Урок "Завоевание Римом Италии.". Завоевание римом италии


Завоевание Римом Италия конспект и презентация к открытому уроку в 5 классе по Истории Древнего мира

Тип и вид урока: усвоение знаний, навыков и умений, урок-беседа

Педагогические цели: способствовать ознакомлению с возникновением республики в Риме, развитию умения характеризовать борьбу плебеев за свои права; создать условия для формирования представлений о военных столкновениях римлян с народами и племенами в 4-3 вв. до н.э., процесс превращения Рима в господствующее государство Апеннинского полуострова; содействовать развитию умения работать с картой, текстом учебника.

Образовательные ресурсы

Эл. карта «Древний Рим», учебник, презентация, раздаточный материал

ХОД УРОКА

  1. Орг.момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня я у вас проведу урок истории. Я, надеюсь, что наша работа будет плодотворной и вы узнаете много нового и интересного.

  1. Опрос по домашнему заданию (СЛАЙД 1 )

Мозговой штурм

Ребята, мы с вами продолжаем изучать историю Древнего Рима. На прошлом уроке вы изучили тему «Древнейший Рим».

Давайте проведем разминку, освежим наши знания.

Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

Чтоб Италию на карте Отыскать в короткий срок, Запомни, нужно полуостров Нам найти, похожий на... (сапог).Конечно, путь туда не близкий, На полуостров ... (Аппенинский).Довольно труднопроходимы Крутые горы ... (Аппенины).Там, где Тибр полноводный Течет в зеленые долины, Селились в древности глубокой Трудолюбивые ... (латины).До сей поры в музее Римском Ей даже памятник хранится. И как же тут не удивиться,Что малышей спасла ... (волчица).Ромул дал названье месту, Это потому, что им Был основан город ... (Рим).

hello_html_33d4dd91.png

III. Изучение нового материала. Вводная часть

hello_html_621de0ac.png

Мотивационный момент: работа с картами (Презентации):

? Сравните эти карты, какие изменения на них вы видите?? Предположите, с чем эти изменения связаны?? Что необходимо государству для успешных завоеваний?

Учащиеся должны связать изменения на карте с завоеваниями Рима, успех которых определялся наличием у римлян сильного войска.

Как вы думаете, а какова тема сегодняшнего урока? (завоевание Римом Италии)

А что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?

hello_html_39e1377.png

hello_html_m679500c5.png

2) Возникновение республики

Слайд 6-7

Изгнав Тарквиния Гордого, римляне провозгласили, что управление в Риме отныне не будет находиться в одних руках. Оно должно быть общественным делом.

Слайд 8

Такое управление римляне называли республикой (что в переводе с латинского и означает «общественное дело»). Установив в 509 году до н. э. республику, римляне стали выбирать из числа патрициев двух правителей сроком на год.

Слайд 9

Эти правители назывались консулы.Слайд 10

Плебеи не получили права участвовать в управлении, хотя несли военную службу и сражались бок о бок с патрициями.

Слайд 11

В знак протеста плебеи ушли на гору в окрестностях Рима и разбили там военный лагерь. Пронесся тревожный слух, что в город они не вернутся. Напуганные грозящим Риму ослаблением войска, патриции пошли на уступки.

Слайд 12

Плебеям разрешили ежегодно выбирать своих собственных должностных лиц — народных трибунов.Любой плебей мог обратиться к народному трибуну с просьбой о защите. Двери дома трибуна всегда были открыты, ему запрещалось покидать город более чем на сутки. Народные трибуны стали приходить на заседание сената, скромно устраивались у входа. Но если сенат хотел принять постановление, направленное против плебеев, трибун произносил только одно слово: «Запрещаю!» (по-латински — «вето»). В этом состояло право вето, то есть право народного трибуна отменить распоряжение консула или решение сената.

Слайд 13

Постепенно число трибунов возросло до десяти. Личность народного трибуна была неприкосновенна, а его убийство считалось тягчайшим преступлением.

2. Нашествие галлов.

Слайд 14

В 390 году до н. э. над Римом нависла страшная угроза. Через горы Альпы в Италию хлынули полчища галльских племен.

Слайд 15

Вооруженные огромными щитами и длинными мечами, галлы с воинственными кликами бросались на врагов.

Слайд 16

Римляне были разбиты, а их город захвачен, разграблен и сожжен. Устояла лишь маленькая крепость на крутом Капитолийском холме. Началась ее долгая осада.

Слайд 17

Спустя полгода римляне уже едва держались на ногах от голода и постоянного недосыпания. Тогда галлы отважились на штурм. Ночью, под покровом темноты, они полезли по скалам вверх. На вершине Капитолия спала измученная стража. Даже чуткие сторожевые псы не услышали приближения врага.

Слайд 18

И вдруг... «Га-га-га!» — проснулись гуси и мигом разбудили всех. Словно безумные, махали крыльями и гоготали священные птицы, жившие при храме богини Юноны.

Слайд 19

Римляне очнулись от дремоты и сбросили галлов вниз. Вражеский приступ был отбит.

