Срок возбуждения уголовного дела упк рф: сроки возбуждения уголовного дела и порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Содержание

сроки возбуждения уголовного дела и порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Каждое заявление о противоправном деянии должно быть принято и рассмотрено компетентными в данном вопросе органами в срок, установленный действующим законодательством. Порядок рассмотрения содержит в себе ст 144 УПК РФ. Она будет детально рассмотрена в этой статье.

О чем гласит статья 144 УПК?

В статье 144 УПК РФ детально описан порядок рассмотрения сообщения о преступлении, совершенном или готовящемся, а именно:

  • сроки возбуждения производства;
  • сроки вынесения постановления о начале уголовного производства;
  • порядок действий должностного лица, которому поручено проверить полученное сообщение.

Описанный в статье порядок является обязательным. Его нарушение влечет за собой возможность признания, принятого должностным лицом решения неправомерным. Порядок обжалования решения должностного лица также содержится в рассматриваемой статье.

Основные положения

144 статья состоит из 9 частей. Характеристика первой части включает в себя пункты:

  1. Органы дознания и следствия обязаны принимать и проверять каждое сообщение о готовящемся или совершенном противоправном действии. Если в сообщении говорится о преступлении, которое относится к их подследственности, то они также обязаны принять решение по заявлению в течение установленного настоящим кодексом срока.
  2. По существующим правилам сроки возбуждения уголовного дела или отказа равны 72 часам с момента поступления сообщения.
  3. Осуществляя проверку полученного сообщения, должностные лица имеют право брать объяснения, получать образцы различных материалов для исследования, истребовать документы и предметы, предположительно способные выступать в качестве вещественных доказательств, изымать их в соответствии с порядком, предусмотренным УПК, назначать экспертизы, принимать непосредственное участие в их проведении, получать заключения экспертов, выполнять осмотр мест, бумаг, вещей, трупов, а также требовать проведение проверок.
  4. Помимо прочего, органы следствия и дознания имеют право привлекать к участию перечисленных действий различных специалистов и служащих МВД разного уровня.

Принимающим участие в производстве указанных действий, выполняемых при проверке сообщения о преступлении лицам, должны быть детально разъяснены их права и обязанности, которые предусмотрены настоящим кодексом. Обязанность соблюдения этих прав, в части проводимых процессуальных действий, возложена на должностное лицо, отвечающее за проверку сообщения о готовящемся или совершенном противоправном действии.

В частности, это касается прав, затрагивающих интересы лиц, привлеченных к проведению проверки. Лицо вправе не давать показания против себя и близких родственников, пользоваться услугами защитника, подавать жалобы на действие или бездействие следователей и дознавателей.

Рекомендуем к прочтению:

В ряде случаев лицо, принимающее участие в проверке сообщения, может предупреждаться о недопустимости разглашения полученной им в ходе проведения процессуальных действий информации. При наличии необходимости безопасность участника проверки сообщения о противоправном действии может быть обеспечена в соответствии со статьей 166 настоящего кодекса.

Полученные в ходе проведения проверки данные могут быть использованы как материалы доказательной базы, при условии соблюдения 75 и 89 статей УПК. Если дело будет возбуждено, то потерпевшая сторона и защитник вправе потребовать проведения повторных изысканий касательно указанных доказательств. Подобное ходатайство не может быть отклонено.

Описание других частей статьи 144:

  • Проверка сообщения о противоправном действии, распространенного СМИ, производится по поручению прокурора. Редакция СМИ обязана передать в распоряжение следственного органа все имеющиеся материала, которые подтверждают сообщение. Передаче также подлежат данные субъекта, предоставившего СМИ указанную информацию. Исключением являются случаи, когда лицо поставило условие о передачи данных в анонимном порядке.
  • Мотивированное ходатайство следственного органа или дознавателя является основанием продления сроков вынесения постановления о возбуждении уголовного дела или отказе в выполнении сего процессуального действия на 10 суток. Если имеется необходимость проведения проверок, экспертиз, ревизий, а также оперативно-розыскных мероприятий, то сроки принятия решения о возбуждении уголовного дела могут быть продлены до 30 суток.
  • Заявившее лицо получает на руки документ о принятии сообщения. В этом документе содержатся данные о лице, принявшем заявление, а также дата и время.
  • Отказ в приеме заявления может быть обжалован путем обращения в прокуратуру или суд. Порядок обжалования регламентирован статьями 124 и 125 УПК РФ.
  • Заявления по делам частного обвинения рассматриваются судом в соответствии с положениями 318 статьи УПК РФ.
  • При поступлении сообщения о противоправных действиях, предусмотренных ст. 198-199.1 УК, следователь перенаправляет полученную информацию в налоговый орган, который в свою очередь проводит камеральную проверку и оповещает следствие о ее результатах.

  • Результат рассмотрения материалов, направленных следственным органом в порядке, предусмотренном 7 частью данной статьи, должен быть сообщен в течение 15 суток. Налоговый орган может дать ответ 3 видов: имеет место нарушение налогового законодательства, в отношении лица ведется проверка, признаки преступления отсутствуют.
  • Уголовные дела по статьям 198-199.1 при наличии достаточных оснований возбуждаются после получения ответа из налогового органа, но не позже чем через 30 дней с момента поступления заявления.

Сообщение о преступлении УПК РФ поясняет отправной точкой в уголовном процессе, а его проверка (ст. 144 УПК РФ), это уже второй этап разбирательства, на котором принимается решение о возбуждении дела и начале преследования.

В каких случаях применимы положения ст. 144?

Положения рассматриваемой статьи УПК применимы во всех случаях, когда имело место получение повода к возбуждению дела, то есть:

  • имеется явка с повинной;
  • подано устное или письменное заявление о совершенном или готовящемся противоправном действии;
  • прокурор выделил материалы для проведения проверки;
  • представитель юстиции получил данные о преступлении из иных источников.

По закону проверка анонимных устных и письменных заявлений не осуществляется, так как такие сообщения не могут стать поводом. На практике все обстоит иначе. Если имело место получение анонимного сообщения о совершении тяжкого преступления, то оно, как правило, проверяется.

При этом анонимное заявление может стать поводом к возбуждению дела по факту сообщения заведомо ложной информации. В этом случае заявление выступает в качестве вещественного доказательства, и должностное лицо должно принять меры, направленные на сохранение различных улик, например, если речь идет о письменном сообщении, то на нем могли сохраниться отпечатки пальцев и иные следы.

Комментарии к статье

Наиболее существенные комментарии к рассматриваемой статье таковы:

  • Рассматриваемая статья регламентирует предварительную проверку сообщения о противоправном действии, относящегося к делам частного, частно-публичного и публичного обвинения.
  • Обязанность принимать, регистрировать и проверять сообщения, возложена на органы уголовного преследования, а именно дознание и следствие, а также руководителей этих структур. В то же время принять сообщение в ряде случаев имеет право любой сотрудник МВД, находящийся при исполнении.
  • Заявление должно быть принято независимо от вида противоправного действия, степени его тяжести, времени и места совершения. Если при проведении проверки выяснится, что противоправное действие не подследственно конкретному органу, то все материалы должны быть перенаправлены должностным лицам или структурам МВД, имеющим соответствующую компетенцию.
  • Любое сообщение о преступлении регистрируется соответствующим образом. Как правило, регистрация заключается в постановлении специального штампа с указанием регистрационного номера и даты поступления. Заявителю выдается талон.
  • Проверка заявления осуществляется с учетом правил, перечисленных в 87 статье УПК. Следователь или дознаватель не имеет права проводить проверку без регистрации сообщения.
  • Проверка должна быть завершена в течение 72 часов. По ее завершению должностное лицо может принять несколько решений: возбудить дело, отказать в возбуждении, перенаправить материалы дела в орган, имеющий соответствующую подследственность.
    В последнем случае срок исчисления 72 часов начинается заново.
  • Факт распространения СМИ сообщения о преступлении не является поводом к возбуждению дела. Данное сообщение должно быть обнаружено представителем органа преследования и оформлено рапортом. Именно он считается поводом к возбуждению. Поводом может стать и постановление прокурора, обнаружившего подобную публикацию в СМИ.

