Православные святыни Лигурии — Автор Смирнова Марина. Святыни православные италии


Общие святыни католиков и православных

Эта тема меня давно интересует, ведь у нас много общего. Важные святыни, находящиеся в Италии, притягивают паломников, однако о некоторых реликвиях очень мало информации. О чем-то подобном всегда хотелось написать, и вот редакция "Италии" утвердила тему, живо меня волнующую. Я взялась искать данные, а финальный текст согласовывала со своим другом - православным батюшкой, настоящим поклонником Италии, который объехал все места, о которых я упоминала. Хотелось написать "правильно" со всех точек зрения, в частности, с религиозной. Но вмешался случай в виде редактора. В мою статью внесли изменения - относительно святителя Николая из Бари и Плата из Монопелло. Если по поводу Плата все ок, то с Николаем вышла досадная ошибка. Редактор добавила, что его мощи прикрывали солониной во время транспортировки, но не поставила меня в известность. Это грубейшая ошибка - так перевозили останки Евангелиста Марка венецианцы, но никак не Николая Угодника барийцы. Мне очень обидно, ведь в статье моя фамилия, и никто не знает, что ошибка не моя. Журнал, конечно же, не будет делать никакого опровержения, а потому жж - единственное место, где я могу заявить, что невиноватая:) К тому же редакция сократила некоторые моменты статьи, видимо, экономя место. Поэтому разместить первоначальный текст в этом посте очень важно для меня. И, надеюсь, для вас тоже:) В статье есть некие промахи с фотографиями. Например, Пояс Богоматери - это та часть, что хранится на Афоне, а не в Прато. Во второй моей статье про Новару вместо кастольдино стоит фото бичерина и т.д. Но это все мелочи. Главное - редакция должна демонстрировать автору до публикации, как будет выглядеть статья. Ведь знай я заранее, таких досадных ошибок можно было бы избежать. Но что сделано, то сделано.

84_Cover_All.jpg

Италия – религиозная страна. Здесь базируется святой престол, Ватикан и папа римский, что делает ее сакральным местом для католической паствы всего мира. Но не только для них полуостров считается священной землей. Уже многие века сюда стремятся и православные христиане – поклониться храмам и святыням, многие из которых занимают важнейшее место в религии, оставленной нам по наследству Византией – младшей сестрой Рима.Между двумя самыми крупными христианскими конфессиями, уже упомянутыми католиками и православными, не все гладко и мирно. Однако ошибочно полагать, что тем, кто исповедует православие, на Апеннинах будет неинтересно. Земли Италии полны реликвий, одинаково почитаемых обеими церквями, ведь до 1054 года религия оставалась единой. И эти столетия подарили святыни, ставящие страну в заветный список паломничества каждого верующего, независимо от его исповедания.

svyatiny-2.jpg

Собор святого Петра в Риме Собор, посвященный апостолу Петру, невероятно важен для католиков. Это религиозный центр Ватикана, под боком понтифик и кардиналы, а сама базилика – одна из самых больших, красивых и значимых в мире. Ценен Сан Пьетро и для православных – и с духовной, и с художественной точки зрения. Именно здесь, под сенью главного алтаря, где-то в глубине прячется могила святого Петра – любимого ученика Христа, ставшего епископом города Рима. Как известно, Петр в числе первых последовал за Иисусом, но трижды предал Его после ареста в Гефсиманском саду. Пережив раскаяние, он стал одним из самых деятельных последователей Спасителя: Петр обращал в веру рекордное количество людей, совершал чудеса и даже воскрешал умерших. Именно в Риме апостол принял мученическую смерть на Кресте и был захоронен на том месте, где и стоит сейчас базилика. По личной просьбе его пригвоздили головой вниз, так как Петр считал себя недостойным принять смерть в той же позе, что и Христос. Помимо апостола, в соборе хранятся мощи святых и отцов церкви: Иоанна Златоуста, Григория Двоеслова, апостолов Симона Зилота и Иуды, Льва Великого, мучеников Прокесса и Мартиниана, Григория Богослова, Петрониллы девы и многих других. В разных частях храма расположены чудотворные иконы и настоящие произведения искусства, например, ранняя и поражающая своим великолепием скульптура Микеланджело «Пьета». Юная Богоматерь держит на руках распятого сына - Спасителя. Выразительность, сила, мощь, трогательность, эмоциональность, натуралистичность заставляют на миг замереть перед этим шедевром, созданным Буонаротти всего в двадцать четыре года.Отойдя от встречи с гением, оглядите и сам собор, ведь в его создании принимали участие действительно легендарные личности: Донато Браманте, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Лоренцо Бернини, Антонио да Сангалло, Джакомо делла Порта, Доменико Фонтана…а заложил древнюю базилику император Константин Великий на месте бывшего цирка Нерона, где погибло огромное число первых христиан.

svyatiny-3.jpg

Лорето – Дом Пресвятой БогородицыСюжет Благовещения - явления Архангела Гавриила Деве Марии, воспет в искусстве и религиозных книгах. Удивительно, но у нас есть немой свидетель тех далеких событий, которые имели место две тысячи лет назад в Назарете. До наших дней сохранился тот самый Дом Богородицы, где, по Священному Писанию, она получила благую весть. Сейчас реликвия находится в Италии, а точнее в городке Лорето приморской провинции Марке.После окончания земной жизни Богоматери, ее жилище в Назарете, размером 4 х 9 метров, было весьма оберегаемо апостолами. Позднее Дом окружила базиликой мать императора Константина – святая царица Елена, но набег сарацинов в конце XIII века стал угрозой для почитаемой святыни. Дальнейшая судьба которой окутана легендой – Святой Дом якобы был перенесен ангелами сначала в Хорватию, а потом в итальянский Лорето. Однако у данной истории есть вполне реальное обоснование. Оказывается, транспортировкой святыни занималась семья по фамилии Ангелы, являвшаяся правителями Эпира – древней страны в северной Греции.Что же представляет собой Святой Дом? Это три стены, сложенные из грубых камней, каждая высотой 3 метра. Четвертая выходила в грот, выдолбленный в скале, к которому и примыкало жилище. Внутри есть почитаемая скульптура Девы Марии, иконография которой нам очень знакома – Богоматерь и Христос сплетены фелонью - это «Прибавление ума», тип изображения, известный всем учащимся, пришедший к нам как раз из Италии.Любителям искусства стоит обратить внимание на мраморные стены, возведенные снаружи вокруг святыни для ее сохранности. Созданные по велению папы Юлия II, они являются самым настоящим шедевром в камне. Мраморную оболочку создали по эскизам знаменитого архитектора Донато Браманте, а в работе участвовали талантливые итальянские скульпторы: Андреа Сансовино, Антонио да Сангалло Младший и Раньери Неруччи.

