Национальный костюм Италии (фото). Национальная одежда италии


Национальный костюм итальянцев

В отличие от многих других европейских стран, выделить общий для Италии национальный костюм не просто сложно, а невозможно. Причиной тому стала длительная изоляция отдельных регионов друг от друга. Окончательное объединение произошло всего 150 лет назад, когда традиции уже были полностью сформированы. Более того, традиционная одежда меняется не только от региона к региону, а даже от деревни к деревне! Охватить такое множество в одной статье физически невозможно, поэтому остановимся на нескольких вариантах, наиболее характерных для южных регионов, прошедших через длительную изоляцию. Но сначала немного истории.

Одежда древних римлян

Основу своего гардероба римляне заимствовали у древних греков, но значительно разнообразили его. Как и все античные предметы, эти одеяния были достаточно просты и изготавливались преимущественно из шерсти. Любые швейные операции из-за их примитивности сводились к минимуму, а роль современных пуговиц и молний выполняли броши. Под верхней одеждой в то время уже носили подобие нижнего белья, представляющего полотно ткани, особым образом обмотанное вокруг бёдер. Предшественники трусов назывались сублигар, сублигакулум, кампестре, лициум и цинктус. Женщины под одеждой носили фасцию, поддерживающую грудь, либо поверх одежды строфиум, маммиларе или цингулум, предназначенные для этой же цели.

Основой повседневной одежды была туника. В ней на улицу выходили большинство римлян и их рабов. Мужская туника была длиной примерно по колено, а женская была, как правило, длиннее и достигала земли, а также часто имела рукава. В мужских туниках рукава появились лишь во II-III веках нашей эры. В зимнее время люди начинали утепляться, надевая поверх туники ещё одну, а то и две.

Туники изготавливались из отбеленного полотна, на которую некоторые категории граждан могли нанести фиолетовые полосы, обозначая свою принадлежность к группе. Яркую цветную тунику разрешалось надевать триумфатору в исключительных случаях.

Свободные граждане Рима были вольны носить тогу. Этого права не было у рабов и иностранцев. В более древние времена тогу носили на голое тело, а позже стали надевать поверх туники. По сути свое тога представляла большое полотно, накинутое таким образом, что одна рука поддерживала складку, а вторая оставалась свободной. В результате экспериментов историки пришли к выводу, что полотно вырезалось в форме полукруга около 3 метров в длину и не более 2 метров в ширину. Для удобства ношения в подол зашивали грузы, а чтобы складки лежали красиво, их направляли деревянными планками. Для бедняков тога была предметом непозволительной роскоши, а мальчики из богатых семей могли носить её уже с 16 лет.

В женских платьях ограничений по формам и цветам было гораздо меньше. Первоначально они также были исключительно белыми, но позже стали выкрашиваться практически в любой цвет. Простейший вид одежды – стола – разновидность длинной туники. Богатые римлянки носили укороченную столу, а под неё надевали простую длинную туники, чтобы подчеркнуть многослойность одежды, а значит, и достаток.

В качестве верхней одежды выступал рициниум, который вскоре был заменён паллой – разновидности плащей. Женскую одежду также изготавливали в основном из шерсти, реже – из шёлка.

Детей римляне одевали в простые подпоясанные туники. До вступления в возраст мужественности или до замужества ребёнок обязан был носить буллу – амулет-оберег.

Пальто и куртки древним римлянам заменяли многочисленные плащи. Богатые предпочитали носить паллиумы – роскошные мантии. Люди попроще укрывались полуармейским лацерной, а бедняки довольствовались простейшим паенулой.

В особые холода доставали тяжёлый плащ лаена (или дуплекс), похожий на солдатский сагум, и его укороченную версию – сагулум. Главнокомандующему по время назначения на пост даровался палудаментум. Разновидности плащей с капюшонами назывались кукуллус, бардокуллус, биррус и каракалла.

Римская обувь представляла собой множество видов кожаных сандалий, большинство из которых, как это ни странно, предназначалось для ношения внутри помещений.

 

Говоря об особенностях, начнем с того, что распространенная в средневековой Европе мода на кружева сыграла не последнюю роль в нарядах северных  итальянских красавиц.

http://mia-italia.com/sites/default/files/47b9cfd58b22.gif

http://mia-italia.com/sites/default/files/820dd4bbb28d.jpg

А находясь в непосредственной близости с Германией, Alto Adige лишь на свадьбе будет пестрить яркими оттенками, перьями, бляшками, лентами и вышивкой. В повседневной же жизни замужнюю женщину узнают по шляпе и темному пиджаку, незамужнюю - по белоснежному фартуку, вдове полагалось носить черный фартук.(Примечание: а вот мужчину-холостяка было видно издалека по «комплекту» из красного пиджака и зеленой шляпы с красными шнурами).

http://mia-italia.com/sites/default/files/b18749556ccc.jpg

Вот еще одно изображение, уже из Ломбардии:

http://mia-italia.com/sites/default/files/e686739e8468.jpg

Спустимся в зону Abruzzo. Отдаляясь от береговой линии вглубь материка, где традиции еще частично сумели сохраниться, попытаюсь описать мужской наряд(скорее всего пастуха).Наряду с синим или коричневым пиджаком, доходящего до середины бедра, жилеткой, чулками до колен, поясом-кушаком и шляпой с лентами и пряжками, особенностью считались "сiocie" (обувь, давшая название одной из центральных зон Италии-Ciociaria)-мягкая кожаная обувь с ремешками, которыми обвязывали ногу до колен, предварительно одев толстые белые шерстяные гольфы. Женским же прическам можно было только позавидовать...

http://mia-italia.com/sites/default/files/7adc93656514.jpg

Более четкое представление об одежде в фольклорном стиле вырисовывается на юге Италии. Но даже в той же Калабрии http://www.calabriaplus.it/home.asp?go=costumi нельзя не отметить влияние греческой моды (первые колонии датируются 8в. до н.э., а 4-9 в.н.э. - появлением здесь греческих монахов). Особый колорит этой земле придают албанцы, прибывшие сюда в 15-18вв.из Константинополя, захваченного турками.70%населения свободно общаются на албанском языке.

