Российский Институт Стратегических Исследований. Перспективы развития италии


4. Прогнозы развития экономики Италии. Современные тенденции развития экономики Италии и прогнозы её развития

Похожие главы из других работ:

Анализ внутренних проблем и противоречий Европейского валютного союза

2.3 Пути преодоления противоречий и устранения негативных факторов. Современное состояние и прогнозы развития Европейского валютного союза

Для детального анализа экономического будущего стран Еврозоны необходимо рассмотреть те факторы, которые окажут влияние на состояние экономики стран Европейского валютного союза в средне и долгосрочной перспективе...

Внешнеэкономическая деятельность Италии

1. Внешнеэкономическая политика Италии

Внешнеэкономическая политика Италии на современном этапе в основных ее составляющих определяется участием страны в Европейском Союзе. Более того, по существу внешнеэкономическая и торговая политика Италии -- это политика Евросоюза...

Внешнеэкономическая деятельность Италии

2. Товарооборот Италии

По данным Национального института статистики Италии (ISTAT), совокупный товарооборот Италии за 5 лет с 2008 года до 2012 года вырос на 3,3% с 743,1 млрд. евро до 768,5 млрд. евро. Совокупный товарооборот Италии за 2008-2012 гг...

Глобализация мировой экономики

2. Выявить влияние глобализации мировой экономики на выбор стратегии развития экономики России.

3. Раскрыть основные направления дальнейшего развития мировой экономики: предложить пути решения глобальных проблем мировой экономики, изучить перспективы экономического развития РФ...

Глобализация мировой экономики

2. Влияние глобализации мировой экономики на выбор стратегии развития экономики России

...

Изучение промышленно-развитых стран в мировом хозяйстве

2.2 Перспективы и прогнозы развития экономики промышленно-развитых стран

Согласно прогнозам Мирового банка, динамика развития экономики в промышленно-развитых странах в 2015 г. будет 2,71. По мнению экономистов Всемирного банка, темпы роста экономики в промышленно-развитых странах в ближайшие годы будут снижаться...

Конъюнктурный обзор мирового рынка железной руды

5. Прогнозы развития мирового рынка железной руды

Восстановление мировой металлургии в 2010 г продолжится, средние темпы развития по сравнению со 2-м полугодием 2009 г продемонстрируют некоторый рост, однако выход на докризисные показатели более вероятен к 2012 г...

Международные экономические отношения в Италии

1. Общая характеристика Италии

Италия относится к группе индустриально развитых стран, являясь членом «большой восьмерки». Население страны (67%) проживает в городах, а также в селениях и на хуторах. Больше половины больших городов находится на севере...

Место и проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве

Глава 3. Перспективы и прогнозы развития экономики развивающихся стран

Согласно докладу ОЭСР Доклад Организации экономического сотрудничества и развития // Экономические перспективы. - 2006., опережающие индикаторы развивающихся стран указывают на то, что экономические перспективы Бразилии и России ухудшаются...

Особенности мирового рынка золота

4. Прогнозы развития ситуации на рынке золота на 2012 год

Итак, на примере реальной ценовой динамики за длительный период времени можно увидеть, что вслед за резким ростом цены золота следовал двадцатилетний период ее плавного снижения...

Прогнозы Международного валютного фонда по росту мировой экономики

4. Прогнозы Международного валютного фонда по росту мировой экономики

валютный фонд экономика бюджет Международный валютный фонд понизил свои прогнозы по росту российской экономики и показателям бюджета. Если в июле 2012 года Международный валютный фонд предполагал, что рост экономики в 2013 году составит 3,9 %...

Развитие внешнеэкономических связей России и азиатских стран в рамках туристско-рекреационного комплекса

2.1 Оценка состояния развития внешнеэкономических связей России и стран АСЕАН: структура, тенденции и прогнозы развития

Большинство стран Азии предпочитают развивать туристскую отрасль, а не экспортировать такую продукцию, как рис, потому как туризм позволяет эффективно и быстро призывать имеющийся потенциал...

Современные тенденции развития экономики Турции и прогнозы ее развития

3. Прогнозы развития экономики Турции

К 100-летней годовщине Турецкой Республики был создан план дальнейшего развития экономики страны, который называется "Vision 2023". Стоит отметить, что в этом документе поставлены очень серьезные и амбициозные задачи. Согласно плану к 2023 г...

Экономика Соединенных Штатов Америки

3.2 Прогнозы развития экономики США

По оценкам аналитиков, в ближайшие месяцы производители будут наращивать объемы выпуска продукции на фоне глобального увеличения спроса. С ростом ВВП в эксплуатацию уже вернулись около четверти производственных мощностей...

Экономика Японии в системе мирового хозяйства

5. Оценка состояния японской экономики и перспектив ее развития, тенденции в сфере государственного регулирования экономики

Итоги социально-экономического развития Японии. Основные макроэкономические тенденции. Экономический рост в Японии до сих пор поддерживался значительными объемами внутренних инвестиций, источником для которых служили доходы от экспорта...

mo.bobrodobro.ru

Развитие европейского долгового кризиса: перспективы Италии

П.В. Захаров, старший научный сотрудник отдела международных экономических  исследований,кандидат исторических наук

 

 

В ходе состоявшихся в ноябре 2011 г. аукционов по продаже гособлигаций, Италия была вынуждена впервые с момента вступления в еврозону предложить покупателям более 7%. На аукционе 29 ноября по размещению 3–хлетних облигаций ставка составила 7,89% (в октябре – менее 5%), а по 10-летним облигациям 7,56% (в октябре 6%). Напомним, что Греция, Португалия и Ирландия сочли уровень в 7% недопустимым и обратились за финансовой помощью к ЕС и МВФ.  

