Внешняя политика Италии в 70—80 гг. Внешняя политика италии


Внешняя политика Италии - Италия

Вплоть до 1861 года Италия была раздроблена, поэтому многочисленные итальянские государства вели собственную внешнюю политику, ориентируясь на соседние мощные государства.

С 1861 года политика объединённой Италии была направлена на присоединение областей с проживающими там итальянцами, а именно — Папскую область, Трентино, Истрию, Далмацию. Также Италия стремилась создать собственную колониальную империю. Во время франко-прусской войны 1870 года Италия присоединила Папскую область. Далее ориентировалась во внешней политике на Германию, так как желала укрепиться в Тунисе, на который также претендовала Франция. Однако из-за желания присоединить Истрию и Трентино Италия вступает в противостояние с Австро-Венгрией в конце XIX — начале XX вв.

С 1914 года Италия ведет переговоры с Антантой, состоя в союзе с Германией, торгуясь с ними. В итоге в 1915 году страны Антанты обещают Италии желанные территории, если она согласится выступить на стороне Антанты. И в 1915 году Италия нападает на Австро-Венгрию. По результатам Парижской мирной конференции 1918 года Италия получила Истрию, Трентино и ряд островов в Адриатическом море. После Первой мировой войны у Италии появился новый соперник — Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, в 1929 году ставших Югославией.

После прихода фашистов к власти внешняя политика Италии становится крайне радикальной. Конфликты с Югославией становятся актуальными вплоть до окончания Второй мировой войны, по результатам которой Италия вернула Далмацию, Истрию Югославии, предоставила независимость Албании.

Одним из важнейших внешнеполитических событий стало подписание в феврале 1947 года в Париже мирного договора союзников с Италией. Согласно договору, в Италии распускались фашистские организации, выводились оккупационные войска, определялись границы, запрещалось размещение военных баз на итальянской территории. После Второй мировой войны политика Италии была пассивной, страна следовала в русле НАТО и США в частности. В стране доминировало представление о роли Италии как о роли «средней державы». 4 апреля 1949 года в Вашингтоне состоялось официальное подписание Североатлантического договора. Вместе с представителями США, Франции, Великобритании, Бельгии, Канады, Голландии, Люксембурга, Норвегии, Дании, Португалии и Исландии Североатлантический пакт подписал и представитель итальянского правительства — министр иностранных дел К. Сфорца. Министр иностранных дел Сфорца активно содействовал также вступлению Италии в Европейский совет (1949) и в Европейское объединение угля и стали (1951).

Италия в конце 1955 года стала членом ООН.

В апреле 1966 года состоялся первый официальный визит в Итальянскую Республику министра иностранных дел СССР А. А. Громыко. Визит не только дал конкретные результаты в области двусторонних отношений, но и привел к определенному сближению позиций СССР и Италии по различным вопросам.

В 1972 году правительство Италии заключило соглашение с США о предоставлении американским атомным подводным лодкам базы на о-ве Маддалена почти одновременно с подписанием протокола о политических консультациях с Советским Союзом. Советско-итальянские отношения 70-х годов развиваются в целом по восходящей линии, отличаются большой насыщенностью и результативностью. Дальнейшее укрепление отношений было сделано в 1975 году подписанием советско-итальянской декларации, в которой было подчеркнуто стремление к развитию дружественных отношений между Италией и СССР.

К концу 70-х годов пассивность итальянской стороны в Западной Европе компенсировалась только банальными риторическими признаниями в верности европеизму. На рубеже 80-х годов маятник итальянской внешней политики, качающийся между Западной Европой и США, застыл в американской фазе.

В конце 80-х эта идеология начала меняться в связи с событиями в соседней Югославии. Италия начала уделять больше внимания процессам на пост-югославском пространстве и в целом в Средиземноморье. В начале 80-х годов средиземноморской политике Италии был придан новый стимул. Страна смогла приобрести значительную самостоятельность от своих партнеров по блоку НАТО и начала проводить свой курс в данном регионе. Среди конкретных проявлений итальянской политики в это время можно назвать заключение договоров о военном и экономическом сотрудничестве с Мальтой в 1980 г., участие итальянцев в международных силах в Ливане в 1982-84 гг., операции по очистке от мин Суэцкого канала в 1984 году.

Начиная со второй половины 90-х годов, на первое место во внешнеполитическом курсе Италии вышла проблема, связанная с определением страны в Европейском Союзе. Прежде всего, обращалось внимание на вопрос о введение единой европейской валюты ЕВРО.

Италия принимала участие в Балканской операции НАТО, в Косовской операции, а также отправила своих солдат в Ирак и Афганистан.

В начале XXI века страна вместе с Грецией, Словенией, Хорватией, Боснией и Герцеговиной, Албанией приняла участие в выдвижении нового субрегионального проекта — Адриатической и Ионической инициативы (АИИ). Конференция на уровне министров иностранных дел была проведена 20 мая 2000 года в итальянском городе Анкона и открыла Италии новые каналы влияния на Балканы. Также после создания АИИ Италия практически стала одной из главных западноевропейских стран, способных регулировать послекризисное развитие на Балканах, которое давало Италии возможность утвердиться в роли одного из центров притяжения для стран Юго-Восточной Европы.

Именно после кризиса в Косово произошла трансформация идеи «средней державы» в идею «мира протагонистов»[6], то есть мира, в котором Италии отведено важное место. Позже Италия объявила Балканы зоной своей «ответственности» в рамках НАТО.

После событий 11 сентября 2001 г. Италия направила свои усилия на восстановление контактов между западным и исламским миром.

В 2001—2006 годах премьер-министр и министры иностранных дел Италии совершили ряд визитов с целью налаживания диалога палестинской и израильской администрации при посредничестве Рима в разрешении регионального кризиса. Впервые государственный визит президента Италии в Турцию состоялся 22 ноября 2005 года. К.Чапми выразил поддержку в стремлении Турции стать членом Евросоюза, а также акцентировал внимание на том, что страна и её руководство должны приложить усилия для достижения стандартов, принятых в ЕС.

Современный этап итальянской внешней политики можно охарактеризовать довольно теплыми отношениями с Россией. Начиная с 2000 г., после первого официального визита в Италию президента России В. В. Путина, зарождается взаимная симпатия между двумя странами, впоследствии активно развивающая двустороннее сотрудничество. Накануне саммита Россия-ЕС 04.11.2003 состоялся государственный визит Президента России в Италию. Это была уже шестая встреча за неполный год, что не может не доказывать активное сотрудничество и тесные деловые отношения между двумя странами. Знаковым событием в двустороннем взаимодействии стало подписание в июне 2004 года межправительственного Соглашения об упрощении выдачи виз гражданам РФ и Итальянской Республики, которое облегчило взаимные контакты для молодежи, деятелей науки, культуры, предпринимателей, госслужащих двух стран.

К внешнеполитическим приоритетам Италии относятся: Средиземноморье, Балканский регион, США, Европейский союз, страны Центральной и Восточной Европы, Россия.

sites.google.com

Внешняя политика Италии в начале XXI века.

Поиск Лекций

К внешнеполитическим приоритетам Италии относятся: Средиземноморье, Балканский регион, США, Европейский союз, страны Центральной и Восточной Европы, Россия. Одной из важнейших целей внешней политики Италии является получение места постоянного члена Совета Безопасности ООН. Италия является членом таких международных организаций, как: ООН (с 1955 г.), НАТО (с 1949 г.), Совет Европы (1949 г.), ЕС (с 1957 г.), «Группа десяти» (с 1964 г.).

Начиная со второй половины 90-х годов, на первое место во внешнеполитическом курсе Италии вышла проблема, связанная с определением страны в Европейском Союзе. Прежде всего, обращалось внимание на вопрос о введении единой европейской валюты ― евро.

