Итальянская Республика: от унитарного государства к федеративному. Унитарное государство италия


Список унитарных государств: особенности устройства разных стран

В известном человеку мире насчитывается более 200 государств и зависимых территорий. Они имеют разный политический строй, различаются по территории, культурному и бытовому укладу населения, отношению к религии. Но основное различие в странах связано с их административно-территориальным устройством. По этому признаку все государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. Наибольший интерес представляет именно первая категория.

Понятие унитарного государства

В широком смысле под унитарным устройством понимают форму национально-государственной организации территорий, при которой все части страны находятся под управлением одной системы органов власти. На территорию также распространяется одна система законов, налогов и повинностей, без привилегий и изъятий.

Унитаризм - один из 3-х видов административного устройства и самый "популярный". В настоящее время в списке унитарных государств насчитывается 85 % от всех стран и территорий в мире. Старейшие государства мира (страны Европы, Африки и Азии) имеют такую административную организацию. Она может быть закреплены нормативно, в Конституции (Польша, Испания, Греция, Португалия и пр.) или просто подразумеваться.

унитарные государства список

Виды государств по статусу административных единиц

В зависимости от состава регионов все унитарные страны делятся на виды:

1. Простые - государство состоит из регионов с одним статусом. Например, Египет состоит из 27 равных провинций, каждая из которых делится на округа, а те, в свою очередь, на районы.

2. Сложные - если в составе есть одна или несколько территориальных единиц с особым положением. При этом автономия может быть административной (другой язык для общения и судопроизводства) или политической (право законотворчества в пределах региона). Достаточно часто регионы страны имеют равный статус, а столичный округ находится на особом положении (Индонезия).

В списке унитарных государств со сложным устройством - Испания, Таджикистан, КНР, Дания, Финляндия и др.

Виды государств по способу организации власти

По признаку управления страны могут быть следующими:

1. Централизованные - органы власти формируются одним способом, находятся в строгой иерархии и соподчинении, действуя в пределах своих полномочий. Среди подобных государств Казахстан, Белоруссия и Китай.

2. Децентрализованные - в звеньях управления этих стран функционируют избираемые органы (чиновники) и отсутствует административный надзор на низовыми органами власти. В списке унитарных государств такого типа довольно крупные образования - Швеция, Франция, Дания, Италия и др.

 унитарные и федеративные государства список

3. Смешанные - страна имеет централизованную систему управления, но в отдельных регионах с особым статусом действуют избираемые должностные лица или органы.

Примеры суверенных стран с унитарным устройством

Самые крупные гегемоны мира имеют федеративное устройство (Россия, США), но подавляющее число стран с высокоразвитой экономикой, играющих значительную роль на международной арене, всё же имеют равную организацию. В XXI веке список унитарных государств постоянно меняется, пополняясь новыми членами. Например, в конце прошлого столения возникло государство Косово, а в 2014 году организовались ДНР и ЛНР.

В настоящее время число стран с унитарным устройством по частям света распределяется следующим образом:

часть света

число стран

Азия

41

Европа

41

Океания

12

Африка

49

Страны Латинской Америки

28

В списке унитарных государств зарубежной Европы стоит остановиться на так называемых карликовых странах (Монако, Люксембург, Сан-Марино, Лихтенштейн). Они также являются унитарными, и многие считают, что регионального деления в них нет. Это не совсем верно, так как Монако - это городской конгломерат, получившийся после слияния 4 округов. Административный границы районов сохранены и в XXI веке. В Сан-Марино (площадь всего 61 кв. км) существует 9 округов, именуемых "кастелли". Люксембург, в свою очередь, также поделён на кантоны.

унитарные государства зарубежной европы список

Список унитарных и федеративных государств насчитывает 199 позиций (171 и 28 соответственно), но под влиянием политических и экономических кризисов последних лет в этом перечне возможны скорые изменения.

fb.ru

Унитарное государство - что это такое? Признаки унитарного государства

Унитарная форма государства - это вид государственного устройства, при котором страна разделена на несколько административных частей, которые не имеют статус государственных образований. Но в некоторых случаях отдельные регионы страны могут обладать некоторой долей самостоятельности в принятии решений. Признаки унитарного государства характерны для небольших по площади и численности населения стран. Но и тут есть исключение в виде Китая, который, несмотря на солидную территорию и огромное население, считается унитарным государством. В таких странах действует единый свод законов, единая конституция и правовая система. Высшие органы управления одни для всех образований в государстве. В настоящее время унитарными является абсолютное большинство независимых государственных образований в мире. Среди таких стран можно отметить Великобританию, Францию, Испанию, Украину и многие другие. В последнее время мы особенно часто слышим упоминание про унитарное государство. Что это такое, мы рассмотрим более подробно.

