Энцо Гросси: два линкора на боевом счету. В италии лодка


Итальянские подводные лодки. Подводная война. Хроника морских сражений. 1939-1945

Итальянские подводные лодки

На момент объявления войны подводные лодки ВМС Италии находились в своих базах Таранто, Ла-Специа, Палермо, Триполи, в Сардинии, в Леро, в Додеканах, в Тобруке в Ливии, в Адрии, в Красном море. В общей сложности итальянские ВМС насчитывали 115 подводных лодок.

Значение для ведения боевых действий представляли лишь 108 из них, те, которые были построены в рамках программы модернизации итальянского подводного флота (с 1936 по 1942 год) после войны с Эфиопией.

В 1936 году на стапелях находились лодки двух типов: три Foca и три Brin.

Лодки типа Foca (Foca, Zoa и Atropo) были минными заградителями (36 мин) и оснащены шестью торпедными аппаратами, одной 100-мм пушкой и четырьмя 13,2-мм пулеметами. При водоизмещении 1318 тонн их скорость над водой составляла 14 узлов. Они были сданы в эксплуатацию в конце 1937 – начале 1939 года.

Три подводные лодки – Brin, Galvani, Guglielmotti – имели на вооружении восемь торпедных аппаратов, одну 100-мм пушку и четыре 13,2-мм пулемета. Их водоизмещение составляло 1016 тонн, максимальная скорость – примерно 17 узлов. В эксплуатацию эти подводные лодки были сданы в 1938 году.

В течение 1937 года на стапелях было заложено 11 подводных лодок с большим радиусом действия, из них девять – типа Marcello (водоизмещение 1060 тонн, восемь торпедных аппаратов, две 100-мм пушки, четыре 13,2-мм пулемета, максимальная скорость – 17,5 узла). Marcello, Barbarigo и др. были сданы в эксплуатацию в 1938 году. Еще две лодки – Archimede и Torricelli, переданные Испании в 1938 году, – обладали характеристиками типа Marcello.

В 1938—1939 годах на стапелях было заложено еще 12 лодок с большим радиусом действия: две лодки Cappellini (Сommandante Cappellini и Сommandante Face Di Bruno) водоизмещением 1083 тонны, шесть Marconi: Guglielmo Marconi, Leonardo da Vinci и др. (водоизмещение 1192 тонны, скорость 18 узлов, восемь торпедных аппаратов, одна 102-мм пушка, четыре 13,2-мм пулемета), сданные в эксплуатацию в начале 1940 года; и четыре лодки типа Liuzzi: Console Generale Liuzzi, Alpino Bagnolini, Reginaldo Giuliani, Capitano Tarantini.

В общей сложности 29 подлодок, к которым добавились еще 19: семнадцать – типа Adna водоизмещением приблизительно 600 тонн, две – типа Argo водоизмещением 794 тонны, предназначавшиеся для обороны побережья.

Несмотря на то что эти лодки задумывались как подводные корабли «прибрежного действия», к началу войны они с успехом применялись в Атлантике. Их максимальная скорость составляла 14 узлов.

У итальянцев на 10 июня 1940 года в распоряжении имелось 108 новых подводных лодок. Вместе с пятью лодками типа Н и двумя лодками типа Х, участвовавшими в Первой мировой войне, эти 115 лодок составляли один из самых значительных подводных флотов в мире8.

Что же произошло с этим значительным числом лодок? Откровенно говоря, результат их действий не соответствовал тому, чего от них ожидалось, несмотря на бесспорное мужество их командиров и экипажей, которые были лучше подготовлены для самостоятельного боевого применения, чем для массовых атак «волчьих стай», для проведения которых готовил экипажи Дёниц. Итальянские экипажи вскоре попали в зависимость от немцев, в особенности лодки с базами приписки в Бордо, действовавшие в Атлантике. Единство между государствами оси было лишь внешним, ему не хватало внутренней связи.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

document.wikireading.ru

Энцо Гросси: два линкора на боевом счету

История войны на море знает случаи, когда подводные лодки, эти сравнительно небольшие корабли, топили очень крупные боевые единицы – такие, как линкоры. Широкую известность получили и командиры этих лодок — например, Гюнтер Прин, потопивший английский линкор «Ройал Оук», или Ганс Тизенгаузен, пустивший на дно другой британский линкор «Бархэм». Гораздо менее известно имя ещё одного подводника, воевавшего на стороне стран Оси — Энцо Гросси. А ведь на его боевом счету значились целых два американских линкора!

Энцо Гросси (Enzo Grossi) родился в семье итальянских эмигрантов в Сан-Паулу, Бразилия, 20 апреля 1908 года. Затем его родители вернулись в Италию, где Гросси выбрал для себя военную карьеру и стал морским офицером. Начало Второй мировой войны он встретил, командуя устаревшей подводной лодкой «Медуза» (R.SMG. Medusa, тип «Аргонаута»), построенной в 1931 году, на которой не добился никаких успехов.

Всё изменилось для Гросси в лучшую сторону после того, как осенью 1941 года он получил под своё начало куда более современную лодку «Барбариго» (R.SMG. Barbarigo), приняв её от капитано-ди-корветта (capitano di corvetta – капитан 3-го ранга) Франческо Мурци (Francesco Murzi). «Барбариго» была подводной лодкой серии «Марчелло», одного из лучших типов океанских итальянских лодок во Второй мировой войне. Она вступила в строй в 1938 году и к 1941 году уже совершила шесть боевых походов. Базировалась «Барбариго» на атлантическом побережье Франции, на недавно созданной в порту Бордо военно-морской базе. База имела кодовое наименование BETASOM (производное от «Бордо» и «Sommergibile» – итал. «субмарина»). Первые два патрулирования капитано-ди-корветта Гросси на «Барбариго» были краткосрочными и закончились преждевременно и безрезультатно по причине технических неисправностей.

