56. Система органов государственной власти Италии. Законодательная власть италии


Законодательная власть в Италии. Порядок формирования, функции, полномочия.

Количество просмотров публикации Законодательная власть в Италии. Порядок формирования, функции, полномочия. - 208

 

Итальянский парламент. Законодательная власть в Италии осуществляется парламентом, который состоит из Палаты депутатов и Сената (ст. 55 Конституции). В Палате депутатов 630 депутатов, избираемых всœеобщими прямыми выборами. Из 630 мест 12 резервируется для итальянцев, проживающих за рубежом. Конституция устанавливает следующие требования к кандидатам в Палату депутатов: итальянское гражданство, возраст – не моложе 25 лет, обладание активным избирательным правом. Депутаты избираются на пять лет. В голосовании участвуют итальянские граждане, достигшие 18 лет и не лишенные избирательных прав.

Сенат состоит из трех категорий граждан.

‣‣‣ В первую очередь, избираемые сенаторы. Их число составляет 315. Требования к кандидатам: гражданин Италии не моложе 40 лет. Сенаторы избираются всœеобщими прямыми выборами итальянскими избирателями, достигшими 25 лет. 309 сенаторов избираются внутри страны и шесть – от итальянцев, проживающих за границей. Выборы в стране проводятся по избирательным округам, образуемым в каждой области, на базе пропорциональной системы по коалиционным и партийным спискам. Тот список, который получил в округе большинство голосов избирателœей, получает не менее 55% мест, отведенных данной области. Но в трех областях (Валле-д'Аоста͵ Молизе и Трентино-Альто-Адидже) действует прежняя, мажоритарная избирательная система. От Валле-д'Аоста избирается один сенатор, от Молизе и Трентино-Альто-Адидже – по два.

‣‣‣ Во-вторых, сенаторы – бывшие президенты, являющиеся сенаторами пожизненно, в случае если они не отказались от этого права.

‣‣‣ В-третьих, сенаторы – пять граждан, назначаемых пожизненно Президентом за выдающиеся достижения в социальной, научной, художественной и литературной областях (ст. 59 Конституции). Не бывают избраны в обе палаты: мэры коммун с населœением более 20 тыс. жителœей, областные советники, представители провинциальной администрации, префекты, су-префекты, высшие чиновники полиции, высшие офицеры Вооруженных сил, не находящиеся в запасе судьи, а также лица, по профессиональным основаниям имеющие отношения с иностранными государствами, в случае если они не откажутся от своих должностей.

Обе палаты избираются на пять лет. Полномочия палат бывают продлены только на основании закона и лишь в случае войны (ст. 69 Конституции). Обе палаты, таким образом, имеют одинаковый срок полномочий, но данный срок не всœегда может соответствовать продолжительности полномочий другой палаты, поскольку Президент Республики обладает правом досрочного роспуска обеих или одной из палат.

Следует отметить, что в настоящее время разрабатывается программа реформы Сената. Предполагаются усиление его роли в представительстве регионов и отход от равенства палат.

Статус депутата традиционен для демократических государств и характеризуется следующими положениями.

‣‣‣ Недопустимость одновременного членства в обеих палатах. В случае если лицо было сразу избрано в обе палаты, то оно должно выбрать одну из них.

‣‣‣ Члены каждой из палат не могут одновременно состоять в Конституционном суде, Высшем совете магистратуры, Национальном совете экономики и труда, не бывают руководителями, администраторами, членами ревизионных комиссий предприятий, принадлежащих государству, или обществ, им финансируемых.

‣‣‣ В Конституции Италии закреплен принцип свободного депутатского мандата͵ а также депутатский иммунитет и индемнитет (ст. 68, 69).

‣‣‣ Жалованье депутатов парламента составляет 12 тыс. евро, а размеры пенсий депутатов – от 20 до 60% их жалованья.

Организация работы палат. Обе палаты фактически равны по положению. Их равенство нарушается только в случае принятия решений на совместных заседаниях (выборы Президента Республики, назначение членов Конституционного суда, Высшего совета магистратуры и др.), поскольку количественный состав Сената в два раза меньше, чем Палаты депутатов. При этом и в данном случае неравенство палат сглаживается тем, что депутаты и сенаторы голосуют в соответствии с позицией своей партийной фракции.

Палаты действуют на базе регламентов, принимаемых в каждой палате абсолютным большинством их членов. Каждая палата избирает председателя и заместителя. Руководящим органом палаты является бюро, в состав которого включаются председатель палаты, четыре вице-председателя, три квестора (Квесторы контролируют расходы палаты и деятельность ее вспомогательных служб.) и восœемь секретарей. Формирование бюро осуществляется таким образом, чтобы в нем были представлены всœе партийные фракции. Бюро образуется на срок легислатуры палаты и выполняет такие функции, как утверждение проекта бюджета палаты, решение вопросов формирования парламентских групп и комиссий, применение дисциплинарных санкций и др.

Предусмотрено образование в обеих палатах партийных фракций, именуемых парламентскими группами. В Палате депутатов группы образуются при наличии не менее 20 депутатов, желающих ее создать. Допускается образование группы с меньшим числом, но только по разрешению Бюро палаты и при условии, что эта фракция представляет партию, получившую на выборах достаточное количество голосов избирателœей (не менее 300 тыс.).

В Сенате партийные фракции создаются не менее чем 10 сенаторами. Возможно образование в каждой из палат единой смешанной парламентской группы из числа депутатов, не вошедших ни в одну группу.

В палатах образуются постоянные комиссии. В Сенате образуется 12 или 13 таких комиссий со сроком полномочий в два года. В Палате депутатов их число составляет 14, и образуются они на весь срок полномочий палаты. Комиссии формируются на базе пропорционального представительства парламентских групп. Основной задачей комиссий является работа над законопроектами, их рассмотрение и одобрение. Конституция Италии допускает образование совместных комиссий только в связи с процедурой роспуска областного совета (абз. 4 ст. 126). При этом текущее законодательство и конституционная практика пошли по пути образования такого рода комиссий. Начиная с 1975 ᴦ. были созданы постоянные смешанные комиссии из представителœей обеих палат парламента по делам секретных служб, по аудиовизуальным средствам. Стали образовываться смешанные следственные комиссии. Каждая палата направляет в такие комиссии до 20 своих членов. Такие комиссии согласно Конституции обладают теми же полномочиями, что и судебные власти (ст. 86). Вместе с тем, Сенат может образовывать комиссию по европейским делам.

На заседаниях постоянных комиссий могут присутствовать члены правительства, а в заседаниях сенатских комиссий могут участвовать и приглашенные лица, и им может предоставляться возможность для выступления.

Парламент работает в сессионном порядке, собираясь на две сессии в году. Палаты собираются “по собственному праву” в первый непраздничный день февраля и октября.

Чрезвычайные сессии палат созываются по требованию их председателœей, Президента Республики или треть членов палат. В случае если одна из палат собирается на чрезвычайную сессию, то вторая – по праву.

Заседания палат открытые, но по их решению могут проводиться и закрытые заседания. Трансляции заседаний по государственным телœе- и радиоканалам допускаются по решению председателя палаты. Трансляции по частным каналам не требуют такого разрешения. Заседания палат правомочны, в случае если в них участвуют более половины депутатов (сенаторов).

В заседаниях могут принимать участие члены правительства, в т.ч. и не входящие в состав палат, а при наличии депутатского запроса участие соответствующего министра обязательно. Палаты заседают, как правило, отдельно. Совместные заседания палат проводятся в связи с выборами Президента͵ назначением членов Конституционного суда, Высшего совета магистратуры, решением вопроса о предании суду Президента Республики, председателя Совета министров и министров и в некоторых других случаях, предусмотренных Конституцией.

Итальянский парламент обладает традиционными для западноевропейских парламентов полномочиями, к числу которых относятся: законотворчество, парламентский контроль за деятельностью правительства, определœение базовых направлений внутренней и внешней политики, выборы Президента Республики на совместном заседании палат с участием представителœей областей, ратификация международных договоров, решение вопросов войны и мира и некоторые иные.

Парламент обладает рядом полномочий и в сфере судебной власти. Помимо уже отмеченного решения вопроса о предании суду высших должностных лиц страны парламент назначает одну треть состава Конституционного суда, одну треть состава Высшего совета магистратуры, решает вопрос об объявлении амнистии.

Законодательный процесс состоит из следующих стадий: внесение законопроекта͵ его рассмотрение и обсуждение, принятие закона, его подписание и опубликование главой государства.