svyatiny-4.jpg

Турин и ПлащиницаПожалуй, это самая знаменитая реликвия в мире. Плащаница из Турина постоянно порождает споры, исследования и диспуты. Представляющая из себя длинный кусок ткани, изготовленная по утраченной технологии, имевшей место во времена Христа на Ближнем Востоке, Плащаница стала фактическим доказательством Воскресения. В нее завернули тело Спасителя после Распятия и положили в гробнице, сделанной в скале. Святыня хранилась в Константинополе, но благодаря Крестовым походам попала в Западную Европу, и вот уже четыре столетия как она украшает собой северный и аристократичный Турин.В чем ее уникальность? На Плащанице отпечаталось изображение Христа в полный рост, где ясно проступают следы крови, ранений и побоев – всех тех страданий, что согласно Евангелию, выпали на долю Спасителя. След от копья, терновый венец, даже орудие бичевания и количество ударов - она неумолимо делится фактами. Благодаря проведенным исследованиям даже удалось установить группу крови – AB (IV) – одна из самых редких в мире.Но самое интересное случилось, когда Плащаницу впервые сфотографировали в 1898 году. На негативе проявилось поразительное и объемное изображение Христа, которое впоследствии стало основой для знаменитой реконструкции NASA. Не было обнаружено красящих веществ и какого-либо рукотворного вмешательства человека, хотя «участие» в изготовлении реликвии некогда приписывали Леонардо да Винчи. Однако для создания подобного отпечатка, по мнению ученых, потребовалось бы огромное количество света и энергии внутри самой Плащаницы, по мощности сопоставимой с ядерным взрывом. При этом ткань должна была бы остаться в целости и сохранности. Согласитесь, такое не под силу даже гению.

svyatiny-5.jpg

Чудо в ЛанчаноСобытия, чудеса и истории, происходившие до момента раскола 1054 года, считаются священными и для католиков, и для православных. Один необычный случай произошел в регионе Абруццо, куда мы и перенесемся. Итак, VIII век, небольшая церковь Сан-Легонций (ныне Сан-Франческо) города Ланчано. Во время утренней службы один из священников совершал Евхаристию – важное священнодействие, во время которого, как утверждает Писание, хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Но у служителя церкви стали появляться сомнения, а так ли это на самом деле. Ведь внешне хлеб и вино не претерпевают никаких изменений. Читая привычные слова молитвы, подвергшийся сомнениям батюшка посмотрел на священные предметы и… Неожиданно крик разнесся по всей церкви. Перед ним, на блюде вместо хлеба была самая настоящая плоть – мышечная ткань человеческого тела, а в Евхаристической чаше появилась алая жидкость, очень похожая на кровь. Пораженный священник получил наглядное разъяснение своим сомнениям, а Тело и Кровь, образовавшиеся в результате Ланчанского чуда, стали святыней города и привлекают большое число паломников.Век прогресса смог проанализировать данные реликвии. Ученые выдали сенсацию - это подлинная плоть человека - фрагмент ткани сердца, а кровь соответствует группе AB (IV), такой же, что и на Туринской Плащанице. Удивительно, что она замечательно сохранилась за более чем двенадцать веков без применения специальных консервантов, а в жидком состоянии и вовсе пригодна для переливания! Ланчанские дары обладают еще одним необъяснимым свойством: кровь свернулась в пять небольших шариков, каждый из которых весит столько же, сколько вся пятерка вместе взятая. Этот факт противоречит законам физики, но объяснение ему до сих пор не найдено.Посмотреть на те самые Тело и Кровь можно и сегодня. Достаточно приехать в Ланчано и зайти в городской собор, чтобы в хрустальной чаше увидеть реликвии «Евхаристического чуда», развевающие сомнения верующих и паломников уже более двенадцати столетий.

svyatiny-6.jpg

Святитель Николай в БариНиколай Мирликийский – самый любимый и почитаемый русский святой. Чудотворца знают даже далекие от религии люди, а благодарность, адресованная ему, просто не знает границ. Неудивительно, что русские паломники всегда стремились не только в Миры Ликийские (территория современной Турции), где прошла жизнь святителя, но и в Бари – крупнейший порт на Адриатике, где с XI века в роскошной белоснежной базилике и почивает святой Николай, которого отделяют от нас более 1600 лет.Перенесение его останков из Мир Ликийских в Италию стало настоящим событием. Место захоронения Чудотворца было под угрозой уничтожения турками, крушившими и разрушавшими все на своем пути, особенно христианские храмы. На помощь пришли барийцы. Они предприняли экспедицию по перевозке мощей Николая Угодника, которая окончилась благополучно. Это придало городу славу и влияние. С того дня почитание и любовь к святителю росла и крепла, а поток паломников из России увеличивался с каждым днем. Чудотворец был особенно уважаем императором Российской империи – Николаем II. На его средства был заменен пол в крипте и подарена икона, посвященная небесному покровителю, а в книге почетных гостей оставлена простая подпись, сделанная венценосной рукой: «Николай. 12 ноября 1892 года».В крипте базилики Сан Никола, где и располагается захоронение святителя, часто проводятся православные службы и молебны, на которых присутствует большое количество людей. Интересно, что католики, прохладно относящиеся к традиции прикладывания к мощам, видя вереницы паломников и невероятное почитание Николая, частенько пристраиваются в очередь, чтобы дотронуться до погребальной плиты в надежде на помощь от великого святого, невероятно любимого и русскими, и итальянцами.