 Как известно, итальянский госдолг настолько велик (около 1,9 трлн евро), что ни ЕС, ни МВФ не в состоянии предоставить сумму, необходимую для поддержания стабильности государственных финансов Италии хотя бы на среднесрочную перспективу (около 3 лет), как это было в случае с Грецией. Вместе с тем, превышение порога в 7% доходности гособлигаций вовсе не означает немедленного дефолта Италии по своим финансовым обязательствам. На ближайшую перспективу страна остается финансово состоятельной и способна обслуживать свои долги. Однако уже в конце 2012 – начале 2013 года постепенно начнет сказываться дополнительная нагрузка на бюджет, по мере того как прежние финансовые обязательства будут пролонгированы на новых, более обременительных условиях (rollover).  

Согласно данным, которые приводит агентство Bloomberg (на 22 ноября 2011 г.), Италия должна выплатить кредиторам в 2012 году 361 млрд евро, из которых 54 млрд – это проценты. В 2013 году предстоит выплата 204 млрд евро, из которых почти 50 млрд – проценты. При этом необходимо подчеркнуть, что речь идет об обслуживании имеющихся на данный момент долговых обязательств (1,9 трлн евро).   

Однако общая сумма выплат в 2013 еще возрастет за счет новых краткосрочных заимствований (на 3-6-12 мес.), которые итальянское правительство будет вынуждено делать на протяжении оставшегося периода 2011 и 2012 года, чтобы рефинансировать облигации, срок которых подошел к концу. Тем самым, итальянскому правительству придется выплатить или рефинансировать приблизительно 600 млрд евро на протяжении ближайших 2 лет.  

Госдолг Италии в настоящее время является третьим в мире после США и Японии (в номинальных цифрах) и первым в Европе, опережая даже экономического лидера ЕС – Германию с ее 1,6 трлн евро. Итальянский суверенный долг стал активно расти с 2008 г., когда начался мировой финансовый кризис. Тогда заметно увеличился дефицит госбюджета и платежного баланса страны. Со 103% ВВП в 2007 году (низший показатель с начала этого века) долг поднялся до 116% в 2009 г. и 119% в 2010 г.  

 Согласно осеннему прогнозу Еврокомиссии, в 2011 и 2012 гг. долг составит более 120% ВВП (по данным Moody`s, итальянский долг достигнет этой планки уже в конце 2011 г.) По мнению ЕК, дальнейший рост должен приостановиться за счет принятых итальянским правительством мер бюджетной экономии. Однако, как мы неоднократно видели по ходу развития кризиса суверенных долгов, прогнозы европейских властей оказывались чрезмерно оптимистичными. В 2010 г. доходы бюджета Италии составили 45,8% ВВП, а расходы – 50,4%, что соответствует примерно 696 млрд и 770 млрд евро. Тем самым дефицит бюджета равнялся 4,6% ВВП или примерно 70 млрд евро. Согласно предварительным данным Еврокомиссии на 2011-й год он остался практически на том же уровне – 4% ВВП.  

Угрожающее положение на финансовых рынках и опасения инвесторов по поводу растущего госдолга Италии вынудили правительство страны последовательно принять 3 плана бюджетной консолидации. Однако все они в совокупности не дотягивают до необходимой цифры в 70 млрд, позволяющей сделать бюджет бездефицитным.  

Первый план бюджетной консолидации, утвержденный летом 2011 г. предусматривал экономию 70 млрд евро в течение 3 лет. Второй пакет, принятый осенью, предполагает экономию 60 млрд евро в течение 2 лет (2012 и 2013). В итоге власти намеревались достичь «почти» сбалансированного бюджета в 2013 году.  

 Однако данные расчеты основывались на чрезмерно благоприятных предпосылках. Во-первых, в осеннем плане заложены весьма радужные прогнозы роста ВВП – 1,3% в 2012 и 1,5% в 2013 г., при том, что в 4 квартале 2011 г Еврокомиссия и ОЭСР констатировали начало рецессии (прогноз ЕК на 2012 г. – рост на 0,1%, 2013 – на 0,7%; прогноз ОЭСР – падение на 0,5% в 2012 г. и рост на 0,5% в 2013 г.). Во-вторых, недооценивалось серьезное ухудшение рыночной ситуации и общий кризис доверия к европейским финансам (результат неуклюжей политики ЕС по борьбе с греческим кризисом на протяжении последних двух лет), выразившийся в частности в бегстве капиталов из периферийной Европы, выходу инвесторов из долговых обязательств проблемных стран, оттоку вкладчиков из банков.    

 С середины 2011 г. в Италии был отмечен нулевой экономический рост, в 4-м квартале Еврокомиссия прогнозирует начало рецессии, которая, продлится большую часть 2012 г. В свете этого принятые властями Италии меры следует считать «слишком малыми и слишком запоздалыми» (too little, too late), что стало уже своего рода дурной традицией в ЕС.  

 16 ноября в Италии пришло к власти новое правительство во главе с Марио Монти. Данное правительство носит надпартийный, «технический» характер, и власти ЕС надеются на то, что оно сможет реализовать непопулярные меры бюджетной экономии. Первый шаг в этом направлении был сделан новым премьером 4 декабря 2011 г., когда он объявил свой (третий по счету за этот год) пакет мер. Он предполагает сокращение расходов и увеличение некоторых налогов на сумму в 20 млрд евро в год и плюс к этому меры экономического стимулирования (расходы бюджета) на 10 млрд. По мнению правительства, данный план позволит выполнить цель выхода на бездефицитный бюджет в 2013 г, несмотря на прогнозируемую в 2012 г. рецессию в 0,4-0,5% ВВП.  

 

Но для реализации этой и других программ (которые наверняка еще будут) правительство М.Монти еще должно заручиться поддержкой партийного парламента, который может не устоять перед протестными настроениями, если меры экономии покажутся слишком болезненными для населения. В этом случае правительство падет, не выполнив своей задачи.   