Слайд 20Вождь галлов потерял надежду взять Капитолий и был готов покинуть берега Тибра. Но, разумеется, не даром! Начались переговоры. Римляне, которых голод вынудил есть кожу сандалий, согласились на выкуп. Золото стали взвешивать на весах. Внезапно римляне переглянулись. Быть может, им показалось? Нет, точно! Галлы плутовали, наклоняя чашу весов. «Что это значит?» —спросили римляне. «Горе побежденным, вот что!» — издеваясь, воскликнул галльский вождь и бросил на весы тяжелый меч.Чаша с гирями резко опустилась.

Слайд 21

Пришлось римлянам отдать больше назначенного. Лишь бы галлы убрались восвояси! После этого события римляне окружили свой город мощной стеной.

3. Военные победы римлян.

Слайд 22

Ведя непрерывные войны с народами, населявшими Италию, римляне захватывали одну область за другой. Но вот их владения приблизились к греческим колониям на юге Апеннинского полуострова. Римляне начали поодиночке подчинять их себе. Тогда Тарент — самый богатый из греческих городов Италии — обратился за помощью к Пирру, который слыл выдающимся полководцем.

Слайд 23

Пирр согласился: будучи царем маленького государства по соседству с Македонией, он мечтал о державе, подобной той, что создал Александр Македонский.

Слайд 24

В 280 году до н. э. Пирр высадился в Италии.В упорной битве он одержал победу. Боевые слоны Пирра сильно потеснили римлян. Их кони при виде громадных животных умчались вместе со всадниками, не успев даже приблизиться к врагам. Разгромив противника,

Слайд 25

Пирр отправил в Рим своего посла. Выступая в сенате, посол потребовал вернуть независимость греческим городам Италии, обещая взамен прекраще-ние войны. Сенаторы готовы были согласиться.

Слайд 26

Но тут выступил престарелый, потерявший зрение сенатор. «Слушая ваши речи, — обратился он к присутствующим, — я жалею, что только слеп, а не глух вдобавок! Пока Пирр остается в Италии, с ним надо воевать, а не вступать в дружбу». Эти слова убедили сенаторов продолжать войну.

Слайд 27

Вторую битву царь Пирр выиграл, как и первую. Главный успех ему вновь принесла атака слонов. Римляне не выдержали их мощного натиска. Однако и войско Пирра понесло столь огромные потери, что царь воскликнул: «Еще одна такая победа, и мы погибнем!»

Слайд 28

В третьей, последней битве с Пирром римляне не испугались свирепых слонов. Они забросали их копьями, те повернули вспять и смяли свои же наступавшие отряды. Проиграв сражение, Пирр с остатками войск вернулся домой.

Слайд 29

Как погиб Пирр (По рассказу древнего писателя Плутарха)В поисках новой войны Пирр вторгся в Южную Грецию, где и нашел свою смерть.Произошло это так. В этот день бой шел на узких городских улочках. С крыш домов, тревожась за близких, глядели на сражающихся женщины. Одна из них, какая-то нищая старуха, внезапно увидела, что ее сын вступил в единоборство с самим Пирром. Она сорвала с крыши черепицу и обеими руками метнула ее в царя. Черепица ударила того в голову ниже шлема и перебила позвонки. Пирр выпустил из рук поводья лошади, на которой сидел, и повалился наземь. Подоспевшие вражеские воины оттащили раненого в сторону и добили его.Так погиб выдающийся полководец древности, которого по таланту и внешнему облику сравнивали с Александром Македонским

Слайд 30Рим установил свое господство над Италией. Отбирая у побежденных народов часть земель, римляне объявляли их собственностью своего государства. Плебеи добились права получать участки на этих землях наравне с патрициями.

IV. Закрепление материала

Слайд 31

hello_html_4bf33eb6.png

Ответьте на вопросы теста

hello_html_568df392.png

V.Рефлексия. Продолжите предложения

hello_html_28833520.png

VI. Отметки за урок.

VII. Домашнее задание: § 45, прочитать, уметь объяснить значение новых слов, ответить на вопросы и выполнить задания к параграфу на странице 222.

infourok.ru

Завоевание Римом Италии

Латинская война.После галльского пожара римлян тревожили не только давние враги, но и бывшие союзники — латиняне, которые тяготились первенством Рима в Лации. В конце концов они даже потребовали, чтобы половина сената избиралась из латинян. Ровно через 50 лет после нашествия галлов вспыхнула Латинская война — распря между Римом и латинскими городами. “Казалось, — писал историк Тит Ливий, — то была гражданская война, настолько полным было сходство латинян и римлян во всем, кроме мужества”. В решающем сражении бессмертной славой покрыл себя Публий Дёций Мус — один из первых плебейских консулов. Когда крыло римского войска, которым он командовал, дрогнуло под натиском противника, Деций обратился за помощью к богам, предложив им в дар свою жизнь. С помощью жреца он произнес страшное заклятие, обрекавшее в жертву подземным богам римского консула вместе с вражеским войском. После этого Деций бросился в гущу битвы и погиб, сразив многих неприятелей. Римские воины, воодушевленные его героизмом, пошли в атаку, а латиняне, словно пораженные божественным страхом, обратились в бегство. Победа осталась за Римом, противник сложил оружие, Латинский союз был распущен. Одни латинские города получили римское гражданство, другие — заключили с Римом союз — каждый поодиночке. С тех пор римляне всегда придерживались правила: “Разделяй и властвуй!”