Рекомендуем к прочтению:

Сроки предварительно проверки могут быть увеличены, если имеются мотивированные обоснования того, что за 72 часа невозможно провести все требуемые действия.

  • Продление срока до 30 суток допустимо лишь в случае наличия данных, которые подтверждают необходимость проведения проверок, ревизий и различных исследований. Необоснованное продление срока приводит к подмене стадии возбуждения дела и предварительного расследования, что недопустимо. Если сроки проверки истекли, но признаки преступления не выявлены, то дело должно быть возбуждено на основании наличия вероятных данных.
    Несвоевременно принятое решение по вопросу возбуждения дела приводит к сокрытию преступного действия от учета.
  • Следователь или дознаватель имеет право отказаться от принятия дела к своему производству лишь в случае, если речь идет о частном обвинении.
  • Заявления подаются в суд, но это не значит, что заявитель не имеет права обратиться в полицию. Дело в том, что заявитель или его представитель могут неверно определить квалификацию преступления. В свою очередь следователь или дознаватель не принимает дело к своему производству, а направляет в органы мирового судейства.

Наличие огромного количества информации в ст. 144 является причиной того, что к ней регулярно появляются новые комментарии. В частности, на этом сказывается редакция самой статьи и смежных норм.

Юридическая практика

Положения рассматриваемой статьи применимы ко всем случаям. Таким образом существует масса примеров применения данной нормы на практике. Вот лишь некоторые из них:

  1. 15. 03.2017 следователь Н. зарегистрировал заявление о совершении хищения с крупного склада бытовой техники. Суть дела заключалась в том, что имелись следы проникновения в него и вывоза товара. Представители потерпевшей стороны не смогли точно сказать: было ли что-то похищено без проведения ревизии или нет. Таким образом срок принятия решения был продлен до 10 суток.
  2. 19.04.2017 дознаватель И. принял заявление, в котором сообщалось о нанесении гражданину М. телесных повреждений в результате драки. После проведения проверки было установлено, что повреждения имеют легкую степень тяжести. Таким образом дело относится к сектору частных обвинений.
  3. 08.11.2017 в одной из газет было сообщено об умышленном поджоге строения, расположенного на дачном участке. Сотрудник полиции К. составил рапорт, который стал основанием для проведения проверки и последующего возбуждения дела.

Чаще всего поводом становится заявление. Такие сообщения проверяются максимально тщательно.

Какие решения могут быть приняты?

Существует несколько возможных вариантов:

  • возбуждается дело;
  • формируется отказ в возбуждении по причине отсутствия признаков противоправного действия;
  • заявление и наработанные материалы перенаправляются в орган с соответствующей подследственностью;
  • продляется срок принятия решения по заявлению сроком от 3 до 30 дней.

Согласно статистике, наиболее распространенным является первый вариант.

Почему решение по сообщению должно быть принято в кратчайшие сроки?

Законодатель не зря установил срок 72 часа. Если его продлять, то преступник успеет «замести следы» или совершит запланированное.

Практика продления сроков проверки не приветствуется. Регулярное продление сроков может стать предметом интереса контролирующих органов к представителю органов уголовного преследования.

порядок, стадии, понятие и значение

Уголовное производство возбуждается лишь при наличии серьезных и обоснованных причин, ведь речь идет о возможности применения достаточно сурового наказания. Возбуждение уголовного дела допустимо на основании ряда поводов, четко определенных законодателем. Своевременное возбуждение уголовного дела способствует оперативному проведению следственных мероприятий и обеспечивает защиту пострадавшей стороны от противозаконных действий. В данной статье будет разобран процессуальный порядок возбуждения уголовного дела, поводы и основания к выполнению подобных действий, а также причины отказа в возбуждении. Кроме того, будут изучены стадии возбуждения уголовного дела.

Порядок возбуждения

Стадия возбуждения уголовного дела является первой в процессе. Согласно 144 статье УПК РФ, уполномоченные лица обязаны принимать и проверять любые заявления о возможном совершении преступных действий. Решение о возбуждении уголовного дела на их основании принимается в течение 3 дней. Этот срок может быть увеличен до 10 рабочих дней при наличии мотивированного ходатайства следователя или дознавателя. Кроме того, если имеется необходимость проведения проверки документов, экспертиз и прочих мероприятий, то срок и вовсе может быть увеличен до 30 календарных дней.

Возбуждение уголовного дела в УПК рассматривается как первая стадия уголовного процесса. При этом порядок возбуждения напрямую зависит от ряда факторов, а именно:

  • вида противоправного действия;
  • должностного положения лица, подозреваемого в совершении уголовно наказуемого преступления;
  • отличий полномочий должностных лиц, имеющих право возбуждать дела.

Нужно отметить, что согласно российскому законодательству, нарушение порядка возбуждения уголовного дела влечет за собой признание недействительными всех выполненных позже процессуальных действий. Простыми словами, если дело было возбуждено с допущением нарушений настоящих правил, то все последующие процессуальные мероприятия и их результаты, будут признаны недействительными.

Уголовное дело возбуждается по факту совершения преступления и в отношении конкретного человека. В последнем случае требуется указать преступление конкретного человека.

В 20 статье УПК РФ сказано, что уголовное преследование напрямую зависит от тяжести, степени и характера противоправного действия. Преследование может осуществляться в частном, публичном или частно-публичном порядках. В связи с этим процедура возбуждения дела также имеет отличия. Если речь идет о частном или частно-публичном обвинении, то требуется написание заявления о возбуждении дела.

Особенности дел публичного обвинения

В 146 статье УПК РФ сказано, что дела публичного обвинения могут быть возбуждены следующими должностными лицами:

  • следователем;
  • дознавателем или органом дознания;
  • капитанами судов дальнего плавания, руководителями зимовок и геологических разведок;
  • главами дипломатических представительств РФ в других странах.

Вышеперечисленные должностные лица обязаны принимать все сообщения о совершении противоправных действий. При этом порядком возбуждения уголовных дел предусмотрено, что вышеперечисленные лица могут действовать исключительно в пределах своих полномочий. В свою очередь это означает, что возбуждение дела возможно лишь с согласия прокурора. Нужно сказать, что подобный порядок является новшеством для УПК РФ. Оно введено 1 сентября 2016 года с целью предотвратить беспричинное и противоправное возбуждение уголовных дел.

Выяснив, кто возбуждает уголовные дела публичного обвинения, нужно поговорить о соответствующем постановлении выносимым должностным лицом. В нем должна быть указана следующая информация:

  • время и место вынесения постановления;
  • кем составлено и вынесено постановление;
  • повод и основание;
  • статьи уголовного кодекса, на основании которых было заведено дело.

Копия постановления без промедлений отправляется прокурору. Он в свою очередь решает возбуждать дело или нет. Решение прокурора может быть обжаловано в установленные законом сроки.