В начале XXI века страна вместе с Грецией, Словенией, Хорватией, Боснией и Герцеговиной, Албанией приняла участие в выдвижении нового субрегионального проекта — Адриатической и Ионической инициативы (АИИ). Конференция на уровне министров иностранных дел была проведена 20 мая 2000 года в итальянском городе Анкона и открыла Италии новые каналы влияния на Балканы. Также после создания АИИ Италия практически стала одной из главных западноевропейских стран, способных регулировать развитие на Балканах, которое давало Италии возможность утвердиться в роли одного из центров притяжения для стран Юго-Восточной Европы.

В 2001—2006 годах премьер-министр и министры иностранных дел Италии совершили ряд визитов с целью налаживания диалога палестинской и израильской администрации при посредничестве Рима в разрешении регионального кризиса. Впервые государственный визит президента Италии в Турцию состоялся 22 ноября 2005 года. Карло Чапми выразил поддержку в стремлении Турции стать членом Евросоюза, а также акцентировал внимание на том, что страна и её руководство должны приложить усилия для достижения стандартов, принятых в ЕС.

В 2015 году Италия является одним из самых влиятельных участников НАТО. Итальянские военнослужащие принимают активное участие в разнообразных учениях и операциях североатлантического альянса. В натовских миссиях в Косово, Ираке, Афганистане участвовали около 6500 итальянских военнослужащих и сотрудников специальных служб. Корабли военно-морских сил Италии участвовали в морской операции НАТО «Активные усилия» в Средиземноморье. В ходе первого этапа военной операции в Ливии Италия откомандировала в распоряжение НАТО третью по численности авиагруппировку. Италия занимает пятое место по сумме инвестиций в бюджет НАТО

К 2017 году на территории Италии дислоцируется несколько десятков военных баз и полигонов США и НАТО, ряд командных органов североатлантического альянса. В их числе штаб Совместного военного командования (ШСВК) и Командование морскими силами под управлением ШСВК в Неаполе, в этом же городе находится консульство США. В Италии расположены исследовательский центр НАТО и несколько учебных заведений альянса. Среди них — военный колледж в Риме, Школа связи и информационных систем в Латине, Центр подводных изучений в Ла Спези.

На американских базах в Италии ещё со времён холодной войны развёрнуто тактическое ядерное оружие (90 боезарядов), входящее в состав нестратегического ядерного арсенала США и НАТО.

Концепция политики Италии в отношении перспектив НАТО близка к стратегическим установкам других стран альянса. Италия является приверженцем сближения с Россией в рамках специальной программы НАТО «Партнёрство ради мира». Этим же ориентирам в гораздо более напряжённой международной обстановке пытался следовать и ныне существующий кабинет Маттео Ренци. Коррективы в позицию Италии внёс начавшийся в 2014 году кризис на Украине и возникшее на этой почве осложнение отношений Запада с Россией, к санкциям против которой присоединилась и Италия. Тем не менее в официальных документах НАТО, с которыми солидаризуется Италия, по-прежнему закреплены необходимость трансформации альянса и поддержание диалога с Россией.

 

Глава 5. Образование, наука, культура, религия.

 

Образование и наука.

Система образования в Италии находится под контролем государства. Министерство образования обеспечивает материальное содержание школ на всех уровнях и строго контролирует обучение в частных школах. Оно разрабатывает учебные программы и устраивает конкурсные экзамены для занятия преподавательских должностей во всех государственных школах.

Хотя большинство университетов и других высших учебных заведений содержится государством, все они пользуются широкой автономией в организационном отношении и свободой составления учебных программ. Для поддержания высокого уровня образования для большинства профессий введены обязательные государственные экзамены.

Итальянцы начинают учиться рано. Для детей в возрасте до шести лет имеются детские сады или школы раннего развития — scuola materna. Многие итальянцы отдают туда детей уже с трехлетнего возраста. Там дети играют, учатся общаться друг с другом, закладывая основы для того, чтобы пойти в школу в будущем.

Дети учатся в группах по 15—30 человек, в т. ч. по методу знаменитого педагога Марии Монтессори. Существуют и частные католические детские сады, где придерживаются более традиционных методов воспитания. Посещение школы раннего развития не является обязательным. Тем не менее, Министерство образования оказывает этим учебным заведениям значительную финансовую поддержку.

В шесть лет дети поступают в начальную школу. Первые ее две ступени бесплатны и обязательны для всех. Все общеобразовательные предметы на этом этапе — чтение, письмо, рисование, арифметика, музыка и др. — являются обязательными, по желанию изучается лишь религия. Учебные планы обычно включают также изучение одного иностранного языка.

Дети учатся пять дней в неделю по шесть часов в день. В конце каждой ступени проводится тестирование. Вместо привычных для нас баллов применяется система оценок («отлично», «хорошо» и т. д.).

Традиционно классы в итальянских государственных школах очень большие. В частных школах, составляющих примерно 5% от общего числа, классы поменьше. Программа там идентична государственной, но школам этого типа запрещено выдавать свои аттестаты, поэтому их ученики сдают государственные экзамены на получение соответствующего сертификата. По окончании первого пятилетнего цикла (двух первых ступеней) сдаются письменный и устный экзамены. По их результатам выдается аттестат начальной школы, и ученики переходят в среднюю школу, где учатся до 14 лет. На этом этапе школьники изучают итальянский язык, историю, географию, математику и естественные науки, иностранный язык, искусство, музыку.

После каждого года обучения проводятся экзамены по системе «сдано — не сдано». Если ученик не выдерживает этого испытания, его оставляют на второй год.

По окончании всего курса обучения в средней школе сдаются выпускные экзамены: по итальянскому, математике и иностранному языку — письменные, по остальным предметам — устные. Выпускники средних школ могут поступить в учебные заведения различных профилей, причисляемые в Италии к системе высшей средней школы.

Это аналоги профессиональных учебных заведений (технические институты, профтехучилища, школы искусств) и лицеи. В них учатся с 14 до 19 лет. Отсев велик: пятилетний курс обучения заканчивает только половина из тех, кто поступил. Подготовка к поступлению в университеты производится в лицеях. Существует несколько их разновидностей: в частности, классический, лингвистический и естественных наук.

Программа всех лицеев включает итальянскую литературу, латынь, математику, физику, естественные науки, философию, историю. Выпускники сдают экзамен и получают аттестаты зрелости, с которыми можно поступать в университет. В классическом лицее осуществляется общая подготовка к поступлению в университет, и его выпускники имеют право поступать на любой факультет. Соответственно, в лицеях двух других типов делается упор на изучение тех или иных наук. Остальные учебные заведения этой ступени осуществляют профессиональную подготовку. К ним относятся технические институты, профессиональные институты и педагогические институты.

Знаменитый Болонский университет получил хартию от императора Фридриха I Барбароссы в 1158 году. Это позволяет считать Болонский университет старейшим университетом Европы. Другие старинные университеты были основаны в Парме (XI век), Модене (1175), Перудже (1200), Падуе (1222), Неаполе (1224), Сиене (1240), Мачерате (1290), Риме (1303), Флоренции (1321), Камерино (1336), Пизе (1343), Павии (1361) и Ферраре (1391). Помимо государственных университетов, в Италии работают 14 негосударственных, имеющих государственную лицензию, в том числе самый большой из них — Католический университет в Милане. Всего в настоящее время в университетах Италии учатся свыше 1 800 000 студентов и преподают около 60 000 профессоров. Специфика итальянских университетов такова, что вступительные экзамены отсутствуют, также практически нет такого явления, как отчисление студента за неуспеваемость. По этим причинам в последние годы университеты стали сталкиваться с проблемой переполнения. Срок обучения на большинстве факультетов университетов рассчитан на пять лет, а на медицинском — на шесть.

После первых трех лет обучения студент получает диплом (laurea), соответствующий диплому бакалавра. Студент может продолжить образование для получения следующей степени, соответствующей степени магистра, и получить диплом (laurea specialistica). Этот курс длится, как правило, два года.