Рейтинговые агентства Moody`s и S&P в ноябре и начале декабря заявили о снижении рейтингов ряда европейских стран и банков и признали возможным сценарий с многочисленными дефолтами в странах Еврозоны. 

Италия без особых проблем сможет обслуживать свои обязательства еще как минимум год-два. По подсчетам экспертов, которые приводит Reuters, ноябрьский уровень процентных выплат обременит итальянский бюджет дополнительно лишь на 13 млрд евро в 2012 году.  Но в долгосрочной перспективе (3 и более лет), если не произойдет серьезных изменений к лучшему, положение страны выглядит бесперспективным, поскольку общий объем долга будет неуклонно расти.  

 

Но в настоящее время Италия целенаправленно движется по той же траектории, что и Греция, с запозданием примерно в 2 года. Исправить ситуацию могли бы 2 фактора – существенное снижение стоимости заимствований на открытом рынке (хотя, конечно же, это еще не означает решение всех долговых проблем страны) или же бурный рост ВВП (6-7%, по оценке некоторых экспертов), который позволил бы «перерасти» нынешний колоссальный госдолг. Первый вариант в ближайшей перспективе выглядит маловероятным. На второй вообще рассчитывать не приходится, поскольку Италия – европейская страна с уже развитой экономикой и стареющим населением, обремененная значительными долговыми и социальными обязательствами. Между 2001 и 2010 г. итальянская экономика по показателю роста ВВП заняла третье место с конца во всем мире, обогнав лишь Гаити и Зимбабве.  

Пока положение Италии облегчает тот факт, что значительная часть ее государственного долга номинирована в более долгосрочных бумагах, чем у Греции. По расчетам Economist и Moody`s, средний срок погашения итальянского долга составляет примерно 7 лет. Хотя не исключено, что эта цифра несколько завышена с учетом того, что в 2012-1013 гг. предстоит выплатить почти треть долга (600 млрд евро). Также в пользу Италии тот фактор, что более 50% всех гособлигаций находится на руках у внутренних инвесторов, которые менее подвержены панике, чем иностранные.   

Тем не менее, уже в 2013 году Италия может встать перед серьезной дилеммой – продолжать обслуживать подорожавший внешний долг и при этом заметно сократить социальные расходы или же сохранить социальные расходы, но при этом пойти на реструктуризацию долгов (дефолт). Последнее впрочем, все равно не гарантирует от сокращения расходов, поскольку следствием дефолта наверняка будет тяжелый финансовый и экономический кризис в Италии.   

Если ситуация не изменится к лучшему в течение 2 лет, итальянские власти, скорее всего, будут вынуждены под давлением внутриполитических обстоятельств выбрать «греческий» вариант, предусматривающий «добровольно-принудительную» реструктуризацию и списание (haircut) части долга перед частными инвесторами. На наш взгляд, реструктуризация итальянского долга в том или ином виде практически неизбежна.   

Однако любой вариант списания долга чреват колоссальными опасностями. У Греции имелась поддержка в лице кредитов ЕС и МВФ, освобождающая ее от необходимости занимать на открытом рынке. У Италии подобной поддержки пока нет, а если и будет – то в недостаточном объеме. Поэтому любая итальянская реструктуризация (даже «добровольная») чревата риском срыва в неуправляемый дефолт. Инвесторы уже научены горьким опытом на примере греческих облигаций, поэтому при объявлении об угрозе списания части итальянского долга может начаться массовый обвал, в ходе которого доходность по итальянским бумагам поднимется до греческого уровня (20% и более). Это будет означать финансовый крах Италии.   

В ситуации, когда традиционные средства решения долговой проблемы не работают (Италия даже не может прибегнуть к девальвации валюты), единственным реальным выходом стало бы капитальное урезание расходов госбюджета (на 7-10% ВВП от уровня 2010 года) и достижение заметного профицита (не первичного, как предполагает правительство, а абсолютного) уже в 2012 г. – как бы болезненно это не сказалось на психике населения и перспективах дальнейшей динамики ВВП. Только радикальное снижение фискальных расходов позволило бы начать расплачиваться с долгами за счет собственных средств и убедило бы инвесторов в серьезности намерений государства по решению долговой проблемы. Увеличить доходы бюджета будет трудно в свете того, что Италия, как и другие социально ориентированные страны Европы, уже забирает из экономики очень значительную долю ВВП (почти 46% в 2010 г).   

Что касается помощи ЕC, пока на нее не стоит особенно рассчитывать. Все ранее принятые меры Евросоюзом по борьбе с кризисом в еврозоне не увенчались успехом. Лечение долговой проблемы путем наращивание новых долгов показало себя бесперспективным методом. Скупка Европейским центробанком части гособлигаций проблемных стран с рынка пока является явно недостаточной, а мощи Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) слишком мало.   

Последние шаги министров еврозоны от 30 ноября, предполагающие усиление роли МВФ (в том числе путем увеличения его капитала или заключения двусторонних соглашений со странами-кредиторами), а также дальнейшее наращивание финансового потенциала ЕФФС (запланирован 1 трлн евро, но едва ли эта цель будет достигнута) также являются своего рода полумерой, мало добавляющей к предыдущим шагам. В случае предельного накачивания средствами данных институтов они, действительно, смогли бы оказать финансовую поддержку Италии на среднесрочную перспективу  – в размере 0,6-1 трлн евро.   

Однако все эти проекты привлечения средств являются нереалистичными, поскольку отсутствуют инвесторы, готовые их предоставить. Частные инвесторы неохотно покупают бумаги ЕФФС, по причине общего кризиса доверия к европейским бумагам. А переговоры с потенциальными странами-кредиторами (Китаем, Россией и др.) упираются в необходимость серьезных уступок со стороны Европы, в частности, по вопросам перераспределения акционерных квот в МВФ или корректировки «Третьего энергопакета», на что европейцы пока не желают идти (еще один пример негибкости европейской антикризисной  стратегии). В нынешней ситуации инвесторы рисковать подобными колоссальными суммами не будут.   