Поводы для возбуждения

Рекомендуем к прочтению:

Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса — это неотъемлемая, имеющая первоочередное значение часть комплекса мероприятий, направленных на восстановление справедливости, в частности наказание виновных в совершении противоправных, опасных для общества действий. Уяснив, что первая стадия – это возбуждение уголовного дела, нужно детально рассмотреть поводы к выполнению данного действия ответственными лицами.

В качестве таких поводов выступают источники сведений о совершении противоправных действий. Они воспринимаются законом как юридический факт. Согласно 140 статье УПК РФ существует всего 4 повода:

  • заявление о совершении преступления или его подготовке;
  • явка с повинной лица совершившего преступное действие;
  • сообщение о совершении противоправных действиях полученное из любых других источников;
  • постановление сотрудника прокуратуры о направлении материалов в компетентные органы для решения вопроса о возможном преследовании.

Возбуждению уголовного дела в УПК РФ отведено достаточно большое значение. В связи с этим нужно рассмотреть все возможные поводы более детально.

Заявление о совершении преступления или его подготовке

Заявление о противоправных действиях – это наиболее частый повод. Под данным действием подразумевается оповещение компетентных органов о совершении противоправных действий независимо от того, пострадал заявитель или нет. Заявление может быть сделано как устно, так и письменно. Письменное заявление в обязательном порядке должно быть подписано заявителем.

Устное заявление о совершении противоправных действий или подготовке к их выполнению, заносится в протокол, который должен быть подписан заявителем и принявшим сообщение лицом. Помимо этого, в протоколе должны содержаться сведения о заявителе, подтвержденные документом, удостоверяющим личность.

Человек, решивший заявить о совершении преступления или подготовке к нему, заранее предупреждается о том, что согласно 306 статье УК РФ, ложный донос также является противоправным действием. Данная информация фиксируется в документе и подтверждается подписью заявителя.

Нужно отметить, что о преступных действиях можно сообщить и анонимно. Подобное заявление не является поводом для возбуждения. В такой ситуации допускается лишь проверка полученных анонимно сведений.

Явка с повинной

Подобный повод представляет собой признание человека ответственному сотруднику правоохранительных органов о совершении им противозаконных действий. Явка с повинной характеризуется наличием двух обязательных признаков:

  • добровольность;
  • указание о своих преступных деяниях.

Явка с повинной может быть оформлена в устной или письменной форме. Устное заявление фиксируется в протоколе в соответствии с нормами, установленными 3 частью 141 статьи УПК.

Сообщение о противоправных действиях

Данный повод – это различные сведения о противозаконных деяниях, которые получены должностными лицами в процессе выполнения своих служебных функций. К этому виду поводов можно отнести сообщения, находящиеся в СМИ и прочих источниках, о преступлении, которое уже произошло или только готовится.

Рекомендуем к прочтению:

Такие сообщения не адресуются компетентным сотрудникам органов дознания или следствия. Тем не менее, они должны быть проверены на предмет наличия достоверности содержащихся в них сведений. Должностное лицо, обнаружившее признаки состава преступления, должно составить рапорт. Этот документ служит поводом для возбуждения производства. Данный вопрос регламентирован 143 статьей УПК.

Прокурорское постановление может послужить поводом возбуждения уголовного дела в случае, когда должностным лицом были выявлены преступные действия в ходе выполнения им своих обязанностей. Сюда также нужно включить акты и рапорты, оформленные в результате личного наблюдения сотрудника прокуратуры.

Примером возникновения подобного повода может служить прокурорская проверка на каком-либо предприятии, организованная по заявлениям его сотрудников. Если в ходе проверки были выявлены наказуемые нарушения, то прокурор должен написать соответствующее постановление и передать его в органы следствия. Оно и станет поводом для возбуждения.

Основания для уголовного дела

Рассматривая понятие и значение стадии возбуждения уголовно дела, нужно обратить особое внимание на основания подобных действий. Под этим понятием принято считать наличие обоснованных данных, свидетельствующих о совершении преступных действий. Такое понятие как «основание» для возбуждения в УПК не раскрыто. Упоминание о нем содержится во второй части 144 статьи УПК.

Чтобы определить основание для возбуждения, должностные лица должны учитывать следующие факторы:

  • обстоятельства, о которых стало известно;
  • уровень осведомленности об этих обстоятельствах, то есть, вероятность совершения преступных действий.

Таким образом, само понятие «основание» подразумевает под собой информацию о событии и наличии у него признаков преступных действий.

Имеющиеся в распоряжении данные о преступном деянии, нужно рассматривать относительно их характера и объема. Если наблюдается их достаточность для определения вида наказания, то требуется возбуждение дела.

Прежде чем возбудить дело, ответственное должностное лицо обязано провести проверку наличия обстоятельств, которые исключают возможность возбуждения. Для проведения подобной проверки иногда необходимо выполнение ряда следственных действий, например, экспертиза.

Основания для отказа

Получив сообщение о совершении преступления или подготовке к нему, должностные лица должны провести проверку на предмет наличия или отсутствия оснований для возбуждения. Если оснований нет, то должно быть вынесено постановление об отказе в возбуждении. Основания для отказа перечислены в 24 статье УПК. Они таковы:

  • отсутствует факт совершения преступления;
  • нет состава преступления;
  • истек срок исковой давности;
  • обвиняемый или подозреваемый умер. Исключением являются случаи, когда требуется реабилитация усопшего;
  • отсутствует заявление потерпевшего.

Вместе с делом завершается и преследование. Копия об отказе в возбуждении должна быть направлена прокурору и заявителю не позднее 24 часов. В соответствии с российским законодательством, заявитель имеет право обжаловать отказ в разных инстанциях. Жалоба может быть подана руководству следственного органа, прокурору или судье. Подобная возможность регламентирована 125 и 124 статьями УПК РФ.

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, — в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье — страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Статья 146 УПК РФ. Возбуждение уголовного дела публичного обвинения

1. При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

2. В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

1) дата, время и место его вынесения;

2) кем оно вынесено;

3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.

3. Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.

4. Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

5. Уголовные дела в отношении лиц, указанных в статье 447 настоящего Кодекса, возбуждаются в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса.

Что означают статьи 144 УПК РФ и 145 УПК РФ?

Принятие решения о начале уголовного производства допускается только на основании объективного, полного и всестороннего анализа и оценки поступивших сведений. Приняв сообщение о преступлении или покушении на него, должностное лицо обязано проверить информацию, содержащуюся в нем. Порядок рассмотрения поступивших сведений, а также особенности принятия решения по результатам проверки устанавливает не одна статья (144, 145 УПК РФ), что означает, что законодатель особое внимание уделяет четкости и точности проведения предварительных мероприятий, по результатам которых подозреваемый или виновный будет привлечен к ответственности.

Основные вопросы

При поступлении сообщения о преступлении должностное лицо оценивает качество сведений. При этом ему следует ответить на вопросы:

  1. Выступает ли источник данных с заявлением либо сообщением по существу и по форме.
  2. Являются ли факты и события реальными, а информация достоверной.
  3. Имеет ли деяние, о котором сообщается, признаки преступления, можно ли его квалифицировать по какой-нибудь статье Уголовного кодекса.
  4. Необходимо ли проведение мероприятий для предотвращения, пресечения неправомерного поведения, закрепления следов, выяснения информации о пострадавших, оказания им помощи.
  5. Нужно ли выполнять проверочные действия для обнаружения сведений, которые указывают на признаки преступления.
  6. Есть ли сведения о деянии, которое не представляет собой угрозу обществу в силу своей малозначительности.
  7. Относится ли разрешение сообщения, заявления к компетенции органов дознания (либо его следует передать по предметной/территориальной подсудности/подследственности).

