5 старейших монастырей мира, открытых для посещения. Средневековый монастырь италии


достопримечательность Италии – Италия по-русски

Вся итальянская культура берет свое начало именно от них. Будучи очагами знания посреди темного Средневековья, итальянские монастыри - настоящая колыбель современной европейской цивилизации. Они не так популярны среди туристов, как признанные шедевры итальянских мастеров. Но если вы хотите, что называется, «прикоснуться к истокам» - обязательно посетите самые значимые из этих мест. Тем более что тратить на это большие средства не придется.

Каждый итальянский монастырь обладает своей древней историей, особенным духом и по-настоящему великим культурным и историческим наследием. Например, Санта-Катерина-дель-Сассо. Это необычная обитель, монастырь в скале, который находится рядом со знаменитым озером Маджоре. Расположен он в весьма труднодоступном месте, и до туристического бума в 20-м веке был практически недосягаем, так как находится буквально на самом обрыве. Сегодня же монастырь доступен как со стороны «большой воды», так и по сухопутной дороге.

Сам монастырь состоит из двух частей – маленькой церквушки Святой Екатерины и самого здания обители. В 12 веке его, согласно легенде, основал некто Альберто Безоцци ди Ароло – солидный купец, чудом избежавший смерти при крушении своего корабля. Приставка к имени «del Sasso», или «камень», относит нас к 1640 году, когда специфическое расположение монастыря сыграло с ним злую шутку – на него обрушилась часть скалы. Сегодня, спустя 8 веков, Санта-Катерина-дель-Сассо – действующая женская монашеская обитель и одновременно музей, посещение которого не будет стоить вам ни единой копейки. Это абсолютно бесплатно – а впечатлений от визита сюда вы вынесете огромное количество. Чего стоят одни только фрески 14 века, сохранившие и до сегодняшних дней свой глянцевый, будто светящийся вид! Место расположения Санта-Катерина-дель-Сассо воспел Джанни Родари в своей «Грамматике фантазии»: «Мы ездили к храму, возвышающемуся над Лого Маджоре. Усаживались в холодке под портиком, потягивали белое вино и рассуждали о Канте». Так что Санта-Катерина оставила свой след еще и в мировой литературе.

Настоящая культурная глыба – Монтекассино («Montecassino»), расположенный в 100 километрах к югу от Рима. Это один из крупнейших и древнейших европейских монастырей, а заодно и место возникновения старейшего католического религиозного ордена бенедектинцев. Монастырь являет собой двойную культурную ценность. Во-первых, он построен «на базе» древнего храма Аполлона – основатель Монтекассино Бенедикт Нурсийский уничтожил лишь статую божества и языческий алтарь. Все остальное будущий святой Бенедикт оставил невредимым – за что ему большое спасибо, ведь сегодня мы своими глазами можем увидеть стены Монтекассино в том виде, в котором они стояли много веков.

Во-вторых, Монтекассино был крупнейшим средневековым научным центром и, по мнению многих, послужил прообразом монастыря в культовой книге Умберто Эко «Имя Розы». Монахи занимались исследованиями в различных областях философии, медицины, музыки – здесь была создана одна из крупнейших на континенте библиотек, скрипторий и монастырская школа. Методическая база здесь была развита настолько хорошо, что одно время здесь работал сам Фома Аквинский и прочие знаменитые теологи Средневековья. Впоследствии трое послушников монастыря стали Римскими Папами: Стефан IX, Виктор III и Лев X.

Монтекассино пережил за свою долгую историю множество войн. Суждено ему было поучаствовать и в кровавой бойне Второй Мировой - с января по май 1944 года здесь произошло крупнейшее сражение. Монтекассино был переоборудован итало-немецкими войсками под мощно укрепленное звено оборонительной цепи. Союзные войска потеряли при ее штурме более 20 тысяч человек, а монастырь был полностью разрушен ударами британской авиации. Еще в течение 20 лет, после почти полного уничтожения, Монтекассино восстанавливали в первозданном виде, и лишь в 1964 году он был освящен вновь. Монастырь Сакро - Конвенто в Ассизи (Il Sacro Convento di S. Francesco in Assisi) – главный духовный центр знаменитого ордена францисканцев. Поистине уникальное место, буквально пронизанное аскетизмом и духовным величием. Эти места назывались ранее «адскими» - из-за казней преступников, а после постройки Сакро-Конвенто – «райскими». Здесь, в нижнем ярусе здания монастыря захоронено тело св. Франциска, а церковь расписана самим Джотто, что сыграло немалую роль при решении включить Сакро-Конвенто в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Строившийся одиннадцать лет до 1239 года, монастырь первые 200 лет своего существования соперничал с Сорбонной и Авиньоном по богатству своего собрания манускриптов. Территория Сакро-Конвенто значительно расширилась лишь в 15 веке, после чего он официально получил статус летней резиденции Римских Пап.

Сакро-Конвенто, начиная с 1971 года, не функционирует как мужской монастырь. Весь комплекс зданий занят теологическим институтом, что открывает доступ к истории существования ордена францисканцев всех желающих. Одним из них оказался и Михаил Горбачев, который не так давно посетил Сакро-Конвенто. Слухи, сопровождавшие поездку экс-президента СССР, приписывали ему принятие католичества. Однако сам Михаил Сергеевич с негодованием их опроверг, назвав «фантазиями ряда западных СМИ».