svyatiny-7.jpg

Прато и Пояс БогородицыВсе мы наслышаны о Поясе Богородицы из афонского монастыря Ватопед, который несколько лет назад с почестями привозили в Россию. Любопытно, что часть этой священной реликвии есть и в Италии, в главном соборе тосканского города Прато. История появления Пояса Богоматери на Апеннинах связана с возвышенными чувствами. Некий житель Прато - Микеле Дагомари был торговцем, который решил отправиться на Святую землю в качестве паломника. Там ему предстояла судьбоносная встреча с девушкой по имени Мария – дочерью иерусалимского священника. Влюбленные тайно обвенчались и получили в качестве приданного чудесный подарок – Пояс Пресвятой Богородицы, который когда-то хранился у апостола Фомы. Вернувшись в 1141 году в родной город вместе с женой и святыней, купец не спешил рассказывать об огромном сокровище, хозяином которого ему посчастливилось стать. Почти тридцать лет скрываемая реликвия не покидала стены его дома, и только перед смертью Микеле решился передать Пояс в местный храм святого Стефана. Однако заполучить такую святыню мечталось всем. Так, в 1312 году священник из Пистойи Джованни ди сер Ландетто захотел прибрать ее к рукам, чтобы тайно перенести реликвию в свой храм. Выкрав Пояс Богородицы, он попал в густой туман, который запутал все следы. Оказавшись у ворот Прато, воришка подумал, что уже вернулся в Пистойю и закричал, чтобы быстрее открывали двери, ведь у него Пояс Богородицы, который удалось стащить! Преступника моментально взяли, а святыню вернули на место. Правда, дальнейшей судьбе Джованни никто бы не позавидовал: сначала ему отрубили правую руку, потом привязали к хвосту осла и тащили вдоль реки, а в конце и вовсе сожгли. Больше желающих присвоить себе Пратовскую реликвию не находилось.С тех самых пор Пояс Богородицы хранится в городском соборе, и пять раз в год почетно выносится на поклонение: 8 сентября (Рождество Богородицы), на Пасху, 1 мая (день Иосифа Обручника – мужа Девы Марии), 25 декабря (Рождество Христово) и 15 августа (знаменитое Феррагосто или Успение Богоматери). Святыню выносят на специальный балкон, расположенный сбоку на фасаде собора. Он был сооружен в XV веке скульпторами Микелоццо и Донателло, для того, чтобы демонстрировать Пояс всем собравшимся на площади.

svyatiny-8.jpg

Манопелло и Святой ПлатВ крохотном Манопелло, что припрятан в регионе Абруццо, хранится одна из величайших святынь христианского мира – Нерукотворное изображение Спасителя. Il Volto Santo, как звучит «Святой Плат» по-итальянски, считается не чем иным, как платом Вероники. Женщина подала Христу свой платок, чтобы отереть лицо, когда Тот шел на Распятие. Непостижимым образом изображение Его Лика отпечаталось на ткани.Но реликвия не сразу оказалась в Италии. Сначала она путешествовала по Константинополю и Риму, а в Манопелло Святой Плат привела странная история, случившаяся в 1506 году. Неизвестный странник позвал священника местной церкви и протянул ему сверток со словами: «Береги эту святыню, как дар небес, почитай ее, и она будет защитой для тебя и всей твоей семьи». И действительно, ровно столетие Плат хранился в его доме, и лишь потом оказался в храме, где сразу стал почитаемой святыней. Помимо проникновенного взгляда Христа, устремленного с Плата на каждого входящего, впечатляют и некоторые любопытные факты. Оказывается, это действительно отпечаток человеческого лица, не имеющий к рисунку или имитации никакого отношения. Также проводилось сравнение Плата со знаменитой Плащаницей из Турина. Исследования показали, что лик на обеих реликвиях абсолютно совпадает и принадлежит одному человеку, а точнее богочеловеку, вошедшему в историю под именем Иисуса Христа.

svyatiny-9.jpg

tesoro82.livejournal.com

православные святыни и люди. Беседа с настоятелем прихода святых жен-мироносиц в Венеции священником Алексием Ястребовым

Беседа с настоятелем прихода святых жен-мироносиц в Венеции священником Алексием Ястребовым

У большинства людей слова «святыня», «святость» сегодня ассоциируются скорее с христианским Востоком, нежели с христианским Западом. А между тем Италия ничуть не уступает Востоку. И святая италийская земля исхожена стопами апостолов, обагрена кровью мучеников, прославлена великими богословами блаженными Амвросием Медиоланским и Августином, а при входе в Колизей возвышается крест.

Отец Алексий, почему именно Италия представляет собой своеобразный «клондайк» христианских святынь?

Христианская традиция в Италии имеет 2000-летнюю историю. Первохристианские общины Рима и Медиолана состояли как из простых людей, так и из знати. Все слои общества были проникнуты верой Христовой и готовностью ее исповедать. Поэтому Рим полон святынь. И римская земля, и римский воздух пропитаны проповедью веры Христовой, свет которой несли сами апостолы и первые мученики. Сегодняшний дух западного христианства иной, но в каждом шаге по земле Рима ты ощущаешь их присутствие.

Святыни я бы разделил на две группы. Это святыни собственно италийские и святыни, привезенные из других мест и хранящиеся в Италии. Одних лишь исконно италийских святынь (это мощи апостолов, первых мучеников и учителей Церкви) сотни, а может быть, и тысячи.

В Риме я жил долго и помню, как меня поразила надпись, на которую наткнулся случайно, гуляя по древнему римскому порту Ostia Antica. В сооружении этого важного стратегического и торгового объекта принимали участие Цицерон и многие именитые римляне. Сейчас это музей под открытым небом, по которому просто приятно побродить. Так вот, там я однажды обнаружил дощечку с надписью: «На этом месте была захоронена блаженная Моника, мать блаженного Августина». А мы-то знаем, какой глубокой веры была эта женщина и как она вымолила своего сына, блаженного Августина!

Если говорить о моих впечатлениях, то самый глубокий след в сердце оставили расположенные вдали от центра шумного Рима, в тиши Аппиевой дороги катакомбы. Там ты погружаешься в жизнь древнего Рима, и кажется, что по этим ступеням спускаешься в первые века христианства.