Сардиния

Ни один из итальянских регионов не может похвастаться таким разнообразием национальных костюмов, как Сардиния. Свой вариант традиционной одежды есть практически в каждом (даже самом маленьком) населённом пункте. Жители с гордостью хранят старинные костюмы, которые создавали ещё их прадеды и прабабки под чутким руководством своих предков. Существуют костюмы для торжественных случаев, повседневной носки и исполнения ритуалов. Конечно, в наше время уже почти никто не надевает каждый день традиционные одежды, за исключением нескольких стариков, которых можно отыскать в каждой деревеньке.

На Сардинии можно выделить три основных фестиваля, наиболее широко представляющих многообразие национальных костюмов: фестиваль святого Эфизио (1 мая, Кальяри), «Кавальката Сарда» (третье воскресенье мая, Сассари) и День Спасителя (последнее воскресенье августа, Нуоро). Например, в костюмированном шествии фестиваля святого Эфизио, покровителя Сардинии, принимают участие не менее 5 тысяч человек.

Внимательный взгляд без труда определит различия между костюмами жителей центральных горных районов прибрежных частей острова. Видна разница и между одеждой богатых женщин и крестьянок: состоятельные островитянки носили тёмно-красные платья, а ткани бедняцких нарядов чаще оставались серыми, неокрашенными. Социальное положение определяли также по пуговицам: богачи носили исключительно золотую фурнитуру, средний класс – серебряную, бедняцкое сословие – из доступных металлов. Руки богатой дамы могли украшать до семи роскошных колец, тогда как крестьянки никогда не носили более трёх. То же самое касалось и других украшений.

Костюм бедной женщины часто был у неё единственным, поэтому использовался для работы и отличался практичностью, например, оснащался большими карманами. Светские дамы больше были озабочены вопросом элегантности и тем, как наряд подчёркивает красоту лица и фигуры.

Важнейший элемент женского наряда – шарф или платок, покрывающий голову и плечи. Часто он является результатом многолетнего труда и древнего искусства традиционной вышивки и изготавливается из тканей, окрашенных натуральными растительными красителями.

Женская белая рубаха (камиза) всегда украшалась вышивкой и кружевом, особенно в тех частях, которые были видны из-под верхней одежды. Зона декольте – излюбленное место для украшения изысканными элементами и драгоценностями.

Верхняя рубашка (палас) одевалась поверх нижней и изготавливалась из более плотных, ярких тканей. Основное её функциональное назначение заключалось в подчёркивании (или формировании) изящных форм. Зачастую её заменяла длинная лента, особым образом обвязанная под грудью.

Жакет (циппоне) одевался поверх обеих рубашек и представлял собой куртку из тонкой ткани, максимальная длина которой могла быть чуть ниже пояса юбки, но чаще заканчивалась уже под грудью. Рукава кроились так, чтобы не скрывать от посторонних глаз нижних рубашек, т.е. были либо длинными и широкими, либо узкими, но короткими.

Юбка (туника, фардетта) – самая заметная и интересная в плане оформления часть костюма. Юбка обязательно должна быть длинной. Её украшают лентами и цветной вышивкой. На задней части ткань может быть сформирована в складки, но впереди обязательно должна оставаться гладкой. Передняя поверхность юбки часто покрывается фартуком (франда), который может носить как практическое, так и чисто декоративное значение, от которого зависят длина, форма и тип ткани.

Состав традиционного наряда, в зависимости от случая, в честь которого он надевался, мог быть достаточно сложным. Иногда женщине приходилось надевать до пяти платков и семи юбок одновременно.

Старинные женские наряды на Сардинии кроились с открытым декольте, подчёркивая женственную красоту своих обладательниц. Но в середине XIX века священники-иезуиты посчитали показ женской груди подстрекательством к греху и обязали население к ношению парапетто – накидки, скрывающей глубокий вырез. Однако человеческая хитрость оказалась сильнее, и изобретённая мастерицами накидка, покачиваясь при ходьбе, сдвигалась в сторону, позволяя любоваться грудью ничуть не хуже, чем раньше.

Мужчинам превратить рабочую одежду в праздничную было гораздо проще, достаточно добавить вельветовый воротник, шляпу и ботинки.

Традиционный мужской головной убор (берритта) кроился из чёрной или красной шерстяной ткани. Размеры могли быть разными, при большой длине ткань откидывалась назад либо складывалась, чтобы оставаться впереди.

Рубашку (бентоне) шили из простой белой ткани и иногда украшали несложной вышивкой. Поверх рубашки одевали жакет (зиппоне) из тонкой благородной ткани. Часто этот элемент не имел рукавов и больше напоминал жилет. Жакет обязательно украшался богатой вышивкой, по крайней мере, его передняя сторона.

Обязательная деталь гардероба – просторные белые брюки (карцонес). Длина штанин может быть разной, но в любом случае они заправляются в чёрные, коричневые или тёмно-серые гетры.

Рагас – не вполне обычная деталь мужской одежды. Этот чёрный прямоугольный кусок ткани оборачивали вокруг талии поверх брюк.

Верхнюю одежду (каппоттину) составляли различные пальто и куртки, вид которых зависел от профессии и благосостояния своего владельца. Их шили из чёрной или коричневой шерстяной ткани. Среди пастухов особенно популярным была маструкка – овчинный жилет. Именно её с античных времён считали типичной одеждой жителя Сардинии.

