самых известных и опытных игроков приравнивают к «национальным героям». По выходным многие футбольные забиты болельщиками до отказа.

Итальянская мода известна каждому человеку во всем мире. Среднестатистический житель Италии считает, что предметом личной гордости является ежедневно надевать одежду от известных дизайнеров, таких как Валентино, Гуччи, Версачи, Унгаро и Армани – модных итальянских Кутюрье, чьими вещами, обувью и аксессуарами заполнены многие бутики от Рима до Милана.

Улицы Италии заполнены людьми в одежде самых необычных фасонов, начиная с изделий известных дизайнеров с мировым именем и заканчивая яркими этническими костюмами и это разнообразие никого не смущает. В ресторанах и барах можно встретить людей во фраках, так и посетителей в кожаных «косухах» и в рваных джинсах, за рулем феррари или бугатти может сидеть элегантная дама едва прикрытая одеждой или из старого ФИАТа может запросто выйти пожилой мужчина в костюме от Версаче.

Культура Италии сильно влияет на мировую культуру. Современное кино сейчас бы не было таким если бы не известные итальянские актеры и режиссеры, такие как Марчелло Мастрояни, Джина Лолобриджида, Анна Магнани, Софии Лорен, продюсеры Фредерико Феллини, Лучино Висконти, Микеланджело Энтони, Роберто Росселлини и Бернардо Бертолуччи.

Поделиться:

Похожее

ekec.ru


Смотрите также