В долгосрочной перспективе идея о спасении Италии при помощи средств МВФ и ЕФФС крайне вредна. По сути, это будет означать повторение греческого сценария, подразумевающего «покупку времени» и отсрочку дефолта (притом, что Греция все равно вынуждена пойти на радикальную реструктуризацию долга, подразумевающую списание 50% суммы долга, снижение процентных выплат и пролонгацию оставшейся части обязательств). В конце ноября МВФ заявил, что не ведет переговоры с Италией – у него попросту нет достаточных средств для спасения данной страны. Фонд располагает всего $390 млрд. Что касается ЕФФС, его реальные располагаемые средства не превышают 100 млрд евро, к тому же дальнейшее повышение обязательств фонда грозит обрушить кредитные рейтинги пока еще относительно благополучных стран вроде Франции.   

Выдвинутая рядом периферийных стран и поддержанная Еврокомиссией идея о введении единых бондов еврозоны («евробондов») также чревата негативными последствиями. Тем самым ответственность перекладывается с проблемных стран на всех – в том числе тех, кто проводил адекватную фискальную политику. Сами проблемные страны рассматривают евробонды лишь как шанс избежать болезненного сокращения  социальных расходов. В итоге Европу может ожидать худшее повторение безответственного перераспределения ресурсов от экономически эффективных игроков к финансовым «паразитам», что мы наблюдали в период существования социалистической модели в странах СЭВ, и последующее неизбежное крушение всей системы.   

Что касается идея о введении внешнего управления в странах, утративших финансовую стабильность – она полезна. Как показала практика, самостоятельно национальные правительства не в силах предпринять меры, достаточные для того, чтоб обуздать долговой кризис. Здесь следует действовать на опережение, сокращая расходы с достаточным запасом, чтобы добиться профицита бюджета даже в условиях сокращения ВВП. Как показала практика Греции, подобное сокращение обязательно наступает в ситуации снижения госрасходов (на которых в значительной мере и держится экономика периферийных стран). Однако над национальными правительствами довлеет слишком много обязательств перед электоратом, из-за чего принимаемых мер оказывается «слишком мало и слишком поздно». Правительства, пошедшие на сокращения расходов (в Греции, Ирландии и Португалии) неизменно отправлялись в отставку, теряя поддержку населения в ходе следующих выборов.  Поэтому здесь необходимо внешнее управление.   

Второе, что следовало бы сделать – разрешить ЕЦБ в крупных масштабах скупать гособлигации проблемных стран. Как показал пример США, проводивших «количественное смягчение» (Quantitative easing), в условиях экономического спада данная мера не приводит к серьезному разгону инфляции. Но в Европе до сих пор препятствием к реализации данной меры является близорукая позиция Германии, опасающейся девальвации и снижения уровня жизни населения. Эта страна отказалась разрешить даже относительно более безобидное предоставление кредитной линии со стороны ЕЦБ в отношении ЕФФС, что позволило бы внести по крайней мере временное успокоение на рынки (хотя и не решило бы проблему суверенного долга в целом).  

Третье, что можно порекомендовать – более активные действия ЕФФС по скупке обязательств проблемных стран, гарантированию новых выпусков гособлигаций и поддержке системообразующих банков. Но здесь надо отметить, что самих по себе ресурсов ЕФФС явно недостаточно для купирования столь мощного долгового кризиса. По нему ударил общий кризис доверия инвесторов к еврозоне – облигации Фонда с трудом находят покупателей.   

Стоит признать, что надежды на реализацию мер, способных действительно положить конец кризису суверенных долгов пока немного, тем более что до сих пор власти ЕС действовали слабо и с большим запозданием. Лидер еврозоны Германия упорно цепляется за юридические формулировки, запрещающие поддержку отдельных стран со стороны центральных органов ЕС, хотя по факту эти нормы давно утратили актуальность и нарушаются сплошь и рядом. Принятые меры можно было бы легализовать задним числом, как это делали многие страны, включая Россию. 

riss.ru

Современные тенденции развития экономики Италии и прогнозы её развития

Современные тенденции развития экономики Италии и прогнозы её развития

Москва, 2014

Оглавление

Введение

. Экономика Италии и ее место в мировой экономике

. Современные экономические проблемы Италии

. Проблема «Север - Юг» и региональное развитие Италии

. Прогнозы развития экономики Италии

Заключение

Библиография

Введение

Сегодня Италия - это высокоразвитая индустриальная держава, если анализировать экономику её северной части. Южная часть страны как раз соответствует названию, которое ей придумали древние греки - «страна телят», поскольку в этой части преобладает сельскохозяйственный сектор с очень высоким уровнем безработицы. Тем не менее, по доходам на душу населения Италия близка Франции и Англии - 34 714 долл. США. В стране проживает 59, 83 млн. чел., а ее совокупный ВВП равен 2, 072 млрд. долл. При этом для страны характерен низкий уровень инфляции - 3%.

Мировой кризис, начавшийся в 2008 г., втянул Италию в долгосрочную рецессию, которая обернулась рекордным ростом безработицы, общим спадом деловой активности и производства. Страна значительно увеличила свой внешний долг (до 838 млн. евро).

После неспокойного 2011 года Италия обрела некое подобие финансовой стабильности, когда к власти пришло правительство во главе с премьер-министром Марио Монти. Правительство быстро и эффективно осуществило серию экономических реформ. Эти реформы вместе с покупкой Европейским Центробанком государственных облигаций временно вывели Италию из эпицентра европейского кризиса.