Во многих итальянских городах имеются консерватории и художественные институты. Престижное техническое образование дают политехнические институты в Милане и Турине, знаменитый Европейский институт дизайна в Милане — одно из наиболее авторитетных учебных заведений в данной области в мире. В настоящее время в высших учебных заведениях Италии обучается около 40 000 иностранцев. Некоторые университеты предлагают для студентов из других стран специальные программы по итальянскому языку, литературе, искусству и культуре.

В Италии существует свыше 200 академий и учреждений культуры, включая учебные центры и объединения по изучению итальянской истории, а также научные и литературные институты и общества.

Наука начала развиваться в монастырях. В IX в. в Салерно была создана медицинская школа. В середине века получили развитие навигация картография, что было связано с великими географическими открытиями (Х. Колумб, А. Веспучи, Себастьян Кабот, М. Поло). Появились труды по математике и механике Ф. Бруннелески, Леонардо да Винчи, много внимания уделялось прикладным наукам (гончарное искусство, производство стекла, химия, оптика, пиротехника). Основы научной анатомии заложил А. Везалий (в 1537 – 1543 гг.). С конца XVI в. наука в Италии занимает лидирующее место в Европе. В XVII в. в условиях феодальной раздробленности она утратила свое первенство. История философской мысли помнит имена П. Дамианы, Ф. Аквинского, Боккаччо, Н. Макиавелли. В настоящее время научно-исследовательскими работами руководит национальный совет исследования.

 

poisk-ru.ru

«Итальянцы уважают украинцев, работающих в Италии», Беларусь заинтересована в выравнивании торговли с Италией, Белорусско-итальянские отношения, Принципы итальянской внешней политики

Италия - Внешняя политика

внешняя политика италии

Внешняя политика с первых послевоенных лет строилась на принципах европеизма и атлантизма. Италия была среди основателей НАТО и Европейского Союза и активно интегрирована в эти структуры в настоящее время. Однако большой авторитет левых сил в стране обязывал её правящие круги учитывать их позицию при выработке внешней политики.

В 1948 г

 

Италия - Внешняя политика

пьетро джованни донничи: «итальянцы уважают украинцев, работающих в италии»

Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в Украине г-н Пьетро Джованни Донничи уверен, что в Украине есть все — природные ресурсы, промышленные традиции, одна из самых лучших в мире земля, отличные работники, географическое положение в центре Европы — для хорошего двустороннего сотрудничества.

В прошлом году двусторонний товарооборот достиг приблизительно $5,3 млрд., несмотря на кризис в последнем триместре 2008 года. Однако при глобализации эти цифры не дают точного представления о ситуации

 

Италия - Внешняя политика

беларусь заинтересована в выравнивании торговли с италией

Беларусь заинтересована в выравнивании торгового баланса с Италией, заявил в понедельник в Минске премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский в ходе встречи с заместителем министра экономического развития Италии Адольфо Урсо.

Что касается вопросов нашего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, то мы хотели бы выйти на выравнивание торгового баланса , - сказал С.Сидорский.

Он отметил, что в настоящее время итальянские товары достаточно широко представлены на белорусском рынке: даже более широко, чем белорусские товары на итальянском

 

Италия - Внешняя политика

белорусско-итальянские отношения

Двусторонние отношения между Белоруссией и Италией были установлены 13 апреля 1992 года. В 1992-1993 в Риме и Минске были открыты посольства. Посол Белоруссии в Италии — Евгений Шестаков, посол Италии в Белоруссии — Джулио Приджони. В Турине и Кальяри также располагаются почётные консульства

 

Италия - Внешняя политика

принципы итальянской внешней политики

В частности. К.-А.Чампи заявил, что внешняя политика страны должна быть направлена на то, чтобы XXI в

 

Страница 1 из 3

ilecta1.ru

Внешняя политика Италии в 70—80 гг.

Рис. 63. «Дондоло» на стапелях арсенала СпецииПосле объединения Италия усиливает свою ак­тивность на международной арене.

Испытывая возрастающую потребность в рынках сбы­та и дешевых источниках сырья, итальянская бур­жуазия проводила весьма агрессивную внешнюю политику. На путях агрессивной внешней политики она надеялась найти выход и из внутренних трудностей.

Слабость итальянского буржуазного государства, его сильная экономическая зависимость от заграницы и уязвимое стратеги­ческое положение делали его внешнюю политику противоречивой, переменчивой и не вполне самостоятельной. Эти качества внеш­ней политики Италии обусловили и особый характер ее диплома­тии, которая соединяла честолюбие и притязания великой державы с методами и приемами малой страны.

Окруженная более сильными, чем она сама, государствами, имеющая ко многим из них явные или затаенные претензии, Ита­лия постоянно лавировала между ними, и используя разделяв­шие их противоречия, блокировалась — в зависимости от конкрет­ной обстановки — то с одними, то с другими.

В первые годы после объединения Италия пыталась удовлетво­рить свои захватнические аппетиты за счет некоторых территорий, принадлежавших Австро-Венгрии и Турции. На Берлинском кон­грессе 1878 г. итальянские дипломаты надеялись выговорить для себя Трентино и Албанию в качестве компенсации за захват Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины. Но итальянские притязания были бесцеремонно отвергнуты. «На каком основании итальянцы требуют себе приращения территорий? Разве они опять проиграли сражение?»— зло шутил один русский дипломат, намекая на со­бытие 1866 г. Итальянцы ушли с Берлинского конгресса «с пу­стыми руками».

Рис. 64. Паровой крейсер «Венеция»Потеряв на время надежды на приобретение Трентино и Ал­бании, итальянская буржуазия обращает свои захватнические взоры в сторону Северной Африки. Здесь она пыталась захватить Тунис. Но и эта попытка закончилась полным крахом. Италию опередила Франция, которая в 1881 г. установила над Тунисом свой протек­торат. Итальянская буржуазия очень болезненно переживала это свое новое поражение.

Остро почувствовав свое бессилие и одиночество, Италия спешит найти себе сильных покровителей, которые помогли бы ей в борьбе с Францией. И она нашла таких покровителей в лице Германии и Австро-Венгрии.

Главной причиной, толкнувшей итальянские правящие классы на путь сближения и сотрудничества с германо-австрийской коалицией, был конфликт с Францией. Этот конфликт возник еще в начале 70-х годов в связи с поддержкой французским правительством анти-итальянских притязаний папы. Соперничество из-за Туниса окон­чательно испортило итало-французские отношения. К этому при­бавлялось еще стремление итальянской монархии путем тесного политического союза с центральными империями укрепить свое положение внутри страны, обезопасить себя как со стороны рес­публиканских элементов, которые могли бы найти поддержку во Франции, так и со стороны растущего рабочего и социалистического движения. Особенно большие надежды итальянские правящие верхи возлагали на Германию. В ее лице они надеялись обрести надежного и сильного союзника в борьбе против Франции и Ватикана, а также гарантию против возможного австрийского нападения.

20 мая 1882 г. представители Италии, Германии и Австро-Вен­грии подписали первый союзный договор. Так возник Тройствен­ный союз, положивший начало расколу Европы на противостоящие друг другу военно-политические блоки.

Союзники провозгласили своей общей целью и желанием «уве­личить гарантию всеобщего мира, укрепить монархический прин­цип и обеспечить тем самым сохранение в неприкосновенности социального и политического порядка в их государствах».

Германия и Австро-Венгрия обещали Италии «помощь и содей­ствие всеми своими силами» в случае, если бы она «без прямого вызова с ее стороны» подверглась нападению Франции по какому бы то ни было поводу. Италия, со своей стороны, брала на себя такое же обязательство в случае «не спровоцированного прямо» нападения Франции на Германию.

Все участники союза обещали друг другу военную помощь в случае, если бы одна или две из договаривающихся сторон подверг­лись нападению одновременно со стороны двух или нескольких великих держав.