В качестве центрального вопроса при рассмотрении сообщения по норме 144 УПК РФ выступает выявление оснований для возбуждения уголовного производства.

Специфика оценочных мероприятий

Обычный порядок рассмотрения сообщений о преступлениях выражен в комплексе последовательных действий органа дознания, следователя, прокурора либо дознавателя. Его устанавливает статья 144 УПК РФ, что означает, что дела, относящиеся к частному обвинению, исследуются несколько иным способом. Он касается компетенции судьи. Перечень проверочных мероприятий, проводимых до того, как будет принято процессуальное решение, приводится в ч. 1 нормы 144 УПК РФ. В ней упоминается возможность выполнения определенных ревизий, проверок. В положениях приводятся исключительно следственные мероприятия, которые разрешается производить без постановления о начале уголовного производства. К ним, в частности, относят осмотр места преступления, назначение судмедэкспертизы, освидетельствование.

Организация проверки

Как правило, к материалам мероприятий, выполняемых по норме 144 УПК РФ, относят разные акты, справки и другие документы. При осуществлении регламентированных законом действий реализуются полномочия должностных лиц от правоохранительных органов. Их круг устанавливается в соответствующих отраслевых законодательных актах. В данном случае реализуются полномочия на получение от должностных лиц и граждан необходимых объяснений. Организацию проверочных мероприятий в круглосуточном режиме относительно сообщений, которые требуют незамедлительного реагирования, выполняют служащие дежурных частей (нарядов, смен), входящих в структуру органов дознания, прокуратуры, предварительного следствия.

Ответственные лица

Их также устанавливает ст. 144 УПК РФ. Что означает «ответственное лицо за организацию проверки»? Это служащий, уполномоченный на осуществление контроля над соответствием предварительных мероприятий установленным требованиям закона. К ответственным лицам относят руководителей органов прокуратуры, предварительного следствия либо дознания. При этом не имеет значения, приняли ли они сообщение лично, непосредственно прибыв на место предполагаемого преступления, либо изучив доклады о поступившей информации, в том числе в отношении которой были приняты неотложные меры реагирования. К последним следует относить:

  • Пресечение и предотвращение преступлений.
  • Установление и преследование подозреваемых по «горячим следам» для их задержания.
  • Выполнение определенных следственных мероприятий по закреплению следов деяния.
  • Введение в действие особых планов по выявлению и задержанию подозреваемых и проч.

Особенности проверки

Ее выполняет прокурор, следователь либо дознаватель. Однако полномочия этих служащих могут возлагаться руководителем компетентного органа либо его заместителем на иных лиц, входящих в его штат, с учетом уровня их юридической подготовки. Это осуществляется посредством утверждения соответствующего организационно-распорядительного акта. Должностные лица, выполняющие проверку либо ее организацию, согласно сведений, которые присутствуют в сообщении и требуют незамедлительного реагирования, в рамках своей компетенции обязаны предпринимать неотложные меры по:

  1. Выявлению признаков преступления.
  2. Пресечению деяния.
  3. Фиксации и сохранению следов и доказательств, требующих изъятия, закрепления и исследования.
  4. Проведению розыскных и оперативных мероприятий для установления и задержания по «горячим следам» или с поличным граждан, совершающих или уже совершивших преступление.

О мерах незамедлительного реагирования по сведениям, присутствующим в сообщении, а также об их результатах докладывается руководителю соответствующего органа либо прокурору для организации дальнейших процессуальных действий. Данная процедура должна осуществляться в короткий срок (в течение суток).

Статья 144 УПК РФ: характеристика

Данная норма считается одной из самых объемных в 19-й главе Кодекса. Статья 144 УПК РФ, как выше было сказано, предусматривает предварительную проверку заявления (сообщения) об уголовном деянии, некоторые средства ее проведения и процедуру их реализации. Вместе с этим в норме устанавливаются: срок данной стадии начала производства, пределы и порядок его увеличения, гарантии соответствия требованиям законодательства и прочие процессуальные положения. Однако не все авторы уделяют должное внимание сути положений, которые присутствуют в ст. 144 УПК РФ. В частности, мало кто разъясняет вопрос, касающийся субъектов, уполномоченных на принятие сообщения. Целесообразно рассмотреть его более подробно.

Принятие сообщения/заявления

Ст. 144 УПК РФ в части первой уголовно-процессуальные положения разъясняет несколько условно. В ней, как и в ч. 2 и 3, упоминается о прокуроре, следователе и органе дознания. В связи с этим многие авторы в комментариях к ст. 144, 145 УПК РФ ограничивают круг исполнителей соответствующих действий именно приведенными субъектами. Некоторые же говорят обо всех должностных лицах, входящих в штат правоохранительных органов, как о сотрудниках, которым вменяется обязанность принятия заявления/сообщения. Между тем эти полномочия возлагаются не только на лиц, которые указаны в нормах 144, 145 УПК РФ, но тем не менее не на всех служащих правоохранительных органов. Принять заявление/сообщение вправе и обязано только то лицо, к компетенции которого относится возбуждение уголовного производства.

Уполномоченные служащие

Кроме лиц, перечисленных в норме 144 УПК РФ, при некоторых обстоятельствах уполномоченным субъектом на возбуждение уголовного дела и, соответственно, на принятие сообщения/заявления может (обязан) быть начальник следственной группы или руководитель следственного отдела. В качестве одного из условий в этом случае выступает получение согласия прокурора. Руководитель группы наделяется правом выделения уголовного дела в отдельное производство. Порядок данной процедуры зафиксирован в ст. 153-155 кодекса. Это указывает на то, что руководитель уполномочен и на оформление дела в отдельное производство для выполнения предварительного расследования вновь совершенного преступления, а также относительно нового лица. Решение об этом, в соответствии со ст. 154, ч. 3, не может приниматься без одновременного возбуждения дела.

Сотрудник следственной группы

Вопрос о его полномочиях остается сегодня спорным. Его право допускается по смыслу норм 144, 145 УПК РФ, что означает, что во всех случаях, когда к члену следственной группы обращаются с соответствующими заявлениями/сообщениями, ему рекомендуется принять необходимые меры для того, чтобы о поступившей информации стало известно руководителю. Это нужно для того, чтобы полномочия на принятие сведений и проведение предварительной проверки были делегированы сотруднику либо проведены при участии начальника.

Правоохранительные органы

Ряд авторов указывает на то, что понятие сотрудника, входящего в штат этих структур, слишком широкое, чтобы применять его в качестве синонима к категории лиц, обязанных принять сообщение/заявление о преступлении. Правоохранительным называют учреждение (а в ряде случаев и служащего — судью, следователя или физлицо, оказывающего гражданам юридическую помощь), которое по закону вправе и обязано обеспечивать защиту интересов, прав и свобод людей и организаций, государства, субъектов, муниципальных образований, поддерживать правопорядок и законность.

Важный момент

Предварительная проверка сообщения/заявления о преступлении выполняется посредством использования процессуальных приемов. Вместе с ними применяются результаты непроцессуальных средств, вовлеченных в процесс. В ряде изданий высказывается мнение, что проверка повода для начала производства выполняется с учетом правил, предусмотренных в 87-й норме кодекса, поскольку большинством сотрудников признается допустимость доказывания на этапе возбуждения дела.

Сообщение о преступлении

Это понятие использует далеко не одна статья (144, 145 УПК РФ). Что означает «сообщение о преступлении»? Данный термин используется в нормах в трех значениях.