В канун очередной, 816-й годовщины рождения св. Франциска, монастырский храм серьезно пострадал от землетрясения. Под обломками погибло несколько монахов, были уничтожены бесценные фрески – безвозвратно было утрачено не менее четверти от общего объема уникальной росписи. Для частичного их восстановления было затрачено 2 миллиона евро – с помощью современных технологий реставраторам удалось невозможное. Утраченные фрагменты они заменили трехмерной компьютерной моделью свода. Лазерные проекторы, установленные в определенных местах, накладывают изображение на сохранившиеся части росписи. Все, что нужно посетителям, чтобы увидеть целостную картину – просто надеть специальные очки.

По-своему уникален каждый монастырь в Италии, но следующий заслуживает отдельной темы для разговора. Сан-Лазаро-дельи-Армени, что находится рядом с Венецией на острове Сан-Ладзаро в южной части венецианской лагуны  - армяно-католический монастырь. Основан он был сравнительно недавно – в 1717 году армянским монахом Мхитаром Севастийским, спасавшимся от преследования турок. Как и многие представители своего народа, Мхитар оказался человеком весьма предприимчивым. Он выбил у венецианских властей пустующий остров под свои нужды, и с командой единомышленников быстро обустроил доселе пустовавший кусок земли. Армянская католическая община под его предводительством построила на острове монастырь, церковь, и сделала Сан-Ладзаро центром изучения восточной культуры. Сан-Лазаро-дельи-Армени стал знаменит своей библиотекой – в ней собрано более 150 000 различных книг и древних манускриптов.

Место это и в самом деле исключительное – сюда в 1816 году приезжал никто иной, как сам лорд Байрон. Английский поэт знакомился здесь с армянским языком, а заодно и написал на Сан-Ладзаро четвертую песнь знаменитого «Чайльд Гарольда». Своего англичанин все-таки добился - выучил армянский и составил армяно-английские грамматические учебники, а также первый англо-армянский словарь.

Источник: портал "Италия по-русски"

italia-ru.com

5 старейших монастырей мира, открытых для посещения

20 февраля 395 года в Вифлееме был открыт первый в истории женский монастырь. К сожалению, до нашего времени он не сохранился, но до нас дошли другие столь же древние обители, о которых мы сегодня расскажем.

Поскольку монахи не любят мирской суеты (от нее-то они и уходят в горы, пустыни или за высокие неприступные стены), во многие обители посторонних не пускают ни при каких условиях. Поэтому речь пойдет о тех древнейших монастырях мира, которые открыты для паломников и простых туристов.

Монастырь святой Екатерины, Египет

Немало страниц Библии посвящено полуострову Синай, ведь там, на вершине одноименной горы, Моисею были дарованы десять заповедей, нанесенные на Скрижали Завета. Немудрено, что эта часть Египта уже который век служит местом для паломничества и площадкой для археологических раскопок. Там, где по преданию явился к пророку Господь Бог и выросла Неопалимая купина, в 557 году появился один из старейших в мире христианских монастырей, названный в честь своей создательницы – святой Екатерины. 12 часовен, библиотеку, иконный зал, трапезную, ризницы и даже гостиницу скрывает монументальная обитель, укрепленная во времена императора Юстиниана. За века существования она обрастала все новыми строениями, не прекращая проводить службы и принимать верующих. Храм превратился в настоящий город в пустыне. Главенствует там архиепископ Синая – самой маленькой епархии мира. Из святынь, кроме Неопалимой Купины и часовни ее имени, хранящей древнюю мозаику Преображения, гостей монастыря ждет и колодец, вблизи которого Моисей встретил свою будущую спутницу – одну из дочерей Иосифа. Ни разу не разрушался святой храм: ему оказывали помощь даже пророк Мухаммед и арабские халифы, султаны Турции и Наполеон Бонапарт. Лишь осенью 2013 года из-за политических неурядиц в Египте монастырь святой Екатерины был временно закрыт. О том, когда сюда можно попасть, указано на http://www.sinaimonastery.com/.

Монастырь святой Екатерины, Египет

Фото: webmandry.com

Монастырь Монте-Кассино, Италия

Значение для истории старейшего монастыря Европы, созданного Бенедиктом Нурсийским еще в шестом веке, трудно переоценить. Оплот монахов-бенедиктинцев, возведенный там, где прежде господствовал Аполлон, стал самым крупным центром европейского просвещения в темные века. Здесь жили и трудились светочи средневековой мысли, включая самого Фому Аквинского, хранились наиболее ценные книги и рукописи, создавались великолепные произведения искусства, например, уникальные фрески работы Брейгеля и знаменитый “Устав ордена Бенедиктинцев”, действующий и поныне. Не раз Монте-Кассино становился объектом вражеских атак: в 718 году на монастырь посягали лангобарды, через полторы сотни лет – сарацины, а в 1799 году – войска Наполеона. Все выдержала сокровищница знаний: и ход времени, и землетрясения, и набеги, и смену власти, и пала лишь во времена Второй мировой войны. Ни предварительные договоренности, ни многовековая история не сдержали натиск союзных войск – 15 февраля 1944 года прекрасный монастырь исчез с лица земли, а вместе с ним и сотни людей, нашедших убежище в его мощных стенах. По личному указанию Папы Римского Павла VI в 1964 году Монте-Кассино был восстановлен и стал местом паломничества, правда, уже скорее для туристов. О том, как добраться в прекрасный храм и на что следует обратить внимание, можно узнать на http://montecassinoabbey.org/.