‣‣‣ На первой стадии реализуется право законодательной инициативы, которым обладают правительство, каждый депутат и сенатор, областные советы, Национальный совет экономики и труда, муниципальные советы (по вопросам территориальных границ), группы избирателœей в количестве не менее 50 тыс. чел. При этом избиратели не могут вносить законопроекты по тем вопросам, которые относятся к непосредственной сфере деятельности правительства (бюджет, ратификация международных договоров и др.). Законопроекты могут вноситься в любую палату, кроме проекта бюджета͵ который представляется в Палату депутатов. Законы принимаются обеими палатами большинством голосов (за исключением конституционных законов).

Одна из особенностей законодательного процесса в Италии состоит в том, что регламентами палат бывают предусмотрены случаи, когда законопроекты рассматриваются только в комиссиях, которые могут их окончательно утверждать. Такая практика получила широкое распространение. До 75% законов принимается именно таким способом. В то же время Конституцией предусмотрено, что по требованию правительства, десятой части членов палаты или пятой части соответствующей комиссии законопроекты передаются на рассмотрение и утверждение палаты. Исключительно палатами принимаются законы по конституционным и избирательным вопросам, по вопросам делœегирования законодательных полномочий, ратификации международных договоров и бюджета (ст. 72 Конституции).

‣‣‣ Одобренный обеими палатами закон направляется на подпись Президенту Республики, который в течение одного месяца может подписать и обнародовать его или потребовать повторного рассмотрения, но только по мотивам редакционных погрешностей. Закон в данном случае повторно утверждается простым, а не квалифицированным большинством голосов, ᴛ.ᴇ. вето Президента носит суспензивный характер.

Своеобразие законодательного процесса в Италии состоит в возможности непосредственного участия в нем народа. Конституцией предусмотрены народная законодательная инициатива и народное вето, которые хотя и нечасто, но всœе же реализуются. Право народного вето состоит в том, что принятый парламентом закон должна быть по инициативе не менее чем 500 тыс. избирателœей вынесен на референдум для решения вопроса о его отмене. В случае если вопрос наберет установленное число голосов, закон утрачивает силу. При этом из-под действия этого права изъяты вопросы налогообложения, амнистии и помилования, международных договоров.

Конституция Италии предусматривает институт делœегированного законодательства (ст. 76). Делœегирование правительству законодательных функций осуществляется путем принятия парламентом делœегирующего закона, в котором указываются: время, в течение которого правительство может принимать декреты, предмет регулирования, а также принципы, которым должно следовать правительство. Одновременно правительство готовит соответствующий законопроект, который должен быть внесен в парламент по окончании срока делœегирования.

В случае особой крайне важно сти правительство под свою ответственность может принимать временные распоряжения, имеющие силу закона. Эти распоряжения должны быть в день их издания представлены в обе палаты для утверждения. В случае если палаты распущены, то они собираются на заседание в течение пяти дней, а по истечении 60 дней эти акты, в случае если они не одобрены палатами, утрачивают силу (ст. 77 Конституции).

Парламентский контроль за деятельностью правительства осуществляется в следующих формах: 1) устные или письменные вопросы правительству или его отдельным членам; 2) интерпелляции; 3) следственные комиссии; 4) резолюция недоверия. Первая из этих форм используется наиболее часто. Примерно два заседания в неделю в палате отводятся для устных вопросов. Ответы на устные вопросы даются в течение 14 дней, на письменные – 20.

Интерпелляция (от лат. interpellatio – прерывание речи, жалоба перед судом, иск) - ϶ᴛᴏ обращенное к правительству или к министру требование группы депутатов дать объяснение по поводу проводимой ими политики или по конкретному вопросу. В отличие от вопросов и запросов интерпелляция сопровождается сложной процедурой внесения и правовыми последствиями. В меморандуме о внесении интерпелляции указываются ее мотивы, сроки ответа. Ответ членов правительства может сопровождаться дебатами в парламенте и даже повлечь отставку министра или всœего кабинœета.

Для расследования деятельности всœего состава правительства или отдельных министерств создаются следственные комиссии. Οʜᴎ могут образовываться в каждой из палат или из представителœей обеих палат парламента. По окончании расследования следственная комиссия готовит и представляет доклад на заседании палаты (или обеих палат). Такого рода комиссии создавались для расследования коррупции в высших эшелонах власти в рамках проводившейся кампании “чистые руки”.

Резолюция недоверия является весьма грозным оружием парламента. Процедура ее принятия урегулирована регламентами палат. Резолюция недоверия вносится по инициативе десятой части членов любой из палат, обсуждается по истечении трех дней со дня внесения. Принятие резолюции влечет отставку правительства.

Итальянский парламент может принимать, кроме того, резолюции по конкретному вопросу государственной политики. Такие резолюции вносятся либо председателями парламентских групп, либо 10 депутатами или восœемью сенаторами. Сначала эти резолюции предварительно рассматриваются постоянными комиссиями, а затем – на заседании палаты.

referatwork.ru

Особенности законодательной власти / Италия / Политический Атлас Современности

Италия / Особенности законодательной власти

В Италии существует двухпалатный парламент, включающий Палату депутатов и Сенат. Конституция 1947 года является важнейшим источником итальянского парламентского права. Непосредственно парламенту посвящена гл. 1 ч. 2 («Устройство республики») Основного закона. Таким образом, в системе разделения властей законодательный орган формально поставлен на первое место. Вместе с тем положения, так или иначе затрагивающие парламентскую деятельность, содержатся и в остальных частях конституции. Гл. «Парламент» состоит из двух разделов: «Палаты» (ст. 55-69) и «Составление законов» (ст. 70-82). В конституции подчёркивается абсолютное равенство палат при осуществлении полномочий как в законодательной области, так и при реализации парламентского контроля над правительством.

Парламент принимает законы, государственный бюджет и контролирует его исполнение, осуществляет политический контроль над деятельностью правительства, участвует в формировании ряда государственных органов, решает вопросы о займах и предоставлении кредитов, ратифицирует международные договоры и выполняет некоторые другие функции.

В Палате депутатов заседают 630 депутатов, в Сенате — 315; срок работы обеих палат составляет 5 лет и может быть продлён только в случае войны. 315 сенаторов представляют регионы, также имеется 6 пожизненных сенаторов. В соответствии со ст. 57 конституции ни одна область не может иметь менее 7 сенаторов, кроме областей Мелизе (2 сенатора) и Валле д’Аоста (1 сенатор). Президент может назначить 5 пожизненных сенаторов за особые заслуги перед Италией.

Ныне действующие регламенты палат итальянского парламента были приняты в 1971 году. Несмотря на автономию палат, документы похожи друг на друга, а многие их положения совпадают. Тексты регламентов согласованы для того, чтобы ни одна из палат не находилась в привилегированном положении перед другой, не препятствовала выполнению другой палатой её функций и не затрудняла общепарламентский процесс.

Согласно ст. 70 конституции, законодательная функция осуществляется обеими палатами. На представление законопроекта имеет право прежде всего правительство как орган, наилучшим образом способный оценить необходимость тех или иных законодательных преобразований. Правительственный законопроект вносится в палаты разрешающим декретом президента республики с контрасигнацией председателя совета министров либо компетентного министра, приобретая таким образом официальную поддержку главы государства. Правом законодательной инициативы обладают и члены обеих палат, выступая как в личном качестве, так и совместно с другими парламентариями. Законопроект может быть внесён парламентской группой и комиссией. Законопроект, исходящий от парламентариев, должен сопровождаться документом (докладом), объясняющим его главные задачи и общий характер. Законопроекты по вопросам экономики и труда могут вноситься в палаты Национальным советом экономики и труда.

Кроме того, законодательной инициативой обладает, согласно ст. 71 конституции, итальянский народ. Он осуществляет это право путём внесения законопроекта от имени не менее чем 50 тысяч избирателей. Правом на внесение законопроекта обладают областные советы — представительные органы областей — исключительно по вопросам, касающимся самих областей, если эти вопросы не могут быть урегулированы законом области.

Каждый из субъектов законодательной инициативы вправе отозвать свой законопроект при условии, что он ещё не был одобрен одной из палат. Вместе с тем любой из парламентариев вправе объявить отзываемый законопроект собственным, и в таком случае законодательный процесс будет продолжен. Все законопроекты должны иметь чёткую структуру.