Унитарность как форма государственного устройства

унитарное государство что это такое

Прежде чем рассмотреть более подробно само определение «унитарного государства», необходимо упомянуть о существующих формах государственного правления. По своей сути форма государственного строя является административным, территориальным и национальным строением страны, которое показывает взаимоотношения между регионами, органами местного и центрального государственного аппарата, а также между разными народностями и нациями, проживающими на одной территории.

Кроме этого, форма государственного строя демонстрирует из каких субъектов состоит государство, какое у них правовое положение и степень их взаимодействия между собой, в какой форме выражаются интересы национальных меньшинств, проживающих в одном регионе, а также как строятся отношения между органами центральной власти и местным самоуправлением.

А вот конкретная форма государственного устройства в той или иной стране зависит от географического расположения регионов, их национального состава, а также от целого ряда факторов, среди которых можно выделить экономический, социальный, исторический и культурный.

Виды форм государственного строя

примеры унитарных государств

В настоящее время существует 3 вида форм государственно-территориального строя:

1. Федерация. Данная форма государственного строя представляет объединение нескольких ранее суверенных (или обладающих широкой автономией в составе государства) стран (регионов) в единое государство на добровольной основе. Самыми известными примерами федеративного строения являются Российская Федерация (в составе 85 субъектов, из которых 22 республики, 4 автономных округа и 1 автономная область), США (50 штатов и несколько свободно ассоциируемых территорий), Индия (29 штатов, столичный округ и 6 союзных территорий) и другие.

2. Конфедерация. Эта форма устройства является государственным объединением нескольких независимых стран. При этом ни один их субъектов конфедерации не теряет свой суверенитет, и обладает собственными вооруженными силами, денежной и правовой системами. Единой ныне существующей конфедерацией является Швейцария (однако в последнее время она приобрела все признаки федерации). Также своеобразными конфедерациями считают ЕС, Союз России и Беларуси, Евразийский Союз.

3. Унитарное государство. Что это такое? Этот вопрос не дает покоя миллионам граждан, особенно в последнее время с появлением очагов сепаратизма в разных странах мира. Это единое государственное образование, которое разделено на административные составляющие, каждая из которых не обладает никаким суверенитетом и подчиняется центральным органам власти. В свою очередь, унитарные государства также разделяют на несколько видов.

Централизованное унитарное устройство государства

признаки унитарного государства

К унитарным государственным образованиям данного типа относят страны, в которых функции власти осуществляются на местном уровне только теми представителями власти, которые утверждены и согласованы центральными органами управления. При этом централизованное государство может предоставить некоторую самостоятельность низшим органам управления на местах. Самые яркие примеры унитарных государств с централизованным устройством - это Великобритания и Дания. Кроме того, признаки централизованности присущи для стран Африки, где на местах власть принадлежит племенам и родам. Хотя стоит заметить, что на сегодняшний день такие государства встречаются довольно редко.

Децентрализованное унитарное государство: что это такое?

страны унитарного государства

К децентрализованным государствам относят те страны, в которых конституция предусматривает разграничение органов центральной власти и местного самоуправления. То есть, фактически, субъекты государственного образования могут иметь достаточно широкую автономию, и при этом располагать собственным парламентом, управленческими структурами и правительством. В основном подобными привилегиями пользуются крупные регионы, которые некогда были независимыми или обладали достаточно широкой самостоятельностью в решении конкретных вопросов. Кроме того, эти регионы зачастую объединены общими историческими, экономическими, и географическими интересами. Субъекты децентрализованного государства могут самостоятельно решать ряд вопросов, среди которых экономические проблемы, вопросы образования, здравоохранения, охраны общественного порядка и коммунального хозяйства. Фактически субъекты превращаются в отдельные страны унитарного государства, которые объединены по каким-то причинам в единое образование. К странам с ярко выраженным децентрализованным устройством можно отнести Францию и Испанию.