Монастырь Монте-Кассино, Италия

Фото: Википедия

Аббатство Адмонт, Австрия

Старейший бенедиктинский монастырь Штирии, возведенный в 1074 году, обязан своим существованием архиепископу Зальцбургскому Гебхарту. Прекрасный монастырь, оформленный в лучших католических традициях, превратился в важный религиозный и культурный центр: в стенах обители велась активная научно-просветительская деятельность, а рядом функционировала престижная школа для девочек. С тех далеких пор начинается и история самой главной достопримечательности аббатства Адмонт – лучшей в мире библиотеки при монастыре. Ее коллекции настолько уникальны, что из желающих оказаться здесь выстраиваются огромные очереди: количество ежегодных посещений храма книг превышает 70 тысяч. Здание библиотеки, созданное по проекту Йозефа Хубера в 1774 году, гармонично соединяет архитектурные элементы барокко, романского стиля и неоготики. В глубинах прекрасных залов, украшенных скульптурами католических святых и изысканными фресками, хранится свыше 70 тысяч рукописей и гравюр, а также более 200 тысяч томов, включая тексты, написанные еще до 8 века. Не менее интересны для гостей аббатства Адмонт и музеи естествознания и истории искусств, живописный парк Марии, где проходят музыкальные фестивали, и выставочный зал, где демонстрируются экспонаты для слепых. Много интересного об Адмонте рассказано на сайте http://www.stiftadmont.at/english/.

Аббатство Адмонт, Австрия

Фото: liveinternet.ru

Монастырь Джоканг, Тибет

Уже пятнадцатый век существует в таинственном Тибете «Дом Господа» – великий монастырь Джоканг, где проходят посвящения Панчен-Ламы и Далай-Ламы. Легенда гласит, что именно в этом месте и родился тибетский буддизм. Первой ценностью, занесенной в храм, была древняя статуя, освященная лично Буддой Шакьямуни. Вокруг Джоканга выросла Лхаса, а с ней разросся и сам храм: внушительное четырехэтажное строение, украшенное колесом дхармы и золотыми ланями, перестраивалось в 17, 18 и 19 веках. Тяжелая доля выпала буддистской святыне: многое было разрушено в ходе монгольского вторжения, а в годы китайской культурной революции Джоканг использовался как хлев для свиней и военная база. К счастью, в 1980 году монастырь был отреставрирован и вскоре был занесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Много сокровищ скрывается за его стенами: здесь хранится золотая урна, переданная в дар китайским императором Цяньлуном, роскошное издание «Трипитака», созданное из сандала, старинные тханки, относящиеся к 7-9 векам, и покрытые позолотой статуи родоначальников тибетского буддизма – царя Сронцзангамбо и его жен. Монастырь открыт для приверженцев любых религий: здесь проводятся культовые обряды всех школ буддизма и даже коренной религии Тибета бонпо. Узнать больше об истории Джоканга можно на страничке достопримечательности в ЮНЕСКО http://whc.unesco.org/en/list/707.

Монастырь Джоканг, Тибет

Фото: dic.academic.ru

Свято-Спасский монастырь, Россия

Немного сведений сохранила история Свято-Спасского женского монастыря, расположенного близ села Костомарово в Воронежской области. Одна из легенд приписывает его постройку самому Андрею Первозванному, другая относится к 12 веку. Правда иль нет, но в почтенном возрасте уникального русского монастыря, высеченного прямо в скале, сомневаться не приходится. Многое здесь напоминает о Византии: 12 меловых столпов удерживают округлые своды храма, способного вместить до двух тысяч верующих, а его стены украшают прекрасные православные фрески. Длинный и низкий коридор ведет в пещеру Покаяния – чтобы попасть сюда, нужно склониться в поклоне. Лишь чудо спасло Свято-Спасский монастырь во времена правления Советов: последний монах, отец Петр, был расстрелян, а храм затоплен, дабы не отвлекать людей от строительства коммунизма. Но выжила русская Голгофа: в 1993 году здесь прошла первая после забытья служба. Храм был отреставрирован и превращен в женский монастырь, а об ужасных временах напоминает лишь чудотворная Костомаровская икона Божьей Матери, испещренная пулями. Те, кто побывал с Свято-Спасском монастыре, утверждают: это настоящее место силы, где сочетаются природная гармония и божественная чистота. Тем же, кто еще не добрался до российской Палестины, предстоит дорога на электричке из Воронежа в Россошь (выход на станции «Подгорное»), а затем на автобусе, следующем в село Костомарово.

Свято-Спасский монастырь, Россия

Фото: bakaras-tur.ru

venividi.ru

Монастырь в Риме Тор де Спекки – привет из Средневековья

У тех, кто оказался в Риме на мартовские праздники, была (и будет в следующем году) уникальная возможность посетить один из самых укромных уголков города. Это монастырь Тор де Спекки (Tor de’ Specchi), который открывают всего лишь раз в году, 9 марта. Под склонами Капитолийского холма, у руин древнего театра Марцелла (Teatro di Marcello), длинное коричневое здание не сразу бросается в глаза. И не многие знают, какие чудеса оно скрывает, проходя мимо каждый день.

Поэтому уже с утра жители города занимают очередь у входа, чтобы успеть увидеть своими глазами всю красоту, спрятанную за суровыми кирпичными стенами 15 века.Чем же так знаменит этот монастырь?

Все дело в необычной истории жизни самой почитаемой римской святой, Франчески Понциани, которая основала этот конвент 5 столетий назад.

фреска с изображением святой Франчески в римском монастыре Тор де Спекки

фреска с изображением святой Франчески в римском монастыре Тор де Спекки

Адвоката урбис, защитница города, нищенка из Трастевере – у нее было много прозвищ, но все они указывали на нелегкую судьбу женщины, которая совершила множество чудес и пережила лишения ради помощи нуждающимся, войдя в историю города как Святая Франческа Римская.

фреска со страданиями святой Франчески

фреска со страданиями святой Франчески

Фрагменты ее жизни до сих пор запечатлены в красочных фресках работы школы Антониаццо Романо на старинных стенах монастыря.