 

Если говорить образно о «стандарте» более или менее распространенном на острове, то это одежда из синей ткани с красной декоративной отделкой (на символическом уровне - цвет моря и кораллов).Верхняя часть застегивается на особые пуговицы, прозванные в народе «глазами Санта Лючии». А подол юбки в складку расшит цветочными мотивами (розы, гортензии и цикламинии).В украшениях доминируют кораллы и филиграни - «кружево» из серебра.

http://mia-italia.com/sites/default/files/ea4c69054da3.jpg

А теперь поговорим о самом главном, о том, из-за чего возникла идея этих «поисков» - Cavalcata-праздничное вторжение в г.Sassari , прекрасная витрина традиций, магическая игра расцветок, шествие в сердце чудес региона. Каждый город Сардинии различается живописным стилем моды и покроя, богатством орнамента и строгой простотой линий. Тысячи людей участвуют в «показе моды» в конном кортеже, создавая атмосферу праздника. Чем особенное костюм в деталях, тем ярче он раскрывает принадлежность к той или иной зоне, чаще находящихся вдали друг от друга лишь в паре км. Вот такая пестрая эта Италия..

http://mia-italia.com/sites/default/files/65a230e0cd4d.jpg

http://mia-italia.com/sites/default/files/a45495f8235e.jpg

Калабрия

Калабрийский костюм многое почерпнул у греческих и римских одежд и он так же разнообразен, меняясь от провинции к провинции. Обобщённый женский наряд состоит из длинной белой нательной рубахи, шёлковой юбки, шали, натянутой на специальный каркас, передника и жакета.

Юбка более пышная и менее длинная, чем на Сардинии. В волосы вплетались ленты, цвет которых зависел от семейного положения женщины. Длинный шарф того же цвета оборачивался вокруг талии. Головной убор, жакет и юбка шились из тёмных тканей, к тому же, традиции требовали, чтобы нижняя белая рубашка была видна на предплечьях, плечах и груди. Для защиты от зимних холодов использовали фаццулеттуну – большую шерстяную шаль с длинной бахромой.

Мужской костюм гораздо практичнее. Обычно он состоит из светлых или чёрных облегающих брюк, рубашки, куртки, и плаща. Плащ чаще всего шили из чёрной или красной ткани. Роль шляпы мог выполнять небольшой белый или чёрный колпак, а грудь украшалась галстуком. Традиционной мужской обувью служили кожаные полуботинки.

Лигурия

Как и в большинстве других регионов, основу женского костюма в Лигурии составляют белая блуза и длинная юбка. Поверх юбки носили фартук, форма, цвет и длина которого могли быть какими угодно. Голова должна была быть обязательно покрыта вуалью, шляпкой или платком. Женские туфли очень часто украшались небольшими бантами в передней части.

Мужчины носили на голове традиционный полотняный колпак или шляпу, похожую на английский котелок. Костюм состоял из белой рубашки, тёмного жилета, тёмных коротких брюк, заправленных в белые гетры.

Фриули-Венеция-Джулия

Женщины этого региона традиционно носили длинную белую нательную рубашку и длинное яркое однотонное платье без рукавов. Поверх платья в будни повязывали простой коричневый фартук, который в праздники заменялся расшитым передником. Голову покрывали платком, окаймлённым цветами.

Мужчины носили простую белую рубаху, жилет и узкие короткие брюки, завязанные лентой чуть ниже колена. Состоятельные горожане могли позволить длинную куртку и кожаные ботинки, а бедняки довольствовались короткой курткой и деревянными сабо. Голову покрывали шерстяной шляпой с круглыми полями, а на шею повязывали яркий платок.

Как видно, при всём разнообразии региональных костюмов, не сложно проследить их общие черты. Почти везде женским нательным бельём служила короткая или длинная белая рубашка. Обязательный атрибут – длинная юбка, и почти всегда её сопровождал передник. Верхнюю часть туловища заключали в жакет, обычно плотно обтягивающий тела, в некоторых областях это фактически корсет. Голова была покрыта, чаще всего платком. Различия составляются из деталей, цветов и вариантов оформления.

Мужчины также повсеместно носили белую нательную рубаху, поверх которой одевали жилет или жакет с длинными рукавами. Длина штанов могла отличаться, но чаще они были довольно узкими. Короткие штаны дополнялись гетрами. Роль верхней одежды играли куртки разных фасонов.

Источник: "Италия по-русски"

s30556663155.mirtesen.ru

НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ИТАЛИЯ. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РЕГИОНА АБРУЦЦО.)

Справка: Абруццо (итал. Abruzzo), до 1963 года название - Абруцци (итал. Abruzzi) - область в Италии, расположенная в средней части Апеннинского полуострова на побережье Адриатического моря примерно в 100 км к востоку от Рима. Две трети территории занято горами, самые высокие из которых - Корно-Гранде (Corno Grande, 2914 м) и Монте-Амаро (Monte Amaro, 2795 м). Столица Абруццо — город Л'Аквила, наиболее известным и значимым городом региона является Пескара, расположенная на берегу Адриатического моря. Область Абруццо делится на 4 провинции: Кьети, Л’Аквила, Пескара и Терамо. В регионе широко развит туризм, сельское хозяйство и виноделие.

Народный костюм в регионе сохраняется практически нетронутым в течение долгого времени, как идентифицированный знак принадлежности к социальному классу или этнической группе, для удержания древних традиций и культурной самобытности. Историки пишут, что Абруццо, больше других регионов Италии, стремится сохранить древние традиции и обычаи.

Charles Holme (British) Peasant costume from Aquila, Abruzzo (Костюмы крестьян из Л’Аквила, Абруццо). 1913 г.

Artista sconosciuto Donna del Lago di Fucine, Abruzzi and Molise, Italy (Женщина с озера Фучине, Абруцци и Молизе, Италия).

Например, в Пескокостанцо (Pescocostanzo) до сих пор производят кружева, которыми женщины украшают белые платки и фартуки. В городе существует муниципальная Школа кружева на коклюшках, которая пытается возрождать древние традиции.

Emma Сalderini (Italian, 1899-1975) Merlettaia di Pescocostanzo (Кружевница из Пескокостанцо).

