Что значит жилье социального найма: Как получить жилье по договору социального найма

Содержание

Где можно получить договор социального найма? В МФЦ или другой организации?

В квартире я проживаю с детьми и внуком.

Нанимателем жилого помещения примерно до 2002 года являлась моя мама.

Точной информацией о наличии/отсутствии распорядительного документа, подтверждающего факт заселения моей мамы, ордер скорее был утерян.

В 2005 году моя мама умирает.

До смерти моей мамы лицевой счёт я переписала на себя. После этого мне на руки не был выдан никакой распорядительный документ о факте смены нанимателя, подтверждающего переоформление лицевого счёта на моё имя.

Какой-либо распорядительный документ, подтверждающий, что я являюсь нанимателем вместо своей мамы и, что совместно со мной проживают трое детей, на руки мне не был выдан. Просто, как я понимаю, в карточки учёта были внесены изменения на основании моей устной просьбы.

То есть я, так как моя мама была в тяжёлом состоянии, не могла самостоятельно передвигаться, очень плохо и с большим трудом ходила, а каждый раз при решении какого-либо вопроса требовалось личное присутствие нанимателя, переписала лицевой счёт на себя. Так мне предложили сделать в ЖЭКе.

После этого квитанции за квартплату и остальные услуги стали приходить на моё имя. Задолженности по оплате коммунальных услуг не имеется (в частности оплата за квартиру).

В настоящее время не мной не моими детьми не был заключен договор социального найма на жилое помещение по вышеуказанному адресу, никто из нас не оформлял на указанное помещение приватизацию.

В настоящее время мы собираем пакет документов для оформления договора социального найма. Не хватает нам только документа, закрепляющего за мной и моими детьми право пользования данным жилым помещением; или распорядительного документа, подтверждающего юридический факт найма мной жилого помещения (ордер на вселение в данную квартиру, распоряжение администрации района или решение суда, подтверждающие юридический факт найма жилого помещения по вышеуказанному адресу).

Есть свидетели, которые могут подтвердить тот факт, что мы по указанному адресу проживаем очень долгое время.

Мы письменно обращались в разные организации с просьбой о выдачи хоть каких-то документов, подтверждающих юридический факт найма нами данного указанного жилого помещения:

1. информационную справку — на балансе какого учреждения находится данное жилое помещения;

2. информацию из личной карты на данное жилое помещение: номер ордера на квартиру, кем, когда и кому был выдан ордер на заселение;

3. дубликат или копию ордера для заселения;

4. копию контрольного талона к ордеру;

5. выписку из журнала кем, когда и кому предоставлялось указанное мной жилое помещение;

6. решение о предоставлении комнаты в коммунальной квартире по ордеру: когда, кем и кому была предоставлена данная жилая площадь;

7. справку кому предоставлялась квартира по адресу нашего проживания.

Получили следующие ответы на наше заявление.

1. Первый заместитель главы администрации Ленинского района г. Н.Новгорода – «…жилое помещение по адресу:.. числится в реестре муниципального имущества. Информация о том, когда, кому и на каких основаниях предоставлялась данная квартира в администрации Ленинского района г. Нижнего Новгорода отсутствует.»

2. ООО «ЖИЛСЕРВИС» — «Сообщаем, что запрашиваемой Вами информации в ООО «ЖИЛСЕРВИС» нет.»

3. ГК Центральный архив Нижегородской области (ГК ЦЕНА) – «Ордера на предоставление жилых помещений на хранение в архив не поступали.»

Получается, что в настоящее время из-за отсутствия данного распорядительного документа (ордера, разрешение администрации или решения суда) я не смогу оформить договор социального найма на жилое помещение.

Куда мы ещё можем обратиться за помощью в решении нашего вопроса?!

Данный распорядительный документ, подтверждающий юридический факт найма жилья, а так же на основании которого я и члены моей семьи занимаем жилое помещение по вышеуказанному адресу, необходим для предоставления в отдел по учёту, распределению жилья администрации Ленинского района города Нижнего Новгорода и заключения со мной договора социального найма жилого помещения по адресу.

Жилье по договору социального найма.

Квартирный вопрос остро стоит для многих семей. Если приобрести недвижимость не предоставляется возможным, то граждане предпочитают арендовать его. При этом собственником может выступать не только частное лицо, но и государство. Жилье в социальном найме доступно не всем гражданам. На него могут претендовать лишь отдельные категории. Проживание в такой недвижимости обойдется гораздо дешевле, а со временем недвижимость можно приватизировать.

Что значит социальный найм.

Собственником жилья могут выступать не только граждане или юридические лица. Некоторая часть недвижимости принадлежит государству или муниципалитету. Это могут быть как квартиры, так и комнаты в общежитии, частные дома.

Предоставление жилья по договору социального найма предоставляется в рамках муниципалитета. Площадь недвижимости зависит от норм, принятых в регионе.

Социальный найм представляет собой заключение договора между муниципалитетом и гражданином.

Такое соглашение имеет следующие особенности:

  • Квартира передается в бессрочное пользование гражданина.
  • Жилец может прописать в объекте недвижимости членов своей семьи.
  • За квартиру не нужно платить налог.

При этом жильцы обязаны оплачивать  стоимость аренды, установленную в договоре, и коммунальные услуги.

Среди недостатков жилья по социальному найму отмечают то, что недвижимость не является собственностью гражданина.

Соответственно, он не может распоряжаться ею по своему усмотрению. Квартиру или дом нельзя продать, подарить, оставить в наследство.

Жильцы могут поменять недвижимость на аналогичную, если сделку разрешат органы местного самоуправления, и будет предоставлено жилье.

Как получить жилье по социальному найму.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ недвижимость по договору социального найма может быть предоставлена малоимущим семьям.

Граждане получают этот статус в соответствии с местными законодательными актами. Заключить договор социального найма могут лица, проживающие в аварийном жилье или недвижимости, которая будет подвергаться реконструкции.

Кроме того, претендовать на муниципальное жилье имеют право:

  • лица, вставшие на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий;
  • граждане, проживающие в домах, готовящихся к сносу или реконструкции;
  • при наличии в семье человека с тяжелым хроническим заболеванием, если количество квадратных метров на человека меньше установленных норм (ст. 51 ЖК РФ).

В муниципалитетах могут быть установлены дополнительные категории граждан, которые могут претендовать на социальное жилье.

В столице жители коммунальных квартир могут получить освободившиеся помещения, если они стоят на учете по улучшению жилищных условий.

Возможность получить жилье по социальному найму имеют только люди, признанные малоимущими или нуждающимися в улучшении жилья (ст. 49 ЖК РФ).

В Москве встать на учет могут граждане, проживающие в домах, где отсутствуют коммуникации, в том числе горячая вода, газовая колонка и пр.

Не допускается

социальный найм аварийного жилья. Администрация муниципалитета в любом регионе обязана предоставить гражданину недвижимость, годную для проживания.

Заявление на заключение договора социального найма.

Нет, собираю документы

0%

Нет, получил отказ

0%

Не подхожу по критериям

0%

Купил за свои деньги

0%

Проголосовало: 0

Как встать на учёт улучшения жилья.

Для того, чтобы получить жилье по социальному найму, необходимо обратиться в органы местного самоуправления к специалистам, занимающимся этими вопросами.

Постановка на учет гражданина, нуждающегося в улучшении условий проживания, выполняется в соответствии со ст. 52 ЖК РФ.

Для этого необходимо:

  • подготовить документы, подтверждающие необходимость нового жилья;
  • подать заявление лично или через Портал госуслуг;
  • приложить к заявлению бумаги;
  • дождаться решения;
  • заключить договор.

Заявление можно написать через МФЦ. Оно регистрируется в течение 3 дней после поступления. Документы рассматриваются в течение месяца.