С 22 февраля 2014 года премьер-министром является Маттео Ренци, лидер Демократической Партии Италии. Его правительство занимается реализацией проекта, который направлен на экономический рост и развитие конкуренции. В прессе он получил название «Разблокируй Италию» (Sblocca Italia). На уровне взаимодействия Италии и Евросоюза Итальянское правительство настаивает на необходимости отхода от продвигаемой Германией политики строгой экономии в пользу стимулирования экономического роста и реиндустриализации Европы. В целом, итальянская экономика отстает от своих европейских партнеров.

На данный момент многие экономические, социальные и политические проблемы Италии далеки от разрешения. Медленный экономический рост, большой государственный долг, региональная дифференциация, безработица, масштабные уклонения от уплаты налогов и упорно сохраняющаяся незаконная деятельность - все эти проблемы тормозят экономическое развитие одной из передовых экономик ЕС и мира в целом. Также они затрудняют выход экономики Италии из состояния кризиса, в котором она до сих пор пребывает.

Я считаю, что данная тема является очень актуальной, так как, на мой взгляд, от состояния экономики в Италии зависят и позиции Евросоюза в целом на мировом рынке, ведь Италия является неотъемлемой его частью.

Целью данной работы является анализ современных тенденций развития и проблем экономики Италии, а также прогнозов её развития в ближайшем будущем. В рамках достижения этой цели я выделяю следующие задачи:

·составить систему показателей для оценки экономики Италии;

·проанализировать ключевые показатели экономики Италии;

·дать оценку экомики Италии в мировом хозяйстве;

·определить современные проблемы экономики страны;

·составить экономический прогноз.

Структура работы соответствует цели и задачам исследования и содержит введение, 4 параграфа, заключение и список литературы.

1. Экономика Италии и ее место в мировой экономике

Италия - индустриально развитая страна, член ОЭСР, ЕС, «большой семерки», ВТО, активно участвует в мирохозяйственных связях.

Развитие экономики Италии тесным образом связано с внешним фактором. Нехватка природных ресурсов явилась решающим фактором выбора пути экономических преобразований: экспортировать, чтобы выжить. Это определило место Италии в международном разделении труда.

Более 70% потребляемых в Италии минеральных ресурсов и свыше 84% энергоносителей импортируется. Как уже было отмечено выше, Лидирующие позиции занимает машиностроение (сельскохозяйственная техника, металлообрабатывающее (четвертое место в мире по объему выпуска и третье место - по его экспорту), деревообрабатывающее, электробытовое, упаковочное оборудование (на экспорт идет 80%), а также оборудование для пищевой промышленности). Прочные позиции на мировом рынке занимает продукция химического, металлургического, текстильного (70% - экспорт) и электротехнического производств.

Внешнеторговый баланс Италии на протяжении последних десяти лет имеет положительное сальдо. Среднегодовой объем экспорта товаров на 2013 год составляет 515 - 520 млрд долл., импорта - 475 - 480 млрд долл. В товарной структуре экспорта на продукцию обрабатывающей промышленности приходится 97,2%, в том числе на долю машиностроения - 40,8%, текстильную и швейную продукцию - 10,5%, кожевенные и обувные изделия - 5,4%, химикаты и химволокно - 9,4%.

Стимулирование экспорта является важным направлением экономической политики Италии. Увеличение масштабов итальянского экспорта явилось следствием:

Рисунок 1. Экспорт товаров в Италии, долл. США.

Источник: World Development Indicators (WDI), September 2014 <#"justify">1.проведения политики, направленной на повышение конкурентоспособности итальянской продукции за рубежом;

.процессов слияний и приобретений, способствующих технологическому обновлению производства и росту конкурентоспособности итальянской продукции. Значительная доля всех новых приобретений принадлежит компаниям США, далее следуют швейцарские, английские, французские и немецкие фирмы. В большинстве случаев иностранные покупатели стремятся не к партнерским отношениям, а к полному контролю над национальными компаниями;

.снижения пошлин, что стимулировало расширение рынков сбыта итальянских товаров;

.поощрения экспорта на основе системы льготных кредитов и страхования экспортных кредитов. С целью упрощения и ускорения процедуры предоставления кредитов при Национальном институте страхования (НИС) функционирует специальная секция по страхованию экспортных кредитов - CAZE, работающая под контролем Казначейства. Главной функцией CAZE является страхование экспортных кредитов (долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных). CAZE страхует экспортные кредиты по внешнеторговым сделкам почти со 150 странами;

.введения практики экспортных премий в виде возврата суммы таможенных пошлин за ранее импортированный и подвергшийся переработке товар перед его экспортом, освобождения экспортеров от уплаты НДС;

.предоставления безвозвратных ассигнований из государственного бюджета, направленных на модернизацию промышленных предприятий страны, производящих экспортные товары, и, следовательно, на повышение их конкурентоспособности.

Экономико-географическое положение Италии благоприятно для развития связей со странами Ближнего Востока, Северной Африки, государствами Южной и Центральной Европы. В объеме экспорта Италии на развитые страны приходится свыше 70%, причем на страны ЕС - примерно 54%, на развивающиеся страны - 18%.

Италия не столь активна на рынке капиталов, как на рынке товаров. Объем накопленных прямых инвестиций за рубежом составляет 559 млрд долл., внутри страны - 364 млрд. долл., приток прямых иностранных инвестиций - 93 млн. долл., отток - 7 млрд. долл., что меньше, чем в остальных крупных западноевропейских странах. Сильны позиции иностранного капитала в наукоемких отраслях промышленности: электронной, химической, телекоммуникационной.

Большой финансовой и экономической мощности достиг в Италии частный капитал: концерн «ФИАТ» контролирует 13% европейского автомобильного рынка, его административный центр и основной автомобильный завод находятся в Турине; «Фининвест», главными направлениями деятельности которого являются телевидение, издательское дело, рекламный бизнес, производство и распространение теле- и кинофильмов, страховое дело; «Милан» имеет сеть универсальных супермаркетов и футбольных клубов; концерн «Монтедисон» контролирует химическую и электротехническую отрасли. Италия специализируется на продукции средней наукоемкости, так как технологически отстает от мировых лидеров. В отрасли НТП страна меньше тратит на НИОКР, чем Германия, Франция или Великобритания. Кроме того, Италия чувствует дефицит научных кадров.