Женский народный костюм Абруццо состоит из трех основных частей: пышная юбка (итал. gonna) черного или красного цвета из тяжелой ткани, окаймленная золотым шитьем, фартук (итал. grembiule) из белого льна с кружевными аппликациями и лиф (итал. bustino) в обтяжку, как правило, из черного бархата, украшенный цветными лентами на рукавах.

Типичный женский народный костюм для региона Абруццо

Любопытная деталь, белый фартук, который невеста носит в день свадьбы, она передает свекрови, когда переступает порог своего нового дома.Под лифом надета белая рубашка с кружевами и ручной вышивкой, напоминающая по фасону ренессансную женскую одежду. Пышные рукава с разноцветными лентами, завязанными на лифе, также продолжают обычаи Абруццо. Дело в том, что ленты изменяются в зависимости от семейного положения женщины. Замужние женщины носят желтые, подруги невесты – красные, а незамужние девушки – тоже красные, но в количестве пяти штук.

В женском народном костюме области Абруццо очень своеобразен головной убор, состоящий из двух частей - большого белого покрывала (платка) и надевающейся поверх него небольшой квадратной или круглой шапочки-тюрбана, на которую удобно ставить характерные абруццские сосуды для воды. Эта шапочка украшена вставками ткани, из которой, как правило, шьется юбка.Впрочем, в Абруццо и соседнем регионе Молизе носят, как головные уборы, и традиционные платки «фаззолетто» (итал. fazzoletto), позаимствованные в центральной области Лацио. Платки эти традиционно белого цвета, украшенные кружевами или другими цветными тканями. Платки эти обычно накрахмалены и для поддержания формы с обработанными краями.

Среди ювелирных украшений использовались золотые цепочки, называемые «cannatore», возможно, позаимствованные в Ломбардии, филигранные подвески «la presentosa» в форме звезды и двух переплетенных сердец в середине, которые олицетворяют всех влюбленных, а также болтающиеся серьги «le sciacquajje» в форме гондолы. В региональных костюмах Абруццо на Адриатическом побережье видно влияние балканских (особенно албанских) традиций, это заметно в декоративных мотивах, в украшении юбок бахромой, как это принято, например, в костюме соседнего региона Молизе, украшении костюмов кистями и оборками на восточный манер, а также использование плиссировки на задней части костюма.

Народный женский костюм региона Абруццо можно рассмотреть и на примере традиционного костюма жительниц городка Сканно (итал. Scanno), который подчиняется административному центру Л’Акуила. Старинный живописный городок Сканно, исторические корни которого уходят во времена Римской империи, находится около высокогорного одноименного озера. В городке проживает чуть больше 2 тысяч человек. Костюм, который носили женщины Сканно, сохранил немало символов прошлых веков. Например, головные уборы очень похожи на те, которые носили еще в пятнадцатом веке, но они претерпели существенные изменения еще в XIX веке.

Charles Holme (British) A costume of Scanno Widow, Abruzzo (Костюм вдовы из Сканно, Абруццо). 1913 г.

Женский головной убор формировался здесь на основе платка, который назывался в Сканно не общепринятым словом «фаззолетто», а позаимствованным из неаполитанского диалекта словом «маккатуро» (итал. maccaturo). Это был платок из шерстяной ткани различных цветов квадратной формы, который сгибали поперек и обвязывали вокруг головы так, чтобы от узла, сделанного позади шеи, оставались два «хвоста», спадавшие на плечи.Иногда платки были треугольными из ткани белого цвета (например, хлопка - в зависимости от сезона). Такие платки назывались «страпиццо» (итал. strapìzzo) и завязывались вокруг головы, чтобы поддерживать «косы», которые делались на затылке из веревок и шнуров в форме «корзинки». Несомненной особенностью костюма в Сканно были головные уборы, называемые «каппеллитто» (итал. cappellìtto) или «куммодине» (итал. cummodine).

Каппеллитто является своего рода тюрбаном, который даже сегодня носят по праздникам вместо платка «маккатуро». До сих пор самыми красивыми и красочными считаются свадебные «каппелитто», потому что они украшаются шелковыми и блестящими шнурками ярких цветов, сам тюрбан делается из голубого или цветного шелка, а по периметру помещается полоса алого шелка, расшитая золотом.

Юбка в костюме, которую называют «касакка» (итал. casàcca) шилась из темно-зеленой ткани ткань с большими складками сзади и по бокам и гладкой впереди. По большому счету, это был кусок ткани, сшитый в форме платья без рукавов. Впереди юбка застегивалась тремя медными крючками, которые назывались «граппе» (итал. grappe), а четвертый крючок обеспечивал плотность прилегания с левой стороны. Длина юбки достигала лодыжек, она состояла из большого количества полос ткани, сшитых между собой и имевших ширину от 11 до 15 метров. Поэтому вес юбки иногда достигал около 10 кг. Внутри юбка по кругу оторачивалась алой лентой высотой 7-8 см. На правой стороне юбки нашит большой и широкий карман, который называется «скарселла» (итал. scarsèlla) и переводится в значении «мешочек». Поверх юбки носили большой фартук из хлопка разных цветов, который достигал двух метров в ширину. Его завязывали вокруг талии лентой так, чтобы создавались многочисленные складки юбки, видные со спины. Фартук имел два боковых отверстия (итал. carafòcce): одно справа, чтобы можно было сунуть руку в карман, а второе – слева, для того, чтобы можно было сложить обе руки под фартуком.

Emma Сalderini (Italian, 1899-1975) Donna di Scanno (Женщина из Сканно).

В костюм входил также трикотажный жилет с длинными рукавами, узкими манжетами и «V»-образным вырезом. Украшением жилета служили плиссированные плечи. Жилеты, как и мужские куртки, шили из черной ткани. Впереди они закрывали грудь почти до шеи, по вороту пришивались тонкие кружева, которые называли «la scolla».