При принятии положительного решения, гражданина должны поставить в очередь. То, как скоро ему будет предоставлено жилье, зависит от региона, количества муниципального жилья в субъекте РФ.

Как только очередь гражданина подойдет, он должен быть уведомлен об этом в течение 3 дней. Заявителю понадобится посетить администрацию, чтобы заключить договор.

Приватизация муниципального жилья.

Если гражданин проживает в жилье социального найма, приватизация не допускается в следующих случаях:

  • квартира находится в аварийном доме;
  • жилье располагается в общежитии;
  • недвижимость находится на территории военного городка;
  • жилье относится к служебному.

Во всех остальных случаях гражданин имеет право оформить квартиру в собственность. Приватизация делается на всех лиц, зарегистрированных в объекте недвижимости.

Если кто-то из граждан не желает участвовать в приватизации, то он должен оформить письменный отказ. Несовершеннолетние дети участвуют в процедуре в любом случае.

Приватизировать жилье совершеннолетний гражданин может только один раз в жизни. Поэтому если в квартире проживают лица, которые уже участвовали в процедуре, то они не смогут второй раз оформить жилье.

При этом за ними сохраняется право на использование жилых помещений, без ограничений по срокам. После приватизации квартира переходит в собственность граждан. Они могут продать ее, подарить или передать в наследство.

Однако, им понадобится ежегодно платить имущественный налог, который не предусмотрен для муниципального жилья.

Заключение.

Тот, кто нуждается в улучшении жилищных условий, может подать об этом заявление в местный отдел администрации. В случае, когда предоставленные сведения будут достоверными, граждане будут поставлены в очередь на получение жилья по договору социального найма.

Другими словами, им будет предоставлена муниципальная квартира или дом, в котором они смогут проживать. Однако, распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению жильцы не смогут, так как собственником будет считаться государство или муниципалитет.

При этом с граждан не снимается ответственность за содержание жилья в надлежащем порядке и оплате услуг ЖКХ.

Наталья Шереметева

Эксперты сайта

Задать вопрос

Наталья Сергеевна Шереметева — главный редактор портала Права семей.

Окончила бакалавриат Государственного Университета Управления г.Москва в 2000 году — специализация «Менеджмент».
Магистратура ГУУ в 2002г. — специализация «Юриспруденция».

Социальный найм жилья — что это такое, приватизация жилья, договор и условия

Несмотря на то, что в последние годы возрастает количество частной собственности, вопрос социального найма остается актуальным и требует раскрытия определенных вопросов.

Многие сталкивались с таким понятием, как «социальный найм жилья», но объяснить, что это такое и какую правовую природу в себе носит данный термин, сможет не каждый. Чаще всего затруднения возникают из-за юридической неосведомленности населения. Попробуем разобраться в наиболее актуальных вопросах, связанных с социальным наймом.

Что такое социальный найм жилья

Рассматривая социальный найм, можно выделить его основные признаки, позволяющие раскрыть его как:

  • Письменное соглашение, согласно которому, граждане имеют право на получение жилья в пользование от государства. В лице государства обычно выступает жилищный фонд, который может быть создан как на региональном, так и на муниципальном уровне.
  • Возможность получить бесплатное жилье от государства в бессрочное пользование, по минимальным ставкам найма.
  • Отношения, возникающие не по взаимному волеизъявлению сторон, а по существованию определенных законом правовых основ.

Введение такого правового института как социальный найм позволило найти возможности для решения жилищных вопросов в отношении социально незащищенных граждан, для которых вопрос улучшения жилищных условий является актуальным.

Возникавшие отношения по данному договору регулируются законодательством РФ, в связи с чем создается определенный режим отношений, складывающийся в рамках рассматриваемого договора.

Условия

К предпосылкам, устанавливающих общие условия найма, относятся:

  • Гражданин должен нуждаться в улучшении уже имеющихся жилищных условий и попадает под действие местных жилищных программ.
  • Гражданин приобретает в пользование помещение по программе переселения, если ранее он занимал жилье по договору найма.
  • Произошли изменения предыдущего договора соцнайма.

Гражданин должен обратиться в местный орган власти с заявлением, который в свою очередь должен принять его и вынести решение о принятии данного гражданина на учет или дать мотивированный отказ.

Граждане, считающие, что они могут претендовать на получение жилья по соцнайму, должны ориентироваться на конкретный закрытый перечень лиц, которые могут подать заявление.

Кто может получить жилье

Существуют определенные категории граждан, попадающих под программу получения жилья по соцнайму:

  • Граждане, малоимущие, нуждающиеся в улучшении своих жилищных условий. При определении данной категории будут учитываться определенные факторы: общий доход семьи, сколько кв.м. приходится на человека, жилье находится в непригодном для проживания состоянии и пр. Перечень граждан, попадающих под данную категорию, определяется на законодательном уровне.
  • Иной тип граждан, указанный в отдельных законодательных актах на федеральном и региональном уровне.

Если граждане попадают под указанные условия и имеют документальное подтверждение, указывающее на их нуждаемость в жилье, то они имеют возможность постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении условий для проживания.

Требования заявляются через подачу заявления. По рассмотрению заявления принимается решение, которое в дальнейшем будет служить основанием к заключению договора.

Право состоять на учете закрепляется за гражданином до момента получения жилья, либо снятия его с учета. Снятие с учета может проводиться только в случаях, указанных в законе.

Любые необоснованные и неправомерные действия со стороны государственных структур могут подлежать обжалованию в общем порядке.

Форма и содержание договора

Любые отношения, предусматривающие какие-либо операции с недвижимым имуществом, должны быть письменно задокументированы.

Отношения, возникающие из соцнайма, оформляются по средствам подписания и заключения договора. Договор должен составляться надлежащим образом, содержать все важные моменты и условия, позволяющие считать его заключенным.

Утвержденной формы не существует. Есть определенные шаблоны и образцы, на которые ориентируются органы власти. В любом случае, форма и содержание не должны противоречить установленным нормам закона и нарушать права.

Договор должен содержать следующие важные условия:

  • Предмет, т.е. то, ради чего стороны вступают в правоотношения. Предмет является основным важным условием практического для любого типа договора. Относительно договора социального найма предметом будет являться жилое помещение. Объект необходимо четко охарактеризовать и указать на:
    • общее состояние;
    • этажность;
    • квадратуру и пр.
  • Информацию о сторонах, вступающих в договорные отношения. Так как со стороны наймодателя всегда выступает орган власти, его данные не имеют существенной роли для договора, а вот данные    гражданина, выступающего со второй стороны, будут являться существенными и должны быть правильно отражены. К данным нанимателя можно отнести:
    • ФИО;
    • паспортные данные;
    • ИНН;
    • место регистрации.

Срок не является существенным условием, т.к. всегда указывается бессрочный характер отношений. Плата, а именно нюансы ее внесения. Другие условия, имеющие важное значение при заключении договора (например, особенности проведения ремонтных работ, сдачи в поднаем и пр.).

Стороны договора

Как уже указывалось, стороны договора именуются как наниматель и наймодатель. Данные определения ввел законодатель. По сути, наименования сторон схоже с договором аренды, где стороны именуются как арендодатель и арендатор.

Со стороны наймодателя всегда будет выступать орган власти (орган жилищного фонда). Со стороны нанимателя могут быть только граждане и члены его семьи.

Объект найма

Объект найма – жилое помещение.

Помещение должно отвечать определенным требованиям:

  • считаться подходящим для проживания в любое время, не зависимо от времени года и погодных условий;
  • отвечать установленным требованиям в части санитарии, технических и пожарных норм;
  • быть изолированным, иметь отдельный вход и пр.

Срок и плата по договору социального найма

Социальный найм носит бессрочный характер, а значит, отношения, возникающие по данному договору, имеют длительный период и не ограничиваются временными рамками. Это удобно, т.к. внушает стабильность для сторон договора, нет необходимости отслеживать сроки и продлевать их. Таким образом, срок не стоит относить к значимым условиям договора.