Подземная атмосфера очень таинственна везде: и в Киево-Печерской лавре, и в Зверинецких пещерах в Киеве…

Но, конечно, вы правы, ощущение от катакомб на Аппиевой дороге совершенно особое. Некогда это было единственное недоступное для преследователей место, потому что там, за стенами города, римляне хоронили своих мертвецов и после не возвращались на могилы, считая их скверными. Для христиан же катакомбы стали местом подвига веры.

Еще на Аппиевой дороге, недалеко от катакомб святого Каллиста, стоит маленький, всегда пустующий храмик «Камо грядеши». Именно здесь, по преданию, апостол Петр встретил Господа, идущего в Рим распясться за него. И апостол повернул назад, пошел на крестную смерть.

Да, в Риме словно ступаешь по страницам много раз прочитанных книг, прикасаешься к неприкосновенному бегу времени. Отец Алексий, еще одно сильнейшее впечатление от Италии – это мозаики Равенны V и VI веков. Я не ожидала, что оттенки смальты могут так ощутимо передать горение веры, дух молодого христианства!

Римские базилики были тоже прекрасны, но, к сожалению, во времена расцвета папства их основательно перестроили. Храмы Равенны, находящиеся на периферии, дошли до нас в первозданном виде. Это потрясающие образцы византийского искусства, и всем, кто едет в Италию, советую посетить Равенну, ее церкви San Apollinare in Сlasse и San Vitale. Это то, что было разрушено с приходом мусульман в самой Византии и чудом сохранилось в Италии.

А к северу от Венеции расположен замечательный древний город Аквилея. Там подолгу жил император, оттуда начинались походы на север, и там действовала сплоченная христианская община, из которой происходила мученица Анастасия Узорешительница. В Аквилее тоже чудом сохранилась потрясающая мозаика пола с изображением отдыхающего под древом после кораблекрушения Ионы. Некогда по ней ступали император Константин Великий и святитель Амвросий Медиоланский, о ней разгорелся богословский спор между блаженными Иеронимом и Августином, после чего мозаику почти сразу закрыли другим полом. А во время господства австрийцев при проводимых работах случайно открыли. Так знаменитая мозаика благополучно пережила завоевания Аттилы, все потрясения средневековья и дожила до наших дней.

Отец Алексий, в преисполненную сокровищницу обратили Европу, и прежде всего Италию, крестовые походы и взятие Константинополя в 1453 году турками, когда многие бежавшие из столицы империи уносили с собою ее святыни. Присутствие Византии в Италии очень ощутимо. Когда в Венеции ты стоишь на Piazza San Marco и смотришь на огромные статуи коней на фронтоне собора, то мысленно переносишься в Константинополь. Расскажите о святынях, попавших в Италию в XI–XV веках.

Действительно, в Италии множество византийских святынь. Некоторые из них были подарены самими императорами, и в первую очередь в Венецию – вассальное княжество и важнейший форпост Византии на Западе. Другие вывезены во время крестовых походов. Третьи попали в Италию после подпадения Константинополя под турецкое иго.

Скажем о почитаемых святынях Венеции. Конечно, она, возглавившая четвертый крестовый поход, многое получила по праву победителя. Но святыни попадали в Венецию и иными путями. Мощи святого апостола Марка, символ Венеции, были вывезены из Александрии в начале IX века. Венецианские купцы приплыли в Александрию за наживой и пристали к мусульманскому берегу, нарушив распоряжение властей. Удачно поторговав, они отправились в христианскую базилику, где находились мощи апостола Марка. Там греческие священники посетовали на то, что идут притеснения и базилику хотят разобрать для того, чтобы ее камень употребить на постройку дворца правителю. Венецианцы уговорили греков отдать им мощи апостола и вывезли их из Египта под свиными тушами, к которым мусульмане прикасаться не могли.

В XI веке венецианские моряки конфисковали у греков утаенную теми часть мощей святителя Николая и положили их в храме на острове Лидо. Это произошло через десять лет после перенесения мощей святителя из Мир Ликийских в Бари в 1087 году. Мощи святителя Афанасия Великого они тайно вывезли ради спасения от поругания по просьбе православного архиерея во времена турецкого владычества.

Получается, что многие святыни попали в Италию путем кражи. На ваш взгляд, это благочестивое воровство или действие Промысла Божия?

Нам с нашей сегодняшней психологией это трудно понять, но тогда существовала своего рода мода на собирание святынь: собирая мощи, ты умножал покровителей своего города. И, конечно, не без Промысла Божия все это происходило! Потому что после опустошений, произведенных турками в Малой Азии и Египте, мощи вряд ли могли там сохраниться. Но даже если бы и сохранились, то могли бы мы сейчас там служить или нет, вопрос! А в Италии мы служим и литургии, и молебны в храмах апостола Петра в Риме, апостола Марка в Венеции, святителя Николая в Бари и на острове Лидо.

Однако еще киевский монах Василий (Григорович-Барский), побывавший в Венеции в 1725 году, записал в дневнике: «В Венеции многие церкви имут части святых мощей, греческих и римских. И не показуют никому же». С этой особенностью западного отношения к реликвии сталкивается каждый путешественник по Италии. Если в восточнохристианской традиции принято выставлять святыню для поклонения, то на Западе ее зачастую прячут. Почему?

На мой взгляд, западная традиция такого отношения к святыням берет начало со времен интерпретации деяний VII Вселенского Собора Каролингами (в первую очередь Карлом Великим) в духе умеренного иконоборчества и рационального усвоения святым иконам и мощам роли педагогической, роли Евангелия для неграмотных.

Зачем же тогда было вывозить эти святыни с христианского Востока?

Дело в том, что первое время на Западе мощи почитали так же, как и на Востоке. Более того, после Тридентского Собора в XVI веке святыня чуть не сделалась фетишем. Но в конце концов возобладало отношение, основанное на западном богословии блаженного Августина и каролингской интерпретации VII Вселенского Собора. Сокрушительный удар по почитанию мощей на Западе в XX столетии нанес II Ватиканский Собор.