1-я и 2-я Самнитские войны (IV в. до н. э.). Почти одновременно с Латинской войной начались Самнитские войны. Самая длинная, 2-я Самнитская война, продолжалась 23 года (327 — 304 гг. до н.э.): начинали ее отцы, заканчивали — сыновья.

Воинственное племя самнитов обитало в горах, в центре Апеннинского полуострова. Жили самниты в небольших городках и поселках, занимались преимущественно скотоводством и часто совершали набеги на мирные прибрежные равнины центральной и южной Италии. Страдала от них и плодороднейшая область Кампания, а также главный город ее — Капуя, жители которой славились роскошным образом жизни. Незадолго до Латинской войны изнеженные капуанцы попросили помощи у Рима, добровольно отдав свой город под власть римского народа.

В 1-ю Самнитскую войну римляне вторглись в Кампанию и успешно вытеснили самнитов с ее равнин. Но во время 2-й войны, когда они вступили в горный Самний, разразилась беда: враги заманили консульское войско в узкое Кавдинское ущелье, перегородив вход и выход из него завалами. На совещании самнитских военачальников один мудрый старец посоветовал или отпустить римлян с миром, чтобы завоевать их дружбу, или перебить их всех до одного, чтобы лишить противника силы. Но самнитские вожди выбрали худший путь: они заключили выгодный мирный договор с пойманным консулом, а римское войско отпустили не просто так, но с позором: безоружные римские воины под градом насмешек были прогнаны под “ярмом”, или “виселицей”, — так назывались ворота, сооруженные из трех копий. В результате уцелевшая римская армия преисполнилась яростной жаждой мести, а консул отрекся от навязанного договора. Опасаясь при этом навлечь на римский народ гнев богов, всю вину за нарушение клятвы он взял на себя одного: по его предложению фециалы связали ему руки и выдали его самнитам. Те, не признавая такого решения, отвергли пленника — и война возобновилась с новым ожесточением.

Во время 2-й Самнитской войны лучшие римские полководцы многократно избирались консулами и диктаторами. Тит Ливий считал, что эти талантливые вожди могли бы достойно померяться силами с их современником — Александром Македонским, если бы тот собрался идти походом на запад. Одним из главных героев 2-й Самнитской войны был пятикратный консул Луций Папйрий Курсор, отличавшийся необыкновенной душевной и телесной силой. Он первым отомстил за Кавдинское поражение, разгромив самнитское войско и прогнав его под “ярмом”. После этого римские легионы ежегодно разоряли поселения самнитов, пока те не запросили мира.

3-я Самнитская война (начало III в. до н.э.). В 3-ю Самнитскую войну против Рима объединились этруски, самниты и галлы. Самнитская армия горными дорогами продвинулась на север, соединившись под городом Сентйном с галльскими полчищами. Навстречу выступили четыре римских легиона, во главе которых стояли оба консула — патриций Квинт Фабий Руллиан и плебей Публий Деций Мус — сын героя Латинской войны. В 295 г. до н.э. разыгралась большая битва при Сентине. Старый опытный полководец Фабий, сражавшийся на правом крыле против самнитов, ограничивался отражением неприятеля: он знал, что самниты, утратив первый боевой пыл, быстро выдыхаются. На левом крыле более молодой и горячий Деций сам атаковал галлов, но конница его была обращена вспять галльскими телегами и колесницами. В момент панического бегства римских всадников Деций повторил подвиг отца: посвятив свою голову и неприятельское войско Матери-Земле, он пустил коня в самую сечу и пал, напоровшись на выставленные вперед копья. Гибель консула устыдила беглецов: с яростью повернув назад, они прорвали сплоченный вражеский строй. Битва кончилась победой римлян на обоих флангах. 25 тыс. воинов неприятеля были убиты, 8 тыс. попали в плен.

Окончательно разбил самнитов и заключил с ними мир (290 г. до н.э.) консул Маний Курий Дентат — человек незнатного происхождения, но высокой добродетели. После триумфа он взял себе в награду только скромный участок земли и в перерывах между тремя консульствами и триумфами обрабатывал его своими руками.

Расширение и укрепление римской власти в Италии.Во времена Самнитских войн римляне покорили также малые племена средней Италии — вольсков, эквов, сабинян и др. Часть их земель была роздана римским крестьянам. Воевали римляне не только мечом, но и лопатой. В южной Италии, в Кампании и на границах с Самнием они строили города-колонии, заселявшиеся римскими и латинскими гражданами. Эти колонии-крепости были стражами римского господства, через них распространялись по всей Италии римские обычаи и латинский язык.