На первых порах Тройственный союз был выгоден итальянской буржуазии. В союзе с Германией и Австрией она, по выражению одного историка, «только выигрывала и очень немногим рисковала». Благодаря этому союзу Италия вышла из международной изоля­ции и вступила в «концерт» великих держав. Франция отныне должна была больше считаться со своей соседкой на юге. С другой стороны, Италия могла теперь меньше опасаться вооруженного конфликта с Австрией. Наконец, союз с Германией помог Италии и в экономи­ческом отношении.

Однако буржуазная Италия ожидала от Тройственного Союза еще большего. Она хотела сделать из него инструмент и опору своей захватнической политики в Африке и других местах. Итальянские империалисты норовили эксплуатировать союз и союзников исклю­чительно в своих интересах, явно обнаруживая при этом, по едкому замечанию Бисмарка, «недостаток бескорыстия». Такое поведение Италии только раздражало германских и австрийских союзников, которые и без того относились к ней с недоверием и без уважения, никогда не считая ее вполне равноправным партнером.

Опираясь на союз с Германией и Австро-Венгрией, Италия возобновляет политику колониальных захватов. В 1885 г. она оккупировала Массауа — важный пункт на африканском берегу Красного моря. Отсюда итальянцы намеревались предпринять вторжение в Абиссинию. Используя распри между абиссинскими князьками, они приступили к завоеванию страны. Однако первая попытка захватить Абиссинию закончилась для Италии тяжелым поражением. В январе 1887 г. в горном проходе Догали отряд итальянских войск численностью в 430 человек был окружен абиссинцами и полностью уничтожен.

Вступление Италии в австро-германский союз не устранило и не могло устранить глубоких противоречий между Италией и Австро-Венгрией. Обе союзницы постоянно враждовали друг с дру­гом на Балканах и в Адриатике. Итальянская буржуазия очень боялась усиления Австро-Венгрии в этом районе. Не имея доста­точных сил для открытого единоборства с Австрией, итальянцы старались удержать свою союзницу от агрессивных покушений на Балканах с помощью тайных дипломатических сделок. В 1887 г., по настоянию итальянского правительства, между Ита­лией и Австро-Венгрией состоялось соглашение, которое обязы­вало оба государства воздержаться от односторонних действий на Балканском полуострове и устанавливало принципы взаимных компенсаций за «всякую территориальную или иную выгоду», полученную одним из них в этом районе. В 1891 г. это соглашение было включено в текст договора о Тройственном союзе в качестве особой статьи (седьмой).

Созданный на реакционной основе, постоянно расшатываемый противоречиями между его участниками и их взаимным недоверием, Тройственный союз, как и все империалистические коалиции, оказался весьма непрочным. Уже в конце XIX в. Италия начи­нает постепенно отходить от своих австро-германских союзников.

Похожие записи.

www.viewmap.org

Внешняя политика Италии в 70-е гг. ХIХ в. – 1914 гг.

Количество просмотров публикации Внешняя политика Италии в 70-е гг. ХIХ в. – 1914 гг. - 601

Италия в начале ХХ в.

Италия в 70-90-е гᴦ. ХIХ в.

Тема. Италия в 70-е гᴦ. ХIХ в – 1918 ᴦ.

I. Италия в 70-90-е гᴦ. ХIХ в. 1871 ᴦ. –завершениеРисорджименто– процесса объединœения Италии вокруг Пьемонта (Сардинии). Италия воспользовалась франко-прусской войной и присоединила к себе Рим, французские войска уходят. Рим становится столицей Италии.

Италия стала конституционной монархией, во главе – король Виктор Эммануил II (до 1878 ᴦ.), затем – Умберто I (1878-1900). У короля – решающие полномочия: назначение правительства, руководство вооруженными силами, внешней политикой. Парламент состоял из двух палат: верхняя палата (Сенат) назначалась королем пожизненно (принцы, генералы, духовенство, деятели культуры), палата депутатов – выборная, урезанные полномочия, голосование на базе высокого имущественного ценза – в итоге права голоса только у 4% взрослых мужчин. В конституции были провозглашены основные демократические свободы (слова, печати, собраний, союзов, упразднение сословных привилегий), но до начала ХХ в. они в значительной степени оставались формальными.

Кто являлся объединителœем Италии (ʼʼитальянский Бисмаркʼʼ)?

Как принято называть тип конституции, утвердившийся в Италии?

Италия оставалась слабо модернизированной страной – в 70-е гᴦ. 60% населœения было занято в сельском хозяйстве, почти 80% населœения были неграмотными.

В конце ХIХ в. в Италии формируются партийные клики (зародыши партий). Наиболее близкой королю являлась ʼʼпартия двораʼʼ (знатные дворяне, генералы, высшие чиновники) – за укрепление монархии. При этом эта партийная клика не стала главной политической силой.

1861-1876 гᴦ. – у власти стоит клика умеренных либералов – ʼʼПраваяʼʼ (премьеры – К.Селла и М. Мингетти) - опора на обуржуазившееся дворянство, верхушку буржуазии Севера (Пьемонт, Ломбардия). Главная задача – унификация судебной, административной, финансовой системы, выравнивание уровня социально-экономического развития регионов (проблема ʼʼСеверʼʼ-ʼʼЮгʼʼ).

Другое направление политики ʼʼПравойʼʼ - антиклерикализм(в ʼʼПравойʼʼ было много масонов – наследников Кавура).

1871 ᴦ. – закон ʼʼО гарантиях прерогатив Папы и Святого Престола и о взаимоотношениях государства и Церквиʼʼ: с одной стороны, провозглашалось, что особа Папы священна и неприкосновенна, подтверждалась исключительная свобода Папы в интерпретации религиозных вопросов, право на дипломатические отношения с другими странами, но, с другой стороны, - уничтожалась государственная власть Папы в Папской области (владениями Папы оставались только Ватиканский и Латеранский дворцы в Риме). Папа Пий IХ данный закон, объявил о непризнании самого факта существования итальянского государства, себя объявляет ʼʼузником Ватиканаʼʼ, наложил запрет на участие католиков в политической жизни Италии (но откликнулись на него только активные верующие). Масонская элита подрывает влияние папства в обществе, ликвидировав 40 тыс. католических обществ.

Результатом политики ʼʼПравойʼʼ стало введение единой денежной единицы (лира), ликвидация внутренних таможенных пошлин, создание Национального банка

Стимулируется индустриализация через поощрение строительства ж-д, портов, телœеграфа. Эта политика усиливает социальное расслоение, идет люмпенизация сотен тысяч крестьян – их интересы ʼʼПраваяʼʼ совершенно не учитывает. Промышленность не успевает поглощать избыточное сельскохозяйственное населœение. Рабочий день в Италии в это время достигает 12-15 часов.

В стране идет мучительное ʼʼраскрестьяниваниеʼʼ по прусскому пути, особенно большие латифундии существовали на Юге страны. Систематическое недоедание бедного итальянца (особенно на юге) вошло в поговорки, основным продуктом питания простонародья на юге были кукурузная лепешка, похлебка, мясо-молочная пища – редко, ощущалась нехватка воды, часты были эпидемии малярии, кишечных инфекций, пеллагры (на Юге и в Центре – запущенные, заболоченные земли).

ʼʼПраваяʼʼ проводит частичную аграрную реформу – были конфискованы и проданы крестьянам церковные и общинные земли (около 1/6 части обрабатываемых земель), но это не изменило аграрного строя на юге, тут процветают бедность, бандитизм (мафия), сепаратизм (на Севере – более развитое сельское хозяйство, капитализация). Формируются различные стереотипы поведения – на севере привычка к упорному труду, на юге – вынужденный отдых-сон из-за изнурительной жары с 12 до 15, привычка работать медленно.

С самого начала существования итальянского государства в политической жизни страны широкое распространение получает такое явление, как трансформизм – создание базы правительства путем сговора, подкупа, запугивания и подтасовок на выборах. Его так или иначе будут использовать практически всœе силы, находящиеся у власти с 70-х гᴦ. ХIХ в. и до Первой Мировой войны.