Путь от богатства к святости

Любимая римлянами святая Франческа родилась в 1384 году в богатой семье дворянина Паоло Бусса и его жены Якобеллы Роффредески, чей дом находился на площади Навона.Полная хроника ее жизни, видений и страданий дошли до нас из текстов дона Джованни Маттиотти, настоятеля церкви Св. Марии ин Трастевере (Santa Maria in Trastevere), которому Франческа доверяла свои исповеди многие годы. Что интересно, написаны они на старинном римском диалекте романеско 15 века, большая редкость в архивах!

Хорошенькая девочка, которую в семье ласково называли Чекколелла, с юных лет демонстрировала несвойственную детям серьезность и вдумчивость. Шумным играм со сверстниками она предпочитала уединение у себя в комнате и чтение жития святых или «Божественной комедии». Она рано почувствовала тягу к Церкви, и уже к десяти годам твердо решила стать монахиней и посвятить жизнь молитве и помощи бедным.Но у ее отца было другое мнение – девушка из состоятельной семьи должна выгодно выйти замуж и занять достойное положение в римском обществе.

В средневековом Риме браки заключались рано, и 12-летняя невеста уже становилась матроной и хозяйкой дома. Узнав о предстоящем замужестве, Франческа воспротивилась, обязанности жены никак не входили в ее планы.

Но протестовать было бессмысленно, слово отца для дочери было законом. Так, Франческа стала синьорой Понциани, войдя в дом мужа Лоренцо в Трастевере, состоятельного молодого человека, считавшегося прекрасной партией для юной девушки.Но, после замужества, тяга к духовным делам не только не прекратилась, а только усилилась. Франческа разрывалась между домашними заботами, вниманием мужу, молитвами и помощью обездоленным, которые часто приходили на порог дома. Ее образ жизни отвергал светские забавы, балы и роскошь, что вызывало недобрые разговоры за спиной молодой четы.Во время голода начала 15 века, Франческа не только раздала все семейные запасы зерна и вина бедным, но и сама ходила по домам, прося милостыню для нуждающихся людей, получив за это прозвище «нищенка из Трастевере».

В собственном доме она открыла больницу, а дорогие платья и драгоценности продала, чтобы раздать деньги беднякам. Ей хватало простой одежды из грубой ткани, пары часов сна в день и одной тарелки бобов. При этом, ее энергии в добрых делах мог позавидовать каждый.Тогда с ней впервые стали происходить чудеса: некогда пустые амбары снова ломились от зерна, винные бочки наполнялись сами собой, а раны больных чудесным образом излечивались от прикосновения Франчески. Весь город стекался в дверям дома Понциани, чтобы попросить о чуде, спасти умирающего родственника или заживить рану.Не дремали и демоны – они нападали на Франческу в ее комнате, во время молитв, подбрасывали ей труп к постели, жгли ее книги, избивали хлыстами и превращались в многоголовых монстров. Все, чтобы столкнуть ее с пути истинного. Но Франческа была непреклонна и мужественно терпела все истязания. Ее оберегал ангел, которого только она одна могла видеть. В экстазах и видениях ей являлись святые, апостолы и Дева Мария, благословляя на благие дела.

Тор де Спекки – создание римской легенды

Франческа стала образцом для многих римлянок – заботливая мать и жена, примерная прихожанка церкви. Муж понимал ее высокое предназначение и оставлял ей возможность распоряжаться семейным бюджетом и собственным временем во имя нуждающихся. Раз в неделю она устраивала встречи в церкви Санта Мария Нова (сейчас церковь называется Санта-Франческа-Романа (Santa Francesca Romana) ) на Римском Форуме, где, вместе с 11 подругами они решили объединиться в общество посвященных Деве Марии, чтобы оставить мирские заботы, жить в согласии в монастыре и творить добро. Говорят, идею благословила сама Богородица, явившись во сне Франческе. Монастырь был одобрен папой Римским Бенедиктом XIV в 1433 году.

потолок монастыря Тор де Спекки в Риме

потолок монастыря Тор де Спекки в Риме Так появился первый дом у Капитолия, Тор де Спекки — «Зеркальная башня» от названия средневековой башни с круглыми окнами, похожими на зеркала.

Монахини-облатки («приносящие жертву Деве Марии») поселились вместе, но Франческа не могла к ним примкнуть до самой смерти мужа. Только после этого она стала полноценной настоятельницей монастыря.

Прожив 56 лет, Франческа в понимании римлян, стала святой еще при жизни. Официально ее канонизировали только в 1608 году, почти через два века после смерти. Во время церковного процесса посчитали как минимум 60 неоспоримых чудес, совершенных святой, хотя было бы достаточно всего двух…Она сама предсказала свою смерть, и когда чувствовала кончину, весь город собрался с ней проститься.Во время похорон все описывали невероятный запах роз и лилий в воздухе, как будто ожидание чуда.Прах Франчески покоится в церкви Санта Мария Нова на Форуме, где она так часто бывала, и сама завещала себя похоронить.Теперь 9 марта у церкви собираются для благословления мотоциклисты и водители транспорта, считающие Франческу Роману своей покровительницей – недаром ей удавалось мысленно быть в разных частях города и успевать следить одновременно за домом, семьей и духовными делами. На дороге концентрация тоже не помешает!А монастырь открывают для всех желающих в этот день, чтобы можно было увидеть кусочек средневековья в самом центре динамичного города.

Монастырь, как в машине времени

Спустя 500 лет, монахини-облатки продолжают свою мирную жизнь в стенах монастыря.Это один из немногих действующих монастырей в центре города, и без сомнений, редкий образец путешествия в прошлое.