Законопроект (прежде чем стать законом) проходит три стадии: рассмотрение в одной палате парламента, затем — в другой и наконец промульгацию президентом республики. Законопроект может быть отвергнут только на первых двух стадиях. Президент не может отказаться промульгировать одобренный палатами законопроект, однако до промульгации может потребовать его повторного рассмотрения в палатах. Это отлагательное вето президента преодолевается обычным большинством голосов (ст. 74 конституции). Если во второй палате законопроект будет отвергнут не полностью, а частично или же в него будут внесены изменения, то он вновь поступит в палату, одобрившую его первоначально. Палата, в которую возвращается законопроект, ограничивается изучением и принятием решения только лишь в отношении тех положений, которые вызвали несогласие другой палаты либо были ею внесены (изменены).

На протяжении более чем трёх десятков лет в Италии широко обсуждается вопрос о возможной институциональной реформе. Предлагаются, в частности, изменения в структуре парламента: одним из популярных проектов является предложение о преобразовании Сената в палату областей с законодательной компетенцией по вопросам, касающимся только областей и с функцией парламентского контроля исключительно по областным вопросам. Некоторые противники данного проекта предлагают вовсе отказаться от Сената как от лишнего органа, не выражающего никаких специфических интересов, но лишь затягивающего законодательную процедуру и поглощающего значительные государственные средства.

Институциональное превосходство парламента, способствовавшее демократической эволюции страны, искоренению недемократического наследия прошлого, сотрудничеству демократических сил, не смогло само по себе стать гарантией эффективности работы законодательной власти. Впрочем, между основными политическими силами в стране имеется принципиальный консенсус относительно сохранения структуры, установленной конституцией. На данный момент не предполагается отказываться от принципа парламентского верховенства в пользу сильной исполнительной власти. В Италии учитываются уроки прошлого, поэтому концепция усиления исполнительной власти за счёт парламента в стране непопулярна. Согласно конституции, избирательным правом обладают все граждане Италии, достигшие совершеннолетия (18 лет). Выбирать состав сената могут граждане не моложе 25 лет. Депутатом нижней палаты может быть избран гражданин, достигший на день выборов 25 лет. Для избрания в Сенат необходимо быть не моложе 40 лет.

Согласно ст. 65 конституции, нельзя одновременно состоять членом Палаты депутатов и Сената. Законом устанавливаются случаи неизбираемости, а также несовместимости с обладанием мандата члена парламента. К категории таких лиц относятся, в частности, члены Конституционного суда, Национального совета труда и обороны, члены областных советов, префекты, вице-префекты, представители правительства в областях, полицейские чины, дипломаты, консулы, а также высшие офицеры вооружённых сил и магистраты. Все эти лица в случае своего намерения претендовать на избрание в парламент должны отказаться от соответствующей должности за 180 дней до окончания полномочий парламента или в течение семи дней после издания декрета о роспуске парламента.

В настоящее время система выборов обеих палат парламента регулируется законами № 276 и 277 от 4 августа 1993 года, а также принятым 1 декабря 1993 года. Законом «О новом порядке проведения избирательных кампаний». В стране действует смешанная избирательная система с преобладанием мажоритарного принципа. В Палате депутатов 3/4 мест заполняются на мажоритарной основе, остальные — пропорционально голосам, поданным за общенациональные партийные списки, с учётом проходного барьера в 4 %. В Сенате три четверти мест заполняются мажоритарным, остальные — пропорциональным голосованием по районам, причём каждая партия может выставить в избирательном округе не более одного кандидата.

Выборы в областные и провинциальные советы проводятся прямым голосованием по смешанной пропорционально-мажоритарной системе. Выборы проходят в один тур, причём 80 % мест распределяется по пропорциональной системе, а 20 % — по мажоритарной. Каждая область имеет собственный избирательный закон и вправе самостоятельно определять число членов областного совета, исходя из нормы: 80 советников для областей с населением более 6 миллионов человек, 60 советников — при числе жителей от 4 до 6 миллионов человек, 40 — при числе жителей от 1 до 4 миллионов человек и 30 советников, если население области не превышает 1 миллиона человек. При выборах в провинциальные советы также применяется как мажоритарная система в одномандатных округах, так и пропорциональная с использованием системы квот. В этом случае избирательным округом становится сама провинция. Коммунальные советы избираются по мажоритарной системе для коммун от 15 тысяч жителей и менее и по пропорциональной системе для более крупных коммун. При выборах советов центральных городов, областей и ряда других наиболее крупных городов (Рим, Милан, Турин, Палермо, Неаполь, Венеция, Триест, Катания, Генуя) применяется смешанная мажоритарная и пропорциональная система. Мэры этих городов избираются прямым голосованием в два тура.

В Европейском парламенте по итогам выборов, состоявшихся в июне 2004 года, Италия обладает 78 мандатами. Выборы проводятся в соответствии с законом 1979 года (с последующими изменениями) посредством всеобщего, прямого, свободного и тайного голосования по пропорциональной избирательной системе. Активным избирательным правом пользуется каждый итальянский гражданин, достигший 18-летнего возраста. Кандидатом может стать гражданин Италии в возрасте не менее 25 лет.

В законе, регламентирующем порядок выборов в Европейский парламент, предусмотрены гарантии выдвижения собственных кандидатов национальными и языковыми меньшинствами (французское, немецкое и словенское население в областях Валле д’Аоста, Трентино-Альто-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия).

Конституция Италии (ст. 75) предусматривает проведение референдумов по требованию 500 тысяч избирателей или пяти областных советов. Определены и цели референдумов — полная или частичная отмена закона или другого акта, имеющего силу закона. Не допускается вынесение на референдум законов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о полномочиях, касающихся ратификации международных договоров.

В референдуме имеют право участвовать граждане, внесённые в списки избирателей Палаты депутатов. Предложение, вынесенное на референдум, считается одобренным, если в голосовании приняло участие большинство избирателей и если предложение собрало большинство голосов, признанных действительными. Институт референдума получил в Италии широкое применение. На референдумы в разное время выносились порядка 30 законов (только в период с 1981 по 1993 годы было проведено голосование по 13 законам).

←   Назад  |   Особенности законодательной власти   |   Вперёд   →

hyno.ru

56. Система органов государственной власти Италии.

Законодательная власть.

Парламент. Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции, Парламент состоит из Палаты депутатов и Сената. Двухпалатная структура итальянского Парламента характеризуется, таким образом, сильной верхней палатой, которая практически равноправна с нижней. Даже в случаях, когда палаты принимают решения совместно, тот факт, что Сенат численно вдвое меньше, чем Палата депутатов, существенного значения не имеет, ибо депутаты и сенаторы при голосовании считаются со своей принадлежностью не к палате, а к политической партии. Расхождения между палатами обычно не носят политического характера. Палаты избираются практически одинаково, и вследствие этого политический состав палат практически идентичен. Компетенция Парламента очерчена в Конституции очень скупо, что говорит в пользу ее неограниченного характера в сфере общегосударственного ведения. Парламент принимает законы в данной сфере, а также принимает государственный бюджет и контролирует его исполнение, осуществляет политический контроль за деятельностью Правительства, участвует в формировании некоторых государственных органов и выполняет некоторые иные функции.

Законодательная функция Парламента урегулирована многими статьями Конституции. В законодательной сфере, с юридической точки зрения, несомненно преобладание Парламента над Правительством.

Законодательный процесс в своих основных чертах урегулирован в ст. 70 - 74 Конституции, а детально - в регламентах палат. Законодательная функция осуществляется обеими палатами. Право законодательной инициативы принадлежит Правительству, каждому члену палат, а также тем органам и организациям, на которые это возложено конституционным законом.

В частности, Конституция предоставляет такое право Национальному совету экономики и труда (ч. 3 ст. 99) и областным советам (ч. 2 ст. 121), правда лишь по вопросам их ведения. По вопросам территориального устройства ограниченным правом законодательной инициативы обладают и коммунальные советы (об образовании новых провинций или изменении границ существующих). Число законопроектов, вносимых Правительством - главным источником законодательной инициативы, и отдельными парламентариями примерно одинаково.

Кроме того, Конституцией предусмотрена народная инициатива - не менее 50 тыс. избирателей могут внести в Парламент проект, составленный в виде статей закона. В последнем случае сама палата проверяет соблюдение подателями проекта конституционных требований.

Институт народной инициативы используется в Италии довольно слабо. Лишь после принятия Закона 1970 г., регламентирующего порядок применения конституционной нормы, до конца 80-х годов было внесено 30 инициатив, из которых лишь немногие были приняты к рассмотрению Парламентом10.