  1. В частях 1 и 5 нормы 144 УПК РФ сообщением о преступлении считается не только повод для начала производства, но и любой иной. К последним, в частности, относят явку с повинной и заявление.
  2. Часть 2 144-й статьи указывает только на определенную разновидность сообщения о готовящемся либо уже совершенном противоправном деянии, полученного от разных источников. В соответствии с нормой 143 составляется рапорт о выявлении признаков преступления.
  3. Часть четвертая ст. 144 сообщение о преступлении называет заявлением — поводом для начала производства по делу, предусмотренному ст. 140 и 141.

Дополнительно

Проверка с использованием уголовно-процессуальных средств может выполняться относительно любого повода для начала уголовного производства. Срок этой процедуры исчисляется с момента первого поступления соответствующей информации о готовящемся, совершенном либо совершаемом преступлении в орган дознания, члену либо руководителю следственной группы, прокурору и прочим указанным выше уполномоченным лицам. При этом сообщение должно содержать признаки объективной части состава преступления, имеющие процессуальное значение.

Пределы компетенции

О чем еще рассказывает статья 144 (145) УПК РФ? Здесь указывается на то, что уполномоченные органы принимают сообщение, проверяют его и выносят процессуальное решение. Пределы компетенции предполагают ограничения не только права возбуждения дела, но и возможности осуществления предварительной проверки. Итак, статья 144 (145) УПК РФ не допускает проведение указанных мероприятий лицами, не уполномоченными на начало уголовного производства.

Решения

Мероприятия, предусмотренные ст. 144, 145 УПК РФ, выполняются по определенному порядку. Так, по результатам предварительной проверки начальник следственного органа, дознаватель или иное уполномоченное лицо осуществляет одно из следующих действий:

  1. Отказывает в возбуждении дела.
  2. Передает сообщение по подследственности согласно ст. 151 кодекса, а по заявлениям частного обвинения — в судебную инстанцию.
  3. Возбуждает производство.

О решении, которое будет принято, уполномоченное лицо сообщает заявителю. При этом последнему должно быть разъяснено право на обжалование и сам порядок оспаривания. По смыслу норм 144, 145 УПК РФ, если будет принято решение о передаче материалов по подследственности или в судебную инстанцию, уполномоченные лица должны обеспечить сохранение следов преступления.

Процесс уголовного правосудия

Процесс уголовного правосудия

Уголовное правосудие — это процесс, включающий ряд этапов, начиная с уголовного расследования и заканчивая освобождением осужденного от исправительного надзора. В центре этого процесса — правила и принятие решений.

Правила

Источники правил в области уголовного правосудия включают U.S. Конституция и Билль о правах, конституции штатов, Кодекс США, кодексы штатов, решения судов, федеральные уголовно-процессуальные правила, правила уголовного судопроизводства штатов, а также правила и положения департаментов и агентств. Федеральные правила уголовного судопроизводства, например, регулируют процедуру всех уголовных разбирательств в судах Соединенных Штатов.

по усмотрению

Принятие решений в уголовном правосудии включает больше, чем изучение правил и их применение к конкретным делам.Решения основаны на усмотрении, то есть на личном суждении по выбору альтернативных вариантов действий. Осмотрительность или принятие решений без формальных правил — обычное дело в уголовном правосудии. Осмотрительность вступает в игру всякий раз, когда полиция принимает решение о задержании, расследовании, обыске, допросе или применении силы. Точно так же прокуроры выносят индивидуальные решения при принятии решения о предъявлении обвинения лицу в совершении преступления и заключению сделки о признании вины. Судьи также по своему усмотрению устанавливают залог, принимают или отклоняют сделки о признании вины, выносят решения по досудебным ходатайствам и выносят приговоры.Члены совета по условно-досрочному освобождению по своему усмотрению решают, следует ли и когда освобождать заключенных из тюрьмы.

Этапы уголовного судопроизводства

Основными этапами рассмотрения уголовного дела являются:

  1. Расследование преступления полицией. Целью уголовного расследования является сбор доказательств для установления личности подозреваемого и подтверждения ареста. Для расследования может потребоваться обыск , поисковая инспекция лица или имущества. Вероятная причина — это стандарт доказательства, необходимый для обыска. Вероятная причина означает, что существуют факты или очевидные факты, указывающие на то, что доказательства преступности могут быть найдены в определенном месте.

  2. Арест подозреваемого полицией. Арест предполагает заключение лица под стражу с целью удержания подозреваемого до суда. Вероятная причина — требование закона для ареста. Это означает, что существует разумная связь между конкретным человеком и конкретным преступлением.

  3. Прокуратура обвиняемого по уголовным делам окружным прокурором. Принимая решение о предъявлении обвинения человеку в совершении преступления, прокуроры взвешивают множество факторов, включая серьезность преступления и силу доказательств.

  4. Обвинение большим жюри или подача информации прокурором. Согласно Федеральным правилам уголовного судопроизводства, при возбуждении уголовного дела за преступление, караемое смертной казнью, требуется предъявление обвинения.Прокурор может выдвинуть обвинительное заключение или предоставить информацию по делам о преступлениях, наказуемых лишением свободы. Примерно в половине штатов и в федеральной системе большое жюри решает, выдвигать ли обвинения против человека на закрытом слушании, на котором только прокурор представляет доказательства. Подсудимый не имеет права присутствовать на заседаниях большого жюри и не имеет права на то, чтобы защитник представлял его или ее перед большим жюри. Стандарт для предъявления обвинения человеку в совершении преступления — вероятная причина .В остальных штатах прокурор подает обвинительный документ под названием информация . Предварительное слушание (вероятная причина) проводится для определения того, достаточно ли доказательств для проведения судебного разбирательства. Ответчик и его адвокат могут присутствовать на этом слушании, чтобы оспорить обвинения.

  5. Постановление судьи . Перед судом подсудимый предстает перед судом и подает заявление. Чаще всего люди признают себя виновным и невиновным.

  6. Предварительное заключение и / или залог .Под задержанием понимается период временного содержания под стражей до суда. Залог — это сумма денег, выплачиваемая обвиняемым для обеспечения его явки в суд.

  7. Сделка о признании вины между защитником и прокурором. Обычно в сделке о признании вины обвиняемый соглашается признать себя виновным в обмен на уменьшение обвинения или сокращение срока наказания.

  8. Судебное разбирательство / признание вины судьей или присяжными с участием прокурора и защитника.Судебный процесс проводится судьей или присяжными. Стандарт доказывания для осуждения по уголовному делу — , вина вне разумных сомнений — менее чем 100-процентная уверенность, но более чем высокая вероятность. В случае наличия обоснованных сомнений обвиняемый имеет право быть оправданным.

  9. Приговор судьей. Если обвиняемый признан виновным, судья выносит приговор. Возможные приговоры включают штраф, испытательный срок, срок заключения в исправительном учреждении, таком как тюрьма или тюрьма, или некоторая комбинация надзора в обществе и лишения свободы.

  10. Апелляции , поданные адвокатами в апелляционные суды, а затем рассмотренные апелляционными судьями. Если апелляционный суд отменяет дело, дело возвращается в суд для повторного рассмотрения. С изменением исходное испытание становится спорным (то есть, как будто этого никогда не было). После отмены обвинения прокурор решает, возобновить или снять обвинение. Даже если прокурор откажется от обвинения, обвиняемый может быть привлечен к ответственности позже, если срок давности по преступлению, в совершении которого он обвиняется, не истек.Такой статут накладывает на правительство ограничения по времени для рассмотрения дела.