Смешанные унитарные государства

Смешанные унитарные государства обладают признаками как децентрализации, так и централизованного воздействия власти на субъекты государственного образования. Фактически, к смешанным государствам можно отнести те страны, некоторые регионы которых обладают широкой автономией и способны самостоятельно решать поставленные задачи. При этом автономии могут устанавливать связи с другими странами, подписывать разнообразные культурные, социальные и экономические меморандумы. Самые яркие примеры унитарных государств смешанного типа - это Италия и Норвегия.

Для государств с унитарной формой устройства характерны несколько отличительных особенностей.

Внутреннее деление унитарных государственных образований

унитарное устройство государства

Как правило, каждая страна разделена на небольшие регионы, которые, в свою очередь, поделены на более мелкие субъекты местного самоуправления. Название регионов может быть разным, но их смысл одинаков во всех странах мира. К примеру, страны бывшего СССР в своем делении имеют большие области, которые, в свою очередь, разделяются на районы и сельские поселения (сельсоветы). Данный раздел не случаен. Регионы формируются на общности интересов исторического прошлого, географического расположения и экономического развития. Подобное административное деление позволяет органам центрального управления максимально контролировать ситуацию по всей стране.

Основные черты унитарных стран

1.унитарная форма государства Все субъекты государственного строя подчиняются действию единой конституции. При этом основной закон может разграничивать центральную власть и самоуправление, таким образом, предоставляя региону некоторую автономию.

2. Единые органы государственной власти. Власть президента страны и парламента на всей территории государства неоспорима. Кроме того, органы центральной власти обладают полномочиями самостоятельно назначать руководителей органов самоуправления на местах.

3.Если на территории государства проживают другие национальности (небольшие по численности), то допускается предоставление им некоторой автономии.

4. Все международные отношения регулируются центральными органами власти. Субъекты государства не могут вступать в международные союзы самостоятельно. Допускается лишь сотрудничество автономий с другими государственными образованиями на культурном и социальном уровнях.

5. Субъекты государства не имеют государственного суверенитета, следовательно, регионы не имеют собственных вооруженных сил, денежной системы и других элементов государственности.

6. Государственный язык во всех субъектах государства един.

Факторы, влияющие на формирование унитарного государства

Многие люди задаются вопросом: «Унитарное государство: что это такое, как оно образовывается?». Попробуем на этот вопрос ответить. Унитарное государство формируется в зависимости от множества факторов. Рассмотрим некоторые из них.

1. Преобладание на территории государства единого культурного и национального населения, которое имеет один язык, одну религию, схожесть менталитета и общую историю.

2. Удобство создания единого государства по экономическим причинам. Государства, которые имеют общие границы с отсутствием таможенных барьеров, могут объединиться в унитарное государственное образование. Правда, стоит отметить, что для этого еще необходима единая валюта, единая система налогообложения, общность правовой системы, а также единство ресурсного потенциала и разделения труда.

3. Внешнее давление со стороны третьих государств. При активном вмешательстве в государственные дела других государственных объединений, страны с общей границей и общими культурно-историческими факторами могут объединиться в единое унитарное государство.

Факторы, которые влияют на разобщенность унитарного государства

какое государство унитарное

На вопрос: «Какое государство унитарное?», большая часть людей ответит, что это страны, которые едины по историческим и культурным традициям, и не сталкиваются с проявлениями разобщенности в обществе. Однако это не совсем так. Для унитарных образований в современном мире характерны многие проблемы. Среди основных можно выделить так называемый сепаратизм, то есть требование одного региона о признании его государственного суверенитета. Рассмотрим, что влияет на разобщенность внутри унитарного государства.

1. Невыгодность объединения по экономическим причинам. Ярким примером в этом случае служит Италия. В последние годы северные регионы страны активно заявляют о суверенитете, особенно это движение популярно в Венеции. Эти регионы являются рычагами экономики страны, и дотируют более бедные южные области.

2. Разная история, культура и язык частей государства. В этом случае самым ярким примером является Украина, которая состоит из регионов с разными культурными и историческими интересами. Так, к примеру, южные и восточные регионы Украины более тесные связи с Россией. В западной части страны ситуация похожа. Так, Закарпатье имеет историческую и культурную общность с Венгрией, Буковина - с Румынией, а Галиция - с Польшей. Но, несмотря на подобную разницу в историческом и культурном плане, Украине присущи признаки унитарного государства.

3. Низкий уровень жизни и недовольство этим фактом населения. В этом случае в качестве примера можно привести Судан. Низкий уровень жизни стал причиной того, что южные регионы страны, которые до этого обладали широко автономией, решили отделиться от основного государства. При этом стоит заметить, что именно в южных регионах Судана сосредоточено до 60% экономических рычагов. В итоге это привело к тому, что на политической карте мира появилось новое государство Южный Судан.