Договор не является безвозмездным, хоть жилье и не покупается гражданином, а лишь приобретается. Нанимателю необходимо вносить плату за пользование. Плата рассчитывается из минимальных ставок, предусмотренных для найма.

Все тонкости и условия внесения платы, стороны решают на уровне договора и приписывают в его условиях.

Плата включает в себя:

  • оплату за само помещение;
  • ежемесячная оплата за используемые общие услуги (вода, электричество и пр.).

Одностороннее изменение размера платежей не возможно, если напрямую не вытекает из закона или договора. Какие-либо изменения договора согласовываются сторонами и подлежат оформлению в виде дополнительных соглашений к договору.

Необходимые документы

При обращении с заявлением о заключении договора потребуется предоставить следующие бумаги:

  • Непосредственно само заявление.
  • Документ, удостоверяющий личность. Если семья имеет несовершеннолетних детей до 14 лет, необходимо предоставить их свидетельства о рождении.
  • Справка о доходах.
  • Подтверждение на вселение.
  • Иные документы.

Порядок действий для получения жилья

Гражданину, решившему обратиться за получением жилья, необходимо соблюсти определенный алгоритм действий:

  • Обратиться в жилищный отдел, занимающийся данной категорией вопросов. В отделе можно получить список документов, которые необходимо предоставить заявителю.
  • Собранные документы после подачи будут проверены, и если все окажется верно, заявление примут и выдадут заявителю расписку с отметкой о приеме документов.
  • Рассмотрение займет около месяца.
  • После рассмотрения всех бумаг заявитель может явиться в жилищный отдел для заключения и подписания договора. Договор составляется в трех экземплярах, один из которых остается у заявителя. Прежде чем подписывать договор, следует внимательно изучить его и при возникновении вопросов, на месте урегулировать их решение.
  • При процедуре заключения и подписания договора присутствуют все лица, перечисленные в договоре.

Основания и последствия заключения договора

Любой заключаемый договор должен иметь свои основания и возможные последствия.

Относительно рассматриваемого договора, за основание можно считать момент признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищный условий и вынесенное на основании этого решение. Последствия включают принятия сторонами договора прав и обязанностей.

К правам можно отнести:

  • Получение помещения, отвечающее условиям договора.
  • Вселение в предоставленное помещение без каких-либо препятствий.
  • Сдавать жилье в поднаем. Данные отношения будут носить возмездный договорной характер.
  • Возможность обмена, замены предоставленного жилья.
  • Требовать от наймодателя соблюдения условий договора и соблюдения своих прав, а также устранения любых препятствий, мешающих нормальному проживанию в помещении.

Приобретенные обязанности включат в себя:

  • Использование жилья исключительно по назначению. Жилые помещения, по рассматриваемому виду найма, могут использоваться только для проживания.
  • Сохранить помещение, не ухудшив его первоначальное состояние.
  • Осуществление ремонта.
  • Регулярное внесение платежей.
  • Незамедлительное сообщение наймодателю о возможных изменениях договора или иных ситуациях, напрямую касающихся интересов второй стороны.

К основному праву наймодателя относится требование платы за жилье, предусмотренное договором.

Обязанности предусматривают:

  • Передать помещение свободным от притязаний других лиц, находящееся в нормальном состоянии, позволяющем проживать в нем.
  • Содействие в проведении ремонта имущества дома, в котором находится квартира.
  • Выполнение основного, капитального ремонта, направленного на улучшение состояния жилья.
  • Отслеживание поступления коммунальных услуг (вода, свет и пр.).

Основания и последствия расторжения договора

Для расторжения необходимые следующие основания:

  • Принятое решение об обмене жилья на другое.
  • Инициатором расторжения выступил наниматель.
  • Стороны пришли к обоюдному согласию о прекращении взаимоотношений по договору.
  • По иным условиям, предусмотренным договором или законом.

Может возникнуть ситуация, когда договор будет расторгаться в судебном порядке по инициативе наймодателя.

Основаниями к такому расторжению будут служить:

  • Задержка или полное отсутствие внесения платы за жилье более полугода.
  • Состояние жилья ухудшилось по вине нанимателя.
  • Действия нанимателя затрагивают и нарушают интересы и права других лиц.
  • Переданное жилье используется не по назначению, указанному в договоре.
  • По иным основаниям.

Приватизация жилья

В процессе оформления приватизации могут потребоваться дополнительные бумаги, в зависимости от ситуации и правового положения заявителя.

Большинство уже воспользовались правом на приватизацию жилья, предоставленного по социальному найму. Сама по себе приватизация означает перевод имеющегося помещения в собственность и является добровольным делом каждого.

Некоторые граждане боятся приватизации или считают, что предоставленное им государством жилье, уже является их собственностью и предпринимать каких-либо действий не нужно.

На самом деле, приватизация и социальный найм – это разные категории и понятия. Приватизировав жилье по соцнайму, гражданин приобретает право не только пользоваться им, но и распоряжаться по своему усмотрению, т.е. становится единоличным хозяином.

Приватизация предоставляется безвозмездно, от гражданина требуется лишь соблюсти порядок и не пропустить сроки.

Пакет документов для приватизации довольно внушительный и состоит из:

  • договор на предоставленное жилое помещение;
  • документы на жилое помещение из БТИ;
  • паспорт заявителя и иных участников сделки, свидетельства о рождении, при наличии детей до 14 лет;
  • документ, на основании которого предоставлялось помещение ранее;
  • заявление на приватизацию и согласие всех зарегистрированных жильцов в письменном виде, или отказ от приватизации.

После проверки бумаг и представленных в них данных, участники приватизации подписывают договор. На основании данного договора, в Росреестре регистрируется переход права собственности.

Для данного перехода также потребуются документы. Список схож с тем, который подавался при приватизации: заявление, договор приватизации, паспорта и пр. Общий срок, требующийся на приватизацию, составляет до 60 дней. Регистрация перехода права по времени занимает до 20 дней.

Вывод

  • Не каждый нуждающийся в жилье может позволить купить квартиру, или взять кредит, ипотеку. Тем более, если ситуация критическая и требует кардинального решения. Именно для таких категорий граждан существует программа социального найма жилья, разработанная государством в виде поддержки отдельных слоев населения.
  • Вступая в договорные отношения с государством, стоит быть внимательным и стараться выполнять приобретенные обязанности и при этом следить, чтобы не были нарушены права.
  • Приобретая в пользование жилье, гражданин имеет право прописать в нем своих родственников, что является положительным моментом. Второй положительный момент – дальнейшая приватизация, дающая уже абсолютно другие гарантии и возможности.
  • Заключая и подписывая договор, следует внимательно изучить его условия и требования. При возникновении вопросов или спорных моментов, требуется безотлагательно решить их с органами местной власти, являющимся второй сторон возникшего правоотношения.

Что такое предоставление жилья по социальному найму?

Многие граждане пользуются жильем на основании договора социального найма. При определенных условиях, у них есть возможность приватизировать такую недвижимость и в дальнейшем распоряжаться жильем по своему усмотрению.

В связи с этим, нанимателей интересуют особенности такого договора, а также сама возможность получения социального жилья.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Что означает социальный найм жилья

Договор социального найма означает, что отдельному гражданину или семье орган местного самоуправления предоставляет в пользование жилую недвижимость в виде отдельной квартиры, отдельного дома, комнаты в квартире или комнаты в доме. При этом недвижимость является собственностью муниципалитета.

Главы 7 и 8 Жилищного кодекса Российской Федерации посвящены порядку предоставления и пользования муниципальным жильем.

А требования к гражданам, которые могут претендовать на получение жилья на условиях социального найма, определяются нормами местного и федерального законодательства.