К римским колониям прокладывались мощеные военные дороги, сохранившиеся на века. Самая большая из них была сооружена в 312 г. до н.э. по приказу цензора Аппия Клавдия. Она соединила Рим с Капуей, а затем была продолжена дальше на юг. Художники прошлого века, писавшие итальянские пейзажи, часто изображали на своих картинах Аппиеву дорогу.

 

Вид на Аппиеву дорогу

 

Тарент и царь Пирр.После Самнитских войн римляне оказались соседями греческих колоний, расположенных в южной Италии. Самый крупный греческий город Тарент с раздражением следил за ростом римского могущества. Однажды тарентинцы разграбили римские корабли, зашедшие в их гавань, и римляне объявили им за это войну.

Сражаться торговый люд Тарента не любил, тарентинцы всегда пользовались услугами иноземных наемников. На этот раз они пригласили в Италию Пирра — царя горной страны Эпир (современная Албания), родственника Александра Македонского по матери.

Молодой эпирский царь, прозванный Орлом, считался лучшим полководцем того времени. Он принимал активное участие в войнах полководцев — наследников Александра, побывал во многих странах, боролся за македонский престол и одно время даже считался царем Македонии. По характеру Пирр был искателем славы и приключений. Он не только командовал войсками, но и бился бок о бок с простыми солдатами. Нрав у эпирского царя был прямой и честный, друзей он любил, к врагам относился с рыцарским благородством. На запад он отправился с надеждой завоевать Италию и Сицилию.

Пиррова война.Весной 280 г. до н.э. Пирр высадился в Италии с 20 тыс. гоплитов и 20 слонами. Невиданные животные навели страх на римских солдат, и первые две битвы царь выиграл, но понес при этом такие большие потери, что родилось даже выражение “пиррова победа” — т.е. победа, добытая слишком дорогой ценой. Римляне сражались упорно и отступали с поля боя хотя и разбитые, но не разгромленные. Пирр совершил также поход на Рим, рассчитывая, что на его сторону перейдут недавно покоренные римлянами племена. Надежда оказалась напрасной: царя поддержали только самниты, греки и некоторые южноиталийские народы. Население же средней Италии встретило его как чужака-завоевателя. Старые латинские города и новые колонии закрыли перед ним ворота. По пятам за царем шла консульская армия, пополнившаяся многими молодыми добровольцами. Простояв в Лации несколько дней, царь без толку повернул вспять.

Пирр был поражен отвагой римлян на поле боя и еще больше — твердостью римского характера: ни один римский пленник, несмотря на заманчивые обещания царя, не согласился перейти к нему на службу, а когда он отпустил пленных домой на праздник, все они вернулись назад по данному слову.

Пирр и римляне как бы состязались между собой в великодушии: консул Фабриций предупредил царя о злодейском замысле его лекаря, предложившего римлянам свои услуги для устранения их врага с помощью яда; Пирр в благодарность за это отпустил римских пленных без выкупа.

Убедившись в стойкости римлян, царь попытался заключить с ними почетный мир. Его посол, красноречивый и хитрый грек Киней, явился в Рим с дорогими подарками, но сенаторы не приняли царских даров. Во время сенатского заседания, когда мнение “отцов” склонялось в пользу мира, внезапно в курии появился на носилках девяностолетний слепой Аппий Клавдий, бывший консул и цензор — тот самый, что построил большую южную дорогу. Этот Аппий был не только выдающимся государственным деятелем, но и первым знаменитым римским оратором и писателем. Теперь он произнес в сенате великолепную речь против мира с царем Пирром. В ней впервые была высказана мысль, ставшая постоянным правилом римской политики: не мириться с врагом после поражения. С таким ответом и явился Киней к своему повелителю. Он признался Пирру, что римский сенат показался ему собранием царей.

Не сумев покорить Рим, эпирский царь бросил дело на полдороге и отправился на Сицилию — воевать на стороне греков против карфагенян. Когда через несколько лет он снова вернулся в Италию, многие его союзники были уже покорены Римом. В 275 г. до н.э. у самнитского города Беневента произошла третья и последняя битва Пирровой войны. На этот раз консул Маний Курий Дентат отразил вражеских слонов с помощью лучников: римские стрелки так напугали животных, что те начали топтать свое же войско. Пирр потерпел поражение и вскоре уехал в Грецию. Там он пустился в новые приключения и погиб в уличном бою от удара черепицей по голове.

После победы при Беневенте в руки римлян попала богатейшая добыча и четыре слона, выставленных во время триумфа Мания Курия. Из всего завоеванного добра консул присвоил себе одну деревянную чашу для жертвоприношений.

 
 

 

Использование боевого порядка “черепаха” в разных полевых условиях

Рим — глава Италии.По окончании Пирровой войны римляне стали хозяевами почти всей Италии. Им окончательно подчинились этруски, самниты, южноиталийские племена. Греческие города стали называться “морскими союзниками” Рима: они должны были поставлять римлянам военные корабли. Во всех частях Италии были образованы новые римские колонии. Только на севере, в долине По, долго еще жили независимые галлы.