Два «нейтрала» и «линкор»

14 января 1942 года лодка вышла в свой девятый поход. 23 января на пути «Барбариго» оказался испанский лайнер «Навемар» (Navemar, 5473 брт), который до этого вывез из Кадиса в Нью-Йорк 1120 еврейских беженцев из Франции, а теперь пустой возвращался в Испанию. Гросси потопил нейтральное судно торпедами, и это был его единственный успех в походе, если потопление «нейтрала» вообще можно считать успехом. 14 февраля лодка вернулась на базу.

25 апреля 1942 года «Барбариго» снова покинула Бордо, держа курс к водам Бразилии для патрулирования у мыса Сан-Рокко – там предполагалось встретить интенсивное судоходство при минимальной противолодочной деятельности. Лодка прибыла в заданный район 17 мая и уже на следующий день обнаружила и атаковала бразильское судно «Команданте Лира» (Comandante Lyra, 5052 брт), поразив его одной торпедой. При этом командир лодки удвоил тоннаж «бразильца», определив его в 11000 брт. Тонуть транспорт не спешил, и Гросси пустил в ход палубное орудие, не желая больше тратить торпеды.

​Колоритное и динамичное фото Энцо Гросси у перископа — охотник, выслеживающий добычу! - Энцо Гросси: два линкора на боевом счету | Военно-исторический портал Warspot.ruКолоритное и динамичное фото Энцо Гросси у перископа — охотник, выслеживающий добычу!

Когда судно наконец-то начало погружаться, итальянцы решили, что оно обречено, и покинули место атаки. Но «Команданте Лира» повезло: радист судна успел послать в эфир сигнал бедствия, который был принят американским соединением кораблей Task Force 23 в составе крейсеров «Милуоки» (USS Milwaukee) и «Омаха» (USS Omaha), а также эсминцев «Моффет» (USS Moffet) и «Макдугал» (USS McDougal). В итоге затопление судна удалось предотвратить, и оно было отбуксировано в порт бразильским буксиром. Необходимо заметить, что и на этот раз Гросси атаковал нейтральное судно: Бразилия вступила во Вторую мировую войну лишь 22 августа 1942 года, при этом одной из причин присоединения к союзникам как раз послужили многочисленные атаки бразильских судов подлодками стран Оси.

В ночь с 19 на 20 мая произошла первая из двух атак Энцо Гросси на американский «линкор». Вот как он сам описывал это:

«20 мая 1942 года

02:45

Лодка находится в точке с координатами 04°19'S 34°32'W, наш курс 20°. Я посылаю наверх второго вахтенного, а также приказываю дать ход вперед левым дизелем. Одновременно отдаю приказ приготовить к выстрелу два кормовых и два носовых торпедных аппарата. После этого я тоже поднимаюсь из центрального поста на мостик и вижу большой эсминец, находящийся от нас на расстоянии около 600 метров. Я меняю курс, чтобы использовать носовые торпедные трубы, и в это время впередсмотрящий сердженте Каммарата сообщает мне об обнаружении большого корабля по левому борту. Бросив быстрый взгляд, я опознаю его: мы столкнулись с американским линкором (легко узнаваемым по решетчатым мачтам) в сопровождении эсминца.

Я принимаю решение атаковать кормовыми торпедными аппаратами, потому что в дополнение к уже упомянутому эсминцу еще один появляется впереди линкора. Я приказываю гардемаринам (лейтенантам – прим.ред.) Тенди и Дель Санто наблюдать за первым эсминцем, в то время как второй вахтенный будет следить за вторым; прочим приказываю вести наблюдение во всех остальных секторах обзора. После того, как второй эсминец поворачивает налево, я оказываюсь внутри эскорта. Я останавливаю правый двигатель, и, используя один лишь левый, медленно разворачиваюсь вправо. Второй вахтенный офицер призывает меня выпустить торпеды, потому что второй эсминец еще раз повернул вправо и оказался на расстоянии приблизительно 1000 метров от нас и на курсовом угле 0°. Они не видят нас благодаря волнению в три балла и низкому профилю самой лодки. Находясь на расстоянии 650 метров до цели, я практически не смогу промахнуться. Поэтому я решаю продолжить атаку, даже если мне придется протаранить вражеский корабль. Атака такой цели оправдывает любой риск.

02:50

Я отдаю приказ “огонь” торпедным аппаратам №№5 и 6. 5-я торпеда настроена на глубину хода 4 метра и дальность 8000 метров, 6-я имеет установку на 2 метра и дальность 2000, она принадлежит к типу 115 (т.е. имеет всего 115 кг взрывчатого вещества – прим.авт.). После того как торпеды вышли, я увеличиваю скорость и поворачиваю на курс 10°; только в этом направлении у меня есть хоть какая-то возможность уйти, находясь на поверхности. Я решаю не погружаться, потому что кормовые аккумуляторы абсолютно разряжены, а носовые могут дать только 4000 ампер. Все наше артиллерийское оружие готово к бою. Прошло 35 секунд с момента пуска, и два одновременных взрыва подтверждают, что обе торпеды нашли цель. В то время как от попадания торпеды №5 мы слышим только взрыв, второй вахтенный видит вспышку от взрыва торпеды №6 над поверхностью воды. Гардемарин Тенди докладывает мне, что он наблюдает линкор в свой бинокль, тот тонет; я также уверен, что он идет ко дну. Видны эсминцы, которые стремительно движутся к поврежденному кораблю. На расстоянии около 800 метров я вижу погружающегося колосса, его носовая часть полностью в воде по самый мостик, он сильно накренился на правый борт.