От того, кому принадлежит недвижимость, будет зависеть и принятие решения о выделения жилья. Так, в отношении муниципального жилья, решение о его выделении будет приниматься на уровне органа местного самоуправления, если же жилье принадлежит органам федеральной власти, то и решение о предоставлении жилья из государственного фонда будет приниматься на их уровне.

Жилье на условиях социального найма предоставляется гражданам в порядке наступления очереди. Для того чтобы стать в очередь, граждане должны предоставить необходимый пакет документов.

В дальнейшем, такое жилье разрешается приватизировать его нанимателем на основаниях, которые предусмотрены действующим законодательством.

После приватизации наниматель становится полноправным собственником жилья и приобретает права пользования, владения и распоряжения. А это значит, что приватизированное жилье можно продать, обменять, подарить, сдать в аренду или в наем.

Так как срок действия законодательных актов, разрешающих приватизацию жилья, продлевается, то наниматели жилой недвижимости на условиях социального найма имеют возможность оформить жилье в свою собственность.

Кому предоставляется жилье

Социальное жилье предоставляется гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и которые признаны в установленном порядке малоимущими.

Законодательством установлены следующие основания для выделения жилья данной категории граждан:

  • претендент и члены его семьи, на дату подачи документов, не должны иметь в пользовании жилых помещений, выделенных им по договору социального найма;
  • если такое жилье у них есть, то оно по норме меньше, чем предусмотрено законодательством;
  • гражданин и члены его семьи проживают в жилье, не соответствующем предъявляемым требованиям, которые установлены действующим законодательством.

Для некоторых категорий граждан социальное жилье предоставляется вне очереди:

  • несовершеннолетние, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей;
  • граждане, которые страдают тяжелыми хроническими заболеваниями. Перечень таких болезней утвержден в законодательном порядке;
  • граждане, проживающие в жилых помещениях, которые в установленном порядке признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту.

За счет государственного фонда предоставляются квартиры для граждан, категория которых определена на уровне федерального законодательства:

  • лица, признанные в установленном порядке инвалидами первой и второй групп;
  • лица, которые получили инвалидность в результате участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • лица, признанные ветеранами Великой Отечественной Войны;
  • лица, которые утратили жилье в результате катастроф и природных стихийных бедствий;
  • лица из числа военнослужащих, которые получили увечья в результате своей профессиональной деятельности.

Куда обращаться для заключения договора

Граждане, желающие получить жилье на основании договора социального найма, должны стать на учет, подав заявление и необходимый пакет документов в государственный орган власти или орган местного самоуправления.

За рассмотрение поданных документов государственная пошлина не оплачивается, а соответствующее решение должно быть принято в течение одного месяца.

Для того чтобы заключить договор социального найма, необходимо представить в муниципалитет следующие документы:

  • справку о составе семьи, которая подтверждается копиями документов на нанимателя и членов его семьи. Такими документами являются национальный паспорт, свидетельства о рождении детей, свидетельство о заключении брака;
  • решение органа местного самоуправления о выделении конкретного жилья;
  • заключение о том, что жилая недвижимость, которую ранее занимал наниматель, переведена в нежилую, признана аварийной или непригодной для дальнейшего проживания;
  • справку о регистрации нанимателя и членов его семьи или выписку из домовой книги;
  • выписку о том, в каком состоянии находится финансовый лицевой счет нанимателя;
  • выписки из Единого государственного реестра недвижимости, которая подтверждает, что в собственности нанимателя и членов его семьи нет жилья.

В соответствии с установленным порядком, сдав пакет документов, наниматель получает об этом соответствующую расписку. Ему также сообщают дату и время, когда он должен явиться для подписания договора социального найма.

Как составить договор соцнайма

Следует иметь в виду, что по договору социального найма должно быть предоставлено изолированное жилье: отдельная квартира, отдельный дом, отдельная комната в квартире или доме. Комнаты, которые являются общими или неизолированными, по договору социального найма не предоставляются.

Это требование закреплено в статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилыми помещениями являются:

  • индивидуальный жилой дом или часть такого дома;
  • отдельная квартира или часть в такой квартире;
  • отдельная комната в квартире или в доме.

По условиям договора социального найма, собственник жилой недвижимости на определенных условиях предоставляет нанимателю жилье на определенный или неопределенный срок. При этом наниматель обязан уплачивать плату за пользование жильем.

В качестве сторон, в договоре социального найма жилья участвуют:

  • со стороны наймодателя – собственник жилой недвижимости, которым может быть муниципальный или государственный жилищный фонд;
  • со стороны нанимателя – гражданин, которому выделено социальное жилье за определенную плату.

При заключении договора, предмет сделки должен быть указан предельно четко, а именно:

  • описание жилой недвижимости – отдельная квартира, индивидуальный жилой дом, доля в этом жилье или отдельная комната;
  • общая и жилая площадь недвижимости;
  • почтовый адрес места нахождения жилья;
  • место расположения жилья, если оно находится в многоэтажном жилом доме, то есть указание номера подъезда и этажа;
  • характеристика помещения, а также опись имущества, которое передается вместе с жильем.

В соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, срок действия договора социального найма не указывается. Это означает, что такой договор считается бессрочным.

Вместе с тем, это не означает, что действие договора социального найма не может быть прекращено. Закон предоставляет право нанимателю в любое время поставить вопрос о расторжении договора социального найма и освободить занимаемое помещение. Для этого достаточно составить и подписать обеими сторонами обоюдное соглашение.

Наймодатель может поставить вопрос о расторжении договора социального найма только при наступлении определенных условий, которыми являются:

  • наниматель или члены его семьи постоянно нарушают условия, на которых жилье предоставлялось. Например, используют недвижимость не по ее назначению;
  • наниматель или члены его семьи нарушают правила проживания в помещениях, шумят в ночное время, совершают хулиганские действия;
  • наниматель не оплачивает плату за пользование жильем в течение 6 месяцев и более;
  • наниматель не оплачивает коммунальные услуги в течение 6 месяцев и более.

Отдельными условиями для расторжения договора социального найма является смерть нанимателя или разрушение жилья, которое было предметом сделки и в отношении которого имеется соответствующее заключение о непригодности его для проживания.

В соответствии с условиями договора социального найма, в пользование нанимателю предоставляется жилье, которое должно соответствовать требованиям, указанным в части 1 и 2 статьи 50 Жилищного кодекса РФ. При этом норма жилой площади социального жилья определяется уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно требованиям закона, на каждого жильца должна быть выделена площадь не меньше, чем предусмотрено нормативом:

  • на одного нанимателя выделяется 33 квадратных метра;
  • на семью нанимателя, состоящую из двух человек, выделяется 42 квадратных метра;
  • на семью, состоящую из трех и более членов семьи, выделяется по 18 квадратных метров на каждого жильца.

Если в распоряжении муниципалитета нет жилья подходящего размера, то нанимателю и членам его семьи может быть предоставлено жилье на 10% меньше.

Договор социального норма имеет типовую форму, которая установлена нормами действующего законодательства. Однако это не препятствует тому, чтобы в необходимых случаях вносить соответствующие изменения и дополнения в содержание договора.

Главное условие – вносимые изменения и дополнения не должны противоречить нормам действующего законодательства и ухудшать положение нанимателя.

По форме договор должен быть составлен в письменной форме. Основанием для составления текста договора является решение государственного органа или органа местного самоуправления о предоставлении социального жилья.

Ознакомиться с образцом типового договора социального найма жилого помещения можно здесь.

Права и обязанности сторон по договору

В результате заключения договора социального найма, у каждой из сторон сделки возникают определенные права и обязанности.

Статьей 67 Жилищного кодекса РФ предусмотрены обязанности и права нанимателя.