Чтобы стать законом, законопроект должен быть одобрен обеими палатами. Принятый палатами закон поступает к Президенту республики, который должен промульгировать его в течение месяца со дня одобрения. Если же палаты абсолютным большинством своего состава объявили закон срочным, промульгация должна состояться в указанный ими срок. Законы публикуются в официальном органе государства "газета Уфичиале делла Република Итальяна" ("Gazzetta Ufficiale della Republica Italiana" - "Официальная газета Итальянской Республики") немедленно после промульгации и вступают в силу на 15-й день после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.

Исполнительная власть.

Совет министров (Правительство). В Конституции подраздел "Совет министров" раздела "Правительство" состоит всего из пяти статей (ст. 92 - 96).

Правительство на центральном уровне осуществляет любые исполнительные полномочия, которые не отнесены Конституцией к компетенции других органов.

По ст. 76 и 77 Конституции, Правительству может быть делегировано осуществление законодательной функции, если при этом будут определены принципы и руководящие критерии делегирования, ограничено его время и установлены предметы. Без делегирования со стороны палат Парламента Правительство не может издавать декреты, имеющие силу обычного закона. Формирование правительства: Президент назначает Председателя Совета министров и по его предложению - министров.

Председатель и министры образуют Совет министров, т. е. Правительство. До вступления в должность они приводятся Президентом к присяге. Затем Правительство должно получить доверие обеих палат Парламента.

В Италии центральные и периферийные органы управления в качества своей основы имеют министерства. Министерства могут быть сгруппированы по основным направлениям государственной политики11.

В первую группу входят министерства, функции которых направлены на сохранение и защиту государства преимущественно средствами внутреннего и международного права, - министерства внутренних дел, иностранных дел, юстиции, обороны. Вторая группа ведомств включает те, чьи функции связаны с финансовыми ресурсами, необходимыми для функционирования государства: министерство финансов, казначейство, ведомство экономического программирования.

Третья группа включает министерства, деятельность которых связана с каким-либо одним сектором народного хозяйства - министерства сельского хозяйства и лесов, промышленности и торговли, внешней торговли, туризма. Четвертая группа включает ведомства, функции которых связаны с территорией государства, ее инфраструктурой и обслуживанием - министерства публичных работ, транспорта и гражданской авиации, торгового флота, почт и телекоммуникаций. Наконец, пятая группа включает министерства с преобладанием функций социального характера - министерства образования, труда и социального обеспечения, гигиены и здравоохранения, культуры и окружающей среды.

Судебная система. Судебная система Италии состоит из следующих подсистем: судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, в том числе мировых судей, судов по делам несовершеннолетних, трибуналов по делам публичного водопользования и судов ассизов; административных судов; военных трибуналов.

Суды действуют в 23 судебных округах, которые, как правило, не совпадают с политико-административными единицами.

Суды общей юрисдикции. В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи; буквально - советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Далее следует претура - суд претора. Претор рассматривает апелляции на решения консилиаторов и разрешает гражданские дела с относительно небольшой ценой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Он также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде не более трех лет лишения свободы и штрафа.

Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, суть суды первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, а также уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов.

Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды. Они имеют отделения по гражданским, уголовным, трудовым делам, следственное отделение; туда входят суды по делам несовершеннолетних и трибуналы по делам публичного водопользования.

Суды по делам несовершеннолетних, учрежденные в 1934 г., действуют при апелляционных судах и рассматривают дела лиц, не достигших возраста 18-ти лет.

В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Всего в Италии 100 судов ассизов по первой и 36 - по апелляционной инстанции.

Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд, включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики и разрешает споры о компетенции между судами (пререкания о подсудности) и т. д. Административная юстиция. Статус этой ветви судебной власти определяется свободным собранием законов о Государственном совете (Закон 1924 г.) и законом об образовании областных административных трибуналов 1974 г. указание на областные органы административной юстиции содержится в ч. 2 ст. 125 Конституции.

Высшая инстанция административной юстиции - Государственный совет. Эту функцию выполняют три его отделения с судебными полномочиями. Общее собрание Совета может формулировать правовые принципы для деятельности административных трибуналов. Военная юстиция. Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершающие лицами, входящими в состав Вооруженных сил, а во время войны она расширяется в соответствии с законом.

Прокуратура обязана осуществлять уголовное преследование.

Конституционный суд. Компетенция. Конституционному суду подсудны: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; конфликты полномочий между властями государства, между властями государства и областей и между властями областей; обвинения против Президента Республики, выдвинутые в соответствии с нормами Конституции; решения о допустимости требований проведения референдумов об отмене законов.

Фактически Конституционный суд Италии выступает как созаконодатель и даже как законодатель, когда законы страдают пробельностью и конституционному суду приходится включать в них "дополнительные" или "заменяющие" положения. Счетный суд. Согласно ч. 2 ст. 100 Конституции, этот орган осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства. В соответствии с ч. 2 ст. 103 Счетный суд осуществляет юрисдикцию по вопросам публичной бухгалтерской отчетности и по некоторым другим вопросам.

studfiles.net

Центральные органы государственной власти в Италии

П Л А Н:

Введение.............................................................................................................................. 2

Центральные органы государственной власти.................................. 3

1. Законодательная власть......................................................... 3

2. Исполнительая власть............................................................ 7

Президент, права и полномочия. Компетенция.............................................. 7

Правительство Италии.................................................................................... 9

3. судебная власть.................................................................... 12

Заключение.................................................................................................................... 15

Словарь.............................................................................................................................. 16

Список используемой литературы:............................................................ 17

Система центральных органов государственной власти Италии строится на основе принципа разделения властей: законодательная власть вверена двухпалатному парламенту, исполнительная - имеет двойственную структуры и включает Президента и правительство – Совет министров. Составной частью системы органов является Конституционный суд, обеспечивающий функционирование государственной системы в соответствии с нормами основного закона.

Парламент. Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции, Парламент состоит из Палаты депутатов и Сената.

Двухпалатная структура итальянского Парламента характеризуется, таким образом, сильной верхней палатой , которая практически равноправна с нижней. Даже в случаях, когда палаты принимают решения совместно, тот факт, что Сенат численно вдвое меньше, чем Палата депутатов, существенного значения не имеет, ибо депутаты и сенаторы при голосовании считаются со своей принадлежностью не к палате, а к политической партии . Расхождения между палатами обычно не носят политического характера. Палаты избираются практически одинаково, и вследствие этого политический состав палат практически идентичен.

Компетенция Парламента очерчена в Конституции очень скупо, что говорит в пользу ее неограниченного характера в сфере общегосударственного ведения . Парламент принимает законы в данной сфере, а также принимает государственный бюджет и контролирует его исполнение, осуществляет политический контроль за деятельностью Правительства, участвует в формировании некоторых государственных органов и выполняет некоторые иные функции.

Палата депутатов насчитывает 630 человек. Депутатом может быть избран любой гражданин республики, достигший возраста 25 лет.

Сенат республики насчитывает 322 сенатора. По конституции Италии сенатором может быть избран (назначен) гражданин, достигший возраста 40 лет.

Согласно итальянским законам право избирать в Палату депутатов имеют все граждане, достигшие возраста 18 лет, а в Сенат — 25 лет.

В настоящий момент в Испании (с 1993 г.) при избрании обеих палат парламента действует мажоритарная избирательная система .

Палаты наделены большими полномочиями: утверждают государственный бюджет. решают вопросы о займах и предоставлении кредитов, ратифицируют международные договоры и т.д.

Согласно конституции, проводятся совместные заседания обеих палат для принятия присяги президента, лишения парламентской неприкосновенности одного из членов парламента или решения об объявлении войны, предании Президента, председателя Совета министров и министров суду.

Руководящие органы палат – бюро. Каждый из этих органов включает председателя палаты, четырех вице-председателей, трех квесторов и 8 секретарей, причем в этих органах должны быть представлены все партийные фракции. Бюро избирается на 5 лет. Для образования партийных фракций в Палате депутатов требуется желание не менее 20 ее членов, допускается создание фракций и из меньшего числа при соблюдением партией ряда требований на выборах. В Сенате партийные фракции должны состоять из 10 сенаторов. Допускаются смешанные фракции из членов различных партий.

В палатах образуются постоянные комиссии : в Сенате – 12 или 13 на 2 года, в Палате депутатов – 14 на 5 лет. Профиль комиссий повторяет компетенцию соответствующих министерств.

Заседания палат носят публичный характер, однако палата может принять решение о проведении закрытого заседания по просьбе правительства, председателя партийной фракции или группы депутатов.

Законодательная инициатива принадлежит парламентариям, правительству, областным советам, Национальному совету экономики и труда, а также группам избирателей не менее 50 тыс. чел. – народная инициатива.