А когда русские паломники стали приезжать к святыням Италии?

С XI века, когда в Бари перенесли мощи святителя Николая, известно о паломничестве наших соотечественников к ним.

Отец Алексий, вы возглавляете русский приход в Венеции. Русских ведь всегда было много в Италии?

Конечно. Не будем забывать и того, что Италия всегда привлекала людей искусства. Огромная территория на Яникульском холме в Риме, где сейчас находится русское посольство, была куплена князем Абамелек-Лазаревым для устроения школы для художников из России. Это закрытая территория, но мне посчастливилось побывать там на освящении храма, и я видел, как постарались наши меценаты, чтобы русские стипендиаты могли свободно творить в Италии. Италия вдохновляла и русских писателей. «Мертвые души» Гоголь создавал в Риме, и так приятно, гуляя по одной из центральных улиц итальянской столицы, увидеть на одном из домов мемориальную доску, посвященную этому событию. Приток русских людей в Италию связан также с установлением дипломатических отношений с Россией. В XIX столетии здесь жили представители разных аристократических семей. Трубецкие, Багратиони и члены других именитых семейств обрели вечное упокоение на кладбищах Рима и Венеции.

В XX веке в Венеции творили Дягилев, Стравинский, Бродский. Трагедия, разыгравшаяся в России после революции, вынесла за ее пределы многих. Из известных семей, до сего дня имеющих отношение к нашему приходу, упомяну Волконских и Трубецких.

Русские эмигранты во Франции, вспоминая первые годы эмиграции, рассказывают, как на многих улочках Парижа в воскресные дни слышался колокольный звон, храмы были полны прихожан. Сейчас русских храмов стало меньше, изменился их этнический состав (это и экономические эмигранты из стран бывшего Советского Союза, и иностранцы). Русская дореволюционная православная традиция уходит в прошлое.

Безусловно, характер Православия в Западной Европе сильно изменился. Есть соблазн поностальгировать о том, действительно, истинно русском, что было в первые годы эмиграции, когда в некоторых кварталах Парижа человек вообще не ощущал себя за границей. Но, по-моему, это неправильный путь.

Когда Православие начинает свидетельствовать о себе в западном мире, то западный мир, пускай даже его малая часть, делает его своим. Так рождается западное Православие. Француз может совершенно справедливо сказать, что хотел бы слышать службу на французском, потому что по-славянски он не понимает, но является православным человеком. Поэтому в нашем благочинии есть священники-французы, священники-итальянцы.

Что касается русского Православия, оно всегда было терпимо к национальному присутствию в общинах: мы несем веру, несем Православие пастве. И практика пастырской работы во Франции, Англии, связанная с именами владыки Василия (Родзянко), митрополита Антония Сурожского, показывает, что Православию не нужно закрываться в национальное гетто, но смело выходить на проповедь. Эти блаженные «рыбаки» смогли уловить много «рыб» самых разных национальностей – англичан, французов…

В современной Европе эти островки горячей веры образуются именно вокруг ярких личностей, а в целом наблюдается угасание религиозного чувства в сравнении, скажем, с духовным подъемом последних десятилетий в России.

Конечно, то, о чем я говорил сейчас, это положительная сторона вопроса. Есть и отрицательная. Свидетельствуя на Западе о Православии, приходится преодолевать невидимое сопротивление. Гонений на веру как будто бы нет, но вместе с тем дух потребительства, полного безверия, работы для себя и собственной семьи, в лучшем случае, полное забвение о духовных потребностях – все это возобладало. Этот дух, проникая легче всего в незрелые души, постепенно стал поражать детей и внуков русских эмигрантов. И упавшее в Европе знамя русского Православия подхватили люди других национальностей.

Я не могу согласиться с теми, кто считает, что истинное Православие осталось лишь в России, Греции или других православных странах. Неужели вы думаете, что Дух Божий, Который «веет идеже хощет», проникает везде и даже до ада спускается, в Западной Европе не присутствует? Ведь и отец Софроний (Сахаров), и владыка Иоанн (Шанхайский), и отец Серафим (Роуз) жили на Западе и при этом стали поразительно духовными людьми.

Получается, что то, о чем писал Достоевский: «На Западе Христа потеряли, и оттого Запад падает, единственно оттого», – это одно, а совсем другое – личный подвиг каждого православного человека на Западе?

Федор Михайлович был глубоко верующим и талантливым человеком. Он мистически переживал свою духовную жизнь, судьбы России и западного мира. Но все же я избегаю такой жесткой характеристики Запада, потому что не хочу идти вслед за мыслью Ницше: «Падающего подтолкни». Выразив свое ощущение Запада в таких резких словах, Достоевский переживал это «падение» Запада как свою личную трагедию. А многие скажут: «Слава Богу, вот мы, такие хорошие, живем в России, а они там погибают». Да, оскудение духовной жизни на Западе вызывает самые горькие чувства. Но необходимо молиться, чтобы мы свое Православие там не потеряли, чтобы мы нашим Православием светили и свидетельствовали западному миру, потому что все-таки на Западе люди очень хорошие, несмотря на то, что дух века сего проел их до мозга костей. Но как только они начинают чувствовать живое евангельское слово, то начинают тянуться к нему.

Люди хорошие везде, помнить это необходимо, и нынешняя трагедия духовной жизни на Западе должна восприниматься нами, православными, как трагедия, а не повод для радости, иначе мы становимся просто сектантами. Именно так отец Иоанн Мейендорф характеризовал секту. Он говорил, что секта – это маленькая группа людей, уверенных, что только они спасутся, а все остальные погибнут, и от этого факта испытывающих большое удовлетворение.

Мы, конечно, не маленькая группа людей, Православие – вселенское, но тем не менее за оставшуюся часть человечества, будь то католики или мусульмане, наш долг молиться, чтобы и они пришли ко Христу и спаслись. Ведь Церковь же молится о соединении всех на литургии.

А главное – «спаси себя – и тысячи вокруг спасутся»!