02:57

Я приказываю приготовить к выстрелу трубы №7 и 8, чтобы использовать их против эсминцев, которые могут нас преследовать. Но эскорт, к моему удивлению, этого не делает. Постепенно я увеличиваю скорость до 380 оборотов. Линкор, который я легко опознал как принадлежащий к типу «Мэриленд-Калифорния», шел курсом 200° и со скоростью 15 узлов».

Только после войны выяснилось, что «линкор», который атаковал Гросси, оказался американским крейсером «Милуоки» всё из того же соединения Task Force 23, на котором даже не обнаружили присутствие итальянской субмарины. Гросси не только неправильно опознал цель, но и ошибся в определении её скорости: крейсер шёл на 25 узлах. Не удивительно, что торпеды с «Барбариго» прошли мимо.

​Неудавшийся «линкор» Энцо Гросси — лёгкий крейсер «Милуоки». Построенный в 1923 году, он с началом Второй мировой войны действовал в Атлантике. В 1944 году в счёт итальянских репараций он был передан Советскому Союзу и вошёл в состав Северного Флота как «Мурманск». В 1949 году возвращён американцам и пущен на слом - Энцо Гросси: два линкора на боевом счету | Военно-исторический портал Warspot.ruНеудавшийся «линкор» Энцо Гросси — лёгкий крейсер «Милуоки». Построенный в 1923 году, он с началом Второй мировой войны действовал в Атлантике. В 1944 году в счёт итальянских репараций он был передан Советскому Союзу и вошёл в состав Северного Флота как «Мурманск». В 1949 году возвращён американцам и пущен на слом

Уйдя из района атаки, Гросси доложил на базу о потоплении им американского линкора типа «Мэриленд» (USS Maryland) или «Калифорния» (USS California). Командующий BETASOM немедленно запросил у него дополнительную информацию, и Гросси уточнил, что это был линкор типа «Калифорния». Линкоры этих двух типов были внешне очень похожи друг на друга, однако они разительно отличались от лёгкого крейсера «Милуоки» типа «Омаха» хотя бы тем, что имели по две дымовые трубы, а у «Милуоки» их было целых четыре. К тому же, у «Милуоки» и в помине не было мачт решётчатого типа, которые присутствовали на упомянутых линкорах и которые Гросси «разглядел», выйдя на мостик.

Ещё труднее объяснить взрывы торпед, которые слышала вся надводная вахта «Барбариго». Возможно, это был просто массовый самообман: все ожидали взрывов, и все их «услышали». Как бы то ни было, после повторного подтверждения от командира «Барбариго» об успехе атаки командующий базой BETASOM контр-адмирал Полаччини (Contrammiraglio Romolo Polacchini) сообщил новость Командованию подводных лодок в Италии. Принимая во внимание ошибки, нередко возникающие во время войны на море, Командование подводных лодок запросило дополнительные подробности. Но к этому времени, не дожидаясь окончательного выяснения, Высшее военное командование Италии (Comando Supremo) уже опубликовало сенсационную новость в своём официальном бюллетене. Когда известие достигло США, там незамедлительно опровергли заявление итальянцев.

​Линкор «Калифорния». Сложно сказать, как его можно спутать с «Милуоки», но при желании нет ничего невозможного - Энцо Гросси: два линкора на боевом счету | Военно-исторический портал Warspot.ruЛинкор «Калифорния». Сложно сказать, как его можно спутать с «Милуоки», но при желании нет ничего невозможного

22 мая в 18:30 «Барбариго» подверглась атаке самолёта союзников, безрезультатно сбросившего на неё восемь бомб. После этого нападения с BETASOM на субмарину передали приказ изменить район патрулирования и перейти в квадрат в 300 милях северо-восточнее мыса Сан-Рокко. Через пять дней в этом районе «Барбариго» обнаружила британское судно «Чалбери» (Chalbury, 4836 брт). Гросси немедленно запросил разрешение для атаки, так как находился в зоне, ранее запрещённой для атак приказом Германского штаба подводной войны. После получения разрешения в ночь c 28 на 29 мая «Чалбери» было потоплено торпедами и артиллерийским огнём.

30 мая на остатках топлива «Барбариго» начала долгий обратный путь в Бордо, где её с триумфом встретили 16 июня. За этот успех Энцо Гросси получил звание капитано-ди-фрегата (capitano di fregata – капитан 2-го ранга) и был награждён золотой медалью «За воинскую доблесть» (Medaglia d'oro al valor militare) – высшей военной наградой Италии.

Второй «линкор» и фанфары

29 августа 1942 года «Барбариго» снова вышла в боевой поход к берегам Бразилии. В полдень 1 октября лодка была атакована самолётом, который появился из-за облаков и сбросил серию бомб с малой высоты, но не попал в лодку. В 17:30 «Барбариго» подверглась второй воздушной атаке, но на этот раз экипаж лодки сбил самолёт, падение которого в воду наблюдала вся верхняя вахта. Во время этой атаки был смертельно ранен кормовой пулемётчик Карло Марчезелли (Carlo Marcheselli), который упал с лодки за борт и утонул.

2 октября «Барбариго», всё ещё находившаяся на пути в Бразилию, была перенацелена на Фритаун, где наблюдалось интенсивное судоходство. Вскоре здесь должен был пройти конвой SL-125, возглавить эскорт которого должен был британский корвет «Петуния» (HMS Petunia). В ночь с 5 на 6 октября, когда корвет шёл к Фритауну, его обнаружили вахтенные наблюдатели с «Барбариго» и классифицировали как американский линкор типа «Миссисипи» (USS Mississippi). Как и в случае с обнаружением крейсера «Милуоки», командир лодки и на этот раз отсутствовал на мостике.