Институт народной инициативы используется в Италии довольно слабо. Лишь после принятия Закона 1970 г., регламентирующего порядок применения конституционной нормы, до конца 80-х годов было внесено 30 инициатив, из которых лишь немногие были приняты к рассмотрению Парламентом.

В тоже время существует жесткая иерархия законодательной инициативы в зависимости от компетенции субъекта законотворчества. Т.е. проекты областей могут касаться только областной жизни, избиратели не могут вносить проекты в областях, зарезервированных за правительством и т.д.

Особенностью законодательного процесса в парламенте является предоставление палатам права передавать свои законодательные полномочия комиссиям. Парламент также может делегировать правительству свои законодательные полномочия, кроме вопросов, лежащих в конституционной области, в области избирательного права, принятия бюджета, ратификации международных договоров.

Следует также отметить зависимость правительства от парламента, оно несет коллективную ответственность перед любой палатой парламента и должно при конституировании получить доверие обеих палат.

В международной сфере итальянский парламент ратифицирует договоры с другими государствами, объявляет войну.

В судебной – назначает 1/3 часть членов Конституционного суда, 1/3 часть Высшего совета магистратуры, решает вопрос об объявлении амнистии.

Законодательный процесс в своих основных чертах урегулирован в ст. 70 - 74 Конституции, а детально - в регламентах палат.

Законодательная функция осуществляется обеими палатами. Право законодательной инициативы принадлежит Правительству, каждому члену палат, а также тем органам и организациям, на которые это возложено конституционным законом. В частности, Конституция предоставляет такое право Национальному совету экономики и труда (ч. 3 ст. 99) и областным советам (ч. 2 ст. 121), правда лишь по вопросам их ведения. По вопросам территориального устройства ограниченным правом законодательной инициативы обладают и коммунальные советы (об образовании новых провинций или изменении границ существующих).

Число законопроектов, вносимых Правительством - главным источником законодательной инициативы, и отдельными парламентариями примерно одинаково.

Чтобы стать законом, законопроект должен быть одобрен обеими палатами . Принятый палатами закон поступает к Президенту республики, который должен промульгировать его в течение месяца со дня одобрения. Если же палаты абсолютным большинством своего состава объявили закон срочным, промульгация должна состояться в указанный ими срок.

Законы публикуются в официальном органе государства "газета Уфичиале делла Република Итальяна" ("Gazzetta Ufficiale della Republica Italiana" - "Официальная газета Итальянской Республики") немедленно после промульгации и вступают в силу на 15-й день после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.

Президент, права и полномочия. Компетенция.

Глава государства — президент, избираемый сроком на 7 лет парламентом и делегатами областных советов. Президент обладает широкими полномочиями. Он утверждает законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента и назначения новых выборов.

Президент республики является главой государства и представляет национальное единство.

В отношениях с Парламентом он осуществляет следующие полномочия:

· Направляет палатам послания;

· Назначает выборы новых палат и определяет день их первого заседания;

· Разрешает представлять палатам законопроекты по инициативе Правительства;

· Промульгирует законы, издает декреты, имеющие силу закона, и положения;

· Может, заслушав председателей палат, распустить их обе или одну из них, за исключением последних шести месяцев своего мандата;

В предусмотренных Конституцией случаях назначает народный референдум, а в случаях, предусмотренных законом – государственных должностных лиц.

Президент является главнокомандующим Вооруженных сил, председательствует в создаваемом согласно закону Верховном совете обороны, объявляет по решению палат состояние войны.

В отношениях с судебной властью его полномочия заключаются в председательствовании в Высшем совете магистратуры, а также в помиловании и смягчении наказаний.

Президент жалует знаки отличия республики.

Никакой акт Президента не действителен без контрасигнатуры предложившего его министра, который и принимает на себя за этот акт ответственность.

Избрание. Президентом может быть избран гражданин, достигший 50-летнего возраста и пользующийся гражданскими и политическими правами.

Президент избирается Парламентом на совместном заседании всех его членов. В выборах участвуют также по три делегата от каждой области, которые избираются областными советами таким образом, чтобы обеспечить и представительство меньшинства. Данная процедура в условиях парламентской многопартийности – результат компромисса политических партий по поводу конкретной кандидатуры.

Президент избирается на 7 лет и может неоднократно переизбираться.

mirznanii.com

Система центральных органов государственной власти Италии строится на основе принципа разделения властей

Система центральных органов государственной власти Италии строится на основе принципа разделения властей

 

Система центральных органов государственной власти Италии строится на основе принципа разделения властей: законодательная власть вверена двухпалатному парламенту, исполнительная - имеет двойственную структуры и включает Президента и правительство – Совет министров. Составной частью системы органов является Конституционный суд, обеспечивающий функционирование государственной системы в соответствии с нормами основного закона.

 

 

 

 

Центральные органы государственной власти

 

 

1. Законодательная власть.

Парламент. Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции, Парламент состоит из Палаты депутатов и Сената.

Двухпалатная структура итальянского Парламента характеризуется, таким образом, сильной верхней палатой, которая практически равноправна с нижней. Даже в случаях, когда палаты принимают решения совместно, тот факт, что Сенат численно вдвое меньше, чем Палата депутатов, существенного значения не имеет, ибо депутаты и сенаторы при голосовании считаются со своей принадлежностью не к палате, а к политической партии. Расхождения между палатами обычно не носят политического характера. Палаты избираются практически одинаково, и вследствие этого политический состав палат практически идентичен.

Компетенция Парламента очерчена в Конституции очень скупо, что говорит в пользу ее неограниченного характера в сфере общегосударственного ведения. Парламент принимает законы в данной сфере, а также принимает государственный бюджет и контролирует его исполнение, осуществляет политический контроль за деятельностью Правительства, участвует в формировании некоторых государственных органов и выполняет некоторые иные функции.

Палата депутатов насчитывает 630 человек. Депутатом может быть избран любой гражданин республики, достигший возраста 25 лет.

Сенат республики насчитывает 322 сенатора. По конституции Италии сенатором может быть избран (назначен) гражданин, достигший возраста 40 лет.

Согласно итальянским законам право избирать в Палату депутатов имеют все граждане, достигшие возраста 18 лет, а в Сенат — 25 лет.

В настоящий момент в Италии (с 1993 г.) при избрании обеих палат парламента действует мажоритарная избирательная система.

Палаты наделены большими полномочиями: утверждают государственный бюджет. решают вопросы о займах и предоставлении кредитов, ратифицируют международные договоры и т.д.

Согласно конституции, проводятся совместные заседания обеих палат для принятия присяги президента, лишения парламентской неприкосновенности одного из членов парламента или решения об объявлении войны, предании Президента, председателя Совета министров и министров суду.

Руководящие органы палат – бюро. Каждый из этих органов включает председателя палаты, четырех вице-председателей, трех квесторов и 8 секретарей, причем в этих органах должны быть представлены все партийные фракции. Бюро избирается на 5 лет. Для образования партийных фракций в Палате депутатов требуется желание не менее 20 ее членов, допускается создание фракций и из меньшего числа при соблюдением партией ряда требований на выборах. В Сенате партийные фракции должны состоять из 10 сенаторов. Допускаются смешанные фракции из членов различных партий.

В палатах образуются постоянные комиссии: в Сенате – 12 или 13 на 2 года, в Палате депутатов – 14 на 5 лет. Профиль комиссий повторяет компетенцию соответствующих министерств.

Заседания палат носят публичный характер, однако палата может принять решение о проведении закрытого заседания по просьбе правительства, председателя партийной фракции или группы депутатов.

Законодательная инициатива принадлежит парламентариям, правительству, областным советам, Национальному совету экономики и труда, а также группам избирателей не менее 50 тыс. чел. – народная инициатива.

Институт народной инициативы используется в Италии довольно слабо. Лишь после принятия Закона 1970 г., регламентирующего порядок применения конституционной нормы, до конца 80-х годов было внесено 30 инициатив, из которых лишь немногие были приняты к рассмотрению Парламентом.

В тоже время существует жесткая иерархия законодательной инициативы в зависимости от компетенции субъекта законотворчества. Т.е. проекты областей могут касаться только областной жизни, избиратели не могут вносить проекты в областях, зарезервированных за правительством и т.д.

Особенностью законодательного процесса в парламенте является предоставление палатам права передавать свои законодательные полномочия комиссиям. Парламент также может делегировать правительству свои законодательные полномочия, кроме вопросов, лежащих в конституционной области, в области избирательного права, принятия бюджета, ратификации международных договоров.

Следует также отметить зависимость правительства от парламента, оно несет коллективную ответственность перед любой палатой парламента и должно при конституировании получить доверие обеих палат.