Мужской народный костюм Абруццо более простой. Среди мужских народных костюмов региона более всего известны костюмы пастухов, поскольку традиции сумели более сохраниться именно в горных районах, удаленных от береговой линии в глуби материка.

Типичный мужской народный костюм для региона Абруццо

Наряду с короткой, доходящей до середины бедра, курткой (итал. corta) без пуговиц и кнопок, шились из черной ткани или бархата брюки-бриджи (итал. pantaloni al ginocchio). Костюм дополняли рубашка (итал. camicia) с вышитым воротником и жилет (итал. panciotto), а также белые носки (итал. calzettoni) до колен, пояс-кушак и шляпа с лентами и пряжками.

Emma Сalderini (Italian, 1899-1975) Pastore Abruzzese (Пастух из Абруццо).

Профессор Чинкарелли в диссертации, посвященной народным костюмам, так описывает наряды мужчин из Сканно, которые подтверждают всё, описанное выше: «Костюм шился из шерстяной ткани черного цвета. Он состоял из плотной двубортной куртки (итал. giacca), выкроенной по прямой линии, с карманами, расположенными слегка в наклон. Жилет «каммичиола» (итал. cammiciola) был также двубортным с многочисленными пуговицами-кнопками в два ряда и четырьмя накладными карманами – по два с каждой стороны. Фланелевые рубашки шились обычно местными мастерицами. Узкие брюки (итал. pantaloni) поддерживались кожаным ремнем, называемым «чиунтрине» (итал. ciuntrine), практически на бедрах. Длина брюк была чуть ниже колена. Шляпы были, в основном, жесткими по плотности и плоскими по форме, с горизонтальными полями среднего размера. Обувь была низкой (в том смысле, что не носились сапоги или ботинки)».

Чиоки из Абруццо

Отдельно нужно сказать об обуви Абруццо, которая называется «чиоки» (итал. сiocie). Это вид обуви, давший название одной из центральных зон Италии – Ciociaria, представляет собой мягкие кожаные тапочки с ремешками, которыми обвязывали ногу до колен, предварительно одев толстые белые шерстяные гольфы. Эту обувь носили мужчины и женщины особенно во время различных праздников, или когда выезжали на ярмарки.

И еще несколько рисунков итальянского художника, сценографа и дизайнера Эммы Кальдерини, специализировавшейся на истории одежды. Художница создала серию рисунков "Итальянский народный костюм", которая стала основой для ее книги о региональных народных костюмах, опубликованную в 1934 году. Ниже представлены, в основном, народные костюмы городов, входящих в провинцию Л’Акуила региона Абруццо.

Emma Calderini (Italian, 1899-1975) Contadina di Castel di Sangro (Крестьянка из Кастель-ди-Сангро).Кастель-ди-Сангро - коммуна в Италии, подчиняется административному центру Л’Акуила.

Emma Calderini (Italian, 1899-1975) Popolana di Gioia dei Marsi.Джойя-деи-Марси - коммуна в Италии, располагается в провинции Л’Акуила.

Emma Calderini (Italian, 1899-1975) Donna di Canzano (Женщина из Канзано).Канзано или Кансано (итал. Cansano) - коммуна в Италии, также в провинции Л’Акуила.

Emma Calderini (Italian, 1899-1975) Costume festivo di Mascioni (Праздничный костюм из Машиони).Машиони - коммуна в провинции Л’Акуила.

Emma Calderini (Italian, 1899-1975) Costume festivo di Orsogna (Праздничный костюм из Орсоньи).Орсонья (итал. Orsogna) - коммуна в Италии, расположена в регионе Абруццо, подчиняется административному центру Кьети.

В материале использованы переводы итальянской Википедии, статей Бруно Кондолео (1) и Джорджо Морелли (2).

Стиль Арлекино GIF

parashutov.livejournal.com

НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ИТАЛИЯ. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РЕГИОНА АПУЛИЯ.)

Справка:Апулия (от др.-греч. Ἀπουλία; итал. Puglia) - юго-восточная область Италии. Чтобы было понятней, это практически «каблук» так называемого «сапога», с формой которого привыкли ассоциировать территорию Италии. Например, мыс Отранто в Саленто находится примерно в 80 км от берегов Албании, он считается самой восточной точкой страны. Апулия омывается Адриатическим и Ионическим морями. Апулия, названная в честь племени апулов, всегда славилась хорошими лугами, плодородными землями и шерстяными изделиями. Апулы также издревле считались традиционными производителями хлеба в Древнем Риме. Административно регион Апулия делится на 6 провинций: Бари, Барлетта-Андрия-Трани, Бриндизи, Фоджа, Лечче и Таранто. Но, кроме этого, регион делится на историко-географические области, не совпадающие с границами провинций. Их тоже шесть: Саленто, Гаргано, Терра-ди-Бари, Тавольере-делла-Апулия, Арко-Иконико-Тарантино и Субаппенино-Дауно. Крупными городами Апулии считаются Аветрана, Бари, Лечче, Таранто и Фоджа.

Напомню, что в Италии, как и во многих странах, в каждой области, провинции, а порой и в деревне была своя одежда, отличавшаяся деталями, расцветкой или формой. Кроме того, костюмы различались по социальному положению и статусу, делясь на повседневные и праздничные, а также свадебные, костюмы крестьянина и горожанина, девушки или замужней женщины. Объединяет национальную одежду итальянцев то, что вся она яркая и колоритная.

Audot Costumi di Puglia. 1836 г.

Francesco Wenzel (Italian, active 1820–1860) Costumi della Provincia (Bari). 1845 г.

Историки пишут, что в некоторых горных районах Апулии, также, как и на Сицилии, и в области Лацио, народные костюмы до сих являются повседневной одеждой, но чаще всего, конечно, нарядами на праздники.

Emma Calderini (Italian, 1899-1975) Abito festivo di S.Nicandro Garganico (Платье праздничное из Санто Никандро, Гарганико).