  11. Наказание и / или реабилитация , проводимая местными, государственными или федеральными исправительными органами. Большинство заключенных отбывают , а не полный срок и освобождаются до истечения максимального срока наказания. Освобождение может быть достигнуто путем отбывания максимального срока наказания, установленного судом, или посредством механизма досрочного освобождения, такого как условно-досрочное освобождение или помилование.

Процесс уголовного правосудия похож на воронку, широкую вверху и узкую внизу. На начальном этапе уголовного судопроизводства имеется много дел, но количество дел сокращается, поскольку лица, принимающие решения, исключают дела из процесса. Некоторые дела прекращаются, а другие направляются для лечения или консультации. Другой способ выразить эффект воронки — сказать, что подозреваемых и обвиняемых намного больше, чем заключенных. Как отмечает исследователь уголовного правосудия Джоэл Самаха, U.S. Конституция требует, чтобы правительство подкрепляло каждое лишение частной жизни, жизни, свободы или собственности фактами. Чем сильнее депривация, тем больше фактов должны предоставить государственные агенты. Для остановки на улице требуется меньше фактов, чем для ареста; для ареста требуется меньше фактов, чем для предъявления обвинения; обвинительный акт требует меньше фактов, чем обвинительный приговор.

Что происходит после предъявления уголовного обвинения

После предъявления обвинения человеку в совершении преступления дело рассматривается в серии судебных слушаний. Перед датой судебного разбирательства могут быть проведены слушания, чтобы установить залог, предъявить обвиняемому официальное обвинение, назначить более позднее судебное разбирательство, заключить сделку о признании вины или заслушать ходатайства или решить другие досудебные вопросы.

Первое слушание по уголовному делу может включать в себя постановление об освобождении под залог, предъявление обвинения обвиняемому или и то, и другое.

Слушания по делу о залоге

Если залог или залог ранее не устанавливался, обвиняемый, находящийся под стражей, будет проходить слушание по делу об освобождении под залог. Слушание назначается как можно скорее после предъявления обвинения.

Большинство слушаний по делу об освобождении под залог проводится в течение суток, но может потребоваться больше времени для внесения залога в выходные дни или в случае праздника суда. В некоторых штатах требуется, чтобы залог был установлен в течение сорока восьми часов, а в соответствии с конституцией США слушание дела об освобождении под залог должно состояться в течение семидесяти двух часов.

В зависимости от обвинения и фактов преступления:

  • Залог может быть установлен в соответствии с графиком освобождения под залог, установленным судом, с указанием конкретных сумм залога, необходимых для правонарушений, перечисленных в графике.

  • В отношении более серьезных правонарушений или правонарушений, не предусмотренных графиком, слушание по делу об освобождении под залог может включать официальное слушание, с назначением залога на основе таких факторов, как серьезность обвинения, предыдущая криминальная история обвиняемого и связи обвиняемого с обществом, и оценка судом того, явится ли ответчик в суд в случае освобождения под залог.

Иногда ответчик освобождается под подписку о невыезде — обещание ответчика явиться на следующее судебное заседание — без требования дополнительного залога.Иногда залог устанавливается в очень большом размере. Подсудимому, обвиняемому в очень серьезных преступлениях, таких как убийство, терроризм или сексуальное насилие, может быть отказано в освобождении под залог или установлен залог в миллионы долларов.

Если залог предоставлен, и ответчик вносит требуемый залог, ответчик будет освобожден из-под стражи. Обвиняемый, освобожденный под залог, должен присутствовать на всех последующих судебных слушаниях, иначе он рискует лишиться залога. Имейте это в виду — если вы предоставите свой дом или свою машину в качестве залога для чьего-либо залога, вы рискуете потерять свою собственность, если человек не явится в суд.

Расположение

Для большинства обвиняемых по уголовным делам первым судебным слушанием является предъявление обвинения судье или магистрату. Обвинение — это судебное заседание, на котором обвиняемому официально зачитываются обвинения. Подсудимый имеет возможность заявить о признании вины при предъявлении обвинения.

Подсудимый, находящийся под стражей, должен быть привлечен к ответственности в течение семидесяти двух часов с момента предъявления обвинения. Если залог не был установлен ранее, предъявление обвинения часто будет проводиться одновременно с слушанием дела об освобождении ответчика под залог.

Обвиняемый, который не находится под стражей, обычно получает уведомление о явке для предъявления обвинения, обычно в течение четырнадцати дней после ареста.

Заявление о признании вины по соглашению

При предъявлении обвинения обвиняемому предоставляется возможность заявить о признании вины по рассматриваемому уголовному делу. Возможные просьбы включают:

  • Виновен : подсудимый может признаться в совершении вменяемого преступления;

  • Не виновен : Ответчик может отрицать свою вину по предъявленным обвинениям.

  • No Contest : «Нет конкурса» или nolo contendere не признает вину, но указывает на то, что ответчик не желает оспаривать обвинения. Если суд принимает это признание, это рассматривается как признание вины.

Ответчик может также молчать без заявления о признании вины, и в этом случае суд сделает заявление о «невиновности» от имени ответчика. Если заявлено о невиновности, суд обычно уведомляет ответчика о его праве хранить молчание и о его праве на адвоката.

Если ответчик является неимущим, ему обычно предоставляется возможность обратиться в суд с ходатайством о назначении адвоката или инструкцией о том, как получить и подать форму петиции.

Для обвиняемого рекомендуется поговорить с адвокатом по уголовным делам, даже если только для бесплатной консультации, прежде чем принять решение о признании вины или отказе от оспаривания. Нет необходимости спешить с заявлением о предъявлении обвинения, а признание виновным в совершении уголовного преступления — это то, что может преследовать вас всю оставшуюся жизнь.Адвокат может рассмотреть обвинения и посоветовать возможные средства защиты, вероятные предложения о признании вины и возможные меры, которые могут позволить вам избежать уголовного обвинения.

Обзор вероятной причины

Когда выдается ордер на арест, суд, выдающий ордер, определяет вероятную причину, чтобы оценить, существует ли вероятная причина как совершения преступления, так и того, что обвиняемый совершил преступление. В случае ареста без ордера выяснение вероятной причины состоится после ареста.

Процесс проверки обычно является неформальным и включает в себя проверку аффидевитов или аналогичных документов, представленных прокурором. Ответчик обычно не присутствует на рассмотрении.

  • Если суд не провел предварительной оценки вероятной причины, как это часто бывает с арестами без ордера, слушание по вероятной причине может проводиться во время предъявления обвинения.
  • Если слушание по вероятной причине совмещено с предъявлением обвинения, объединенное слушание обычно проводится в течение 48 часов с момента предъявления обвинения обвиняемому.
  • Если слушание по вероятной причине состоится по истечении сорока восьми часов, ответчик может оспорить задержку как необоснованную.

Если суд установит, что нет вероятной причины для ареста подсудимого, подсудимый должен быть освобожден.

После предъявления обвинения защита и обвинитель предпримут шаги для подготовки к возможному судебному разбирательству дела. Они также могут участвовать в переговорах по поводу возможной сделки о признании вины.

Уголовное дело

Если обвиняемому предъявлено обвинение в совершении тяжкого преступления, но не было предъявлено обвинение большим жюри, он будет иметь право на предварительное расследование, слушание, на котором обвинение должно продемонстрировать к удовлетворению судьи, что есть основания полагать, что обвиняемые преступления были совершены, и что обвиняемым было лицо, совершившее преступление.Это официальное слушание, включающее представление свидетельских показаний и доказательств. Если ответчик не отказывается от слушания или не соглашается на его перенос, слушание обычно проводится в течение четырнадцати дней с момента предъявления обвинения.