Монахини просыпаются рано, посвящают день молитве и труду, носят черное платье и белый платок

Монахини просыпаются рано, посвящают день молитве и труду, носят черное платье и белый платок Трудно поверить, что быт облаток не так сильно изменился за все это время. Время здесь как будто остановилось. Они по-прежнему просыпаются рано, посвящают день молитве и труду, носят черное платье и белый платок, живут в узких кельях 15 века. Никакого телевизора, алкоголя и развлечений, только духовные чтения в кругу и работы на кухне и в огороде, как завещала Франческа Романа, которая сама всегда бралась за самую черную работу. В мире соблазнов, высоких технологий и быстрого темпа, попасть в подобное место оказывает непередаваемый эффект.

волшебные фрески 15 века с испытаниями святой Франчески римской

волшебные фрески 15 века с испытаниями святой Франчески римской

За долгие века в монастыре становились послушницами представительницы самых богатых и влиятельных семей Рима: Альтьери, Содерини, Орсини, Колонна, Ангуиллара, Спада, Русполи, Ланчелотти. Но это нисколько не нарушило скромный быт и чистоту места. Богатая «нищенка из Трастевере» оставила свой пример и в этом. Даже сейчас можно увидеть этих скромных старушек за прилавком книжной лавки монастыря и под арками старинного дворика.

Главное сокровище Тор де Спекки, ради которого не жаль отстоять длинную очередь 9 марта – это волшебные фрески 15 века, не утратившие своего великолепия, спустя столько столетий.По узкой крутой лестнице, сделанной из камней соседнего древнего Форума, можно подняться в частную капеллу монахинь, где каждый сантиметр стен расцветает яркими красками и рассказывает удивительные истории из жизни Франчески: как она лечит больных, совершает чудеса и борется с демонами. Невероятные иллюстрации из видений Ада, где дьявол с множеством рогов и перепончатыми крыльями смеется над страданиями несчастных. В такие моменты понимаешь, насколько суеверные средневековые люди жили в мире грез и страхов, молитв и надежд.

иллюстрации из видений Ада, где дьявол с множеством рогов и перепончатыми крыльями смеется над страданиями несчастных

иллюстрации из видений Ада, где дьявол с множеством рогов и перепончатыми крыльями смеется над страданиями несчастных Все фрески имеют «субтитры» на римском диалекте, и кто силен в итальянском и способен разобрать старинные письмена, может блеснуть интеллектом 🙂 Трудно передать словами, прекрасную атмосферу в этих стенах, и насколько ощущения в Тор де Спекки далеки от шумной улицы с плотным движением транспорта, которая находится всего в нескольких метрах от этого оазиса Средневековья. В Риме не так много следов того времени, поэтому определенно стоит потратит пару часов 9 марта каждого года и заглянуть в секретный уголок, о котором знают даже не все римляне!

ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ благодарит за организацию экскурсии и текст Елену Елохину. Не пропустите 9 марта 2017 года, записаться можно на сайте Елены www.sognareroma.ru. Смотрите также инстаграм Елены для вдохновения.

Соньяре Рома – Мечтать о Риме!

italy4.me

Монастыри мира :: Фото, описание, рейтинг лучших

Монастыри возникли из стремления отшельников к духовной жизни вне общества, но в сообществе. Принц Сиддхартха Гаутама отказался от богатства в поисках просветления, став основателем буддийской общины монахов.

Христианское монашество возникло в пустыне Египта, где отшельники искали уединенной жизни. Некоторые были настолько почитаемыми и известными, что обратили своих последователей в ученики, которые сформировали общины в IV веке. Так Антоний собрал отшельников, живущих поблизости в пустыне, которые собирались по воскресеньям для поклонения и общей трапезы. Один из старейших монастырей в мире был основан вскоре после смерти преподобного Антония, названный в его честь, как основателя христианского монашества.

Постепенно монашество распространилось по всей Римской империи. Святой Бенедикт также бежал из мира, но ученики проложили дорогу к его двери. В 530 году он огородил общину стеной и написал правила для монахов, где подчеркнул послушание, умеренность и равномерное чередование труда и молитвы, основав Монте-Кассино - первый монастырь в Италии. Так монашеское движение стало распространяться в Европе. С VI века начали строить монастыри в Англии и Ирландии.

На Киевской Руси иночество началось после принятия христианства. Киево-Печерский - один из первых монастырей Украины, основанный в 1051 году монахом Антонием, родом из Любеча.

Для общинной жизни требовались коммунальные здания. Церковь была приоритетной - молитвы являлись основным занятием монахов. Общежитие, трапезная и другие здания размещались вокруг обители, храмы находились предпочтительно с южной стороны на солнце. Были также кухня, пекарня, цеха и мастерские. Жизнь протекала тихо, без шума и суеты. Гостеприимство было частью монастырского правила, гостевой дом, обычно, находился во внешнем дворе. В популярных центрах паломничества гостевые дома были перегружены, и монастыри строили гостиницы в городе, вне монашеской обители. Принадлежавшие монастырям поместья и гостевые дворы стали основным источником их дохода.

На протяжении столетий монахи и монахини совершали много хороших дел. Они собирали книги и переписывали их, открывали школы и больницы. Монахи были самыми образованными членами общества, а часто единственными образованными. Средневековые монастыри были также местом раздачи милостыни бедным.

В начале XIV века монастыри в Англии были самыми многочисленными. В 1530 году Генрих VIII разорвал отношения с Римом и распустил большинство монастырей. Некоторые из них вблизи крупных селений сохранили как соборы или приходские церкви, другие были проданы богатым семьям, остальные снесены. Монастыри вернулись в Англию лишь спустя столетия.