Конечно, повторюсь, у всех итальянских народных костюмов есть общие черты. В женский костюм входит рубаха, по крою похожая на тунику, обычно с широкими рукавами, которые присобирались на плечах и запястьях, и широкая длинная юбка-плисе или в складку, цвет которой выбирался произвольно, в зависимости от предпочтений хозяйки. Самый знаменитый элемент костюма – корсаж, плотно облегающий фигуру. Он имел плечи или лямки, часто к нему пришивали или привязывали лентами рукава. Длина лифа – до талии, выше или ниже ее. Плотная шнуровка на спине подчеркивала талию и грудь.Также важным элементом женской одежды являлся фартук ярких расцветок, полностью закрывающий перед юбки. Головные уборы в Апулии традиционны для многих районов – платок «фаззолетто» и большие накидки. Но чаще всего женщины ходили с непокрытой головой, украшая волосы цветами и лентами.

Emma Calderini (Italian, 1899-1975) Sposa di Monte S.Angelo, Gargano (Невеста из Монте-Сан-Анджело, Гаргано).

Emma Calderini (Italian, 1899-1975) Donna maritata di Monte S. Angelo, Gargano (Замужняя женщина из Монте-Сан-Анджело, Гаргано).

Мужской костюм апулейца состоял из коротких штанов-бриджей, которые стягивались цветным шнурком ниже колен или застегивались на пуговицу. Рубашка обычно белая, со вшитыми рукавами, украшенная вышивкой. Сверху надевалась короткая куртка или безрукавка. Головные уборы были двух типов: шляпа и мешкообразный берет, который чаще всего был в форме фригийского колпака.

Emma Calderini (Italian, 1899-1975) Contadino di Monte S.Angelo (Gargano) in abito da sposa (Фермер из Монте Сан-Анджело (Гаргано) в свадебном наряде).

Фригийский колпак - конусообразный головной убор с верхушкой откинутой вперед, он известен с глубокой древности. Такие шапки носили фригийцы, скифы и другие жители Малой Азии и Причерноморья. Символом свободы в революционной Франции в XVIII веке колпак стал, благодаря древнеримскому герою Спартаку. Именно он во время восстания рабов на древке укрепил фригийский колпак, сделав, таким образом, знамя. Кроме этого, в Древнем Риме такую шапку носили рабы, ожидавшие скорого освобождения. Фригийский колпак, кстати, изображён на гербах Аргентины, Сальвадора, Кубы, Никарагуа, Боливии и Колумбии. Кстати, колпак мог быть не обязательно красного "революционного" цвета.

Jacques-Louis David (French, 1748-1825) The Loves of Paris and Helen (detail). 1788 г. Museum Louvre, ParisФригийские колпаки (фото)

Обувь крестьяне в Апулии изготавливали сами, чаще всего это были деревянные туфли или мягкие сандалии из недубленой кожи.

Emma Calderini (Italian, 1899-1975) Carrettiere di Foggia in abito festivo (Извозчик из Фоджи в праздничном костюме).

Я облазил уйму итальянских сайтов в надежде найти описания народных костюмов регионов Апулии и их различий друг от друга. Но в результате нашел лишь небольшое описание костюмов Саленто. Саленто – это историко-географическая область в регионе Апулия, самый кончик итальянского «каблука». Не надо путать с городом Саленто в итальянском регионе Кампания!

В Саленто костюм мужчин состоял из куртки и жилета, отороченных по краю черной лентой, коротких брюк и красочных чулок. На голове мужчины носили чаще всего фригийский колпак в форме конуса, край которого был склонен к правому уху. Цвет костюма традиционно был синим, а шился он из шерсти или хлопка, в зависимости от сезона.

Emma Calderini (Italian, 1899-1975) Colono dei Dintorni di Legge (Поселенец из округи Лечче).

Женщины в Саленто носили длинные платья с узким поясом, на котором висел мешочек из ткани, выполняющий функцию дамской сумочки и кошелька. Юбка со множеством крупных складок собиралась на поясе и пришивалась к лифу, поэтому и складывалось впечатление, что это единое платье. На головах женщины носили платки, более темные для пожилых людей и яркие для молодежи. Но чаще всего волосы делились на прямой пробор и собирались сзади в пучок.

Emma Calderini (Italian, 1899-1975) Giovine contadina di S. Giovanni Rotondo (Молодая крестьянка из Сан-Джованни-Ротондо)

Источник – Википедия, сайты 1, 2.

Стиль Арлекино GIF

parashutov.livejournal.com

Национальный костюм Италии (фото)

Национальная одежда — это важный способ самоидентификации народа. В ней отражаются особенности мышления и характера так же, как и в языке. По развитию костюма можно проследить изменения в культурной и политической жизни народа, узнать, какие эстетические принципы ценились той или иной национальностью. Кроме того, они изобилуют всевозможными украшениями, и их просто приятно и интересно изучать. Национальный костюм Италии имеет одну особенность. Какую — узнайте из этой статьи!Национальный костюм Италии

Разъединённое королевство

На самом деле главной особенностью национального костюма Италии является то, что его попросту не существует. Постоянная смена различных племён, завоёвывавших итальянские земли, не дали ему окончательно оформиться.

В разные времена здесь господствовали этруски, финикийцы, греки, франки, готы, и все они вносили свои коррективы в повседневную одежду итальянцев. Не говоря уже о том, что до середины 19 века Италия, как и Германия, была разъединена на множество королевств, республик и земель, что тоже не способствовало выработке единого облика одежды.

Так же как и диалект, национальный костюм Италии в каждой провинции был свой. И по сей день три приграничных области пользуются особым статусом с преобладанием иностранного языка — французского, немецкого и словенского.Костюм Италии, фото

Общие особенности

Конечно, существуют некоторые черты, которые характерны для всех разновидностей итальянского наряда. Прежде всего, это яркость и многообразие красок. В этом нет ничего удивительного — под щедрыми лучами тёплого солнца распускались цветы не только на плодородной почве, но и на юбках итальянских красавиц.