Безусловно! Наша проповедь не является навязчивым доказыванием основ своей веры или прозелитизмом сектантского плана с хождением по улицам. Хотя и по улицам мы ходим, распространяя информацию среди православных о нашем храме, но не навязываем ее людям другой веры. Самое основное – личное внутреннее делание. Когда ты начинаешь преображаться изнутри, то свет и духовная теплота изливаются в твоем поведении, молитве, улыбке, слове, и так ты можешь обратить множество людей!

Беседовала Александра Никифорова18.03.2009Православие.ру

ros-vos.net

Православная Италия / Православные святыни Лигурии — Автор Смирнова Марина

Хочу поделиться своими впечатлениями о поездке в  Италию,  в Лигурию  в августе 2013г.   Побывала в северной части Италии, курортных местах недалеко от Генуи.

Цель поездки была обычная  —  покупаться и отдохнуть, а заодно посмотреть памятники культуры, которыми так богата Италия.  Однако,  отдых  больше напоминал паломническую поездку,  потому, что Италия особая страна, история христианства буквально везде.  Гиды и экскурсоводы не стремились показывать именно христианские святыни,  но,  так или иначе, показывали  именно их.

Бывший рыбацкий поселок, а теперь фешенебельный курорт  —  Санта-Маргарита-Лигуре, в котором я отдыхала,  располагает  4 храмами, каждый из которых  редкое чудо.  В двух шагах от гостиницы  базилика  Санта – Маргарита, как я потом узнала, церковь монахов-капуцинов, известная также как храм Пресвятой Девы Марии Розы в стиле барокко   (1680г.)

 Я долго не могла добиться у гидов, когда  и  в честь какой святой он построен (католической или православной). Почему-то наши гиды  очень слабо или вовсе не знают христианскую культуру (и нашу и мировую).  Только под конец поездки из брошюрки я узнала, что собор построен в честь той самой Святой Маргариты  Антиохийской ,  православной мученицы 3 века, которая  претерпела страдания  в 260 г.  (дата указанная в брошюрке,  возможно не точная). Что  в соборе покоятся ее святые мощи (вероятно, часть мощей).  Слева от главного портала имеется вход в  склеп Св.Маргариты. Сведения очень скудные,  кроме этого я  ничего  не узнала. Храм огромный, монументальный, великолепно украшенный в стиле барокко, это пример лигурийского барокко, начиная с 1750г. К сожалению его плохо видно, так как он зажат городскими постройками.

Слева от главного портала имеется вход в склеп Св.Маргариты

В  католической традиции  Святую великомученицу Марину  называют Маргаритой.  Православной церковью празднуется  30 июля, это день моих именин. Я была первый раз за границей, и была рада побыть рядом  со своей святой. В Италии нет такого трепетного почитания святых мощей, как в России.  Дверь в склеп  была всегда закрыта,  затянута паутиной, и было видно, что ее давно не открывали.  Хуже того, на площади перед собором,  для развлечения  отдыхающих , вечером в субботу, в то время, когда в России идет вечерняя Всенощная служба и стоит  благоговейная тишина вокруг  храмов,   в Италии  молодежь  показывала представление – одевшись  в какие-то коричневые балахоны  из замши, напоминающие средневековую одежду, что-то кричали хором и били в огромные барабаны,  громко, нелепо и даже страшно. Неприятно было, что это происходило в непосредственной близости от святого места.

Храмы  в Италии  называют   базиликами (базилика – типичный архитектурный стиль Западной Европы).  Храмы чаще всего открыты  до позднего вечера,  однако, службы идут редко, я поняла, что   только по воскресениям (и то не всегда) или  по большим праздникам. Посетителей очень мало, зайдут один-два и выйдут. Внутри очень красиво,  пышно.  Это великолепие и пустота даже  подавляет.  Вероятно, вместо молитвы можно долго рассматривать окружающую обстановку, как в музее. Стены и пол выложены мрамором,    по центру возвышается  два ряда колонн,  разделяющих пространство храма на 3 нефа, как в  церкви Св.Мартина в городке, расположенном рядом с Санта-Маргаритой – Портофино.

Интерьер церкви Святого Мартина в Портофино (12 век)

Еще одна великолепная церковь  в  Санта-Маргарите  — Сан Джакомо ди Корте располагается на горе, возвышаясь над городом, рядом с ней  знаменитая Вилла Дураццо , где  дендропарк.

Фасад  церкви выполнен в стиле барокко.

В этой церкви почитание  Ностра Синьоре дела Леттера.   Оно связано с деревянной статуей Девы Марии, с младенцем в левой руке,  и латинской буквой  в правой.   Статуя была найдена рыбаками в заливе Корте в 1783 году. Морским течением статую принесло из Мессины после сильнейшего землетрясения

Интерьер церкви Сан Джакомо ди Корте в Санта-Маргарите

Внутреннее убранство   в стиле барокко.  Время  реконструкции церкви в нынешнем виде – 17 в.

Изумляет обилие художественных ценностей – великолепное  убранство:  прекрасная скульптура (дерево и мрамор), живопись  первоклассных мастеров 17 – 18вв., люстры венецианского хрусталя,  в боковых стенах между колоннами  устроены мраморные постаменты, напоминающие гробницы со  статуями или картинами.

Фото набережная Санта Маргариты, церковь Сан Джакомо ди Корте и вилла Дураццо (справа)

При входе справа и слева для омовения рук большие сосуды в виде  морских раковин. Пространство храмов очень большое (на тысячу или две тысячи человек), высокие потолки,  сплошь покрытые монументальной живописью.

Кажется, что эти соборы достойны не какой-нибудь рыбацкой деревушки, а богатого и многолюдного города!  Неужели так богаты были жители этих деревень?

В центре храма деревянные  скамьи для верующих. Однако, молящихся в храмах не видно.  Площадь перед храмами  выложена разноцветной галькой,  чаще узор в виде Вифлеемской звезды. Смотрится очень эффектно и красиво.