Престиж религиозных общин пострадал от антицерковного настроения в конце XVIII века (кульминация борьбы с иезуитами), многие из них были разрушены. Особенно во Франции во время Французской революции (например, Леринское аббатство - одно из самых древних). Монастыри никогда больше не смогли восстановить власть, которой они когда-то обладали.

Тем не менее, в XIX веке вернулись религиозные настроения в обществе, и началось возрождение великих христианских памятников средневековья, когда монашество было на своем пике. К концу XX века в большинстве западных стран монахи снова активизировали свою деятельность в образовательной и благотворительной областях, посвятив себя первой цели монашества - созерцанию.

Между тем, на Востоке сохранился традиционный монашеский уклад. Монахи в буддийских странах принимают участие в повседневной жизни общества, как это было раньше в Европе, проводят проповеди, преподают свое учение широкой публике, а не держат народ на расстоянии вытянутой руки, поэтому монастыри и по сей день играют важную роль в буддийском обществе. Ярким примером являются популярные монатыри Тибета: Потала, Джоканг, Норбулинка, Сера, Ташилхунпо, Ронгбук.

allcastle.info

Старинные монастыри Италии

26316

Итальянская культура берет свое начало от монастырей. Именно эти культовые сооружения еще в эпоху Средневековья были колыбелью цивилизации. Они были настоящими очагами культуры и знаний в те времена. Однако эти сооружения не так привлекают туристов, как другие шедевры, созданные итальянскими мастерами. Все же знакомство с Италией не будет полным, если не посетить несколько самых интересных монастырей.

Каждый монастырь имеет собственную удивительную историю. Каждый пропитан особым духом и имеет историческое наследие. Взять, к примеру, Санта-Катерина-дель-Сассо. Это сооружение построено в скале у озера Маджоре. Труднодоступное расположение сооружения не привлекало туристов. Кроме того, до 20-го века он был практически недосягаем для всех, поскольку расположен на обрыве. Сегодня к нему можно попасть по сухопутной тропинке и «с воды».

Монастырь состоит из двух частей: церквушки и обители. Основал этот монастырь в 12 веке купец Безоцци ди Ароло, который чудом спася при кораблекрушении. В 1640 году на обитель свалилась скала. Все же сегодня это действующий женский монастырь. Еще они играет роль музея, причем посещение монастыря не будет стоить ни копейки. А впечатления будут бесценны.

В ста километрах от Рима находится Монтекассино. Это крупнейший старинный европейский монастырь. В нем был образован орден бенедектинцев. Само сооружение имеет двойную ценность. Монастырь был построен на развалинах древнего храма, посвященного богу Аполлону. Причем основатель монастыря Бенедикт Нурсийский при строительстве принял решение снести только языческий алтарь и статую Аполлона. Все остальное сохранилось до сегодняшнего дня. Поэтому в данном монастыре можно увидеть старинный храм в том виде, как он был когда-то построен.

Кроме того, Монтекассино изначально был крупным культурным и научным центром. Монахи вели исследования в разных областях медицины, философии, музыки и т.д. В стенах монастыря была создана она из самых крупных библиотек, была открыта школа, а также открыт скрипторий. Тут в свое время трудились лучшие теологи Средневековья, в частности работал в этом монастыре Фома Аквинский. А три послушника затем стали Папами – это Виктор III, Стефан IX и Лев X.

Монастырь пережил множество войны. Он не раз был переоборудован в укрепительное сооружение. В последнюю войну при штурме монастыря погибло более 20 000 нападавших воинов. При этом британская авиация практически полностью уничтожила здание. Только через двадцать лет удалось восстановить монастырь. В 1964 году он был вновь освящен.

Сакро – Конвенто, расположенный в Ассизи, является главным центром ордена францисканцев. Это уникальное сооружение пронизано духом величия и аскетизма. До строительства монастыря на этом месте было место казни преступников, поэтому в народе место называли «адским». После строительства монастыря место стало носить имя «райское». Святой Франциск нашел свое последнее пристанище в стенах этого монастыря. Монастырскую церковь расписывал Джотто, поэтому монастырь охраняется ЮНЕСКО. После своего недолго строительства (на его возведения ушло 11 лет) монастырь на протяжении 200 лет с 1239 года соперничал за лидерство по количеству манускриптов с Авиньоном и Сорбонной. В 15 веке территория монастыря значительно расширилась, и он превратился в папскую летнюю резиденцию.  С 1971 года это функционирующий мужской монастырь. Причем практически весь комплекс принадлежит теологическому институту.

Похожие статьи:

www.atlas-viatges.com

Сельские монастыри и храмы Италии. Христианские древности: Введение в сравнительное изучение

Сельские монастыри и храмы Италии

Предполагалось, что в переходе от античности к средневековью особую роль сыграли не только городские соборы, но и монастыри. Однако подтвердить это, проследить ход их развития в «темные века» с помощью изучения древностей оказалось не так легко: архитектурные остатки скромных памятников V-

IX вв. изгладились, археологически же монастыри почти не изучали, в увлеченной античностью и развитым средневековьем Европе они мало кого интересовали. В последние десятилетия положение меняется; в Италии новую струю внесли работы Британской школы в Риме, начавшей глубокое натурное изучение сельских монастырей и церквей «до-романского» и раннероманского периода в древнем Самнии, что позволило получить представление не только о строительстве и церковном искусстве, но также о территории и хозяйстве. (Hodges, Mitchell, 1985; Hodges, 1989).