Обвиняемый имеет право допросить свидетелей на этом слушании. В то время как обвиняемый обычно может представить доказательства и может хотеть давать показания, большинство обвиняемых предпочитают не делать этого. Хотя это случается редко, но если суд обнаружит, что прокурор не выполнил свою обязанность по доказыванию, обвинение будет отклонено без надлежащего обоснования.

Если суд удовлетворен доказательствами прокурора, обвинение в уголовном преступлении будет одобрено, и дело будет продолжено. В зависимости от характера обвинения и уголовно-процессуальных норм штата, после предъявления обвинения обвиняемый может быть передан в другой суд для дальнейшего разбирательства. После установления судом вероятной причины ответчик, как правило, считается «связанным» для последующего разбирательства или «считается основанием».

После предварительного рассмотрения может быть последующее предъявление обвинения, в котором обвиняемому предъявляются официальные обвинения (обвинительное заключение или информация ).Эти обвинения составляются прокурором и могут отличаться от любых первоначальных обвинений, выдвинутых полицией. Как и в случае с первым предъявленным обвинением, ответчик имеет возможность опротестовать предъявленные обвинения.

Motion Hearings

До суда защита и обвинение могут подавать ходатайства в суд с просьбой о том, чтобы судья рассмотрел указанные правовые вопросы. Общие ходатайства по уголовным делам включают:

  • Ходатайство о подавлении доказательств : Защита может подать ходатайство о подавлении доказательств, так что оно не может быть представлено прокурором в суде.Например, обвиняемый может утверждать, что доказательства должны быть скрыты как полученные в результате незаконного обыска или неправильно проведенного допроса обвиняемого.

  • Ходатайство в Лимине : Прокурор или защита могут подать ходатайство о том, чтобы суд первой инстанции вынес предварительное решение о допустимости или недопустимости доказательств, которые могут быть использованы в суде. Например,

    • Защита может оспорить допустимость доказательств обвинения, которые, по ее мнению, не могут быть должным образом связаны с обвиняемым или предполагаемым преступлением из-за способа или обстоятельств, при которых были собраны доказательства.

    • Защита может подать ходатайство с просьбой запретить прокурору представить доказательства предыдущих плохих действий ответчика на том основании, что они не имеют отношения к делу или будут чрезмерно подстрекательскими, если они будут известны присяжным.

  • Ходатайство о аннулировании : Ходатайство об аннулировании подано по делу о тяжком преступлении и оспаривает предыдущее обнаружение вероятной причины.

  • Ходатайство об отклонении : Ходатайство об отклонении требует, чтобы суд признал, что обвинение против ответчика должно быть отклонено, будь то на основании закона, фактов дела или комбинации юридических и фактических аргументов.Если обвиняемый успешно пытается скрыть ключевые доказательства из дела прокурора, защита может продолжить ходатайство об отклонении.

  • Ходатайство об изменении места проведения : Ходатайство об изменении места проведения может быть подано на основании утверждения о том, что обвинение было подано не в тот суд, исходя из места, где предположительно произошло преступление, или может потребоваться перенести судебное разбирательство из надлежащего места в другой суд из-за опасений, что факты правонарушения и досудебная огласка в противном случае сделают невозможным справедливое судебное разбирательство для обвиняемого.

Ходатайство об увольнении может быть подано после незаконного ареста, когда все доказательства, представленные обвинением, были обнаружены в результате этого ареста.

Дополнительные судебные заседания

Слушания, которые могут проводиться по мере передачи дела в суд, включают:

  • Досудебное совещание : Слушание, проводимое для того, чтобы назначить дальнейшее разбирательство по делу и, при необходимости, оценить вероятную продолжительность судебного разбирательства и назначить дело для судебного разбирательства.

    Иногда обвиняемый заявляет о признании вины на досудебном слушании. Если заявление не поступило, суд назначит судебное разбирательство по делу (судебное разбирательство без присяжных), суд присяжных или слушание дела о признании вины.

  • Слушание о признании вины : Слушание для принятия решения о признании вины или отказе в оспаривании, обычно как часть согласованного соглашения о признании вины.

  • Конференция по статусу : слушание для проверки статуса дела и того, будет ли оно разрешено путем обращения в суд или до суда.

Подсудимый также может подать иск о том, что он не компетентен предстать перед судом, что означает, что из-за психического заболевания или расстройства подсудимый не может понять выдвинутые против него обвинения, не может понять судебное разбирательство или не может полноценно участвовать в своей защите. Суд может назначить оценку обвиняемого и, если обвиняемый будет признан некомпетентным, может предписать ему пройти медицинское или психиатрическое лечение, чтобы восстановить дееспособность обвиняемого предстать перед судом.

Во время досудебного разбирательства обвинение и защита будут обмениваться требованиями об открытии дела с просьбой, чтобы другая сторона предоставила определенную информацию и доказательства, которыми они располагают.

Открытие прокурора

Обвинение обязано предоставить защите имена и адреса всех соответствующих свидетелей, а также копии письменных или записанных заявлений, сделанных подсудимым или сообвиняемыми.

Обычно обвинение должно предоставлять дополнительную информацию по запросу, такую ​​как копии свидетельских показаний и отчеты экспертов-свидетелей.Конкретные материалы и информация, которыми необходимо обмениваться, будут отличаться от штата к штату.

Обвинение обязано передать защите все оправдывающие и потенциально оправдывающие доказательства, доказательства, которые демонстрируют, что обвиняемый невиновен в преступлении, независимо от того, запрошено это или нет. Часто прокурор не предоставляет ничего, кроме копии полицейского отчета и, возможно, некоторых лабораторных отчетов, если дело касается наркотиков или вождения в нетрезвом виде.

Хотя адвокаты по уголовным делам могут отличаться, прокуроры обычно утверждают, что это скудное открытие соответствует их законным обязанностям.

Открытие от обороны

В рамках так называемого «взаимного раскрытия», если обвиняемый запрашивает раскрытие у обвинения, от защиты может потребоваться предоставить определенную информацию прокурору, включая списки свидетелей, списки вещественных доказательств, информацию о материальных доказательствах и возможность их осмотра. владение ответчиком, а также может потребоваться предоставить экспертные заключения свидетелей.

Показания по уголовным делам

Большинство штатов предусматривают, что показания свидетеля по уголовному делу могут быть приняты, если свидетель не будет доступен для судебного разбирательства.Показания под присягой связаны с явкой свидетеля лично для дачи показаний под присягой, при условии перекрестного допроса, и делается стенограмма, которая может быть использована в последующих судебных разбирательствах. В некоторых случаях осаждения ведется видеозапись.

В небольшом количестве штатов стороны могут проводить показания свидетелей до начала судебного разбирательства с разрешения суда. В некоторых штатах допускается снятие показаний по уголовным делам без постановления суда.

Большинство штатов не допускают дачи показаний по уголовным делам, за исключением чрезвычайных обстоятельств, например, если ожидается, что важный свидетель скончался до суда.Многие штаты, которые разрешают давать показания, ограничивают время их получения, например, разрешая их только для уголовных дел и предлагая специальные ограничения для показаний несовершеннолетних или жертв в судебном преследовании за сексуальные преступления.

Утвердительная защита — это защита, первоначальное бремя доказывания которой несет ответчик. Если обвиняемый предлагает утвердительную защиту, ответчик должен доказать, по крайней мере, большинством доказательств, что факты дела поддерживают защиту. Обвиняемый обычно должен заранее уведомить о намерении выступить с положительной защитой или специально запросить слушание по определенным предполагаемым возражениям, прежде чем эти возражения могут быть высказаны в суде.