К обязанностям относится:

  • использовать жилье по назначению, в соответствии с условиями, которые определены законодательством;
  • обеспечивать сохранность нанимаемого помещения, а также имущества, которое было передано вместе с жильем;
  • поддерживать жилье в состоянии, которого требуют санитарные нормы;
  • проводить текущий ремонт жилого помещения;
  • своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование жильем;
  • своевременно информировать наймодателя о происходящих изменениях в жизни нанимателя, так как это может инициировать перемену условий договора социального найма.

К правам относится:

  • сдавать жилое помещение, полученное по договору социального найма, в аренду или поднаем третьим лицам;
  • вселять в нанимаемое жилое помещение других лиц;
  • требовать предоставления ему коммунальных услуг, которые обеспечивают нормальную эксплуатацию жилья;
  • требовать проведения капитального ремонта жилого помещения;
  • разрешать в установленном порядке проживание в квартире других людей на временной основе;
  • обменять занимаемое жилое помещение на другое социальное жилье.

Если будет установлен факт ненадлежащего исполнения условий договора наймодателем, то наниматель может ставить вопрос об уменьшении размера арендной платы или возмещении понесенных расходов и причиненных убытков.

Статьей 56 Жилищного кодекса РФ предусмотрены обязанности и права наймодателя.

К обязанностям относится:

  • передать нанимателю жилую недвижимость, которая свободна и не занята другими нанимателями;
  • обеспечить предоставление коммунальных услуг соответствующего качества;
  • проводить капитальный ремонт муниципального жилья;
  • участвовать в проведении мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего состояния квартиры и дома, в котором она расположена.

К правам относится:

  • получение от нанимателя платы за жилье, предоставленное ему в наем;
  • предъявление требований к нанимателю жилья о внесении платы за предоставленные коммунальные услуги.

Кроме того, если жилому помещению или имуществу, которое было передано в наем, действиями нанимателя был причинен ущерб, то наймодатель может не только требовать возмещения вреда, но и расторжения договора социального найма.

Закон предоставляет право сторонам договора предусмотреть в тексте и другие права и обязанности, если в этом есть необходимость и они не противоречат требованиям действующего законодательства.

Действия для получения квартиры

Для того чтобы договор социального найма стал реальностью, потенциальный наниматель должен:

  • стать на специальный жилищный учет в качестве малоимущего или лица, которое нуждается в улучшении жилищных условий;
  • получить от государственного органа или органа местного самоуправления соответствующее решение о предоставлении жилого помещения. Решение представляет собой письменный документ, на основании которого происходит заключение договора;
  • собрать и подать необходимый перечень документов, данные которых необходимы для составления договора социального найма;
  • подписать договор;
  • произвести вселение в полученное социальное жилье.

Следует иметь в виду, что социальное жилье выдается нанимателю в том населенном пункте, где он постоянно проживает.

Плата по договору социального найма

По договору социального найма, наниматель обязан вносить следующие платежи:

  • квартирная плата. Однако если семья нанимателя является малоимущей, то возможно освобождение от данного вида платежей;
  • коммунальные платежи. Их размер исчисляется, в зависимости от тарифа и показаний измерительных приборов, либо рассчитывается по утвержденным нормативам по каждому виду услуги;
  • плата на содержание и ремонт жилья. Данный платеж является накопительным и за счет него покрываются расходы, которые несет управляющая компания при проведении ремонта. Размер платы устанавливается органом местного самоуправления и рассчитывается от размера жилплощади, степени благоустройства жилого дома, места его расположения.

Социальное жилье является хорошим выходом для улучшения жилищных условий гражданам, проживающим в неблагоприятных условиях, а также тем, кто не имеет финансовой возможности купить квартиру или построить индивидуальный жилой дом.

Согласно требованиям закона, договор социального найма жилья выделяется гражданину бессрочно. При этом его размер должен быть не меньше, чем предусмотрено в нормативах.

Единственная финансовая обязанность, которая лежит на нанимателе – это своевременная оплата коммунальных услуг в полном объеме и проведение текущего ремонта жилья за свой счет.

Условия расторжения договора

Статья 91.10 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает основания для расторжения договора социального найма жилья:

  • соглашение сторон. По данному основанию договор может быть расторгнут в любое время;
  • по инициативе нанимателя, с которой согласны остальные члены семьи, выраженной в письменном заявлении, поданном за три месяца до даты расторжения договора.

Отдельным основанием является решение суда, которое принято по иску наймодателя, если:

  • наниматель периодически, чаще чем 6 раз в год, не выплачивает квартирную плату или имеет задолженность за три месяца и больше;
  • наниматель не оплачивает коммунальные платежи 6 месяцев и более;
  • наниматель без согласия наймодателя передал жилье в пользование третьих лиц за плату или бесплатно;
  • наниматель или члены его семьи имеют жилье на праве собственности или договора социального найма в той же области или федеральном округе, если общая площадь такого жилья больше, чем предоставлено по данному договору;
  • наступление смерти нанимателя, если он проживал один;
  • разрушение жилья по вине нанимателя;
  • наниматель и члены его семьи длительное время не проживают в предоставленном жилье в связи с выездом или переездом.

Для потенциальных нанимателей, которым отказано в заключении договора социального найма жилья, предлагается следующий видеоролик:

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Кто может получить квартиру по договору социального найма

Право на жилье в России является конституционным. Это означает следующее:

  • жилое помещение можно не только купить, чтобы владеть;
  • жилплощадь можно получить «бесплатно», для пользования ею по целевому назначению – для проживания.

Основные юридические принципы, по которым в стране осуществляется распределение жилья, изложены в Жилищном Кодексе Российской Федерации (для краткости – ЖК). В статьях 49 – 91.15 этого документа закреплены положения, в которых определены понятие, порядок возникновения и действия социального найма – особой формы пользования жильем на безвозмездной основе. При этом пользователь имеет право даже совершать с помещением определенные сделки – например, сдавать его в поднаем или обменивать на другое жилье.

Категории граждан, которые имеют право на жилье по социальному найму

На социальный найм жилья могут претендовать только граждане России – те, у кого есть соответствующий паспорт. Иностранцы, а так же организации, предприятия (в т.ч. частные) таким правом не обладают. Зато члены семей россиян могут рассчитывать на социальную поддержку в виде выделенных квадратных метров, если доход каждого из них ниже регионального прожиточного минимума.

Право на такое жилье имеют социально незащищенные лица: пенсионеры, инвалиды, многодетные и неполные семьи

Вторая категория граждан – адресная. К ней относятся те, чья неудовлетворенность в жилье определяется отдельными нормативными актами: Указами Главы государства, Постановлениями Главы Правительства, отдельными законами. Этим лицам квартиры могут выделяться органами центральной власти или местной – в зависимости от конкретной нормы закона.

Орган местного самоуправления с 2005 года в первую очередь заключает договор социального найма с гражданами, которые могут считаться

в понимании муниципалитета малоимущими. В основе оценки имущественной обеспеченности лежит соотношение между общей стоимостью семейного богатства и ценою необходимого жилья.

В каждом населенном пункте могут быть свои особенности, которыми руководствуются учреждения, отвечающие за распоряжение жилым фондом. В этом случае орган местного самоуправления должен принять соответствующее решение, утвердить его на сессии и опубликовать в своей газете. И все-таки,  основополагающие принципы в целом не различаются.

Расчет ведется с учетом потребностей всей семьи. В общую обеспеченность включают сумму доходов, которые могут быть получены в течение расчетного срока (обычно 20 лет), и стоимость остального имущества. Если размер имущественной обеспеченности будет меньше, чем расчетная стоимость минимального помещения для семьи, таких граждан могут признать нуждающимися в социальной поддержке. Минимальная потребность семьи в жилой площади определяется исходя из расчетной нормы – площади на человека.

В каждом территориальном административном центре приняты свои нормативные границы для расчета нуждаемости. Среди норм выделяют две:

  1. учетную,
  2. предоставления.

Первая норма площади на человека – та, ниже которой начинается понятие антисанитарии.