Рим стал главным городом Италии, но он не был ее столицей, так как единого государства в Италии не существовало. Некоторые ее города имели римское гражданство, другие считались римскими союзниками. Союзники не платили Риму податей, но поставляли ему вспомогательные войска. Они не могли заключать договоры с иноземными государствами и между собой, не имели права чеканить собственную монету. На всем Апеннинском полуострове стала господствовать римская монета — серебряный динарий. Все племена Италии, сохраняя свои языки, стали одновременно говорить по-латыни.

 

§8. “Отеческие нравы”

Во времена Древней Республики, когда шли войны, о которых рассказано выше, римляне славились многими добродетелями. Поздние потомки восхищались древними “отеческими нравами”. Хранительницей “отеческих нравов” была римская семья.

Семья.Греки женились для того, чтобы иметь потомство. Римлянин брал себе жену в качестве помощницы и подруги. Во время совершения свадебного обряда жрец соединял жениха и невесту “для общего пользования водой и огнем”. Невеста произносила: “Где ты, Гай, там и я, Гайя”, — обещая разделить все радости и невзгоды мужа. Супружеские союзы были верными и крепкими — их не разрушало даже отсутствие детей. Бездетные супруги усыновляли малолетних родственников (племянников, двоюродных братьев и т.д.), но не разводились, хотя развестись в Риме было легко. Римляне утверждали, что первый развод произошел у них только в 234 г. до н.э., т.е. через 340 лет после основания города.

 

Рельеф саркофага супружеской пары

Отец семейства.Муж был главою, господином семьи. Жена и дети находились в полном его подчинении. В случае провинности домочадцев отец семейства сам судил их домашним судом и наказывал по своему усмотрению. Он мог даже казнить сына или продать его в рабство.

Римская история знает несколько примеров непреклонной отцовской строгости. Как поступил со своими сыновьями первый консул Брут: он наказал их не только как глава государства, но и как строгий отец. Второй похожий случай произошел во время Латинской войны.

Консул Тит Манлий Торкват, коллега Деция Муса, запретил тогда своим воинам сражаться с врагами вне строя. Несмотря на это, сын консула, предводитель конного отряда, вступил в поединок с латинским всадником и сразил его на виду врагов и друзей. Окруженный ликующими товарищами, принес он доспехи поверженного противника к ногам отца. Но консул отвернулся от победителя, приказал трубить общий сбор и перед лицом всего войска сказал: “Раз уж ты, сын, не почитая ни консульской власти, ни отчей, без приказа сразился с врагом и тем подорвал в войске послушание, на котором доныне стояло Римское государство, то пусть лучше наша семья будет наказана за этот поступок, чем государство пострадает от дурного примера”. С этими словами он приказал ликтору связать и обезглавить юношу.

Не надо думать, что все римские отцы были так жестоки, как Брут или Манлий: одно дело — закон, другое — обычай. Римские обычаи требовали строгого, но бережного обращения с домочадцами. Один поклонник старинных нравов говорил: “Кто бьет жену или ребенка, тот поднимает руку на самую высокую святыню”. Слишком суровые отцы осуждались общественным мнением. Например, когда Манлий возвратился победителем в Рим, навстречу ему вышли только пожилые люди, а молодежь в течение всей его жизни сторонилась и проклинала его.

Мать семейства.Как ни велика была власть отца семейства, в римской истории нет ни одного случая расправы мужа над женою. Со времени похищения сабинянок женщины пользовались в семье почетом и уважением. Замужняя римлянка называлась матроной. Она, как и гречанка, была полной хозяйкой в доме, но вела более открытый образ жизни. Римские матроны ходили с мужьями в гости и присутствовали на домашних пирах. Дети слушались их не менее, чем отцов. Поэт Гораций вспоминал, как в старину взрослые сыновья склонялись перед посохами строгих матерей. В доме, где имелась хотя бы одна служанка, мать семейства не стряпала и не убирала комнат, ее женским делом считалось благородное занятие — прядение шерсти. Древние римляне носили тоги, изготовленные руками их жен и дочерей.

Римские матроны не уступали своим мужьям в твердости характера, в непреклонном соблюдении чести. Честь мужчины заключалась в воинской доблести, честь женщины — в стыдливости, супружеской верности, чистоте души, т.е. в тех качествах, которые называются целомудрием. Среди женщин особым почетом пользовались “одномужние” матроны — те женщины, которым не пришлось побывать замужем второй раз. Такой “одномужней” матроной была вдова Волумния, мать Кориолана, отвергшая второе супружество. Знатные “одномужние” матроны имели свой храм патрицианского Целомудрия. Вышедшие замуж вдовы и разведенные жены (когда они появились) в него не допускались.