​«Петуния» — представитель многочисленного класса «цветочных» британских корветов (Flower class) - Энцо Гросси: два линкора на боевом счету | Военно-исторический портал Warspot.ru«Петуния» — представитель многочисленного класса «цветочных» британских корветов (Flower class)

На «Петунии» в тот момент были неисправны как радар сантиметрового диапазона, так и гидролокатор. Поэтому на корабле не замечали опасности до тех пор, пока вахтенный на мостике не увидел на воде следы от идущих торпед. Командир корвета отчаянным манёвром развернул корабль параллельно к курсу торпед, а затем приказал сбросить несколько глубинных бомб, чтобы отбить у субмарины охоту к новой атаке.

Услышав взрывы, Гросси немедленно пришёл к выводу, что потопил второй американский линкор. Как и в прошлый раз, он тут же проинформировал BETASOM об успехе. Радиограмма гласила:

«6 октября 1942 года

05:40

02°10/20'N, 14°10/20'W, в 02:34 был атакован американский линкор класса «Миссисипи». Скорость цели 13 узлов, курс 150°. Попадание четырьмя торпедами с установкой глубины 6 метров. Наблюдали потопление корабля. От ответной атаки уклонились, перешли в зону 043106».

Так как Гросси ошибся с типом корабля, то и его осадка была определена неправильно – торпеды с лодки прошли под килем «Петунии» или вообще мимо.

8 октября «Барбариго» достигла нового района патрулирования, но никого там не обнаружила. 17 числа лодка вышла в обратный путь и пришла в Бордо ночью 29 октября, по пути избежав встреч с многочисленными вражескими самолётами и надводными кораблями. Встреча и на этот раз была триумфальной. После этого боевого похода Энцо Гросси покинул «Барбариго», передав командование над ней новому командиру.

За свои очередные «выдающиеся успехи» Энцо Гросси был награждён второй золотой медалью «За воинскую доблесть», а также немецким Рыцарским крестом, который ему вручил лично командующий германским подводным флотом адмирал Дёниц, специально прибывший на базу в Бордо. Гросси также получил звание капитано-ди-вашелло (capitano di vascello – капитан 1-го ранга), а в январе 1943 года был назначен командующим базой BETASOM, сменив контр-адмирала Полаччини.

​Линкор «Миссисипи» - Энцо Гросси: два линкора на боевом счету | Военно-исторический портал Warspot.ruЛинкор «Миссисипи»

Более того, в честь Гросси и его лодки на побережье Франции у входа в бассейн базы BETASOM был возведён памятник, на каменном постаменте которого было начертано имя Гросси и названия «уничтоженных» линкоров, «Мэриленд» и «Миссисипи», с указанием их водоизмещения и дат «потопления». Почему вместо заявленной Гросси «Калифорнии» на постаменте появился «Мэриленд», остаётся только догадываться. Над постаментом возвышалось изваяние из дерева, символизировавшее рубку «Барбариго». Все итальянские подлодки, покидавшие базу, должны были поворачиваться носовой частью к монументу, а их экипажи отдавать ему честь. Таких прижизненных почестей не удостоился ни один из подводных асов!

Далеко не все на базе BETASOM были рады внезапному возвышению Энцо Гросси. Создавшуюся ситуацию хорошо описал пленный итальянский подводник Джузеппе Лекоко (Giuseppe Lococo) с субмарины «Архимед» (R.SMG. Archimede), потопленной авиацией 15 апреля 1943 года. Плот с едва живым моряком через 29 суток был выброшен на бразильский берег, где его подобрали и выходили туземцы. После лечения Лекоко на самолёте был переправлен в США, где во время допроса он рассказал в числе прочего и о настроениях на BETASOM:

«Капитано-ди-корветта Джузеппе Кариди (Giuseppe Caridi), заместитель командира базы во времена руководства ею Полаччини, остался на этой же должности и при Гросси. Это создало очень неловкую ситуацию. Кариди, бывший ранее командиром Гросси, теперь оказался его подчиненным. Они практически не разговаривают друг с другом. Кариди очень болезненно воспринял продвижение Гросси и сильно на него обижен, как и многие другие высокопоставленные офицеры. Гросси фактически перепрыгнул через головы 15 старших офицеров, когда получил под свое начало BETASOM».

Деятельность Гросси на посту командующего BETASOM была весьма активной. В числе прочего он оказывал большую помощь князю Валерио Боргезе, командующему знаменитой диверсионной 10-й флотилией штурмовых средств (Decima Flottiglia MAS), о чём тот вспоминал в своих мемуарах. Для проведения задуманных Боргезе экспериментов с целью отработки доставки сверхмалых диверсионных подводных лодок к базам противника Гросси предоставил в его распоряжение океанскую лодку «Леонардо да Винчи» (R.SMG. Leonardo da Vinci).

​Памятная медаль, посвящённая второй атаке Гросси. На ней изображена подводная лодка, торпедировавшая линкор, указана дата атаки с упоминанием числа, месяца, года и даже века «6.10.42.XX», ниже написан девиз с рубки «Барбариго»: Chi teme la morte non è degno di vivere – «Кто боится смерти, тому не стоит жить». В нижней части название самой лодки: «R.SMG.BARBARIGO». - Энцо Гросси: два линкора на боевом счету | Военно-исторический портал Warspot.ruПамятная медаль, посвящённая второй атаке Гросси. На ней изображена подводная лодка, торпедировавшая линкор, указана дата атаки с упоминанием числа, месяца, года и даже века «6.10.42.XX», ниже написан девиз с рубки «Барбариго»: Chi teme la morte non è degno di vivere – «Кто боится смерти, тому не стоит жить». В нижней части название самой лодки: «R.SMG.BARBARIGO».