В зависимости от законодательства штата это требование может применяться к таким средствам защиты, как:

  • Алиби : Утверждение о том, что обвиняемый находился в другом месте в момент совершения преступления.

  • Безумие или снижение дееспособности : Заявление о том, что в связи с психическим состоянием, заболеванием или расстройством ответчик не должен нести уголовную ответственность за действия, лежащие в основе обвинения.

  • Принуждение : Требование о том, что обвиняемый должен быть полностью или частично освобожден от уголовной ответственности в связи с его действиями в ответ на достоверные угрозы, насилие или аналогичные действия со стороны другого лица или лиц.

  • Необходимость : Требование о том, что ответчик должен был действовать в нарушение закона, чтобы предотвратить больший ущерб.

  • Самозащита : Действия ответчика были оправданы в соответствии с законами юрисдикции о самообороне.

Цель требования об уведомлении — дать возможность прокурору подготовиться к защите, а также собрать доказательства и опросить свидетелей для отвода защиты. Обвиняемый, выступающий в защиту невменяемости, обычно осматривается государственным психиатром, и отказ обвиняемого пройти обследование обычно не позволяет обвиняемому выступить с такой защитой.

Иногда у обвиняемого могут возникнуть трудности с поиском свидетеля, важного для защиты по уголовному делу. Подсудимый может обратиться в прокуратуру за помощью в поиске свидетеля и обеспечении его явки в суд. Помощь может включать в себя отслеживание пропавшего свидетеля, а также выдачу и вручение повесток в суд.

Неимущие обвиняемые часто могут получить большую помощь, чем обвиняемые, которые могут позволить себе нанять собственных адвокатов и следователей.Однако из-за доступа прокурора к информации, которая недоступна обвиняемому, и возможности получить помощь от полицейских органов, прокурор обычно обязан помочь любому обвиняемому найти пропавшего свидетеля.

Иногда обвиняемый имеет право на участие в программе предварительного следствия. Когда это возможно, участие обвиняемого в программе по устранению нарушений приостанавливает уголовное преследование по делу. Если подсудимый успешно завершит программу диверсии, уголовное дело будет прекращено.В противном случае дело возвращается в архив и передается в суд.

Условия и доступность программ переадресации могут значительно варьироваться от штата к штату и даже от суда к суду в пределах штата. Программы отвлечения могут включать требования, включая консультирование, посещение школы или работы на полную ставку, посещение уроков воздействия на потерпевшего, скрининг или консультирование на предмет злоупотребления психоактивными веществами и выплату возмещения.

Программы переадресации не доступны повсеместно и, даже если они доступны, могут быть открыты только для небольшого числа обвиняемых или для небольшого набора обвинений.Многие программы утечки нацелены на молодых правонарушителей, не имеющих серьезных судимостей.

Управление Организации Объединенных Наций по предупреждению геноцида и ответственности за защиту

Фон

Временный орган Организации Объединенных Наций в Камбодже (ЮНТАК).
Фото ООН / Джон Исаак

Неясно, в каком контексте впервые появился термин «преступления против человечности». Некоторые ученые [1] указывают на использование этого термина (или очень похожих терминов) еще в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого века, особенно в контексте рабства и работорговли, и для описания зверств, связанных с европейским колониализмом в Африке и в других местах, таких как, например, зверства, совершенные Леопольдом II из Бельгии в Свободном государстве Конго.Другие ученые [2] указывают на заявление, опубликованное в 1915 году правительствами союзников (Франция, Великобритания и Россия), осуждающее массовые убийства армян в Османской империи, как источник использования этого термина в качестве ярлыка для категория международных преступлений.

С тех пор понятие преступлений против человечности эволюционировало в соответствии с международным обычным правом и юрисдикцией таких международных судов, как Международный уголовный суд, Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии и Международный уголовный трибунал по Руанде.Многие государства также криминализируют преступления против человечности в своем внутреннем законодательстве; другие еще не сделали этого.

Преступления против человечности еще не кодифицированы в специальном международном правовом договоре, в отличие от геноцида и военных преступлений, хотя предпринимаются попытки сделать это. Несмотря на это, запрет преступлений против человечности, аналогичный запрету геноцида, считается императивной нормой международного права, отступление от которой не допускается и которая применима ко всем государствам.

Римский статут 1998 года об учреждении Международного уголовного суда (Римский статут) — это документ, отражающий последний консенсус международного сообщества по этому вопросу. Это также договор, который предлагает наиболее обширный список конкретных действий, которые могут составлять преступление.

Определение

Римский статут Международного уголовного суда

Статья 7
Преступления против человечности

  1. Для целей настоящего Статута «преступление против человечности» означает любое из следующих действий, когда оно совершается как часть широкомасштабного или систематического нападения, направленного против любого гражданского населения, если известно о нападении:
    1. Убийство;
    2. истребление;
    3. порабощение;
    4. Депортация или насильственное перемещение населения;
    5. Тюремное заключение или другое жестокое лишение физической свободы в нарушение основных норм международного права;
    6. Пытки;
    7. Изнасилование, сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация или любая другая форма сексуального насилия сопоставимой тяжести;
    8. Преследование любой идентифицируемой группы или сообщества по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, гендерным, как определено в параграфе 3, или по другим основаниям, которые повсеместно признаны недопустимыми в соответствии с международным правом, в связи с любым действием, указанным в настоящем параграф или любое преступление, подпадающее под юрисдикцию Суда;
    9. Насильственное исчезновение людей;
    10. Преступление апартеида;
    11. Другие бесчеловечные действия аналогичного характера с умышленным причинением сильных страданий или серьезных телесных повреждений или психического или физического здоровья.
  2. Для целей пункта 1:
    1. «Нападение, направленное против любого гражданского населения» означает поведение, включающее многократное совершение действий, упомянутых в пункте 1, против любого гражданского населения в соответствии с политикой государства или организации, направленной на совершение такого нападения, или в поддержку такой политики;

Состав преступления

Согласно статье 7 (1) Римского статута, преступления против человечности не обязательно должны быть связаны с вооруженным конфликтом, они также могут иметь место в мирное время, подобно преступлению геноцида.В той же статье дается определение преступления, которое содержит следующие основные элементы:

  1. A физический элемент , который включает совершение «любого из следующих действий»:
    1. Убийство;
    2. истребление;
    3. порабощение;
    4. Депортация или насильственное перемещение населения;
    5. Тюремное заключение;
    6. Пытки;
    7. Сексуальное насилие в тяжких формах;
    8. Преследование;
    9. Насильственное исчезновение людей;
    10. Преступление апартеида;
    11. Прочие бесчеловечные действия.
  2. A контекстный элемент : «когда совершается в рамках широкомасштабного или систематического нападения, направленного против любого гражданского населения»; и
  3. A ментальный элемент : «со знанием нападения»

Контекстуальный элемент определяет, что преступления против человечности включают либо крупномасштабное насилие по отношению к числу жертв, либо его распространение на широкий географический район (широко распространенное), либо методический тип насилия (систематический).Это исключает случайные, случайные или отдельные акты насилия. Кроме того, статья 7 (2) (а) Римского статута определяет, что преступления против человечности должны совершаться в рамках политики государства или организации, направленной на совершение нападения. План или политику не нужно четко оговаривать или формально принимать, и поэтому их можно вывести из совокупности обстоятельств.

В отличие от геноцида, преступления против человечности не должны быть нацелены на конкретную группу.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Back to top