Политика ʼʼПравойʼʼ вызвала недовольство в различных кругах. 1874 ᴦ. – один из лидеров либералов Ф. Де Санктис призвал правительство к реформам, демократизации, Конституция оставалась на бумаге, к серединœе 70-х формируется клика последовательных либералов – ʼʼЛеваяʼʼ: за демократизацию, налоговую реформу, оздоровление финансов (борьба с дефицитом государственного долга). Развитие образования и здравоохранения.

1876 ᴦ. – вотум недоверия ʼʼПравойʼʼ при голосовании в парламенте (повод: голосование по закону о помоле - ϶ᴛᴏ была средневековая привилегия дворянства, попытка отмены ненавистного для крестьян налога на помол ʼʼПравойʼʼ вызвала сопротивление синьоров). Широкие народные массы требуют нового курса, в этих условиях происходит ʼʼпарламентская революцияʼʼ - король поручает формирование нового правительства лидеру ʼʼЛевойʼʼ А.Депретису. Реформы ʼʼЛевойʼʼ (1876-1887).

1. Ликвидация налога крестьян на помол зерна – символическая мера

2. Закон о светской школе и гражданском браке – продолжение антиклерикализма.

3. Новый избирательный закон – снижение имущественного и возрастного ценза – правом голоса стали обладать 2 млн. взрослых мужчин из 14 млн. – около 15%. Социальная база реформ расширилась.

4. Поворот к протекционизму – в нем были заинтересованы широкие круги национальных предпринимателœей (они проигрывали в конкуренции с производителями из более развитых стран). Особенно важное значение это имело для развития сахарной, металлургической, текстильной и машиностроительной отраслей.

В итоге реформ ʼʼЛевойʼʼ экономическое развитие Италии ускорилось, но одновременно наблюдается и дальнейший рост социальной напряженности – избыток свободных рабочих рук сохраняет низкой заработную плату, отсутствует трудовое законодательство, мелкобуржуазные слои также чувствуют нестабильность. Многие круги постепенно разочаровываются в ʼʼЛевойʼʼ, в результате правящая клика всœе активнее использует для сохранения своей власти трансформизм.

В чем суть трансформизма?

В чем основные отличия в политике ʼʼПравойʼʼ и ʼʼЛевойʼʼ в экономической, социальной, политической сферах?

В результате формируется целый ряд протестных политических течений:

ʼʼОпераистыʼʼ - экономические союзы трудящихся, за реформистский путь борьбы

Анархисты – проводят теракты и другие акции действия, в Италии в это время обосновался основатель анархизма М.Бакунин, он мутит воду.

Социалисты марксистского плана – формируется основа итальянской соцпартии (лидеры – Лабриола и Турати). К концу века они проводят в парламент 5-13 депутатов.

Радикалы – отколовшееся от ʼʼЛевойʼʼ группировка.

Республиканцы – за ликвидацию монархии, опора – в основном радикальная интеллигенция и средние слои, за действительную демократизацию и социальные реформы.

Расположите протестные движения Италии слева направо по уже известной Вам шкале политических координат

1887 ᴦ. – по Италии очень больно ударяет очередной экономический кризис, он совпадает с кризисом политическим (неудача итальянских войск в Эфиопии), в ʼʼЛевойʼʼ усиливаются разногласия, в этих условиях возвышается Ф.Криспи(премьер в 1887-91 и 1893-96)– авторитарный надпартийный деятель, в молодости он был сподвижником Гарибальди, но затем поправел: за укрепление военной мощи (только это заставит забыть итальянскую отсталость), для этого нужно подчиниться сильному лидеру (подобно тому, как французы подчинились Наполеону), возродить героическую эру Древнего Рима, в то же время обещал реформы – уменьшение налогов, децентрализация власти.

Боязнь стихийных бунтов бедноты сплачивает вокруг него различные политические силы (ʼʼпартия двораʼʼ, ʼʼПраваяʼʼ, ʼʼЛеваяʼʼ), в результате Криспи постепенно концентрирует в своих руках всœе больше власти – он становится премьером, затем руководителœем МВД, МИДа, усиливает давление на парламент и добивается чрезвычайных полномочий – в итоге приняты новый Уголовный кодекс, закон об общественной безопасности (жестокие наказания за забастовки), идет подавление оппозиционной печати, свертывание демократических свобод. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Криспи утверждает в Италии авторитарный режим. Криспи продолжает серию антиклерикальных мер (отмена десятины, конфискация имущества религиозных благотворительных обществ с капиталом 3 млрд. лир), в Риме был открыт памятник Дж.Бруно. В экономической сфере была политика протекционизма. Эпоха Криспи получает название ʼʼкровавое десятилетиеʼʼ.

В 1891-93 гᴦ. под давлением массового недовольства Криспи уходит в отставку, правительство вначале возглавляет лидер ʼʼПравойʼʼ А. Ди Рудини, а затем - сторонник широких реформ последовательный либерал Д.Джолитти(его ʼʼэраʼʼ наступит в начале ХХ в.). он выдвигает идею ʼʼпрогрессивного либерализмаʼʼ - широкие социальные и политические реформы, но всœе испортил скандал ʼʼитальянская Панамаʼʼ - разоблачение афер ʼʼРимского банкаʼʼ, репутация правительства оказалась замаранной, в итоге Джолитти уходит, к власти опять вернулся Криспи.

1891 ᴦ. – активизация Церкви в социально-политическом плане: новый папа Лев ХIII публикует энциклику ʼʼРерум Новарумʼʼ - начало выработки социальной концепции Католической Церкви.

В память о каком скандале афера ʼʼРимского банкаʼʼ получает название ʼʼитальянская Панамаʼʼ?

В чем главные идеи ʼʼРерум Новарумʼʼ?

1893-96 гᴦ. – Криспи жестоко подавляет народные волнения, на Сицилии – настоящее крестьянское восстание, образуются ʼʼфашиʼʼ (союз, пучок) – союзы трудящихся, в головах крестьян – ужасная каша разнородных идей, три символа – Красное знамя, портрет короля и икона богоматери, основные требования – хлеб, работа͵ зарплата͵ раздел помещичьих земель.

1893 ᴦ. – образуется Сицилийская социалистическая федерация, объединившая всœе ʼʼфашиʼʼ.

1892 ᴦ. – марксистские группы объединяются в единую Итальянскую соцпартию (ИСП).

1895 ᴦ. – образуется единая республиканская партия: демократизация, социальное партнерство, в это же время оформляются в партию и радикалы – близки к республиканцам, позиционируют себя как истинные наследники Мадзини и Гарибальди.

Криспи жестоко подавил восстание ʼʼфашиʼʼ с помощью армии, запретил соцпартию, в стране введены чрезвычайные суды.

1895 ᴦ. – с помощью трансформизма Криспи удалось одержать очередную ʼʼпобедуʼʼ на выборах, но всœе смешала вторая катастрофа в Эфиопии – итальянский корпус на сей раз вообще был полностью разгромлен, Криспи уходит навсœегда.

Какое событие привело к власти Криспи, какое привело к его уходу?

1896-1900 гᴦ. – череда неустойчивых правительств: правительство ʼʼПравойʼʼ во главе с маркизом Ди Рудини сумело только подписать мир с Эфиопией, вскоре пало, далее – генерал Пеллу, попытка второго издания твердого курса, также неудачно, правительство умеренного либерала Саракко – тот же результат. 1897-98 гᴦ. – страну сотрясают голодные бунты, они расстреливаются армией (война подорвала экономику Италии). 1898 ᴦ. – восстание в Милане, жестокая расправа, запрет социалистов, репресии и против католических деятелœей, цензура.

В парламенте выделяется радикальная оппозиция ʼʼКрайне леваяʼʼ (социалисты, радикалы, республиканцы) – они призывают к бойкоту парламента͵ их влияние растет, в итоге в 1897 и 1900 гᴦ. король вынужден дважды распускать парламент.