Образцовым объектом изучения стал монастырь Сан Винченцо-аль-Волтурно, стоящий, так сказать, «посреди Италии» (чуть к востоку от линии Рим-Неаполь).85 В 1980 г. здесь, с целью очистки руин и создания археологического парка, были начаты раскопки. Оказалось, что памятник хотя и простой, но очень выигрышный: поселение IX в. гораздо более развито, чем думали, и мало повреждено поздним использованием. Установлено, что средневековое монастырское поселение наследовало Древнюю и хорошо развитую сельскохозяйственную структуру, сохранявшуюся столетиями. В основании лежала вилла самнитского (!) времени, ее сменил раннеримский поселок, затем раннеримская вилла (того же размера) и позднеримская вилла. Последняя «вилла рустика» (V-VI вв.) была частью использована при строительстве церкви монастыря, существовавшего с VIII по XI в. В результате раскопок его удалось представить и как сельскохозяйственный комплекс, и как раннесредневековый центр местного рынка и даже обрисовать его сохранявшиеся в 400-1100 гг. международные связи. Не менее интересны и неожиданны унаследованные от римской эпохи монастырские ремесла: например, производство стекла и эмалей, а также керамики (ее трансформация вплоть до раннесредневековой подробно прослежена). Поскольку руины монастыря лежат в мало развитой сейчас местности, его можно было изучить как элемент единой структуры, в связях с природной средой и окрестными поселениями V–XI вв.

Конечно, уделялось внимание и традиционным церковным древностям, то есть хорошо сохранившейся крипте и части собора, двум меньшим храмам (безымянному позднероманскому и кладбищенскому Сан Винченцо Миноре), приемному залу.86 На монастырском некрополе удалось обнаружить ряд надгробий и подробно изучить развитие обряда.

В связи с работами на Сан Винченцо укажем на еще одну публикацию Британской школы в Риме, посвященную трем церквям южной Этрурии. (Three churches, 1991). Первая из них, «Санта Корнелия», упоминалась как монастырь св. Корнелии «в Капракорио» (1026—35), то есть в поместье папы Адриана I в 15 милях от Рима. Поместье возникло ок. 776 г., а в XI–XIV вв. превратилось в сельский монастырь (трансформация, которая очень напоминает как византийскую, так и древнерусскую, где пригородные монастыри часто появлялись в загородных дворах или дворцах и обычно «наследовали» им).87 Два других храма (Санта Руфина и Сан Либерато) с точки зрения церковно-топографической не менее интересны, поскольку первый демонстрирует наследование раннесредневековым храмом объема, сохранившегося от римского мавзолея, а второй дает обратный пример — средневековой церкви с криптой, возведенной на чистом месте, без предшествующих зданий.

Исследования Британской школы в Риме, серия археологических публикаций которых только начата, показательны как удачная попытка переноса выработанных к последней трети нашего столетия методов «монастырской археологии» Англии (см. ниже) на итальянскую почву. Для нас эти работы важны и как показатель степени изученности раннесредневековых объектов в Европе. Среди русских ученых бытует мнение, что там все памятники стоят на тех местах, где были издревле, а потому исследования средневековых объектов почти не нужны. Это симптоматичное заблуждение порождено, собственно, взглядом «изнутри», из самой Европы, где эти объекты долго не изучали и не публиковали. На самом же деле церковных памятников, в том числе монастырей, имевших относительно короткий период существования в средневековье, позднее заброшенных и ожидающих исследований — очень много и к ним только сейчас начинают по-настоящему приступать.88

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Самые древние монастыри мира • Сооружения

Самые древние монастыри мира

Монашество как способ служения Богу путем отречения от мира насчитывает не одно тысячелетие. Первыми монахами принято считать учеников принца Сиддхартха Гаутамы – основателя буддизма. Однако наиболее полное развитие идея монашества получила в христианстве. В Египте в IV веке возникают первые общины отшельников-христиан. Историю европейского монашества по праву связывают с именем Бенедикта Нурсийского, который основал в VI веке аббатство Монте-Кассино на территории современной Италии.

Стоит заметить, что это была не единственная заслуга патриарха, поскольку им же был написан устав, который на века определил образ жизни монахов-бенедиктинцев. Учитывая влияние, оказанное Святым Бенедиктом на историю монашества, имеет смысл начать знакомство с самыми древними монастырями мира именно с Монте-Кассино, тем более, что это аббатство является не только старейшим, но и одним из крупнейших в Европе.

Монте-Кассино, Италия

Приблизительно в 530 г. Бенедикт Нурсийский организовал христианский монастырь на месте бывшего языческого храма Аполлона рядом с городком Кассино. В последующие века монастырь не раз подвергался нашествиям и разрушениям, но всегда возрождался. В период расцвета, начиная с XIV века, аббатство Монте-Кассино становится местом паломничества, а трое его монахов в разное время избираются римскими папами.

Одна из печальных страниц истории древнего монастыря относится к периоду Второй мировой войны. Военно-воздушные силы союзников подвергли Монте-Кассино массированной бомбардировке, в результате чего монастырь был полностью разрушен. К счастью, культурные и культовые ценности были заблаговременно вывезены. Восстановительные работы велись около 20 лет, и только в 1964 году Монте-Кассино снова стал действующим монастырем, каковым и является вплоть до сегодняшнего дня.

Леринское аббатство, Франция

В V веке на острове Сен-Оноре недалеко от современных Канн Гонорат Арелатский вместе с учениками основал монашескую общину. Спустя триста лет Леринское аббатство стало влиятельным и процветающим. Богатство монахов послужило причиной неоднократных нападений и разграблений монастыря то сарацинами, то пиратами, то испанцами.