Площадь перед церковью Св.Мартина в Портофино

На период моего пребывания в Италии пришелся праздник  Успения Пресвятой богородицы (15 августа по католическому календарю). По-итальянски   называется Ферагоста.  Этот день считается государственным праздником, не рабочим днем. Большинство магазинов было закрыто (некоторые даже несколько дней). Итальянцы поздравляли друг друга с праздником, желали счастья.  В нашем отеле за счет хозяев был устроен великолепный праздничный ужин. Накануне  в храмах не было всенощной службы, по расписанию служба была только утром.  Вечером  14 августа  итальянская молодежь собралась на главной площади, на набережной, где  проходил  концерт  и карнавал. Молодежь была одета в карнавальные костюмы, крики, громкая музыка.  Веселились часов до 3-х утра.

И  опять  я вспоминала нашу милую Россию, где на Успение такая чудная тишина  разлита во всей природе, и тихое пение, и молитва на Всенощной.  Италия, как сообщила нам гид,  светское государство и отношение к религии  следующее: христианство почитается как традиция, но  население его не исповедует.

 С Успением Пресвятой Богородицы связано еще одно мое открытие, это  чудотворная икона Богородицы.

Рядом с Санта-Маргаритой располагается такой же бывший рыбачий поселок, а теперь курорт – Рапалло. Добраться туда ровно 10 минут на автобусе (№7 или 8).  Стоимость 1,5 евро. Надо доехать до конечной остановки (до автобусной станции) и  затем пересесть на автобус № 92.  Стоимость   дальнейшей поездки — 3 евро. Маршрут этого автобуса бежит высоко вверх, по узенькой горной улочке (где двум машинам не разъехаться), минут 20 или 30 и вы оказываетесь на вершине горы, с которой открывается  великолепный вид  на окрестности. Также туда можно добраться по подвесной дороге. На вершине стоит чудный храм в стиле итальянской готики  —  базилика Богоматери Монталлегро (Montallegro), которая построена в честь  чудесного обретенья иконы  Успения Пресвятой Богородицы (Madonna ai Rapallesi).

Храм Санта Мария Монталлегро (Montallegro)

С  задней стороны храма начинается  «Тропа пилигримов». Через определенное расстояние на тропе стоят маленькие часовенки с иконами,   выполненными на меди или  из глазурованной плитки  с сюжетами Евангелия.  Все они располагаются в исторической последовательности от Рождества Христова до   Воскресения. Причем, отходя от одной иконы, вы видите  другую. Вся тропинка  сбоку выложена   приступочками из камня, где можно присесть и отдохнуть.

Тропа пилигримов

У меня было 2,5  часа свободного времени, так как я  подъехала  в 12 часов дня, как раз когда храм закрыли на сиесту (полуденный перерыв), а  затем  его открыли в 14.30.   Такой перерыв у итальянцев обязателен и в храмах, и в магазинах и в ресторанах – все заминает на 2 или 3 часа. Некуда было спешить,  и я с величайшим удовольствием путешествовала по этой тропе,  которая вела на самую вершину, среди высоких деревьев, защищающих путников от горячего солнца.  Но на  самый верх я не пошла,  вдруг  напал страх, что в таких местах могут водиться всякие  южные насекомые (знакомые  нам по Крыму и Кавказу).

Вид на Рапалло, Санта-Маргариту и Портофино.

Зато с удовольствием посидела и попила кофе в уютном кафе на Тропе пилигримов, полюбовавшись прекрасным видом и на Рапалло ,  Санта-Маргариту и  Портофино, выдававшийся  на  скалистом мысе в самое море. От Санта-Маргариты  известный курорт  Портофино находится рядом – 15 минут на автобусе вдоль набережной.

Проведя время таким приятным образом, войдя в церковную лавочку,  на переднем  плане я увидела  Троицу  Андрея Рублева и рядом с ней икону Успения Богородицы.  И опять воспоминание о России! И в Италии знают и чтут нашу Троицу. Не зная  итальянского языка мне и так было понятно:  «вот вам, православненькие,  наша и ваша икона, а все вместе одно целое для верующих людей».

История иконы такая: местному крестьянину в 1557 году на горе, где сейчас стоит храм, было  явление Божией Матери, которая вручила  ему чудотворную икону Успение. На конхе апсиды алтаря изображается это событие.

Роспись апсиды алтаря работы Николо Барабино.

Пресвятая Богородица повелела построить храм на  месте своего явления.  Что и было выполнено. Когда попытались  перенести икону из этого места, то она чудесным образом возвращалась  на свое место  на горе. После этого она пребывает тут постоянно. Икона датируется современными учеными приблизительно 5 веком, она греко-византийского письма. Это одно из самых ранних изображений Пресвятой Троицы, Иисус Христос изображен на ней в Трех Лицах – В полупрофиль и еще 2 раза вполоборота лица.

Алтарь с иконой Успения Пресвятой Богородицы

Икона Успения Пресвятой Богородицы очень небольшого размера,  ее даже плохо видно, поэтому  перед алтарем выставлена ее копия, чтобы можно было приложиться.

Внутри  весь храм от потолка до пола  украшен подношениями верующих. У нас принято вешать золотые кольца, серьги, цепочки на иконы, а у итальянцев  в коробочках под стеклом серебряные сердечки, или  серебряные цветы со словами благодарности и фотографии дарителей.  Видела даже боевые награды (кресты и ордена), картины с изображением кораблей,  портреты  и другие  ценные предметы. С левой  и правой стороны от алтаря входы в пределы, которые тоже сплошь   уставлены подношениями верующих.

Интерьер храма украшен подношениями верующих

По-видимому,  опасаясь воров, все окна в храме еще с древних времен были забраны массивными решетками. Там я встретила пожилую  семейную пару, которая специально приехала помолиться. Они так же как я старательно дожидались  открытия храма, мирно перекусывали на улице в тени густых деревьев,  а потом сидели перед иконой и читали молитвы по молитвослову.

Больше  молящихся  в  итальянских храмах я не встречала,  разве что в  Турине,   перед Плащаницей Господа Иисуса Христа.

 (Продолжение следует)

www.palomnik.it

Православная Италия / Паломники по святым местам Италии с 1 по 8 ноября 2017 года

С 1 по 8 ноября состоялась паломническая поездка по святым местам Италии для небольшой группы паломников из Москвы.