Знатным матронам воздавались высокие почести. Их называли “госпожами”, мужчины уступали им дорогу, родственники произносили на их похоронах всенародные похвальные речи — как на похоронах магистратов. Высокородные матроны особенно строго блюли семейную честь, но им были присущи и некоторые женские слабости: они ревниво оберегали свое право носить золотые и серебряные украшения (мужчины, сенаторы и всадники, имели только золотые кольца), любили покомандовать мужьями, отличались излишней гордостью. Вспомните, например, как огорчалась Фабия, жена Столона, что в ее доме нет консульских почестей. В те же времена патрицианки не допустили в храм Целомудрия жену одного из первых плебейских консулов. Супругам плебейских магистратов пришлось устраивать особый храм плебейского Целомудрия. Поэт говорил о знатной матроне:

 

...в дом она с добродетелью подлинной вносит

Высокомерную гордость, в приданом числит триумфы.

Дети.Конечно, не все римские юноши любили своих родителей так горячо, как Кориолан, однако в целом римская молодежь отличалась сыновней преданностью и послушанием. Нравы сыновей рисует один случай, произошедший в уже известной нам семье Манлиев.

Тот самый Тит Манлий, который казнил своего сына, сам вырос при суровом отце. Юношу держали в деревне, где он трудился среди рабов и поденщиков, совсем не зная городской жизни. Однажды народный трибун вызвал Манлия-отца в суд: он обвинял его в разных проступках против плебеев и заодно упомянул о дурном воспитании сына. Небрежное отношение Манлия к отцовским обязанностям возмутило народ, но сам юноша встал на сторону отца. Утром накануне суда он проник в дом трибуна и, угрожая ножом, потребовал, чтобы тот отказался от обвинения. Трибун сделал вид, что подчиняется, но, вырвавшись на свободу, пожаловался плебеям на поступок юноши, думая вызвать еще большую ненависть к семейству Манлиев. Однако народ растрогался тем, что сын защитил отца: старшего Манлия он оправдал, а младшего вскоре выбрал на высокую должность.

Преданность к отцам выказывали и дочери. Так, однажды народ хотел сорвать триумф одного консула из надменного семейства Аппиев Клавдиев. Тогда дочь Аппия, посвященная в жрицы, встала на колесницу рядом с отцом. Буйная толпа разом усмирилась из уважения и к сану жрицы, и к ее дочерней любви.

Патроны и клиенты.Семейные нравы отражались на устройстве Римского государства. Считалось, что знатные и могущественные люди должны, как отцы семейства, заботиться о бедных и простых гражданах, а те обязаны относиться к своим защитникам как дети. Покровители назывались патронами, их подопечные — клиентами. Отпущенный на волю раб становился клиентом своего бывшего хозяина; крестьянин, арендовавший (снимавший за деньги или долю урожая) клочок земли, был клиентом крупного землевладельца; плебей, выигравший в суде дело, считался клиентом своего защитника. Клиенты оказывали патрону всякие почести и услуги: приходили по утрам в его дом с приветствиями, подносили подарки по праздникам, сопровождали патрона в общественных местах, голосовали за него в народном собрании. Патрон помогал клиентам деньгами, оказывал им помощь в суде, давал им хорошие “местечки” в армии и на государственной службе. Чем сильнее и знатнее был патрон, тем больше толпилось вокруг него клиентов. Отношения между патронами и клиентами основывались на римской верности, которая считалась священной. Патрон, обидевший своего клиента, подвергался проклятию. Также клиент ни в суде, ни в народном собрании никогда не выступал против своего патрона.

Верность, честь и долг.Римская верность, или честь (по-латыни эти понятия обозначались одним словом), имела свою богиню, храм которой стоял на Капитолии рядом с главным храмом города. Богиня Верности считалась хранительницей всех обещаний, договоров и клятв. Римская верность и честь запечатлелись в рассказах о Пирровой войне (вспомни, как сдержали свое слово пленные римские воины и как поступил Фабриций с изменником врачом). С верностью тесно связано чувство долга, которое было одной из главных черт римского характера. У древних римлян была поговорка: “Я должен, значит, я могу”.

Древняя “бедность”.Можно заметить, что римляне с почтением вспоминали о бедности древних консулов и диктаторов — Мания Курия, Фабриция, Цинцинната. Из этого не следует, что они уважали нищих: римляне были старательными, прижимистыми хозяевами, и цензоры даже штрафовали тех, кто плохо заботился о благосостоянии своей семьи. Но во времена Древней Республики даже богатые люди жили скромно и просто; у них было много земли, рабов, клиентов, но мало денег: земля давала малый денежный доход, а ремесло и торговля не получили большого развития. Римские сенаторы и консулы жили в полутемных домишках, носили домотканые тоги, пользовались глиняной и деревянной посудой. Когда однажды в Рим прибыло иноземное посольство, то сенаторы, приглашая послов к себе в гости, из дома в дом переносили одну и ту же серебряную солонку. Предания путали этот простой образ жизни с бедностью, а потомки считали, что древняя “бедность” была главной причиной добрых “отеческих нравов”.