Энцо Гросси часто упоминают в качестве автора идеи переоборудования больших океанских итальянских лодок в блокадопрорыватели – считается, что именно он предложил эту идею ставшему к тому времени командующим кригсмарине Дёницу. Взамен кригсмарине должны были предоставить итальянскому флоту соответствующее количество вновь построенных немецких подлодок типа VIIC. Дёниц был горячим сторонником этой идеи, ради реализации которой даже слетал в Рим и провёл там переговоры с Муссолини и его помощником по военно-морским делам адмиралом Артуро Риккарди (Arturo Riccardi).

Все работы на лодках планировалось проводить под немецким контролем, но они должны были сохранить итальянские команды. Для перехода в Италию были подготовлены немецкие «семёрки», им уже дали новые номера от S-1 до S-10, а Дёниц взял на себя организацию подготовки для них итальянских экипажей. Но из-за падения режима Муссолини «семёрки» так и остались в Германии, а из намеченных к переделке итальянских лодок было переоборудовано всего пять, в том числе «Барбариго».

​Карл Дёниц и Энцо Гросси - Энцо Гросси: два линкора на боевом счету | Военно-исторический портал Warspot.ruКарл Дёниц и Энцо Гросси

Первым из новых блокадопрорывателей стала «Каппеллини» (R.SMG. Cappellini), вышедшая в поход на Дальний Восток 11 мая 1943 года. На её борту были десятки тонн груза, состоявшего из боеприпасов, слитков алюминия, запчастей для различного оборудования, а также документации. Получившая перед походом новое имя «Aquila III», эта лодка смогла уцелеть, несмотря на несколько воздушных атак, и достичь подконтрольных Японии берегов. 9 июля 1943 года она пришла в Сабанг на острове Суматра. Вслед за ней в июне вышли в море «Таццоли» (R.SMG. Tazzoli) и «Барбариго».

Следующей должна была стать «Баньолини» (R.SMG. Bagnolini), однако, получив 8 сентября известие о капитуляции Италии, немцы запретили этой лодке выход из порта. Командующему BETASOM поступил приказ из Рима уничтожить остававшиеся в базе итальянские лодки, но вместо этого Гросси отдал приказ их экипажам присоединиться к немецкой XII флотилии, причём на подлодках продолжали развеваться итальянские флаги. Когда Италия объявила войну Германии, зелёно-бело-красный триколор на лодках был спущен, а итальянские моряки сошли на берег.

​Подводная лодка «Каппеллини» — первый итальянский подводный блокадопрорыватель - Энцо Гросси: два линкора на боевом счету | Военно-исторический портал Warspot.ruПодводная лодка «Каппеллини» — первый итальянский подводный блокадопрорыватель

В сентябре 1943 года, после заключённого Италией перемирия, а затем и объявления ею войны Германии, база BETASOM была захвачена немцами. Гросси, подобно многим другим итальянским офицерам, перешёл на службу в вооружённые силы марионеточной Итальянской социальной республики. После её разгрома попал в плен, из которого впоследствии был освобождён.

Трибунал для развенчанного героя

После окончания войны заслуги Энцо Гросси были оспорены и пересмотрены, поводом для чего послужили заявления из США. К тому же имя Гросси всплыло в 1947 году во время судебного процесса над Валерио Боргезе. Председатель суда обратил внимание присутствующих на «оскорбительно большие оценки боевых успехов отсутствующего здесь свидетеля Энрико Гросси, не имеющие весомых подтверждений».

По расследованию итогов атак Гросси в разное время были созданы две специальные комиссии. Первая из них закончила свою работу в 1950 году. В результате далеко не самого тщательного расследования её члены пришли к заключению, что по итогам обеих атак Гросси отсутствуют как фактические, так и технические подтверждения уничтожения любого типа военных кораблей. В итоге Гросси был обвинён в заведомом обмане. В своё оправдание он заявил, что «…помимо командира лодки ещё как минимум шесть человек увидели попадания торпед и услышали взрывы. Это могло бы быть коллективной галлюцинацией, но взрывы были слышны и внутри корпуса подводной лодки».

​Энцо Гросси в зените славы — после награждения его немецким Рыцарским крестом - Энцо Гросси: два линкора на боевом счету | Военно-исторический портал Warspot.ruЭнцо Гросси в зените славы — после награждения его немецким Рыцарским крестом

По итогам расследования первой комиссии в 1952 году указом президента Республики Италия оба награждения Гросси золотой медалью «За воинскую доблесть» были отменены. Гросси был глубоко оскорблён этим решением и направил в ответ гневное письмо со словами: «Глава государства отменяет королевские указы без реального обоснования. Вот он, дух демократии!» После этого скандального послания Гросси был призван виновным в оскорблении главы государства, и 7 октября 1954 года приговорён судом к пяти месяцам и 10 дням лишения свободы со следующей формулировкой: «Энцо Гросси, бывший командир подводной лодки, был в своё время награждён золотой медалью «За воинскую доблесть» за потопление нескольких военных кораблей. В связи с американскими протестами, опровергающими эти успехи, он был лишён этой награды, что вызвало у него бурную реакцию».

Гросси подал апелляцию, но апелляционный суд оставил приговор без изменения. Гросси не успокоился, однако 17 декабря 1958 года уже Верховный итальянский суд ещё раз подтвердил приговор за «оскорбление главы государства для Энцо Гросси, бывшего командира подводной лодки «Барбариго», который протестовал против отмены заслуг, приобретённых им во время войны». В итоге оскорблённый Гросси решил покинуть Италию и перебрался жить в Аргентину.