1900 ᴦ. – анархисты провели очередной теракт и убили короля Умберто I, надежда, что это вызовет стихийный бунт (это один из самых загадочных мистических фактов в истории. Король Умберто накануне смерти обедал в ресторане, выяснилось, что владельца ресторана также зовут Умберто, что он родился в один день с королем, имя его жены (Маргарита)– такое же, что у жены короля, ресторан открылся в день коронации короля, на следующий день ресторатор Умберто умер, а через несколько часов застрелили короля). Страна стояла перед угрозой погружения в полную анархию.

II. Италия в начале ХХ в. После убийства Умберто I новым королем становится Виктор Эммануил III (1900-1946) – замкнутый эстет, получивший хорошее образование, читал в оригинале древнеримских поэтов, хорошо знал географию и историю, играл на фортепиано, увлекался фотографией и нумизматикой (собрал одну из лучших в мире коллекций монет). Он понимает крайне важно сть кардинальных перемен, поручает формирование правительства лидерам той части либералов (Дж.Дзарарделли и Дж.Джолитти), которая была готова сотрудничать с радикалами.

1901-03 гᴦ. – во главе правительства Дж.Дзанарделли, затем Дж.Джолитти(с небольшими перерывами до 1914 ᴦ.) – происходит переход от авторитарных методов к либеральному курсу, начинается ʼʼэра Джолиттиʼʼ - он использует новаторские методы социального маневрирования и политику социальных компромиссов. Джолитти заявляет, что реформы неизбежны и полезны, иначе нас накроет революция и сметет весь конституционный строй, особое значение он придает образованию, здравоохранению, социальному законодательству, провозглашает начало цивилизованных отношений между трудом и капиталом.

Кто в это же время использует методы социального маневрирования в других странах?

Основные реформы Джолитти:

1. Восстановление демократических свобод– разрешены всœе союзы рабочих, собрания, забастовки. Впервые в итальянском государстве демократические права стали реальными.

2. Усиление протекционизма - ϶ᴛᴏ дает новый толчок развитию промышленности

3. Государственное регулирование экономики – субсидии, военные заказы. Это стимулирует развитие новейших отраслей – металлургии. Химии, машиностроения (в т.ч., автомобилестроения).

4. Налоговая реформа (усиление налогообложения имущих слоев) – ее Джолитти провести не смог, она была заблокирована в парламенте ʼʼПравойʼʼ

В итоге итальянский капитализм переходит в монополистическую стадию, Италия начинает превращаться из аграрной страны в аграрно-индустриальную (1894 ᴦ. – 28% населœения в промышленности и транспорте, 1911 ᴦ. – 32%, при этом основная масса рабочих была по-прежнему сосредоточена на мелких предприятиях, но к 1914 ᴦ. на крупных предприятиях было уже 40% рабочих).

Рабочие, используя профсоюзы, добиваются повышения зарплаты, сокращения рабочего дня.

1901 ᴦ. – образуется Национальная федерация трудящихся земли (батраки, малоземельные)

1906 ᴦ. – образуется Всеобщая Конфедерация Труда (ВКТ).

Джолитти выступает мастером компромиссов – он наладил контакты с либералами, радикалами, деловыми кругами, католическими силами, социалистами, пытается создавать коалиционные правительства (некоторые радикалы вошли в правительство, лидеру правых социалистов Турати также было предложено войти в правительство, но ортодоксы запретили идти на данный шаг, с 1903 ᴦ. ИСП переходит в оппозицию к правительству).

Постепенно политическая база реформ сокращается, Джолитти начинает скатывается к трансформизму, на выборах 1904, 1909 и 1913 гᴦ. использовались подтасовки и фальсификации, что вызывало сильные протесты.

1905, 1906, 1909-11 гᴦ. – Джолитти трижды на короткое время уступал пост премьера другим либералам (в основном – Дж. Соннино) – они пытались смягчить либеральный курс, замена социальных компромиссов на социальный патернализм, поддержка крупных землевладельцев. Но потом к власти опять возвращался Джолитти.

В чем разница между социальными компромиссами и социальным патернализмом?

1906-08 гᴦ. – правительство усиливает меры по госконтролю над экономикой - осуществляет национализацию ж-д. (при этом право ж-д рабочих на забастовку как госслужащих было ограничено).

1908 ᴦ. – в стране введено чрезвычайное положение из-за Мессинского землетрясения – тысячи жертв, едва не погибла и королевская семья, мародерство, усиление социальной напряженности.

Джолитти продолжает свой курс, несмотря ни на что. Он был противником активной колониальной политики, но потом склоняется к захвату Ливию, чтобы склонить к союзу ʼʼПравуюʼʼ

1911-1912 гᴦ. – шовинистическая пропаганда, одобрение новых военных расходов. ʼʼПраваяʼʼ переходит к поддержке правительства, такой ценой Джолитти добивается новой волны реформ.

1912 ᴦ. – Джолитти проводит новый избирательный закон: право голоса получают всœе мужчины старше 30 лет, мужчины 21-30 лет, имеющие хотя бы начальное образование, либо платящие налоги, либо прошедшие военную службу. В итоге число избирателœей выросло почти в 3 раза – голосует уже 50% взрослых мужчин. Были изданы и законы по социальному страхованию рабочих.

При этом затем выявилась цена данного компромисса с ʼʼПравойʼʼ - последствия итало-турецкой войны были очень тяжелыми для экономики Италии (из Турции шло сырье для многих отраслей), наблюдается дороговизна, волна забастовок, хрупкий социальный консенсус разрушился, ʼʼПраваяʼʼ сразу же опять переходит в оппозицию, обвиняет Джолитти в диктаторстве и трансформизме, попустительстве разрушительным силам (имидж поборников демократии)

1913 ᴦ. – проходят выборы по новому избирательному закону. В это время в Италии активизируются католические клерикальные круги. 1903 ᴦ. – новый папа Пий Х снял ограничения на участие католиков в политической жизни Италии. Идет организация католических (ʼʼбелыхʼʼ) профсоюзов, касс взаимопомощи, кредитных касс, женских, молодежных союзов. Вскоре образуется партия ʼʼКатолический союзʼʼ во главе с графом Джентилони.

Джолитти идет на союз с католическими организациями, было подписано секретное соглашение пакт ʼʼДжолитти-Джентилониʼʼ: католические кандидаты участвуют в выборах, и в 228 округах из 330 поддерживают светских депутатов, лояльных правительству, те в ответ – обязуются противиться любым антиклерикальным мероприятиям.

Итоги выборов: правительственный блок – 270 мест, правые – 36, католики – 29, социалисты – 79. Джолитти одержал победу, но в марте 1914 ᴦ. радикалы перешла в оппозицию правительству, правящий блок развалился, Джолитти уходит в отставку.

1914 ᴦ. – правительство А.Саландры(ʼʼПраваяʼʼ) – смена методов правления: подавление рабочего движения, запрет демонстраций, расстрелы, в ответ рабочие организуют общенациональную забастовку протеста͵ паралич ж-д, в ряде мест рабочие фактически захватывают власть. Движение было подавлено, но это заставило власть воздержаться от вступления в Первую мировую до 1915 ᴦ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, к 1914 ᴦ. Италия, хотя и несколько сократила свое отставание в экономическом плане от развитых стран Запада, но в целом продолжала оставаться достаточно отсталой по европейским меркам страной.

III. Внешняя политика Италии в 70-е гᴦ. ХIХ в. – 1914 гᴦ.После объединœения страны главной задачей Италии на международной арене было добиться признания итогов Рисорджименто ведущими державами, кроме того - предотвращение потенциального враждебного католического альянса между Папой, Австро-Венгрией и Францией.

ʼʼПраваяʼʼ - развитие внешней торговли на базе политики фритрейда.

ʼʼЛеваяʼʼ - переход к протекционизму, активизация колониальной политики.

80-е гᴦ. – деловые люди из пароходной кампании Руббатино создали колонию Ассам в Красном море (с 1891 ᴦ. – Итальянская Эритрея), она стала плацдармом в Африке.