Также стоит отметить, что экономика Италии характеризуется высоким уровнем развития малого и среднего бизнеса в стране. Около 70% рабочих мест в Италии обеспечивают компании с численностью персонала менее 50 чел. Индивидуальные предприниматели, развивающие семейный бизнес, составляют 30% всех занятых в экономике страны. Итальянские законы наиболее благоприятствуют созданию небольших молодежных фирм.

. Современные экономические проблемы Италии

Главная трудность Италии состоит в том, что ее экономика имеет недостаточный рост. Еще до финансового кризиса темпы роста итальянской экономики были одними из самых низких в Европе. С 2001 года страна пережила четыре рецессии, а ее ВВП в текущем году должен снизиться на 0,2 процента, о чем говорит прогноз МВФ. Без устойчивого роста Италии будет крайне трудно сократить свой государственный долг, который на данный момент эквивалентен 136,7 % ВВП страны и является вторым по величине среди стран еврозоны после Бельгии.

Италия это четвертый в мире заемщик. Италия не защищена от ослабления экономического роста и от увеличения учетных ставок на рынке. Если эта страна утратит доступ к рынкам капитала, то даже совокупных средств из Европейского механизма стабильности и Европейского фонда финансовой стабильности будет недостаточно для ее спасения. Чтобы снизить долговое бремя в следующем десятилетии, итальянская экономика должна расти со среднегодовыми темпами в 1 с лишним процент, сохраняя при этом профицит почти в 6 процентов. Но это маловероятно, ибо в период с 2001 по 2010 год среднегодовой рост в стране составлял 0,41 процента.

Рисунок 2. Внешний долг Италии, % к ВВП.

Источник: IMF World Economic Outlook, October 2014

Перспективы долгосрочного роста сдерживаются демографическими показателями Италии. Двадцать процентов населения страны это люди старше 65 лет, и лишь 14 процентов моложе 15 лет. А это означает, что в предстоящие десятилетия в Италии будет меньше людей, приходящих на рынок труда и получающих облагаемые налогами доходы, в то время как экономически менее активное население будет увеличиваться. Экономическая ситуация в также будет усугубляться на фоне роста уровня безработицы. По подсчетам Еврокомиссии, уровень безработицы в Италии в 2014 и 2015 годах возрастет до 12,2% и 12,6% против 10, 7% в 2012 году соответственно. Вместе с тем, Италия продолжает оставаться страной с рекордным показателем безработицы среди молодежи (43%).

За последние годы число занятых итальянских граждан в возрасте с 15 до 34 лет уменьшилось на 20%. Противоположная тенденция отмечается в отношении работников в возрасте 55-64 лет, число которых в период с 2007 по 2012 гг. увеличилось на 26%.

Рисунок 3. Безработицы среди молодежи, % к населению в возрасте от 15 до 25 лет.

Страдает и банковский сектор Италии. В начале 2012 года Standard and Poor's поставила итальянской банковской системе негативную прогнозную оценку, предвидя устойчиво слабую доходность банков в предстоящие несколько лет, а также то обстоятельство, что доходы с поправкой на риск по основным банковским продуктам могут оказаться недостаточными для обслуживания банками привлеченного капитала. Тогда же итальянский Центробанк в своем докладе предупредил об опасности кредитных ограничений, поскольку кредиторы в Италии ужесточили свои требования как к корпоративным, так и к частным клиентам. Однако итальянский частный сектор несет довольно умеренную долговую нагрузку, составляющую 128 процентов ВВП, а задолженность физических лиц, составляющая 45 процентов ВВП, низка по сравнению с другими сопоставимыми с Италией странами. Кроме того, финансовое состояние семейных единиц в Италии примерно в два раза выше ВВП, что поддержит их кредитоспособность в случае финансовых трудностей.

Масштабы неофициальной экономики Италии создают другие проблемы. По данным исследования, проведенного в 2010 году итальянским профсоюзом, средства, зарабатываемые за счет незаконной занятости, соответствуют 10 процентам общенационального ВВП. Незаконные работники составляют до 13 процентов всего трудового населения на севере, 15 процентов в центре и 21 процент на юге Италии. Согласно оценкам Национального института статистики страны, неофициальная экономика стоит от 255 до 275 миллиардов евро, что составляет 16,3-17,5 процента ВВП. Лишь бегство от налогов дает сумму в 8 процентов ВВП.

. Проблема «Север - Юг» и региональное развитие Италии

Одной из особенностей Италии является сильная дифференциация экономического развития, с одной стороны, промышленных областей Севера и Центра страны, а с другой - аграрного Юга. Проблема «Север-Юг» возникла еще до создания единого итальянского государства. Экономический разрыв между регионами продолжает увеличиваться, а углубление европейской интеграции лишь способствует этому. Если Север Италии может рассчитывать на дальнейшее процветание в едином европейском рынке, то Юг, живущий на субсидии, может оказаться в еще более тяжелом положении.