В зависимости от населенного пункта и типа квартиры ее размер может колебаться в пределах 6 – 18 метров

Вторая – предельная норма, социальный стандарт. В разных регионах для различных типов квартир она может равняться 18 – 33 кв. метрам. Исходя из ее величины, муниципалитет определяет площадь квартиры, которая будет предоставлена семье в пользование. Одиноким гражданам могут предложить отдельные квартиры площадью до 36 м кв.

Граждан, которые нуждаются в жилье и претендуют на заключение с государством договора социального найма, местная администрация включает в очередь.

При этом она руководствуется определенными критериями:

  • Человека поставят на квартирный учет, если у него (и членов семьи) нет другого жилья – ни в собственности, ни в социальном найме.
  • Жилье в пользовании граждан может быть (на праве владения либо пользования социальной квартирой), однако его площадь, приходящаяся на каждого члена семьи, ниже региональной учетной нормы.
  • Жилплощадь не соответствует нормам, изложенным в разделе IIПостановления Правительства России от 28.01.2006 года № 47. Именно в этом Положении перечислены требования, которым должно удовлетворять помещение, чтобы быть пригодным для жилья.
  • Семья проживает в одной квартире с другими нанимателями (независимо от формы собственности), и при этом один из членов семьи тяжело хронически болен настолько, что совместное проживание с ним невозможно, а другого жилого помещения нет.

Порядок предоставления жилья по социальному найму

  1. Договор социального найма заключается с гражданами в порядке очередности, которая формируется в соответствии с перечнем записей в «Книге учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий».
  2. Внесение данных о семье, претендующей на выделение помещения из жилого фонда, осуществляется на основании заявления, написанного потенциальным нанимателем и подписанного каждым, достигшим совершеннолетия, членом семьи.

Необходимые документы

До подачи заявления, прежде всего, необходимо сформировать пакет документов, которые бы подтверждали низкий имущественный статус гражданина и его семьи. В нем должны быть:

  • копии паспортов (для подтверждения гражданства),
  • свидетельства Загса (удостоверяющих родство),
  • данные Росреестра (наличие недвижимости),
  • ведомостей из ФНС (движение личных средств),
  • справки из управления соцзащиты и другие необходимые документы.

Жилкомиссия организовывает обследование помещений, принадлежащих заявителю, его родственникам и близким, сверяет данные и готовит проект резолюции

Решение районной управой принимается в течение тридцати дней. Итоговый документ, содержащий сведения о положительном результате или о мотивированном отказе (с изложением причин), должен быть выполнен на бумаге и иметь все реквизиты – дату, номер, подпись, должность, ФИО.

Требования к жилому помещению

Вышеупомянутое Постановление № 47 определяет следующие критерии соответствия помещения понятию «жилье»:

  • местонахождение: здания – в жилых зонах, помещения – не в цокольных этажах и не в подвалах ;
  • состояние несущих и ограждающих элементов в помещении, на проходных площадках, поблизости: работоспособны и травмобезопасны;
  • инженерные системы – комплектны, в рабочем состоянии, санитарно функциональны.

Предоставление помещений вне очереди

Две категории граждан в соответствии с ЖК могут претендовать на получение жилья, минуя общую очередность:

  • обладатели жилья, на которое районной жилищной комиссией составлен акт о непригодности его для дальнейшего проживания и невозможности проведения ремонта помещения;
  • граждане, тяжелое хроническое заболевание которых, не позволяет им проживать совместно с другими людьми.

Другие федеральные законы дают такое право инвалидам, участникам ВОВ, служащим ВС, детям без родителей, ликвидаторам-«чернобыльцам» и т.п.). В итоге образуется очередь из лиц, которые должны получить помещения вне очереди.

Переселение из аварийного жилого помещения

Граждане, проживающие в домах, состояние которых признано аварийным, а самих зданий ветхим, имеют право на вселение в аналогичное помещение:

  • те, кто жил в коммунальной квартире, с новым помещением могут получить новых соседей;
  • жильцы однокомнатной квартиры не переедут в двухкомнатную.

При этом наличие акта о признании жилья аварийным не дает права его пользователю на моментальную смену квартиры. Выселение может быть произведено при сносе здания; тогда еще одна категория «льготников» пополняет реестр «внеочередников».

Использование акредитива при покупке недвижимости хорошо тем, что всю ответственность за выполнение операций берет на себя банк.

Для оформления купли-продажи квартиры нужен определенный пакет документов. Каких — читайте об этом в нашей статье.

Как правильно продать долю ребенка в квартире и можно ли вообще это сделать? Узнайте об этом из статьи по https://zakonometr.ru/nedvizhimost/dolevaja/prodat/mozhno-li-prodat-dolju-rebenka.html ссылке.

Какой орган занимается данным вопросом

Организация обеспечения жильем всех членов общества возложена на муниципальную власть городов и поселков. Должностные лица этих органов отвечают за разработку законов местного значения, наделение полномочиями работников структурных подразделений, составление программ строительства и ввода в эксплуатацию социального жилья.

 

ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕС (1)

ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕС (1)

ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕС

Главное управление исследований
Рабочий документ
Серия по социальным вопросам
— Вт 14 —

ВВЕДЕНИЕ, ЖИЛЬЕ: ВОПРОС ДЛЯ ЕВРОПЫ?

Смешанный прогресс

Недавняя встреча ООН Хабитат II, обратив внимание на ужасающие жилищные условия, с которыми сталкиваются миллиарды домашних хозяйств в беднейшей половине земного шара, послужила акцентом на относительно высоком среднем качестве жилья в Европейском Союзе.В то же время широко распространено мнение о том, что жилищные и соседние условия для беднейшей трети европейцев не столь нетерпимы и не вызывают таких социальных разногласий, как для американцев, особенно в городских районах. В Союзе в целом, но с гораздо большим упором на Северную и Западную Европу, правительства уже давно проводят активную жилищную политику, часто поглощая от одного до четырех процентов ВВП. И в каждой стране Союза, за двумя исключениями, существует приоритетная цель политики, заключающаяся в том, что адекватное доступное жилье должно быть доступно для всех, Maclennan and Williams (1990), McCrone and Stephens (1995).

Однако в действительности почти каждое европейское правительство не может достичь своей похвальной цели. Это может отражать нехватку ресурсов для государственных расходов, изменение социально-экономических моделей, на которые политика реагирует только медленно, демографическое давление и потрясения (например, обширный приток беженцев после 1989 года в кольцо стран от Греции до Германии) или присущие им провал, иногда, дорогостоящих политических решений. На индивидуальном уровне вызывает беспокойство рост бездомности в 1990-е годы и очевидное отставание в обеспечении престарелых, инвалидов и ряда лиц с особыми потребностями.На уровне микрорайонов и городов зарегистрированное расширение во многих странах экономически и социально неблагополучных слоев населения как в старых, перенаселенных и неблагоустроенных центральных городских районах, так и в послевоенных районах социального жилья усиливает обеспокоенность по поводу причин и последствий социальной изоляции. . На национальном уровне нестабильность рынка жилья в 1980-х и 1990-х годах создала особые трудности для менее обеспеченных домовладельцев в Великобритании, Швеции, Финляндии, Испании и регионах других стран.А в некоторых странах приоритет, отданный сокращению государственных расходов, вызвал сокращение капитальных расходов и привел к серьезной переориентации жилищной политики; например, в Швеции, Нидерландах, Великобритании и совсем недавно во Франции. Те же самые императивы политики ставят под сомнение системы поддержки арендных платежей. Большая часть Европы обеспокоена своей жилищной политикой и ее результатами, Dieleman (1996).