Поспешные действия первой комиссии вызвали впоследствии серьёзную критику. В её действиях были выявлены серьёзные ошибки (например, события изучались без учёта различия во времени в разных часовых поясах). Комиссию обвинили и в том, что её решение было принято на основе политических пристрастий: несколько её участников были убежденными противниками фашистской Италии, и их отношение к личности Гросси было явно небеспристрастным. Итальянские лидеры правого движения пошли ещё дальше: помимо обвинений в адрес комиссии, они утверждали, что американцы восстановили линкоры, потопленные Гросси. Всё это стало причиной создания ещё одной комиссии.

​Подводная лодка «Барбариго» - Энцо Гросси: два линкора на боевом счету | Военно-исторический портал Warspot.ruПодводная лодка «Барбариго»

Вторая комиссия закончила свою работу в 1962 году, уже после смерти Гросси. Было установлено, что Гросси действительно не топил никаких американских линкоров, но факты его безрезультатных атак подтвердились. Решения же по лишению наград и последующие действия в отношении бывшего командира подводной лодки остались без изменений. Таким образом, Энцо Гросси, останься он в живых к тому моменту, всё равно не получил бы свои награды обратно. Немецкий же Рыцарский крест остался с ним навсегда: страны, вручившей его, более не существовало.

Нельзя не задаться вопросом: почему Гросси так легко были засчитаны потопления обоих линкоров? Тем более, что в первом случае он выпустил по вражескому кораблю всего две торпеды, одна из которых имела лишь 115 кг взрывчатого вещества, чего было явно недостаточно для потопления линкора, пусть и устаревшего? Наиболее распространённым объяснением такого доверия итальянского высшего военного руководства к сенсационным сообщениям Гросси является следующее. С самого начала войны Италия терпела одно обескураживающее поражение за другим, на суше и на море. Болезненные удары по итальянскому флоту, самыми тяжёлыми из которых были налёт британской авиации на военно-морскую базу в Таранто 12 ноября 1940 года и поражение в бою у мыса Матапан в конце марта 1941 года, требовали хоть какого-то отмщения.

Слабым утешением для Муссолини служил подрыв английских линкоров «Вэлиент» (HMS Valiant) и «Куин Элизабет» (HMS Queen Elizabeth) в гавани Александрии в ночь на 19 декабря 1941 года в результате операции итальянских диверсантов князя Боргезе. Линкоры были повреждены, но не потоплены, поэтому дуче требовалось что-то ещё для поднятия боевого духа итальянского народа. Именно такими хорошими вестями для Муссолини послужили заявления Гросси о потоплении им сначала одного, а затем и второго американского линкора. Кто знает — возможно, если бы Гросси не назначили командующим BETASOM, не «потопил» ли бы он еще какой-нибудь вражеский линкор?

Энцо Гросси умер 11 августа 1960 года, будучи в далеко не самом преклонном возрасте. Он стал одной из самых противоречивых фигур Королевского итальянского военно-морского флота, человеком, который сначала добился небывалых почестей, а затем оказался развенчанным и лишённым наград. Но и после его смерти находились энтузиасты, которые не теряли веры в правдивость заявлений Гросси и разными способами упорно пытались доказать успешность его атак. В реальности же на боевом счету итальянца оказалось потопление двух судов общим тоннажем 10 309 брутто-тонн: британского «Чалбери» и нейтрального испанского «Навемар», плюс повреждение еще одного – также нейтрального бразильского «Команданте Лира» на 5052 брт.

​Триумфальное возвращение «Барбариго» в Бордо после «потопления» первого «линкора». Уничтоженные транспорты отмечены маленькими силуэтами краской и небольшими треугольными вымпелами. В честь победы над линкором поднят большой флаг и нарисован его силуэт - Энцо Гросси: два линкора на боевом счету | Военно-исторический портал Warspot.ruТриумфальное возвращение «Барбариго» в Бордо после «потопления» первого «линкора». Уничтоженные транспорты отмечены маленькими силуэтами краской и небольшими треугольными вымпелами. В честь победы над линкором поднят большой флаг и нарисован его силуэт

В заключение нельзя не вспомнить о судьбе двух лодок, которыми командовал Гросси. Устаревшая «Медуза» погибла 30 января 1942 года в результате торпедной атаки британской подводной лодки «Торн» (HMS Thorn). В этот день «Медуза» вышла из средиземноморской военно-морской базы в Пола для проведения технических испытаний. Она находилась на поверхности и шла на малой скорости, когда верхняя вахта увидела четыре следа от идущих к лодке торпед. Командир лодки начал энергично маневрировать, но одна из торпед все же достигла цели. Раздался взрыв, и лодка быстро ушла на дно вместе с большей частью экипажа. На место трагедии прибыли итальянские спасатели, но спасти удалось немногих. Была проведена отчаянная попытка спасения членов экипажа, оказавшихся на дне внутри корпуса, для чего водолазы сделали несколько спусков под воду, но всё было безрезультатно.

Субмарина «Барбариго», ставшая одной из самых известных подводных лодок итальянского флота, тоже не избегла печальной участи. После переоборудования, в ходе которого она была избавлена от всего «лишнего», от артиллерийского вооружения до одного из гальюнов, 16 июня 1943 года «Барбариго» вышла в Японию, имея на борту 130 тонн военного груза и трёх итальянских офицеров, отправлявшихся служить на Дальний Восток. После выхода из Бордо лодка какое-то время шла под охраной надводного эскорта, а затем погрузились, чтобы в подводном положении миновать Бискайский залив. После этого «Барбариго» на связь с базой уже не выходила. Одной из наиболее распространённых версий является её гибель 17 или 19 июня в результате атаки противолодочного самолёта союзников. Возможно также, что лодка потерпела аварию или подорвалась на мине. Как бы там ни было, судьба одной из самых известных итальянских подводных лодок неизвестна до сих пор.