В бурные дни Французской революции новая власть изгнала монахов, а само аббатство перешло в собственность актрисы мадемуазель Саинваль, превратившей обитель из места паломничества в гостиный двор. Лишь в 1859 г. епископ Фрежюс выкупил древнее аббатство. После реконструкции в нем снова поселились монахи, которые до сего дня посвящают время молитвам и виноградарству, а также в какой-то мере продолжают дело мадемуазель Саинваль, занимаясь гостиничным бизнесом и принимая туристов.

Мон-Сен-Мишель, Франция

Монастырь-крепость, находящийся на одноименном острове у побережья Нормандии, является одним из самых значимых памятников средневековой архитектуры Франции. Легенда гласит: в VIII веке архангел Михаил явился Святому Оберу, в то время простому епископу, и дал повеление возвести на острове храм. От той первой постройки в виде грота до наших дней сохранилась лишь стена, а всемирно известное аббатство Мон-Сен-Мишель было построено монахами-бенедиктинцами, после того как нормандский герцог Ричард I в 966 г. поселил их на острове вместо изгнанных каноников храма. Даный замок входит в список самых красивых замков Европы по версии портала Samogo.Net.

Как оказалось, святые отцы обладали не только хорошими строительными навыками, но и деловой хваткой. Поскольку остров уже на протяжении двух веков пользовался популярностью у паломников, монахи Мон-Сен-Мишеля выстроили для их удобства городок у подножия своей обители. Их дальновидность окупилась с лихвой – на средства, пожертвованные паломниками, монахи вскоре возвели на скале не только храм внушительных размеров, но и прочие монастырские постройки. Впрочем, аббатство Мон-Сен-Мишель нередко становилось крепостью. Например, в годы Столетней войны монахам и рыцарям аббатства не раз приходилось отбивать атаки англичан. Сегодня древний монастырь – центр туристического паломничества, который посещают более 4 млн. человек ежегодно.

Санкт-Галлен, Швейцария

В далеком 613 году монах-отшельник Галлус основал монастырь Святого Галла. Немного позднее в обители открылась художественная школа, куда пригласили ирландских и английских мастеров. Однако наиболее значимым событием в жизни монастыря стало основание библиотеки в VIII веке. С этого момента за Санкт-Галленом на тысячу лет закрепилась слава центра европейского просвещения. Надо признать, слава вполне заслуженная, ибо находящаяся здесь библиотека насчитывает приблизительно 170 тысяч книг.

Во второй половине XVIII века средневековые здания монастыря были снесены, а на их месте простроены новые, включая собор и библиотеку в стиле позднего барокко. В одном из залов библиотеки, кроме книг, находятся также привезенные из Египта мумии. По решению ЮНЕСКО в 1983 году аббатство Санкт-Галлен вошло в список Всемирного наследия человечества.

Шаолинь, Китай

Дата основания Шаолиня теряется во мгле веков, однако древнее сказание уверяет, что в V веке китайский император, узнав об учении Будды, отправил в Индию послов. Возвратились они вместе с буддийским монахом Бато, который не только основал монастырь на склонах горы Суншань, но и обучил китайских монахов первому комплексу боевого искусства ушу. Процветание Шаолиня начинается после того, как монахи-воины освободили похищенного мятежниками наследника престола. Император Тан в благодарность за освобождение сына щедро одарил монастырь.

На протяжении столетий монахов-воинов, практиковавших кунг-фу, императоры не раз пытались использовать во время многочисленных войн. Их отказ вызывал волну репрессий, закрытие, а то и разрушение монастыря. Но Шаолинь неизменно возрождался! Так продолжалось вплоть до 80-х годов XX века, а точнее до выхода на экраны фильма «Храм Шаолиня», который имел большой кассовый успех. Китайское правительство выделило средства и в короткий срок вокруг монастыря были построены школы кунг-фу, рассчитанные на туристов. Таким образом, была открыта новая страница в истории древнего Шаолиня.

Джвари, Грузия

Джвари – монастырь Креста – построен на вершине горы на том самом месте, где, по преданию, в IV веке святая Нина установила деревянный крест как символ победы христианства над язычеством. Как это не раз случалось в истории, к чудотворной святыне потянулись паломники, и спустя два века на горе построили церковь, а немного позже монастырь. Остатки тех первоначальных построек сохранились до наших дней. В советское время монастырь Джвари пришел в упадок не только из-за антирелигиозной политики государства, но и по причине появления в округе военных баз. После распада Советского Союза Джвари был восстановлен и стал первым памятником Грузии, попавшим в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как шедевр грузинской средневековой архитектуры.

Джоканг, Тибет

Монастырь Джоканг – священное место Тибета, куда ежедневно стекаются толпы верующих, исповедующие различные течения буддизма, а также Бонпо – коренную тибетскую религию. Здесь проводятся обряды посвящения Панчен-ламы и Далай-ламы. Первоначальные здания, возведенные в VII веке, претерпели реконструкцию спустя тысячу лет, монастырь был украшен росписью и статуями. Оккупация Тибета Китаем в 1959 г. и претворение в жизнь идей культурной революции стали настоящей катастрофой для монастыря, часть которого была превращена в свинарник, а древние тибетские манускрипты сожжены в огне. Восстановленный монастырь Джоканг – внушительная четырехэтажная постройка с открытой крышей – в 2000 году занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Перечень самых древних монастырей на этом, разумеется, не заканчивается, но и этих примеров достаточно, чтобы убедиться в их культурном и духовном влиянии на человечество.

Светлана Чамби, Samogo.Net

samogoo.net


Смотрите также