Смена обязанностей

Ответственность за жилищную политику возлагается на национальный уровень, и Союз не имеет прямой компетенции в области жилищной политики, по крайней мере, в том смысле, как это принято определять, Priemus et.др. (1993). Действительно, внутри стран на протяжении 1980-х годов произошел сдвиг в сторону расширения субнациональных и муниципальных компетенций в области жилья (хотя и не всегда доступных ресурсов) как в странах с исторически сильной жилищной политикой, таких как Дания и Франция, так и в странах с новым акцентом. в жилищной политике, например, в Испании и Ирландии. Во многих странах после признания того, что методы, используемые для планирования инвестиций в жилье или контроля управления социальной арендой, могут способствовать активному гражданству и участию сообщества, были предприняты значительные попытки передать полномочия по принятию решений местным общинам.

Однако адекватность и эффективность национальных и местных жилищных систем также должны вызывать озабоченность, даже вопрос политики, для Европейского Союза. Главные цели Маастрихтского договора включают поощрение дальнейшей европейской экономической интеграции и содействие социальной сплоченности. В этом отчете не рассматриваются экономические вопросы, но очевидно, что различные нестабильности на рынке жилья, которые жилищная политика может формировать, если не вызывать, препятствовать конвергенции и что подчеркнутая фрагментированность систем аренды и дифференцированное налогообложение домовладения не способствуют межнациональной мобильность рабочей силы.Жилищные системы будут влиять как на общие уровни, так и на структуру затрат и выгод валютного союза. В то же время общепризнано, что рынки жилья и системы социального жилья являются ключевыми интегрирующими системами в любом городе или стране. Социально-экономическое неблагополучие будет отражаться в структуре жилищного строительства, и все чаще появляется мнение о том, что возникающая модель социальной сегрегации, основанная на этнических, а также возрастных и доходных группах, может подорвать сплоченность и конкурентоспособность кварталов, городов и в конечном итоге наций.Жилищные системы и их результаты действительно имеют значение по отношению к целям Маастрихта, см. Maclennan and Stephens (1996).

Это несоответствие между проблемами и компетенциями может поставить перед Союзом некоторые дилеммы. Но даже при нынешних моделях субсидиарности есть по крайней мере две области компетенции, в которых действия в Страсбурге и Брюсселе могут быть расширены. Во-первых, как слишком очевидно демонстрируют последующие разделы этого отчета, отсутствует согласованная, централизованная, текущая информация о жилищных потребностях и политике в рамках Союза.Исследование жилищных вопросов для стран ЕС требует больше навыков терпеливой детективной работы, чем аналитической строгости. Во-вторых, что более позитивно, жилищная политика во многих странах существенно меняется. Речь больше не идет исключительно о надлежащем жилье и его доступности. Она становится все более интегрированной с системами социального обеспечения, целостной политикой в ​​области окружающей среды и восстановления и мобилизацией сообществ. Как следствие, жилищная политика все больше пересекается с областями политики, в которых Союз имеет компетенцию и программы.А это означает, что хорошо продуманные социальные, городские и экологические мероприятия должны учитывать местные жилищные системы и, конечно, что европейские расходы могут иметь значительный эффект в рамках таких подходов.

Жилищная политика и ее результаты, возможно, являются серьезной проблемой для политиков и политиков европейского уровня. В этом отчете представлен вводный общеевропейский анализ трех связанных вопросов. Во-первых, как жилищная политика способствует благополучию более бедных европейцев? Во-вторых, улучшают ли новые инновации политику и практику? Наконец, как Европейский Союз повлиял на результаты жилищного строительства?

Отчет состоит из четырех основных разделов.В главе 2 кратко излагаются жилищные условия и политика для домохозяйств с низким доходом и резюмируются меняющиеся подходы. В главе 3 дается оценка результатов жилищного строительства в Европе в 1990-е годы. Глава 4 содержит краткие очерки опыта конкретных стран и в значительной степени основана на вкладе страновых консультантов. Обобщены политические структуры и организация, акценты, текущие вызовы и инновационные ответы. Глава 5 завершается обзором фондов и инициатив Европейского Союза, которые связаны с деятельностью, связанной с жилищным фондом, и излагает пути, с помощью которых Союз мог бы в дальнейшем содействовать комплексным разработкам политики с участием поставщиков жилья.


1. ЕВРОПЕЙСКОЕ ЖИЛЬЕ: ОБЗОР ПОЛИТИКИ

1.1 Жилищные проблемы

Дом влияет на социальное и экономическое благосостояние домохозяйств множеством способов. По сути, это укрытие от непогоды; это безопасность и конфиденциальность от внешнего мира; это пространство, в котором можно расслабиться, учиться и жить; это доступ к более или менее комфорту. Но дом также помещает домохозяйство в контекст определенного района, который может влиять на доступность родственников, друзей, покупок, досуга, общественных услуг и занятости.И там, где домохозяйства покупают свои дома, жилищная задолженность и благосостояние также являются критическими проблемами для домохозяйства.

Поскольку дом затрагивает качество и осуществимость многих видов деятельности в домашнем хозяйстве, неудивительно, что жилье относительно дорогое, поглощая 15-20 процентов среднего европейского дохода и, при отсутствии субсидий, удваивает эту долю для самого низкого дохода. домохозяйства. Учитывая важность жилищного строительства, неудивительно, что большинство европейских стран в течение последних ста лет придерживались той или иной формы жилищной политики.В общих чертах жилищная политика традиционно касалась

  • доступность, то есть доступ к адекватному жилью, управлению и обслуживанию, для домохозяйств с низкими доходами
  • доступность, включая ограничение бремени жилищных выплат для домохозяйств с низкими доходами
  • , включая повышение стандартов нового строительства или содействие техническому обслуживанию и ремонту для обеспечения адекватных домов для более бедных домохозяйств.

В ряде недавних сравнительных обзоров McCrone and Stephens (1995), Balchin (ed), (1996) и Priemus (1997, готовится к печати) подчеркивается, что доступность, доступность и качество лежат в основе европейской жилищной политики и остаются важные проблемы. Иногда, как указано ниже, они могут быть взаимоисключающими целями с определенным выбором политики. В 1990-е годы, возможно, растущее признание многогранной роли, которую жилье играет в социальной и экономической сплоченности, добавляет новую важную проблему, а именно «интегрируемость политических мер».Например, становится все более важным понимать, как проектирование жилья и управление им взаимодействуют с предоставлением медицинских и социальных услуг в обеспечении инвалидов и пожилых людей. При решении проблемы жилья для бездомных в Европе сейчас не уделяется внимания только решениям и подчеркивается социальная взаимосвязь и занятость. Жилищные программы, которые 20 лет назад изначально задумывались как средство для установки туалетов и ванн в домах для бедных, превратились в крупномасштабную комплексную политику по оживлению кварталов и даже целых городов.Во всех этих важных областях политики меры по обеспечению жильем могут быть необходимы для обеспечения прогресса, но сами по себе этого редко бывает достаточно, Maclennan and Bannister (1996). Современные политические проблемы обычно требуют скоординированного многоотраслевого подхода. «Интегрируемость, поскольку государственные бюджеты ужесточаются и, как мы надеемся, грубая нехватка жилья продолжает уменьшаться, станет доминирующей проблемой в будущей европейской жилищной политике.

Прежде чем рассматривать будущее, важно подытожить, как страны Европейского Союза решают политические проблемы доступности, доступности и качества жилья для граждан.Это довольно сложная задача. Страны по-разному оценивают или выбирают эти цели. Кроме того, они выбрали разные средства для достижения схожих целей, и как цели, так и средства заметно изменились с течением времени. Поскольку влияние жилья и политики сохраняется с течением времени, невозможно понять нынешние модели без ссылки на прошлое. В оставшейся части этого раздела описаны основные методы оказания жилищной поддержки в принципе, а затем дается краткий обзор основных моделей жилищной политики по группам стран Союза и последних основных тенденций.