4 ноября 2017 года сестры Вышенской обители, сопровождающие крестный ход, вместе с группой паломников из России поклонились христианским святыням Рима.

Знакомство со святынями Вечного города начали с посещения храма Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore), где поклонились яслям Иисуса Христа, которые были привезены из Палестины в Ватикан в 642 году святой Еленой после падения Иерусалима.

С основанием этой церкви связана одна интересная легенда. В одну из летних ночей 352 года папе Литерию и богатому римлянину Джованни Патрицио явилась во сне Божия Матерь и приказала построить храм на том месте, где выпадет снег. На следующее утро произошло чудо – в августе 352 года на Эсквилине, там, где теперь стоит базилика, выпал снег. Именно здесь и был построен храм, перестроенный в 440-х годах папой Сикстом III.

В храме находится почитаемая икона Божией Матери «Salus Populi Romani» («Спасение римского народа»), авторство которой приписывают святому евангелисту Луке. Наименование «Спасение народа римского» присвоено этой иконе потому, что именно ее святой Григорий Двоеслов в 590 году обнес крестным ходом по Риму во время свирепствовавшей моровой язвы, которая тогда же прекратилась.Затем посетили базилику святого Иерусалимского Креста (Santa Croce in Gerusalemme). Базилика была построена папой Луцием II в XII веке на месте базилики, встроенной в главный зал дворца святой Елены. Часть дворца была обращена в часовню, предназначенную для хранения привезенных из Иерусалима реликвий. Под часовней находится земля, привезенная с Голгофы. Поэтому в названии базилики присутствует уточнение «в Иерусалиме», что означает, что сама базилика находится как бы в Иерусалиме, на иерусалимской земле, в связи с тем, что «кусочек» священного города был привезен в Рим. В храме хранятся многие православные святыни – Гвоздь, которыми Иисус Христос был прибит к кресту, кусочки дерева от Креста, на котором распяли Спасителя, фаланга пальца Фомы Неверующего и др.Святая Лестница (Scala Santa) также связана с именем царицы Елены, которая привезла ее в 326 году из Иерусалима. Именно по этим ступеням Иисус Христос поднимался к Пилату. Спаситель в терновом венце шел по лестнице и в день казни, и кровь его падала на каменные ступени. Мраморные ступени покрыты деревянными досками. По традиции по лестнице поднимаются на коленях.В соборе святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano) поклонились главам святых апостолов Петра и Павла, которые хранятся над папским алтарем.

В тот же день поклонились мощам святого апостола Петра, которые находятся в соборе святого Петра в Ватикане (Basilica di San Pietro), в одном из самых крупных базилик в мире, центре Римо-католической церкви, украшенной работами великих мастеров – Браманте, Рафаэля, Микеланджело, Бернини. Апостол Петр принял мученическую смерть около 64–67 г. н.э. в Риме, в 313 году над его могилой был воздвигнут алтарь первой базилики, которая позднее была перестроена.Мощам святого апостола Павла поклонились в соборе святого Павла (Basilica di San Paolo fuori le Mura). Храм был построен над могилой святого Павла в Риме, которого казнили в 67 году по приказу императора Нерона. Апостол был похоронен в трех километрах от места своей смерти, его могила была отмечена памятным знаком. Впоследствии этот уголок Рима был назван «Три фонтана», по легенде отсеченная голова Святого Павла три раза ударилась об землю, чтобы открыть путь трем подземным ключам. Чтобы почтить память усекновенного апостола, при императоре Константине в IV веке была построена церковь.Мощам святых мучеников Вонифатия и Алексия человека Божия поклонились в одноименной базилике, расположенной на Авентинском холме в Риме. В этой базилике хранится древнейшая икона Божией Матери, перенесенная в Рим в 997 году из Эдессы во избежание угрозы уничтожения от иконоборцев. Еще в V веке, когда икона находилась в Эдессе, от нее дважды исходил глас, обращенный к церковном сторожу: «Дай войти Божиему человеку, стоящему на паперти, – он достоин Царства Небесного». Этим нищим был римлянин Алексий, сын богатого патриция Евфимиана. В день своей свадьбы он сбежал из отчего дома на Восток, где и нищенствовал семнадцать лет, непрестанно молясь. Его невеста сохранила ему верность, никогда больше не выйдя замуж. В Эдессе Алексий услышал глас от иконы: «Возвращайся в Рим». Он вернулся на Авентинский холм, к вратам отчего дома. Его родители не признали в оборванном бродяге собственного сына, но из милосердия позволили ему спать под лестницей и питаться остатками с их стола. Так Человек Божий прожил еще семнадцать лет в нищете и молитве, пока однажды в Риме сами собою не зазвонили колокола, а папе было откровение, что в доме Евфимиана умирает святой. Под лестницей он увидел уже безжизненное тело праведника, сжимавшего в руке листок с надписью: «Я – Алексий, сын Евфимиана». Народ с почестями отнес мощи св. Алексия в Ватиканский собор св. Петра, откуда позднее их перенесли обратно на Авентин, в его отчий дом, обращенный в храм.

Римляне считают Алексея покровителем семьи и любят венчаться именно в этом храме. Говорят, что очередь на венчание расписана на два года вперед.Последним паломническим маршрутом в этот день стала базилика Пресвятой Богородицы «на жертвеннике» (Santa Maria in Aracoeli), куда в XII веке по приказу папы римского Иннокентия II была перенесена часть мощей царицы Елены. Эта церковь была возведена в VI веке на вершине Капитолийского холма, где по легенде тибурская сивилла Альбунея предсказала императору Августу приход Мессии. Мощи царицы были положены в порфировой гробнице в приделе святой Елены, слева от главного алтаря церкви, где они выставляются для поклонения и в наше время.Мы благодарим гида Мария за интересную и содержательную экскурсию по святыням Рима. В этот день после Божественной литургии удалось поклониться многим христианским святыням, помянуть своих родных и близких и возблагодарить Бога за возможность совершить такое паломничество.

Все святии, молите Бога о нас!По материалам сайта:http://svtheofan.ru/item/2627-111.html

Jpeg

Jpeg

www.palomnik.it


Смотрите также