В международной сфере итальянский парламент ратифицирует договоры с другими государствами, объявляет войну.

В судебной – назначает 1/3 часть членов Конституционного суда, 1/3 часть Высшего совета магистратуры, решает вопрос об объявлении амнистии.

Законодательный процесс в своих основных чертах урегулирован в ст. 70 - 74 Конституции, а детально - в регламентах палат.

Законодательная функция осуществляется обеими палатами. Право законодательной инициативы принадлежит Правительству, каждому члену палат, а также тем органам и организациям, на которые это возложено конституционным законом. В частности, Конституция предоставляет такое право Национальному совету экономики и труда (ч. 3 ст. 99) и областным советам (ч. 2 ст. 121), правда лишь по вопросам их ведения. По вопросам территориального устройства ограниченным правом законодательной инициативы обладают и коммунальные советы (об образовании новых провинций или изменении границ существующих).

Число законопроектов, вносимых Правительством - главным источником законодательной инициативы, и отдельными парламентариями примерно одинаково.

Чтобы стать законом, законопроект должен быть одобрен обеими палатами. Принятый палатами закон поступает к Президенту республики, который должен промульгировать его в течение месяца со дня одобрения. Если же палаты абсолютным большинством своего состава объявили закон срочным, промульгация должна состояться в указанный ими срок.

Законы публикуются в официальном органе государства "газета Уфичиале делла Република Итальяна" ("Gazzetta Ufficiale della Republica Italiana" - "Официальная газета Итальянской Республики") немедленно после промульгации и вступают в силу на 15-й день после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.

2. Исполнительная власть

Президент, права и полномочия. Компетенция.

Глава государства — президент, избираемый сроком на 7 лет парламентом и делегатами областных советов. Президент обладает широкими полномочиями. Он утверждает законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента и назначения новых выборов.

Президент республики является главой государства и представляет национальное единство.

В отношениях с Парламентом он осуществляет следующие полномочия:

  • Направляет палатам послания;
  • Назначает выборы новых палат и определяет день их первого заседания;
  • Разрешает представлять палатам законопроекты по инициативе Правительства;
  • Промульгирует законы, издает декреты, имеющие силу закона, и положения;
  • Может, заслушав председателей палат, распустить их обе или одну из них, за исключением последних шести месяцев своего мандата;

В предусмотренных Конституцией случаях назначает народный референдум, а в случаях, предусмотренных законом – государственных должностных лиц.

Президент является главнокомандующим Вооруженных сил, председательствует в создаваемом согласно закону Верховном совете обороны, объявляет по решению палат состояние войны.

В отношениях с судебной властью его полномочия заключаются в председательствовании в Высшем совете магистратуры, а также в помиловании и смягчении наказаний.

Президент жалует знаки отличия республики.

Никакой акт Президента не действителен без контрасигнатуры предложившего его министра, который и принимает на себя за этот акт ответственность

Избрание. Президентом может быть избран гражданин, достигший 50-летнего возраста и пользующийся гражданскими и политическими правами.

Президент избирается Парламентом на совместном заседании всех его членов. В выборах участвуют также по три делегата от каждой области, которые избираются областными советами таким образом, чтобы обеспечить и представительство меньшинства. Данная процедура в условиях парламентской многопартийности – результат компромисса политических партий по поводу конкретной кандидатуры.

Президент избирается на 7 лет и может неоднократно переизбираться.

Если Президент не может осуществлять свои функции, его замещает председатель Сената. Если Президент умер или ушел в отставку, председатель Палаты депутатов назначает выборы нового Президента в течении 15 дней.

Ответственность. Благодаря контрасигнатуре его актов Президент не ответственен за действия, совершенные при выполнении своих функций, за исключением государственной измены или посягательства на Конституцию.

Правительство Италии.

В Конституции подраздел "Совет министров" раздела "Правительство" состоит всего из пяти статей (ст. 92 - 96).

Правительство на центральном уровне осуществляет любые исполнительные полномочия, которые не отнесены Конституцией к компетенции других органов.

По ст. 76 и 77 Конституции, Правительству может быть делегировано осуществление законодательной функции, если при этом будут определены принципы и руководящие критерии делегирования, ограничено его время и установлены предметы. Без делегирования со стороны палат Парламента Правительство не может издавать декреты, имеющие силу обычного закона.

Формирование правительства: Президент назначает Председателя Совета министров и по его предложению - министров. Председатель и министры образуют Совет министров, т. е. Правительство. До вступления в должность они приводятся Президентом к присяге. Затем Правительство должно получить доверие обеих палат Парламента.

Назначение правительства целиком зависит от палат парламента, от соотношения политических сил в них. Правительство назначается Президентом республики после консультаций с лидерами партийных фракций в палатах и их председателями. Оно считается сформированным, если в течение 10 дней после своего образования получит доверие обоих палат.

В Италии центральные и периферийные органы управления в качества своей основы имеют министерства. Министерства могут быть сгруппированы по основным направлениям государственной политики

11.

В первую группу входят министерства, функции которых направлены на сохранение и защиту государства преимущественно средствами внутреннего и международного права, - министерства внутренних дел, иностранных дел, юстиции, обороны. Вторая группа ведомств включает те, чьи функции связаны с финансовыми ресурсами, необходимыми для функционирования государства: министерство финансов, казначейство, ведомство экономического программирования. Третья группа включает министерства, деятельность которых связана с каким-либо одним сектором народного хозяйства - министерства сельского хозяйства и лесов, промышленности и торговли, внешней торговли, туризма. Четвертая группа включает ведомства, функции которых связаны с территорией государства, ее инфраструктурой и обслуживанием - министерства публичных работ, транспорта и гражданской авиации, торгового флота, почт и телекоммуникаций. Наконец, пятая группа включает министерства с преобладанием функций социального характера - министерства образования, труда и социального обеспечения, гигиены и здравоохранения, культуры и окружающей среды.

Правительство Италии – наиболее активный орган исполнительной власти, включает председателя Совета министров и министров.

Правительство солидарно ответственно перед обоими палатами. Председатель несет ответственность за общую политику, а министры коллективно ответственны за действия Совета министров и индивидуально – за действия своих ведомств.

Правительство руководит страной по существу в соответствии с волей парламентского большинства: оно исполняет законы, принимает регламенты, декреты и разного рода постановления по управлению. Полномочия, предоставленные Конституцией Президенту республики, фактически осуществляются правительством. На практике правительство в Италии в гораздо большей мере, чем в других странах, зависит от воли палат парламента.

Конституцией Италии учреждено несколько вспомогательных и контрольных органов, оказывающих содействие парламенту и правительству:

Национальный совет экономики и труда – формируется на корпоративной основе из представителей “групп интересов” (профсоюзов, предпринимательских организаций, организаций лиц свободных профессий и др.) и экспертов. Совет является консультативным органом парламента и правительства по экономическим и социальным вопросам и обладает правом законодательной инициативы.

Государственный совет – консультативный юридический орган правительства и одновременно высший орган административной юстиции.

Счетная палата – осуществляет предварительный контроль законности финансовых актов правительства и контроль за исполнением государственного бюджета.

3.Судебная власть

Судебная система. Судебная система Италии состоит из следующих подсистем: судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, в том числе мировых судей, судов по делам несовершеннолетних, трибуналов по делам публичного водопользования и судов ассизов; административных судов; военных трибуналов.

Суды действуют в 23 судебных округах, которые, как правило, не совпадают с политико-административными единицами.

Суды общей юрисдикции. В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи; буквально - советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Далее следует претура - суд претора. Претор рассматривает апелляции на решения консилиаторов и разрешает гражданские дела с относительно небольшой ценой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Он также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде не более трех лет лишения свободы и штрафа.

Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, суть суды первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, а также уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов.

Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды. Они имеют отделения по гражданским, уголовным, трудовым делам, следственное отделение; туда входят суды по делам несовершеннолетних и трибуналы по делам публичного водопользования.

Суды по делам несовершеннолетних, учрежденные в 1934 г., действуют при апелляционных судах и рассматривают дела лиц, не достигших возраста 18-ти лет.

В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Всего в Италии 100 судов ассизов по первой и 36 - по апелляционной инстанции.

Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд, включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики и разрешает споры о компетенции между судами (пререкания о подсудности) и т. д.

Административная юстиция. Статус этой ветви судебной власти определяется свободным собранием законов о Государственном совете (Закон 1924 г.) и законом об образовании областных административных трибуналов 1974 г. указание на областные органы административной юстиции содержится в ч. 2 ст. 12

5 Конституции.