Литература:

  1. Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
  2. Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
  3. Rohwer J. Axis Submarine Successes of World War Two. German, Italian and Japanese Submarine Successes, 1939–1945 – Lnd., 1999
  4. Rohwer J., Hummelhen G. Chronology of the War at Sea 1939–1945. The Naval History of World War Two – Lnd, 1992
  5. Боргезе Юнио Валерио «Десятая флотилия МАС» – М.: Прибой, 1997
  6. http://uboat.net
  7. http://www.regiamarina.net
  8. http://waralbum.ru
  9. http://www.uboatarchive.net
  10. http://www.subnetitalia.it

warspot.ru

Подводные лодки в океане. Итальянский флот во Второй Мировой войне

Подводные лодки в океане

Прежде чем перейти к описанию финальных событий войны, следует рассмотреть действия итальянского флота па океанских просторах и на русском фронте. Рамки этой книги, однако, позволяют дать лишь их краткий обзор.

В начале войны итальянский флот имел около 30 подводных лодок, способных действовать в океане. 11 июня 1940 года подводная лодка «Финци» покинула Специю, успешно миновала британский патруль в Гибралтарском проливе и вышла в Атлантику. Она прошла пролив в надводном положении, но следующей лодке, «Вениеро», пришлось делать это в подводном положении. Это особенно примечательно потому, что раньше ни одна лодка не решалась на такой переход из-за сильных неизученных течений на различных глубинах. Например, немцы считали это «невозможным». Тем не менее, «Вениеро» проскочила в Атлантику, и большинство лодок и дальше проходили Гибралтарский пролив под водой.

Со средним интервалом в 2 дня еще 26 лодок присоединились к «Финци» на океанских просторах. Еще одна лодка нового типа «Каньи» пришла туда в 1943 году. Завершив патрулирование, лодкам приходилось возвращаться в Италию, опять проходя Гибралтарский пролив. Когда капитулировала Франция, флот менее чем за 2 месяца создал и полностью оборудовал большую базу подводных лодок в Бордо. Она имела свои мастерские, склады, службы, оборонительные сооружения и даже свой гарнизон морских пехотинцев. Поэтому с начала сентября 1940 года океанские подводные лодки, завершив патрулирование, возвращались в Бордо. Считая двойной проход Гибралтарского пролива и возвращение 10 лодок на Средиземное море в конце 1941 года, всего было совершено 48 прорывов через пролив. Трудности постоянно росли, так как англичане постоянно усиливали оборонительный заслон, но потерь не было. Зато немцы, отправив осенью 1941 года свои субмарины на Средиземное море, потеряли здесь 5 лодок.

Естественно, не все прорывы проходили гладко. «Каппеллини» нарвалась на британские патрульные суда и в последовавшем бою получила такие повреждения, что была вынуждена искать убежища в Сеуте. Британские корабли крейсировали перед этим маленьким нейтральным портом, ожидая выхода лодки. «Каппеллини» ночью, совершив блестящий маневр, сумела на следующий день благополучно вырваться и вернулась в свой порт.

Аналогичные приключения выпали на долю «Бьянки» и «Брина», которых в тот же период загнали в Танжер. Обе лодки получили значительные повреждения. Британские корабли крейсировали перед входом в порт, их агенты осматривали лодки в доке, твердо намереваясь не позволить им ускользнуть во второй раз. Тем не менее, флот сумел тайно доставить ремонтников и запасные части в Танжер, и сделал это достаточно быстро. Через 3 недели обе лодки были готовы к выходу. Однажды вечером экипажи отправились «в увольнение» на всю ночь, а командиры двинулись в хорошо известный ночной клуб. Поэтому британские наблюдатели позволили себе немного расслабиться. Затем, в назначенное время, итальянские моряки быстро вернулись на свои лодки. Оба корабля благополучно вырвались из Танжера и успешно вышли в Атлантику.

Все итальянские океанские подводные лодки были устаревших типов, поэтому, встретив охрану конвоев, оснащенную самой современной техникой, они показали свое несоответствие задачам океанской войны. Например, они были слишком велики, их плохая маневренность снижала эффективность действий. Немецкий флот начал войну, имея примерно 30 субмарин. Практически все его лодки были построены во время войны с учетом свежего боевого опыта. В течение всей войны немцы продолжали создавать новые типы лодок. Это доказывает, что итальянские лодки подвергались куда более серьезному риску.

Их зоной действий обычно была южная часть Северной Атлантики. Однако некоторое время после вступления в войну США и Бразилии они действовали у американского побережья и в Карибском море. Это был единственный период, когда итальянские подводные лодки попали в многообещающий район, отвечавший их характеристикам. Они полностью использовали предоставленные преимущества, но судоходство в этих местах быстро сократилось настолько, что больше не было смысла держать там лодки.

Оценивая действия этих подводных лодок в Атлантике, следует учитывать долгий путь к зоне патрулирования и то, что нормальный срок пребывания на позиции составлял около 40 дней. К концу 1941 года количество итальянских подводных лодок, действующих в Атлантике, сократилось до 11. К 27 лодкам добавились 2, пришедшие из Красного моря, но 8 лодок были отозваны в Италию. 10 подводных лодок были потоплены. Позднее в Бордо была прислана «Каньи», но еще 6 лодок были потоплены, а 3 — отправлены в японские воды. К моменту перемирия «Каньи» действовала в Индийском океане, поэтому в Бордо оставались только 2 лодки, проходившие модернизацию. Следует сказать, что в среднем только 3 или 4 итальянские подводные лодки одновременно находились в море.

Из официального списка потерь, опубликованного британским Адмиралтейством, можно видеть, что подводные лодки Оси потопили 2775 торговых судов союзников, общим водоизмещением 14573000 тонн. Около 14000000 тонн приходится на долю океанских подводных лодок, остальное падает на Средиземное море и японские воды. После тщательного анализа Исторический Отдел итальянского флота определил, что итальянские лодки потопили 135 судов общим водоизмещением 842000 тонн. Это относительно высокая цифра, и стоит привести некоторые сравнения.