4. Низкая политическая грамотность населения, которая позволяет «политическим лидерам» регионов активно пропагандировать идею создания суверенного государства.

fb.ru

Итальянская Республика: от унитарного государства к федеративному

Преподаватель кафедры правого обеспечения управленческой деятельности Генри Сардарян считает, что «будущее итальянского государства однозначно — оно будет единым. Однако единство Италии может быть обеспечено различными путями».

В современном мире активно протекают процессы по поиску новых интеграционных государственно-правовых форм, объединяющих народы. Яркими примерами являются Европейский Союз, НАТО, зарождается Евразийский Союз и т.д.

В то же время далеко неоднозначна перспектива развития более традиционных государственно-правовых форм, таких, как унитарные и федеративные государства. Сегодня между ними фактически стирается грань, и можно говорить о сложных унитарных государствах как о некоей промежуточной форме на пути к все большей автономизации регионов и возможной федерализации государств.

Данный процесс охватил значительную часть Европы. Ярким примером является Великобритания, где в последнее время идут разговоры о возможным проведением референдума о независимости Шотландии. Этот пример является наиболее наглядным, так как он демонстрирует, что социально-экономический уровень развития и уровень жизни не всегда являются определяющим фактором, когда речь идет о сосуществовании различных этносов в рамках одного государства. Данная проблема может решиться, вероятнее всего, вступлением Шотландии в ЕС, что позволит невелировать последствия возможной независимости. Однако существует грань политической культуры и неприемлимости подобного разъединения.

Схожие процессы можно наблюдать в Испании, отчасти во Франции. Но особое внимание я бы хотел уделить Италии.

В отличие от Испании и Великобритании, где речь фактически идет о различных этносах, объединенных в рамках одного государства, в случае с Италией можно говорить о более или менее однородном этносе со значительными региональными особенностями.

Важность Италии для Российской Федерации определяется рядом факторов, в первую очередь, экономических, которые не могут остаться незатронутыми в случае серьезных перемен в государственном устройстве наших партнеров.

Традиционно принято считать, что некий цивилизационный и социальный конфликт в Италии существует между Севером и Югом. Это сложно отрицать, в особенности учитывая постоянно растущую популярность политических сил, в той или иной мере призывающих обособить Север Италии.

В то же время проблема значительно глубже. Можно с уверенностью говорить о серьезных различиях между не то что регионами, а даже городами в рамках одного региона. Причин тому много, начиная с искусственного определения границ ряда регионов и заканчивая особенностями политической системы Италии. Констатировать можно одно — проблема существует и требует решительных шагов со стороны итальянского правительства.

Само происхождение данной проблематики имеет очень глубокие корни.

Достаточно учесть, что вплоть до объединения Италии в 1861 году на разных территориях государства действовали разные правовые и административные системы. Жизнь части территорий, в частности ряд Северных регионов, уже была пронизана Наполеоновским кодексом и французской системой управления. Папское государство находилось под прямым управлением Папы Римского, в то время как Королевство Двух Сицилий подчинялось династии Бурбонов. После объединения Италии на территорию всего государства просто была распространена Пьемонтская правовая система, а чиновники-назначенцы из Турина приступили к исполнению обязанностей на территории всей Италии.

Удивителен сам факт образования Италии в качестве унитарного государства. Практически все действующие лица объединительного процесса выступали за Италию как минимум федеративную, а желательно и вовсе конфедеративную. За унитарное государство выступали лишь отдельные представители республиканского движения, которые отличились лишь теоретическими трактатами.

Вообще, весь процесс объединения Италии можно назвать удивительным. Вряд ли где-либо еще можно найти пример, когда ярый республиканец (Гарибальди) самостоятельно захватывает половину страны и дарит ее Королю (Виктору-Эммануилу II).

В последствии в Италии была выстроена крайне централизованная система управления, при которой префект, наиболее значимая фигура на региональном уровне, назначался из центра. От префекта зависело практически все, начиная от результатов национальных выборов и заканчивая социально-экономическим развитием того или иного региона.

За 150 лет Италия прошла через фашизм, образовала республику, которую условно принято делить на две (до 1990-х и после), однако проблема государственного устройства сохранилась, обретя еще и правовые основания.