Существует ряд взаимосвязанных конкретных проблем, которые следует решить, чтобы сократить экономическую дифференциацию между севером и югом:

·укрепление и развитие производства на Юге страны. Хотя правительство инвестирует в строительство новых крупных предприятий, но средств явно недостаточно;

·безработица и миграция населения из южных районов. Отсутствие необходимого количества рабочих мест в промышленности и сфере услуг способствует эмиграции семей безработных в северные районы Италии и страны Западной Европы;

·развитие малого и среднего бизнеса. Большинство малых предприятий Юга обладают слабой конкурентоспособностью, крупные же государственные предприятия Юга еще не сумели выйти на мировые рынки. Итальянские и иностранные ТНК не склонны вкладывать капитал в производственную и научно-техническую деятельность на Юге из-за отсутствия там надежных партнеров, неразвитости инфраструктуры, а также острой криминальной ситуации. Поэтому деловые круги страны делают ставку на развитие рекреационного бизнеса, так как эта индустрия является наименее капиталоемкой и наиболее прибыльной, следовательно, ее развитие должно привлечь на Юг иностранные капиталы, туристов из Западной Европы, США и других стран;

·поиск эффективных путей использования сельскохозяйственных угодий и сокращение частного землевладения;

·проблема теневой экономики и криминальной деятельности Юга Италии. Реализуется установка малого бизнеса на «прозрачность» как атрибут делового имиджа фирмы. В борьбе с криминальной деятельностью проводятся операции с целью снижения влияния мафии на политическую и экономическую жизнь страны;

·привлечение финансовых, индустриальных, научно-технических и других ресурсов западноевропейских стран, и прежде всего членов ЕС, к решению региональной проблемы Италии.

Стоит выделить три экономические зоны Италии: Юг, Центр и Север.

Южные районы Италии в основном сельскохозяйственные, с выраженным преобладанием растениеводства. Эта отрасль сельского хозяйства составляет примерно 80 % от общего объема. Однако социальных проблем, которые приводят к появлению экономических заторов, здесь хватает. В регионе высокий уровень безработицы, строгая религиозность порождает не свойственные Италии запреты. Самым крупным промышленным центром региона признан Неаполь. В городе развито машиностроение, нефтехимическая промышленность, металлургическая, легкая и пищевая отрасли. Однако, основной отраслью, приносящей значительную прибыль остается туризм. Курортными центрами названы острова Искья и Капри.

Центр - место сосредоточения машиностроительных предприятий, химического производства, черной металлургии. Кроме того, именно в центральной части Италии производят знаменитый фарфор, керамику, качественную мебель, текстиль, обувь и дизайнерские товары. Если говорить о сельском хозяйстве центрального региона, то инвестиции поступают в отрасли овощеводства, садоводства и оливкового производства.

Север Италии является наиболее развитым регионом страны, самым богатым и привлекательным для заграничных инвесторов. Из промышленных отраслей здесь имеется: машиностроение, текстильная и химическая промышленность, швейная и обувная. Сельское хозяйство представлено помимо растениеводства (в частности виноградарства) животноводством. Милан - центр промышленности. Мало того, именно в этом городе происходит наиболее крупный товарно - денежный оборот страны. Еще одним крупным центром назван Турин. Здесь выпускают всемирно известную марку авто «Фиат». Генуя - город-порт Италии. Восточная часть Северной Италии занята индустриально-аграрной промышленностью. А главными центрами мясомолочного производства являются Венеция, Болонья.

4. Прогнозы развития экономики Италии

В Италии ухудшен экономический прогноз на 2014-2015гг. По прогнозам правительства на 2014-2015гг. Страна, как прогнозируется, перейдет в рецессию. Согласно новым оценкам, ВВП страны сократится на 0,3% в текущем году и увеличится на 0,6% в 2015 году. Апрельские прогнозы предполагали рост экономики Италии на 0,8% в 2014 году и на 1,3% в следующем году.

В октябре 2014 года правительство Италии одобрило бюджет на 2015 год, включающий пакет стимулирующих мер - от сокращения налогов до инвестиций - на общую сумму 36 млрд евро.

Предполагается, что дефицит бюджета Италии в следующем году составит 2,9% - это позволит стране остаться в пределах 3-процентного дефицита, являющегося максимально допустимым по европейским нормам. Бюджет также включает меры сокращения налогов как для бизнеса, так и для населения с низкими доходами, на общую сумму 18 млрд евро. Правительство надеется, что эти меры позволят подтолкнуть к росту итальянскую экономику, которая, согласно официальному прогнозу, снизится на 0,3% в 2014 году.

"Это самое значительное снижение налогов, когда-либо предпринимавшееся правительством в течение одного года", - заявил премьер Италии Маттео Ренци.

В бюджете Италии на следующий год также заложено увеличение расходов на ряд сфер, включая выплату пособий по безработице и образование. При этом повышение расходов будет лишь частично компенсировано за счет снижения затрат на другие сферы, которое составит порядка 15 млрд евро. Остальную часть расходов планируется покрыть за счет увеличения бюджетного дефицита.

Менее существенное, чем ожидалось, сокращение страной расходов, предусмотренное в бюджете на 2015 год, вероятно, вызовет в Брюсселе, а также в Берлине, опасения, что Италия недостаточно агрессивна в плане бюджетной экономии.

Правительство Италии, однако, настаивает на том, что у Брюсселя нет причин для беспокойства, и "исключительные условия", в которых находится страна - от реализации правительством структурных реформ для мрачного экономического прогноза - требуют некоторой гибкости бюджет.

Заключение

Итак, Италия сегодня является страной с высокоразвитой рыночной экономикой и высоким уровнем жизни населения, член ЕС и ОЭСР. Она входит в "семерку" ведущих индустриальных держав мира и производит 3,28% мирового ВВП, что составляет 2,071 трлн. долларов. Италия тесно интегрирована в международные торговые связи, так как стимулирование экспорта является важным направлением экономической политики Италии.

Несмотря на существующие региональные проблемы и долговой кризис, в котором находится экономика Италии, она будет продолжать оставаться одной из лидирующих на европейском и мировом рынках.

Подводя итоги, стоит сказать, что руководство страны во главе с премьер - министром Маттео Ренци намерено снизить дефицит государственного бюджета, проводя налоговую политику, поддерживая малый и средний бизнес.