Безмятежное голубое небо, мягкий климат, искрящееся море постепенно оттачивали характер жителей полуострова, подарив миру один из самых жизнерадостных народов. Всё это впитал в себя и национальный костюм Италии. Фото девушек в калабрийских традиционных одеждах заряжают энергией не хуже, чем безудержно радостное итальянское пение.

Во всех костюмах большое значение уделялось украшениям. Это также было обязательным элементом итальянской одежды. Замужние женщины должны были носить шляпу и чёрный пиджак, незамужние — белоснежный передник, а вдовы — чёрный. Мужчина-холостяк мог щеголять по улицам в красном пиджаке и зелёной шляпе с красными шнурами.

Главное - в деталях

Рассматривая костюм Италии, фото которого можно увидеть в публикациях, посвящённых истории национальной одежды, можно заметить, что почти все отличия концентрируются в области аксессуаров. Состав же одежды везде примерно одинаков: женщины носили длинную юбку с передником, корсет и белую вышитую рубаху. Голову покрывал платок. Мужчины поверх белой рубашки надевали жакет или жилет с длинными рукавами. Штаны чаще всего были узкими и заправлялись в гетры.Национальный костюм Италии, фото

Национальный гардероб итальянских женщин состоял из длинной юбки в складку или сборку, рубашки (часто вышитой) с широкими рукавами и корсажа. Дополняли этот наряд передник, шейный и головной платки. Все эти элементы можно встретить во всех провинциях и землях, отличаться же могли длина юбки, цветовые решения, вышивка, наличие или отсутствие кружев.

К примеру, в северных землях в эпоху Средневековья кружева были весьма популярны, украшая наряды красавиц, следящих за модой. В землях, граничащих с Германией, повседневная одежда была скорее сдержанной и скупой в деталях. Зато на свадьбе позволялось всё: костюмы украшались лентами, бляшками, перьями и вышивкой.Народный костюм Италии, фото, женский

Костюмы южных земель: Сардиния

Наиболее разнообразен национальный костюм Италии южных провинций. Богатые дамы Сардинии, например, носили платья из ярких тканей, преимущественно красного цвета, украшали себя множеством колец — иногда их могло быть до семи штук.

Женщины из бедных слоёв населения никогда не носили больше трёх колец, да и платья у них были практичных серых оттенков, со множеством карманов для удобства выполнения хозяйственных работ. Отличия были заметны и по фурнитуре: пуговицы богатых дам были исключительно золотые, средний класс мог себе позволить серебряные, а бедняки делали их из простых металлов.

Самой важной деталью женского гардероба считался шарф или платок, покрывающий плечи. Часто он был результатом многолетнего труда искусных вышивальщиц и представлял собой настоящее произведение искусства: тонкое кружево, дорогие ткани, окрашенные только натуральными красителями. В зависимости от случая, по которому надевался тот или иной наряд, состав его мог быть иногда очень сложным: до нескольких платков и юбок одновременно.

И по сей день национальные костюмы шьются вручную из самых дорогих тканей. Его стоимость может доходить до 10 тысяч евро.

Национальный костюм Италии в Калабрии многое взял от римских и греческих одеяний. Юбки женщин были короче и пышнее, в косы вплетались ленты, длинный шарф оборачивался вокруг талии. В мужской гардероб добавлялась ещё одна деталь — плащ. Чаще всего его шили из чёрной или красной ткани.Народный костюм Италии для мужчин

Мужской итальянский костюм

Народный костюм Италии для мужчин был несколько проще, чем женский — по крайней мере, им не приходилось надевать на себя по несколько пар штанов. Но и в нём были свои изюминки. Обычно он состоял из штанов чуть ниже колена, белой рубашки с несложной вышивкой и куртки или безрукавки. Традиционный головной убор — беррита — шился из чёрной или красной шерсти.

Брюки могли быть разной длины, но обязательно заправлялись в гетры. Одним из обязательных элементов был рагас — кусок ткани, который оборачивался вокруг талии поверх брюк. Передняя часть куртки обычно украшалась богатой вышивкой.

На Сардинии мужской костюм мог включать в себя до десяти предметов. Вместо шапочки мужчины носили своеобразный колпак, который свешивался набок либо собирался в складочки сзади, напоминая собой берет.Костюм Италии для детей

Национальный костюм сегодня

В нынешнее время национальную одежду на итальянцах можно встретить разве что только на католических или народных празднествах. Эта нация очень чтит свои традиции и с удовольствием использует каждую возможность напомнить себе и миру о своей красочной истории. Взрослые и дети надевают национальные одежды и выходят на улицы. Особенно любят такие праздники маленькие модники, ведь костюм Италии для детей ничем не отличается от «взрослых» версий. Разве что размерами.Дети с удовольствием принимают участие в народных гулянияхКостюм Италии, фото которого вы найдёте в этой статье, имеет множество вариаций. Все их охватить просто невозможно, так как каждый регион, даже каждая деревня, имели свои отличительные особенности в манере одеваться. Недаром Италия стала родиной высокой моды.

загрузка...

fjord12.ru

Национальный костюм Италии (фото)

Национальная одежда — это важный способ самоидентификации народа. В ней отражаются особенности мышления и характера так же, как и в языке. По развитию костюма можно проследить изменения в культурной и политической жизни народа, узнать, какие эстетические принципы ценились той или иной национальностью. Кроме того, они изобилуют всевозможными украшениями, и их просто приятно и интересно изучать. Национальный костюм Италии имеет одну особенность. Какую — узнайте из этой статьи!Национальный костюм Италии

Разъединённое королевство

На самом деле главной особенностью национального костюма Италии является то, что его попросту не существует. Постоянная смена различных племён, завоёвывавших итальянские земли, не дали ему окончательно оформиться.