Высшая инстанция административной юстиции - Государственный совет. Эту функцию выполняют три его отделения с судебными полномочиями. Общее собрание Совета может формулировать правовые принципы для деятельности административных трибуналов.

Военная юстиция. Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершающие лицами, входящими в состав Вооруженных сил, а во время войны она расширяется в соответствии с законом.

Прокуратура

(ministero pubblico) обязана осуществлять уголовное преследование.

Конституционный суд. Компетенция. Конституционному суду подсудны: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; конфликты полномочий между властями государства, между властями государства и областей и между властями областей; обвинения против Президента Республики, выдвинутые в соответствии с нормами Конституции; решения о допустимости требований проведения референдумов об отмене законов.

Фактически Конституционный суд Италии выступает как созаконодатель и даже как законодатель, когда законы страдают пробельностью и конституционному суду приходится включать в них "дополнительные" или "заменяющие" положения.

Счетный суд. Согласно ч. 2 ст. 100 Конституции, этот орган осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства. В соответствии с ч. 2 ст. 103 Счетный суд осуществляет юрисдикцию по вопросам публичной бухгалтерской отчетности и по некоторым другим вопросам

 

Почти полвека в Италии действует одна из самых демократических в мире конституций. Она регулирует, хотя и сравнительно кратко, почти все основные проблемы взаимоотношения ветвей власти.

Прогрессивность Итальянского государственного устройства проявилась в учреждении демократического порядка формирования палат парламента, во включении в государственную систему института народной инициативы и референдума, в создании Национального совета экономики и труда.

За последние 50 лет практически не изменились принципы устройства и взаимодействия сложившихся институтов итальянского государства

Рейтинг@Mail.ru

.

Hosted by uCoz

www.piccola-italia.narod.ru

Законодательная власть Италии



1) Высшая законодательная власть принадлежит Парламенту Италии, который состоит из двух палат - Палаты депутатов и Сената.

2) Палата депутатов, в состав которой входят 630 депутатов, избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права (475 мест распределяются на основе выборов в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства, 155 мест - по пропорциональной системе). Срок полномочий палаты - 5 лет. Полномочия могут быть продлены "только в законодательном порядке и лишь в случае войны" (ст.60 Конституции). Первое заседание палаты проводится не позднее 20-го дня после выборов; на нем избирается председатель и президиум - постоянный орган палаты, выполняющий ее функции в перерывах между сессиями. Палата избирает из своих членов постоянные и временные комиссии, в которых ведется разработка законопроектов, причем в отличие от парламентских комиссий других стран комиссии итальянского Парламента наделены правом не только рассматривать, но и принимать законопроекты. Исключение составляют законопроекты по конституционным и избирательным вопросам, делегирующие законодательную власть, устанавливающие бюджет и некоторые другие.

3) Сенат республики - верхняя палата Парламента, 315 членов которой избираются населением сроком на 5 лет: 3/4 по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам и 1/4 по пропорциональной системе (до референдума 1993 г. по этому вопросу система выборов в Сенат была чисто пропорциональной). Сенат является палатой областей. Для избрания в него установлен возрастной ценз, равный 40 годам. Согласно Конституции, тот, кто был Президентом Республики, становится автоматически сенатором, "если не откажется от этого" (ст.59). Кроме того, Президент может назначить в Сенат пожизненно 5 человек из числа почетных граждан, прославивших родину достижениями в области науки, литературы, искусства. По пропорциональному принципу представительства партий Сенат избирает постоянные и временные комиссии. Их роль так же велика, как и роль комиссий в Палате депутатов.             

4) Обе палаты работают в сессионном порядке, начиная свою деятельность, как правило, в первый будний день февраля и октября. Каждая палата устанавливает свой регламент работы. Заседания палат открытые, однако каждая из них может принять решение о закрытом заседании (ст.64). Они обладают одинаковыми правомочиями в сфере законодательства, на равных началах ежегодно утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении (ст.81). В компетенцию той и другой палаты входит объявление состояния войны и наделение Правительства необходимыми полномочиями. Палаты ратифицируют международные договоры. Каждая палата может проводить расследование по вопросам, представляющим общественный интерес. Основное правомочие Парламента - принятие законов. Законопроект проходит несколько чтений. В ходе первого оглашаются наименование и цель законопроекта и решается вопрос о принятии его к рассмотрению (законопроект может быть тут же отвергнут). Далее законопроект передается на рассмотрение в одну из комиссий, где проходит второе чтение, комиссия обсуждает законопроект, вносит в него изменения, дополнения. Затем проводится третье чтение - обсуждение законопроекта на пленарном заседании палат и голосование по нему. В случае разногласий между палатами для выработки общего мнения создается согласительная комиссия из представителей обеих палат. По решению палат третье чтение законопроекта (исключение составляют поправки к Конституции, избирательные законопроекты, законопроекты об утверждении бюджета и некоторые другие) может быть перенесено в постоянную комиссию. Подавляющая часть законов принимается именно таким способом. После принятия закон поступает на утверждение Президента. Закон публикуется в месячный срок со дня утверждения и вступает в силу на 15-й день после опубликования, если в самом законе не установлено иное.

Еще одно важное правомочие парламента - контроль за деятельностью правительства. Парламентский контроль осуществляется в форме запросов (интерпелляций), резолюций, выражающих отношение депутатов к тому или иному вопросу, а также расследований, производимых следственными комиссиями.

 

stud24.ru

Высшие органы законодательной власти Италии

По конституции, в стране была установлена парламентарная республика. Итальянский парламент состоит из двух палат: палаты депутатов и сената. При этом в Конституции подчеркивается абсолютное равенство палат при осуществлении полномочий как в законодательной области, так и при реализации парламентского контроля над правительством. Первоначально был установлен неодинаковый срок полномочий палат парламента: для палаты депутатов - 5 лет, а для сената - 6. В феврале 1963 г. Конституционный закон, увеличив число депутатов с 596 до 630, а сенаторов - с 248 до 315, одновременно ввел для обеих палат одинаковый срок полномочий - 4 года.

При выработке конституции антифашистским силам удалось настоять на демократическом порядке формирования обеих палат парламента путем их избрания на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Это было значительным шагом вперед, поскольку при всех прежних режимах итальянские женщины, составлявшие более половины всего населения, были лишены избирательных прав. Только 30 января 1945 г. итальянское правительство под давлением комитетов национального освобождения распространило избирательное право на женскую половину итальянского общества. При выборах в палату депутатов право голоса было предоставлено гражданам, достигшим 21 года (с 1957 г. возрастной ценз был снижен до 18 лет), а при выборах в сенат - тем, кому уже исполнилось 25.

Конституция 1947 г. установила также, что право на голосование не может быть ограничено иначе, как в силу гражданской неправоспособности, окончательного уголовного приговора или в случае совершения недостойных поступков, указанных в законе. В частности, в Основной закон была внесена статья, которая лишала ответственных функционеров фашистского режима активного и пассивного избирательного права на 5 лет с момента вступления в силу республиканской конституции. Не включались в число избирателей члены и потомки правившей объединенной Италией с 1870 по 1946 г. Савойской династии, которым пришлось покинуть страну. Конституция запретила прямым потомкам короля когда-либо возвращаться на итальянскую землю.

Все граждане, внесенные в избирательные списки, накануне выборов получают избирательные свидетельства, без которых никто не может быть допущен к голосованию. В этом свидетельстве указывается фамилия избирателя и другие сведения о нем. Свидетельство розового цвета - для тех, кто имеет право выбирать в палату депутатов и в сенат, а белого цвета - для тех, кто избирает только в палату депутатов. Избирательные свидетельства, предназначенные для женщин, заполняются зелеными, а для мужчин - черными чернилами:

в Италии избирательные списки составляются отдельно для мужчин и для женщин. Итальянец может голосовать только на том избирательном участке, где он внесен в избирательный список (исключения делаются для больных, военнослужащих и моряков, находящихся на корабле). Одновременно закон предоставляет льготы для проезда избирателям, проживающим за пределами коммуны, в списки которой они включены. Осуществление своего избирательного права без материального ущерба особенно важно итальянцам, работающим за границей: специальные избирательные свидетельства предоставляют им право на бесплатный проезд к месту голосования и обратно.

Следует особо подчеркнуть, что в конституции 1947 г. вообще ничего не говорится о порядке выборов в палату депутатов и сенат. Это давало возможность, не меняя ее статей, пересматривать те или иные положения избирательной системы.