Если итальянцы имели в Атлантике только 30 устаревших подводных лодок, многие из которых совершили всего по 1 выходу, то немцы использовали более 800 современных субмарин. Всего же в составе германского флота за годы войны имелось 1175 подводных лодок. В результате средний потопленный тоннаж, приходящийся на каждую из 30 итальянских лодок, составляет 28000 тонн, тогда как на каждую из 800 немецких приходится только по 16400 тонн.

Эти цифры указывают на более высокие достижения итальянских океанских лодок по сравнению с немецкими. Их значение еще более возрастает, если вспомнить про техническую отсталость итальянцев и трудности, испытанные ими. В общем, эти цифры хорошо демонстрируют упорство, умение и энергию итальянских моряков.

Малая перспективность районов, выделенных немцами для действий итальянских подводных лодок, заставила итальянское командование искать другие районы охоты, не находящиеся под германским контролем. Было решено попытать счастья в более удаленных районах. Поэтому в конце 1942 года 5 подводных лодок прошли модернизацию, увеличившую их автономность. Их отправили действовать в Индийском океане, маршрут шел вокруг мыса Доброй Надежды. 3 лодки после этой модернизации могли перевозить по 150 тонн грузов, и было решено наладить торговлю с Японией, которая располагала сырьем, нужным итальянской промышленности. Весной 1943 года «Каппеллини», «Джилиани» и «Торелли» после безостановочного трехмесячного перехода через Атлантический и Индийский океаны, через море Сунда и Китайское море прибыли со своим грузом в Японию. Но там все они были застигнуты перемирием.

«Да Винчи» совершила 120-дневный поход в Индийский океан и потопила 6 судов водоизмещением 59831 тонна. К несчастью, на обратном пути возле Азорских островов она была потоплена. Первый поход «Каньи» в Индийский океан побил все рекорды — 137 дней плавания. Перемирие нашло «Каньи» в Индийском океане во втором походе. 21 сентября 1943 года она пришла в Дурбан, заставив южноафриканцев буквально раскрыть рты от удивления. Они разрешили подводной лодке продолжать плавание, и «Каньи» вернулась в Италию, чтобы присоединиться к флоту союзников.

Здесь невозможно описать бесчисленные приключения всех океанских лодок итальянского флота в течение трех лет войны. 16 из них были потоплены, многие со всем экипажем. 5 лодок пропали без вести, об их судьбе просто ничего не известно.

Но следует упомянуть о слухах, связанных с действиями подводной лодки «Барбариго», которой приписывали торпедирование 2 американских линкоров. Когда пришла радиограмма о первом успехе, Супермарина потребовала более детальное описание потопления линкора, так как сообщенных сведений было недостаточно для подтверждения столь важного успеха. Супермарина хотела дождаться возвращения «Барбариго» в базу, чтобы получить детальные рапорты и собрать все возможные доказательства. Однако нетерпение Муссолини взяло верх, и через несколько дней появилось немного преждевременное коммюнике. Через 5 месяцев в Рим пришла радиограмма, где «Барбариго» сообщала о потоплении второго линкора. На сей раз у Супермарины было еще больше оснований дожидаться возвращения лодки для прояснения деталей. Но страна находилась в глубоком шоке после поражения у Эль Аламейна, и Муссолини настоял на том, чтобы снова немедленно объявить об успехе. В конце концов Супермарина пришла к заключению, что, хотя экипаж «Барбариго» твердо верил в свои донесения, на самом деле были торпедированы гораздо менее важные корабли. Сегодня, после долгого и тщательного анализа документов, можно сказать, что первую атаку «Барбариго» совершила, ВОЗМОЖНО, против торгового судна. Но определенно это утверждать нельзя. Вторая атака совершенно точно была выполнена против британского корвета «Петуния», который успешно уклонился от торпед.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Русская подводная лодка всплыла в центре итальянского Милана ::Итальянский язык, Италия

Милан. Новости
Милан. Новости
Жители Милана стали свидетелями невероятно удивительного происшествия.  На одной из центральных улиц города, недалеко от кафедрального собора, прямо из асфальта появилась подводная одка. Субмарина вспорола дорожное покрытие и корпусом зацепила автомобиль, который проезжал там в момент "всплытия". Вскоре из нее появился русский моряк в форме.  Сеть мгновенно наводнили фотографии с места происшествия и видеозаписи, где подводники, одетые в шапки-ушанки рассказывают, почему это произошло.
Новости Милана. Италия
Новости Милана. Италия
Подводная лодка в центре Милана
Подводная лодка в центре Милана
Оказалось, что это было своего рода рекламной акцией, которую проводила крупная итальянская страховая компания.  Подлодку в центре города страховщики разместили для того, чтобы показать, что "случиться может все, что угодно" - это и было девизом акции.
Милан. Италия. Новости
Милан. Италия. Новости 
В действии участвовали актеры, которые изображали спасателей, автомобилистов, оказавшихся на месте разлома, журналистов и команду подводной лодки.
новости Италии
новости Италии
Впрочем, местным жителям акция пришлась по вкусу. Испуг со временем сменился любопытством, они с интересом наблюдали за тем, что происходит, и фотографировались на фоне подводной лодки.
новости Италии фото
новости Италии фото 
Источник: utro.ru
Новости Милана
Новости Милана 
Подводная лодка в центре Милана
Подводная лодка в центре Милана
Италия. Милан. Новости
Италия. Милан. Новости
А как бы вы отреагировали на "такое"??? 

Понравилась статья? Нажмите, пожалуйста, на "Мне нравится".

www.italian-blog.com


Смотрите также