Церемония бракосочетания: новобрачные подают друг другу правую руку

Культурный уровень древнейших римлян.Римляне времен Древней Республики были не только простыми в обиходе, но и малоучёными. Правда, письменность возникла у латинян еще при царях — ее завезли в Италию греческие колонисты; латинские буквы произошли от греческих, первые латинские надписи относятся к VII в. до н.э. Но по уровню развития культуры Рим отставал от Греции на несколько столетий. В V — IV вв. до н.э. у римлян не было ни поэтов, ни писателей, ни философов. Занятия музыкой, пением и танцами считались неприличными для благородного человека. В лучшем случае дети знатных родителей (далеко не все!) изучали греческий язык, но знания свои они использовали для чтения законов Солона, а не поэм Гомера. Вместо уроков философов и ораторов римские юноши проходили “семейную школу”: добродетели и чести они учились у родителей, навыкам хозяйства — у рабов и крестьян, в отцовских имениях, где они, как юный Манлий, трудились на земле в поте лица. Знатные мальчики ходили вместе с отцами на заседания сената, сыновья сенаторов и всадников посещали дома знаменитых законоведов, наблюдая за их работой. С 17 лет для римской молодежи начиналась “военная школа”.

Римский народ в отличие от греков был наделен не художественными талантами, а тягой к закону, порядку, расчету. Из среды знатных римлян выходили государственные деятели и знатоки законов, из среды простых плебеев — искусные инженеры и строители (а не художники или скульпторы). Как раз в годы завоевания Италии римские мастера, ученики этрусков, сооружали повсюду великолепные дороги, мосты, арки. В 312 г. до н.э. при цензоре Аппии Клавдии Слепом в Риме появился первый водопровод, прозванный “Аппиевой водой”. В III в. до н.э. римляне изобрели бетон.

Среди доблестных, но грубоватых граждан Древней Республики резко выделялся первый римский писатель Аппий Клавдий Слепой. Его сочинения — стихотворения и сборники нравоучений — не вызвали интереса у современников и были забыты вскоре после его смерти. Дольше всего переписывалась речь против мира с царем Пирром. От трудов Аппия до нас дошло одно изречение: “Каждый сам кузнец своей судьбы”.

“Добрый гражданин”.В эпоху Древней Республики у римлян сложился идеал “доброго гражданина”. Таковым считался добрый семьянин, хороший хозяин, деятельный государственный муж, доблестный воин. “Добрый гражданин” — это дисциплинированный римский солдат, он послушен закону, уважает власти, не любит мятежей и беспорядков. Этот идеал нравился прежде всего знати (вспомни “прекрасных и добрых” греческих аристократов), но он не был чужим и для простых римлян — в нем отражался степенный характер римского народа. Недаром плебеи боролись с патрициями без кровопролитий, с помощью законов. Самых “добрых граждан” народное собрание выбирало цензорами, доверяя им охрану “отеческих нравов”.

Римская религия

Патрицианские боги Капитолия: Юпитер — Юнона — Минерва.Когда-то, в незапамятной древности, до переселения на Балканский и Апеннинский полуостров, италийские и греческие племена жили рядом и поклонялись одним богам. Поэтому в более позднее время римские боги были очень похожи на греческих, их даже называли и латинскими, и греческими именами.

Главный бог римлян Юпитер соответствовал Зевсу. Он считался божеством дневного света и молнии. Как самый могущественный из богов, он покровительствовал царям, магистратам, государственной власти. Храм Юпитера, строившийся около ста лет, был начат при царях Тарквиниях, а закончен и освящен — при первых консулах. Он стоял на северной вершине двуглавого холма Капитолия. Строили его этрусские мастера по образцу своих храмов — мощных, приземистых, с толстыми колоннами. Внутри храма помещалась глиняная раскрашенная статуя сидящего Юпитера, изготовленная этрусским мастером из Вей.

Капитолийский храм стал главным храмом города. Триумфаторы приносили к ногам Юпитера Капитолийского военную добычу, высшие магистраты хранили здесь свои документы. Иногда в Капитолийском храме устраивались заседания сената, а на площадке перед ним проходили народные собрания.

Греки праздновали в честь Зевса Олимпийские игры, римляне в честь Юпитера — Великие, или Римские игры. Они проходили раз в год, в цирке, расположенном в долине между Палатинским и Авентинским холмами. Состояли Римские игры из бега колесниц и состязаний атлетов.

Боковые помещения в храме Юпитера Капитолийского посвящались его жене и дочери — богиням Юноне и Минерве. Дева Минерва происходила из Этрурии — страны славных ремесленников; она покровительствовала наукам, ремеслам, искусствам и соответствовала греческой богине Афине. Юнона, богиня замужних женщин, именовалась по-гречески Герой. Ее праздник, матроналии, справлялся 1 марта — почти в одно время с нашим женским днем! На южной вершине Капитолия был отдельный храм в честь Юноны Советницы, по-латыни — Монеты. При этом храме работали ремесленники, чеканившие деньги; отсюда пошло название “монета” .

Похожие статьи:

poznayka.org

Урок "Завоевание Римом Италии."

5 клсс

Дата 18.03.2015

Урок 52.