Италию принято считать унитарным государством, об этом фактически говорится в Конституции государства, в которой, однако, также устанавливается, что «Законодательная власть принадлежит государству и областям», «области могут заключать соглашения с иностранными государствами» и т.д.

Устанавливается также особый статус для 5 регионов, у которых уровень автономии еще выше. Данные нормы кажутся естесственными, если учитывать искусственный характер рамок унитарного государства, в которых существует Италия. Фактически, номинально определяя себя в качестве унитарного государства, Италия на деле является более федеративной, чем ряд современных федераций.

Реформа избирательной системы, проведенная еще при премьер-министре Берлускони в 2005 году, создала условия для крайне высокого представительства регионального мнения в парламенте. Выборы в Сенат организовываются по мажоритарной системе, и избирательные округа формируются в границах регионов (за исключением 6 округов для итальянской диаспоры). При этом партия, набравшая относительное большинство в регионе, автоматически получает 55% мандатов данного региона.

При пропорциональных выборах в Палату Депутатов партии представляют региональные списки. То есть жители Турина и, скажем, Неаполя, голосуя на выборах за одну и ту же партию, голосуют за разные партийные списки, а затем, при распределении мандатов, обеспечивается равное представительство всех регионов, проголосовавших за данный список.

В итоге, благодаря данной системе такие партии, как Лига Севера, пропогандирующие идеи обособленности Севера и Юга страны, получают возможность не то что пройти в парламент, но и стать частью правительственной коалиции, обладая голосами части избирателей в ряде северных регионов.

Несмотря на недавнюю отставку лидера Лиги Севера Умберто Босси, популярность его партии, в особенности после ее перехода в оппозицию, будет расти.

Будущее итальянского государства однозначно — оно будет единым. Однако единство Италии может быть обеспечено различными путями. Это может быть централизация и закручивание гаек, а может быть еще большая федерализация и предоставление более широких полномочий регионам страны. Уровень политической культуры итальянского народа позволяет с уверенностью утверждать, что развал, которого опасались главные действующие лица периода объединения Италии, ей не грозит.

В современных искусственных рамках унитарного государства развитие конституционного и текущего законодательства Италии проходит в направлении федерализации, что приводит к частичной деформации политической и правовой системы. Однозначно одно: каким бы ни было следующее правительство Итальянской Республики (технократичным, популистским, харизматичным), ему прийдется иметь дело с данным вопросом, на который от него уже скоро будут ждать ответа.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике «Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Коммерческое использование данной информации запрещено. При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.

mgimo.ru

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО - это... Что такое УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО?

 УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, форма государственного устройства, при котором управление осуществляется центральной властью. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (области, края, департаменты) в отличие от федерации, которую образуют ее субъекты. В унитарном государстве - единая конституция, один представительный орган, одно правительство. В административно-территориальных единицах многих современных унитарных государств (например, Италия, Франция) действует система местного самоуправления, однако обязательно имеется представитель центральной власти (префект, государственный комиссар и т.п.).

Современная энциклопедия. 2000.

  • УНИВЕРСУМ
  • УНИФИКАЦИЯ

Смотреть что такое "УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО" в других словарях:

  • Унитарное государство — (от лат. unitas – единство) – одна из форм территориально политической организации и управления государством, в которой реализуется принцип распределения власти между центром и местными органами, политико правовой статус входящих в государство… …   Политология. Словарь.

  • УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — форма государственного или национально госу дарственного устройства, при котором территории государства подразделя ется на административно территориальные единицы (области, круга, районы, департаменты и т.п.). В УНИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ, в отличие… …   Финансовый словарь

  • УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — форма административно территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть (Италия, Болгария, Республика Корея, Алжир, Колумбия). Краткий географический словарь. EdwART. 2008 …   Географическая энциклопедия

  • УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, предоставляющее минимальную хозяйственную самостоятельность регионам. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 …   Экономический словарь

  • унитарное государство — Государство, на территории которого нет федеративных единиц (штатов, земель и пр.), но часть властных полномочий передана административно территориальным единицам: департаментам, областям, районам, например Франция или Польша …   Словарь по географии

  • УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — см. Унитаризм …   Юридический словарь

  • УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель), а подразделяется на административно территориальные единицы (районы, области и т. д.) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Унитарное государство — (от лат. unitas единство; англ. unitarian/unitary state; фр. unitaire) в конституционном праве форма государственного устройства, при котором территория государства подразделяется на административно территориальные единицы (области, округа,… …   Энциклопедия права