1879 ᴦ. – германо-австрийский союз – угроза изоляции Италии, 1882 ᴦ. – вхождение Италии в Тройственный союз: поддержка Италией Германии в случае нападения на нее Франции, то же – в случае нападения Франции на Италию. В Италии данный договор был непопулярен – он ставил крест на возможности присоединœения к Италии населœенного итальянцами Триеста (в составе Австро-Венгрии). При этом Италии нужно было заручиться поддержкой каких-либо великих держав перед началом активных колониальных захватов.

1887 ᴦ. – первая попытка вторжения в Эфиопию (Абиссинию), неудачно.

Криспи проводит прогерманскую внешнюю политику. 1888 ᴦ. – военная конвенция стран Тройственного союза: в случае войны Германии и Австро-Венгрии против Франции и России Италия обязана оказать военную помощь. Криспи был настроен резко антифранцузски – соперничество в Африке и на Ближнем Востоке, Франция недовольна тем, что протекционизм закрыл для нее итальянский рынок. Продвижение в Эфиопии вызывает также раздражение Англии.

1889 ᴦ. – Италия готовит почву для нового вторжения в Эфиопию - поощряет сепаратизм местных вождей против императора-негуса.

1895-1896 гᴦ. – вторая попытка вторжения в Эфиопию, эфиопские войска превосходили по численности итальянцев, но вооружена была значительно хуже, партизанская война, командование итальянской армией было недостаточно четким, в итальянском обществе были сильны пафицистские настроения (во главе - социалисты). 1896 ᴦ. –17 тыс. корпус итальянцев полностью разгромлен – ʼʼабиссинская катастрофаʼʼ, взрыв возмущения, отставка Криспи.

Перед Италией встала угроза полной потери всœех колоний в Африке, чтобы спасти Эритрею, правительство было вынуждено объявить об отказе от попыток завоевания Эфиопии и даже выплатить африканской стране контрибуцию – беспрецедентный случай в истории колониальных войн.

1901 ᴦ. – два итальянских корабля посланы в Китай на подавление восстания ихэтуаней.

Заветная мечта Италии – захват Триполитании и Киренаики (Ливии), для достижения этой задачи союз с Германией был малоперспективен, так как Германия уже сама нацелилась на Ливию. Италия делает маневры в сторону Франции и Англии.

Джолитти был противником широкой колониальной экспансии (нужен гражданский мир для экономического оздоровления страны, социальная стабильность для реформ), главное – хорошие отношения со всœеми державами, не более, но затем склоняется к захвату Ливии.

Начало ХХ в. – Италия проводит политику лавирования между блоками – не выходя из Тройственного союза, в то же время сближается с Антантой.

1902 ᴦ. – продлен Тройственный союз, но аннулирована военная конвенция 1888 ᴦ. (у Италии большая свобода рук), Италия подчеркивает оборонительный характер союза. Политика поддержания мира в Европе приводит к росту авторитета Италии..

1900-1902 гᴦ. – Италия добивается нейтралитета Франции в случае захвата Ливии, в ответ – признание Италией французских прав на Марокко.

1904 ᴦ. – англо-французская Антанта – Англия и Франция стараются оторвать Италию от Тройственного союза, поссорив ее с Германией - прозрачный намек на возможность захвата Ливии (кроме того, Ливия – в составе Османской империи – потенциального союзника Германии, в связи с этим Антанта извлекала двойную выгоду из захвата Ливии Италией).

1910 ᴦ. – итальянские милитаристы создают ʼʼНационалистическую ассоциациюʼʼ - пропаганда в печати идеи ʼʼВеликой Италииʼʼ - страна должна была господствовать в Средиземном море, Северной Африке, Малой Азии. Первый шаг – захват Ливии, далее строились планы в отношении Албании, Черногории, Сербии, концессии в Османской империи.

1909 ᴦ. – соглашение с Россией: нейтралитет России в случае аннексии Италией Ливии в обмен на поддержку российской позиции в вопросœе о проливах.

Сентябрь 1911 ᴦ. – Италия объявляет войну Османской империи. Ливийские арабы переходят к партизанской войне, в связи с этим реально итальянцам удавалось контролировать только побережье, в Сахару они сунуться не могут. Чтобы воспрепятствовать переброски войск из Турции, итальянский флот оккупирует остров Родос и Додекаезские острова, блокада в Адриатике и Эгейском море. Это вызвало беспокойство европейских держав. Вместе с тем, в мусульманских странах поднимается волна антиевропейских настроений. Державы начинают давить на Италию, склонять ее к миру.

Октябрь 1912 ᴦ. – Лозаннский мир: Италия оформляет права на Триполитанию и Киренаику, конец войны. Турция выводит войска из Ливии, Италия также обязалась вывести флот с Додеканезских островов, но она затягивало выполнение этого решения вплоть до Первой мировой, потом о нем вообще забыла, Турции выплачивается денежная компенсация за Ливию 2 млн. лир.

1912 ᴦ. – очередное продление Тройственного союза – полная формальность.

1913-1914 гᴦ. – военная и военно-морская конвенция с Германией и Австрией – усыпление бдительности союзников. Одновременно идут тайные переговоры с Антантой

1914 ᴦ. – Италия воздерживается от вступления в войну на стороне Германии, идет торг за переход к Антанте, весной 1915 ᴦ. подписано тайное соглашение о вступлении в войну на стороне Антанты в обмен на Триест.

Май 1915 ᴦ. – Италия вступает в войну, но ее армия вскоре начинает терпеть поражения.

1917 ᴦ. – катастрофа под Капаретто, Италия фактически выходит из войны, ни в военном, ни в экономическом плане страна не была готова к длительной европейской войне.

1918 ᴦ. – Италия формально в числе стран-победительниц, но ее стали называть ʼʼпроигравшей среди победителœейʼʼ - Антанта с ней мало считается, Триест отдали не весь (без порта Фиуме).

referatwork.ru

Вклад Италии в мировую политику

Италия - Внешняя политика

вклад италии в мировую политику

Все чаще в официальных документах Италии можно встретить осмысление «итальянского вклада» в мировую политику, стремление подчеркнуть не традиционную пассивность внешней политики страны, следующей в фарватере НАТО, а ее активность и самостоятельность.

Поворотным пунктом для этих изменений в официальной идеологии Италии считается период после холодной войны, который поставил ее «перед лицом одновременно новой и тяжелой ответственности». Общетеоретическим базисом для такого подхода стала концепция, которая была представлена тогдашним министром иностранных дел Италии Л.Дини в сенате страны 8 июня 2000 г. о том, что биполярный мир сменился «миром протагонистов». Именно эта идеологема становится основополагающей в итальянской трактовке современного мирового развития и вытесняет тем самым все другие концепции такого рода.

В рамках формирующегося «мира протагонистов», к которым Италия недвусмысленно относит и себя саму, она официально определяет свои приоритеты. Среди наиболее важных такого рола сегментов итальянской «ответственности» перед мировым сообществом власти страны считают Балканский кризис и провозглашенное расширение ЕС на зону Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Эти задачи должны дополнить ставшую уже традиционной итальянскую активность в Средиземноморье и борьбу с незаконной миграцией.

Логическим следствием из провозглашения собственной глобальной ответственности становится то обстоятельство, что в официальной внешнеполитической идеологии Италии начинает все чаще воспроизводиться либералистский подход к международным отношениям, в частности, такие его аспекты, как глобальный транснационализм и первостепенная роль моральных ценностей в мировой политике. В рамках этой концепции совершенно логичным предстает тот факт, что, приводя аргументы для своей внешнеполитической активности в вышеуказанных приоритетных сегментах, итальянские официальные лица опираются не только на национальные интересы Италии, но и на моральный аспект вопроса, на то, что ее долгом является привнесение в те или иные регионы фундаментальных ценностей демократического мира, таких как гражданское общество, права человека, основные свободы и пр.