ТЕМА. Завоевание Римом Италии.

Целъ:

-описать события, которые привели к завоеванию Италии Римом.

-развивать навыки работы с учебником, с датами и понятиями.

-развивать интерес к историческим событиям и пониманию всеобщей истории.

Метапредметные задачи (УУД): познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Образовательные ресурсы:

- Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая,История Древнего мира 5 класс.Москва 2015;

- Рабочая тетрадь Г.И. Годер;

- ЭОР (презентация к уроку «Завоевание Римом Италии»;

- Мультимедийное оборудование.

Работа с терминами.

Основные понятия: республика, консулы, Народные трибуны, вето, равноправие.

Дата: 509 г. до н.э. – установление в Риме республики.

Обязательный минимум содержания: объяснить учащимся, что было главной причиной побед римлян над племенами Италии.

Познавательные УУД:

- анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать, определять понятия.

II. Планирование деятельности.

1.Фиксирует на доске тему урока: «Завоевание Римом Италии»

2.Проводит интерактивную беседу:

- предлагает учащимся ответить на вопрос, почему римляне изгнали седьмого царя ? как они будут управлять страной без царя?

3. Интерактивная беседа (передача и объяснение информации). Рассказ учителя с опорой на схему « Управление в Риме».

1. Формулируют ответы.

2. Ставят вопрос (учебную задачу) на урок в разных вариантах.

3. Выполняют задания № 1, 2,3

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической;

- выдвигать версии.

Коммуникативные УУД:

-создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно.

III. Поиск решения проблемы (открытия нового знания).

IV. Выражение решения проблемы.

Материал для учителя.

Изгнав Тарквиния Гордого, римляне провозгласили, отныне не будет находиться в одних руках. Оно должно быть общественным делом – республикой.

509 г до н.э. – установление республики в Риме. Для управления республикой римляне стали выбирать из числа патрициев двух правителей сроком на год – консулы. Плебеи не получили права участвовать в управлении страны и в знак протеста, они ушли в горы и разбили там военный лагерь. Патриции, боясь, что римское войско ослабнет, разрешили плебеям выбирать своих собственных должностных лиц – народных трибунов. Если сенат хотел принять постановление ,направленное против плебеев, трибун произносил одно слово «Запрещаю!» - вето.

??? Сколько лет Римом правили семь царей.

Записывают определения и схему в тетрадь.

Работают с датами

Познавательные УУД:

- определять понятия;

- строить логические обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне..

4. Проработка содержания темы:

- предлагает работу с текстом учебника стр. 220

- Выполнить Задание № 1

- выполнить задание № 49 в рабочей тетради.

5.предлагает самостоятельно проработать текст §45 п 3 и ответить на вопросы:

- о каком выдающемся полководце идет речь?

- что означает выражение «пиррова победа»

- как римляне поступали с землями , отобранными у побежденных народов Италии.

6. Работа с картой.

- определите, какой была территория Римской республики в конце VI века до н.э. Какой она стала к середине III века

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Выполнение задания №1

Задание №1.

Вписать недостающие слова.

В _____году до н.э. над Римом нависла страшная угроза. Через горы _______ в Италию хлынули полчища ______ ______. Вооруженные длинными ______ и и огромными ____, _______ с воинственным криком бросились на врагов. Устаяла лишь маленькая крепость на __________ _____. Началась ее долгая ______. Через полгода _____ отважились на ______. Ночью, под покровом темноты они полезли по _____ вверх. На вершине ____________ спала измученная стража. Даже чуткие сторожевые псы не услышали приближения врага. И вдруг «_________!» - проснулись _____ и и мигом разбудили всех. _______ отступили от Рима, забрав все золото. После этого события римляне окружили свой город ____________.

Выполняют задание № 49 в рабочей тетради.

Познавательные УУД:

-анализировать, выделять главное, обобщать

- владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную информацию

- развивать общеучебные умения и навыки: работа с учебником, картой.

Регулятивные УУД: -развитие практико-ориентированных самостоятельных действий в процессе самостоятельной деятельности.

V. Применение нового знания

Задание №2.

Установите соответствие между понятиями и их определениями.

Задание №3.

К какой из групп населения древнейшего Рима относятся следующие характеристики: потомки коренных жителей Рима; полноправные граждане; право быть должностными лицами, в том числе сенаторами; право получать крупные владения из римских земель?

ответ:_________________________

Регулятивные УУД:

- работа над понятийным аппаратом

VI. Рефлексия.

Анализ и содержание итогов работы. Формирование выводов по изученному материалу.

???Как изменилось управление в Риме после изгнания седьмого царя.

Подведение итогов занятия учащимися

Познавательные УУД:

-анализировать, обобщать полученную информацию.

VII. Домашнее задание

Информирует о домашнем задании, инструктирует по его выполнению.

Прочитать и пересказать §45

выполнить задание № 53, 54 в рабочей тетради

Коммуникативные УУД:

- излагать свое мнение, аргументируя его.

infourok.ru


Смотрите также