  • Унитарное государство — УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, форма государственного устройства, при котором управление осуществляется центральной властью. Территория унитарного государства подразделяется на административно–территориальные единицы (области, края, департаменты) в… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — простое по составу, единое цельное государственное образование, состоящее из административно территориальных единиц (департаменты, провинции, округа, области, кантоны и т.д.), не имеющих каких либо суверенных прав и подчиненных центральным… …   Юридическая энциклопедия

dic.academic.ru

Государство унитарное | Понятия и категории

ГОСУДАРСТВО УНИТАРНОЕ (от лат. unitas - единство) - форма государственного устройства, характеризующаяся центральным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований. В этом смысле государство унитарное принято называть простым государством. Унитарное государственное устройство характеризуется высокой степенью централизации политической власти, большей (в отличие от федеративного государства) целостностью и единством.

Это единое, слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью. Для него, за редким исключением, характерны следующие признаки: единая конституция и единое законодательство; единая централизованная система органов исполнительной власти; единая судебная система; деление территории государства на административно-территориальные единицы, статус органов власти которых определяется нормами общегосударственного права и т. п. Государство унитарное имеет единое гражданство, единый бюджет и др. Форма государства унитарного дает возможность центральным органам государственной власти концентрировать в руках центра ресурсы страны и быстро проводить свои решения через исполнительные органы административно-территориальных единиц. В государствах, не имеющих компактно проживающих этнических групп населения, унитаризм может разумно сочетаться с децентрализацией и территориальной автономией какой-либо части государства.

Территориальное деление в большинстве государств унитарных является административным. В административно-территориальных единицах имеются органы общей администрации. Административно-территориальное деление в государстве унитарном включает различное число ступеней. Как правило, это зависит от численности населения и размеров территории страны. В небольших странах существует двухзвенное, в других — трех- и даже четырехзвенное административно-территориальное деление. Самыми крупными территориальными единицами являются области, провинции, губернаторства и т. п. В мире есть небольшие государства, которые вообще не имеют административно-территориального деления (Мальта, Бахрейн и др.).

В государстве унитарном со сложным (асимметричным) государственно-территориальным устройством составные части государства имеют различный конституционно-правовой статус. Обычно наряду с административно-территориальными единицами имеются области (регионы), обладающие большими правами и являющиеся территориальными автономиями. Степень самостоятельности таких автономий различна. В одних странах (Китай, Эфиопия) автономии являются административными (издание газет, радиовещание, судопроизводство на местном языке), в других — законодательными или политическими (издание местных законов по определенным вопросам). Так, законодательная автономия существует в ряде стран Европы: в Дании (Гренландия), во Франции (Корсика), в Португалии (Азорские острова), в Испании (Страна Басков и др.).

Государство унитарное с точки зрения организации публичной власти разделяют на децентрализованные и централизованные. В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Так, территории Испании и Италии состоят из автономных единиц (20 — в Италии и 17 — в Испании), хотя объем их прав не является одинаковым. Такие страны, как Италия и Испания называют «регионалистскими», имеющими тенденцию перехода от унитарной к федеративной форме государственно-территориального устройства.

Некоторые государства унитарные являются относительно децентрализованными. В звеньях административно-территориального деления таких стран есть избираемые населением представительные органы, обладающие полномочиями по решению вопросов местной жизни. Однако не существует местного законодательства и прав, которыми обладают автономии в «регионалистских» государствах.

Централизованными государствами унитарными являются такие, в которых нет выборных органов на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы. Функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы. Таких государств, в которых отсутствуют местные выборные органы, в настоящее время немного (отдельные страны Африки и Азии). Такая форма государственного устройства присуща некоторым государствам с авторитарным или тоталитарным режимом, в которых, хотя и имеются местные выборные органы, управление страной осуществляется центральной государственной или партийной олигархией, а то и вовсе одним лицом — диктатором.

Государство унитарное может существовать самостоятельно как отдельное суверенное государство. Оно может также входить в состав другого государства на федеративных началах, т. е. сохраняя определенный комплекс своих суверенных прав, либо на автономных началах.

В бывшем составе СССР государствами унитарными считались все союзные республики, кроме Российской Федерации, а также все автономные республики. В современной Российской Федерации государствами унитарными являются все республики в составе РФ. Государствами унитарными являются также большинство государств мира.

См.: Государство, Государство федеративное, Конфедерация.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 76-78.

ponjatija.ru


Смотрите также