Также для Италии актуальными по-прежнему остаются такие внутренние проблемы, как сохранение единства страны за счет преодоления экономического разрыва между Севером и Югом, организованная преступность, коррупция, безработица.

На данный момент Италия является «проблемной» страной для еврозоны, но планируется, что к концу 2017 года экономике Италии удастся выйти на путь восстановления.

экономика экспорт бизнес занятость

Библиография

1.Андреев Б.И. Италия - очерки по экономической географии - М., 2009

2.Сидорова Е.А. Особенности бюджетной политики в Европейском союзе. М., ИМЭМО РАН, 2012

.Авилова А.В. «Италия: своеобразие южноевропейского пути развития» //Мировая Экономика и Международные Отношения, 2001г., №5.

.ANSA - Agenzia Nazionale Stampa Associata, итальянское информационное агентство

.Частная разведывательно-аналитическая компания Strategic Forecasting Inc.

.Информационный портал мировой экономики

.Новостное интернет-издание

.Портал внешнеэкономической информации

.Национальный институт статистики Италии

.Итальянский информационный портал

.Информационной агентство РБК

.Группа Всемирного Банка

.Всемирный Экономический Форум, World Competitiveness Report

.The International Monetary Fund

15.Официальный сайт ОЭСР

.Сайт экономических показателей Trading Economics

.Открытая база мировых статистических данных Knoema

Теги: Современные тенденции развития экономики Италии и прогнозы её развития  Реферат  Мировая экономика, МЭО

dodiplom.ru

3. Проблема «Север - Юг» и региональное развитие Италии. Современные тенденции развития экономики Италии и прогнозы её развития

Похожие главы из других работ:

Векторы внешнеполитических ориентиров Франции, позволяющие ей сохранять свое влияние в регионе

1. Региональное лидерство Франции в Средиземноморье

Одним из самых важных игроков в Средиземноморском регионе является Франция из-за присутствия здесь исторически стабильных геополитических и экономических интересов...

Внешнеэкономическая деятельность Италии

1. Внешнеэкономическая политика Италии

Внешнеэкономическая политика Италии на современном этапе в основных ее составляющих определяется участием страны в Европейском Союзе. Более того, по существу внешнеэкономическая и торговая политика Италии -- это политика Евросоюза...

Внешнеэкономическая деятельность Италии

2. Товарооборот Италии

По данным Национального института статистики Италии (ISTAT), совокупный товарооборот Италии за 5 лет с 2008 года до 2012 года вырос на 3,3% с 743,1 млрд. евро до 768,5 млрд. евро. Совокупный товарооборот Италии за 2008-2012 гг...

Глобальные проблемы экономики

1.1 Демографическая проблема. Продовольственная проблема

Человеческая популяция, как и любая другая популяция живых существ первоначально находилась в состоянии равновесия со средой обитания...

Китай. Геополитический противник или союзник России

Глава 1. Российско-китайское глобальное и региональное взаимодействие

1.1 Измерение глобальной и региональной безопасности У России ощущение угрозы всегда было связано прежде всего с Западом (Европой). Две мировые войны пришли именно оттуда, не считая походов Наполеона и других европейских завоевателей...

Международные экономические отношения в Италии

1. Общая характеристика Италии

Италия относится к группе индустриально развитых стран, являясь членом «большой восьмерки». Население страны (67%) проживает в городах, а также в селениях и на хуторах. Больше половины больших городов находится на севере...

Официальные золотовалютные резервы

9. Золотовалютные резервы Италии

Большую часть золотовалютного резерва итальянского государства занимают запасы золотого металла. В процентном соотношении в составе золотовалютных резервов золото насчитывает 71,0 %. Причем этот показатель постепенно увеличивается...

Перспективы использования минерально-сырьевых ресурсов в Северо-Восточной Азии

1.5 Региональное минерагеническое прогнозирование

Прогнозно-минерагенические (металлогенические) региональные исследования выполняются в масштабах 1: 1000000, 1: 500000 и 1: 200000...

Проблема Тайваня в отношениях Японии и Китая в 90-е годы

Глава 1. Тайваньская проблема: истоки и развитие

Тайвань, расположенный вблизи юго-восточного побережья континентальной части Китая, является самым большим островом Китая и испокон веков принадлежит Китаю. Тайваньские соотечественники имеют те же корни и те же истоки...

Российско-китайские экономические отношения

§2. Региональное сотрудничество

Еще одним результатом нормализации двусторонних отношений стало возобновление торговых отношений, которые в действительности имели место еще до восстановления политических отношений...

Сирийский кризис как дестабилизирующий фактор на Ближнем Востоке

2. Борьба за региональное лидерство в условиях войны в Сирии

Сирийский кризис усилил существующую конкуренцию за влияние в регионе между Ираном и арабскими монархиями Персидского залива. События, происходящие в Сирии, требует от Ирана большие затраты как людских, так и финансовых ресурсов...

Сотрудничество государств в борьбе с терроризмом

2. Региональное сотрудничество государств по борьбе с терроризмом

...

Таможенное регулирование региональной рыночной среды

3.1 Региональное таможенное управление

Важнейшими элементами организации таможенного дела являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта размещения ее органов на территории страны...

Торгово-экономические отношения России с зарубежными государствами в современных условиях (на примере Италии)

3. Развитие торгово-экономических отношений России и Италии. Основные субъекты внешнеторговой деятельности. Партнёрство между странами, регионами, предприятиями и организациями

торговый экономический экспорт товарооборот Отношения между Россией и Италией имеют богатую многовековую историю и характеризуются существенной общностью культурного и духовного наследия (христианство). После объединения Италии в 1861 г...

Экономические отношения Республики Беларусь и КНР

3.4 Региональное сотрудничество и побратимые связи

Одним из важных факторов развития двусторонних отношений между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой во всех сферах деятельности является региональное сотрудничество и побратимские связи...

mo.bobrodobro.ru


Смотрите также