В целом выборы в стране до 1993 г. осуществлялись на основе принципа пропорционального представительства. Выборы в палату депутатов проводились по 32-м избирательным округам (в каждый входило от одной до пяти провинций). Число депутатских мандатов распределялось между избирательными округами пропорционально численности их населения.

В соответствии с законом, правом быть избранным в палату депутатов пользуются все итальянцы, которым ко дню выборов исполнилось 25 лет. Однако это право не распространяется на депутатов и советников областных органов власти, на председателей провинциальных джунт (правительств), мэров коммун с населением свыше 20 тысяч человек. Не могут быть избраны в палату депутатов начальники и заместители начальников полиции, генеральные инспекторы и чиновники общественной безопасности, префекты и вице-префекты, судьи, высшие офицеры вооруженных сил в тех округах, где они служат.

Голосование в округах проходило не за ту или иную личность, а исключительно по партийным спискам. Места в палате депутатов распределялись между партиями строго пропорционально поданному за них количеству голосов. Обеспечивая более справедливое представительство в парламенте не только всех крупных, но даже мельчайших политических группировок, получавших иногда 0,2-0,3 процента голосов, пропорциональная система приводила к тому, что в палате депутатов, как правило, оказывались представленными не менее десятка различных политических партий. В результате ни одна из них не получала большинства мест и для формирования правительства образовывались коалиции, что, в свою очередь, порождало политическую неустойчивость. Из-за противоречий внутри коалиций правительства вынуждены были часто уходить в отставку (за послевоенный период в стране сменилось свыше пятидесяти правительств; средняя продолжительность существования одного кабинета министров составила около 10 месяцев).

Что касается выборов в сенат, то они проходят на базе областей. Распределение сенатских мандатов между областями производилось пропорционально численности населения каждой области. Правда, президент республики имеет право назначать пожизненно сенаторами пятерых граждан, прославивших страну выдающимися заслугами в социальной, научной, художественной и литературной сферах. Кроме того, все бывшие президенты являются сенаторами по собственному праву и пожизненно, если не откажутся от этого. Выставлять свои кандидатуры в сенат могут только лица старше сорока лет. В отличие от палаты депутатов, выборы в сенат проводились по мажоритарной системе квалифицированного большинства, т. е. от каждого округа полагалось выбрать одного сенатора и выставлялись не партийные списки, а конкретные кандидаты, каждый из которых должен был набрать не менее 65 процентов поданных голосов. Однако, поскольку это было по силам лишь очень немногим политикам, фактически при выборах в итальянский сенат применялся тот же принцип пропорционального представительства.

Хотя после 1993 г. место в парламенте не гарантирует депутату неприкосновенности, в материальном плане оно приносит определенные выгоды. В середине 90-х годов жалованье парламентария составило около 7 миллионов лир в месяц, что приблизительно в четыре с лишним раза превышало среднюю зарплату по стране. Кроме того, у парламентариев есть право на пожизненную пенсию в случае, если они прозаседают в парламенте не менее пяти лет. Однако удается это далеко не всегда, так как нередко парламент распускается досрочно.

Согласно конституции, каждый член парламента представляет нацию и выполняет свои функции без императивного мандата, т. е. без наказов избирателей. Итальянская избирательная система не знает также и права отзыва члена парламента своими избирателями. В то же время уставы всех крупных политических партий Италии устанавливают для своих членов, избранных в парламент, обязанность строго подчиняться решениям партии и ее руководящих органов. Таким образом, говорить о полной независимости депутатов не приходится. Для создания парламентской группы необходимо не менее 20 депутатов или 10 сенаторов. Однако возможно создание группы и в меньшем составе при условии, что эта группа, как гласит парламентский регламент, представляет <надлежаще организованную и действующую партию, список которой получил не менее 300 тысяч голосов избирателей по стране в целом>.

Палата депутатов избирает из своего состава председателя палаты и его заместителей, сенат - председателя сената и его заместителей. Анализ регламента итальянского парламента и практики его применения выявляет тенденцию к существенному ограничению прав отдельного депутата, к поглощению его партийными фракциями и другими парламентскими структурами. Регламентируется не только время (45 минут в общей дискуссии и 20 - при обсуждении поправок), но и тема выступления депутатов. Это позволяет легко контролировать ход прений, лишает депутата возможности отклониться от обсуждаемой темы. Председатель палаты депутатов наделен безоговорочным правом после двух предупреждений лишать слова оратора, отклоняющегося от обсуждаемого вопроса. Кроме того, никто не может, участвуя в дискуссии, высказаться более одного раза. Депутат парламента может выступить только после того, как он записался для участия в прениях и получил разрешение выступить. В то же время члены правительства не знают никаких ограничений в этой области. Они имеют право участвовать в заседаниях палат и комиссий, даже если не входят в парламент.

Хотя каждый парламентарий имеет право на законодательную инициативу и участие в обсуждении любых вопросов, деятельность рядовых членов парламента имеет весьма ограниченный характер. Особенно урезано право законодательной инициативы членов парламента в сфере финансовых вопросов, так как большая часть законоположений этого рода связана со значительными ассигнованиями: конституция указывает, что всякий новый закон, влекущий за собой новые расходы или увеличение прежних, должен содержать указание на средства для их покрытия.

В случае, если при прохождении законопроекта между палатой депутатов и сенатом возникают разногласия, представители обеих палат образуют смешанные комиссии, которые и вырабатывают компромиссный вариант.

Парламенту принадлежит право окончательного решения важных внешнеполитических вопросов. По конституции, только палата депутатов и сенат могут объявить состояние войны и облечь правительство необходимой для этого властью. Парламент в законодательном порядке ратифицирует международные договоры политического характера, а также договоры, предусматривающие арбитраж или судебное урегулирование, влекущее территориальные изменения, финансовые обязательства или изменение законов.

Хотя право на законодательную инициативу имеют и парламент, и правительство, для всего послевоенного периода была и остается характерной тенденция преобладания законодательной инициативы правительства: по инициативе парламента принимается обычно не более 25-30 процентов всех законов. Кроме того, в Италии существует практика правительственных декретов, имеющих силу закона. Они призваны регулировать ограниченный круг вопросов, требующих экстренных, не терпящих отлагательства решений, однако практика <декретирования> гораздо шире. К тому же возрастает практика так называемого делегированного законодательства, особенно в связи с предоставлением правительству права на издание постановлений в области экономического регулирования. Единственным условием их принятия является то, что правительство должно ставить парламент в известность об уже введенных мерах.

Решающую роль в законодательной деятельности играют постоянные парламентские комиссии, занимающие особое место в системе парламентских органов Италии. Эти комиссии, как и в других странах, формируются на основе пропорционального принципа, отражающего соотношение политических сил в парламенте. Отличает итальянские парламентские комиссии то, что конституция наделяет их правом не только обсуждать, но и утверждать внесенные законопроекты, т. е. правом выступать в качестве законодательного органа. О роли парламентских комиссий в законодательстве говорит то обстоятельство, что в течение каждой легислатуры (т. е. в среднем 3-5 лет) они принимали обычно от 1000 до 1800 законов. По мнению большинства итальянских юристов, деятельность постоянных комиссий в качестве законодательных органов представляет собой, несомненно, положительное явление. Во-первых, этим значительно разгружается работа палаты депутатов и сената; во-вторых, упрощенная процедура деятельности комиссий намного ускоряет прохождение дел и, в-третьих, значительно повышается технический уровень законодательства, поскольку, не будучи гласными, дебаты проводятся более серьезно, при участии специалистов, хорошо разбирающихся в обсуждаемых вопросах.

Конституция и закон о референдумах 1970 г. предусматривают возможность проведения референдумов как на общенациональном, так и на областном уровнях. На всеобщее голосование могут быть вынесены: конституционный закон, одобренный парламентом, но не получивший в каждой из палат большинство в две трети голосов; с целью частичной или полной отмены - любой закон республики, за исключением налоговых и бюджетных, об амнистии и помиловании, о санкционировании ратификации международных договоров; с целью консультации с заинтересованным населением - предложения о разделении областей и об изменении их границ. Вынесенное на референдум предложение считается принятым, если в голосовании участвовало большинство имеющих на это право граждан и если предложение одобрено большинством голосов, признанных действительными.

Общенациональный референдум назначается, если того потребуют 5 областных советов или если под требованием о его проведении будет собрано 500 тысяч подписей избирателей.

Подобно референдуму, институтом непосредственной демократии служит предусмотренное конституцией право внесения законопроекта самими избирателями (не менее 50 тысяч). Правда, ни одна из подобных народных инициатив не 5ыла одобрена законодательным органом.

 

studfiles.net


Смотрите также