В разные времена здесь господствовали этруски, финикийцы, греки, франки, готы, и все они вносили свои коррективы в повседневную одежду итальянцев. Не говоря уже о том, что до середины 19 века Италия, как и Германия, была разъединена на множество королевств, республик и земель, что тоже не способствовало выработке единого облика одежды.

Так же как и диалект, национальный костюм Италии в каждой провинции был свой. И по сей день три приграничных области пользуются особым статусом с преобладанием иностранного языка — французского, немецкого и словенского.Костюм Италии, фото

Общие особенности

Конечно, существуют некоторые черты, которые характерны для всех разновидностей итальянского наряда. Прежде всего, это яркость и многообразие красок. В этом нет ничего удивительного — под щедрыми лучами тёплого солнца распускались цветы не только на плодородной почве, но и на юбках итальянских красавиц.

Безмятежное голубое небо, мягкий климат, искрящееся море постепенно оттачивали характер жителей полуострова, подарив миру один из самых жизнерадостных народов. Всё это впитал в себя и национальный костюм Италии. Фото девушек в калабрийских традиционных одеждах заряжают энергией не хуже, чем безудержно радостное итальянское пение.

Во всех костюмах большое значение уделялось украшениям. Это также было обязательным элементом итальянской одежды. Замужние женщины должны были носить шляпу и чёрный пиджак, незамужние — белоснежный передник, а вдовы — чёрный. Мужчина-холостяк мог щеголять по улицам в красном пиджаке и зелёной шляпе с красными шнурами.

Главное - в деталях

Рассматривая костюм Италии, фото которого можно увидеть в публикациях, посвящённых истории национальной одежды, можно заметить, что почти все отличия концентрируются в области аксессуаров. Состав же одежды везде примерно одинаков: женщины носили длинную юбку с передником, корсет и белую вышитую рубаху. Голову покрывал платок. Мужчины поверх белой рубашки надевали жакет или жилет с длинными рукавами. Штаны чаще всего были узкими и заправлялись в гетры.Национальный костюм Италии, фото

Национальный гардероб итальянских женщин состоял из длинной юбки в складку или сборку, рубашки (часто вышитой) с широкими рукавами и корсажа. Дополняли этот наряд передник, шейный и головной платки. Все эти элементы можно встретить во всех провинциях и землях, отличаться же могли длина юбки, цветовые решения, вышивка, наличие или отсутствие кружев.

К примеру, в северных землях в эпоху Средневековья кружева были весьма популярны, украшая наряды красавиц, следящих за модой. В землях, граничащих с Германией, повседневная одежда была скорее сдержанной и скупой в деталях. Зато на свадьбе позволялось всё: костюмы украшались лентами, бляшками, перьями и вышивкой.Народный костюм Италии, фото, женский

Костюмы южных земель: Сардиния

Наиболее разнообразен национальный костюм Италии южных провинций. Богатые дамы Сардинии, например, носили платья из ярких тканей, преимущественно красного цвета, украшали себя множеством колец — иногда их могло быть до семи штук.

Женщины из бедных слоёв населения никогда не носили больше трёх колец, да и платья у них были практичных серых оттенков, со множеством карманов для удобства выполнения хозяйственных работ. Отличия были заметны и по фурнитуре: пуговицы богатых дам были исключительно золотые, средний класс мог себе позволить серебряные, а бедняки делали их из простых металлов.

Самой важной деталью женского гардероба считался шарф или платок, покрывающий плечи. Часто он был результатом многолетнего труда искусных вышивальщиц и представлял собой настоящее произведение искусства: тонкое кружево, дорогие ткани, окрашенные только натуральными красителями. В зависимости от случая, по которому надевался тот или иной наряд, состав его мог быть иногда очень сложным: до нескольких платков и юбок одновременно.

И по сей день национальные костюмы шьются вручную из самых дорогих тканей. Его стоимость может доходить до 10 тысяч евро.

Национальный костюм Италии в Калабрии многое взял от римских и греческих одеяний. Юбки женщин были короче и пышнее, в косы вплетались ленты, длинный шарф оборачивался вокруг талии. В мужской гардероб добавлялась ещё одна деталь — плащ. Чаще всего его шили из чёрной или красной ткани.Народный костюм Италии для мужчин

Мужской итальянский костюм

Народный костюм Италии для мужчин был несколько проще, чем женский — по крайней мере, им не приходилось надевать на себя по несколько пар штанов. Но и в нём были свои изюминки. Обычно он состоял из штанов чуть ниже колена, белой рубашки с несложной вышивкой и куртки или безрукавки. Традиционный головной убор — беррита — шился из чёрной или красной шерсти.

Брюки могли быть разной длины, но обязательно заправлялись в гетры. Одним из обязательных элементов был рагас — кусок ткани, который оборачивался вокруг талии поверх брюк. Передняя часть куртки обычно украшалась богатой вышивкой.

На Сардинии мужской костюм мог включать в себя до десяти предметов. Вместо шапочки мужчины носили своеобразный колпак, который свешивался набок либо собирался в складочки сзади, напоминая собой берет.Костюм Италии для детей

Национальный костюм сегодня

В нынешнее время национальную одежду на итальянцах можно встретить разве что только на католических или народных празднествах. Эта нация очень чтит свои традиции и с удовольствием использует каждую возможность напомнить себе и миру о своей красочной истории. Взрослые и дети надевают национальные одежды и выходят на улицы. Особенно любят такие праздники маленькие модники, ведь костюм Италии для детей ничем не отличается от «взрослых» версий. Разве что размерами.Дети с удовольствием принимают участие в народных гулянияхКостюм Италии, фото которого вы найдёте в этой статье, имеет множество вариаций. Все их охватить просто невозможно, так как каждый регион, даже каждая деревня, имели свои отличительные особенности в манере одеваться. Недаром Италия стала родиной высокой моды.

загрузка...

worldfb.ru


Смотрите также