Более того, в вышеупомянутой речи в сенате Л. Дини заявил, что «интересы и ценности по своей природе не знают географических границ, и обязывают нас выступать в их защиту везде, где потребуется. Этот постулат стал удобным идеологическим подспорьем для объяснения дипломатической активности Италии и далеко за пределами объявленных зон ответственности (например, в Корее).

В связи с этим в официальных итальянских документах и выступлениях все чаще говорится об Италии как глобальном акторе на мировой арене. Стремление подчеркнуть собственную значимость стало закономерным следствием курса на активизацию внешней политики страны, провозглашенного еще при первом правительстве С. Берлускони в 1994 г. В результате, в официальной риторике начинают появляться такие идеологемы, как «универсализм итальянского рода», «глобальное видение» Италии. Страна провозглашается «активным участником в процессах глобального измерения в современном обществе». При этом именно сейчас, «как никогда в прошлом» Италия «отдает себе отчет в своих возможностях я своей роли в Европе и мире». Более того, президент Чампи делал даже заявления о том, что «Италия принадлежит к узкому кругу великих держав, которые определяющим образом влияют на историю наступающего века».

Особый интерес в связи с этой темой представляет конференция послов, организованная в Риме в сентябре 1999 г. Поскольку она состоялась вскоре после эскалации косовского кризиса, то ее проведение предоставило итальянским властям возможность заявить свою позицию по тем трансформациям, которые произошли в глобальной системе международной безопасности после вмешательства в конфликт НАТО.

Весьма показательным отголоском косовских событий стало сделанное на этой конференции заявление президента К.-А. Чампи о том, каким образом Италии видится дальнейшее развитие системы международного права. По мнению итальянского президента, все четче проявляется тенденция к тому, что сегодняшнее международное право постепенно будет трансформироваться в «конституционное право народов» (в универсалистском глобальном его понимании как всеобщего jus gentium). Важнейшими составными частями будущего права народов должны стать транснациональные юридические гарантии для соблюдения прав человека и основных свобод где бы то ни было и. соответственно, законное право введения тех или иных санкций против их нарушителей. Все это должно привести, согласно официальной итальянской доктрине, с одной стороны, к «всемирному правовому государству», зачатки которого наблюдаются уже сейчас, с другой – к всеобщему признанию «юридической силы наднациональных решений» применительно к данной сфере.

Вполне очевидно, что если признать итальянскую доктрину как имеющее юридическую силу толкование международного права, тогда действия НАТО в Югославии, совершенные за полгода до указанного заявления К.-А.Чампи, предстанут вполне правомерными и законными. Естественно и то, что дальнейшее развитие и закрепление в общественном мнении данной доктрины будет способствовать легализации так называемых гуманитарных интервенций. Весьма недвусмысленно это подчеркнул тогдашний министр иностранных дел Италии Л. Дини, выступая на сессии Генеральной ассамблеи ООН осенью 1999 г. Он особо отметил, что «ни одно государство не может отсидеться за суверенитетом границ» в случае, если им нарушаются права человека. Далеко идущие последствия такой логики вполне очевидны.

Добавить комментарий

ilecta1.ru

Принципы итальянской внешней политики - Внешняя политика

Италия - Внешняя политика

принципы итальянской внешней политики

В частности. К.-А.Чампи заявил, что внешняя политика страны должна быть направлена на то, чтобы XXI в. стал «веком мира и гражданского и экономического продвижения вперед». Идеологема «мира» вообще занимает на итальянской внешнеполитической риторике первостепенное место. Однако показательно то, что чаще всего итальянские официальные лица, говоря о мире, предпочитают оперировать термином «европейский мир» (под которым понимается современное состояние развития ЕС). Этот «европейский мир» представляется важнейшим завоеванием Запада в минувшем веке. В XXI в. его базовые принципы должны лечь в основу глобальной культуры мира.

Важный фактор, который, по мнению итальянцев, может стимулировать продвижение «европейского мира» вовне, − растущая взаимозависимость государств. Все страны, с весьма прозрачным намеком утверждается в официальной итальянской риторике, должны не противостоять этой взаимозависимости, не сопротивляться ей, а воспринять ее как неизбежную данность и приспособить к ней свою национальную политику. Именно взаимозависимость и делает необходимым выработку новых правил международного поведения государств, одним из которых является «конституционное право народов». Объективно взаимозависимость подпитывается процессом глобализации, который представляется необратимым. Однако при этом ведущим державам, важно посредством «большой восьмерки» или ООН скоординировать свои действия таким образом, чтобы процесс глобализации и рост взаимозависимости не привели бы к нивелированию различий в культуре и идентичности народов мира.

Прежде всего, модель «европейского мира» предлагается итальянцами для реализации в Средиземноморье – регионе, который играет для этой страны первостепенную роль. В этой связи всегдашний акцент на всемерном развитии различных форм общесредиземноморского сотрудничества дополняется новыми нюансами. Особую значимость в этой перспективе приобретает и стремление итальянцев подчеркнуть важность Средиземноморья как южной границы для всего Европейского союза в целом, В условиях вышеупомянутого «европейского суверенитета» гораздо более логичным предстает и заявление Италии о том, что все члены ЕС, а не только его южные страны, «должны помогать народам Средиземноморья» для того, «чтобы они шли вместе с нами по дороге мира». Итогом этого стало формулирование новой идеологемы: «Средиземноморью, которое усилится в ближайшие десять лет, будет нужно больше Европы: Европе в новом тысячелетии будет нужно больше Средиземноморья».

Моральным долгом ЕС, по убеждению К.-А. Чампи, является достижение того, чтобы в странах Средиземноморья превалировало бы доверие к Европе и ее ценностям. Такой призыв вполне соответствует проанализированной выше все усиливающейся тенденции к применению либералистских установок во внешнеполитической идеологии и практической дипломатия Италии.

На Балканах активность Италии нашла свое отражение в новом субрегиональном проекте – Адриатическая и Ионическая инициатива (АИИ) выдвинутая официальным Римом 19-20 мая 2000 г. на конференции на уровне министров иностранных дел, которая состоялась в итальянском городе Анкона. В ней, помимо Италии, принята участие представители Греции, Словении, Хорватии Боснии и Герцеговины. Албании. На конференции присутствовал и председатель Европейской комиссии Романо Проди, тем самым новая итальянская инициатива была введена под эгиду ЕС.

Весьма примечательно, что за месяц до конференция в Анконе проект именовался как Адриатическая инициатива, и это было отражено в совместной итало-хорватской декларации в апреле 2000 г. Последующая трансформация названия была вызвана, по всей видимости, желанием Греции не оказаться маргинализированной в этом проекте. Оценивая АИИ в целом, следует отметить следующее. Во-первых, через ее каналы Италия получает дополнительные возможности для влияния на Балканах. Во-вторых, Италия символически становится одним из главных западных протагонистов урегулирования и послекризисного развития на Балканах, что в перспективе может сделать ее одним из главных центров притяжения для стран Юго-Восточной Европы. При этом не исключено и возникновение определенных трений между Италией и Германией в борьбе за статус европейского актора №1 в балканском урегулировании. В-третьих, возникновение АИИ создает прецедент дробления общесредиземноморского сотрудничества на более мелкие субрегиональные проекты.

Определенную дипломатическую активность в последние годы Италия стала проявлять еще в одном субрегионе мира, соседствующем со Средиземноморьем, − это Африканский Рог. Итальянские представители активно вмешивались в попытки наладить мирный диалог между воюющими Эфиопией и Эритреей, а заместитель министра иностранных дел Италии Серри стал официальным посланником Европейского союза на переговорах между двумя странами. Заключенное в середине июня 2000 г. в Алжире соглашение между Эфиопией и Эритреей о прекращении огня и вводе миротворческих сил ООН и Организации африканского единства на линяю размежевания сторон было расценено на Апеннинах как крупный дипломатический успех Италии и реальное свидетельство ее возможности играть активную роль в мировой политике.

Добавить комментарий

ilecta1.ru


Смотрите также