1.2 Спектр вмешательства

История европейской жилищной политики иллюстрирует весь спектр инструментов жилищной политики. Одним из средств является прямой контроль качества жилья со стороны государства. К концу девятнадцатого века правительства западноевропейских стран уже приступили к осуществлению программ сноса домов и ввели законы о строительных стандартах для устранения неблагоприятных последствий жилищных трущоб для здоровья населения. Однако снос и более высокие стандарты мало что делают для улучшения доступа и доступности для семей с низкими доходами.Контроль над арендной платой, по сути приостанавливающий рыночный механизм, введенный в некоторых странах во время Первой мировой войны, был более широко распространен в 1930-х годах и стал почти повсеместным по всей Европе после 1945 года. Он был «смягчен в Северной и Западной Европе с 1960-х годов, но не в странах Средиземноморья, и в значительной степени сняты во второй половине 1980-х годов, по крайней мере, для новых арендованных помещений. Контроль арендной платы, возможно, обеспечил достижение целей доступности, но в то же время за счет сокращения инвестиций арендодателя часто приводил к снижению качества жилья и уменьшению доступности (хотя последствия для разных стран были разными), Maclennan (1997).

Приостановление рыночных механизмов аренды для предоставления жилья с низкими доходами привело во многих странах к замене рыночных условий на нерыночное жилье (далее именуемое сектором социального жилья). Предоставление социального жилья в Европе началось в Швеции, Дании, Австрии, Германии, Франции, Нидерландах и Великобритании в начале этого века. В некоторых странах, таких как Дания, Германия и Франция, предоставление услуг всегда определялось разнообразным набором некоммерческих поставщиков.Тогда в Великобритании и Нидерландах муниципалитетам была отведена ключевая роль в предоставлении социального жилья. Сектор стабильно рос, за исключением Средиземноморья и Бельгии, в течение первой половины столетия, а затем заметно расширился благодаря реконструкции и обеспечению государства всеобщего благосостояния в 1950-1980 годах. Механизм социального сектора в Европе до этого полагался на субсидии, привязанные к глубокому жилью (обычно 30-50 процентов капитальных затрат) для нового жилья, которое затем сдавалось по ставке ниже рыночной.Качество квартир обеспечивалось строительными стандартами (хотя «качество микрорайонов часто было катастрофическим, им принижалось), а доступность для домохозяйств с низкими доходами обеспечивалась за счет арендной платы ниже рыночной и распределения жилья в соответствии с социальными приоритетами, Приемус (1997).

Предоставление социального жилья и вытеснение рынка — не единственное средство обеспечения доступности, качества и доступности для малоимущих. На самом деле субсидии на крупный капитал или жилищное строительство не являются единственным средством поддержки сектора социального жилья.Некоторые страны, в первую очередь в районе Средиземноморья, стремились достичь социальных целей в жилищном секторе с помощью мер по развитию рынка или стимулирующих мер. Например, в Греции нет социального жилья, а есть государственная поддержка в виде субсидируемых кредитов и налоговых льгот для домовладельцев с низким доходом. Некоторые страны, такие как Германия, при разработке социального жилья также придерживались более нейтрального в отношении прав владения взглядом на то, как преследовать социальные цели в области жилья, а также поддерживали домовладельцев с низкими доходами с 1950-х годов, как это сделали Финляндия и Бельгия, Макленнан и Стивенс. (1996).С начала 1980-х годов программы поддержки домовладельцев с низкими доходами, не в последнюю очередь в области восстановления жилья и восстановления территорий, стали более широко распространенными, отчасти в ответ на неудовлетворенность долгосрочными результатами решений в области социального жилья. Рыночное обеспечение низкодоходного (субсидируемого) жилья стало более важным в Европе в последнее десятилетие.

Социальное жилье, как и рыночное обеспечение, можно сделать более доступным для жителей либо путем предоставления капитальных субсидий для увеличения предложения и ограничения арендной платы, либо путем субсидирования доходов жителей (обычно в отношении их арендных платежей).Опять же, с середины 1970-х годов страны Северной и Западной Европы с крупными системами социального жилья, как правило, переключали модель поддержки со «зданий на» домохозяйства (с целью направления ограниченных ресурсов на более бедные домохозяйства в социальном секторе, см. Ниже ).

Снос домов, определение стандартов, контроль за арендной платой, предоставление социального жилья, создание условий и субсидирование домовладельцев и жилищная поддержка, связанная с доходом, были основными средствами продвижения лучшего и доступного жилья для европейцев с низкими доходами.Предыдущие параграфы намекали на то, как политические подходы менялись в разных странах и менялись с течением времени.

1.3 Разнообразные подходы, общие направления

Подходы к жилищной политике в широком смысле отражены в структурах владения жильем (например, строгий контроль сокращает частную аренду, а приостановка или вытеснение рынка связано с крупномасштабными социальными секторами) и в долях государственных расходов, посвященных жилищной политике.На основе моделей владения жильем и соотношений государственных расходов можно составить широкую классификацию политических систем для достижения целей социальной политики в области жилья. Следует подчеркнуть, что эта классификация — лишь одна из нескольких возможных, она упрощена и основана на данных, относящихся к самому началу 1990-х годов. Он не предназначен для обозначения хороших или плохих подходов, а для иллюстрации широких различий. Расчетные балансы владения жильем в странах и обязательства по государственным расходам на жилье приблизительно представлены в Таблице 1.

Таблица 1: Владение и государственные расходы на жилищное строительство
Страна Срок владения Стоимость жилищной политики
Владелец Занят Сдается в социальном секторе Сдается частным лицам Другое (% ВВП)
Бельгия 62 6 30 0.24 (1988)
Дания 50 18 24 1,02 (1988)
Германия 38 26 36 1,4 (1991)
Греция 70 0 26
Испания 76 2 16 0.98 (1990)
Франция 54 17 21 1,8 (1993)
Ирландия 80 11 9
Италия 67 6 8
Люксембург 67 2 31
Нидерланды 47 36 17 3.20 (1990)
Португалия 66 4 28
Великобритания 66 24 10 3,3 (1993)
Австрия 41 23 22
Финляндия 72 143 11 1.48 (1987)
Швеция 43 22 18 16 * 4,10 (1992)
ЕС 56 18 21

* кооперативный сектор

Источник: Срок владения: ECODHAS; Затраты: Стивенс (1996)


Три страны ЕС, Нидерланды, Швеция и Соединенное Королевство выделяются тем, что имеют большие доли социальных или некоммерческих секторов и затраты на политику, превышающие 3 процента ВВП в год.Это также страны, в которых традиционные роли и подходы к жилищной политике больше всего изменились с 1980-х годов в том смысле, что традиционные роли государства всеобщего благосостояния были поставлены под сомнение. Они также демонстрируют важные различия. В то время как в Великобритании и Нидерландах в результате прошлого контроля за арендной платой и обширной политики по очистке трущоб частные рынки аренды чрезвычайно малы, Великобритания, особенно с 1980 года, активно продвигала домовладение. Швеция придерживается более нейтрального подхода к срокам владения.

Австрия, Дания, Франция и Германия (до

Субсидируемое жилье

Возможные критерии исключения — Заявители могут быть исключены из рассмотрения Жилищным реестром, если применимо одно из следующих условий:

  • Неудовлетворительная история аренды (на основе справок арендодателя (см. Ниже), получения уведомлений о прекращении аренды или проверки прошлой аренды субсидированного жилья).
  • Предоставление ложной или мошеннической информации.
  • Непредоставление запрашиваемых документов или согласие, если необходимо, для проверки предоставленной информации и определения права на участие.
  • Невозможно продемонстрировать способность платить арендную плату и / или неспособность подать заявку и получить доход от программ дохода, таких как, помимо прочего, Министерство социального развития или Пенсионный план Канады.
  • Долг поставщику субсидируемого жилья в Б.C. (см. Раздел f)
  • Не соответствуют требованиям по месту жительства .